Стили поведения участников в конфликтной ситуации. Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причи­нам возникновения, формам взаимодействия двух или более сто­рон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликт­ных ситуациях.

Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведе­ние имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую оче­редь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем пре­ткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партне­рами.

У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, - не­совместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых пози­ций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств. В большинстве случаев участникам конфликтов недостает взаимо­понимания, осознания различий в оценках расхождений во взгля­дах сторон, достаточно полной осведомленности как о собствен­ных желаниях и планах, так и об истинных намерениях оппонентов, знания того, как и посредством чего достичь своих целей, не отвергая напрочь интересов других людей, вовлеченных в конф­ликт.

Очевидно, что эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного пред­ставления об общей природе и специфике данного типа конфлик­тов, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов образ действий по достижению намеченной цели.

Поведение участников конфликта складывается по-разному. Оно может иметь конструктивную направленность, для которой харак­терен совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, при­емлемого для всех сторон. Возможно превосходство в силе (ранге) одной стороны, которой беспрекословно уступают другие. Не ис­ключается и деструктивное поведение, проявляющее себя в дей­ствиях разрушительного характера.

В конфликтологии с 70-х годов XX в. признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, при­способление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Описав и систематизировав признаки различных стилей, американцы Кен­нет Томас и Ральф Килменн предложили при обучении менеджеров применять схематическую сетку, которая названа их именами. Гра­фически она изображается в том виде, как это показано на рис. 1.

Сетка Томаса-Килменна демонстрирует, что выбор конфликт­ного поведения зависит как от интересов участвующих в конфлик­те сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий.

Большинство людей старается решать конфликты мирно или избегать их. Но существуют ситуации, когда не получается достойно выйти из разногласий и проблем. Для того чтобы понять как себя вести в той или иной проблемной ситуации необходимо ознакомиться с моделями конфликтного поведения и попытаться избежать неприятностей.

Существует довольно много классификаций стилей проблемного поведения. Обсудим наиболее часто встречающиеся:

1. Силовой стиль. Этот тип конфликтного поведения заключается в навязывании своей воли и разрешении конфликта силой. Обычно применяется со стороны наиболее сильного соперника, имеется в виду, как физическая сила, так и социальный статус. Силовое управление конфликтным поведением кажется весьма эффективным, но на самом деле не является таковым. Источник конфликта не устраняется, а лишь затухает на время. Подчинившийся, более слабый участник может затаить обиду и она со временем проявит себя.

2. Уклонение от конфликта. Этот стиль конфликтного поведения личности можно применить в том случае если:

  • превосходство явно на стороне противника;
  • значимость проблемы не столь важна, чтобы тратить на нее свое время и нервы;
  • надо собраться с силами и мыслями для более успешного решения конфликта.

3. Компромисс. Этот стиль заключается в частичных уступках оппоненту. Он позволяет сравнительно быстро и легко погасить конфликт. У данной стратегии конфликтного поведения есть ряд негативных сторон. Во-первых, у его участников остается ощущение проигрыша, ведь им пришлось идти на уступки, во-вторых, компромиссное решение блокирует выяснение возникновения проблемы, в-третьих, этот стиль не решает проблему негативных отношений между конфликтующими сторонами.

4. Сотрудничество. Оно основано на совместном решении проблемы, которое будет удобно для всех конфликтующих сторон. Такой стиль поведения - это идеалистическая стратегия и часто находит применение в урегулировании конфликтного поведения в организациях.

5. Мирное сосуществование. Применяется этот стиль конфликтного поведения в случаях, когда сотрудничества не удается достичь из-за глубины конфликта, но при этом допускается относительно мирное сотрудничество.

Лучший способ выхода из проблемной ситуации – это недопущение ее путем профилактики конфликтного поведения. Каждый сам решает для себя, как ему решить конфликт. При выборе необходимо подходить к каждой ситуации индивидуально. Для оптимального решения внимательно изучите позиции оппонента, выясните причины недопониманий и найдите взаимовыгодные решения выхода из конфликта.

Стили поведения в конфликте

Рисунок 8.3.

Примечание: 1 - противоборство (конкуренция, конфронтация); 2 – уход (уклонение, избегание); 3 – приспособление (вынужденная уступка); 4 - компромисс; 5 – сотрудничество.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна. Этот стиль реко­мендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Уход или отсрочка должна быть вполне подходящий ре­акцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или должна быть поднята͵ когда появится достаточная информация и же­лание разрешить её. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Это возможно, в случае если исход конфликта для индивида не особенно важен, ситуация чересчур сложна, разрешение конфликта потребует много сил, или не хватает власти для решения конфликта в свою пользу. Но в действительности, в случае если проанализировать данный способ на обычном бытовом примере, то получается иная картина. Оказывается, что в результате ухода от конфликта у его участников может накапливается недовольство.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторите­том, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетво­рить собственные интересы. Его можно использовать, в случае если исход конфликта очень важен, и делается боль­шая ставка на собственное решение возникшей проблемы, являющееся наи­лучшим, при взаимодействии с подчинœенными, предпочитающими ав­торитарный стиль.

Этот способхарактеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всœех доступных ему средств для достижения поставленной цели: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других людей от него. Данная ситуация воспринимается как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта. Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть чувство вины, а проигравший выиграл обиду.

Стиль приспособления означает, что действие происходит совмес­тно с другой стороной, но при этом нет попыток отстаивать собственные интересы в целях сглаживания конфликта и вос­становления нормальной рабочей атмосферы. Томас считает, что данный стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен нам или когда речь идёт самопожертвовании в пользу другой стороны. Этот стиль должна быть применён в следующих наиболее характерных ситуациях: важнейшая задача - восстановление спокойствия и ста­бильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с други­ми людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов по­бедить.

В деловом общении стиль ʼʼприспособлениеʼʼсостоит по сути в том, что один, проиграв в первый раз, будет усиленно готовиться ко второму раунду. Это жизнь, посвященная борьбе.

Стиль компромисса - суть его состоит по сути в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках, осуществляется он на более поверхностном уровне, чем при сотрудничестве, так как сто­роны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эф­фективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно, это невыполнимо. Это когда можно что-то поделить поровну. Обычно человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, что не получил. Вместе с тем, в компромиссе есть один подводный камень: начиная что-то делить, люди увлекаются и доходят до абсурдных ситуаций. К примеру, поделив мебель, пилят пополам последний стул. Конечно, когда что-то делится легко и оба согласны поделить поровну, то это должна быть выходом.

Стиль сотрудничества можно использовать, в случае если при отстаи­вании собственных интересов, вынуждены принимать во вни­мание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы, включающей: умение объяснять желания, выслушивать другую сторону, сдерживать эмоции, и цель его применения - выработка долгосрочного взаимовы­годного решения. Отсутствие одного их этих факторов делает данный стиль неэф­фективным.

Этот вариант хорош тем, что каждому участнику можно выиграть сто процентов, а должна быть, и сто пятьдесят. К примеру, один добровольно уступает другому потому, что к нему хорошо относится и не считает, что второй ему обязан. Люди сохранили отношения и даже сделали их лучше. И просто приятно делать что-то хорошее хорошему человеку. Конечно, выход из более сложных ситуаций найти не так просто, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.

Стили управления конфликтом. Стиль ʼʼдружелюбный помощникʼʼ - это стиль ʼʼуступка-потеряʼʼ. Такие люди всœегда избегают конфликта.Стиль решающего проблемы: интегрирующий стиль - ϶ᴛᴏ решение проблемы с достижением собственных целœей.Стиль компромисса: характеризует умеренного центриста. Такой человек ищет ʼʼзолотую серединуʼʼ.Стиль несгибаемый борец: или ʼʼвсœе или ничегоʼʼ, такой человек готов пожертвовать людьми или группами людей ради своей победы.

Варианты взаимодействий указанных типов:

1. Результатом взаимодействий двух несгибаемых борцов в 80% случаев является безвыходная, тупиковая ситуация.

2. В конфликте несгибаемого борца и дружелюбного помощника в 90% случаев выигрывает борец.

3. При взаимодействии несгибаемого борца и решающего проблемы, борец побеждает более чем в 50% случаев.

4. Столкновение двух дружелюбных помощников в 80% случаев является тупиковая ситуация.

5. Встреча дружелюбного помощника и решающего проблемы как правило выигрывает последний.

6. В случае взаимодействия двух партнеров, взаимодействующих в стиле решения проблем, чаще всœего они приходят к согласованному решению.

При общении с человеком в конфликтной ситуации крайне важно: 1) шаг 1 – коммуникация должна обеспечивать внимательное выслушивание и понимание другой стороны; 2) шаг 2 – Вы перечисляете обоснованные аспекты позиции другого человека, концентрируясь только на правомерных требованиях; 3) шаг 3 – Вы приглашаете другую сторону принять активное участие в процессе.

Конфликты можно предотвратить организационно-управленческими действиями, среди которых: 1) ʼʼсделай ясными роли!ʼʼ - добиться от сотрудников твердого знания и выполнения служебных инструкций; 2) ʼʼсформулируй единую для всœех цель!ʼʼ; 3) ʼʼдай выход чувствамʼʼ - внимательное выслушивание жалующего, эмоциональная поддержка, но не обязательно согласие; 4) ʼʼвыслушай поочередно стороныʼʼ; 5) метод эмоционального возмещенияʼʼ - найти в конфликтующем хорошее и указать ему на это, сопоставив с несоответствием конфликту; 6) ʼʼпринудительное слушание оппонентаʼʼ.

Действие руководителя в предконфликтных и конфликтных ситуациях: 1) ставить ясные, конкретные и выполнимые задачи; 2) обеспечить выполнение задачи подчинœенному всœем необходимым; 3) не делать подчинœенных ʼʼкозлами отпущенияʼʼ за свои управленческие ошибки; 4) реже наказывать и чаще помогать исправлять допущенную подчинœенным ошибку и др.

При разрешении предконфликтных и конфликтных ситуациях следует: 1) заинтересовать подчинœенного в том решении конфликта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вы предлагаете; 2) демонстрировать понимание роли подчинœенного, его забот, позиции; 3) во время конфликта не переходить с ʼʼВыʼʼ на ʼʼТыʼʼ, стараясь унизить оппонента (невыдержанность, невоспитанность); 4) если Вы не правы в конфликте, лучше его не затягивать, а при крайне важно сти извиниться (желательно один на один), отметив при этом допущенные ошибки в поведении подчинœенных и др.

После разбора этой части листа можно провести еще одну игру на конфликт и рассмотреть вторую часть листа͵ которая принято называть ʼʼПоведение в напряженной конфликтной ситуацииʼʼ. Здесь описаны два важных момента. Первый - это рекомендации, как правильно отнестись к претензиям партнера, как не обидеться на него, а понять, что человек возмущен и именно в связи с этим так себя ведет. Это можно рассматривать как первую стадию выхода из конфликта. Вторая стадия состоит по сути в том, что мы даем возможность партнеру выговориться и немного успокоиться. Далее мы стараемся показать, что мы с ним партнеры в борьбе с проблемой, готовы и хотим ему помочь. В случае если есть наша вина, то сначала нужно признаться в данном, попросить прощения и предложить выход. В случае если же нашей вины нет, то мы опять же просим прощения (но в данном случае, когда мы говорим ʼʼизвинитеʼʼ, это просто форма вежливости, а не признание вины), а потом говорим о нашей непричастности и предлагаем свою помощь.

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликтные ситуации и конфликты как прояв­ление неблагополучия и проблем во взаимоотношениях в организации.

2. Положительная и отрицательная роль конфликтов.

3. Виды конфликтов, возмож­ности превращения одного вида конфликта в другой.

4. Закономерные (неизбежные), необходимые, выну­жденные и функционально неоправданные конфликты.

5. Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) конфликты.

6. Этапы конфликта как динамического процесса во взаимоотношениях людей внутри организации.

7. Основные методы разрешения (ликвидации) кон­фликта. ʼʼЧетырехша­говыйʼʼ метод преодоления разногласий и улучшения деловых отношений.

Стили поведения в конфликте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Стили поведения в конфликте" 2017, 2018.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причи­нам возникновения, формам взаимодействия двух или более сто­рон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая


общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликт­ных ситуациях.

Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведе­ние имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую оче­редь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем пре­ткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партне­рами.

У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, - не­совместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых пози­ций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств. В большинстве случаев участникам конфликтов недостает взаимо­понимания, осознания различий в оценках расхождений во взгля­дах сторон, достаточно полной осведомленности как о собствен­ных желаниях и планах, так и об истинных намерениях оппонентов, знания того, как и посредством чего достичь своих целей, не отвергая напрочь интересов других людей, вовлеченных в конф­ликт.

Очевидно, что эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного пред­ставления об общей природе и специфике данного типа конфлик­тов, осмысленного стиля поведения, выбранного о учетом стилей, используемых другими сторонами. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной пели и вместе с тем манеру общения.

Поведение участников конфликта складывается по-разному. Оно может иметь конструктивную направленность, для которой харак­терен совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, при­емлемого для всех сторон. Возможно превосходство в силе (ранге) одной стороны, которой беспрекословно уступают другие. Не ис­ключается и деструктивное поведение, проявляющее себя в дей­ствиях разрушительного характера.

В конфликтологии с 70-х годов XX в. признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, при­способление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Описав и систематизировав признаки различных стилей, американцы Кен­нет Томас и Ральф Килменн предложили при обучении менеджеров применять схематическую сетку, которая названа их именами. Гра­фически она изображается в том виде, как это показано на рис. 6.1.

Сетка Томаса-Килменна демонстрирует, что выбор конфликт­ного поведения зависит как от интересов участвующих в конфлик­те сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам


Индивидуальные Совместные

Основные вопросы:

1. Поведение человека в трудной ситуации.

2. Основные стратегии поведения в конфликте.

Поведение человека в трудной ситуации.

Любое взаимодействие предусматривает определенный стиль поведения, т.е. действия, как с Вашей стороны, так и со стороны другого человека. В зависимости от того, насколько данные действия будут соответствовать друг другу – будет зависеть вся ситуация в целом: наличие конфликта или его отсутствие, выход на открытый конфликт и поведение в этом конфликте каждой из сторон взаимодействия.

Иными словами, выбор модели взаимодействия может строиться исходя из Вашего интереса и степени важности для Вас реализации данного интереса.

Например, Ваше поведение и его интенсивность, вероятно, будет разным в ситуации, когда решается Ваша судьба (Вам нужно выбрать место учебы или работы, или даже страну проживания) и когда Вам нужно подкрепиться в кафе.

Если решается Ваша судьба – Вы, скорее всего, не будете, во-первых, действовать реактивно, сиюминутно, не обдумав тщательно свое решение. Во-вторых, Вы будете более настойчивы в достижении своей цели и реализации своего интереса. В-третьих, здесь появляется принципиальный момент (он всегда появляется в ситуациях важных для нас) – Вы будете ориентироваться на свои базовые ценности и принципы и не позволите себе и тем более другим их нарушить.

Если судьба Ваша не решается и сам момент противоречия достаточно поверхностен для Ваших интересов (т.е. мало их касается), то Ваше отношение к ситуации будет проще и легче, Вам будет легче найти общую точку соприкосновения с партнером и не усугублять момент. В то время как основополагающие, принципиальные моменты в разногласиях способствуют скорее противоборству, но не уступчивости.

Тем не менее, выбор модели поведения зависит от Ваших приоритетов. Если Вам важнее доказать другу, что Му-му лучше, чем Сабвэй, и Вам совершенно не важно, в какой стране жить – поведение Ваше будет соответствующим Вашим интересам, т.е. уступчивость в месте жительства, но противоборство в отстаивании своего мнения относительно кафе.

Характер конфликтных действий определяется их направленностью на разные по масштабу цели. Тактическое действие приводит к эффектам в конкретных ситуациях , стратегия связана со стремлением к разрешению (или усугублению) противоречия, актуализировавшегося в конкретном взаимодействии.

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации.

Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер:

· Конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности в общении.

· Деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерические реакции.

Пассивная стратегия поведения, деятельности и общение в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:

· Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, сниженее уровней претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям и др.

· Уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков.

С проблемой поведения личности в трудной ситуации связана такая категория как психологическая устойчивость. Психологическая устойчивость- это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности, формирующееся одновременно с её развитием и зависит от:

· Типа нервной системы человека;

· Опыта человека, профессиональной подготовки;

· Навыков и умений поведения и деятельности;

· Уровня развития основных познавательных структур личности.

Поведение психологически устойчивой и неустойчивой личности в трудной ситуации.

Основные стратегии поведения в конфликте.

Наиболее распространенным представлением, обсуждаемым как стратегии поведения в конфликте, является модель К. Томаса, согласно которой конфликтное поведение выстраивается на основе 2 основных критериев при взаимодействии:

Выделение данных стилей поведения происходит на основе 2 критериев:

Учет собственных интересов

Учет интересов других людей

· по горизонтальной оси указывается степень настойчивости(напористости) в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;

· по вертикальной оси - степень уступчивости (кооперации) в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений.

Соответственно:

1) Сотрудничество (Я+ ВЫ+) 4) Приспособление (Я- Вы+)

2) Соперничество (Я+ ВЫ-) 5) Избегание (Я- ВЫ-)

3) Компромисс (Я± ВЫ±)

Таким образом,

v минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избегания (ухода);

v максимальная по горизонтальной оси образует соперничество ;

v по вертикальной - приспособление ;

v сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество ;

v срединное положение соответствует компромиссу .

Согласно этой модели можно дать следующее толкование стратегий поведения:

избегание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании конфликта или сознательном уходе от сложной, безвыходной ситуации.

соперничество (борьба) - стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте;

приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов;

сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны;

компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

Однако, не все из представленных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии . Так,

избегание, приспособление и компромисс (взаимные уступки), очевидно, не планируются, и не содержат целевых установок , связанных собственно с противоречием. Они являются сиюминутной реакцией на поведение другого . Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не столько разрешению, сколько разреша нию, т.е. соглаша нию с мнением и интересом другого . Можно рассматривать эти формы поведения как реактивные по отношению к факту конфликта в целом, сиюминутные тактики, а не как стратегии участников, реализуемые для разрешения противоречий. Мы считаем важным подчеркнуть, что если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разрешения конфликта, то невозможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения в принципе.

На основе рисунка также видно, что если ваша реакция пассивна , то вы будете стараться выйти из конфликтной ситуации, если активна , предпримите действия по ее решению. Точно также, вы можете искать решение или избегать его, как действуя в одиночку, так и вовлекая противоположную сторону.

Давайте более подробно рассмотрим каждый из представленных способов решения конфликтной ситуации и определим, где и когда его лучше применить.

СОПЕРНИЧЕСТВО (КОНКУРЕНЦИЯ)

Этот стиль предполагает строгое следование своим интересам без учета интересов противоборствующей стороны . Вернее, они учитываются, но лишь как оружие, которое можно пустить в ход для достижения поставленной цели. Человек, выбирающий этот стиль, стремится доказать, что прав именно он , независимо от того, так это или нет. Для достижения цели он использует свои волевые качества, стараясь подавить волю своего визави . Прямой приказ, крики и агрессивное поведение вполне органично вписываются в эту модель. Все средства хороши, если они помогают достигнуть желаемого.

Здесь главное - достигнуть результата , а то, как это будет сделано и кто при этом пострадает - дело десятое .

Этот стиль эффективен в случае, если человек обладает реальной властью или, если его личные и деловые качества превосходят качества его оппонента. Можно его применять и тогда, когда вы точно знаете, что ваше решение или подход наиболее правильны в данной ситуации, и вы можете это показать и доказать. Он применим и тогда, когда ограничено время принятия решений, и вы можете и готовы принять ответственность на себя. Наконец, в ситуации, когда вам нечего терять, и нет другого выбора, как отстоять свою правоту любыми средствами, этот подход тоже применим.

Область применения

· Чрезвычайная ситуация: когда требуется немедленное принять жизненно важное решение.

· Проведение непопулярных мер: сокращение расходов, установление правил, поддержание дисциплины.

· Уверенность в собственной правоте по ключевым вопросам.

· Когда вам нужно защититься от людей, использующих неконкурентное поведение.

ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ, УХОД)

Стиль наиболее пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта . Тактика субъекта с таким стилем поведения сводится к уменьшению значимости событий, вызвавших конфликт. Может проявляться в способности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность порой не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Стиль может быть свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Избегание также может порождать усиление внутренних конфликтов.

Этот стиль противоположен предыдущему в том, что здесь уже вы находитесь в положении «угнетенной» стороны , когда не пытаетесь отстоять свою позицию , а просто «умываете руки», уходя от решения, а кто-то другой принимает его за вас. Самоустранение из ситуации может выражаться как в физическом, так и психологическом уходе (молчание, чтение бумаг, поведение по типу «А что, что-то происходит?»).

Но, как вы заметили, в этом, так же, как в предыдущем стиле, вы не вступаете в настоящий диалог с противоположной стороной . А значит подлинное решение ситуации невозможно, поскольку всегда остается проигравшая сторона. А значит, и новый конфликт «не за горами».

К избеганию, как к привычному стилю поведения в конфликтной ситуации, часто прибегают мужчины в общении со своей женой. Предпочитая «не раздувать огонь», они часто психологически уходят из ситуации, порой, даже не слыша слов, которые им адресованы. Да, конфликт при этом не разгорается, но и не гаснет, а продолжает медленно тлеть, подпитанный взаимной неудовлетворенностью обеих сторон. И, порой, достаточно бывает одной небольшой искры, чтобы он разгорелся с новой силой.

Но, тем не менее, есть ситуации, в которых такой стиль поведения оправдан.

Так, его можно использовать, когда напряженность слишком велика, и явно нужно снизить накал страстей. Когда исход конфликта для вас не очень важен, в отличие от противоположной стороны, то вы тоже можете оставить решение ей на откуп. Поступайте так, когда у вас нет физических или моральных сил вступать в полемику, и вы знаете, что не сможете отстоять свое мнение, а только измотаете себя.

Если вы не готовы отстаивать свою позицию прямо сейчас, и вам нужно время для «маневра», также можно применить избегание. Используйте его и в ситуации, когда ваша позиция заведомо слабее, чем позиция противоположной стороны, наделенной большей властью или полномочиями. И наконец, если дальнейшее обсуждение только «поднимет» новые поводы для усугубления конфликта, также применяйте стиль уклонения.

Область применения:

· Проблема незначительна или является частью более общей проблемы, а более важные вопросы требуют решения.

· Когда нет шансов удовлетворить ваши интересы: недостаточно сил или вы расстроены чем-то, что вы не в силах изменить.

· Когда «цена» участия в конфликте может превысить пользу от его разрешения.

· Когда необходимо дать людям «остыть», снизить напряжение до приемлемого уровня, собраться с мыслями.

· Когда сбор новой информации может перевесить преимущества немедленного решения проблемы, или другие могут решить эту проблему более эффективно.

· Когда столкновение происходит между равными или близкими по силе (ран­гу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотно­шениях.

Пример: Человек может просто менять тему разговора, совершенно не придавая значения противоречиям. (уход от разговора).

Пример 2: Человек способен уйти не только от разговора, но также уйти из организации, семьи, уехать из страны, т.е. покинуть поле боя (или противоречий).

Пример 3: Человек может уйти не только словесно, не только физически (как в предыдущих примерах), но и эмоционально, ментально (крайняя степень) – отключиться, сделаться пассивным донельзя, потерять субъектность (волю), сделаться вещью, ничего не видящей, ничего не слышащей. Тактика (редко осознаваемая) –сделаться максимально прозрачным и невидимым, чтобы его никто не трогал. Максимально отчужденный человек от жизни и от происходящего, не имеющий своего мнения и забывший о том, что оно у него может быть. Согласен со всем, лишь бы его оставили в покое, в его пассивности.

Стиль поведения – УКЛОНЕНИЕ - проявляет себя тактикой , когда лишен осознания и является реакцией на внешние раздражители. Когда же субъект оценивает ситуацию, взвешивает все плюсы и минусы и осознанно выбирает данный стиль – тогда он может считаться стратегией .

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного кон­фликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального поряд­ка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого скла­да, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обостре­ние столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем. Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными , поскольку спорная пробле­ма сохраняет свое значение, причины, породившие, сами собой не отпада­ют, а еще более усугубляются.

СТРАТЕГИЯ УКЛОНЕНИЯ может быть эффективной при субъективных причинах конфликта (эмоциональных, психологических) – такой стиль характеризуется мудростью, рассудительностью.

Но является деструктивной в случае объективных причин конфликта (когда существует реальная проблема, игнорирование которой затрагивает многих людей) – такой стиль характеризуется глупостью, трусостью.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений (преимущественно женщины).

Приспособление как стратегия пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения эта стратегия предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Субъект осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик.

Противоречие , вызвавшее конфликт, как бы снимаетсяс помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления . Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.

Этот стиль подразумевает, что вы не отстаиваете свои интересы, но, стараетесь найти общий язык с оппонентом, подстроившись под него. Здесь вы не уходите из ситуации, оставляя «соперника» одного на «поле боя», а продолжаете действовать совместно с ним, но только по его правилам.

Он также, как и стиль избегания, применим, когда вас не особенно «трогает» случившееся, а для другого - это гораздо более важно. Пользуйтесь им, если для вас гораздо важнее сохранить отношения, чем отстоять свою позицию. (Стоит задуматься, что лучше: быть всегда правым, но одиноким или не таким правым, но счастливым). Когда вы чувствуете, что имеете мало шансов на победу, да и решение противоположной стороны не так уж и плохо - тоже можно его принять. Наконец, этот стиль поможет вам дать полезный урок своему визави, если вы позволите ему принять ошибочное решение и в дальнейшем понять свою ошибку.

Область применения

· Вы понимаете, что неправы, а продолжение соперничества может только навредить, и желаете рассмотреть лучшее решение, продемонстрировав благоразумие.

· Когда проблема гораздо важнее для другого человека, чем для вас (жест доброй воли для поддержания сотрудничества). Важно сохранить гармонию и не допустить раскола.

· Вы хотите получить кредит доверия, который поможет вам в дальнейшем.

Коротко: односторонняя уступка со стороны индивида, соглашение, несмотря на внутреннее противоречие.

Пример: В банке требуется одеваться в офисном стиле. Вы любите спортивный стиль одежды, но ради заработной платы или других привилегий от работы в банке Вы готовы пожертвовать своими интересами - одеваться в спортивном стиле, и обличаете себя в офисный стиль.

Специфика: только внешнее «соглашА ние» без внутреннего соглашЕ ния; реального принятия - нет.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, эта стратегия поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вертикали: нижестоящий - вышестоящий, подчиненный - начальник и т. д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта . Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями (не принципами!) ради достижения общих целей .

Сотрудничество , как и соперничество, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но, в отличие от соперничающего стиля, сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное. Это возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

СОТРУДНИЧЕСТВО - самый продуктивный стиль решения любого конфликта, т.к. он подразумевает, что обе стороны принимают равно активное участие в поиске решения с учетом взаимных интересов. Он наиболее эффективен тогда, когда каждая сторона имеет свои особые скрытые нужды.

Например, если есть 2 претендента на более высокую должность, то для одного из них может быть более важна возможность увеличения дохода, а другому более важен престиж и полномочия. Соответственно, можно найти решения, когда обе стороны получат желаемое, не ущемляя интересы другой стороны.

Все, что для этого нужно – желание уделить чуть больше времени потребностям другой стороны.

Для успешного применения данного стиля нужно затратить некоторое время на поиск таких скрытых нужд и выработку удовлетворяющего все участвующие в конфликте стороны решения. Для этого нужно, как минимум, иметь желание и возможность сделать это.

Соответственно, этот стиль применим в ситуациях, когда решение очень важно для обеих сторон, и никто не готов от него устраниться. Если обе стороны готовы, способны и хотят раскрыть свои интересы и изложить соответствующие аргументы, а также выслушать противоположную сторону. Если у вас тесные, доверительные и взаимозависимые отношения, которые важны для обеих сторон. Этот стиль хорош также тогда, когда нет готового решения, но есть желание и добрая воля его найти в совместной дискуссии.

Область применения

· Необходимость найти объединяющее решение, а интересы обеих сторон слишком важны.

· Когда цель - получение знаний и понимание взглядов других.

· Вы хотите найти системный подход к решению, с людьми с разными взглядами на проблему.

· Вы хотите добиться выполнения обязательств, учитывая интересы другой стороны в совместном решении.

· Когда нужно разобраться с враждебностью, препятствующей построению отношений.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

КОМПРОМИСС

Стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта . Тактика этого стиля - постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.

Этот стиль похож на сотрудничество , но отличается от него тем , что интересы обеих сторон здесь удовлетворяются не полностью, а лишь частично, путем взаимных уступок . Здесь нет необходимости (или желания, или понимания) выяснять глубокие мотивы и скрытые интересы обеих сторон, а нужно просто прийти к какому-то разумному решению, когда одна сторона поступается частью своих интересов в пользу другой, но при этом сохраняет за собой более значимые для нее позиции. Как правило, это ультиматумы, которые принимает сторона с целью сохранить то, что есть и не проиграть.

Этот стиль лучше использовать тогда, когда у вас нет времени или желания углубляться в суть конфликта, а ситуация позволяет выработать быстрое и взаимовыгодное решение. А также, если вас вполне устроит это решение, как некий промежуточный, временный вариант. В обратной ситуации, когда затяжные разговоры ни к чему не привели, тоже следует пойти на компромисс. Опять же, применяйте его, если сохранение ваших взаимоотношений более важно, чем полное удовлетворение ваших желаний, а кроме того, есть угроза не получить даже часть желаемого, потеряв все.

Область применения

· Цели умеренно важны, но не стоят возможного ухудшения отношений в случае применения более напористого способа их достижения.

· Когда оппоненты с одинаковыми возможностями сильно привержены взаимоисключающим целям и требуется временно уладить сложный вопрос.

· Необходимо найти приемлемое решение в условиях нехватки времени.

· Как запасной вариант, когда не сработали ни сотрудничество, ни соперничество.

Компромисс занимает срединное место в сетке стратегий конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стратегия компромисса предпочтительна тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон.

Таким образом, мы видим, что нет «хороших» и «плохих» линий поведения и взаимодействия с другой стороной. Скорее есть соответствующие и не соответствующие конкретной ситуации выбранные стили поведения.

В связи с этим, для продуктивного взаимодействия необходимо четко осознавать все стороны сложившейся ситуации, но прежде всего – собственные цели и интересы, а также их важность и ценность. Важно расставить собственные приоритеты, чтобы знать, как действовать в ситуациях с минимальными потерями.

Когда человек расставляет приоритеты и осознает свои действительные интересы – он совершает намного меньше непоправимых ошибок, не нанося вреда ни себе, ни другим людям.

Ключ к продуктивному сотрудничеству лежит в 4 основных постулатах:

1 - Уважение прав каждого;

2 - Учет интересов каждого;

3 - Мотивация каждого;

4 - Социальная Полезность.