Судан в лицах. Суданцы (арабы Судана)

СУДАНЦЫ, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада ; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая «своё» племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Суданцы, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая "своё" племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Ю. М. Кобищанов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 498.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Судан может читаться землей древней цивилизации. Точнее, он всегда был землей, которую эксплуатировали всякие другие цивилизации. Еще древние египтяне совершали походы южнее нильских порогов в страну Нубию (от слова «Нуб», то есть золото). Египтян привлекали здесь золоторудные прииски, а также черные рабы, которых они называли «нехси» (отсюда и слово «негр»). Уже в 9 веке до н.э. здесь существовало государство Напата (первое в истории государство чернокожих), которое позднее носило название Мероэ. В дальнейшем здесь получило распространение христианство, так что страна, которую обычно называли Нильской Эфиопией (чтобы не путать с другой), была одним из центров восточного христианства. Впрочем, цивилизованные христианские государства негров располагались на севере современного Судана, в то время как на юге господствовал еще (впрочем, во многом сохранившийся и до нашего времени) родоплеменной строй.

Начиная с 9 века в этот край стали проникать арабы. Они распространяли свой язык, религию, и сами стали селиться здесь. Постепенно они покорили местных негров. К 16 веку христианство на севере Судана полностью исчезло. Здесь стал господствовать ислам и арабский язык, сложились несколько небольших арабских султанатов. В результате смешения арабов с местными неграми в северной части современного Судана стал складываться особый народ, считающий себя частью общеарабской общности, но резко отличающийся от большинства арабов расово-антропологическими чертами. Не случайно этот край получил название «Судан», (по-арабски «билад аль-судан», что переводится как «страна черных»). Суданские арабы в расово-антропологическом плане считаются мулатами, хотя среди них встречаются и «чистые» негры. Собственно белых в арабском Судане примерно 5-7 %. В основном это потомки египтян.

На юге по-прежнему жили самые разнообразные племена, часть из которых пребывала в состоянии каменного века. Большинство жителей суданского юга относятся к нилотской группе народов.

В 1820-22 гг. Судан был завоеван правителем Египта. Египетские чиновники, среди которых преобладали даже не арабы, а турки, черкесы, албанцы и европейские авантюристы самого разного происхождения, создали административное деление на провинции, которое сохраняется в Судане до сегодняшнего дня. В 1869-74 гг. находящиеся на службе у правителя Египта воинские подразделения под командованием англичанина Бейкера завоевали регион Верхнего Нила и область Дарфур. В результате этого границы Судана стали примерно соответствовать современным. Под властью египтян Судан превратился в поставщика чернокожих рабов, слоновой кости и страусиных перьев. Впрочем, распространение в Судане различных западных товаров, идей, и особенно стремление европейцев отменить рабство вызвало взрыв негодования у суданских арабов.

В 1881 году местные мусульмане подняли восстание под руководством некоего плотника Ахмеда, объявившего себя Махди (мусульманским мессией). Англичане, захватившие к этому времени Египет, первоначально потерпели неудачу в борьбе с махдистами. Те создали свое теократическое государство, жившее по законам шариата. Черные рабы и слоновая кость караванами отправлялись к Красному морю, и государство махдистов процветало. После трехлетней военной кампании 1896-98 гг. англичане разгромили махдистов и подчинили себе северный Судан. После этого они еще долго завоевывали языческие племена негров юга.

В 1899-1956 гг. Судан имел странный статус англо-египетского кондоминиума. Иначе говоря, всеми делами вершили англичане, начальниками среднего ранга были египтяне, на местном уровне начальниками были суданцы с севера. Что касается южан, то они были только податной массой. Как видим, Судан был классической иллюстрацией к известному правилу «Разделяй и властвуй»! Впрочем, европейские миссионеры сумели обратить часть племен юга в христианство, так что и здесь появился небольшая прослойка европейски образованной интеллигенции.

При англичанах в Судане были проложены железные дороги, начато судоходство по Нилу, получило развитие хлопководство, по развитию которого страна занимала в 30-е гг. одно из первых мест в мире. Но в целом англичан эта колония интересовала мало, поскольку она была убыточна, и этим объясняется нежелание как масштабных проектов в Британском Судане, так и желания сохранить саму колонию.

В 1952 году в Египте к власти пришел поклонник Роммеля и сторонник социализма полковник Гамаль Насер, который объявил об отказе от совместного с Британской империей управления Суданом. Англичане, которым Судан после потери Индии и Суэцкого канала и даром был не нужен, в 1953 году дали ему самоуправление, предполагавшееся завершиться полным провозглашением независимости, намеченной на 1 января 1956 года.

В преддверии провозглашения независимости северяне объявили арабский язык государственным на юге, стали распространять ислам, наконец, поувольняли почти всех военных и немногочисленных чиновников из южных народностей. Понятно, что южанам это не понравилось, и 18 августа 1955 года на юге началось восстание. Так еще до провозглашения независимости разразилась гражданская война. Против центрального правительства сражались различные племенные формирования, из которых только треть была вооружена огнестрельным оружием. Остальные на первых порах использовали копья, луки и стрелы. Примерно с 1963 года на юге выделилась повстанческая организация с романтическим названием «Анья-нья», что в переводе означает «яд кобры». Анья-нья получала помощь оружием и инструкторами от Израиля, лидеры которого с удовольствием смотрели на ослабление арабской страны. Ряд соседних стран, конфликтовавших с официальным Хартумом, предоставил свои территории для тренировочных лагерей партизан. Постепенно «яд кобры» распространился на большую часть юга.

Тем временем, в Судане политическая история переживала неумолимое повторение циклов - сначала слабая, неэффективная парламентская демократия, потом жестокая диктатура, потом опять демократия, потом вновь диктатура. После эфемерных правительственных кабинетов 1956-58 гг., власть захватил генерал Аббуд, правивший железной рукой и пытавшийся силой оружия раздавить партизан на юге. После его свержения в 1964 году опять было 5 лет ничего не сделавшей демократии, после чего власть в мае 1969 года перешла к генералу Нимейри. Начинал Нимейри как сторонник арабского социализма, и даже его партия называлась ССС (Суданский социалистический союз). Впрочем, Нимейри быстро расправился с местными коммунистами и поменял ориентацию, став исламистом. Он расстрелял большинство своих эсесесовцев и привлек к власти организацию «братья-мусульмане».

Но первоначально для юга, казалось, прекрасное начало дней Нимейри означало надежду на мир и автономию. В 1972 году в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, по которому война прекращалась, 3 южные провинции получали широкую автономию. Но недолго музыка играла. Нимейри все дальше заходил в политике исламизации. В 1983 году он ввел законы шариата во всей стране. По распоряжению президента закрыли все питейные заведения, вино вылили в Нил, ввели исламские наказания. Для эффективности приведения приговоров в исполнение придумали даже специальную маленькую гильотинку для отсечения рук воров, а также специальные разборные виселицы.

Понятно, что на христианско-языческом юге шариат встретили в штыки, причем в буквальном смысле слова. С 1983 года там началась новая гражданская война. В том же году на юге страны была образована христианская повстанческая организация «Армия освобождения суданского народа» (SPLA). Существовал еще ряд других группировок, в частности, «Анья-нья-2», но они постепенно были разгромлены SPLA.

Нимейри был свергнут в 1985 году, и опять последовали 4 года демократии, которая ничего не добилась. Война продолжалась. В 1989 году после военного переворота власть перешла к новому президенту по имени Омар Хасан Ахмет аль-Башир. Новый диктатор решил переплюнуть Нимейри в исламизме, публично объявив, что будет жить по заветам аятоллы Хомейни. Юг генерал стремился усмирить и исламизировать привычными ему методами. Для юга обычными явлениями стали массовые расстрелы, сожжение деревень, бомбардировки и тому подобные вещи. Впрочем, если американцы такими методами устанавливают демократию, то почему распространение ислама не может вдохновляться передовыми западными образцами?

Вообще Судан во многом стал напоминать талибский Афганистан. Рабство в Судане существует совершенно открыто. Многие негры юга становятся рабами, преимущественно в качестве домашней прислуги у богатых мусульман. В Хартуме и еще некоторых городах существуют невольничьи рынки. Черный раб на севере Судана стоит не более 15 долларов, в то время как его родственники должны заплатить за его освобождение 50-100 долларов. Столь большая прибыль обусловлена тем, что многих рабов выкупают христианские благотворительные организации, что иногда подталкивает работорговцев захватывать одних и тех же людей по нескольку раз. Маленьких мальчиков часто кастрируют, поскольку для гаремов правоверных требуются евнухи. Впрочем, в самом Судане используется только часть черных евнухов, большинство из них экспортируется в страны Персидского Залива.

Поскольку в районах, населенных «неверными», имеется нефть, то суданские власти даже придумали специфический способ пополнения казны путем «нефтяных рейдов». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламские солдаты проводят зачистку с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и больницы. Такая «артподготовка» длится до нескольких недель, после чего следует карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и наконец, возвращение с добычей на север.

Кроме того, суданские военные и банды исламистов придумали замечательный способ, как отличить черного правоверного от южного кафира. При зачистке южной деревни со всех жителей снимают штаны, и если находят того, кто не обрезан, немедленно пристреливают. Впрочем, партизаны юга стали применять эти же методы, зачищая юг от мусульман.

Итак, Судан - это несостоявшееся государство. Промышленности, кроме хищнической добычи нефти, нет никакой. На юге, впрочем, вообще преобладает натуральное хозяйство. Средняя продолжительность жизни в стране - 51 год (даже в России выше, так что есть на кого равняться). Заметим, что в этой стране 40% населения имеют доход менее чем в 1 (один) американский доллар в день. По ВВП на душу населения страна занимает 181-е место в мире. Ниже уровня бедности (африканского уровня!) - 40 % населения. Уровень безработицы - 18,7 %. Реально не имеет работу 1/3 населения. Грамотность, по официальным данным - 71 % мужчин, 50 % женщин. Но эти цифры можно поставить под сомнение, поскольку суданские арабы говорят на своих диалектах, весьма отличающихся от литературного арабского. Это примерно то же самое, если государственным языком во Франции сделать латынь. Так что многие выпускники выносят из суданских школ знание наизусть целых сур из Корана, но не в состоянии прочитать инструкцию по пользованию пылесосом, (которых, впрочем, мало кто в Судане имеет).

В конце концов, многолетняя война надоела даже джихадистам, и 9 января 2005 года, было подписано перемирие, положившее конец второй войне на юге, стоившей 2 миллиона жизней, и превратившее такое же количество людей в беженцев. Во исполнение этого перемирия ровно через 6 лет и состоялся референдум об отделении.

Впрочем, мир в Судане не наступил, поскольку с 2003 года началась война в провинции Дарфур. Показательно, что абсолютное большинство дарфурцев, разделенных на сотни племен, исповедуют ислам. Но вопреки всем рассуждениям об исламской солидарности, дарфурцы с энтузиазмом режут друг друга. Однако в Дарфуре много нефти и ее удобней транспортировать, так что не удивительно, что на Западе вдруг вспомнили, что в Судане не в порядке с правами человека. В марте 2009-го Международный уголовный суд признал аль-Башира виновным в геноциде в Дарфуре и выдал ордер на его арест. Разумеется, аль-Башир использовал этот ордер в солдатском сортире по прямому назначению, но важен факт «черной метки» главе режима.

Итак, референдум по отделению Юга Судана начался. Даже если аль-Башир объявит о победе сторонников единого Судана, это не имеет значения. Это только отодвинет юридическое признание уже давно отделившегося юга.

Значение референдума не в том, что распадется страна, которая никогда и не была единой. Более того, даже то, что вслед за югом отделится Дарфур, и, возможно, еще некоторые суданские провинции, также имеет второстепенное значение. Важен прецедент распада страны в 21 веке. Теперь ветер сепаратизма будет дуть в паруса самостийников на всех континентах.

Для России в суданском крахе есть тот позитив, что в отдельно взятой стране терпит полное фиаско исламская модель общественного устройства. Как бы омерзительна не была западная система, мусульманское средневековье вряд ли может стать ей достойной альтернативой. Среди американских негров распространено мнение, что христианство - религия белых, а вот ислам может быть исконной религией черных. Но действительность Судана опровергла эти суждения. Расовая дискриминация арабских мулатов в Судане была ничуть не лучше апартеида в Южно-Африканской республике. «Исламская экономика» и соответствующее «исламское общество» по образцу Хомейни оказалось в Судане (и не только там) кровавым мракобесием.

Итак, на юге Судана после более чем полувековой борьбы рождается христианское государство. Официальные результаты референдума будут объявлены не ранее середины февраля, однако уже сейчас мало кто сомневается в том, что Южный Судан получит независимость: для принятия такого решения необходимо просто большинство голосов. Официально новое государство может появиться 9 июля 2011 года.

Поздравим же мужественных христиан южносуданского государства с победой!