Стишок чтобы выучить. Современный и быстрый способ выучить стих

Дети идут в первый класс и на уроках чтения получают задание выучить стихотворение. С этого и начинаются проблемы многих ребят и родителей. Однако детям заучивание стихотворений дается легче, чем взрослым. Возможно ли хорошо и быстро выучить стихотворное произведение? Ну конечно же, да! О том, как легко выучить стих, расскажет данная статья.

Почему так необходимо время от времени учить стихи?

Проблема при изучении стихотворных произведений появляется, если ребенок не любит и не понимает, зачем их нужно учить. На самом деле стихотворения учить очень полезно и даже необходимо.

Во-первых, чтение таких произведений развивает память. Есть несколько способов улучшения памяти, но самый эффективный - это работа со стихотворениями. Во-вторых, такие рифмованные тексты развивают дикцию и речь.

Как можно легко выучить стих? Для того чтобы как можно быстрее запомнить текст, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Остаться наедине с самим собой, выключить музыку, убрать все раздражающие вещи, исключить включенный телевизор, радио, телефон и другую технику. Нужны полная тишина и спокойствие.
  2. Относиться к работе позитивно, не раздражаться, если что-то не получается. Правильный настрой - это очень важно при изучении стихотворений.
  3. Замечательно, если вы уже знаете, какая память работает на вас: зрительная, память на слух или образная. Если вы до сих пор не заметили, какой тип памяти в приоритете, попытайтесь это выяснить. Книголюбы чаще всего обладают зрительной, меломаны - слуховой, а дизайнеры, художники и киноманы - образной. Используйте данные способы запоминания.
  4. Как легко выучить стих, когда времени осталось крайне мало? Необходимо избежать психологического давления, не думайте о том, что вы не успеете ничего сделать. Это отвлекает и сильно мешает учебе.

инструкция для быстрого заучивания текста

Как легко выучить большой стих? Существует специальный алгоритм заучивания трудных текстов:

  1. Прочитайте стихотворение очень внимательно. Попытайтесь понять его смысл. Прочитать его необходимо не только вслух, но и несколько раз про себя. При чтении вслух старайтесь жестикулировать, выделять запятые, восклицательные и вопросительные знаки интонацией. Вдумайтесь в суть текста.
  2. Проследите за последовательностью событий, описанных поэтом, или же последовательностью мыслей.
  3. Если память у вас образная или зрительная, запишите стих на листок. Как легко выучить стих, если память больше развита на слух? Найдите запись или прочитайте текст на диктофон. Слушайте и повторяйте.
  4. Учите стихотворения по строфам, после заучивания строфы закройте учебник и запишите ее на бумаге по памяти. Проделайте это с каждой последующей.

Другие способы заучивания

Как легко выучить стих другими способами?

  1. Написать на листке или несколько раз перепечатать строфу стихотворения и повторить вслух.
  2. Найти и определить связь между строфами, запомнить последовательность. Можно на листке составить план стихотворения по типу содержания.
  3. Определить, каким метром написано произведение, запомнить постановку ударений.
  4. Подчеркните в стихотворении ключевые фразы, которые раскрывают весь смысл строфы. Главное - при запоминании опираться именно на них.
  5. После того как вы выучили стихотворение, закрепить его нужно, прочитав несколько раз вслух.
  6. Знайте, что память лучше работает на свежую голову, то есть днем, вопреки распространенному мнению об обратном.

Многие подростки задумываются о том, как легко выучить стих. На самом деле, если следовать данным правилам и рекомендациям, любой текст, даже самый сложный, можно легко запомнить.

А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…

1. Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

2. Полное погружение

Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

3. Ассоциации

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

4. Рисование стихотворения

А еще можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

5. Книжку под подушку

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

6. Диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

7. Театр

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

8. Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть - процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Другие способы

Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.

Как вариант : просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.

Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).

Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Вариант : начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день
Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.

— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.

— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,
Даже молодой, —
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!

2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» — постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза (вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

9 этап . Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем, кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Выучить стих — испытание, до глубины души противное нашему естеству, повергающее всех учеников в трепет, и осточертевшее родителям до потери пульса. Макар гонял телят именно туда, откуда берут начало такие домашние задания: и стихи с версту коломенскую, и сроки, как душевные терзания кота, выраженные в слезном эквиваленте. Но если уж избежать жестокой экзекуции нельзя, пробегите воспаленными от неусыпных радений глазами наши лайфхаки «Как можно выучить стих по литературе за 5 минут».

Конечно, многим кажется, что и целого года мало. Да, время понадобится, но уложиться можно во временной промежуток от 5 минут до 1 часа (в зависимости от индивидуальных особенностей, объема, сложности стихотворения и т.д.). Однако учтите, что легко и быстро выучить стих за 1 минуту вы можете только во сне, причем, весьма благоприятном. Причина в том, что методика заучивания текста наизусть предполагает многократные повторы и чтение вслух с выражением, а за минуту здесь никак не управиться. Поэтому в нижеследующих пунктах мы опишем все подробности, отвечающие на вопрос, как быстро и легко запомнить стих наизусть в пределах 5 минут? Все пункты делятся по степени сложности и специфике поставленной задачи.

За вечер

Вот основные упражнения для запоминания:

  • Самый оперативный способ быстро запомнить стих – это сделать рукописную шпаргалку и зазубрить ее (много раз повторить вслух). В этом способе будут работать моторная, слуховая и зрительная память, что сделает процесс максимально продуктивным.
  • Кроме того, рекомендуется продекларировать стих на диктофон (приложение в телефоне) или найти аудиозапись выбранного стихотворения и прокручивать ее в наушниках снова и снова, делая физические дела (уборка, готовка, фитнес и т.д.). Но ни в коем случае не смешивайте умственные занятия с прослушиванием, так вы эффекта не добьетесь. Все эти меры носят комплексный характер, то есть делать их желательно все вместе, чтобы добиться максимального результата.

Когда вы читаете стихотворение вслух, расставляйте в нем интонационные смысловые акценты, то есть смысловые ударения. Например, в стихотворении Лермонтова «Бородино» в строке «Да, были люди в наше время» необходимо поставить мысленную паузу после слова «да», растянуть это «а» на конце и придать предложению выражение превосходства, как будто бы хвастаетесь другу, рассказывая о своей вчерашней подаче, или говорите подруге что-то вроде: «Даааа, вот это были скидки!». Это необходимо, чтобы придать ненавистному тексту и другие эмоции, которые мозг с удовольствием запомнит.

За 5 минут

Как очень быстро выучить стих по литературе наизусть? Если уж времени совсем нет и вы гуглите что-то вроде «как выучить стих за 1 секунду», скачайте аудиозапись стихотворения на телефон, многократно прослушайте запись и подумайте, где сделать паузы, а где прочитать быстро, незаметно вставьте один наушник и смело выходите к доске.

Если Вам удастся приспособиться к манере чтения диктора и не ошибиться, дело в шляпе. Но учтите, это экстренные меры и к ним тоже желательно подготовиться, прежде чем прибегнуть.

Большой объем текста

Как легко и быстро выучить большой и сложный стих по литературе?

  • Прежде всего, его надо разбить на несколько столбцов или смысловых фрагментов и запоминать их один за другим. Так вы сможете постепенно, без волнений и стресса, уложить сложный материал аккуратными и прочными рядами, что полная картина выстроилась перед вами в единый пазл, собранный из частей целого. Далее представьте все, что написано в стихотворении, буквально. Например, вообразите, что в школе вам задали сочинение о войне, и вот вы спрашиваете у бабушки, что она помнит о том времени, подначиваете, провоцируете ее на ответ, говоря словами Лермонтова: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина». В общем, проявите фантазию, прочувствуйте текст, когда читаете его, как будто вы его написали, как будто вам это сейчас важно и необходимо донести людям.
  • Еще один совет, как выучить длинный стих для талантливых школьников: разыграйте длинное стихотворение, как сценку. Может, даже удастся уговорить учителя, чтобы текст вы прочитали по ролям: и учить меньше, и появится возможность проявить себя. Если же учитель суров, как «богатыри, не мы», то устройте представление дома для членов семьи или друзей. В принципе, даже кот подойдет…

Не забудьте, что можно лучше запомнить стих вечером, утром или ночью в зависимости от того, когда у вас наступает пик творческой активности.

Если предыдущие пункты статьи содержали советы, как запомнить стихи по литературе, то есть для школы, то в этом речь пойдет о добровольном самопожертвовании во имя прекрасного, как правило, пола. Нет ничего изящнее, чем продекларировать стихотворение на свидании, чтобы девушка без лишних слов поняла ваше отношении к ней. Или наоборот, чем черт не шутит. Как хорошо выучить стих для такого случая?

  • Необходимо выбрать текст, наиболее подходящий вам для запоминания, чтобы он был прост и лаконичен, без трудновыговариваемых или сложных лексических сочетаний. Все слова в стихотворении должны быть вам понятны.
  • Избегайте стихотворений из школьной программы, чтобы произвести эффект хотя бы за счет феноменальных, нетипичных познаний.
  • Выбранное стихотворение должно четко отражать ваши чувства: не больше, не меньше. Так текст легче поддастся запоминанию, ведь мысленно вы свяжете его с образом любимого или симпатичного вам человека.

Вы наверняка уже знаете, какая память у вас развита сильнее всего: слуховая (восприятие на слух), моторная (когда пишете текст) или зрительная (пришел, увидел, запомнил). Если вы лучше воспринимаете на слух, то слушайте выбранное стихотворение вместо привычного трек-листа. Если вы привыкли все важное стенографировать, то напишите любовное послание на бумаге (и отправьте почтой России, точно удивите). Если вам достаточно взгляда, то визуализируйте стихотворение и представьте его чередой зрительных образов, клипом, галереей с картинами, чем угодно, лишь бы сформировать любопытное зрелище для мозга. В общем, щепотку дров – и стих готов.

Как можно быстро выучить стих за 10 минут, если вы — творческий человек? Для творческих людей есть способ более креативный. Нужно наглядно представить себе и нарисовать содержание каждой строки, буквально изобразив все метафоры и сравнения в виде рисунков. Лучше, чтобы они были смешными. Например, строчка из стихотворения Лермонтова«Бородино» «не многие вернулись с поля» на бумаге может выглядеть так: усталые дачники с полными ведрами картошки буквально валятся с ног и бредут с огрооомного поля. Таким образом, шпаргалка должна выглядеть, как детская книжка с иллюстрациями: строфа – рисунки.

Дело в том, что наш мозг запоминает только образы, поэтому если вы объясните ему все наглядно, он с большой охотой оставит это в себе. После окончания урока изобразительного искусствапопробуйте вспомнить текст, глядя на картинки. Кстати, если вы волнуетесь и боитесь читать стихотворение перед публикой, то попросите учителя, чтобы он разрешил вам подглядывать в ваш блокнот с рисунками. Так вы не будете видеть насмешливые физиономии одноклассников и отвлекаться на мелочи, а заодно и не ошибетесь, когда будете рассказывать. Как видите, выучить стих быстро и легко наизусть не так-то сложно, как кажется на первый взгляд.

Привет, ребята! Помните, как в школе многим из нас с трудом давались стихотворения наизусть? Нынешним школьникам не легче.

Света из Новосибирска написала мне, что ей очень тяжело дается информация наизусть, которую надо заучивать слово в слово. Специально для таких мучеников науки я славно потрудилась и подготовила материал о том, как же учить стихотворения буквально за пять минут.

Полезные советы, методики и простые правила для всех, кому это нужно. Дорогие ребята! Надеюсь, что моя статья действительно будет вам полезна.

Обязательно напишите в комментариях, что помогает вам быстро учить стихотворения, и делайте репосты в профилях своих соцсетей — вашим друзьям этот материал тоже может быть полезен.

Вступление

Сдача стихотворений наизусть – одна из самых сложных школьных обязанностей, особенно тяжкая для некоторых учеников, не обладающих феноменальной памятью. Да и способным школьникам хотелось бы расправиться с таким заданием как можно быстрее – и в то же время не забыть выученное на следующий день.

На самом деле, быстро выучить стих наизусть не так уж и сложно – достаточно соблюдать ряд обязательных условий. О которых, конечно, расскажет Активная мама.

Необходимые условия

Принимаясь за изучение стихотворения, придерживайся следующий условий:

  1. Не нужно пытаться учить стих наизусть как в последний момент (с утра за завтраком или на переменке перед уроком), так и задолго до его сдачи (выученные стихи чаще всего довольно быстро «выветриваются» из головы). Идеальным вариантом будет изучение за 2 дня до сдачи, в вечернее время (лучше перед сном), хотя это уже индивидуально: в утреннее время – учи стихотворение утром.
  2. Учи стих в полной тишине и одиночестве: выключи телевизор, отложи в сторону мобильный, попроси родных не мешать тебе, закрой дверь в комнату и полностью погрузись в процесс запоминания.
  3. Не принимайся за изучение на бегу, второпях, между делом, будучи раздраженным или чем-то расстроенным – плохое настроение или мысли о других, более важных для тебя вещах будут постоянно отвлекать и не позволят сосредоточиться на задании.

Пошаговая инструкция

Никогда не принимайся за изучения стихотворения наизусть, предварительно не прочитав его и полностью не усвоив его смысл. Хороший учитель перед тем, как задать изучение стихотворения, выразительно прочитает его перед классом и разберет с учениками его смысл, подскажет, где сделать интонационные акценты, и объяснит смысл непонятных слов.

Однако не всем везет с учителями, или на это просто может не хватить времени на уроке, поэтому придется разбираться самому:

  1. дважды выразительно, не торопясь, стараясь уловить ритм и темп, прочитай стихотворение вслух;
  2. во время чтения старайся вникать в смысл – его осознание значительно поможет в дальнейшем изучении;
  3. выстраивай цепочку ассоциаций, мысленно «рисуя» то, что описывается в стихотворении;
  4. если у тебя хорошо развита зрительная память, отличным подспорьем станет переписывание стихотворения на лист бумаги – при этом надиктовывай сам себе текст вслух, задействуя таким образом сразу два вида памяти;
  5. если ты хорошо воспринимаешь информацию на слух – запиши на диктофон свое выразительное чтение стихотворения (как вариант – найди и скачай стих в аудиоформате в Интернете) и несколько раз прослушай его;
  6. уясни смысл незнакомых тебе слов с помощью словаря.

Не думай, что мы зря теряем время, выполняя эти действия – на самом деле, во время них ты уже начал учить стихотворение наизусть и запомнил его значительную часть.

Чем ответственней ты отнесешься к первому этапу (который многие предпочитают игнорировать, сразу приступая к зачастую бессмысленной зубрежке), тем проще будет легко выучить стих в дальнейшем.

А теперь приступаем к окончательному заучиванию стиха:

  1. если ты переписал стих на бумагу – учи его именно с этого листа, а не с книги: написанное твоей рукой усвоится лучше;
  2. прочитай первую строку стихотворения и повтори ее вслух, оторвав взгляд от листа;
  3. далее строй цепочку: читай сначала 1-ю и 2-ю строку и повторяй их вслух, затем 1-ю, 2-ю и 3-ю и, наконец, все четыре строки строфы (если она состоит именно из 4-х строк – наиболее распространенная, но не единственно возможная структура);
  4. выучив наизусть первую строфу стиха, приступай к аналогичному изучению следующей строфы;
  5. изучив вторую строфу, повтори вслух первые две строфы; изучив третью – повтори все три и т.д.;
  6. продолжай изучать по такой схеме все стихотворение, обязательно делая 10-минутные перерывы между изучением 2-3 строф;
  7. перед самым сном прочитай стих и повтори его вслух целиком – с утра он должен крепко сидеть в твоей голове.

Благодаря постоянным повторам таким образом можно быстро выучить наизусть стих среднего размера (3-4 строфы) за полчаса.

Если заучивание «не идет» – не мучь себя зря и оставь его на некоторое время. Часто бывает так, что не поддающийся изучению сегодня стих завтра учится легко и быстро. Если не выходит учить вечером, попробуй повторить это с утра – и наоборот.

Некоторым людям отлично помогает декламация стихотворения перед зеркалом.

При изучении стихотвореия вместе со своим ребенком (например, для детского сада), рекомендуется использовать метод мнемотаблиц, когда описываемый сюжет последовательно изображается в виде картинок – по ним ребенку будет легче воспроизвести стих.

Не учи строфы отдельно друг от друга – потом будет сложно связать их в одно стихотворение, будут возникать проблемы и запинки на стыке строф.

Возможно, легко выучить стих тебе поможет не только его многоразовое чтение, но и «пропевание» – вспомни, как быстро откладываются в голове тексты прослушанных песен. Попробуй пропеть стихотворение и понаблюдай за эффектом. Этот же способ хорошо применять при изучении стихотворения вместе с ребенком.

Специалисты советуют перед изучением стихотворения несколько раз прочитать его вслух с разной интонацией: пафосно, хихикая, страдая, злобно, тихо/громко, быстро/медленно и т.д. Эффект прогнозируется блестящий: возможно, после такого представления тебе даже не потребуется изучать стих по строчкам, а позитивный настрой будет обеспечен.

Популярен и совет ложить книгу с изучаемым стихом под подушку перед сном. Конечно, этот совет из разряда самовнушений, но при условии, что стихотворение ты выучил достаточно хорошо, лишним он точно не будет.

А это вообще возможно?

Ответ очевиден: только если речь идет о простом стихотворении в одну строфу (для детского сада или 1 класса) или ты обладаешь феноменальной памятью. При иных условиях на изучение стихотворения придется потратить немного больше времени в зависимости от его объема и сложности.

Чтобы быстро и легко учить стихи, а также усваивать другую информацию при подготовке к урокам, необходимо постоянно тренировать свою память, полноценно питаться и спать достаточное количество времени для своего возраста.

[Источник: http://active-mama.com/]

Что нужно знать

Из этой публикации вы узнаете, как можно легко и быстро выучить любое стихотворение!

Предыстория о том, почему я написал этот пост.

Сегодня я приехал в гости к моей тёте, а к ней часто заезжают мои племянники Даша и Матвей! Даша в 3-м классе, а Матвей во 2-м. Я их обожаю – они такие лапы!

Когда я приехал, то Матвей учил стихотворение из 16 строчек Плещеева “Осень наступила, высохли цветы…”

” и так далее))) Оказывается, они его с дедушкой типа “целый вечер” учили. Ну попросил его рассказать мне – он его повторил и … первые пару строчек (из оперативки) вспомнил по памяти. А дальше.. ну вы понимаете: Эээ… Ууу… Ааа.. и хорош.

Пусть он только во 2-м классе, а мнемотехника всегда работает! После вопроса: “Матвей, а тебе нравится учить эти стихи?” – и ответа “нет”, мы с ним решили сделать его дальнейшую школьную жизнь по запоминанию стихов легче и веселее. Посидели 15-20 минут, и он его запомнил наизусть, и рассказал нам всем без запинок)))

Как он это сделал? Ну и вообще – как вам это делать? Давайте это разберем!

Теория

Как вам выучить с ребенком стих: Самым простым методом, который легко объяснить второкласснику, является метод, когда он полностью представляет в голове всё, о чем рассказывается в стихотворении в виде образов, связывая их в единую историю.

  1. Когда вы с ним проработаете всю эту историю, то вы должны ему читать стихотворение, а он должен его представлять её у себя в голове. (желательно ему еще руками стараться показать те образы, которые должны у него возникнуть в голове. Ещё лучше, чтобы он вам их показывал.
  2. Далее пусть он сам прочитает этот стих несколько раз с той скоростью, с которой ему комфортно читать, и помогайте ему жестами представлять образы из истории, связанные со стихотворением.
  3. Пусть он представляет историю, и старается рассказать стихотворение!

Важно: хвалите его за каждую его удачно воспроизведенные 4 строчки, и говорите, что у него получится, если он что-то не может пока точно воспроизвести! Это стимулирует его вспоминать точнее и меньше ошибаться!

В общем, когда вы видите в своей голове все, что хотите рассказать, вам надо только связать рифмой те слова, которые вы помните. А это очень легко! Даже второкласснику.

Пример на практике:

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Конечно, когда я объясняю это не лично, а с помощью текста, у вас может не возникнуть полного понимания методики, но всё же лучше об этом написать, чем не писать!

Как выучить стих?

Давайте посмотрим это на практике! Возьмем то же стихотворение:

Осень наступила, Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Прочитывайте строчку, и задавайтесь вопросом: “Как я могу это представить в последовательную историю???”. У вас будут ваши образы, а пока давайте представим по пунктам наше стихотворение,как бы я его запоминал:

Осень наступила (представьте деревья, с которых осенью падают желтые листья. Держите этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Осень наступила”)

Высохли цветы (желтый листок упал на цветок,и цветок прямо на ваших глазах высох. Держите и этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Высохли цветы”)

И глядят уныло

Голые кусты (эти две строчки лучше соединить вместе: над цветком, который высох, растут кусты с большими глазами, которые глядят на вас, и моргают. При этом кусты голые: без листьев – одни только веточки. Снова держим образ, и добавляем строчки “И глядят уныло голые кусты”).

Сейчас просто представьте в вашем воображении всю описанную историю последовательно, и прогоните её от начала и до конца в вашем воображении 2-3 раза, чтобы вы не путались: осень, цветы, глядят кусты..

После этого прочитайте стихотворение 2-3 раза вслух.Читая стих в голове пусть представляется ваша история.

Как выучить большой стих, читайте в следующих постах.

Пример из жизни:

Один мой ученик, (Фролов Марк), который сейчас перешел в 8-й класс, учит стихи за пару прочтений + рациональное припоминание. И с утра контрольное повторение и в школе пятерка))) Это мы еще с его мамой обсуждали по телефону))) Ей это очень нравилось))) Ему, естественно, до сих пор нравится!)))

Отзыв от тех, кто уже использовал эту статью:

Спасибо большое. Я в 9 классе, надо было выучить стих Пушкина “Роняет лес багряный свой убор…” благодаря вашей методике справилась за полтора часа, хотя память плохая. Ещё раз спасибо…

[Источник: http://сайт/]

«Выучить стих от сих до сих»: как и зачем это вообще нужно

Заучивание наизусть стихотворных произведений – обязательный пункт школьной программы.

Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  1. Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.
  2. Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.
  3. Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.
  4. Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Но что делать, если вы или ваш ребенок не обладаете лишним временем, если нет никакой возможности обеспечить подходящие условия для занятий? Как быстро выучить наизусть стих в таком случае? Очень просто – нужно призвать на помощь специальные методики.

Шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

  1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.
  2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.
  3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.
  4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.
  5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.
  6. Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.
  7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста.
  8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.
  9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.
  10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.
  11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание. Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

Не торопитесь сдаваться. Для таких забывчивых детей или тех, кому просто очень трудно дается процесс запоминания, интернет предлагает множество специальных программок. От ребенка потребуется только ввести текст в специальное поле, а дальше следить за его трансформацией и заполнять пропуски слов. Эмоционального отклика в детской душе такое заучивание, конечно, не найдет, но зато ваше чадо не пополнит список двоечников.

[

Времена года

Саша Черный

Зеленые стихи

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка — сноп зеленых свечек,
Мох — зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».

Борис Пастернак

(отрывок)

Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам —
Словно в яблоках рысак?
Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча?
Оглянись, и ты увидишь
До зари, весь день, везде,
С головой Москва, как Китеж, —
В светло-голубой воде.
Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера?
Как камыш, кирпич колыша,
Дни несутся в вечера.
Город, как болото, топок,
Струпья снега на счету,
И февраль горит, как хлопок,
Захлебнувшийся в спирту.
Белым пламенем измучив
Зоркость чердаков, в косом
Переплете птиц и сучьев —
Воздух гол и невесом.
В эти дни теряешь имя,
Толпы лиц сшибают с ног.
Знай, твоя подруга с ними,
Но и ты не одинок.

Григорий Кружков

Весна наступила

Весна наступила
На кончик хвоста
Тотчас заоравшего
Громко
Кота.

Весна наступила,
Примчался скворец
И с ходу вселился
В свой старый
Дворец.

В кустах на опушке
Поет соловей,
Поет он:
— Веревочкой
Горе завей!

По теплому склону
Ползут муравьи,
На солнышке грея
Затылки свои.

Летают стрекозы
И мухи жужжат,
Отведать салата
Мышата бежат.

И скачут галопом
В полях жеребцы —
Чтоб сведать, какие
У света концы.

И только слоны
В слонетарии
Трубят свои грустные
Арии.

Опубл. 2010

Вера Полозкова

Запоздавший снег

мы с мамой
стояли и молча смотрели
как снег опоздал
и западал в апреле.
и папа сердился:
— ну это уж слишком!
а снег
был подобен
проспавшим мальчишкам,
ворвавшимся в класс
в середине урока,
и вот их журят
возмущенно
и строго,
а им хитрецам
будто все нипочем.
глядят на ботинки,
поводят плечом.
а снег все летел
в темпе венского вальса,
я снегу тихонько сказал:
— оставайся!
а маме-зиме,
ее слугам и стражам,
мы так уж и быть
ничего
не расскажем.

Опубл. 2017

Александр Введенский

Зима кругом

Мы ходили по панели,
На скамейке посидели.
Только уши посинели,
Только брови поседели.

Мы закутались в платки,
Мы похожи на кульки,
Мы по улице бежим,
Мы от холода дрожим.

Отчего же пионеры
Не закутаны в платки?
Отчего же пионеры
Не похожи на кульки?

Оттого, что на катке
Бегают, катаются,
Оттого они в платке
Просто не нуждаются.

Ты в холодный
Этот день
Утром валенки
Надень.

От мороза
Не дрожи,
Крепко лыжи
Привяжи.

Небо ярко-синее.
Мы несемся по полю
Холодно осине,
Холодно и тополю.

Даже елка и сосна
Ждут, когда придет весна.

Мы на лыжах с палками
Гонимся за галками
И катаемся с горы,
А потом палим костры.

Нам, пионерам,
Зима не страшна.
Нам, пионерам,
Шуба не нужна.

Нам, пионерам,
Лыжи нужны.
Мы, пионеры,
С морозом дружны.

Булат Окуджава

***
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист — это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.

Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит — дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол — это тело оленье…
Вот земля, на которой живу.

Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины…
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!

…Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву…
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.

Николай Заболоцкий

Осенний клен

(Из С. Галкина)

Осенний мир осмысленно устроен
И населен.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клен.
И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.
Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.
Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.
Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлен,
Но умудрен от разума земного,
Осенний клен.

Тим Собакин

До будущего лета…

Уходит тихо Лето,
одетое в листву.
И остается где-то
во сне иль наяву:
серебряная мушка
в сетях у паука,
невыпитая кружка
парного молока.
И ручеек стеклянный.
И теплая земля.
И над лесной поляной
жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
одетая в туман.
Она дожди приносит
из зарубежных стран.
И листьев желтый ворох,
и аромат лесной,
и сырость в темных норах.

А где-то за стеной
будильник до рассвета
стрекочет на столе:
«До бу-ду-ще-го ле-та,
до бу-ду-ще-го ле-…»

Опубл. 1991

Татьяна Литвинова

На платьице — кармашек.
В нем спрятан абрикос.
Июль —
Пора ромашек,
Улыбок и стрекоз.

Кукушки крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.

Но в сердце, как в кармашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

После 1983 года

Вера Полозкова

Помощник

папа заявил мне прямо:
— через час приедет
мама.
привезет тебе
дракона,
чтобы всех пугать
с балкона.
приберись, —
добавил строго, —
я пока
посплю немного.
я ответственный ребенок.
я на кухне в пять картонок
разложил карандаши —
вместо соды
и лапши.
постирал носочек
в кружке,
вымыл супом
все игрушки,
подогреть я пряник смог,
чтобы сладкий шел
дымок,
заварил в кастрюле
чаю, —
маму милую встречаю, —
щедро, пачку целиком.
полковра побрил станком.
вычистил зубною пастой
старый пылесос опасный.
феном пыль обдул
с картин.
(тихо — я тут
не один).
книжки все сложил я горкой.
вылил уксус (он прогорклый)
аккуратненько в окно.
стало классно.
как в кино!
думал я — какая жалость,
мама очень задержалась.
все остыло — пряник, чай.
мама, где ты?
приезжай.

Опубл. 2017

Эмма Мошковская

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Опубл. 1976

Олег Григорьев

***
Папа спал и храпел.
Тогда я встал и запел,
И пеньем его разбудил.
Папа ремень схватил:
— Ты обещаешь не петь?
— Обещаю.
— На этот раз я тебя прощаю.
— А ты обещаешь во сне не храпеть?
Тогда я не буду петь.
— Когда я сплю,
Не слышу я, что храплю.
— Вот и я, дорогой мой папа,
Когда пою, не слышу храпа.

Опубл. 1997

Марина Бородицкая

Урок хореографии

Я лучше всех вставала на носки,
Я делала бесшумные прыжки,
Руками словно ласточка махала,
По залу будто бабочка порхала. ⠀
Учительница мне сказала:
— Ах!
Какой воздушный шаг и плавный взмах! ⠀
Я в раздевалку первая влетела,
Я бабушку порадовать хотела —
И прыгнула к ней прямо на живот,
Как маленький счастливый бегемот!

Опубл. 2015

Лев Квитко

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.

Опубл. в 1962 году,
пер. Татьяны Спендиаровой

Новый год и Рождество

Михаил Яснов

Елочный базар

Ветер свищет, ветер пляшет
Над замерзшею толпой.
Елка в клетке лапкой машет:
— Забери меня с собой!

Елке, маленькой и слабой,
Холод вроде нипочем…
Мы сюда приходим с папой,
Как в зеленый детский дом.

Отвели ее в сторонку,
Чтоб не мерзла на ветру.
Я колючую сестренку
Смело на руки беру.

Свищет ветер в снежном парке,
По сугробам — не пройдешь…
Дома елку ждут подарки:
Фонари!
Хлопушки!
Дождь!

Опубл. 1997

Юрий Левитанский

Диалог у новогодней елки

— Что происходит на свете? — А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.

— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.

— Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!

— Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..

Опубл. 1970

Иосиф Бродский

Рождество 1963 года

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал,
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал Младенец, и дары лежали.

Январь 1964 года

Георгий Иванов

Сочельник

Вечер гаснет морозный и мирный,
Все темнее хрусталь синевы.
Скоро с ладаном, златом и смирной
Выйдут встретить Младенца волхвы.
Обойдут задремавшую землю
С тихим пением три короля,
И, напеву священному внемля,
Кровь и ужас забудет земля.

И в окопах усталые люди
На мгновенье поверят мечте
О нетленном и благостном чуде,
О сошедшем на землю Христе.

Может быть, замолчит канонада
В эту ночь и притихнет война.
Словно в кущах Господнего сада
Очарует сердца тишина.

Ясным миром, нетленной любовью
Над смятенной повеет землей,
И поля, окропленные кровью,
Легкий снег запушит белизной!

Опубл. 1915

Арсений Тарковский

Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.

Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.

Мне вон тому сказать необходимо:
«Иди сюда, и смерть промчится мимо».

Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,

И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,

И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,

И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.

Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.

Я говорю — не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,

Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.

И я уже не помню сам, откуда
Пришел сюда и что случилось чудо.

Я все забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло.

Давид Самойлов

Слава Богу! Слава Богу!..

С. Б. Ф.

Слава Богу! Слава Богу!
Что я знал беду и тревогу!
Слава Богу, слава Богу —
Было круто, а не отлого!

Слава Богу!
Ведь все, что было,
Все, что было, — было со мною.
И война меня не убила,
Не убила пулей шальною.

Не по крови и не по гною
Я судил о нашей эпохе.
Все, что было, — было со мною,
А иным доставались крохи!

Я судил по людям, по душам,
И по правде, и по замаху.
Мы хотели, чтоб было лучше,
Потому и не знали страху.

Потому пробитое знамя
С каждым годом для нас дороже.
Хорошо, что случилось с нами,
А не с теми, кто помоложе.

Борис Слуцкий

Оказывается, война…

Оказывается, война
не завершается победой.
В ночах вдовы, солдатки бедной,
ночь напролет идет она.

Лишь победитель победил,
а овдовевшая вдовеет,
и в ночь ее морозно веет
одна из тысячи могил.

А побежденный побежден,
но отстрадал за пораженья,
восстановил он разрушенья,
и вновь — непобежденный он.

Теперь ни валко и ни шатко
идут вперед его дела.
Солдатская вдова, солдатка
второго мужа не нашла.

Александр Введенский

Как я пошел в школу

Я проснулся утром рано,
Потянулся и зевнул,
Неохотно встал с дивана
И на улицу взглянул.
Я гляжу в окно, зевая.
За моим большим окном
Мчатся быстрые трамваи,
А напротив строят дом.
Все знакомо, все обычно,
Громко радио поет.
Совершая путь привычный,
Солнце по небу плывет.

Вдруг я думать начинаю:
Я давно живу на свете,
Но я до сих пор не знаю,
Отчего же солнце светит?
Почему дымят вулканы?
Отчего горят леса?
Где находятся Балканы?
Сколько лет живет лиса?
Отчего зимою реки
Покрывает толстый лед?
С кем сражались раньше греки?
Как летает самолет?
Почему все это мне
Неизвестно, непонятно —
Есть ли люди на Луне?
Отчего на солнце пятна?
Отчего мерцают звезды?
Где слоны и львы живут?
Почему весною гнезда
На деревьях птицы вьют?

Ох, как много я не знаю!
Чем незнанью помогу?
Шапку с вешалки снимаю
И на улицу бегу.
Я шагаю невеселый,
Я по улице брожу.
На углу я вижу школу,
Тихо в школу захожу.
Захожу я в класс несмело,
Шапку я держу в руке.
Пионер, я вижу, мелом
Что-то пишет на доске.
Говорю я: «Мне, ребята,
Скоро стукнет тридцать шесть,
Но позвольте мне за парту
Вместе с вами в классе сесть!»

Опубл. 1935

Марина Бородицкая

Первоклассник

Первоклассник, первоклассник —
Нарядился, как на праздник!

Даже в лужу не зашел:
Погляделся — и прошел.

Уши вымыты до глянца,
Алый гриб на крышке ранца,

Да и сам он как грибок —
Из-под кепки смотрит вбок:

Все ли видят? все ли знают?
Все ль от зависти вздыхают?

Опубл. 2009

Артур Гиваргизов

В первый класс

К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идешь ты в школу?
Ну, иди.
Давай, давай, не упади.
Недавно ползал ты по полу
И делал сальто на диване,
Скакал на стуле…
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.