Строение и значение нервной системы таблица. Значение нервной системы для организма

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием нервной системы. А также поговорим о ее значении.

Тема: Нервная и эндокринная система

Урок: Значение, строение и функционирование нервной системы

Нервная система

Нервная система - одна из главных систем, делающих наш организм не просто суммой миллиардов клеток, а уникальным единым организмом.

Нервная система регулирует и координирует работу всех систем и органов, поддерживает постоянство внутренней среды организма, и позволяет человеку успешно выживать в непростых, постоянно изменяющихся условиях.

Конечно, нервная система справляется с этим не в одиночку. Важнейшими системами, обеспечивающими целостность нашего организма, являются также эндокринная и иммунная. Тем не менее, говоря о регуляторных системах человеческого организма, в первую очередь имеют в виду нервную систему. Дело в том, что она первой успевает ответить на изменение ситуации, а ее реакция является самой быстрой и адресной. Для нервной системы характерна точная направленность нервных импульсов, большая скорость проведения информации. Именно работа этой системы служит основой для психической деятельности человека, его мышления, речи, сложных форм поведения.

Нервная ткань

Основа нервной системы - нервная ткань . Нервная ткань состоит из нервных клеток - нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.

Нейрон - основная структурно-функциональная единица нервной ткани. Основные функции нейронов - генерация, проведение и передача нервного импульса - электрического сигнала, передающегося по нервным клеткам.

Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки бывают короткими и длинными. Длинные отростки нервных клеток пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. У большинства нейронов длинный отросток имеет оболочку из особого жироподобного вещества миелина. Миелиновая оболочка способствует изоляции нервного волокна. Нервный импульс проводится по такому волокну быстрее, чем по лишенному миелина. По наличию или отсутствию оболочки все отростки делятся на миелинизированные и немиелинизированные.

Миелиновая оболочка имеет белый цвет, что позволило разделить вещество нервной системы на белое и серое. Тела нейронов и их короткие отростки образуют серое вещество мозга, а волокна - белое вещество.

Функциональное различие отростков нейронов связано с проведением нервного импульса.

Отросток, по которому импульс идет от тела нейрона, называется аксоном. У большинства нервных клеток аксон - это длинный отросток.

Отросток нейрона, по которому импульс идет к телу клетки, называется дендрит. Нейрон может иметь один или несколько дендритов. Дендриты, отходя от тела клетки, постепенно ветвятся под острым углом.

Синапсы

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях - синапсах . Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон. В них конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом - медиатором. Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса, пузырьки лопаются и жидкость, содержащая медиаторы, попадает в синаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу, то есть возбудиться, или выйти из работы (затормозиться).

Классификация нейронов по функциям

Нейроны различаются по своим функциям и подразделяются на чувствительные, вставочные и двигательные.

Чувствительные нейроны - это нервные клетки, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма.

Двигательные (исполнительные) нейроны - нейроны, иннервирующие мышечные волокна и железы.

Вставочные нейроны обеспечивают связь между чувствительными и двигательными нейронами.

Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.

Классификация нервной системы по месторасположению

Нервную систему (по месту расположения ) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической - нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Нервы - пучки длинных отростков, покрытые общей оболочкой, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Если информация по нерву идет от рецепторов в головной или спинной мозг, то такие нервы называют чувствительными, центростремительными или афферентными. Эти нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов.

Если информация по нерву идет из центральной нервной системы к исполнительным органам (мышцам или железам), то нерв называется двигательным или эфферентным. Двигательные нервы образованы аксонами двигательных нейронов.

В смешанных нервах проходят как чувствительные, так и двигательные волокна.

Нервные узлы - это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания - разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

Классификация нервной системы по функциям

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).

Соматическая нервная система (от греческого «сома» - «тело») регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. С ее помощью мы можем произвольно (по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Деятельностью внутренних органов, реакциями обмена веществ, поддержанием постоянства внутренней среды организма человека управляет автономная или вегетативная нервная система . Ее название происходит от греческого слова «автономия» - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

Автономная нервная система

Автономная система представлена двумя отделами - симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное - расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.

Рефлексы

Основной принцип работы нервной системы - рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга. В состав рефлекторной дуги входит рецептор, воспринимающий раздражение. По аксону чувствительного нейрона возбуждение попадает в центральную нервную систему и может распространиться непосредственно на двигательный нейрон или сначала на вставочные нейроны, а уже через них на эфферентный нейрон. По аксону эфферентного нейрона возбуждение достигает исполнительного органа, чаще всего мышцы. В результате возбуждения деятельность этого органа изменяется, например, мышца сокращается.

Рефлексы подразделяются на соматические, заканчивающиеся сокращением скелетных мышц, и вегетативные, в результате которых меняется работа внутренних органов. Примером наиболее простого соматического рефлекса может служить дуга коленного рефлекса, состоящая всего из двух нейронов - чувствительного и двигательного.

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под ред. Пасечника В. В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 39, задания и вопрос 6,7,8,9.

2. Какие выделяют отделы нервной системы по месту расположения?

3. Опишите строение нейрона.

4. Подготовьте реферат о заболеваниях нервной системы.

Значение нервной системы в организме человека огромное. Ведь она ответственна за взаимосвязь между каждым органом, системами органов и функционированием человеческого организма. Деятельность нервной системы обусловлена следующим:

  1. Установлением и налаживанием взаимосвязи между внешним миром (социальной и экологической средой) и организмом.
  2. Анатомическим проникновением в каждый орган и ткань.
  3. Координированием каждого обменного процесса, протекающего внутри организма.
  4. Управлением деятельностью аппаратов и систем органов, объединяя их в одно целое.

Значение нервной системы человека

Для того чтобы воспринимать внутренние и внешние раздражители нервная система имеет сенсорные структуры, находящиеся в анализаторах. Эти структуры включат в себя определенные устройства, способные воспринимать информацию:

  1. Проприорецепторы. Они собирают всю информацию, касающуюся состоянием мышц, костей, фасций, суставов, наличия клетчатки.
  2. Экстерорецепторы. Располагаются в коже человека, органах чувств, слизистых оболочках. Способны воспринимать раздражающие факторы, полученные из окружающей внешней среды.
  3. Интерорецепторы. Расположены в тканях и внутренних органах. Ответственны за восприятие изменений биохимического характера, полученных из внешней среды.

Основное значение и функции нервной системы

Важно отметить, что с помощью нервной системы осуществляется восприятие, анализ информации о раздражителях из внешнего мира и внутренних органов. Также она ответственна и за ответные реакции на данные раздражения.

Организм человека, тонкость приспособления его к изменениям в окружающем мире осуществляет, в первую очередь благодаря взаимодействии гуморальных механизмов и нервных.

К основным функциям относятся:

  1. Определение и деятельности человека, что являют собой основу его социальной жизни.
  2. Регуляция нормальной жизнедеятельности органов, их систем, тканей.
  3. Интеграция организма, его объединение в единое целое.
  4. Поддержание взаимосвязи всего организма с окружающей средой. В случае изменения условий внешней среды, нервна система осуществляет приспособление к данным условиям.

Для того чтобы точно понять, какое значение имеет нервная система, необходимо вникнуть в значение и главные функции центральной нервной системы и периферической.

Значение центральной нервной системы

Она являет собой основную часть нервной системы как человека, так и животных. Ее главная функция – это осуществление различного уровня сложности реакций, называемых рефлексами.

Благодаря деятельности ЦНС мозг способен сознательно отражать изменения во внешнем сознательном мире. Ее значение в том, что она регулирует разного рода рефлексы, способна воспринимать раздражители, полученные как от внутренних органов, так и из внешнего мира.

Значение периферической нервной системы

ПНС соединяет ЦНС с конечностями и органами. Ее нейроны расположены далеко за пределами ЦНС – спинного и головного мозга.

Она не защищена костями, что может привезти к механическим повреждениям или вредным действиям токсинов.

Благодаря правильному функционированию ПНС координация движений тела имеет согласованность. Эта система ответственна за сознательный контроль действий всего организма. Отвечает за реагирование на стрессовые ситуации и опасность. Увеличивает частоту пульса. В случае возникновения волнения, повышает уровень адреналина.

Важно помнить, что о своем здоровье необходимо заботиться всегда. Ведь когда человек ведет здоровый образ жизни, придерживается правильного режима дня, он никаким образом не нагружает свой организм и, тем самым остается здоров.

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

презентация содержит материалы о самых красивых цветах их фото,а так же легенды, притчи и истории о происхождении названии...

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.

Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.

Нервная система (классификация по топографическому принципу): центральная $→$ головной мозг, спинной мозг; периферическая $→$ нервы, нервные окончания, нервные узлы.

Нервная система (анатомо-функциональная классификация): соматическая; автономная $→$ симпатическая, парасимпатическая.

2. Строение и виды нейронов. Рефлекс и рефлекторная дуга

1 . Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.

2 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.

3 . Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации ней-ронов и заполните схему.

Типы нейронов $→$ чувствительные $→$ проведение импульса в УНС $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ вставочные $→$ соединяют нейроны $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ двигательные $→$ от УНС к рабочему органу $←$ Функции нейронов .

4 . По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.

5 . Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Нейрон — нервная клетка.

Сплине — место функционального контакта нейронов.

Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.

Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.

6 . По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлек-торной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.

7 . Сформулируйте определения понятий.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.

Нервная система

По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс ).

По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов (нервы ). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему (чувствительные ). 4. Часть нервной системы, представленная нерва-ми, нервными узлами и нервными окончаниями (периферические ). 5. Рефлексы, кото-рые формируются в течение жизни (условные ). 6. Нейроны, передающие им-пульсы от центральной нервной системы к рабочему органу (двигательные ). 7. Отросток нервной клетки (аксон ). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами (вставочные ).

3. Строение и функции спинного мозга

Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.

4. Строение и функции головного мозга

1 . Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.

Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.

2 . Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолгова-том мозге.

3 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.

5. Организация и значение больших полушарий головного мозга

Заполните таблицу.

Головной и спинной мозг

По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом (центральная ).

По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположен-ные в органах чувств (рецепторы ). 3. Отдел головного мозга, участвующий в ко-ординации движений, поддержании позы и равновесия тела (мозжечок ). 4. Ко-решок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон (передний ). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга (затылочная ). 6. Вещество моз-га, образованное скоплениями тел нейронов (серое ). 7. Отдел головного мозга (таламус ). 8. Складки коры больших полушарий (извилины ). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий (зрительная ). 10. Мозг, расположенный в полости черепа (головной ). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека (лобная ). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона (височная ).

6. Общий план строения автономной нервной системы

1 . Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.

Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы

Особенность Отдел автономной нервной системы
симпатический парасимпатический
1 2 3
Место выхода волокон из спинного мозга грудной поясничный сегмент средний, продолговатый, крестцовый отдел спинного мозга
Расположение ганглиев по обе стороны позвоночника вблизи и внутри инертных органов
Длина преганглионарных и постганглионарных нервных волокон преганглионарные короче постганглионарных преганглионарные длиннее постганглионарных
Медиатор адреналин ацетилхолин
Условия усиление и ускорение работы органов замедление ритма
Общие эффекты активация систем организма в критических ситуациях контроль «повседневных» функций

2 . Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.

Урок 12. Общий план строения нервной системы и ее функции. Строение нервной ткани и ее свойства

19.01.2015 5066 738

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной тка­ни».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Карточка № 1

- Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянс­тво внутренней среды?

- Какое это имеет значение для деятельности организма?

Карточка № 2

- Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гумо­ральная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.

Карточка № 3

- Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эн­докринной систем органов?

Карточка № 4

- Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуля­ция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.

2) Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных при­мерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)

III. Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система».

Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упомина­нии этих слов.

Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использова­нием рассказ о нервной системе.

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

- нейрон. Главное свойство нервной ткани - возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

Таблица. Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной сис­темы

Совокупность специальных структур, объ­единяющая и координирую­щая деятельность всех органов и систем организ­ма в постоянном взаимодействии с внешней сре­дой

1. Согласование работы всех орга­нов и систем организма.

2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза.

3. Ориентация организма во вне­шней среде и приспособитель­ные реакции на ее изменения.

4. Организация деятельности, при­

водящая к удовлетворению пот­ребностей.

5. Материальная основа психи­ческой деятельности

чувствительные

двигательные

вставочные

Центральная НС Головной мозг Спинной мозг Периферическая НС Нервы Ганглии Соматическая (произвольная) Автономная (непро­извольная) Парасимпатическая Симпатическая

принцип дейс­твия

IV. Изучение новой темы

1) Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

- Как достигается согласованность работы разных органов?

- Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

- Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

- Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)

2) На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых поз­волит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются назва­ния блоков схемы.

Значение нервной системы

Самостоятельная работа . Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясня­ется значение нервной системы в жизни человека.

При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого аб­заца сделайте пометку карандашом:

«V» - знакомая информация;

« t » - новая информация;

«-»- думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.

(После выполнения работы сотрите пометки)

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.

После обсуждения оформляется второй блок схемы.

Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.

На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся крат­кий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).

Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной сис-

I смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

> Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.

л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 10 3 -10 4 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.