Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе.

Ответ психолога:

Здравствуйте, Ника!

Сложно быть кому-то интересной, если Вам самой с собой скучно. Если Вам ничего не интересно. Вы написали, что многим интересуетесь, но поверхностно. Попробуйте углубиться в любое из увлечений. Сделайте что-то своим хобби. Пойдите на танцы, спорт, рукоделия - что Вам ближе. Даже если в начале будет не интересно. Поставьте себе цель в чем-то углубиться и просто попытаться заинтересовать себя. У Вас уже начинается такой возраст, когда можно не распыляться на все, как это в основном происходит у подростков, а уже углубиться во что-то отдельное. И я не говорю о работе. Или - не столько о ней. Идеально будет,конечно, если хобби и работа совпадут. Но Вы хотите работать с детками. Может начните ходите в какие-то психологические группы по работе с детками. Или станьте волонтером в какой-то организации. Важно понимать, что Вы приносите пользу. Да, интересно и весело проводить время - это тоже здорово...но жизнь состоит не только из этого. И найти только это в любых друзьях - невозможно. Ведь все когда-то работают, учатся, занимаются своими делами.
Еще очень действенная вещь - книги. Вы читаете? Художественную литературу. Что угодно. Желательно что-то из проверенных временем книг, классики. Начните (или продолжайте) читать, расширяйте свой кругозор, углубляйте свое мировоззрение. Смотрите передачи познавательные - Дискавери, Энимал планет, что угодно. Из какой угодно области - главное начните впитывать новое. Старайтесь увязать это с теми знаниями, которые у Вас уже есть. Несомненно, возникнут вопросы, на которые не ленитесь искать ответы!
Начните с того, чтобы начать интересоваться жизнью. СО временем Вам станет интересно и как Вы сами устроены. Вам захочется исследовать себя, почему и как у Вас что работает. И тогда Вы незаметно станете интересны и себе, и, как следствие, окружающим.
Если Вы хотите друзей - начните с того, чтобы прочитать книги об этом. Три мушкетера - классика жанра. О настоящей дружбе, о том как она завязывается и развивается. Очень полезно для анализа! Властелин колец и серия о Гарри Потере, если нравятся приключения и что-то попроще. Стругацкие, Повесть о дружбе и недружбе.
Читайте, увлекайтесь сюжетом, но не забывайте и проводить аналогии со своей жизнью - а как поступили бы Вы? Почему? Как все же правильно? Почему в книге герои ведут себя так, а не иначе? Очень интересно читать одну и туже книгу со своим молодым человеком, а потом обсуждать. Или просто можете рассказывать ему особенно интересные для Вас моменты. Спрашивать его мнение, спорить... Это все и развивает личность, делает ее взрослее, интереснее.
Если у Вас возникнут вопросы - буду рада на них ответить и помочь.

Впрочем, одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда людям - одним реже, другим чаще - просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие эмоционально-информационного голода. Если человек лишен необходимого ему по характеру количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации. И страдание от одиночества - не что иное, как проявление такого рода "голода". Проще говоря, нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно - зрительных, словесных и даже тактильных.

Что делать? Вначале следует точно определить, какой именно информации, каких именно впечатлений вам не хватает, и именно этот недостаток восполнять. Именно поэтому бесполезно одинокому человеку советовать пойти в какой-нибудь клуб или завести нового друга или подружку. Важно правильно определить и удовлетворить именно ту потребность, которая и приводит к дискомфорту. Бывает, что сам человек не в состоянии с ходу определить, чего именно в жизни ему не хватает. Вот самый распространенный пример: жалоба на одиночество из-за отсутствия интимного партнера. Вроде бы можно подумать, что женщине нужно удовлетворить свои физиологические потребности. А если копнуть глубже, поиск партнера может быть обусловлен и недостатком обычных прикосновений, и потребностью в чувстве защищенности, и страхом спать одной, и жаждой ярких любовных эмоций - но только не самими интимными отношениями. Вообще, когда человек ищет совсем не то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не ту нишу - неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. И чувство одиночества становится еще сильнее. А всего-то нужно - пойти по верному пути и найти адекватные способы решения "проблемы одиночества".

Скажем, если у вас тактильный голод, можно, к примеру, заняться танцами или пройти курсы массажа, где обучающиеся практически в обязательном порядке практикуются друг на друге. Чувство безопасности можно приобрести, установив надежную дверь и решетки на окна, а еще лучше - завести собаку. Если вам не хватает ярких, сильных переживаний - может быть, просто нужно почаще ходить в театр или кино. Не смотреть видеокассету или спектакль по телевизору, а наблюдать за действием именно вместе с другими - так ваши переживания станут еще ярче. Но это только примерные рекомендации: каждый отдельный случай нужно разбирать подробнее. И конечно, обязательно со специалистом. Самому трудно понять, от какого именно одиночества вы страдаете.

Одиночество в толпе

Может быть, для полного человеческого счастья нужно изжить одиночество раз и навсегда? Безоблачное счастье лучше, чем страдание. Странно, но именно так думали многие известные социологи в середине прошлого века. Увлеченные возможностями науки, новыми фармацевтическими препаратами, они писали о том, что мучительное одиночество скоро будет одолено. Американский социолог Збигнев Бжезинский задавался вопросом: "Отчего страдает современный человек?" И отвечал: от одиночества. Миллионы людей не могут найти близкого человека, создать семью. Но с появлением компьютерных технологий эта проблема исчезнет. Вам достаточно написать в рекламе: "Ищу блондинку, упитанности выше средней, умеющую готовить и любящую детей", и компьютер среди несметных вариантов отыщет ту, единственную, которая пленит ваше сердце. А вот и томление блондинки: "Хочу выйти замуж за сильного спортивного мужчину, ловко управляющего машиной". Избранники падают в объятья друг другу, как в финале мелодрамы.

Но в жизни все оказалось значительно сложнее. Американец Дэвид Рисмен выпустил книгу "Одиночество в толпе". Он показал, что обилие контактов, компьютерных эсэмэсок, брачных объявлений, увы, не избавляет человека от ощущения полного одиночества. Более того, тема стала еще более щемящей, болезненной. Подумать только, можно мгновенно связаться с другим человеком на противоположном конце планеты, а осадок неприкаянности, брошенности, невостребованности останется.

Современная культура приучила нас к тому, что техника, спонсоры, добрые феи должны принести спасение в вертолете. Между тем одиночество вовсе не зло или, скажем, осторожнее, далеко не всегда зло. У Пушкина было, как известно, много друзей. Но когда его захватывала поэтическая стихия, он искал уединения. Отлученный от придворного света в Болдино, он написал все маленькие трагедии, лирические стихи. А Лермонтов вообще бард одиночества: "Любил с начала жизни я угрюмое уединение..."

Так что, ковыряться в собственной боли? Ни в коем случае. Прежде всего надо подумать, что мы хотим противопоставить одиночеству. Томительное подкладывание дров в костер на опушке леса? Возможность выплакаться на чужом плече?

Унылое и безбашенное пребывание в "Одноклассниках"? А может быть, поразительный шанс углубиться в свой внутренний мир? Заняться созиданием собственной души? "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Сколь благодатно в этом случае одиночество. Оно погружает в тайники своего уникального мира, позволяет ощутить присущую вам неповторимость.

Но вот какой парадокс подсказывает моя клиническая практика. Приходит пациентка, мазохистски толкует о своем одиночестве, настаивает на чудодейственной терапии. Но позже, после напряженной работы оказывается столь глубоко неожиданной, интересной, требовательной к подлинному единению душ. Но тут и судьба вознаграждает прежнюю страдалицу. Внезапно приходит любовь, возникает трепетное отношение к жизни, исчезает и ощущение расколотости человеческого бытия.

Одинок как никогда

Американский социолог Э. Тоффлер подчеркивает, что одиночество стало острым и массовым переживанием. От Лос-Анджелеса до Санкт-Петербурга подростки, несчастливые супружеские пары, родители-одиночки, простые рабочие и пожилые люди - все жалуются на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы навестить их или даже позвонить. Одинокие незнакомые люди в барах или прачечных изливают друг другу душу, рассказывая, по выражению одного социолога, "эти бесконечно печальные истории". В клубах и на дискотеках для разведенных встречаются отчаявшиеся одинокие люди.

В период Второй волны (так Э. Тоффлер называет индустриальное общество) миллионы родителей осуществляли собственные мечты в своих детях, так как они могли вполне резонно ожидать, что их дети достигнут больших успехов в социальной и экономической сферах, чем они сами. Это мечты о продвижении наверх побуждали родителей сосредоточивать огромную психическую энергию. Сегодня многие родители, принадлежащие к среднему классу, испытывают мучительное разочарование, когда их дети, живя в гораздо более сложном мире, движутся по социоэкономической лестнице вниз, а не вверх. Исчезает возможность состояться с помощью своих детей.

Общность противостоит одиночеству, а чувство принадлежности к общности придает людям уверенность. Однако в наше время институты, от которых зависит общность, разрушаются во всех технологических обществах. Результат - распространение чумы одиночества.

Испанский философ А. Сервера Эспиноза считал, что говорить об индивидуальности - значит, говорить об одиночестве, о дистанции, отделяющей человека от всех остальных существ, находящихся с ним рядом. Поэтому, определяя индивидуальность человека, следует обратиться к его одиночеству.

Сегодня человек одинок как никогда. Эти слова парадоксальны, но они отражают действительное положение вещей. Население Земли сейчас велико как никогда. Демографические показатели в некоторых странах вызывают серьезную озабоченность и беспокойство их жителей. День ото дня умножаются новые формы обществ, пытающихся свести человека с другими людьми, как, например, группировки различного характера, профсоюзы, политические партии. Но когда человек приостанавливает свою деятельность и сталкивается с подлинной реальностью своего существования, он в самых сокровенных тайниках своей души чувствует всю глубину неразделенного одиночества. По мнению М. Бубера, это одиночество - результат кризиса современного человека, который наметился вслед за тем, как человек потерпел неудачу в трех разных сферах деятельности.

Первой такой сферой была техника. Во все времена и эпохи человек в постоянных столкновениях с природой обнаруживал свою слабость. Руководствуясь разными намерениями, человек приспосабливал и изменял окружающие его предметы, пока, наконец, не изобрел машину.

Но, к несчастью, машины, изобретенные чтобы помогать человеку в труде, заставили его обслуживать себя; они уже не являются продолжением его руки, человек сам превратился в простое продолжение машины, можно сказать, в ее специфический и вспомогательный орган. Когда мы используем технические средства, они влияют на нас, пожалуй, сильнее, чем мы на них.

Сегодня уже нельзя говорить, как это обычно делалось, о "нейтральности" техники. По словам Г. Маркузе, техника как таковая неотделима от того использования, которое она получает. Отсюда крайне пессимистическое высказывание Г. Маркузе: "Одиночество, которое было условием, способным защитить человека от общества и поставить его вне сферы общественного влияния, сделалось технически невозможным".

Второй сферой стала экономика. Чтобы снабдить человека всем необходимым, производство необычайно выросло, но не смогло достичь рациональной координации. С увеличением численности населения Земли значительно расширилась сфера голода и нищеты, а в это время хорошо обеспеченные продовольствием страны не умножают, а, скорее, уничтожают имеющие у них в изобилии излишки. Кажется, что производство и потребление тоже вышли из-под контроля, и человек здесь находится на "чужой территории".

Третья сфера - политическая деятельность. Политическая наука, которая должна заниматься регулированием отношений между людьми, постепенно превращается в игру словами и "благими намерениями" или, что еще хуже, становится ареной, на которой защищаются интересы меньшинства. Здесь и там забывают основу любой истинной политики - конкретного человека. Лишь интересы немногих имеют значение в этой школе разговоров. Остальные должны принимать события в готовом виде, никак не вмешиваясь в их формирование.

Самоуглубление - существенный признак, отличающий человека от животного. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать объектом своего познания. Как и животное, человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, и может отгородиться от них, углубившись в себя. В этом и заключается отличительная особенность одиночества человека: оно очевидно для самого себя, оно себя осознает. Сознание, влекущее за собой рефлексию, поворот человека к себе, осознание себя перед миром, придает человеческой личности то внутреннее единство и онтологическое подобие, благодаря которым она занимает привилегированное место среди остальных существ во вселенной.

Добрый день! Чувствую себя одинокой. Несколько месяцев назад рассталась с парнем, были вместе 3 года. Расставались тяжело и несколько раз. Сейчас я стала хдить в клубы, чтобы отвлечь себя, почувствовать внимание других мужчин. Но вместо с этим я ещё получила тоску нга утро и боль... От того, что эти вечера я не провожу с любимым в теплых объятьях.

Дело в том, что мне кажется что он совсем по мне не скучает и нашел уже себе другую компанию (в которой скорее всего и девушку... Не знаю... Он...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

О том, что такое чувство одиночества и как оно ощущается, знают все. Хотя бы один раз в жизни с этим переживанием сталкивался каждый. У каждого это чувство звучит по-своему, но в том, что оно очень некомфортное, согласятся, пожалуй, все.

Что такое одиночество?

Одиночество - это состояние. Это то, что человек переживает внутри себя.

С чем мы часто путаем одиночество?

Очень часто, находясь в таком состоянии, переживая свое чувство одиночества, нам кажется - это происходит потому, что...

Как ни странно, но умение быть одному – является условием способности любить.
/ Эрих Фром

Одиночество – это внутренне переживаемое состояние человека – «я один», при этом оно не всегда определяется внешними условиями. Человек может чувствовать себя одиноким как наедине с самим собой, так и в компании людей. В компаниях это ощущение может возникать, когда нет единства, схожести, поддержки. И если в первом случаем человек старается максимально занять себя делами или окружить людьми, то во-втором...

Одиночество - увлекательный путь к самой себе.

Извечно стремление человека уйти от одиночества. По природе своей человек не должен быть одинок. Но в семье моряка, в силу его профессиональной деятельности, вероятность одиночества возрастает. И особенно остро это ощущает женщина.

Однако одиночество не всегда зло. Иногда людям полезно побыть наедине с собой. В суматошной череде будней мы часто забываем о себе, стараемся жить для других: покупаем все лучшее детям, отдаем предпочтение интересам...

Если два человека встречаются и беседуют, то цель этой беседы - не обменяться информацией или вызвать эмоции, а скрыть за словами ту пустоту, то молчание и одиночество, в которых человек существует / Уистен Оден

Ощущение, будто я стою посреди переполненной народом комнаты, кричу во весь голос, а никто не слышит. / Титаник (Titanic). Роза Дьюитт Бьюкейтер

Рассмотрим, как проявляется одиночество с детства и во взрослой жизни мужчины.

По сути, если разобраться, то человек на протяжении всей...

Вглядываясь в современное общество можно всё больше увидеть одиноких людей. Я задаюсь вопросом, почему стало так много мужчин и женщин без пар? Возможно, мы разучились общаться, знакомиться, а возможно, проблема лежит куда глубже, чем на первый взгляд кажется.

Как построить отношения, создать семью, и сохранить ее? Нас так долго и нудно учили в школах и других учебных заведениях, а самому главному так и не научили. В этой статье, я хочу поговорить об одиноких женщинах, ведь именно они...

  • Свободная тема
  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    А. Трофимов 27.11.2015

    А. Трофимов 27.11.2015

    Не спится. Промозглый осенний ветер пробирает до костей, но все же хорошо одному стоять ночью, на свежем воздухе. Позади темный барак, со всех сторон подсвеченный периметр охранной зоны, но здесь, где я - островок настоящей ночи. Если смотреть прямо вверх, то в ясную погоду можно увидеть звезды. Сегодня их нет, и только там, где ворота в промзону, одинокий фонарь, дающий немного белого света. Вторая смена уже пришла, пошумела и разлеглась спать. Через час подъем, пятнадцать минут на раскачку, потом зарядка на плацу, время на умывание, завтрак и построение.

    Пятый год одно и то же, все строго по расписанию. Неспешно, по чуть-чуть меняются люди - одних привозят, другие уходят. Но зона не меняется, раз и навсегда отлаженный механизм, не дает сбоев. За пять лет я видел два убийства, одно самоубийство, но это все предусмотрено, было учтено при его регулировании. Карантин, барак, распределение на работы, не хочешь работать - СУС, выходной по воскресениям, и когда то, пока еще не разглядеть - освобождение. Что еще, ах да, передачки раз в три месяца, свиданка, одна длительная, одна короткая в тот же период. Но ездить и передавать некому, а по сему - да здравствует столовка, с горелым комбижиром, промороженной картошкой и кашей как бы на молоке, но больше на воде.

    Я не жалуюсь. Это мой путь, мои ошибки. Жить можно везде, а как по мне, то неплохо вроде устроился. Работаю в раскройке. Для тех, кто не в курсе, это большой плюс. Зона живет или передачками или «маклей» - когда умельцы делают что-то на заказ за «чай-курить». То, что выдают на карантине, носить невозможно. Роба пошита вкривь и вкось, сидит мешком, а ромбовидная фуфайка не согреет даже приминус пяти. Поэтому швейки (цеха) работают в двойном режиме - кое-как дотянуть до нормы-выработки, и успеть «смаклевать», пошить кому феску, кому фуфайку, а кому еще что. А материал у меня, больше негде.

    Друзей здесь ни у кого нет. Есть знакомые, с кем общаются, ломают хлеб - сообща прожить всегда легче. Но, я-то знаю, что это не дружба. После освобождения все пропадает, люди исчезают в той, привычной им жизни, стараясь забыть эту. Исключения только когда воровская натура сводит, по необходимости, но это не дружба, уж конечно.

    Так что здесь все временно. Не по настоящему, как-бы - понарошку. А поэтому и жить можно не взаправду, а вроде черновика, который никто не увидит. И многие так и живут, по принципу выживания, руководствуясь одним правилом - мне нужнее. И доброты нет, так как она за слабость. И хата - всегда с краю. Здесь, многое хорошее в людях затаилось, до времени, до «лучших времен», как говорится. «Лучшие», это, наверное, когда добро уместно, ожидаемо, логично. Тут другая среда, в ней лучше прорастает злость и равнодушие, по той простой причине, что эти чувства помогают выжить. И логичнее пройти мимо, чем вмешаться и разделить проблемы, их и без того хватает.

    А не хватает здесь одного - одиночества. Всегда кто-то рядом, всегда ты на виду. Спрятаться негде. Поэтому я взял себе за правило вставать за час до подъема и гулять, вдыхая утренний воздух. В это время я один. Особенно поздней осенью и зимой, когда светает поздно, и темнота закрывает меня ото всех ненужных взглядов, и даже «вертухаи» на вышке меня не видят. В такие минуты я защищен ночью. А тусклая лампочка над крыльцом барака и бледный фонарь чуть в стороне, не помеха для нее.

    Фонарь, небольшое пятно света под ним и нечеткие очертания «локалки» и рядом растущей березы, всегда привлекали мое внимание. Его неяркий, холодный, свет не рассеивал темноту, а сгущал ее за пределами круга, не разгонял, а усугублял одиночество. Недавно пришла мысль, всегда, всю мою жизнь, где бы я ни жил, был такой фонарь. Его белый, неяркий свет, сопровождал меня всюду.

    Первый раз, попав в тюрьму, когда меня на второй день «подняли со сборки» в хату, я разместился на верхнем шконаре. Людей было много, на двадцать мест почти шестьдесят человек, спали в три смены. Разница, день-ночь, почти не ощущалась, всегда горели лампочки дневного света и не смолкал гул голосов. От сигаретного дыма было почти ничего не видно, когда открывались «тормоза», он клубами вырывался на «продол». Через какое-то время меня поставили отвечать за «дорогу», и тогда мне приходилось часто залезать на «решку» (окно). Тогда еще, в тюрьмах, не было стекол, а были так называемые «реснички» - стальные жалюзи, пластины в которых имели наклон вверх, так, чтобы видно было только небо. Две «реснички» были разогнуты, и был виден кусочек тюремного двора и там был тот же фонарь, светивший белым, не живым светом. Залезая принять или отослать «маляву» или груз, я подолгу задерживался, как завороженный смотрел туда, где день и ночь по-прежнему сменяли друг друга, и в ночи зажигался старый фонарь. И мысли мои уносились далеко из маленькой, пропитанной никотином камеры, в детство. Но и там были решетки на окнах детского дома.

    Все мои не многочисленные воспоминания о детстве начинались с раскачивающейся лампочки над входом в детский дом. Ее свет было видно из нашей спальни на втором этаже старого, еще царской постройки, здания. Штор не было нигде, кроме кабинета директора, и скачущий свет играл тенями на наших стенах, каждый вечер, иногда к нему добавлялась луна.

    Я часто убегал, не в город, как все остальные, не далеко, а для того, что бы остаться одному. Было у м
    ное убежище, где можно было побыть в одиночестве. Буквально в километре от детского домапроходила железная дорога, а над ней нависал большой холм с частично осыпавшимся склоном, как раз над железнодорожным полотном. Земля осыпалась таким образом, что наверху получилось нечто вроде козырька, под которым я и обосновал себе убежище. Этот козырек спасал меня от чужих взглядов и от дождя. Мимо громыхали товарники, стрелой проносились скорые, совсем другая жизнь, к которой я немножечко был причастен в такие мгновения.

    Родителей я не помнил, почему попал в детский дом - не знал. В моих фантазиях они каждый раз были разными, то серьезными военными, погибшими на выполнении задания, то секретными учеными, вынужденными отказаться от меня из-за своей работы. Однажды за свои фантазии я был сильно бит. Мы, всем детским домом были в городе, не помню, что на меня нашло, но я всем сказал, что знаю, где мои родители, и готов показать. Все были заинтригованы. Я и старшие, улизнули из-под внимания воспитателей, и оказались на кладбище. После двадцатиминутной прогулки мне на глаза попались две могилки с крестами и не читаемыми надписями. Я рассказал историю, как когда я был совсем еще маленьким, мы жили неподалеку, у нас была машина, на которой мы ездили на дачу. И в одну из поездок попали в аварию, где погибли мама и папа. Наверное, я был очень убедителен, но даже те, кто изначально относился к моим словам со скептицизмом, прониклись. После этого, весь дом узнал эту историю. Многие помнили своих родителей - их изъяли из семей уже в зрелом возрасте, но были и такие как я, не помнящие родства. Такие, расспрашивали меня, желая узнать подробности, а я придумывал разные истории. Мне даже стало казаться, что это и правда мои родители, и я стал бегать на кладбище навещать эти могилки. Мне казалось, что я помню прикосновение маминых рук к себе, и папин голос иногда звучал в моей голове, рассказывая что-то интересное.

    Конечно же, мой обман вскрылся, и я получил по полной, причем сильнее били те, кто поверил мне…

    ***

    Команда «Подъем» еще не прозвучала, но из барака стали появляться люди - скоро начнется новый день. Такой же бессмысленный, как и тысячи прошедших и еще не наступивших. Не для всех конечно - для меня. Я это четко осознаю. За всю мою жизнь мне никто так и не смог объяснить, зачем я живу. Не просто рассказать, а так, что бы я понял. Чтобы появился смысл, чтобы свет, какой вдали. Семья? Быть может…. Но не для меня, я боюсь ее, боюсь себя в ней, того что, наверное, не создан для нее. Ни одного человека повстречавшегося мне на пути я не могу назвать близким. Даже тех, кто воспитывал нас в детском доме, а может, тем более тех, кто нас воспитывал. Они были добры, иногда строги, помогали нам. Но всегда они были не искренние - это мы научились различать, наверное, еще в бессознательном возрасте. Видимо от них мы ждали то, что не получили от родителей, но не смогли им простить предательства, того что с нами вели себя совсем не так, как со своими детьми.

    По громкой связи объявили - Подъем! В бараке зажглись окна сначала в одном отряде, а потом еще в трех. Тройкой прошли «мусора» из дежурной смены, писать рапорта, на вовремя не проснувшихся. Зона ожила. Пятьсот людей, с разными характерами, историями и судьбами, выходили на построение перед зарядкой, в считанные минуты, превращаясь в единый, равнодушный к своим молекулам-человечкам - организм.