Стилизованная буква т. Стилизованные бесплатные шрифтыв для загрузки

Стилизация шрифта как проблема эпиграфики

В.А. Чудинов

Эпиграфика, в отличие от палеографии, изучает тексты, написанные на самых разных материалах: металле, дереве, штукатурке, кости и т.д.

Эпиграфика по Википедии . Википедия даёт такое описание: «Эпигра́фика (от греч. επιγραφή - «надпись») - Вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина Палеография. Временем возникновения эпиграфики считается период Возрождения; методика эпиграфики как науки разработана в XVIII-XIX вв. Расшифровка иероглифов Древнего Египта, вавилонской клинописи, микенской письменности значительно расширила в XIX-XX вв. сферу применения эпиграфики.

Наиболее значительные восточно-славянские памятники эпиграфики: надписи XI-XIV вв. на стенах Новгородского Софийского собора и XI-XVII вв. на стенах киевских культовых сооружений. Эпиграфические тексты - один из основных источников политической, социальной и экономической истории. Как правило, время создания надписей соответствует содержащимся в них сведениям ».

Эту проблему определения эпиграфики я уже обсуждал (Чудинов 2010). Но в статье Википедии дан список общих работ по эпиграфике, который состоит из такого перечня:

«Карышковский, Пётр Осипович Материалы к собранию древних надписей Сарматии и Тавриды // Вестник древней истории. 1966. № 2.

Полная библиография работ П. О. Карышковского на русском и английском языках на сайте Фридман А.С

Рождественская, Т. В. Древнерусская эпиграфика X-XV веков: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1991.

Федорова, Е. В. Введение в латинскую эпиграфику: Учеб. пособие для ист. и филол. спец. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X- первой половины XIII в. - М., 2000

Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. - М., 2001 »

Итак - одно учебное пособие (даже не учебник!), 1 список работ (!), 4 книги по конкретным письменностям и НИ ОДНОЙ монографии по эпиграфике! Такое пренебрежение РАН к эпиграфике достойно осуждения.

Понятно, что никаких разделов данной науки никто и никогда (по крайней мере, на русском языке) не обсуждал.

Понятие стилизации . Вообще говоря, стилизация - это придание одному шрифту внешних признаков другого шрифта. И хотя теории этого пока нет, практики уже освоили стилизацию одного шрифта под другой.

Рис. 1. Стилизация русских букв под разные шрифты

Эти надписи я заимствовал с сайта http://andreykrestovskiy.ru/shrifty/test.html. Как видим, тут имеются стилизации под готический шрифт (рис. 1-1, 1-2, 1-3, 1-4), под старославянский (рис. 1-5 и 1-6) и древнерусский (рис. 1-7 и 1-8), под арабскую вязь, рис. 1-9, под еврейское квадратное письмо, рис. 1-10, под иероглифы, рис. 1-11 и 1-12. Что любопытно, имеется стилизация даже под граффити, рис. 2.

Рис. 2. Стилизация русских букв под граффити на внешних стенах домов

Стилизация отличается от самого оригинального шрифта А (того, которому она подражает) тем, что все буквы читаются так, как это должно быть на шрифте Б. Шрифт А назовем СТИЛИЗУЮЩИМ, шрифт Б - СТИЛИЗУЕМЫМ. Так, нынешний русский гражданский шрифт на рис. 1-1 и 1-2 имеет чтение ГОТИКА, хотя первая буква Г в готическом шрифте пишется совершенно иначе, а предложенной буквы Г в готическом шрифте просто нет. Буква О пишется в готическом шрифте именно так; далее следует русская буква т , которая в готическом шрифте имеет другое чтение, М. Затем следует буква, имеющая готическое чтение У, но читаемая по-русски И. Две последних буквы имеют готическое чтение, совпадающее с русским. Итак, хотя внешне данная надпись выглядит ГОТИЧЕСКОЙ, она имеет РУССКОЕ чтение.

Разобраться в том, имеем ли мы дело с подлинным, настоящим шрифтом А, или вместо него надпись сделана шрифтом Б, стилизованным под А, может только опытный эпиграфист. Как правило, первые попытки чтения текста на новой находке, а также первая атрибуция этнической принадлежности производится археологами, которые морально не готовы к стилизации. А поэтому их атрибуция и чтение могут оказаться ложными. Я столкнулся с этой проблемой, когда обратился к этрусским надписям, написанным якобы по-гречески. Этрускологи XIX века были убеждены, что этруски иногда пишут по-гречески, хотя смысл таких надписей оказался непонятным. Но в моих чтениях выяснилось, что в ряд греческих букв этруски вкладывали вовсе не греческое, а этрусское чтение, то есть, имела место стилизация (этрусской надписи под греческую).

Специфика стилизации под разные шрифты . Первым из рассмотренных шрифтов был готический. Писали таким шрифтом в основном на латинском языке перьями с такой заточкой, что движений по вертикали оставляло жирную линию, а движение по диагонали - тонкую. Так же были написаны и ограничительные штрихи - сначала наверху тонкой диагональной линией, затем диагональ в обратную сторон жирно, потом основная жирная вертикальная линия, и начертание нижних ограничительных штрихов по приведенной выше схеме. Понятно, что так было удобно писать на бумаге или пергамене. А на дереве, на штукатурке или на камне так писать было очень неудобно.

Из этого, в частности, следует, что готический шрифт является весьма поздним, предназначенным для рукописей с гладким писчим материалом.

Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельст­вует о недостаточной устойчивости его зритель­ных представлений о буквах (то есть о неус­тойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начерта­нию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специ­фические нарушения письма.

Поупражняйте ребенка в узнавании букв в ус­ложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте при­водимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в дру­гую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные от­личительные признаки.



Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вы­резать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и ре­конструировании букв). Можно вылепить буквы из пластилина.

Особого внимания требуют те случаи, когда ре­бенок проявляет склонность к «зеркальному» на­писанию букв. После решения вопроса о том, какой рукой ему целесообразнее писать, его нужно особенно тщательно поупражнять в выполнении заданий, приведенных на стр. 141 - 143. Можно рекомендовать также прием выборочной работы только над теми печатными буквами, на которые может распространяться «зеркальность». С этой целью исключите из работы те полностью симмет­ричные буквы, которые просто невозможно напи­сать зеркально. К их числу относятся следующие: А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш.



Далее объясните ребенку, что все буквы пи­шутся в направлении сверху вниз (а не наобо­рот!) и слева направо, а также что элементы в буквах почти всегда приписываются с правой стороны. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Поупраж­няйте ребенка в написании этих печатных букв, чтобы он привык писать их в направлении свер­ху вниз и слева направо. После этого ему оста­нется запомнить только следующие шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я. Отдельно обратите внимание ребенка также на написание буквы С, особенно часто изображаемой детьми зеркально. Эта буква «развернута» вправо.

Поупражняйте ребенка в различении правиль­но и зеркально написанных букв, не злоупотреб­ляя, однако, этим упражнением, чтобы у него не закрепились «зеркальные» образы букв. Предло­жите ему показать на приведенном ниже рисунке только правильно написанные буквы.

В заключение хочется сказать, что столь дол­гий разговор о развитии зрительно-пространст­венных представлений у детей не случайно пред­шествовал описанию конкретных упражнений в различении букв. Ведь не исключен вопрос чита­теля: не проще ли было начать сразу с букв? Нет, не проще. И вот почему.

Во-первых, сформированность зрительно-про­странственных представлений у детей к началу их школьного обучения важна не только для овладе­ния грамотой. Ребенку в школе предстоит изучать и геометрию, и географию, и черчение, где также не обойтись без достаточно четких представлений о пространстве.

Во-вторых, к тому времени, когда у ребенка про­явятся трудности в усвоении букв, слишком многое в формировании у него пространственных представ­лений будет уже безвозвратно упущено. И даже сам по себе факт неразличения сходных по начертанию букв явится лишь как бы заключительным этапом гораздо более ранних «западаний» в этом плане. Что особенно обидно - даже в школьном возрасте работу над буквами все равно придется начинать с предварительного восстановления, выравнивания всех «выпавших» звеньев. Так, например, пока ребе­нок не научится четко ориентироваться в левой и правой сторонах пространства, он не сможет полно­стью преодолеть «зеркальное» написание букв.

Поэтому проявлять заботу о формировании у ре­бенка правильных представлений о пространстве нужно своевременно, с учетом сроков их развития в норме. И если известно, например, что нормально развивающийся ребенок в определенном возрасте может собрать пирамидку или матрешку, то необхо­димо позаботиться о том, чтобы и Ваш малыш также сумел это сделать в том же возрасте. Здесь важно понять, что запоздалое формирование одних пси­хических функций с неизбежностью приводит к за­держке развития или к неправильному формирова­нию других связанных с ними функций, которые как бы «надстраиваются» над ними. В результате этого к началу школьного обучения у ребенка может на­копиться довольно солидный багаж всякого рода «недоразвитии», что в конечном итоге сделает невоз­можным его успешное обучение в условиях общеоб­разовательной школы. Чтобы этого не произошло, важно постоянно наблюдать за развитием ребенка в дошкольном возрасте и в случае необходимости своевременно «подправлять» ход этого развития.
Глава 4

Развитие

Устной речи

Звукопроизношение

Формирование у ребенка всех основных сто­рон устной речи (звукопроизношения, словарно­го запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Но для большей ясности изложения условно рас­смотрим каждую из них в отдельности, тем бо­лее что во многих случаях они нарушаются из­бирательно (при хорошем уровне речевого раз­вития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и т.п.).

Одним из важных звеньев становления у ре­бенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Однако говорить об этом в от­рыве от усвоения слов и фразовой речи можно, как уже было отмечено, лишь условно, так как звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Но если все же попытаться проследить только ход становления звукопроизношения, то в самых об­щих чертах получится примерно такая картина.

К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произноше­ния этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М.Е.Хватцеву, правильным произношением сви­стящих и шипящих звуков большинство детей ов­ладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 -6-лет­нем возрасте.

Для самого хода усвоения сложных по артику­ляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произно­шению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП­КА), затем - на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее - на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука.

Но, так или иначе, до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овла­деть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамо­те. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизноше­ния у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Что­бы этого не случилось, важно своевременно прове­рить, все ли звуки произносятся ребенком правиль­но. Необходимость специальной проверки правиль­ности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих де­тей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили».

С точки зрения предстоящего обучения грамоте при проверке звукопроизношения особое внима­ние нужно обратить на полное отсутствие некото­рых звуков в речи ребенка (АМА вместо РАМА) и постоянную замену одних звуков другими (ЛАМА или Й AMА вместо РАМА). Важно отметить и так называемое смешение звуков, когда ребенок, умею­щий правильно произносить оба близких звука, часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ГАЛКА, то ГАРКА). Во всех этих случаях с началом школьного обучения пропуски букв или однотипные буквенные замены могут появиться и на письме. Поэтому такие дефекты в произношении звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения ребенка грамоте. А если он уже овладел грамотой, но пишет с упомяну­тыми выше ошибками, то основной путь их преодо­ления опять-таки лежит через коррекцию наруше­ний звукопроизношения.

Поскольку дети чаще всего неправильно про­износят артикуляторно сложные звуки, такие, как свистящие, шипящие, а также Р, Л и иногда Й, то и проверке подлежат в первую очередь именно эти звуки. Особое внимание в ходе проверки нужно обратить также на возможные взаимные замены в речи ребенка мягких и твердых согласных звуков (СЮМКА вместо СУМКА или ГУС вместо ГУСЬ). Если такие замены звуков не будут устра­нены в дошкольном возрасте, то в школе ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при изучении правил написания мягкого знака.

Проверить правильность произношения звуков можно при помощи приводимых ниже картинок, в названиях которых содержатся все упомянутые звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их назывании каждый проверяемый звук по­следовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце его. Это дает возможность получить более точное представле­ние о правильности произношения ребенком каж­дого проверяемого звука. Исключение составля­ют лишь звуки 3 и Ж, которые в конце слов оглу­шаются, и поэтому не имеет смысла подбирать картинки типа «ёж», «нож».

В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук С подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС. Из всех сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук С.

Кроме того, в нижней части каждой страницы с кар­тинками, предназначенными для проверки произно­шения того или иного звука, помещена еще одна кар­тинка, по содержанию которой ребенок должен дать полный ответ на предложенный ему взрослым во­прос. Например: ГДЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТЕК­ЛЯННЫЙ СТАКАН? - БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯН­НЫЙ СТАКАН СТОИТ НА СТОЛЕ. Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых словах, но иска­жает его во фразах и особенно в связной речи. В отве­те на вопрос скрыта еще одна сложность - ребенок Должен будет при этом произнести слова не только с проверяемым звуком С, но и со звуком Ш, который близок к проверяемому и нередко с ним смешивается (БОЛЬСОЙ вместо БОЛЬШОЙ или ШТАКАН вместо СТАКАН). Таким образом, здесь мы созна­тельно усложняем ситуацию, чтобы не пропустить имеющихся у ребенка трудностей.

При проверке состояния звукопроизношения последовательно открывайте одну за другой страницы на определенные звуки. На каждой из странице ребенок должен сначала самостоятельно назвать три верхние картинки, а затем ответить на Ваш вопрос по содержанию нижней картинки. Са­мостоятельность называния картинок важна пото­му, что при повторении этих же самых слов (на­пример, СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС) вслед за взрослым ребенок нередко более отчетливо про­износит «трудные» звуки, чем самостоятельно, что может создать неправильное представление о со­стоянии его звукопроизношения.

Если в ходе проверки выяснится, что ребенок говорит, например, ТУМКА или ШУМКА вместо СУМКА или ОЗА вместо РОЗА, то это как раз и есть тот случай, когда необходимо устранить имею­щийся недостаток до начала обучения ребенка гра­моте. Дело в том, что ученика, овладевающего гра­мотой, на первых порах просят проговаривать все записываемые слова для уточнения их звукового состава. Если же ребенок произносит слова непра­вильно (например, ЛУБАШКА вместо РУБАШКА или СКАТУЛКА вместо ШКАТУЛКА), то такое проговаривание ему только мешает, приводя к оши­бочному написанию слов - он как бы сам себе не­правильно диктует эти слова.

Искаженное произношение звука (например, так называемое «картавое» Р) принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, посколь­ку они не отражаются на письме и обычно не за­трудняют овладение грамотой. По этой причине мы на них здесь не останавливаемся, хотя и эти дефекты в произношении звуков, безусловно, лучше устранить в дошкольном возрасте.

Практически все предприятия оптической промышленности Советского Союза входили в оборонно-промышленный комплекс страны. На протяжении длительного времени некоторые заводы даже не имели собственного публичного наименования и числились только под номерами. В советских каталогах происхождение того или иного объектива, фотоаппарата или другого фотографического приспособления практически никогда не расшифровывалось. Даже из руководств по эксплуатации не всегда можно было «вычислить» предприятие-изготовитель и его местонахождение. Поэтому без знания принадлежности знаков-клейм заводов, которыми маркировались изделия, определить производителя зачастую невозможно.

АОМЗ

Азовский оптико-механический завод, №318, Азов.

Арсенал

Завод и производственное объединение «Арсенал», №784, Киев, Украина.

Вега

Уманский завод «Вега», Умань, Украина.

Вибратор

Завод «Вибратор», Ленинград (Санкт-Петербург).

Виброприбор

ПО «Виброприбор», Кишинёв, Молдавия.

ВОМЗ

Вологодский оптико-механический завод, Вологда.

Геодезия

Завод «Геодезия», №356, Москва.
Отражательная призма с ходом луча в ней, проходящим через две линзы.
Первоначально — организованные в 1811 году военные механические мастерские по изготовлению и ремонту геодезических инструментов в Санкт-Петербурге. С 1918 по 1923 год находится в эвакуации в Ташкенте, затем переезжает в Москву. В 1925 году мастерская становится фабрикой «Геодезия» треста «Геокартпром». С 1933 года — завод «Геодезия». Довоенная специализация предприятия — аэрофотоаппаратура. В 1941 году завод был эвакуирован в Свердловск, где в 1949 году перепрофилирован на выпуск радиолокационного оборудования и переименован в завод «Вектор».

Геофизика

Завод «Геофизика», №217, №589, Москва.

ГОМЗ

Государственный оптико-механический завод, №349, Ленинград.

Диапроектор

Рогачёвский завод «Диапроектор», Рогачёв, Белоруссия.

Зенит

Оптико-механический завод «Зенит», Вилейка, Белоруссия.

Завод экспонометрических приборов

Завод экспонометрических приборов, Москва.

Завод имени Масленникова

Завод имени А.А. Масленникова (ЗИМ), Куйбышев (Самара).

ЗОМЗ

Загорский оптико-механический завод, №355, Загорск (Сергиев Посад).

ИЗОС, ИПЗ

Изюмский завод оптического стекла, Изюмский приборостроительный завод им. Дзержинского, №353, Изюм, Украина.

ИОМЗ

Изюмский оптико-механический завод, Изюм, Украина.

ММЗ

Завод № 297 НКВ, после перепрофилирования в 1949 году: Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола.

КЗА

Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского, Киев, Украина.

КМЗ

Красногорский механический завод, Красногорский завод им. С.А. Зверева, №393, Красногорск.
Призма Дове.
Первоначальный, с 1942 года, знак завода (имел в своём составе изображение серпа и молота с пятиконечной звездой — над призмой Дове ).
Объективы, выпущенные для комплектования камер других предприятий (производства завода Арсенал), могли маркироваться только заводской маркой : ЗОРКИЙ .

Знак был зарегистрирован в 1946 году ), но использовался с 1949 года.
Призма Дове с ходом луча через неё.
Современный вид эмблемы.

КОМЗ

Казанский оптико-механический завод, №237, Казань.

ЛЗОС

Лыткаринский завод оптического стекла, №233, Лыткарино.

Завод фотопринадлежностей

Ленинградский завод фотопринадлежностей, Ленинградский завод «Оргтехника», Ленинград.

ЛОМО

Ленинградское оптико-механическое объединение, Ленинград (Санкт-Петербург).

ЛОМЗ

Ленинградский оптико-механический завод, №350, Ленинград.

ММЗ

Минский механический завод им. С.И. Вавилова, №941, Минск, Белоруссия.
Линза.

ЗТМ, НПЗ

Завод точной механики, №19, №69, Красногорск.
Новосибирский приборостроительный завод, №69, Новосибирск.
Знак Павшинского завода точной механики : образующийся в центральной части пятиугольник — равносторонний.
Завод точной механики (ЗТМ) № 19 НКОП, затем — завод № 69 им. Ленина (НКВ), был эвакуирован в 1941 году из Красногорска в Новосибирск и в итоге стал называться НПЗ.
Большая часть военной продукции маркировалась иначе — см. .
Позднее эмблема предприятия приобрела несколько изменённые пропорции.
Интересно, что в таком виде знак как бы обратен призме Дове — символу : .
Современная эмблема предприятия уже потеряла преемственность идей, изначально заложенных в знак.

ОМЗ

Оптико-механический завод Главного управления местной промышленности, Ленинград.

ООМЗ

Опытный оптико-механический завод «Русские самоцветы», Ленинград.

ООТ

Отдел оперативной техники 1-го Главного управления МГБ СССР, Москва.

Прогресс

Завод «Прогресс», №357, Ленинград.

РОМЗ

Ростовский оптико-механический завод, Ростов Великий.

Техприбор

Завод «Техприбор», Казань (1941-1946), Ленинград (Санкт-Петербург).

Точприбор

Харьковский завод точного приборостроения, «Точприбор», Харьков, Украина.

УОМЗ

Уральский оптико-механический завод, №217, Свердловск (Екатеринбург).

ФЭД

Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», №3 НКВД, №296 НКАП, Харьков, Украина.

За всю историю предприятия существовало множество вариантов знака для гражданской продукции, но все они, так или иначе, представляли собой логотип — название завода — инициалы Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Первоначальный логотип.
Одна из старых эмблем завода. Появилась примерно в 1949 году.
Стилизация названия завода под линзу.
Знак перекликается с заводским клеймом, ставившимся на военную продукцию (см. ниже).
Один из последних логотипов.
Для военной продукции завод ФЭД не мог использовать собственный логотип, поэтому применялся другой знак: «разорванная» линза, как бы образующая букву «Ф».
Однако необходимо помнить, что различные термины из области маркировки имеют немного разное значение. Особенно большая разница между «знаком» и «маркой», которые часто смешивают. Под «знаком» правильно понимать, как правило, какое-либо непроизносимое графическое изображение, «марка» же — обязательно название.

Часть названий заводов даны не в полном виде. Современные названия и правоприемственность предприятий (после акционирования и проч.) — не исследовались.
Из неоптических предприятий различного ведомственного подчинения здесь приведены знаки тех заводов, которые выпускали аксессуары и комплектующие к потребительской фототехнике.
Большинство знаков дано в схематичном виде, который передаёт идею построения, но не учитывает возможную различную толщину линий, форму стрелок, вид «оперений» и прочие элементы существовавших изображений знаков.
Иногда к заводским знакам добавлялись аббривиатуры или даже названия-логотипы предприятий. Подобные варианты символики предприятий (за исключением Красногорского завода) здесь также не приводятся, как излишние. Также не приводится какая-либо иная символика предприятий, не использовавшаяся в маркировке продукции.
В вышеприведенном списке перечислены не все предприятия оптической отрасли и не все знаки предприятий-изготовителей. Принадлежность некоторых знаков, к сожалению, пока остаётся не определённой. Здесь надо также отметить, что на военной продукции часто встречаются иные клейма, не имеющие отношения к производителям. Это — условные знаки арсеналов, ремонтных служб и т.д.

Министерство торговли СССР, Бюро регистрации товарных знаков. Свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком, дело № 4102. Класс товара: 34 — оптические приборы. Правообладатель: Государственный Союзный завод № 393 Министерства вооружения СССР. Срок действия: с 30 мая 1946 года по 30 мая 1996 года.
Общий знак, применявшийся в маркировке продукции фирмы и её отделений.


Последняя символика
(C.P. Goerz American Optical Co.)
Название «УФА» не имеет никакого отношения к одноимённому городу, а является аббериатурой и предположительно расшифровывается как: Универсальный ФотоАппарат (возможно: «управляемый»). АЯКС — тоже аббревиатура: инициалы разработчика прототипа (А.Я. — расшифровка неизвестна), Камера Специальная. В серийном производстве (КМЗ) вариант 1952 года АЯКС-12 (нумерация моделей шла по годам разработки: 8 — 1948 г., 9 — 1949 г., 10 — 1950 г., 11 — 1951 г.) получил индекс «Ф-21» (Фотоаппарат, индекс соответствует ширине применяемой фотоплёнки — 21 мм ), гражданский вариант (девяностые годы XX века) — Зенит МФ-1 (МикроФотоаппарат, первый).
Стилизованные шрифты являются те, которые легки, с тонкими изогнутыми, узкие и извилистые линии. Если вы хотите написать текст, как женщина, изобразительного и декоративно-ты лучший букв. Линии растворители, так как рукописные с ручкой женщиной, является лучшей метафорой я могу думать, чтобы описать их. Письма, которые являются узкими, нежной и тонкой. Это формы, которые будут использоваться в приглашение на свадьбу или в форме письма, а университетские дипломы или дипломы. Они очень умные и серьезные способами.

Стилизованными изображениями являются те, которые являются узкими, света, ни углов, так что эти слова, которые формируют алфавита, не видные формы, но элегантные и извилистые линии, которые движутся по линии письма. Частями букв, которые поднимаются вверх и вниз нависающих есть более преувеличенными формами и гораздо больше, чем в других нормальных букв. Это шрифты, которые связаны с женским или элегантно. Кроме того, как вы общаетесь с дворянством, с подписью на бумаге дворянина.

Эти стилизованных букв шрифтов подпись напомнит вам о человеке, когда мы обычно делаем наши письма с фирмой много оборок, с очень крутыми поворотами и очень острые, иногда стоимостью признать, как это похоже, с линиями, которые выходят далеко выше и ниже слова и они очень яркие и декоративные. Трудно читать текст с этими формами, письма стоимостью дифференцировать. описание: Стилизованные Бесплатные Шрифты . Стилизованные Свободных шрифтов для загрузки. Буквы и шрифты для Word, Windows и MSN Messenger. Веб-дизайн и веб-дизайнеров. Стилизованные шрифты для компьютера, типографская шрифтов по xn--80abmbpppnneoez7c3bg.com. Бесплатные TTF шрифтов для. Что-то стильное является то, что свет в форму, которая является узкий и тонкий, не толстый линий без резких способов, но жидкость формы, тонкой и элегантной. Формы как столб дыма рост переехал ветром или растений запутывается на стволе другой. Много раз разные буквы этих алфавитов или алфавиты депрессию друг с другом, потому что они имеют формы, которые занимают общее пространство, что каждый в пределах слова.

Нужна шрифт для приглашения на свадьбу? Или для чего-то особенного, что это романтично. Это буквы, которые наиболее полезны для записи пригласительный билет или официальные письма, которые очень элегантный, очень пышные, кривые, и, хотя их трудно читать, эстетически очень хорошо. Для книги, которая не может быть использована, читая текст будет почти невозможно, но довольно короткие, немного текста, который вы хотите быть что-то особенное эти самые лучшие, самые красивые и яркие. Они наиболее часто используются, чтобы хвалить или сделать что-то особенное.

Стилизованные буквы лучших, тех, кто более легкий, очень пышные и пас от верхней к нижней части строки текста. Они очень ярким поставить запись на документ, но не писать полный текст. На нашем сайте у вас есть тысячи вариантов, и вы можете скачать и установить их легко использовать в любом текстовом редакторе, чтобы напечатать документ или сделать что-то цифровые, мультимедийные презентации или PowerPoint или любой другой.

В этом уроке вы узнаете, как создать стилизованный под кожу 3D-текст без использования 3D-инструментов.

Материалы для урока:

  1. Шрифт Courgette
  2. Текстуры
  3. Градиенты для Photoshop (загружаем в Photoshop градиенты CHROMES.grd и CSP True Sky Gradients.grd)

1. Создание фона

Шаг 1

Создаем новый файл размером 1000 х 750 пикселей. Устанавливаем цвет переднего плана на #e4e4e2, заднего - #0b0b0b. Активируем Gradient Tool (G) (Градиент), находим градиент от цвета переднего плана к цвету заднего и выбираем радиальную заливку. Левой кнопкой кликаем в центре документа и тянем к одному из углов, чтобы залить фон градиентом. Дублируем получившийся слой (Ctrl+J).

Шаг 2

Дважды кликаем по дубликату, чтобы открыть окно Layer Style (Стиль слоя), и применяем Pattern Overlay (Наложение текстуры). В настройках режим смешивания меняем на Hard Light (Жесткий свет) и применяем загруженную текстуру Carbon Fiber Big.

Шаг 3

Получаем вот такой результат.

2. Создание текста

Шаг 1

Создаем текст, добавляя каждую букву на отдельном слое. Шрифт используем Courgette, цвет - #debc8b и размер - 350 pt.

Шаг 2

Активируем Rectangle Tool (U) (Прямоугольник) и создаем прямоугольник под текстом. Цвет прямоугольника должен быть таким же, как у текста.

Шаг 3

Активируем Convert Point Tool (Преобразовать точку) (Р) и с его помощью закругляем углы прямоугольника.

Шаг 4

Если активировать Direct Selection Tool (A) (Прямое выделение), то мы сможем перемещать отдельный узелок, формируя нужную форму прямоугольника. Если потянуть за маленькие усики-направляющие, то будет меняться изгиб кривой.

Шаг 5

Продолжаем редактировать прямоугольник, пока не получим желаемую форму.

3. Группируем буквы и дублируем их

Шаг 1

Каждую букву помещаем в отдельную группу. Для этого выделяем слой и жмем Ctrl+G. Называем каждую группу по названию буквы.

Шаг 2

Теперь мы можем работать с каждой буквой параллельно или последовательно. В этом уроке я покажу, как создать эффект кожи только на примере одной буквы. После вы сами сможете повторить весь процесс для других букв и продублировать все необходимые корректирующие слои и настройки.

Скрываем все группы, кроме той, с которой будем работать.

Шаг 3

Дублируем текстовый слой, меняем Fill (Заливка) копии на 0% и снова дублируем ее.

Шаг 4

Дублируем оригинальный текстовый слой, перемещаем копию ниже оригинала, жмем правой кнопкой по ней и выбираем Convert to Shape (Преобразовать в фигуру), затем переименовываем слой на "E Shape". Дублируем слой "E Shape" (Ctrl+J) и перемещаем копию ниже оригинала.

Шаг 5

Дублируем копию слоя "E Shape" и перемещаем ее выше в самый верх группы.
Теперь давайте сверимся. Сравните свой список слоев с моим. У вас должно быть так же.

E Shape copy 2
E copy 2
E copy
E
E Shape
E Shape copy

На протяжении урока я буду называть эти слои так, как они приведены выше в списке. Поэтому убедитесь, что ваши слои имеют такие же названия, дабы в дальнейшем избежать путаницы.

4. Создаем шов

Шаг 1

Выделяем слой E Shape copy 2 и активируем Direct Selection Tool (А) (Прямое выделение). На панели параметров появятся настройки, которые можно применить к нашей букве.

Меняем Fill (Заливка) на None (Не показывать), цвет обводки устанавливаем на #91741c, а ширину - 1. Затем выбираем пунктирную форму обводки и устанавливаем Align (Выравнивание) на Inside (Внутри). Таким образом, мы создали швы.

Шаг 2

Выделяем оригинальный слой "Shape", устанавливаем цвет заливки на #e4e4e4, цвет обводки на #d4d4d4, ширина овбодки - 5, и выравнивание Outside (Снаружи).

Шаг 3

Выделяем слой "Shape copy", устанавливаем цвет заливки на #e4e4e4 и обводку на None (Не применять), затем переходим Edit - Free Transform (Редактирование - Свободная трансформация). По одному разу нажимаем на клавиатуре стрелку вправо и вниз, чтобы переместить букву на один пиксель по диагонали вниз. Затем жмем Enter, чтобы подтвердить изменения.

Шаг 4

Жмем комбинацию клавиш Alt+Ctrl+Shift+T 5 раз, чтобы дублировать слой и трансформацию.

5. Стилизация швов

Дважды кликаем по слою Shape copy 2, чтобы применить стили слоя.

Шаг 1

Size (Размер): 0

Шаг 2

Шаг 3

Цвет: #edd67b (можете выбрать любой)

Шаг 4

Color (Цвет): #5b3e03
Distance (Расстояние): 0
Size (Размер): 1

Шаг 5

Получаем такой результат.

6. Стилизация буквы.

Дважды кликаем по оригинальному текстовому слою, чтобы применить стили слоя.

Шаг 1

Size (Размер): 18
Активируем Anti-aliased (Сглаживание)
Shadow Mode (Режим тени) - Color (Цвет): #93804d

Шаг 2

Pattern (Узор): Large leather (здесь выбираем скачанную текстуру кожи)
Depth (Глубина): 60%
Активируем Invert (Инвертировать)

Шаг 3

Blend Mode (Режим смешивания): Linear Burn (Линейный затемнитель)
Noise (Шум): 65%
Color (Цвет): #e6d842
Source (Источник): Center (Из центра)

Шаг 4

Получаем вот такую текстуру кожи.

7. Стилизация первой копии текстового слоя

Дважды кликаем по первой копии текстового слоя, чтобы применить стили слоя.

Шаг 1

Size (Размер): 21
Soften (Сглаживание): 5
Angle (Угол): -108
Altitude (Высота): 58
Активируем Anti-aliased (Сглаживание)

Шаг 2

Contour (Контур): Cove - Deep
Активируем Anti-aliased (Сглаживание)

Шаг 3

Получаем блики на коже.

8. Стилизация второй копии текстового слоя

Дважды кликаем по второй копии текстового слоя, чтобы применить стили слоя.

Шаг 1

Size (Размер): 21
Soften (Сглаживание): 5
Деактивируем Use Global Light (Глобальное освещение)
Angle (Угол): 99
Altitude (Высота): 58
Активируем Anti-aliased (Сглаживание)
Highlight Mode (Режим подсветки): Hard Light (Жесткий свет)
Color (Цвет): #fffbe2
Opacity (Непрозрачность): 100%
Shadow Mode (Режим тени) - Opacity (Непрозрачность): 0%