Стратегия. Ранняя игра

Джейд друид это новая топ колода друида, построенная на нефритовых големах, каждый следующий голем получает +1/+1, вплоть до максимума – 30/30.

Нефритовый идол позволяет призывать их бесконечно, и защищает вас от фатиг урона, что очень эффективно против медленных контроль колод, таких как контроль воин.

Рено матчи к нам благосклонны, но если Рено лок или маг попадут в темпо – они могут украсть у вас победу, при этом может хвать одного Казакуса.

Агро пират матчи очень сложны, использование Буйного роста на втором ходу ведет к сильному отставанию, и как результат – проигрышу.

Здесь все чаще зависит от руки противника, нежели вашей. Так что, делаем правильный выбор и надеемся на лучшее.

В стартовую руку…

с контроль:

с агро и мид:

Замены для Джейд друида

Увеличить свои шансы с агро колодами вам поможет замена Живые корни на одного Вестника рока. Это позволить очистить доску и заставит противника чаще делать размен, чем бить лицо.

С контроль колодами мы меняем те же Живые корни, на еще одного Аукционера. Заменив таким образом малоэффективное заклинание, на карту, которая значительно ускорит вашу победу.

"Рамп Друид" - колода, пользующаяся бешеной популярностью в последнее время. И это неудивительно, ведь если научиться играть такой доской, то вы сможете не только увеличить процент выигранных боев, но и стать одним из чемпионов. В этом небольшом гайде мы расскажем о том, как собрать эту колоду, а также о стратегии боя.

Что такое "Рамп Друид"?

Прежде чем приступить к обзору этой колоды, следует понять, что она собой представляет. Термин "рамп" переводится как "скачок". И в нашем случае он означает преимущества по мане. В обычной игре этот показатель увеличивается на единицу за каждый ход. "Рамп Друид" - колода, которая позволит быстро открыть несколько ячеек сразу, что, в свою очередь, приведет к преимуществу над противником. Ведь в тот момент, когда он будет выставлять против вас трехуровневые существа, вы сможете выкладывать на доску карты стоимостью в 7-8 единиц маны. Конечно, подобное возможно лишь при достаточном везении ну и умении играть этой колодой.

Карты для "Рамп Друида"

Вариантов такой колоды очень много, так что описать их все нет возможности. Мы же приведем вам один из наиболее успешных. Список карт и их стоимости в мане:

  • "Озарение" - 0 (2).
  • "Вкусный зомби" - 1 (1).
  • "Буйный рост" - 2 (2).
  • "Гнев" - 2 (2).
  • "Дикий рев" - 3 (1).
  • "Ментальный техник" - 3 (1).
  • "Опытный охотник" - 3 (1).
  • "Тень Наксрамаса" - 3 (2).
  • "Размах" - 4 (2).
  • "Хранитель чащи "- 4 (2).
  • "Друид когтя" - 5 (2).
  • "Изрыгатель слизи" - 5 (1).
  • "Лазурный дракон" - 5 (1).
  • "Лотхиб" - 5 (1).
  • "Сила природы" - 6 (1).
  • "Император Туриссан" - 6 (1).
  • "Сильвана Ветрокрылая" - 6 (1).
  • "Доктор Бум" - 7 (1).
  • "Дерево мудрости" - 7 (1).
  • "Кенарий" - 9 (1).

В скобках указано количество карт, которые необходимо добавить в колоду. При желании вы можете изменить карты на другие, легендарные или эпические, по своему усмотрению, но "Озарение", "Буйный рост", "Размах", "Гнев" "Хранитель чащи", "Древо Мудрости" должны обязательно пристуствовать в стартовом наборе "Рамп Друида".

Стратегия. Ранняя игра

Отличным вариантом станет разыгрывание на первых ходах карты "Вкусный зомби". Этот персонаж имеет две единицы атаки и три защиты, плюс после смерти восстанавливает пять единиц здоровья вашему герою. Следующий картой, которую следует выложить как можно раньше, является "Тень Наксрамаса", ведь ее показатели растут с каждым ходом. Если не хватает маны, то можно выложить карту "Озарение". Но никогда не используйте оба этих заклинания для призыва сильного существа. Ведь если у вашего оппонента окажется "Опытный охотник" - одна из лучших карт игры Hearthstone, "Рамп Друид" скорей всего проиграет ход и потеряет персонажа.

Если противник на ранних стадиях игры успел перехватить инициативу, то лучше всего уничтожить мелких существ оппонента силой героя. Плюс используйте заклинание "Гнев". Это поможет выравнять ситуацию.

Карту "Буйный рост" следует использовать как можно раньше, ведь именно она дает преимущества в мане, которыми и пользуется "Рамп Друид". Причем если вам повезло и на руках оказались оба этих заклинания, то старайтесь выкладывать их одно за другим. Таким образом вы получите преимущество в две маны уже на третьем ходу.

Середина игры

В этой стадии игры вашему герою следует захватить контроль над столом. Для этого используйте "Размах", чтобы тотально зачистить деку. Хорошо если бы на столе с вашей стороны лежал "Лазурный дракон", который увеличивает урон от заклинаний. Не бойтесь выкладывать "Древо мудрости" и "Лотхиб". Вообще, средняя часть игры должна опираться на существ, а не восстанавливать здоровье. Старайтесь выгодно разменивать свои карты и выкладывать заклинания для массового убийства героев противника ("Размах", "Кольцо света", "Волна огня").

Финальная часть игры

Сейчас самое лучшее время для того чтобы выложить комбинацию из карт "Сила природы" и "Дикий рев". Таким образом вы сможете нанести 14 единиц урона оппоненту за один ход. А если с вашей стороны доски есть еще несколько персонажей, то, считайте, партия ваша. Ведь "Дикий рев" добавляет каждому существу по две единицы атаки. Если же партия продолжается, то на следующем ходу вы можете добавить "Кенария". При этом смотрите по ситуации, что из умений этой карты будет выгодней в этот момент. Усиление существ актуально, если на вашей стороне есть персонажи. В другом случае призовите древней с провокацией, они вряд ли помешают, плюс возьмут на себя атаки противника.

Топ-колода "Рамп Токен Друида"

В игре Hearthstone Токеном называют существо с одной единицей защиты и урона. Например, "Призрачный паук", "Маг-ученик" или "Саженец". И конечно, у многих новичков игры возникает вопрос: "А какое преимущество могут дать такие слабые персонажи?" Да, сами по себе они не наносят особенного урона, но совместно с некоторыми заклинаниями, например такими, как "Дикий рев", "Сила дикой природы" или "Душа леса", можно получить огромное преимущество над противником. В общем, "Рамп Токен Друид" - колода, которая играет на количественное превосходство, а не на качественное. Таких комбинаций игроки придумали немало, но есть один набор карт, который уже заслужил статус "легендарного" в него входят такие существа и заклинания:

  • "Озарение" - 0 (2).
  • "Живые корни" - 1 (2).
  • "Буйный рост" - 2 (2).
  • "Гнев" - 2 (2).
  • "Сила дикой природы" - 2 (2).
  • "Боец из Дарнаса" - 2 (2).
  • "Дикий рев" - 3 (2).
  • "Размах" - 4 (2).
  • "Пилотируемый крошшер" - 4 (2).
  • "Учительница магии" - 4 (2).
  • "Хранитель чащи" - 4 (2).
  • "Друид когтя" - 5 (2).
  • "Лазурный дракон" - 5 (2).
  • "Доктор Бум" - 7 (1).
  • "Дерево мудрости" - 7 (1).
  • "Сила природы" - 7 (1).

В скобках указано количество карт. Играть такой колодой следует с позиции силы, не забывая контролировать доску и понемногу наращивать темп. К концу игры вы сможете выстроить внушительную линию из слабых персонажей, а добавив несколько заклинаний и усилив их способности, сможете одержать ошеломительную победу. Главное, не потерять преимущество на старте.

K&C
  • 2x K&C
  • 2x K&C
  • 1x K&C
  • 2x KFT
  • 1x KFT
  • 1x KFT
  • 2x KFT
  • Export string: AAEBAZICBsUEognCzgKZ0wKv0wKj5gIMQF/EBuQIyccCoM0Ch84ClNICmNIChOYC+eYC8vECAA== (copy to clipboard)

    2. Ramp Druid Mana Curve

    3. Ramp Druid Strategy

    4. Ramp Druid Mulligans & Matchup Specific Strategies

    In every matchup you should be looking for the fastest possible start, using a combination of , and .

    Against Aggro, you can consider keeping a defensive card such as or if the rest of your hand is strong, to ensure you do not get overrun in the early game.

    4.1. Getting The Fastest Start

    Getting a fast start with the deck is crucial as even the slowest possible deck can become problematic to handle if you give them enough time. To remedy this, you should carefully plan out how to get the most out of your early turns as possible. Usually this will involve playing cards like to gain Mana as fast as possible and sequencing your ramp appropriately.

    Is another powerful card that needs careful usage within the deck. In other Druid decks you will use it to draw 3 cards almost every time. However, the urgency to be able to play your big minions in the deck makes gaining 2 Mana Crystals a more desirable option than it usually is. As a general rule, you should use the 2 Mana Crystal option against Aggro decks if you are unable to play the minions in your hand. This allows you to access them faster and stabilise quicker. Against slower decks, the draw 3 option is usually better, providing you with more resources as your opponent will often be able to answer your first few threats.

    4.2. Navigating Later Turns

    Once you have ramped up, you will be spending most of the game dropping a huge threat on the board each turn. You will be looking to consistently out-value your opponents with your near endless chain of threats. When it is safe to do so, you should try to prioritise playing your cards with powerful effects such as , and in order to maximise your overall tempo and put more pressure onto your opponent.

    Although you should be trading most of the time, you should also remain conscious of how much damage you can deal to your opponent. Due to the huge attack values of most of the minions in the deck, you will regularly find yourself in a position to kill your opponent in just 2 turns of attacks. If it is safe to do so, you should take this line of play where possible. It is also worth noting that although this deck consists almost solely of big minions, they are also finite in number due to all the spells in the deck to allow you to reach the late game and therefore you should always be mindful of how many threats you have left as it is sometimes possible for opponents with slower decks to outlast them.

    5. Ramp Druid Card Swaps

    The minions in the deck are fairly flexible and many of the late-game threats can be swapped for other high-Cost minions.

    Or can be included as additional healing tools.

    You can additionally include a copy of if you find yourself hitting fatigue before you can end the game.

    6. Changelog

    • 11 Apr. 2018: Deck updated for the Witchwood expansion.
    • 08 Dec. 2017: Deck updated for the Kobolds and Catacombs expansion. Removed 2x Jade Blossom, 1x Moonglade Portal, 1x Ultimate Infestation, 1x Feral Rage, 1x Soggoth the Slitherer for 2x Branching Paths, 1x Ixlid, Fungal Lord, 1x Twig of the World Tree, 2x Lesser Jasper Spellstone.
    • 18 Sep. 2017: Removed 2x Innervate for 1x Earthen Scales, 1x Jade Blossom following the 18th Sep. balance patch.
    • 11 Aug. 2017: Deck updated for the KotFT expansion. Removed 1x Feral Rage, 1x Deathwing, 1x Deathwing, Dragonlord for 1x The Lich King, 1x Hadronox, 1x Ultimate Infestation.
    • 03 Aug. 2017: Guide has been updated to new Icy Veins archetype format.
    • 09 Apr. 2017: Deck added.