Столкновение спутников. Громкие катастрофы в истории космонавтики

Недавняя авария «Протона-М» на космодроме Байконур взбудоражила всю общественность. Тут же начались многочисленные проверки, копания в документах, поиск виноватых. До недавнего времени комиссия приняла решение прекратить полеты ракеты, пока не будет проведено расследование случившегося.К сожалению, мир науки – это как шаг в неизвестность. На протяжении многих лет две крупные космические державы в многолетнем противостоянии учились на ошибках оппонента, пытаясь вырваться вперед. Помимо непредсказуемости космического пространства, основной причиной многих происшествий был и человеческий фактор.

На фоне последних событий предлагаем вам вспомнить 10 самых крупных катастроф в процессе освоения космического пространства. Их было большое количество, но давайте остановимся на самых громких.

10. Столкновение спутников «Космос-2251» и «Iridium 33»
Столкновение "Космос-2251" и "Iridium 33" было первым в истории

10 февраля 2009 года над территорией Российской Федерации (пол-ов Таймыр) произошло первое в истории столкновение искусственных спутников земли. «Космос-2251» (весил 1 тонну) принадлежал Космическим войскам России и функционировал с 1993 по 1995 годы. Искусственный «Iridium 33» (весил 600 кг), один из спутников телефонной связи, был введен в эксплуатацию в 1997 году.

Столкновение на скорости 7470 м/с полностью разрушил оба спутника на 600 обломков, которые по сей день «бродят» в околоземном пространстве.

9. «Союз-18»
Удача уберегла экипаж во время приземления

Корабль, поднявшись на высоту 192 км, перешел в неуправляемое падение. Экипаж перенес перегрузки в 21g. Благодаря четкой работе системы приземления, «Союз-18» все же приземлился удачно в Алтайских горах, зацепившись парашютами за сосну.

8. «Аполлон-13»
Экипаж "Аполлона-13": Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз

Единственный пилотируемый корабль, направленный на Луну, в котором произошла довольно серьезная авария.
Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз 11 апреля 1970 года выполнили успешный старт. Однако, спустя трое суток, взрыв кислородного баллона на корабле парализовал работу и жизнь на борту. Прекращение радиосвязи, длительное нахождение при холодной температуре (не выше 11 градусов), состояние почти полной невесомости – чего только не пришлось пережить астронавтам.

Благодаря четкой координации штаба по спасению и профессионализму экипажа через неделю после старта астронавты удачно приводнились. Все трое были удостоены «Медалью свободы».

7. «Союз-1»
Юрий Гагарин и Владимир Комаров

Космическое противостояние СССР и США подстегивало обе космические державы бежать «впереди планеты всей». В 1967 году американцы владели явным преимуществом, что приводило в ярость союзников. В итоге желание обогнать соперника оказалось сильнее здравого смысла.

Запуск «Союза-1» проходил в небывалой спешке, что в результате привело к трагедии. У советского корабля вышла из строя система ориентации. При приземлении отказали оба парашюта, из-за чего погиб космонавт Владимир Комаров.

6. «Аполлон-1»
Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи отравились продуктами сгорания

Старт корабля планировался на 21 февраля 1967 года, но за месяц до полета, 27 января, на борту «Аполлона-1» произошел пожар. Астронавты Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи за 14 секунд сгорели заживо. Однако экспертиза установила, что смерть наступила первоначально от отравления продуктами сгорания. Непосредственной причиной катастрофы считается короткое замыкание в электропроводке.

5. «Союз-11»
До последнего все надеялись, что Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев вернутся живыми

Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев вышли на орбиту в 1971 году. Стыковка со станцией «Салют-1» прошла успешно, однако, спустя 11 дней на станции случилось возгорание. Космонавты приняли решение покинуть «Салют». Прибывшая на место посадки поисковая группа шокировала известием, что все три члена экипажа мертвы. Причина смерти – разгерметизация.

4.«Колумбия»
Весь экипаж шаттла погиб

Последний полет некогда успешного американского шаттла «Колумбия» состоялся в период с 16 января по 1 февраля 2003 года. Вся страна ждала очередного 28 возвращения команды на Землю. 1 февраля, около 9 часов утра, за 16 минут до посадки корабль вдруг стал разрушаться. Все 7 астронавтов погибли.

3. «Челленджер»
Десятки телеканалов транслировали старт корабля в прямом эфире

28 января 1986 года был запланирован очередной старт многоразового транспортного космического корабля NASA. В тот день первоначальное время запуска перенесли на пару часов из-за незначительных поломок. Десятки репортеров прибыли на мыс Канаверал, дабы стать свидетелями красивого действа. Спутниковое ТВ транслировало старт «Челленджера» в прямом эфире – несколько миллионов зрителей всего мира готовились стать свидетелями очередного триумфа американской космической кампании.

Но вдруг на 73 секунде полета одна из деталей «Челленджера» оторвалась и пробила топливный бак. Взрыв корабля привел в состояние шока и специалистов, и очевидцев. Майкл Смит, Френсис Скоби, Роналд МакНэйр, Эллисон Онидзука, Криста МакОлифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник – весь экипаж погиб мгновенно.

Этот полет должен был стать уникальным в истории США - на его борту находилась первая в мире астронавт-непрофессионал, бывший учитель Криста МакОлифф, которая прошла конкурсный отбор по инициативе Рейгана. Катастрофа пошатнула репутацию Америки.

2. Катастрофа на космодроме «Плесецк»
В тот день в Плесецке погибли 48 человек

18 марта 1980 года произошла одна из самых страшных катастроф в истории космонавтики. При подготовке к старту ракеты-носителя Восток-2М, за 2 часа 15 минут до взлета, произошел мощный взрыв. В непосредственной близости к ракете находились 141 человек, 48 из них погибли, еще 40 доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести.

По рассказам очевидцев, во время заправки ракеты перекисью водорода, произошла вспышка в третьей ступени, повлекшая взрыв. Спасательные и поисковые операции велись в течении трех дней.

1. «Катастрофа Неделина» (Байконур)
Лишь спустя 30 лет данные о катастрофе были рассекречены

24 октября 1960 года на космодроме «Байконур» произошла страшная трагедия – катастрофа с огромным количеством человеческих жертв. При подготовке к первому испытательному полету Р-16 (межконтинентальная баллистическая ракета), за 30 минут до старта, случился несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Разрушение баков и возгорание ракетного топлива привели к мощному пожару, жертвами которого стали 78 человек, в том числе и команда конструкторов. Среди погибших числился и главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Неделин М. И.

Главная причина катастрофы – грубые нарушение правил техники безопасности при подготовке к старту. Желание приурочить пуск ракеты ко дню Великой Октябрьской социалистической революции повлекло за собой спешку. Ракета была совершенно не подготовлена к полету.
Что характерно для того периода, данные о катастрофе держались в строжайшем секрете. Первые упоминания в СМИ появились только спустя почти 30 лет - в 1989 году.

В конце февраля прошлого года многие СМИ сообщили о столкновении на орбите американского и русского спутников. Американцам не повезло, потому что их спутник был действующим, а вот наш - нет.

На ОРТ информация об этом событии была представлена следующим образом: спутники двигались на встречу друг другу и столкнулись на скорости 8 километров в секунду. Это был первый случай столкновения спутников на орбите. Все эти три утверждения, мягко говоря, не совсем точны.

Начнем с красивой экранной картинки, когда два спутника несутся по орбите навстречу друг другу. С начала космической эры все спутники и космические корабли, и наши и американские, всегда запускались лишь по направлению вращения Земли, чтобы использовать ее собственную линейную скорость вращения, достигающую на экваторе 0,5 км/с. Что это дает, можно увидеть на простом примере: наша престарелая, но надежная королевская «семерка», если ее запустить на экваторе в направлении вращения Зеемли, может вывести на орбиту полезную нагрузку около 5 тонн, против вращения - менее полутора тонн. И зачем это надо? Разве что, ради какой-то экзотической цели, представить которую у меня не хватает воображения.

Разница лишь в том, что наш северный космодром Плесецк запускает спутники, движущиеся под большим углом к экваториальной плоскости, а американский на мысе Канаверал - под значительно меньшим. Впрочем, эти углы определяются чисто практическими целями. Так что столкновение, скорее всего, произошло просто на пересекающихся курсах.

Но вернемся к озвученному СМИ варианту, что спутники двигались навстречу друг другу и столкнулись на скорости в 8 км/с. Что-то плоховато у наших журналистов не только с русской речью, но и с арифметикой. В таком варианте скорость встречного соударения составит 16 км/с, и при таком ударе значительная часть массы обоих спутников просто испарится.

И наконец этот случай вовсе не первый и не единственный. В 90-е годы прошлого века были опубликованы несколько случаев наблюдения астрономами аналогичных столкновений. 2 августа 1983 года Метеорный патруль в Новгородской области наблюдал столкновение двух объектов, предположительно, искусственных спутников Земли, которые двигались перпендикулярно друг другу. После пересечения их траекторий произошел взрыв. Один из объектов, не меняя скорости и направления движения, проследовал по орбите дальше, другой же изменил курс на 45 градусов к северу и ушел за горизонт.

27 июля 1992 года группа из Молодежного научно-астрономического клуба «Процион» находилась на астрополигоне Горного института в Псковской области. Там они вели предусмотренные учебной программой наблюдения метеорного потока Кассиопеид. Наблюдали они и движение искусственных спутников Земли. Один из них в 1.23 МСК достиг района ниже созвездия Дельфина, и вдруг на 2 секунды озарился ярчайшей вспышкой. Такой, что померк свет звезд, а на землю легли тени. К удивлению наблюдателей, после этой вспышки спутник своего существования не прекратил, а лишь медленно скрылся в конусе земной тени. Спустя 100 минут был замечен еще один спутник, летевший по той же самой орбите - это возможно лишь в том случае, если оба спутника запущены одной и той же ракетой (от себя добавлю, что это был, скорее всего, тот же самый спутник, успевший за это время обернуться вокруг Земли. В.П.)

Дойдя до района вспышки, спутник, на огромной скорости врезавшись в облако оставшихся после вспышки частиц, «засветился», изменив свой блеск на 5-6 звездных величин. (Это сообщение было опубликовано 21 сентября 1992 года в газете «ЧАС ПИК»). Можно еще упомянуть о более ранних сообщениях американских и индийских астрономов, наблюдавших аналогичные явления.

Есть еще одна категория чрезвычайных происшествий на орбите, которые не удалось наблюдать визуально как из- за облачного покрова под эпицентром события, так и из-за отсутствия визуальных наблюдений за данным участком неба (напомню, что 2/3 поверхности Земли составляют моря и океаны).

Просматривая официальные сообщения со дня запуска первых искусственных спутников Земли, удалось насчитать около полутора десятков ЧП на орбитах, когда нормально запущенный и нормально функционирующий аппарат вдруг внезапно прекращал pa6оту. Причем среди них были спутники с несколькими независимыми каналами передачи информации и независимым питанием. Естественно, речь идет только о спутниках невоенного назначения, военные не любят афишировать свои неудачи. А внезапное прекращение функциионирования спутника чаще всего свидетельствует о катастрофическом столкновении с неизвестным телом. Причем с каждым годом вероятность таких столкновений непрерывно возрастает. На сегодняшний день вокруг Земли вращаются тысячи действующих и недействующих спутников, а также их фрагментов, не считая более мелкого космического мусора. А спутники любого назначения, не требующие поддержания внутри них атмосферного давления, весьма уязвимы для любого внешнего механического воздействия, как только сбрасываются защитные конуса, предохраняющие их на активном участке запуска.

Хочу напомнить с американскими лунными модулями. Вернувшиеся на Землю астронавты потом шутили, что они были изготовлены из пищевой фольги, и они боялись проткнуть их оболочку при неосторожном движении локтем. А кроме столкновения на пересекающихся орбитах с космическим мусором, еще большая опасность существует при столкновении с мелкими метеорными телами, чья скорость вторжения в земную атмосферу может превышать 40 км/с. Такой самый маленький камушек пробьет любой спутник насквозь подобно бронебойному снаряду. Опасны даже частицы микронных размеров - так называемые микрометеориты. Уже на первых спускаемых космических аппаратах устанавливались пластины из различных материалов - чтобы оценить степень воздействия на них микрометеоритов, и при долгом пребывании на орбите эти пробные пластины были словно изъедены микрократерами.

Еще большей опасности подвергаются космические аппараты, направляющиеся к внешним планетам, особенно к Марсу. По соседству с ним, в пространстве между Марсом и Юпитером, находится астероидный пояс, включающий как планетоподобные астероиды, типа Цереры, Юноны и Весты, так и миллиарды более мелких обломков. При их взаимном столкновении те, которые теряют орбитальную скорость, либо переходят на более близкие к Солнцу орбиты, в первую очередь марсианскую, либо падают на Солнце. В этом плане марсианская орбита наиболее опасна для земных аппаратов, что и подтверждается многочисленными случаями прекращения их функционирования при достижении Марса или его спутников. К сожалению, всякие там противометеоритные экраны и защитные поля существуют пока лишь на страницах фантастических романов.

10 февраля 2009 года впервые в истории произошло столкновение спутников. Столкнулись российский военный спутник (выведенный на орбиту в 1993 году, но через два года списанный) и рабочий американский спутник компании Motorola, каждый из которых весил по 450 килограмм в небе над северной частью Сибири. В результате столкновения образовалось два облака из мелких обломков и фрагментов.

Осколки от первого в истории человечества «ДТП» на орбите — столкновения российского спутника «Космос-2251» и американского Iridium 33 — начинают падать на Землю, однако размер фрагментов не превышает сантиметра, и они не несут никакой угрозы, сообщило Стратегическое командование США.
По данным американских военных, которые приводятся на сайте Spaceweather, фрагмент, получивший индекс 1993-036PX, войдет в атмосферу Земли 12 марта, обломок 1993-036KW — 28 марта, 1993-036MC — 30 марта. Всего они имеют размеры около сантиметра, разрушатся в атмосфере и не представляют угрозы для людей на Земле.

Столкновение американского и российского искусственных спутников не только «побеспокоило» открытый космос, но и «пробудило» стремящихся постоянно исследовать космос землян. Все последние дни весь мир обдумывал недостатки существующих мер контроля и управления космосом, призывая опубликовать новые «Правила космического движения».
Столкновение двух искусственных спутников прибавило давления и без того загруженному движению в космосе. Как заявил зампред Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт, стабилизация обломков столкнувшихся спутников займет месяц или два, только потом соответствующие стороны смогут вести эффективное отслеживание. А по мнению представителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), мало вероятно, чтобы обломки представили опасность для шаттла, запуск которого назначен во второй половине текущего месяца.
Начальник штаба Космических войск РФ генерал-майор Александр Якушин сообщил, что фрагменты столкнувшихся спутников могут находиться на высоте от 500 до 1300 километров, скорость их движения может достигать около 200 метров в секунду. По словам бывшего командира Международной Космической Станции /МКС/ Федора Юрчихина, пока обломки не представляют угрозу для МКС, но они могут изменить орбиту под влиянием силы тяжести, что «несомненно, создаст угрозу для МКС».
С каждым днем растет количество обломков космических аппаратов в космическом пространстве, и хотя соответствующие страны и организации задействовали всю систему мониторинга, но по делу управления обломками все же необходимы совместные усилия международного сообщества.
Джеймс Картрайт отметил, что случай столкновения спутников свидетельствует, что разным странам мира необходимо усилить совместное использование космической информации. В будущем соответствующим странам следует еще лучше обмениваться данными об орбитах своих спутников. Официальный представитель Госдепартамента США Роб Макинтаф (Rob McInturff), в свою очередь, заявил, что все заинтересованные в открытом космосе государства должны сотрудничать друг с другом во избежание повтора подобных инцидентов. Соответствующие ведомства США и России уже контактируют, и возможно, американская и российская сторона организуют новые встречи в дальнейшем.
В пятницу директор Управления ООН по вопросам космического пространства Мазлан Отман (Mazlan Othman) вновь призвал все государства-члены Огранизации и международные организации к полноценному выполнению «Руководящих принципов предупреждения образования космического мусора» (Space Debris Migitation Guidelines). Директор Управления подчеркнул, что реализация «Руководящих принципов» благоприятствует защите космического пространства, что отвечает интересам всего человечества. На днях Управление проведет совещание в Австрии, на котором ученые внесут предложения по предупреждению «космических столкновений».
Эксперты считают, что в космосе, кроме предоставления материалов о геостационарной орбите Международным телекоммуникационным союзом (ITU) разным странам мира в соответствии с уставом единого управления и распределения, по другим орбитальным космическим аппаратам и космическому мусору, почти нет какого-либо контроля, в лучшем случае, только при отдельном мониторинге, но обмен данными происходит редко.
Создание системы содействия космической безопасности -- один из важных способов осуществления управления космическим движением, но мало компаний и государств вкладывает в эту сферу соответствующие ресурсы. Сегодня разные участники процесса освоения космоса, от научно-исследовательских институтов, транснациональных корпораций до станций наблюдения за спутниками, собрали огромное количество необходимых данных в области космической безопасности. Однако, трудность в том, каким образом объединить эти разнообразные источники и сделать их согласованными с учетом авторского права разных ресурсов и при соблюдении коммерческой конфиденциальности. Основные принципы при разработке «космических ПДД» в том, как «исключить» уже находящийся под «управлением» космический мусор и прочие космические аппараты. Для разработки научных правил космического движения, прежде всего, требуется тщательное изучение космического пространства и проведение космических прогнозов. Пока предстоит проделать очень длинный путь от составления правил космического движения до принятия на этом основании международной конвенции. Одним словом, системе мониторинга и профилактики космического мусора необходимо содействие международного сообщества на протяжении длительного времени.

Описание конструкции дельталета
Дельталет Р16 УРАЛ состоит из аэродинамического модуля (крыла) и функционального модуля (мототележки). ...

Силовой каркас
Силовой каркас изготовлен из алюминиевых труб и состоит из килевой балки, двух боковых балок, поперечины, рулевой трапеции и мачты. Для обеспечения жесткости конструкции силовой каркас расчален тросам...

Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург"
Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург" - 06.05.1937 При катастрофе огромного воздушного корабля объемом 200.000 куб.м. и длиной 248 м погибли 35 человек из 97 находившихся...

Новости о столкновении на орбите появились утром 12 февраля 2009 года. Мировые информационные агентства сообщили, что над Сибирью столкнулись американский спутник и неназванный российский аппарат. По словам официального представителя Объединенного стратегического командования ВС США (U.S. Strategic Command), которые приводит портал Space.com, первые данные о вероятном столкновении появились, когда в командование обратились представители компании Iridium. Они сообщили, что в 16:55 по Гринвичу (19:55 по московскому времени) была потеряна связь с принадлежащим им спутником Iridium 33.

Спустя некоторое время от Сети космического слежения (U.S. Space Surveillance Network) поступила информация о том, что в районе, где располагался спутник, появилось большое количество небольших обломков. Из этого было сделано заключение, что аппарат пал жертвой столкновения с космическим мусором.

Виновный был найден достаточно быстро. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником "Космос-2251". Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.

Российское Министерство обороны признало факт столкновения и заявило, что "Космос" имел военное назначение, которое, однако, не уточнялось. По некоторым данным, "Космос-2251" был военным спутником связи.

Произошедшее событие стало первым зарегистрированным столкновением на орбите спутников, однако далеко не первым столкновением рукотворных предметов в космосе. Первое подобное происшествие, зарегистрированное официально, случилось в 1996 году. Тогда отработанная ступень ракеты Ariane повредила французский спутник-шпион Cerise.

Представители компании Iridium уже заявили, что винить в столкновении никого не собираются. По их словам, произошедшее событие является случайностью, причем крайне маловероятной. Кроме того российский спутник был лишен двигателей для маневрирования, поэтому потенциально не мог уклониться от столкновения. Имелась ли возможность избежать аварии у Iridium 33, не сообщается.

Представители компании также поспешили заверить своих пользователей, что потеря одного спутника на качестве услуг скажется незначительно. Компания Iridium занимается предоставлением каналов для передачи данных и голосовой связи.

Последствия

По данным AFP, российский аппарат весил почти 900 килограммов, а американский - 450 килограммов. В результате столкновения спутники оказались почти полностью разрушены, то есть на орбите появилось около 1350 килограммов космических обломков. В настоящее время Американская сеть космического слежения ведет наблюдение примерно за пятью сотнями самых крупных фрагментов.

Столкновение спутников стало вторым крупнейшим по количеству произведенного космического мусора. Первое место в списке самых "грязных" событий занимает уничтожение Китаем собственного спутника в 2007 году. Тогда на орбите образовалось более 2500 новых обломков.

Специалисты полагают, что наибольшую опасность образовавшийся мусор может представлять для других спутников сети Iridium, поскольку большая часть осколков, вероятно, останется на орбите американского спутника.

Также существуют опасения, что обломки могут угрожать Международной космической станции. Представители Роскосмоса уже успели заявить, что обломки не представляют опасности для МКС, поскольку станция располагается на высоте всего 350 километров (столкновение, напомним, произошло на высоте примерно 800 километров). Представители NASA высказались более осторожно: они предположили, что самые мелкие фрагменты могли все-таки достигнуть орбиты МКС, поэтому некоторая опасность существует.

По словам специалистов, оценить масштабы опасности в настоящее время практически невозможно. trastik.com Конкретнее можно будет говорить, когда образовавшиеся после столкновения облака космического мусора рассеются, а отдельные крупные и, следовательно, наиболее опасные фрагменты станут хорошо различимы для наземных служб наблюдения.

В 1957 году на орбиту планеты Земля был выведен первый спутник, и с тех пор человек в стремлении узнать больше о Вселенной или для решения вполне земных проблем периодически отправляет на орбиту космические челноки. В настоящее время вокруг Земли вращается более 500 000 фрагментов разнообразного «космического мусора», из которых более 20 000 - техногенного происхождения. Обломки мчатся по земной орбите на скорости более 28 000 км\ч и достаточно часто становятся причиной космических аварий, которым и посвящён наш обзор.

1. Столкновение челнока "Союз ТМ-17" и станции "Мир" (1994)


В 1994 году во время возвращения с российской космической станции «Мир» на Землю советский челнок «Союз ТМ-17» столкнулся с «Миром» через несколько минут после отстыковки. После старта челнока летчик-космонавт Василий Циблиев сообщил в Центр управления полетами, что корабль слишком «вяло» реагирует на команды и дрейфует слишком близко к одной из солнечных батарей «Мира». Вскоре после этого ТМ-17 врезался в станцию. К счастью, серьезных повреждений выявлено не было.

2. Столкновение космического челнока "Прогресс М-34" и станции "Мир" (1997)


Старая пословица гласит, что «снаряд в одну воронку дважды не попадает», но Василий Циблиев является живым доказательством обратного. Станция «Мир» пережила два столкновения за время своего нахождения на орбите, и оба раза челноком управлял Циблиев. В 1990-е годы Россия пыталась усовершенствовать дистанционное управление док-системой, чтобы заменить дорогую автоматизированную систему, поставляемую Украиной. Чтобы проверить новую систему, судно снабжения «Прогресс М-34» попыталось пристыковаться к «Миру» 24 июня 1997 года. Тем не менее, это оказалось гораздо сложнее, чем считалось ранее, и во время теста М-34 отклонился от курса.

По какой-то причине быстро затормозить корабль не удалось, и он довольно резко врезался в станцию. Это нанесло серьезный ущерб одной из панелей солнечных батарей и радиаторов, а также привело к разгерметизации «Мира». К счастью, серьёзного ущерба космической станции нанесено не было, но ушло несколько недель, чтобы возобновить нормальную работу на ней.

3. Гиперскоростное столкновение (2009)

10 февраля 2009 года спутник коммерческой связи «Iridium 33 и российский военный спутник «Космос-2251» столкнулись на высоте 800 километров над полуостровом Таймыр в Сибири. Суммарная скорость спутников составила 24 480 километров в час, а их общий вес - 1 500 кг. В результате аварии были полностью уничтожены оба спутника. Гиперскоростное столкновение (оно было названо так, потому что скорости фактически измерялись в километрах в секунду) привело к тому, что более 2 000 фрагментов, примерно 10-15 сантиметров в диаметре, были разбросаны по орбите вокруг Земли. Этот мусор по-прежнему представляет огромную опасность для Международной космической станции. По состоянию на начало 2014 года, примерно 25 процентов мусора сгорело в атмосфере.

4. Спутники, падающие на Луну


Луна - естественный спутник Земли, поэтому столкновения Луны и искусственных спутников были включены в этот список. Человечество в данный момент отправило 74 зонда и пилотируемых корабля к Луне, 51 из которых сталкивались с её поверхностью. В 19 из этих случаев аварии были преднамеренными, например, в миссии «Аполлон», где ракеты S-IVB были сброшены на лунную поверхность, чтобы измерить сейсмическую активность. Большинство спутников и зондов, которые нашли свое последнее пристанище на лунной поверхности, являются собственностью США. В большинстве случаев это происходило потому, что спутники завершили свою миссию и не были больше нужны, поэтому их отключали, после чего корабли просто падали на Луну. За последние 50 лет человечество сбросило на Луну 128 141 кг спутников.

5. Столкновение, уничтожившее BLITS (2013)


В 2009 году на орбиту был выведен спутник-ретрорефлектор BLITS. Сделанный из нескольких видов стекла, все с разной степенью преломления, этот маленький, 8-килограммовый спутник должен был выполнить пятилетнюю миссию, помогая научным исследованиям в области геофизики и геодинамики, а также для тестов спутниковой лазерной системы связи. Через четыре года, в 2013 году, российские ученые заметили мгновенное измерение высоты орбиты BLITS на 120 метров. Частота его периода вращения также увеличилась. BLITS также перестал реагировать на лазерные локационные сигналы. Было высказано предположение о неком столкновении.

После анализа орбитальных данных, выяснилось, что в 3 километрах от места аварии находится еще один объект, который летел с относительной скоростью в 34 920 км/ч во время удара. Виновником оказался кусок китайского космического мусора. В 2007 году в рамках теста противоракетной спутниковой системы Китай уничтожил один из своих 750-килограммовых метеорологических спутников, «Фэнъюнь 1С» (FY-1C). Испытание было успешным, но взрыв привел к образованию 2 317 фрагментов мусора.

6. Столкновение эквадорского спутника Pegaso с космическим мусором


В 1985 году Россия с помощью ракеты «Циклон-3» вывела на орбиту «Космос 1666», электронный спутник-«глушилку» радиотехнической разведки, аналогичный по конструкции ракетам «Saturn», используемым НАСА. Запуск был успешным, и «Космос 1666» был выведен на орбиту. Но последняя ступень ракеты «Циклон-3» не сгорела и также осталась летать вокруг Земли.

После 28 лет, проведенных на орбите, облако обломков окутало часть «Циклона-3», что сделало ее еще более опасной, чем раньше. В 2013 году над Индийским океаном маленький эквадорский спутник Pegaso столкнулся с обломками, окружающими «Циклон-3».Из-за рассогласования антенн после столкновения спутник изменил орбиту. К тому же он начал дико вращаться и больше не может получать сообщения или отправлять данные. Через три месяца после аварии Эквадорское гражданское космическое агентство (EXA) заявило, что Pegaso закончил свою миссию.

7. Столкновению спутников из-за неисправности системы навигации(2005)


DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology) был разработан НАСА для проведения сложных маневров без контроля со стороны человека. В случае успеха DART можно было бы использовать, чтобы выполнять сложные задачи по обслуживанию существующих спутников, таких как телескоп Хаббл. К сожалению, во время тестового полета произошла внештатная ситуация, и DART столкнулся со спутником связи MUBLCOM. Оба спутника сильно не пострадали после столкновения и в настоящее время находятся на низких орбитах, где они не будут представлять никакой опасности для любого другого корабля. Они будут медленно опускаться в течение следующих 25 лет, чтобы сгореть в атмосфере Земли.

8. Столкновение французского спутника Cerise с собственной ракетой-носителем (1996)


Названный в честь французского слова «вишня» Cerise был 50-килограммовым военным спутником-разведчиком, предназначенным для перехвата высокочастотных радиосигналов для французских спецслужб. 7 июля 1995 года спутник был успешно выведен на орбиту с помощью носителя «Ariane-4» - трехступенчатой ракеты, которая часто используется Европейским космическим агентством. Всего через год после начала своей шпионской миссии, Cerise сошел с орбиты. НАСА удалось установить, что Cerise был сбит фрагментом ступени ракеты «Ariane-1» из предыдущей миссии. Производительность Cerise была сильно нарушена, но он по-прежнему работает.

9. USA-193 (2008)


В 2006 году всего через несколько минут после того, как сверхсекретный спутник USA 193 успешно вышел на свою орбиту, связь между ним и наземным контролем была утеряна. Обычно спутник, вышедший из строя, просто сгорает в атмосфере, но USA-193 был не обычным спутником. Весил спутник колоссальные 2 300 килограммов, а его размеры составляли 4,5 м в длину и 2,5 м в ширину. Также он имел полный бак топлива (454 килограммов токсичного гидразина). Очевидно, что нельзя было допустить, чтобы USA-193 с токсичным содержимым вернулся в атмосферу - для землян это было чревато экологической катастрофой. Через два года USA 193 был успешно уничтожен на высоте 247 километров над Тихим океаном.

10. Самоубийственный полет Galileo (2003)

Galileo на сегодняшний день является одним из наиболее важных спутников, которые когда-либо были созданы. С его помощью человечество должно было расширить свои знания о солнечной системе. Созданный в 1989 году Galileo пролетел мимо Венеры и Земли, сделав ряд потрясающих фотографий, с спустя пять лет направился на Юпитер.

Этот маленький исследователь сделал множество открытий: Galileo первым пролетел рядом с астероидом, обнаружил крошечный спутник на орбите астероида, стал первым и единственным зондом, который непосредственно наблюдал столкновение кометы столкновения с планетой, измерил атмосферу Юпитера, обнаружил интенсивную вулканическую деятельность на Ио, нашел доказательства существования подземной соленой воды на спутниках Юпитера Европе, Ганимеде и Каллисто.

Учитывая то, что Galileo не хватило бы топлива для возвращения на Землю, чтобы избежать загрязнения Юпитера, его лун и Солнечной системы в целом, было принято решение уничтожить Galileo. 21 сентября 2003 года, после 14 лет пребывания в космосе и восьми лет в системе Юпитера, Galileo опустился в атмосферу газового гиганта с нулевым шансом на выживание.

Ряд космических исследований связаны с будущим человечества. Учёные, заглядывая в далёкое будущее, предложили в любых условиях.