Страницы истории немецкого крестьянства россии. «Примерного поведения и полезные стране

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы - Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий .

25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).

Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности - до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. - 67, 1769 - 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу - развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» - 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма - около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом - овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.

Нахичевань-на-Дону, Нор-Нахичеван (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону) у многих ассоциируется с историческим Нахиджеваном, древнейшим армянским городом, возникает предположение, что новый город основали выходцы из старого с тем же названием. Но это не так. Страницы истории этого армянского поселения представлены в книге отца и сына Минаса и Георгия БАГДЫКОВЫХ "Наша вера", изданной в Ростове-на-Дону при содействии армянской общины и благотворителя Тиграна Манукяна.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАССКАЗАТЬ ОБ УКАЗЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II (14 НОЯБРЯ 1779 г.), разрешившей армянам основать новый город и 5 селений, авторы книги возвращаются на несколько веков назад в Крым. Напоминают, что армяне жили там еще до нашей эры. В начале VIII века в Херсоне утвердился армянский князь Вардан, который с помощью крымских повстанцев сверг византийского императора Юстиниана II и занял византийский престол (Вардан Пилик, 711-713 гг.). Военная мощь армянских крымских княжеств возрастала. Недаром европейцы в средние века называли Крымский полуостров Морской Арменией. В XI-XII веках в результате нашествия турок-сельджуков в Армению немалая часть населения переселилась в Крым. Среди них были и выходцы из Ани. Только в XV веке Крым завоевали татары.

В 1774 году по договору между Россией и Турцией татарское ханство в Крыму было признано независимым от Турции. Екатерина II, стремясь экономически ослабить Крымское ханство, приступила к осуществлению плана по выселению из Крыма армян и греков (чьи подати составляли главную статью доходов хана). Так, 9 марта 1777 года появился указ о переселении греков и армян в Россию с предоставлением им различных привилегий.

Переселение началось в августе 1778 года под предводительством А.В.Суворова. После продолжительного и мучительного перехода караван армянских переселенцев достиг берегов Дона и только 9 декабря 1779 года остановился на "обетованной земле". Крымские армяне перешли в подчинение к Астраханской епархии, возглавляемой архиепископом Иосифом Аргунтинским-Долгоруким. Архиепископ сыграл огромную роль в основании нового поселения, сохранении многовековых культурных ценностей, вывезенных из 40 армянских церквей Крыма. Среди них был и хачкар VI века из Ани, в честь которого в Крыму были построены монастырь и церковь Сурб Хач. Он до сих пор хранится на донской земле.

Переход из Крыма был очень тяжелым. Многие погибли от лишений в дороге. Первую суровую зиму армяне провели в землянках. Руководству Нор-Нахичевана нужны были средства для строительства инфраструктуры города. Архиепископ Иосиф решил обратиться за помощью к армянской колонии Индии. Приехав с купцами туда, он после проповеди обратился к соотечественникам с просьбой помочь больным, немощным, сиротам. Армяне Мадраса и Калькутты собрали значительные средства (в книге приводятся имена и суммы). 21 апреля 1781 года, в день празднования возведения на престол Екатерины II, родился город Нор-Нахичеван.

АРХИЕПИСКОП ПРИСТУПИЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГЛАВНОГО храма города, который решил назвать именем Григория Просветителя. Заложенный в 1783 году, возведенный на деньги паствы и индийских армян и освященный в 1800 году, храм долгие годы был центром духовной и культурной жизни. В период религиозных гонений в советские годы собор в усеченном виде (без купола, креста и звонницы) еще действовал до 1937г. Потом его отобрали у верующих. Древние рукописи после установления советской власти удалось вывезти в Ереван. Об этом пишет в книге "Из моей жизни" Мартирос Сарьян, отмечая роль Александра Мясникяна в перевозке манускриптов в 1921 году.

Храм Григора Лусаворича, казалось бы, уцелел. Прошли 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы. Начались 60-е. До них 9 мая 1959 года над братской могилой на площади был сооружен мемориал и зажжен Вечный огонь. И газеты стали писать: "...у братской могилы ежедневно, а в революционные праздники особенно скапливается большое количество трудящихся города и области... и нахождение в этом месте армянского собора неуместно. Кроме того, надо иметь в виду, что это помещение расположено у памятника основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу".

Против Маркса, конечно, не попрешь. Тем более когда собор принадлежит каким-то нетитульным "чучмекам". Правда, они основали этот город, и Екатерина Великая что-то им обещала. Но 18 июня 1966 года ночью храм был взорван саперами. В воздух взлетели ларцы с мощами армянских святых, средневековые хачкары, уложенные в стены. На месте собора построили Дом культуры. Интересно, взрывали ли в СССР в 1966 году русские церкви?

Пришлось уделить так много места истории храма в Пролетарском районе Ростова-на-Дону, потому что авторы книги - люди глубоко верующие и посвятили много страниц истории Армянской Апостольской Церкви, ее контактам с Русской Православной Церковью. Русскоязычный читатель узнает о том, как воцарилось христианство в Армении, как через брак сестры византийского императора Василия II Анны и киевского князя Владимира Святославовича христианская вера пришла в Киевскую Русь.

ОБ АРМЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ императоров историкам хорошо известно. Авторы также подробно исследуют факт почитания Григория Армянского (Григора Лусаворича) Русской церковью. Ему посвящена 1 из 8 церквей храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Иван Грозный кроме нее построил также храм во имя Святого Григория Армянского в Казани. Его изображение имелось на многих иконах, в богословских книгах.

Книга "Наша вера" (с подзаголовком "Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас") содержит также множество интересных сведений об армянах различного рода занятий, выросших на донской земле. Отсюда вышли Католикосы Нерсес V (годы правления - 1843-1854), Макар I (1885-1891), Геворг VI (1945-1954), видные государственные деятели Александр Мясникян и Саркис Лукашин, художники Мартирос Сарьян, Григорий Шилтян, поэты Рафаэл Патканян, Людвиг Дурян, писатели, публицисты Микаел Налбандян, Мариэтта Шагинян, архитекторы Марк Григорян, Ованес Халпахчян, артист Гайк Данзас, скрипач Авет Габриелян и многие другие армяне, потомки переселенцев XVIII века, сохранившие в своих жилах частицу крови Морской Армении и великого града Ани.

Сегодня на Дону действуют армянские храмы, воскресные школы. Армянская община прилагает усилия для сохранения национальной идентичности и надеется, что когда-нибудь в Пролетарском районе вновь появится храм во имя Григора Лусаворича, святого двух церквей: армянской и русской.

Александр ТОВМАСЯН

… Поздний вечер. Большая семья, прочитав молитву по лютеранскому обычаю, садится ужинать. Никому не весело. Два месяца назад началась война с фашистами, и хотя пока все идет по-прежнему, запасов провизии вдоволь, а мужчин из их села не призвали ни одного, все равно тревожно и беспокойно. Вдруг громкий стук в дверь. За порогом три человека: староста поселения и с ним двое других с суровыми лицами в военной форме. Вызывают хозяина на разговор. Через пять минут он возвращается бледный с застывшим выражением недоумения на лице и объявляет семье, что необходимо до утра собраться, взяв только то, что можно унести в руках, запастись теплыми вещами, так как повезут далеко-далеко за Урал, в Сибирь. Почему? Приказ о переселении. За что? Просто за то, что они немцы.

А за 179 лет до этого их, немцев, пригласили в Россию. И не кто-то – пригласила сама Екатерина II. Но чтобы понять мотивы этого деяния необходимо заглянуть еще глубже в .

Сама великая российская императрица, названная при рождении Софьей Фредерикой Августой Ангельт-Цербской, появилась на свет в 1729 году в немецком тогда городе Штеттин в немецкой (с сегодняшней точки зрения) семье. Может быть, в этом и кроется причина ее будущих приязненных отношений к потомкам древних германцев. Однако, когда Фике (таким было семейное прозвище Софьи Фредерики) в пятнадцатилетнем возрасте была привезена в Российскую Империю в качестве невесты наследника престола Петра Федоровича, она сразу же стала учить язык своей новой родины, ее историю, знакомиться с православной религией и русскими традициями. Девушка приняла Россию именно как свою, родную страну. Теперь ее именовали Екатериной Алексеевной. А вот супруг, будущий глава государства, как раз был поклонником всего иностранного, а особенно прусского образа жизни. Как показала история, Екатерина II сделала все возможное, чтобы стать императрицей. Нет, не женой царствующей особы, а именно российским монархом.

В результате государственного переворота Екатерина была коронована на царство в 1762 году, в сентябре. В отличие от своего мужа, которого она сместила с российского трона после недолгого срока сумбурного царствования, программа правления ее была продумана, основательна и последовательна. В ней заключалось много интересных направлений, которые, кажется, охватывали все стороны жизни народа и государства. Новая императрица составила перечень своих основных задач. Она говорила, что управлять нужно просвещенной нацией, поэтому в первоначальном порядке необходимо приложить все усилия для повышения уровня образования в стране. В государстве должен царить порядок, общество обязано соблюдать законы, а хорошо обученная полиция следить за этим. Основной целью должно являться процветание и величие государства Российского, внушающего уважение соседям своей военной силой и могуществом.

Современники характеризует Екатерину II как правителя, которая уважала, любила и ценила нашу страну и все исконно русское. Но откуда же тогда взялись немцы? Зачем они были нужны в стране? А дело было в следующем. Впервые иностранцы, в том числе и немцы, появились в России в приличном количестве при Петре I, который приглашал их как людей ученых и мастеровых, способных своим личным примером, а также в качестве учителей и наставников, передать опыт и знания местным жителям. Екатерина же увидела и возложила на чужеземцев несколько иную задачу. Она была одержима идеей увеличения своей империи. И добивалась этого как женщина. Мужчина-правитель предпочел бы, имея подобную цель, вести войну и захватить в борьбе новые территории. Она же использовала такие качества, как ум, расчетливость, хитрость и царская благосклонность. Не обошлось, конечно, без смелости в некоторых спорных начинаниях. За годы царствования стараниями императрицы Российская территория значительно увеличилась в размерах – присоединились южные плодородные земли Крыма и Причерноморья, участок Речи Посполитой. Через тридцать лет после воцарения Екатерины количество жителей России возросло более чем в полтора раза, а наше государство стало самым населенным среди европейских стран. И здесь немалую роль сыграло как раз переселение немцев и Манифест Екатерины II 1762 года.

Вообще мысли об организации колоний, или по-другому проекты обживания малонаселенных территорий нашей страны возникали еще при императрице Елизавете Петровне. Но воплотить их в жизнь довелось новой правительнице. Екатерина собственноручно подготовила так называемый «вызывной» манифест, приглашавший иностранцев переселяться в Россию. Молодая императрица обосновала его своим материнским – «матерним» – попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом империи, которые она ставит для себя главнейшим правилом и руководством к действию при вступлении на престол. А также заботами об умножении этой обители. Далее Екатерина отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России, бывшие ее подданные, просят – «бьют челом» – о разрешении поселиться в империи. Она «всемилостивейшее» объявила, что относится благосклонно к переселению к нам иностранцев разных наций (кроме евреев), а также к возвращению тех, кто до этого по каким-либо причинам бежал из своего Отечества. Позволение на переселение было утверждено. Сам манифест носил название «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Согласно указу заселению иностранными гражданами подлежали плохо обжитые регионы России, в том числе и Украина.

Вполне объяснимо, что на другой день после объявления манифеста потоки поселенцев в нашу страну не хлынули. Хотя Екатерина и сделала все возможное, чтобы о её решении узнали в Европе. Манифест был отпечатан по-русски, по-французски, по-немецки и по-английски по сотне экземпляров и разослан российским дипломатическим агентам, действующим за границей. В дальнейшем её верноподданным нужно было не только добиться опубликования документа в местных газетах, но и приложить максимум усилий, чтобы все это имело как можно большую популярность. Но, разумеется, европейские жители просто так не хотели бросать родные края и ехать неведомо куда в дикие и малонаселенные части далекой и пугающей страны. И сами они, и немного позже российские дипломаты, служившие в разных государствах, пришли к одному выводу – для таких шагов нужны определенные гарантии, привилегии, которые должны были заставить людей решиться на этот отчаянный шаг.

Когда этот объединенный призыв дошел до сведения императрицы, она иностранка, немка по происхождению, приехавшая в чужую страну, мгновенно поняла его суть. Поэтому через год были разработаны и изданы, как мы бы сказали сейчас, «подзаконные акты» – документы, дающие возможность осуществиться положениям первого указа. Это «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев» Получив требуемые гарантии и привилегии, а также целое специальное учреждение, которое будет защищать их права, иностранцы осмелели. Процесс заселения необжитых российских земель начался. Людской поток хлынул в нашу страну, и в основной своей массе это были выходцы с юго-запада Германии.

За первым вскоре последовал еще один «вызывной» манифест. Этот документ также перевели на разные языки и напечатали в зарубежных изданиях. Публицист того времени по фамилии Шлецер называл произведенное манифестом действие настоящим бегством в Россию. И это было неудивительно. Ведь документ обещал переселенцам невиданные льготы. Личная свобода и поселение на выбор в любой местности России. Освобождение от любых налогов на приличный срок: в сельской местности до тридцати лет, в городской – до пяти. Иностранцам, организовавшим производство, разрешалось торговать и даже вывозить свои товары за пределы страны беспошлинно. Также предоставлялись ссуда на десять лет без процентов, чтобы иммигранты могли обзавестись жильем, обстановкой, хозяйством, возместить расходы на дорогу. Понятно, что для небогатых европейских жителей это было безумно заманчиво. А как вам освобождение от воинской повинности? Постоянно воевавшие между собой правители немецких земель очень нуждались в пополнении своих армий и делали это за счет частых наборов. Плюс свобода вероисповедания и разрешение строить здания своего религиозного культа. А еще право на собственные органы местного самоуправления и возможность беспрепятственного выезда из России. Одни только преимущества…

Сама создательница этого спорного манифеста, Екатерина II, объясняла его тем, что до сих пор на землях Российской империи немало остается мест «праздных», то есть необжитых и неизученных, где в недрах скрываются различные богатства. Она говорила, что много в нашей стране озер, рек, полей и лесов «коммерции подлежащих», что есть возможность «размножения» фабрик, мануфактур и «прочих заводов». Императрица обещала, что данные нововведения пойдут на пользу российских верноподданных. Был опубликован тут же реестр свободных и удобных к заселению российских земель: Тобольска, Астраханской губернии, Оренбургской, Белгородской и многих других. То есть на деле колонисты могли селиться не там, где им вздумается, а в отведенных местах. И, например, Поволжье, обозначенное как земля обетованная, вовсе не оказалось на деле богатым рудой, промысловыми реками и озерами. Приезжих довольно строго принуждали заниматься сельским хозяйством, а ведь среди них были неплохие ремесленники. И все же иностранцы ехали и ехали, основывали поселения, разрабатывали земли, заводили хозяйства.

За три года, с 1763-го, число переселенцев составило почти 23 тысячи человек. После этого было принято решение временно остановить поток, пока уже приехавшие не будут обеспечены домами, всем необходимым инвентарем и не начнут полноценно работать, чтобы обеспечивать себя самих. Колонии на Волге росли и росли: если в 1765 году их было всего двенадцать, то на другой год прибавилось еще десять, а в 1767 году их было уже шестьдесят семь. Еще через два года была проведена перепись населения, показавшая, что шесть с половиной тысяч немецких семей живет в 105 колониях Поволжья.
Конечно, и власти, и первым колонистам было очень нелегко, но дальнейшее течение истории доказало всем противникам манифеста, сколь полезной было начатое Екатериной II мероприятие, как в отношении заселения необжитых территорий, так и полезного соседства русских и немцев.

…Раннее утро, немецкие семьи толпятся в ожидании поезда, скоро на посадку. Куда их повезут они не знают, и, несмотря на приближающуюся линию фронта, никто не хочет уезжать. Здесь они были учителями, врачами, рабочими и инженерами. Их трудолюбию и аккуратности учились русские. Они своим потом и кровью поднимали, улучшали эту землю. А вина состояла только в том, что их далекие предки откликнулись на призыв Екатерины II и решили приехать сюда. Здесь обрели они новую Родину, а наша страна обрела их, российских немцев. Им не позволили защищать страну с

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы - Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий. 25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).


Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности - до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. - 67, 1769 - 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу - развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» - 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма - около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом - овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы — Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий. 25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).

Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности — до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. — 21, в 1767 г. — 67, 1769 — 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу — развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» — 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма — около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом — овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.