Сто раз отмерь один раз отрежь значение. Значение пословицы семь раз отмерь один раз отрежь

С малых лет нам твердят: «7 раз отмерь - 1 раз отрежь», предостерегая от поспешных, необдуманных действий. Рассмотрим смысл поговорки и растолкуем ее.

Возможное происхождение

Анализ источников, к сожалению, не дал никаких результатов. Но кажется, что выражение могло прийти из среды портных. Ведь отсечь что-то очень легко, но вот приладить обратно кусок материи так, чтобы не было видно швов, практически невозможно.

Поэтому и говорят «7 раз отмерь - 1 раз отрежь», ибо пути назад уже не будет.

Значение

Когда мы выбираем продукты домой, то нам не стоит долго думать, ведь все и так почти понятно. Необходимо ориентироваться на наши желания или, может быть, планы на вечер. Например, мы придумали сделать на ужин спагетти с сыром, поэтому здесь не нужно долго думать, мы просто берем составляющие этого блюда.

Иначе обстоят дела, когда нужно принять судьбоносное решение. Например, куда пойти учиться? Здесь стоит взвесить все за и против, потом взять лист, расписать свои сильные и слабые стороны, подумать о своих интересах. Некоторые, правда, не столь фундаментально подходят к выбору специальности и доверяют вузу по географическому принципу, то есть тому, который находится ближе всего к дому. Они, конечно, рубят с плеча, а мы призываем придерживаться пословицы «7 раз отмерь - 1 раз отрежь».

Правда, практика показывает, что фундаментально мы подходим к выбору специальности или нет, все равно выполняем стихийный социальный заказ. Проще говоря, большая часть наших профессиональных знаний так и пылится где-то у нас в подсознании, но зато неиспользуемые навыки образуют базу для нашей интуиции. Тот, кто доверяется реке времени, как правило, садится на мель. А наш объект исследования, помимо прочего, учит сознательному отношению к жизни.

Плюсы и минусы осторожности

Сознательность - это хорошо, но она воспитывается осторожностью. Человек порывистый вряд ли думает о последствиях своих действий, даже когда итоги совсем плачевные. Собственно, это и называется опытом. Есть заблуждение, что дурак учится на своих ошибках, а умный - на чужих. Практика показывает, что никто или почти никто не учится на чужих ошибках, потому что человек втайне верит в свою уникальность и непогрешимость. И.А. Бродский выразил это емкой строчкой: «Смерть - это то, что бывает с другими». Причем выражение универсально, ибо болезни, неприятности, невзгоды - это все тоже случается с другими. Если бы чужой опыт чему-то учил, то, наверное, несчастий в мире было бы меньше. Хотя опыт ближайших родственников все-таки учит, тем более, когда человек непосредственно страдал от образа жизни, который диктуется хорошо известными вредными привычками. Но даже подобной «наукой» овладевают не все те, кто страдал в детстве, некоторые, наоборот, воспроизводят разрушительный образ жизни родителей, не найдя лучшего ответа для вызовов жизни.

Но тот, кто руководствуется выражением «7 раз отмерь - 1 раз отрежь», как принципом, вряд ли попадет в лапы патологических иллюзий, ведь фразеологизм настаивает на предельно серьезном отношении к реальности и миру. Поэтому надо тщательно думать, прежде чем действовать.

Но у осторожной позиции есть и минусы, их легко предсказать. Основной недостаток сводится к аргументу, вернее, знаменитой цитате из фильма, который все обязательно посмотрят 31 декабря: «Великое вам не по плечу». Человек, беспрестанно думающий о безопасности и о том, «как бы чего не вышло», скорее всего, не сможет встретить безумную любовь или совершить авантюрный поступок. Но, конечно, поговорка «7 раз отмерь - 1 раз отрежь» не втягивает в свою смысловую орбиту патологии. Здесь говорится о банальном, но в то же время, умеренном здравомыслии. Последнего мы особенно желаем в преддверии новогодних праздников.

Как символ Земли и тела, семерка является первым числом, охватывающим и духовное, и временное. Число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, таинственная божественная сила в природе.

Семь — это мистическая природа человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир). Семь дверей человека: два глаза, два уха, две ноздри и рот. Кроме того, семь — число Вселенной, макрокосма, означает полноту и совокупность.

Семь ключей миропонимания символизируют собой семь точек зрения на каждую вещь. Это означает, что каждое явление можно рассматривать как форму, отвечающую трем планетным принципам: физически-эфирному, принципу психической жизни и принципу полезности для существования других форм. С другой стороны, каждое явление можно также рассматривать с трех точек зрения духовного видения: как выражение идеи, как проявление жизненного смысла и как проявление любви. Седьмой ключ миропонимания открывает самую сущность вещей. Эти семь творческих сил обозначают семь свечей священных светильников, они запечатлены в символике и легендах Востока. И каждый духовный импульс, даваемый человечеству, имеет семь спектров своего проявления: семь таинственных Кумар, Духов с Венеры, творят семь Посвятительных Школ и Путей, семь религий.

И не только на земле, но и на небе присутствует эта семерка: в семи звездах Большой Медведицы (иногда их считают «нерушимыми», поскольку они видны круглый год в северном полушарии), в семи звездах каждого по-настоящему сгруппированного созвездия. Ибо поистине число семь, изображающее три первоосновы мира, отраженные в четверичном законе динамики, есть число, управляющее жизнью Космоса. Три высших принципа господствуют над четырьмя низшими и владеют их элементами.

Число семь — это совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности мира, синтез, а также девственность и число Великой Матери. Семь космических эр, Семь Небес, областей ада, основных планет и соответствующих им металлов, мировых сфер, лучей Солнца (седьмой луч Солнца — это путь, по которому человек переходит из этого мира в следующий). Семь возрастов человека, столпов мудрости, цветов радуги, дней недели , нот, октав, чудес света, семь смертных грехов, семь категорий абсолютной оценки.

Данные инженерной психологии подтверждают, что число семь есть некий максимум запоминания человеком сигналов-символов. Семь — это «пропускная способность» нервной системы человека, определяющая объем человеческой памяти. Наиболее прочные и работоспособные группы, коллективы состоят из трех или семи человек, связанных одной задачей.

В некоторых традициях существует (или существовала в древности) семеричная система счисления. Таким образом, число 7 выступает как наиболее употребительный космический показатель, универсально характеризующий все, что подлежит счислению. Это число является одним из основных числовых параметров вселенной. Магическая семерка в культурах различных народов мира имела значение максимума, предела, полноты, ограничения: семь мудрецов, семь древнеиндийских риши (обожествляемых мудрецов), семь великих богов Древнего Шумера, семь Духов в египетской религии, семь матерей-прародительниц нганасан в Африке.

В магии на нити для заговаривания семь узлов, семь раз повторяются заклинания.

В астрологии существуют семиконечная звезда магов; семь Плеяд, семь главных планет (Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер и Марс).

У алхимиков в «Великом Делании» участвуют семь металлов. В Египте семь Хатор — божеств Судьбы; у жриц Хатор — семь сосудов; семь дочерей Ра делают семь узлов на своих семи туниках; семь ястребов Ра — это семь мудрецов; семь коров и бык изображают плодородие; семь домов подземного мира с трижды семью вратами. Число семь посвящено Озирису.

У пифагорейцев семь — космическое число, включающее тройку Небес и мира; бог мира; совершенство.

В греко-римской традиции семерка посвящена Аполлону, на лире которого семь грун, а также Афине (Минерве) и Аресу (Марсу). У Пана семь флейт. В Греции семь великих мудрецов.

В еврейской традиции семь — оккультное понимание. В еврейском году семь гаких праздников; менора имеет семь ветвей; семь лет строился Храм.

В шумеро-семитской традиции семь подразделений лунного календаря, семь дней недели. «Тебе светить рогами, чтобы отметить шесть дней, а на седьмой — половиной диска», поэтому седьмой день становится символом оппозиции к Солнцу, темноты и зла. Так что на седьмой день опасно что-либо предпринимать, и он превращается в день отдыха.

Существуют также семь поясов Земли, семь Небес, символизируемых ярусами зиккурата, семь ветвей Древа Жизни с семью листьями на каждой, семь врат ада, семь демонов Тиамат и уничтожающих ее ветров, семь цветов, печатей, божеств судьбы.

Число семь связано с самыми различными христианскими понятиями и предметами; оно соотносится с сакральной областью мистического постижения тайн христианской космологии, богопознания и футурологии.
В христианстве Бог символизируется седьмым, центральным лучом посреди шести лучей творения. Существуют семь Таинств, семь даров Святого Духа, семь (3 + 4) богословских и основных добродетелей, семь смертных грехов, семь горных хребтов в чистилище, семь свободных искусств, семь хрустальных сфер с планетами, семь главных пороков, семь ангелов присутствия, семь бесов, изгнанных Христом, семидневный пост и покаяние, семь радостей и печалей Марии, семь защитников христианства, семь соборов древней церкви, семь престолов, семь печатей.
В Ветхом Завете — семь алтарей Ваала, семь жертвенных тельцов и баранов, семь труб, семь обходов вокруг Иерихона, семь омовений Неемана в Иордане, семь цепей Самсона, семь раз чихает ребенок, воскрешенный Елисеем, Ковчег нельмой месяц, и голубь был послан через семь дней.

В русской культуре неделя; «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь бед — один ответ». Слово «семья» происходит от «семь». Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом. Семерка объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки , создавая своеобразную внутреннюю симметрию.

В исламе первое совершенное число — семь; семь Небес, климатов, земель и морей, цветов, пророков, действенных сил, состояний или остановок сердца; Каабу обходят семь раз, что символизирует семь атрибутов Бога.

Семиглавые драконы известны в Индии, Персии, дальневосточном регионе, особенно в Камбодже, встречаются в кельтском и средиземноморском фольклоре. В индуизме семь драгоценных камней брахманов, семь богов до потопа, от которого спаслось семеро мудрецов. В буддизме семь — число подъема, восхождения к высшему, обретения центра. Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства. Семиэтажная прасада в Бороба-дуре является священной горой и мировой осью, с вершиной на трансцендентном севере, достигающей царства Будды. У китайцев существуют семь фей и животных духов.

Тройственный символизм семёрки и её графическое изображение Эзотерический символизм семёрки состоит в том, что она представляет собой законченный циклический процесс или явление, при котором троичная сущность всегда облекается в четверичную материальную форму. Все проявленное мироздание пронизано семеричными структурами. В своем божественном аспекте семёрка, как коренное среди "числ предвечных", олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством идеальных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. Она выражает идею господства духа над формой. В своем природном аспекте данное число будет означать семеричную полноту проявлений. В своем человеческом аспекте семёрка выражает идею победы высшей триады над четверкой низших тел, рождающих в человеке ощущение отдельности.

В своем графическом изображении семёрка представляет собой семилучевую звезду или пантакль, нижняя часть которого имеет квадратичную форму, а верхняя — треугольную.

Атрибуты и сущность семёрки Символизируя собой совершенство Макрокосма, соединенного с Микрокосмосом, семёрка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность. Мэнли Холл пишет о пифагорейском восприятии семёрки следующее:

"Пифагорейцы называли гептады, 7, достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек управляется семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называется числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через восемь месяцев, часто умирают. Один автор называет её Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, монады. Ключевыми словами к гептаде являются «удача», "случай", «опека», "управление", «правительство», "суждение", «сновидения», "голоса", «звуки» и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, — это Осирис, Марс, Клио (одна из Муз)."

Универсальность числа 7, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Так В. Н. Топоров пишет:

""Магическое число 7" (по словам Дж. Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев-братьев (ср. "Семь братьев", "Семь Симеонов" и сестёр и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти. В некоторых культурно-языковых традициях существует семеричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально все, что исчисляется в мифопоэтическом космосе."

По свидетельству Блаватской о сакральном значении числа 7 знали задолго до Библии, где эта тема получила дальнейшее развитие — еще Гесиод применял высказывание "седьмой есть священный день", Основательница Теософского Общества дала свой подробный список тех областей бытия, где число 7 проявляет свою священную природу:

"Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней, на протяжении веков, постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов, семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты или Духов; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте."

Блаватская следующим образом видит сущность семёрки:

"Рассматриваемое как совокупность, состоящая из 6 и 1, или Шестеричности и Единства, число 7 было невидимым центром, Духом всего, ибо не существует шестиугольного тела без седьмого свойства, которое составляет центральную точку, как например, кристаллы и снежинки в так называемой «неодушевленной» природе. Кроме того, число семь, говорят они, имеет все совершенства единицы — числа чисел. Ибо, как абсолютное единство не связано и неделимо, следовательно, не имеет и числа, и ни одно число не может воспроизвести его, так же точно и число семь, ни одна единица, заключающаяся внутри Декады, не может породить или воспроизвести его. И именно четыре дает арифметическое деление между единицей и семью, ибо оно превосходит первую тем же числом [три], так же как оно само превышается семью, ибо четыре на столько же чисел превышает единицу, на сколько семь превышает четыре."

Как всегда ёмкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами дает X. Э. Керлот:

"СЕМЬ символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т. е. шести существующим измерениям плюс центр), семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с его тремя измерениями, и в заключение, это символ страдания."

"Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней — это направления: север: запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: "Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний"."

Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел "семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом". Потому семёрка представляет собой сокровенный центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что "седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти, жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения путем борьбы. Это магическая власть во всей её силе, истинное "Святое Царство"".

Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности, лежащий в основании числа семь: "Это есть некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на семи направлениях пространства: два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. "Три" во многих культурах является числом, относящимся к небу (небесам) (т. к. это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), и число четыре ассоциируется, с землей (по причине четырёх сторон двух горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами. Следовательно, семь — это число, выражающее сумму небес и земли (как двенадцать есть выражение умножения их качеств). В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологических добродетели) плюс четыре основных добродетели, а также в семеричности основных грехов. В традиционной теории символов семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным принципам семи планет или древним мифологическим божеством. На небесах «семь» приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия Плеяд — дочерей Атласа (шесть из которых видимы, а одна невидима). Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер и семь планет".

Представляет собой интерес соотнесённость числа семь с планетами и вообще астрологическими свойствами. Для этого необходимо посмотреть как применяется принцип семеричности в соотнесении с идеями астрологии. Так по свидетельству Керлота "семеричность берется как разделенная на числа

Как понять смысл пословицы: "Семь раз отмерь, один раз отрежь"?

    Смысл этой пословицы очень прост и понятен. Прежде, чем принять какое-либо решение, сначала надо хорошенько подумать и тщательно вс взвесить. И лишь только потом принимать единственно верное и правильное решение. В противном случае может сработать не менее известная поговорка,Поспешишь-людей насмешишь!

    В мом понимании, эта пословица, предостерегает от поспешных действий. Возможно эту пословицу, придумали портные, закройщики. Смысл этой пословицы заключается в том, что прежде, чем что то делать, надо многократно вс продумать.

    Данная пословица таит в себе мудрость. Только следует прислушаться к ней. А смысл ее в том, что не нужно с горяча принимать какие-то жизненно важные решения, иногда время терпит. Поэтому, человек не должен забывать, что у него есть голова, которая дана для того, чтобы думать: сначала десять раз все взвесить, за и против, а потом уже принять окончательное решение.

    Сужу по своему мужу, он вечно, что нибудь делает у себя в мастерской а потом пять раз переделывает. То это короче сделает, то то длиннее отрежет вместо того, что бы все обдумать, взвесить все ЗА и ПРОТИВ а потом уже стукнуть один раз молотком.

    Пословица очень старая и мудрая она говорит о том что русские всегда были людьми умными и мудрыми. Ну в каком еще языке так образно можно выразить свою мысль - сначала несколько раз подумай прежде чем что то делать а уж потом только делай. Тут все как нельзя просто.

    Ну это же очень просто: Семь раз подумай вс взвесь,один раз сделай(выбрав лучший вариант) Я лично так понимаю. А лишние поспешные движения, метания, в данном случае отрезания как правило не приводят к хорошему результату. То есть отрезав уже не склеишь, не сошьшь не верншь сделанного обратно и надо хорошо подумать прежде чем сделать то что обрато вернуть будет нельзя.

    Смысл этой старой пословицы заключается в том, что перед тем, как что-то сделать, необходимо тщательно подумать, взвесить все за и против, только потом делать. Например, Вы решили сшить штору, сначала произведите все вычисления, пометьте, где обрезать ткань, проверьте себя, а потом уже действуйте. Ведь если Вы отрежете не там, штора получится некрасивой.

    Смысл этой пословицы ясен и понятен. Прежде что то сделать, лишний раз обдумать, взвесить вс за и против, только тогда принимать какое то решение. Потому что, допустив ошибку исправить е уже будет не в силах.

    Смысл в том, что сначала подумай хорошенько, взвесь все доводы за и против, а потом уже делай, а то многое, исправить невозможно.

    Пословица- Семь раз отмерь, один раз отрежь, заставляет обдумывать свои действия. Принимать более правильные и взвешанные решения. Смысл этой мудрости заключается в том, что прежде надо думать, а потом делать(или не делать).

    Смысл этой пословицы мне известен еще со школьной скамьи. Мне тогда мама часто ее повторяла, когда я делала уроки. Она говорила, чтобы я перед тем, как написать правильный ответ, вначале проверила его несколько раз, а потом писала в чистовик.

    А еще смысл пословицы можно описать так. Если ты что-то делаешь, то не делая в спешке. Все обдумай, взвесь, а тогда уже принимай решение или действуй.

    Смысл данной пословицы в том, что прежде чем принимать какое либо решение стоит сначала все хорошенько обдумать и взвесить, чтобы в дальнейшем не пожалеть об скоропалительном решении. Так как у допущенных ошибок могут быть и последствия.

14.11.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


В душе русских людей живёт извечная тяга к крайностям. О максимализме наших соотечественников наслышаны во всём мире. «Или всё, или ничего», — мыслим мы, часто предпочитая годам терпеливого ожидания рискованную авантюру. Между тем, национальный опыт доказывает, что о здравомыслии забывать недопустимо.

Пословица предостерегает нас от принятия спонтанных решений, напоминает, что надо взвешивать каждый шаг, заранее предусматривать последствия своих дел.

Подобное предостережение можно услышать из уст матери, узнавшей от сына, что он собирается жениться. Будет иметься в виду, что надо бы присмотреться к избраннице, понаблюдать за её поведением в самых разных жизненных ситуациях, прежде чем сделать окончательный выбор.

В бизнесе употребление идиомы уместно, когда речь идёт о неожиданных планах партнёров. Например, старые приятели открыли сеть кафе. Через несколько лет один из них решает затеять что-то более оригинальное. Он сообщает, что уходит из компании и открывает книжный магазин. «Погоди! – предостерегает его другой. – Спрос на книги невысок, а вот кушать людям хочется в любые времена. Семь раз отмерь, один раз отрежь!».

Происхождение пословицы

Тайну рождения выражения не выдаёт ни один словарь, но, согласно догадке В.И. Даля, оно, как и многие другие, пришло из профессиональной сферы (в данном случае, из обихода портных). Картинка весьма наглядная: неверно отмерив кусок ткани для выкройки и тут же его отрезав, незадачливый портной только портит материал: сшить из получившегося лоскута нечто достойное не выйдет.

Любопытно, что в старину народное поучение произносилось иначе: «один раз отмерь – один раз отрежь». Подразумевалось, что каждое начинание должно быть продуманным настолько, чтобы потом не пришлось всё переделывать. Проще говоря, обдумал – выполнил. Однако практика показала: нашему человеку одного раза мало. Отсюда и возникла потребность примерить (то есть подумать) целых 7 раз, вместо одного.

Так как здоровая рассудительность всегда была стабилизатором отношений, поговорок и фразеологизмов о ней немало. Вместо фразы «7 раз отмерь, 1 раз отрежь» допустимо выразить опасение так:

  • не руби с плеча;
  • не знаешь броду — не суйся в воду;
  • не лезь в пекло вперёд батьки;
  • кто тише едет, тот дальше будет;

Синонимичные идиомы есть у народов, проживающих на территории Российской Федерации. Осетины говорят: «Разжуй слово перед тем, как выпалить». Удмурты предостерегают: «Сначала смотри под ноги, потом наступай».

Иностранцы напоминают о предусмотрительности на свой лад:

  • смотри прежде, чем прыгать (англ.);
  • не бросай камни, если живёшь в стеклянном доме (франц.)
  • сперва подумай, потом начинай (нем).

Не все считают житейскую осторожность несомненным достоинством. Иногда действовать надо решительно, то есть «ковать железо, пока горячо». Предусмотрительность и долгий расчёт уместны в деле важном, но не безотлагательном. А вот когда под стенами крепости стоит вражеское войско, в бой нужно вступать немедленно: очертя голову и ничтоже сумняшеся. Давая обстоятельствам решительный отпор, зачастую получаешь больше, чем ставишь на кон. Ибо «кто не рискует, тот не пьёт шампанского».

Антонова Вероника Александровна
Сказка «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Жил был один Заяц . И был этот Заяц веселый, добрый малый, с охотой брался он за любое дело, вот только разбираться долго в деле не любил…

Один раз сломалась у него табуретка, и косой задумал сделать себе новую, хорошую.

Вот Заяц взял в руки топор, пилу, молоток и гвозди, раз, два – и, готово! Табуретка вышла на славу, но…так как Заяц долго не думал и не мерил как следует длину ножек, то одна ножка получилась длиннее других.

А, - сказал Заяц , - и так сойдет.

Вот один раз пришел в гости к Зайцу его друг Ежик. Сели они пить чай, Заяц поставил на стол самовар и чашечки.

Погоди, дорогой друг, - сказал Ежику Заяц , - сейчас я тебя угощу таким вкусным вареньем, какое ты еще ни разу не пробовал!

С этими словами Заяц встал на табуретку и полез за вареньем, которое стояло на самой верхней полочке шкафа. Но, так как табуретка сильно качалась (одна ножка-то у неё была длиннее, чем все остальные, Заяц не удержался и с большим грохотом упал на пол. Что тут было! Банка с вареньем тоже упала и разбилась, варенье растеклось по всему полу, а сам Зайчик очень сильно ударился головой, так что у него на лбу вскочила огромная шишка!

Противная табуретка! – закричал косой, - ой, ой, как больно!

Ежик помог несчастному подняться на ноги, и даже помог убрать с пола осколки и разлитое варенье.

Это во всем табуретка виновата, она меня скинула, - пожаловался Заяц.

Ну-ка, дай я посмотрю, - попросил Ежик. А всем известно, что Ежик был мастер на все руки. – Да у твоей табуретки одна ножка длиннее другой! Вот поэтому-то ты с нее и упал!

Как же ты так мерил доски?

А я вообще их не мерил, - признался Заяц. – А зачем? У меня ведь глаза косые…

Ежик стал охать и уверять своего товарища, что необходимо всегда точно все делать, иначе будешь всегда падать и получать шишки на свою голову.

-Семь раз отмерь , один раз отрежь , – сказал он .

Да я быстро сейчас же все исправлю, - сказал косой и побежал вприпрыжку за пилой.

И он укоротил у табуретки длинную ножку, опять ничего не измеряя.

Вот и все! – обрадовался Заяц.

Но табуретка опять почему-то шаталась…

Какая непослушная!

Ежик внимательно осмотрел работу и произнес :

Чудак! Теперь ты сделал ее слишком короткой!

Не беда! - успокоил его Заяц, и принялся ровнять на этот три остальные ножки…

Но его творение опять не хотело стоять ровно.

Эх, эх, мастер, - только качал головой Ежик.

Но Заяц уже не слушал Ежика. Он все пилил и пилил…Сначала три ножки были длиннее, чем другая, четвертая ножка, но как только он подпилил их, то оказалось, что теперь они короче, а другая длиннее всех остальных…Так он пилил целый час, пока от ножек, увы, почти совсем ничего не осталось. Табуретка стала низенькая-низенькая, а вместо ножек одни маленькие неровные пенечки…Кто на такой сидеть будет?

Что же это у тебя получилось, братец? – спросил Зайца Еж.

Заяц почесал затылок и развел руками…Наконец-то он остановился и увидел, что наделал.

Ничего не понимаю, как так вышло.

Придется мне подарить тебе то, без чего не может обойтись ни один настоящий мастер ! – загадочно произнес Ежик, - но помни, что это вещь – волшебная.

И на следующий день Ежик принес Зайчику…ЛИНЕЙКУ!

Держи её и береги, она тебе много раз пригодится! – сказал Еж , - но главное, помни – семь раз отмерь , один раз отрежь !