Строение твердых тел жидкостей газов и плазмы. Строение газообразных, жидких и твердых тел

Является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Тот, кто доказал всему миру, что он Человек с большой буквы. Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения.

Поэт Саша Черный. Краткая биография

Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

Молодые лета

С 1901 по 1902 год Александр служил рядовым солдатом, после этого работал в Новоселенской таможне. В это время газета «Волынский вестник» печатает первое произведение молодого писателя - «Дневник резонёра», что вызвало к нему особый интерес местной интеллигенции. Именно это дало парню кличку «поэт». Саша Черный не перестал писать даже в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1905 году. Он издавался в таких газетах и журналах, как «Журнал», «Альманах», «Маски», «Зритель» и другие. Хоть и популярность поэта возрастала, но не все было так гладко, как могло казаться на первый взгляд. Сатира «Чепуха», напечатанная в журнале «Зритель», привела к закрытию издания, а сборник «Разные мотивы» запретили в связи с несоблюдением цензуры. Из-за этого молодой поэт имел проблемы с властями и владельцами журнала, некоторое время его не принимали в обществе, сделали своеобразным изгоем.

Учеба и работа

Во время проживания в Германии Александр не только творил и писал свои гениальные работы, но также обучался в Гейдельбергском университете на протяжении 1906-1908 годов. Саша Черный, биография которого и так насыщена вызывающими событиями, и далее продолжает писать то, что запрещает цензура, но это его не останавливает. В 1908 году он снова возвращается в Санкт-Петербург, где становится сотрудником журнала «Сатирикон», а также печатается в таких изданиях, как «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости», издает первые книги.

Первая мировая

Во времена Первой мировой войны Александр служил рядовым офицером в пятой армии при полевом лазарете. В это же время работал как прозаик, издавая сборники и детские книги.

Произведения Саши Черного

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.

Поэт Саша Черный, биография которого и так увенчана множеством интересных и загадочных фактов, скончался 5 августа 1932 года во время пожара, который он помогал тушить. Он не умер в огне, он умер дома после всех событий - просто лег на кровать и больше не встал. Несмотря на всю гениальность и величественность поэта, могила Александра не найдена и до сегодня. Она затерялась, так как заплатить за нее было некому, да и не чем.

Все, что осталось

Жена Александра умерла в 1961 году - единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.

На сегодняшний день

Саша Черный, биография которого является одной из наиболее интересных, оставил после себя большое наследство книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются все люди, вне зависимости от возраста и положения в обществе, что свидетельствует о популярности и умении автора затронуть человека за живое.


По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

Cлайд 1

Cлайд 2

Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович) (1 октября 1880, Одесса, Российская империя – 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) – русский поэт-сатирик, прозаик. Родился в 1880г в Одессе. Родился он в семье провизора - зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, часто их наказывал.

Cлайд 3

В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним. Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Поэтому отец решил крестить всех детей, после чего Саша Черный в 9 лет всё же поступил в гимназию, откуда его вскоре исключили «за двойку по математике». Мальчик остался без средств к существованию, отец и мать перестали отвечать на письма сына с мольбами о помощи.

Cлайд 4

Статья начинающего журналиста Александра Яблоновского о горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей, была напечатана на страницах "Сына отечества" – одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К Роше, и тот решил взять Сашу к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

Cлайд 5

Гимназию в Житомире Саша Черный не заканчивает из-за конфликта с директором. Затем Саша служит в армии. По возвращении в Житомир он начинает сотрудничать в газете "Волынский вестник", открывшейся 1 июня 1904 г. Однако через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он перебирается в Петербург.

Cлайд 6

В 1905 году Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу и полностью посвятить себя литературе. Первое же опубликованное им стихотворение «Чепуха» в журнале «Зритель» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем во всех сатирических журналах. С 1908 года Саша Черный – один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Cлайд 7

Саша Черный написал несколько детских книжек («Тук-тук», 1913; «Живая азбука», 1914). Постепенно творчество для детей стало главным занятием писателя, именно оно явилось началом истории детской книги в России ХХ века. Для детей была составлена двухтомная хрестоматия «Радуга. Русские поэты для детей» (Берлин, 1922).

Cлайд 8

О том, что Саша Чёрный - блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный – оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. Самый знаменитый сборник его детских стихов «Детский остров» для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции, увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык - гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам.

Cлайд 9

«Детский остров» Вот настоящая, прочная книга для детей, чудесный подарок от нежного, но и строгого Волшебника. Удивительной тайной владеет Саша Черный: его стихи и рассказы одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых дядей – признак высокого мастерства и художественной правды. А главное, с детьми он не фамильярничает и у них не заискивает. Раскрываешь наугад любую страницу – и очаровываешься прелестью красок и теплотою содержания. И чувствуешь, что все у него живые: и дети, и зверюшки, и цветы. И что все они – родные. Тонкими, точными, забавными и милыми чертами обрисованы: и кот, и барбос, и таракан, и попка, и мартышка, и слон, и индюк, и даже крокодил, и все прочее. И всех их видишь в таком наивном и ярком освещении, как видел летним свежим утром в раннем детстве бронзового чудесного жука или каплю росы в зубчатом водоеме гусиной травы. Помните? А как хороши у Саши Черного детские игры и вечерние песенки! Александр Куприн о Саше Черном (28 мая 1915 г. Гатчина).

Cлайд 10

У него были пушистые лёгкие волосы. Тихий и молодой голос. Глаза точно у Чарли Чаплина: большие, чёрные,выразительные. Когда он смотрел на детей или на цветок, его лицо становилось необычайно светлым. Таким увидели Сашу Чёрного его современники. Владимир ПРИХОДЬКО Им были написаны так же «Кошачья санатория», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» «Серебряная ёлка» Сказки,рассказы.

Cлайд 11

Произведения Саши Чёрного, впервые опубликованные в журнале «Мурзилка»: Итальянская сказка про старика Аньело (1996 год, 12 выпуск).

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Саша Чёрный сочинил не только рассказ про крокодила, но и весёлое стихотворение. Я угрюмый крокодил И живу в зверинце. У меня от сквозняка Ревматизм в мизинце. Каждый день меня кладут В длинный бак из цинка, А под баком на полу Ставят керосинку. Хоть немного отойдешь И попаришь кости… Плачу, плачу целый день И дрожу от злости… На обед дают мне суп И четыре щуки: Две к проклятым сторожам Попадают в руки.

Cлайд 15

Ах, на нильском берегу Жил я без печали! Негры сцапали меня, С мордой хвост связали. Я попал на пароход… Как меня тошнило! У! Зачем я вылезал Из родного Нила?.. Эй ты, мальчик, толстопуз, - Ближе стань немножко… Дай кусочек откусить От румяной ножки! (1920)

Cлайд 16

Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть. «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Колыбельная для куклы», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» - любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.

Cлайд 17

«Кто?» «Ну-ка, дети! - Кто храбрее всех на свете?» Так и знал - в ответ все хором нараспев: «Лев!» - «Лев? ха-ха… легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш - Мышь! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша, поел все крошки. Что!»

Cлайд 18

«Скрут» «Кто живёт под потолком?» - Гном. «У него есть борода?» - Да. «И манишка, и жилет?» - Нет… «Как встаёт он по утрам?» - Сам. «Кто с ним утром кофе пьёт?» - Кот. «И давно он там живёт?» - Год. «Кто с ним бегает вдоль крыш?» - Мышь. «Ну, а как его зовут?» - Скрут. «Он капризничает, да?» - Ни-ког-да!..

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми логопедической группы (6-7 лет) по теме «Саша Чёрный».

Подготовительная работа. Рассматривание фотографий Саши Чёрного и иллюстраций к его произведениям. Чтение и разучивание наизусть стихов Саши Чёрного. Организация выставки книг Саши Чёрного. Иллюстрация полюбившихся стихотворений Саши Чёрного вместе с родителями.

Ход досуга.

В музыкальном зале развёрнута выставка рисунков детей к произведениям Саши Чёрного; на мольбертах – фотографии поэтов. Звучит тихая, спокойная музыка.
Педагог : Пушкин…Лермонтов…Агния Барто… Чуковский… Кто эти люди и что их связывает?. (ответы). Конечно же, это великие поэты. А кто такой поэт? Кого из поэтов вы ещё знаете? Поэт Саша Чёрный. Посмотрите, сколько здесь фотографий великих поэтов, но вы должны выбрать одну – фотографию Саши Чёрного. (ребята находят нужную фотографию).
Педагог: Дети, сегодня на наш вечер поэзии пришли родители. Они хотят тоже познакомиться с творчеством поэта и узнать про него как можно больше.
Ребёнок : В семье Саши было пятеро детей. Двоих братьев звали Сашами: светлого – Саша белый, а тёмного – Саша чёрный. Настоящая его фамилия – ГЛИКБЕРГ.
Педагог : А родился наш поэт в Одессе. Где находится этот город? (ответы детей). Маленькому Саше мама пела колыбельные песни, но очень редко, так как была больна. Одно из стихотворений называется «Колыбельная для куклы». Послушаем его. (выходит девочка с куклой).
Баю, кукла, баю – бай,
Спи, а то придёт Бабай.
Мячик спит, и утка спит,
Ослик в сумочке храпит.

Если крепко будешь спать,
Дам конфетку полизать.
Встанешь, сказочку скажу –
Про слона… и про Жужу.

Интересно – ай – ай – ай!
Только раньше надо бай.

Ребёнок: В 9 лет Саша поступил в гимназию. Он уже тогда писал стихи. Больше всего ему нравилось писать про животных. Послушайте стихотворение «Слон».

1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты всё качаешь головой?
2-й ребёнок:
Оттого, что потому, что потому –
Всё я думаю, дружок, и не пойму…
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь…
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать?..

Педагог: Почему же Слонику так грустно? (ответы). Да, он в клетке, он одинок, но у маленького мальчика очень доброе сердце и он дарит слонику друга – маленького игрушечного слонёнка.
А вы видели когда – ни будь сверчка? (ответы). Может, слышали, как он поёт? Я тоже никогда не видела сверчка, но думаю, что он похож на большого кузнечика. Дело в том, что он обычно поёт поздно вечером или ночью. Давайте прочтём гостям стихотворение «Сверчок».

Что поёт сверчок за печкой?
«Тири – тири, надо спать!».
Месяц выбелил крылечко,
Слон взобрался на кровать…

Он в лицо Катюше дышит:
«Ты, коза, закрой глаза!».
Катя слышит и не слышит,
За окном шуршит лоза.

Кто там бродит возле дома?
Мишка с липовой ногой,
Дочка сна, колдунья – дрёма?
Чёрт ли с Бабою - Ягой?

Ветер просит за трубою:
«Пи! Мне холодно! Пусти!»
Это что ещё такое?
В лес, на мельницу лети…

Катя ждёт, поджав коленки.
Тишина…И вот опять
Друг – сверчок запел со стенки:
«Тири – тири, надо спать!».

Педагог : Я думаю, что сверчок так и будет жить в доме, стрекотать по вечерам, убаюкивая детей.
Саша, как и все дети, очень любил игрушки и мог часами разглядывать их в игрушечном магазине. Даже став взрослым, он иногда покупал какую – ни будь игрушку, приносил её домой, ставил на стол и забавлялся ею.
А вот это стихотворение Саша написал для своей сестрёнки. «Плакса».

Ребёнок:
Визг и слёзы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки.
Пляшут бантики на юбке,
Нос горит, раскрыты губки.
Вот блоха!
Уронила с маком пышку –
Испугалась пе – ту – ха!...
То ли дело быть мальчишкой –
Ха – ха – ха!

Педагог: У Саши Чёрного не было детей, но если бы они были, то он бы им пел на ночь такую песенку.

Ребёнок:
Синий – синий василёк,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же… Всех синей
Глазки девочки моей!

Педагог: Да… папы и мамы очень любят своих детей и готовы целыми днями отвечать на их вопросы. А какие вопросы задают им дети, мы сейчас узнаем. Стихотворение «Приставала».

1-й ребёнок:
Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
2-й ребёнок:
Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
3-й ребёнок:
Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
4-й ребёнок:
Отчего у няни
Волосы в сметане?
5-й ребёнок:
Отчего у птичек
Нет рукавичек?
6-й ребёнок:
Отчего лягушки
Спят без подушки?
Педагог:
Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Да, у детей всегда в запасе сотни вопросов. Ну, а сейчас я вам буду задавать вопросы. А вы отвечайте. Обыгрывание стихотворения «Скрут». (физкультурная пауза).

Кто живёт под потолком?
-Гном!
У него есть борода?
-Да!
И манишка, и жилет?
-Нет!
Как встаёт он по утрам?
-Сам!
Кто с ним утром кофе пьёт?
-Кот!
И давно он там живёт?
-Год!
Кто с ним бегает вдоль крыш?
-Мышь!
Ну, а как его зовут?
-Скрут!
Он капризничает, да? -Ни-ког-да!

Педагог: А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в зоопарк. (дети подходят к импровизированной клетке, в которой находится крокодил). Ребёнок читает стихотворение «Крокодил».

Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут
В длинный бак из свинца,
А под баком на полу
Ставят керосинку.

Хоть немного отойдёшь
И попаришь кости…
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…

На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.

Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.

Я попал на пароход…
Как меня тошнило!
Ух! Зачем я вылезал
Из родного Нила?
Эй, ты, мальчик – толстопуз,
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить от румяной ножки!

Педагог: Скажите, как живётся крокодилу в зоопарке? (ответы детей)
Давайте поможем ему освободиться. (Ребята «разбирают» клетку и выпускают крокодила в воду). Вот так-то лучше!
Поглядите, ещё одна клетка. Давайте посмотрим, кто находится в ней?
(Приоткрывают и видят мартышку).
Ребята, а сейчас наши родители прочтут вам стихотворение «Мартышка».
-Отчего ты, мартышка, грустна
И прижала к решётке головку?
Может быть, ты больна?
Хочешь сладкую скушать морковку?

Я грустна оттого,
Что сижу я, как пленница, в клетке,
Ни подруг, ни родных – никого,
Ни зелёной развесистой ветки…
В африканских лесах я жила,
В тёплых, солнечных странах;
Целый день, как юла,
Я качалась на гибких лианах…
И подруги мои –
Стаи вечно весёлых мартышек-
Коротали беспечные дни
Средь раскидистых пальмовых вышек.
Каждый камень мне был там знаком,
Мы ходили гурьбой к водопою,
В бегемотов бросали песком
И слонов обливали водою…
Здесь и холод и грязь,
Злые люди и крепкие дверцы…
Что я сделала им?
Ты добрей их, ты дал мне морковь,
Дал мне свежую воду,-
Отодвинь у решётки засов,
Отпусти на свободу!..

Бедный зверь мой, куда ты пойдёшь?
Там на улице ветер и вьюга.
В переулке в сугробе заснёшь,
Не увидев горячего юга…
Потерпи до весны лишь,- я сам
Выкуп дам за тебя, и уедем
К африканским весёлым лесам.
К чернокожим соседям.
……………………………………………………..
А пока ты укройся теплей
И усни. Пусть во сне хоть приснится
Ширь родных кукурузных полей
И мартышек весёлые лица.

Педагог: Саша Чёрный в Берлине (этот город находится в Германии) посетил зоопарк и, под впечатлением увиденного, написал эти стихи про животных. Как вы думаете, что же будет с мартышкой дальше? (ответы детей). Я тоже надеюсь, что придёт добрый человек, выкупит её и отвезёт в Африку, к таким же мартышкам, как она.
Сейчас я предлагаю вам проиллюстрировать одно из стихотворений Саши Чёрного. Каждый возьмите со стола листок с заданием (педагог зачитывает каждому, что он будет рисовать и дети садятся за приготовленные столы с карандашами, красками, листами бумаги, кисточками, мелками и рисуют, родители помогают). Ребята, теперь займите место, которое указано на заданиях (дети встают друг за другом и в намеченном порядке вывешивают рисунки на стенде). Хотите узнать, какое стихотворение получилось? Послушайте (название стихотворения не проговаривается).

Стихотворение «Перед сном».
Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везёт на тачке хрюшку,
А за хрюшкою дракон,
Длинный, словно макарона…
За драконом красный слон,
На слоне сидит ворона,
На вороне стрекоза,
На стрекозке – тётя Даша…
Чуть прижму рукой глаза –
И сейчас же все запляшут!
Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.
Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.
Сердцу жарко, нос горит.
По ногам бегут мурашки,
Тьма кругом, как страшный кит,
Подбирается к рубашке…
Тише мышки я тогда.
Зашуршишь – и будет баня:
Няня хитрая, беда,
Всё подсмотрит эта няня!
«Спи, вот встану, погоди!».
Даст щелчка по одеялу,-
А ослушаешься – жди
И нашлёпает. Пожалуй!
Педагог : Вот такие картинки посещали, наверное, Сашу Чёрного, когда он ложился спать.
А вы о чём думаете, когда остаётесь одни перед сном? (ответы детей). Скажите, как бы назвали это стихотворение? (ответы детей). А называется очень просто – «Перед сном».
Мы с вами прочтём ещё много добрых, умных, весёлых стихотворений у Саши Чёрного, а из ваших рисунков смастерим книжку.

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково - Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».

Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.

Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.
С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.

Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.

В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.

В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

    Фалес Милетский считается основоположником греческой философии, а, соответственно, и европейской философии вообще. Милет – город на периферии греческой цивилизации, где по большей части и зарождалась философия

  • Некрасов Николай Алексеевич

    22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным.