Страны баренц региона. Баренц регион

Совет Баренцева/Евроарктического региона

Основные направления сотрудничества

(справочная информация)

В сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) участвуют Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Европейская комиссия. Соединенные Штаты, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Польша имеют статус наблюдателя. Учредительный документ Совета - Киркенесская декларация, подписанная министрами иностранных дел стран региона 11 января 1993 года. В Декларации подчеркивается важность сотрудничества в таких областях как экономика, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука, культура, образование, развитие трансграничных контактов между людьми и туризм, содействие коренным народам региона.

Сотрудничество в регионе имеет двухуровневую структуру. СБЕР - орган межгосударственного взаимодействия. Совет собирается раз в год на уровне министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион (от России - Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа), а также представители коренных народов региона. Рабочим органом Регионального совета является Региональный комитет. В рамках PC СБЕР также имеются самостоятельные рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества. Все проекты в рамках СБЕР и Регионального совета нацелены на Россию.

* * *

Рабочая группа СБЕР по экономическому сотрудничеству (председательствует Россия) ведёт работу по трём основным направлениям:

разработка и продвижение инвестиционных проектов (подготовлен доклад об инвестиционном климате на российском Северо-Западе, совместно с представителями региональных администраций и соответствующих федеральных министерств ведется работа по составлению списка приоритетных проектов для возможного включения в План действий по "Северному измерению" ЕС);

устойчивое развитие лесного сектора в Северной Европе (12-13 ноября 1999 г. в Петрозаводске проведен соответствующий семинар экспертов, создана Целевая группа по лесному хозяйству, которая к настоящему моменту разработала Программу развития лесного сектора для учета в Плане действий по "Северному измерению" ЕС);

преодоление препятствий для развития торговли в регионе и упрощение пограничных и таможенных процедур (имеется специальная Целевая группа по этим вопросам, которая вырабатывает соответствующие практические рекомендации).

Рабочая группа СБЕР по энергетике (председательствует в Группе Швеция, а на время нашего председательства в СБЕР введён пост сопредседателя от России) сконцентрировала свою деятельность на поддержке региональных центров энергоэффективности (такие центры функционируют в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске и Кировске, и 23 ноября 2000 г. на заседании КСДЛ СБЕР в Москве им был присвоен статус Баренцевых энергетических опорных пунктов), выявлении наиболее рентабельных проектов (в особенности в области энергоэффективности и перехода на местное топливо для производства тепла и электроэнергии) и поиске финансовых средств для них.

Рабочая группа СБЕР по охране окружающей среды (председательствует Норвегия). В июне 1999 г. состоялась IV встреча министров экологии стран СБЕР. В Декларации, принятой по итогам встречи, основной задачей Группы провозглашается сотрудничество по пяти основным направлениям:

снижение загрязнения от промышленной деятельности (приоритеты - реконструкция комбината "Печенганикель", дальнейшее внедрение методологии "Чистое производство" на Северо-Западе России);

предотвращение радиоактивного загрязнения (в соответствии с принятой в 1999 г. на сессии СБЕР в Буде Декларацией о принципах Многосторонней ядерно-экологической программы для Российской Федерации (МНЕПР) ведется работа с потенциальными странами-донорами по созданию необходимых правовых основ для такого сотрудничества. Последнее совещание группы экспертов состоялось в Москве 27 февраля - 1 марта с.г.;

интеграция экологических аспектов в хозяйственную деятельность (использование экологически приемлемых видов топлива);

управление окружающей средой (в Мурманской области осуществляется программа повышения квалификации специалистов в области управления окружающей средой);

охрана флоры и фауны (разрабатывается комплексная программа сохранения природного и культурного наследия Соловецкого архипелага).

В Руководящем комитете по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны в ноябре 1999 г. председательство перешло от Финляндии к России. Во время российского председательства в сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча министров транспорта стран Баренцева региона. Основной итог - одобрена Программа действий по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны на 1999-2003 гг., а также уточненная схема развития базовой транспортной сети региона.

В рамках СБЕР действует Рабочая группа по Северному морскому пути, в которой Россия бессменно председательствует с момента ее основания. Ее задача - активизация международного коммерческого использования этой трассы. Последнее заседание Группы состоялось 1 марта 2001 г.

В Рабочей группе СБЕР по молодежной политике председательствует Россия. В марте с.г. в Мурманске проведен международный семинар по проблемам молодежной занятости в регионе, а 14-16 мая 2001 г. в Норвегии состоится конференция на уровне министров по делам молодежи стран региона.

На шестой сессии СБЕР в Будё была принята Многосторонняя программа сотрудничества в области здравоохранения в Баренцевом регионе на 1999-2002 гг., а в целях координации ее осуществления в апреле 1999 г. учреждена Международная группа экспертов. В феврале 2000 г. в Стокгольме состоялась Международная конференция по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями в Балтийском и Баренцевом регионах. В мае 2000 г. в Копенгагене прошло совещание по координации работы по реализации проектов Европейского бюро ВОЗ и Баренцева региона на территории Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия.

На сессии СБЕР в Будё в марте 1999 г. была также принята Программа обменов в области высшего образования и научных исследований, и в качестве ее основного координирующего органа был образован Совет управляющих (в настоящее время в нем председательствует Россия).

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

В сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) участвуют Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Европейская комиссия. Соединенные Штаты, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Польша имеют статус наблюдателя. Учредительный документ Совета - Киркенесская декларация, подписанная министрами иностранных дел стран региона 11 января 1993 года. В Декларации подчеркивается важность сотрудничества в таких областях как экономика, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука, культура, образование, развитие трансграничных контактов между людьми и туризм, содействие коренным народам региона.

Сотрудничество в регионе имеет двухуровневую структуру. СБЕР - орган межгосударственного взаимодействия. Совет собирается раз в год на уровне министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион (от России - Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа), а также представители коренных народов региона. Рабочим органом Регионального совета является Региональный комитет. В рамках PC СБЕР также имеются самостоятельные рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества. Все проекты в рамках СБЕР и Регионального совета нацелены на Россию.

Совместная рабочая группа по туризму (JWGT) была создана для развития туристического бизнеса в Баренцевом Евро-Арктическом регионе и для содействия экологически, социально и культурно устойчивому туризму. На практике это означает возможность развития многостороннего сотрудничества и совместных проектов, создание сетей и обмен информацией.

овместная рабочая группа по туризму работает как на национальном, так и на региональном уровнях. На национальном уровне предоставляет информацию о текущей государственной политике в этой сфере, о планах и программах, о национальном законодательстве и поправках. Региональный уровень осуществляет сотрудничество на практике.

  • повышение уровня осведомленности международного сообщества и заинтересованности в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) и, таким образом, увеличение въездного туризма в области
  • содействия развитию предпринимательства и занятости в сфере туризма с целью увеличения доходов от туризма в БЕАР
  • содействие развитию и реализации трансграничных проектов в области туризма
  • улучшение условий для развития туризма в БЕАР, например, путем повышения доступности логистики (авиа и железнодорожных перевозок).
  • сохранение уникальных туристических достопримечательности БЕАР путем содействия устойчивому развитию туризма и адаптации к проблемам, вызванным изменением климата
  • продвижение аутентичных и высококачественных совместных продуктов на основе местных культур и традиций Баренцева Евро-Арктического региона, например, культур и традиций коренных народов
  • сотрудничество в области туризма, образования и научных исследований с целью выявления и распространения передового опыт

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР, англ. The Barents Euro-Arctic Council, BEAC) был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

История

Учреждение новой организации было инициировано Норвегией и Россией 8 марта 1992 года, когда в Осло состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, на которой был подписан совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нём государства подчеркнули заинтересованность в развитии экономического сотрудничества между своими северными регионами. Само понятие «Баренцев регион» было введено в международный оборот 24 апреля 1992 года в Тромсё, когда его в своей речи употребил министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг. Политик так сформулировал общую задачу: «Контакты ведут к безопасности».

Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь МИД России, Норвегии, Швеции и Финляндии, 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе», или, иначе, «Киркинесская декларация», ставшая основой «Баренцева сотрудничества». В преамбуле Декларации участники выразили желание поддержать давнее стремление народов в Баренц-Евро-Арктическом регионе к дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических изменений, вызванных концом идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первоначальные шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях на пути расширения сотрудничества.

В Декларации страны-основательницы особо подчёркивали, что создаваемый Совет принимает все ранее заключённые соглашения, касающиеся охраны окружающей среды, и назвали это направление одним из основных приоритетов своей работы. В документе было также прописано, что страны создадут строгие правила работы в Арктике, направленные на предотвращение возможных техногенных и экологических аварий, обозначат критерии использования природных ресурсов. Отдельно оговаривались вопросы, связанные с радиационной безопасностью.

В соответствии с экономической частью Декларации, государства сообщали о своих намерениях развивать торговлю, увеличивать потоки инвестиций в Арктику через свои регионы и совместные проекты, укреплять промышленное сотрудничество и так далее. Министры указывали на важность расширения не только межправительственных связей, но и взаимодействия на уровне отдельных компаний и корпораций. Сообщалось также о важности сокращения энергетических издержек и переходе на иные источники энергии.

В Декларации говорилось, что научное и технологическое сотрудничество и обмен опытом должны помочь странам Баренцева/Евроарктического региона преодолеть его основные проблемы. Основной упор должен был быть сделан на технологии для работы в условиях сурового арктического климата, а главными направлениями назывались: геология, океанография, атмосферные наблюдения, экология и защита окружающей среды, строительство, рыболовство, аквакультура, лесоводство, горное дело, шельфовые работы, а также транспорт и коммуникации в их «арктической» специфике.

Согласно Декларации, развитие туризма является одной из приоритетных задач. Он должен стать основой для дружественных связей между населением стран-участниц и одной из существенных статей дохода региона.

Стоит отметить, что Баренцев/Евроарктический регион является таким же искусственным конструктом, как, например, Североатлантический или Азиатско-Тихоокеанский регионы. Все они были сформированы для обоснования создания соответствующих организаций, упрощения и упрочения межгосударственных отношений в них и реализации политических целей.

Состав и принципы работы

Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона является содействие устойчивому развитию, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Совет собирается раз в два года на уровне министров иностранных дел, в конце срока председательства одной из следующих стран: Норвегии, Финляндии, России и Швеции. Председательство в Совете базируется на двухгодичной ротационной основе. Так, Швеция в очередной раз возглавила СБЕР 19 октября 2017 года на 16-м съезде, проходившем в Архангельске, приняв полномочия от России. Следующей на этом посту станет Норвегия (2019-2021). Все решения на съездах принимаются на основе консенсуса (единогласным голосованием).

Структурными подразделениями СБЕР также являются:

— Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион;

— Комитет старших должностных лиц;

— Представители коренного населения региона;

— Объединённые рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

Постоянными членами СБЕР являются 6 государств – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Европейская комиссия. Члены Регионального совета: Финляндия – Кайнуу, Лапландия, Оулу; Норвегия – Финнмарк, Нордланд, Тромс; Россия – Архангельская область, Карелия, Республика Коми, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ; Швеция – Норрботтен, Вестерботтен. Наблюдатели: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания, Соединённые Штаты Америки. Наблюдателями в составной части СБЕР – Региональном совете – являются: Совет христианских церквей Баренцева региона, Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР).

Транспорт

Одним из ключевых направлений деятельности СБЕР являются проблемы транспортной инфраструктуры, столь важной для обширных пространств Севера. 10 сентября 1996 года в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, ставшее отправной точкой для работы в данном направлении. Желание развивать эту тему было закреплено в 1998 году в Хельсинки на Третьей Паневропейской конференции по вопросам транспорта, на которой будущая транспортная зона СБЕР была включена в соответствующие планы Европейского Союза.

Основным документом в области транспорта для СБЕР стал подписанный в мае 1998 года в Копенгагене Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА, англ. Barents Euro-Arctic Transport Area, BEATA). Был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Министерство транспорта РФ в своих докладах отмечает, что основная цель БЕАТА — создание в регионе интегрированной транспортной системы — не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пограничные пункты для пропуска граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

На заседании Руководящего комитета БЕАТА, проходившего 22-23 мая 2012 года в норвежском городе Тромсё, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона, включённого в существующие стратегии и целевые программы стран-участниц СБЕР и отвечающего их национальным приоритетам.

Россия и Совет Баренцева/Евроарктического региона

Как было отмечено выше, Россия занимала место председателя в СБЕР в 2015-2017 годах, передав на 16-й сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, проходившей 18-19 октября 2017 года в Архангельске, свои полномочия Швеции. Прежде Россия также возглавляла организацию в 2007-2009 годах.

Открывая заседание, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Баренцев регион – самый густонаселённый и наиболее экономически развитый район Арктики, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой. Опыт приграничного сотрудничества здесь не имеет аналогов. За без малого четверть века своей деятельности СБЕР успешно продвигает объединительную повестку дня, утвердился в качестве востребованной структуры межгосударственного взаимодействия, вносит значительный вклад в сохранение Севера Европы в качестве зоны стабильности и добрососедства». Министр добавил, что обеспечение устойчивого развития всего региона, создание комфортных условий для проживания граждан должны оставаться приоритетами функционирования СБЕР.Он также подчеркнул, что особое внимание должно уделяться использованию богатейшего ресурсного потенциала региона, соблюдению экологических стандартов, учёту интересов коренных народов. Лавров отметил, что наряду с этими целями в фокусе российского председательства были вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры, защиты окружающей среды, адекватного реагирования на изменения климата, расширения культурных и туристических обменов.

11 марта 2016 года в МИД России состоялось заседание рабочей группы по международному сотрудничеству Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На заседании были рассмотрены практические аспекты председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в 2015-2017 гг. Особое внимание было уделено ходу реализации заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации программы председательства, приоритеты которой были подчинены задачам содействия устойчивому социально-экономическому развитию субъектов Северо-Запада. Акцент был сделан на необходимости создания современной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании научно-инновационного и ресурсного потенциала, соблюдении экологических требований и учёте интересов коренных народов. На совещании также была отмечена важность противодействия попыткам политизации международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе и сохранения СБЕР в качестве инструмента, генерирующего объединительную повестку дня. Были обсуждены и меры по усилению координации деятельности российских министерств и ведомств в рамках реализации программы председательства, определены первоочередные шаги по продвижению национальных интересов России при развитии международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Одним из центральных событий периода российского председательства стала встреча министров СБЕР и приуроченное к ней совещание Руководящего комитета БЕАТА, проходившие 20-21 июня 2016 года в Архангельске. По итогам встреч 21 июня была принята Совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе (англ. Joint Declaration on Transport Development in the Barents Region 2016). В декларации подтверждается поддержка дальнейшей работы Руководящего комитета БЕАТА над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, развития синергии транспортного и туристического секторов, сотрудничества в сфере интеллектуальных транспортных систем и профессиональной подготовки для нужд транспортной отрасли Арктического региона. В подписанном документе главы делегаций также подчёркивают, что транспорт играет важную роль в экономическом и социальном развитии Баренцева региона. Отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры и совместные проекты в сфере транспорта, логистики и коммуникаций должны дать мощный толчок росту объёмов торговли, а также бизнесу и туризму в Баренцевом регионе.

Стоит отметить, что разрабатываемый план предусматривает формирование в Баренцевом регионе 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения. Семь из них проходят по территории России. Рассматривается также вопрос развития сети авиасообщения на севере Европы с задействованием аэропортов Архангельска, Мурманска, Киркинеса, Тромсё.

Значимым достижением стало завершение в сентябре 2017 г. реконструкции дороги «Кола» на участке Мурманск-Никель-Киркенес.

Правительством РФ в 2016 году было принято решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров. Эта мера должна позволить усилить туристическую активность на российском Севере, которая, в свою очередь, преумножит контакты между жителями региона, привлечёт инвестиции и даст возможность создать новые рабочие места.

Важной вехой в развитии отношений стран-членов СБЕР в сфере бизнеса стали две ежегодные Мурманские международные деловые недели, прошедшие в рамках российского председательства в СБЕР в ноябре 2015 и 2016 годов. Они явились удобной площадкой для развития трансграничного делового сотрудничества и выработки совместных подходов к экономической деятельности на европейском Севере.

По итогам встречи министров культуры СБЕР, прошедшей в ноябре 2016 года в Москве, было принято решение об учреждении Баренцевой стипендии в области культуры. Стипендия будет вручаться каждые два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам. Первая церемония состоялась на 16-й сессии Совета.

В российской Сортавале в ноябре 2015 года прошла встреча министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, по итогам которой была принята совместная декларация. Были констатированы успехи в ликвидации экологических «горячих точек» в Баренцевом регионе. Важным результатом стала разработка новой редакции «Плана для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата». Министры высоко оценили природоохранную деятельность в Баренцевом регионе экологического партнёрства «Северного измерения» и «Северной природоохранной финансовой корпорации». Также в сентябре 2017 года в Архангельске прошёл и «Лесной форум Баренцева региона», давший свои рекомендации для дальнейшего взаимодействия.

Особое значение для СБЕР имеет совершенствование трансграничного взаимодействия в деле реагирования на чрезвычайные ситуации, так как Баренцев регион представляет собой обширную малонаселённую территорию с суровыми климатическими условиями, где ближайшие службы спасения часто находятся в другой стране. В связи с этим, в сентябре 2017 года в Карелии прошли очередные международные учения «Баренц-рескью-2017», в которых приняли участие около 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Одним из заметных событий российского председательства в СБЕР стало проведение по её инициативе «Первого Саммита коренных народов Баренцева региона», прошедшего в Москве в апреле 2017 года. По общей оценке, его итоги внесли полезный вклад в выстраивание равноправного диалога между коренными народами и органами власти. Россия предложила сделать такие саммиты традицией и перевести работу в этом направлении на системную основу.

По предложению России в Совместную декларацию СБЕР был включён вопрос создания в будущем регионального форума высокого уровня («Баренцев Давос») для обсуждения всей Баренцевой повестки дня с акцентом на устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие региона. Предполагается, что на этой постоянной дискуссионной площадке будут собираться представители политических, деловых, научных кругов, а также СМИ.

Как сообщает Министерство иностранных дел Российской Федерации, всего за время последнего российского председательства в СБЕР было реализовано более 80 мероприятий. По оценке министерства, удалось укрепить координацию между всеми участниками региона. Важным шагом стало проведение в апреле 2017 г. в Москве первой встречи с участием всех основных структур СБЕР, включая Международный Баренцев секретариат и руководителей всех 16 рабочих групп.

В своей речи на открытии 16-й сессии СБЕР Сергей Лавров сказал следующее: «Уникальной чертой Баренцева процесса остаётся его «двухэтажная» структура: взаимодействие осуществляется не только между правительствами, но и на уровне административно-территориальных образований в рамках Баренцева регионального совета (БРС). Это позволяет оптимальным образом сочетать приоритеты государств с потребностями отдельных регионов в интересах проживающих там людей».

Так как Швеция заявила, что одним из основных векторов её председательства в 2017-2019 годах будут вопросы молодёжной политики, Россия выдвинула предложение сформировать в Совете молодёжный форум на уровне правительств и территориально-муниципальных образований.

Завершая Архангельскую сессию, российский министр пожелал успехов, всяческих достижений и новых инициатив Швеции и норвежскому Финнмарку, которые возглавили Советы, и указал на «хорошие перспективы сотрудничества на Севере Европы». «Отрадно, что у нас общие цели – укреплять устойчивое развитие северных территорий, повышать качество жизни граждан, разрабатывать природные ресурсы без ущерба для арктической природы. Понятно, что все эти задачи можно решать лишь путём сопряжения усилий всех участников Баренцева процесса», — отметил Лавров.

2018 год станет юбилейным для организации: Совет Баренцева/Евроарктического региона отпразднует своё 25-летие.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Евро арктический регион Баренцево

управление общественный баренц сотрудничество

Основные цели регионального сотрудничества были изложены в разработанной в начале 1994 г. Баренц-программе, которая каждый год проходит соответствующую корректировку по отдельным пунктам. Что касается основных направлений сотрудничества, то они сводятся к следующим пунктам:

Обеспечение мирного и стабильного развития в регионе;

Уменьшение военной напряженности;

Укрепление существующих и установление новых двусторонних и многосторонних отношений в регионе;

Создание основы экономического и социального развития региона с особым упором на активное и целенаправленное управление ресурсами и сокращением разрыва между уровнем жизни Востока и Запада;

Снижение экологической угрозы и охрана здоровья;

Поддержание культуры коренных народов региона (саамы и ненцы) и привлечение их к активному участию в развитии региона;

Развитие науки, техники, культуры и туризма;

Включение евроарктического региона в сеть коммуникационных транспортных путей Европы и развитие региональной инфраструктуры.

История формирования

История евроарктического Баренцева региона (далее - БЕАР) как общественно-государственного образования насчитывает неполные 7 лет. Самым последовательным отцом-основателем БЕАР по праву считают Торвальда Столтенберга, бывшего министра иностранных дел Норвегии. БЕАР был создан 11 января 1993 г. в г. Киркенесе (Норвегия), где на встрече министров иностранных дел России, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии, Швеции и в присутствии представителей Комиссии Европейского Сообщества, а также наблюдателей из США, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании была подписана Декларация о сотрудничестве и провозглашено создание Баренцева евро-арктического региона. Их руководители и представитель коренного народа саами в тот же день подписали договор о региональном сотрудничестве и создали Региональный Совет. Признание государствами необходимости участия коренных народов при принятии решений, затрагивающих их интересы, становится общепризнанной нормой в международном праве. Первоначально в Баренцев регион вошли крайние северные области России: Архангельская и Мурманская, - и северные области Скандинавии и Финляндии (губернии Лаппланд в Финляндии, Тромс, Финнмарк и Нурланд в Норвегии, Норрботтен в Швеции). Позже к нему присоединились Республика Карелия (1994 г.), Ненецкий Национальный Округ (1997 г.), округ Оулу (Финляндия) и Вастерботтен (Швеция, 1998 г.). В качестве ассоциированных членов в БЕАР вошли Дания, Исландия и ЕС. Кроме того, статус наблюдателей получили Канада, Франция, Япония, Великобритания, Польша, Германия.

Органы управления БЕАР центрального и регионального уровней

Центральный уровень:

Баренцев совет (министры иностранных дел)

Комитет старших должностных лиц - орган, занимающийся подготовкой дел (КСДЛ)

Cекретарские функции в МИДе страны-председателя

Рабочие группы по Северному морскому пути, экономическому сотрудничеству и экологии.

Региональный уровень:

Региональный Совет (губернаторы и председатели губернских советов)

Региональный комитет

Рабочие группы по Культуре , Общему образованию, Высшему образованию и науке, Вопросам коренных народов, Сельского хозяйства, развития периферийных районов и оленеводства, Промышленности и экономике, Вопросам женщин, Охране окружающей среды, Здравоохранения и Коммуникации

Национальные секретариаты в Киркенесе, Лулео и Мурманске

Получатель результатов проекта

Исполнители отдельных проектов

Председательство в СБЕР длится в течение года и передается по странам Баренцева региона (Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия).

Председательство в Региональном Совете осуществляется в течение 2 лет и передается по очереди каждому из участвующих регионов.

Совместная работа в Баренц регионе построена так, что Баренцев Совет и КСДЛ на центральном уровне и Региональный Совет, Региональный Комитет и рабочие группы на региональном уровне не играют главную роль как Заказчики. Они также не располагают общими средствами в виде экономических ресурсов для осуществления операций. Работа строится по принципу привлечения участников для работы в рамках программы и с целью изыскания средств непосредственно из финансовых организаций в разных странах или международных инстанций.

Совет Баренцева Евро-Арктического региона

СБЕАР был создан в 1993 году для поддержки и развития регионального сотрудничества на севере Швеции, Норвегии, Финляндии и северо-западе России.

СБЕАР поддерживает устойчивое экономическое и социальное развитие в Баренцевом регионе, и таким образом способствует мирному развитию севера Европы. Руководство Советом чередуется между Норвегией, Финляндией, Россией и Швецией.

Баренцев Евро-Арктический Совет (СБЕАР) является форумом по вопросам межправительственного сотрудничества, затрагивающим Баренцев регион. СБЕАР собирается на уровне министров иностранных дел в стране председателя в конце его срока полномочий. На каждом заседании определяется дата и место следующего заседания. Повестка дня принимается на заседании Совета по предложению страны-организатора на основе консультаций с другими участниками.

Председательство осуществляется на ротационной основе между Финляндией, Норвегией, Россией и Швецией. Норвегия приняла полномочия от Швеции в октябре 2003 года на период с 2003 по 2005 гг., затем руководство будет передано Финляндии на 2005-2007 гг., и на 2007-2009 гг. - России. Расходы по проведению заседаний Совета берет на себя принимающая сторона. Заседание Совета на уровне министров ведется на одном из северных, русском и английском языках.

Основным рабочим органом СБЕАР является Комитет старших должностных лиц, собирающийся с периодичностью в 1-2 месяца и представляющий доклады к ежегодной сессии СБЕАР. Деятельность Совета не дублирует и не подменяет уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу.

Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕАР образованы рабочие и целевые группы, представляющие на регулярной основе отчеты о своей деятельности Комитету старших должностных лиц, а также доклады по итогам года.

В СБЕАР входят 7 постоянных членов - Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, а также Комиссия Европейских Сообществ.

Девять государств - Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания и США - имеют статус наблюдателей.

Основные действующие документы и программы

§ Декларация сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, прошла конференция по сотрудничеству в Баренц регионе. В конференции приняли участие министры иностранных дел и представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции, а также комитета Европейского союза. На конференции также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники конференции выразили уверенность в том, что расширенное сотрудничество в Баренц регионе будет способствовать стабилизации и прогрессу в регионе и в Европе в целом, где сегодня партнерство приходит на смену конфронтации и границам, существовавшим в прошлом. Они также считают, что такое сотрудничество внесет вклад в развитие мира и безопасности.

Цель работы совета - содействие непрерывному развитию региона с учетом принципов и рекомендаций, изложенных в «Rio Declaration and Agenda 21 of UNCED». Таким образом, совет будет обсуждать вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества в сферах экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, программ обмена в области образования и культуры, так же как и проекты, направленные на улучшение положения коренных народов севера.

§ Программа по обмену в сфере высшего образования и научных исследований в рамках Баренцева Евро-Арктического Региона

§ c Приложением « Существующие программы в сфере высшего образования и научных исследований »

На встрече Баренцева Евро-Арктического Совета, проходившего в Лулео 19-20 января 1998 года, Министрами Иностранных Дел была принята декларация, в которой отмечалась роль программы по обмену в этих сферах.

Целью данной программы по обмену является получение гарантий в том, что ресурсы, которые уже используются в рамках сотрудничества в БЕАР, используются наилучшим образом.

Программа по обмену не должна быть предназначена исключительно для отдельных студентов, а должна функционировать в качестве инструмента для постоянно работающих учебных организаций Региона. Предполагается, что программа (как уже существующие программы, так и новые соглашения) должна включать в себя нечто большее, чем просто обмен студентами. В дополнение к этому программа должна включать обмен учителями, исследователями между учебными заведениями России и Северными странами. Создание региональной сети в сфере образования и исследований является главным фактором, гарантирующим социальное развитие и стабильность Региона.

Таким образом, страны договорились сконцентрировать свое внимание на достижении следующих целей:

Следует активизировать обмен студентами, научными сотрудниками, академическим и административным персоналом как неотъемлемую часть образовательного и научного сотрудничества между учреждениями.

Необходимо дальнейшее развитие связей между учреждениями.

Необходимо также дальнейшее развитие информационных и коммуникационных технологий для дистанционного обучения с целью развития сотрудничества в области высшего образования и научных исследований.

Следует проводить конференции и семинары с целью распространения информации о программе и подготовке конкретных проектов.

Программа должна включать в себя полевые работы и стажировки.

Все действующие проекты в области высшего образования и научных исследований в странах Северной Европы, в том числе программу грантов Совета Министров Северных стран, можно использовать для выполнения этих общих задач.

§ Молодёжная программа Баренцева региона. 2003 -2 006

На своем заседании 5 сентября 2001 года Баренцев региональный совет решил разработать молодежную программу для Баренцева региона. Это было сделано по прямой просьбе Баренцева регионального молодежного форума (БРУФ

Цель программы заключается в том, чтобы создавать рамочные условия:

Для улучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевом сотрудничестве;

Для возрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактных сетей Баренцевого региона;

Для уделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферах сотрудничества;

Для укрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредством установления контактов через культурные и географические границы;

Для большей привлекательности Баренцевого региона для молодых людей путем улучшения их условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась в регион после окончания учебы.

§ План действий по культурному сотрудничеству в Баренцевом Регионе на 2003 -2 006 гг .

Данный план действий основывается на опыте сотрудничества в области культуры в рамках Баренцева региона, начавшегося в 1993 г. и длящегося, таким образом, уже 10 лет.

Цели: - сделать Баренцев регион в культурном аспекте заметным в международной связи и таким образом способствовать экономическому развитию;

Чтобы сделать северные области более заметными в европейской перспективе, предъявляются требования к двум стратегиям. С одной стороны, инициировать ощущение индивидуальности среди населения в регионе через различные культурные проекты. Представление результатов в различных формах возможно большему количеству людей является предпосылкой для создания общего идентитета.

С другой стороны, необходимо представить наши специфические культурные черты, которые вместе с тем выражаются в многообразии индивидуальностей внутри европейских рамок. Таким образом, северные области прозвучат в региональной Европе, северное направление продвинется вперед среди населения и «для остальных». Следствием этих намерений является то, что проекты должны отражать как общие черты северных регионов, уникальные в сравнении с остальным миром, так и стремиться в то же время показать многообразие миров в этом большом спорадически населенном ареале. Чтобы достичь успеха, нужно брать за отправную точку те из форм искусства и культурных форм, окружающей среды, где мы имеем преимущество и / или конкурентоспособны. Примером такого проекта в плане действий, который как стимулирует создание общего идетнитета, так и выявляет специфические черты по отношению к остальному миру, является фотопроект: «города Баренцева региона». Такого рода художественное общение расширит познания относительно региона, что, в свою очередь, приведет к положительному влиянию на промышленную жизнь региона.

Создавать места новых культурных встреч, где смогут взаимодействовать разные люди, особенно молодежь обоих полов;

Исторические противоречия, недалекое прошлое, отмеченное конфликтами, несет в себе то, что взаимодействие через реальные встречи между людьми является предпосылкой того, что понятия прошлого, мифы и политические противоречия оттесняются в сторону. В процессе совместного созидания чего-либо, понимание друг друга основывается на собственном опыте в отличие от продаваемых средствами массовой информации мнений и суждений о действительности. Группы художников внутри различных художественных направлений являются центральными группами, когда желательно создавать арены для взаимодействия. Несмотря на различные традиции в художественной практике, намерением всегда должно быть создание тематических постановок проблем для таких встреч, так чтобы результаты были интересны с художественной точки зрения в международном масштабе. Выставка «New Potatoes» является таким примером.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История формирования основ современной теории и методологии стратегического управления. Направления совершенствования социально-экономических процессов. Определение возможностей развития региона в условиях изменения параметров внешней и внутренней среды.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2011

    Регион как исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, функции. Развитие репутации страны как прямое следствие демонстрации и защиты национальных интересов. Рассмотрение условий формирования статуса региона.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Понятие и принципы регионального управления, его направления и критерии оценки эффективности. Сущность и содержание концепции устойчивого развития, условия ее применения. Экономическая основа развития региона, особенности данного процесса на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Государственное программирование как высшая форма государственного регулирования. Цели, направления, инструменты и важнейшие программы государственного программирования в России. Государственное программирование в сфере образования и здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2015

    Анализ российской практики управления экономикой регионов. Экономика региона как объект государственного управления федеральными органами власти. Валовой региональный продукт как основной показатель оценки благосостояния населения субъектов федерации.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2015

    Состав, структура и основные этапы комплексной программы социально-экономического развития региона. Комплексная программа социально-экономического развития Новосибирской области, конкурентные преимущества региона и основные инвестиционные проекты.

    реферат , добавлен 23.09.2009

    Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции. Новейшая история государственного управления в России Реформы органов власти в 1993 г. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Организация маркетингового исследования.

    шпаргалка , добавлен 31.07.2010

    практическая работа , добавлен 06.10.2008

    Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики. Современная система госрегулирования России. Центральный банк и его функции. Цели и основные направления экономической политики. Принципы и этапы разработки целевой программы.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Основные цели и задачи анализа показателей социально-экономического развития территориальных образований. Оценка финансового положения региона. Индикаторы социально-экономического развития Архангельской области. Анализ выполнения плана областного бюджета.