Свадебные мотивы в лирике поэтов 20 века. Какие строки из включенных в раздел стихо­творений вы бы предложили в качестве эпиграфа к “Мотивам былого в лирике поэтов XX века”? Вопросы по докладу

Урок литературы в 8 классе. Мотивы былого в лирике В.Брюсова. Стихотворение В. Брюсова "Три кумира" Цель урока:      познакомить с творчеством В.Я. Брюсова (обзор); привить интерес к творчеству В.Я. Брюсова; дать анализ стихотворений Брюсова «Три кумира» выработать навык выразительного чтения стихотворений; выработать умение давать анализ лирических произведений способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу. Оборудование: портрет В. Я.Брюсова, презентация, аудиозапись стихотворения, распечатки стихотворения «Три кумира». Ход урока: 1. Введение в тему. Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи. Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, ­ своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение. Вслушаемся в строки стихотворения: В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле, - Попирая, в гордости победной,

Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой, - Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 2.Творческая история стихотворения. Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300­ летия царствующего Дома Романовых, ведь любой юбилей - всегда время всеобъемлющих и результирующих оценок. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему – история создания монументов в приложении, презентации), поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. 3. Аналитическое прочтение стихотворения.  Создавая поэтический образ Петербурга, Брюсов пишет о нем:

В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.  Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения. В строфе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”. Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; Император предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг - змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие - «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи. Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. И понятно почему. От предков осталась империя, ее величие, грандиозность, сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться без монархических реформ. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет о Николае - «А другой, с торжественным обличьем». Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника. «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, наверное, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, - это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя ­ реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.

В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте - обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие выразительные слова ­ характеристики, соотносимые с данным памятником: «в полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова - «с мощностью наследной».  К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» - «едет» - «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где­то там - во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз. Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же - рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения - 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос. 1. Напишите мини­сочинение «Как Брюсов показывает драматизм своего времени в стихотворении «Три кумира»?

  1. Какие строки из стихо-творений вы бы предложили в качестве эпиграфа к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»?
  2. К этой теме часто предлагают в ка-честве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и от-дельные строки, которые взяты из прочи-танных стихов: «Минули годы, годы, го-ды…»; «Пропало славы обветшалой вос-поминанье навсегда…».

    Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестома-тии. Всегда можно расширить выбор, до-бавляя стихотворения.

  3. Каков масштаб осмысления прошлого поэта-ми серебряного века?
  4. Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обра-щались к прошлому. При этом они отчет-ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет вре-мени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

  5. Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатле-ние? Выучите наизусть это стихотворение и напи-шите письменный отзыв о нем.
  6. Обычно выбирают стихотворения геро-ического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой «Гене-ралам двенадцатого года». Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоци-ональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обыч-но отмечают яркость воспроизведения ге-роев прошлого. Материал с сайта

    Письменный отзыв об этом стихотворе-нии обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голо-са, они «цари на каждом бранном поле и на балу».

    Они — не просто генералы, а «генералы своей судьбы», юноши, способные подчи-нить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотво-рение.

В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во- первых, уже слишком много сказано об этом предшественни­ками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над ме­стом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической литературой, продолжают жить и в современно­сти. Так, многих поэтов увлекает традиция гражданственности, идущая от Рылеева, Некрасова, Маяковского. С наибольшей, пожалуй, четкостью и поэтической силой воплотил эту тради­цию в современной поэзии Евтушенко. Не случайно он отка­зывается противопоставлять свою интимную лирику лирике политической, более того, – именно последнюю и называет гордо своей интимной лирикой: «Но когда я писал о фашистах стихи там, в Финляндии, ночью тревожной, были губы мои го­рячи и сухи,- было мне не писать невозможно. Я писал, до зари не смыкая глаз, исчеркал всю бумагу до листика… Это был – и прямой социальный заказ, и моя интимная лирика!» И не слу­чайно именно этим поэтом во вступлении к поэме «Братская ГЭС» сказаны знаменательные слова: «Поэт в России – боль­ше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прооб­раз. Цоэт подводит, не впадая- в робость, итог всему, что было до него».

Высоко ценя таких гениев русской поэзии, как Лермонтов, Блок, Пастернак, Есенин, Ахматова, Евтушенко все же выбирает своими ориентирами прежде всего Пушкина, Некрасова и Мая­ковского, и тема поэзии связывается Евтушенко прежде всего с огромной нравственной ответственностью перед людьми, выра­зителем чьих переживаний и мыслей должен быть поэт: «О, дай мне, боже, быть поэтом! Не дай людей мне обмануть».

Здесь искали:

  • сочинение на тему русская лирика 20 века
  • русская лирика 20 века сочинение
  • о финляндии сочинение

Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме "Мотивы былого в лирике поэтов XX века"?

К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: "Тени прошлого", "Старина", "Прапамять", но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: "Минули годы, годы, годы…"; "Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…".

Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.

Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного века?

Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.

Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой "Генералам двенадцатого года". Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоциональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.

Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они "цари на каждом бранном поле и на балу".

Они - не просто генералы, а "генералы своей судьбы", юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.