Стиль модерн в архитектуре риги. Югендстиль в Риге – уникальные лепные улицы столицы Латвии


Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.

Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.

На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.





Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт





В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.

Как добраться

Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.

Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.

Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.

Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.

Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.

Расположение

Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.

В начале XX столетия Рига стала местом применения фантазии местных архитекторов, работавших в югендстиле, ставшем популярным в Германии в 1890-х годах и нашедшее широкое распространение на рижский улицах. Новые здания строились в историческом центре, который стал формироваться на излете XX века после ликвидации сооружений городской фортификации.

Стиль под разными названиями возник в европейских странах примерно в одно время. Наиболее употребимыми по отношению у нему стали термины "модерн", означающий "современный" и "Ар Нуво" - новое искусство (от французского l"art nouveau). Иногда стиль называли по имени талантливых архитекторов, например, во Франции "стиль Гимара" по дизайнеру входов парижского метро. В лексиконе были и "стиль линий", "цветочный стиль" , "стиль волн", "вермишель", "угорь" и прочее. В России прижился термин "модерн".

Население в Европе в результате подъема экономики увеличивалось. Так в Риге с 1897 до 1913 года оно выросло на 88%. Мэром в то время был англичанин Джордж Армитстед, который и ввел запрет на типовую застройку.

В Риге выстроено около 800 зданий в узнаваемых формах. ЮНЕСКО по достоинству оценило значимость сооружений, внеся исторический центр со сосредоточием домов, выполненных с этом стиле, в Список мирового культурного наследия.

Каждое творение архитекторы старались сделать не только красивыми, но и совершенно неповторимым. Здание гостиницы Neiburgs с щедрым декором является одним из таких образцов.

Сооружение возведено в 1903 году по проекту местного архитектора Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs, 1858-1945 гг.), работавшего с стиле эклектики и модерна. В латвийской столице он построили несколько примечательных домов, среди которых здания для офисов и жилых помещений Большой Гильдии и коммерческой школы при Рижской бирже.

Энтузиасты Ар Нуво призывали отказаться от прямых линий и углов, заменив их плавными, изогнутыми линиями.

Стиль отличает растительный и животный орнамент волнистых форм. Источником идей для мастеров стала природа. Очень популярным был бутон, как символ рождения новой жизни. Особенно вдохновляли зодчих орхидеи, ирисы, лилии и кувшинки.

Внимательному зрителю сериала "Семнадцать мгновений весны" это строение покажется знакомым. В окне справа стоял тот самый цветок, который должен был остановить пастора Шлага, сигнализируя, что явка провалена.

Важной особенностью стиля является объединение в единое художественное целое всех элементов архитектурного объекта и внутреннего убранства. Впервые об идеях эстетического синтеза заговорил английский ремесленник, художник и поэт Уильям Моррис (1834-1896 гг.). А действовать в этом направлении он начал со своего собственного дома. Призвав на помощь друзей-единомышленников, автор стал превращать жилище в гармоничную среду, где царят красота и доброта. Место, где искусство облагораживает человеческую жизнь.

Бельгийский модернист Генри Ван де Вельде пошел еще дальше. Для своего особняка "Блуменверф" он разработал буквально все элементы, включая столовые приборы, дверные ручки и даже эскизы одежды для членов его семьи.

В Риге творили свои мастера и стремились удивить как профессионалов, так и обычных жителей.

Интересен еще один элемент в декорировании фасадов домов - маскарон . Это изображение головы человека или животного, дополненное растительным орнаментом. Такое скульптурное украшение можно увидеть над оконным и дверным проемами, в замке арки.

Наиболее ярко югендстиль представлен на улицах Элизабетс, Альберта, Антонияс и Стрелниеку. На открытке начала прошлого столетия можно видеть, как выглядела улица Альберта в оригинальной застройке.

Основные шедевры находятся на улице Элизабетс . В начале XX века в Риге творил выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920 гг.). За первые 20 лет того столетия по его проектам было построено, по разным данным, от 15 до 53 зданий. Дом 10.Б , сооруженный в 1903 году, считается визитной карточкой автора. Особенно эффектно смотрится композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур на верхней части фасада.

Размер лиц достигают 4,3 метров в высоту. Ранее на доме были еще железные водосточные трубы в виде обнаженных женских фигур с золотыми кольцами в руках. Они были размещены под прямым углом к зданию. Про них упоминал в своих мемуарах сын архитектора, знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Но в советский период такой вольный декор не устроил партийных функционеров из департамента культуры. И фигуры были ликвидированы.

Еще два дома Эйзенштейна под номерами 10.А и 33 на той же улице.

В Риге есть музей югендстиля, расположенный, разумеется, в доме, выполненном в этом стиле. Здание было построено в 1903 году одним из крупнейших латышских архитекторов Константином Пекшеным (1859-1928 гг.). В интерьере воссоздана обстановка жилища горожанина начала XX столетия.

Больше информации о Риге на нашем сайте можно узнать в других обзорах:

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на блоге Рига Латвия стартует новая рубрика,- Архитектура Латвии . Это первая, вводная статья для новой рубрики. Что интересного будет в этой рубрике? Какими статьями я собираюсь её пополнять? Для начала, в рубрике Архитектура Латвии планирую сделать несколько разделов:

  • архитектура Латвии
  • история архитектуры Латвии
  • архитектура Риги
  • архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура
  • деревянная архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура Риги
  • архитектура различных районов Риги
  • архитектура других городов Латвии
  • архитектура Риги 13 века (с 13 и до 21, отдельно по векам)
  • архитектура Даугавпилса

Почему я решила сделать такую рубрику? Последнее время стала обращать внимание на то, сколько у нас в Риге красивых домов! Часто, проходя или проезжая мимо интересного дома, возникает интерес,- Что за дом? Когда и кем построен? Что тут было раньше и что сейчас? Хорошо, что есть интернет и фотоаппарат. Сначала я делаю несколько снимков заинтересовавшего объекта. Потом ищу информацию в интернете,- что же это за объект, привлёкший моё внимание.

Всё, что связано с архитектурой Латвии, особенно актуально с конца осени, до начала весны. Почему? Рига,- очень зелёный город. Латвия,- пока самая зелёная Европейская страна. Летом листва деревьев скрывает от нас большую часть красоты архитектуры большинства зданий и домов. А сейчас, как раз ещё успеваю начать рубрику Архитектура Латвии.

Кому может быть полезна моя архитектура Латвии? Всем, кто ищет информацию о каком-то здании или доме в Латвии. Возможно, я как раз его успела сфотографировать. Заранее прошу прощения у профессиональных архитекторов! Если вдруг что-то случайно напутаю, то это по незнанию… К архитектуре, истории и даже строительству я не имею ни малейшего отношения. За плечами,- Рижский Медицинский институт. Но, как-то постепенно поняла, что Архитектура Латвии мне очень интересна! :)))

С недавнего времени, я фанат деревянной архитектуры! Как жалко старые деревянные дома, которые были памятниками архитектуры, а сейчас никому не нужны и разваливаются у нас на глазах… Деревянных домов в Риге и Юрмале становится всё меньше и меньше. И как приятно полюбоваться недавно отреставрированным деревянным домиком. Деревянная архитектура Юрмалы деревянная архитектура Риги будут занимать много места в моей рубрике Архитектура Латвии.

А ещё в Риге сохранились старинные усадьбы. Я сначала просто сфотографировала разваливающийся дом, а потом нашла информацию, что это старинная усадьба и памятник деревянной архитектуры Риги:(((Деревянные усадьбы Пардаугавы,- фотографии уже сделала. Осталось,- найти информацию и подготовить статью к публикацию.

Во вторник, по случаю скидок в книжном магазине, купила в Глобусе Большой архитектурный путеводитель по Риге, Янис Крастиньш и Иварс Страутманис. Стала листать. У-у-у… некоторых домов из путеводителя уже не существует… А на том месте у нас будет Замок Света. Некоторую информацию из этой книги планирую использовать в статьях об архитектуре на этом блоге. Особенно фамилии архитекторов и год постройки…. «Lielais Rigas arhitekturas celvedis» . (Извиняюсь за грамматику, на латышский шрифт в кодировке блога перейти невозможно…)

Недавно дочке в школе задали интересное домашнее задание. Написать сочинение на тему: Архитектурные стили в Латвии. Каждый дом в сочинении надо было подтвердить тремя фотографиями:

  • дом в Риге, общий вид зданий
  • табличка на доме с указанием адреса
  • фото автора сочинения на фоне этих архитектурных объектов

Задание интересное! Взяли фотоаппарат, поехали в Старую Ригу, поснимали… А вот разобраться со стилями в архитектуре Латвии нам было сложно. Ведь в архитектуре Риги присутствуют все возможные архитектурные стили, распространенные в Европейских странах, начиная с глубокого средневековья. Пришлось искать информацию. В результате, очень упрощенно, но для начала подойдёт, получились примерно такие данные: Шпаргалка №1.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох.

  • 13 в. — 16 в. Романизм, готика, ренисанс
  • 17 в. — начало 19 в. Барокко, классицизм
  • середина 19 в. — 1904 г. Эклектизм
  • 1899 г. — 1914 г. Югендстиль
  • 20 в. двадцатые — тридцатые годы,- Функционализм
  • вторая половина 20 века

(Цифры списала из упомянутого выше путеводителя, кому собирается использовать, ссылайтесь на авторов)

Вот, уже кое-какая ясность, проще будет разобраться. Отличная подсказка. Мы, когда искали материал для сочинения, такую не нашли… Разбирали каждый дом по-отдельности… В Архитектуре Латвии нашли вот такие архитектурные стили: Шпаргалка №2.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили.

  1. Романизм, романский стиль
  2. Готика
  3. Поздняя готика (неоготика)
  4. ренессанс
  5. маньеризм
  6. барокко
  7. классицизм
  8. эклектика
  9. югендстиль
  10. эклектически декоративный югендстиль
  11. статический югендстиль
  12. национальный романтизм
  13. Art Deco
  14. неоклассицизм
  15. функционализм
  16. неоэклектизм
  17. социалистический реализм
  18. постмодернизм
  19. поздний посмодернизм
  20. деконструктивизм
  21. hight tech

1. Романский стиль.

Самый древний архитектурный стиль 11 в. -12 в. Романский стиль характерен для религиозных сооружений. Присуще монументальность, ясность и рациональность конструкций. Производит впечатление мощности, прочности и приземленности. Массивные, толстые стены, узкие окна. Наследуются признаки римской архитектуры. Характерны полукруглые арки и своды, колонны. Украшения,- скульптурные композиции и фрагменты живописи. Монастыри, замки, крепости, соборы, церкви в романском стиле,- всегда гармонично вписывались в окружающую среду.

2. Готика.

Уже в 13 веке на смену романскому стилю приходит готика.

Готика начала развиваться в католических странах средневековой Европы. Остались в прошлом круглые арки романского стиля, массивные мощные стены и маленькие окошки. На смену пришли арки с заострённым верхом, узкие вытянутые срельчатые окна, узкие, вытянутые башенки и колонны. Фасад зданий богато украшен резными деталями. Многоцветные на стёклах окон. Все элементы готического стиля стараются подчеркнуть вертикаль сооружения. Перекрытия имеют сложное строение. Задача готических соборов и церквей,- как бы приблизить душу человека к Богу. Готические элементы,- вертикали, скульптуры, роспись,- оказывали сильное воздействие на верующих.

Примеры готического стиля в Латвии.

  • Рижский Собор. (R?gas Dome, Домский Собор)
  • Церковь Св. Петра. (Sv. P?tara bazn?ca)
  • Церковь Св. Яна (Sv. J??a bazn?ca)
  • Костел Св. Якова
  • Церковь Св. Иоанна
  • Дом Черноголовых
  • Дом рижского бюргера на Maza Pils (Три Брата в Старой Риге)
  • Церковь Святого Екаба. Сохранила в себе черты готического стиля больше, чем другие церкви.

Готические мотивы, Возвращение к готическим мотивам в XIX-XX веках:

  • Большая и Малая Гильдия
  • Конторский и жилой дома Большой Гильдии

3. Поздняя готика (неоготика)

Англиканская церковь

Очень умную и сложную историческую статью о готическом стиле в архитектуре Латвии прочитала тут. http://www.baltkurort.ru/latvia/publications/gothic/ Пересказать не берусь. Кто интересуется более подробно, почитайте!

Как я планирую писать статьи для рубрики Архитектура Латвии? План такой:

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес
  • название дома или здания и его функции
  • дата постройки
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль
  • история здания

С тиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год

Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год

Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год

Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон...

Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.

Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.

В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре

Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.

Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль . Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос , иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею:)

В этой части я покажу образцы архитектуры только с очень и очень небольшой части Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и примыкающей к ней перпендикулярно Strelnieku iela. Это самый настоящий концентрированный «музей югендстиля», куда меня привела френдесса elina2106 . Обзору иных зданий в этом стиле и в эклектике, верней того, что я наснимал, будет посвящен следующий пост.
В снимках нам будет несколько мешать снежная пурга; но, увы, других дней у меня в Риге не было, так что все претензии – к погоде:)

Вот она, эта улица Альберта – вид на перспективу.

Alberta, 8. Главный вход.

Этот дракон с «конской» головой поближе.

Шарфик с надписью «1904».

Отчего они кричат? От боли? От возмущения? Чем недовольны?

Alberta, 4. И те самые наверху, помните? Я их показал недавно.
Сейчас тут – вроде – венгерское посольство.

Подьезд дома.

Решение центра фасада.

Детали покрупнее.

Маскароны на фронтоне фасада, крупно.

Ещё одно потрясшее меня архитектурное решение центральной оси фасада.

Смотрите крупнее.
В центре, насколько я понимаю, аллегорический лев? А внизу – чёрт? Обращённые друг к другу профили на синем мне несколько напомнили какого-то римского папу:)

Классика модерна – округлые балкон и окна!

Спускаемся ещё ниже.

И, наконец, решение главного входа в этот замечательный дом!

Alberta, 11.
Образец более строгого строительства, после 1906 – «национальный романтизм». Почти Хельсинки:)

Вход во внутренний двор дома.

Вид изнутри.
Изнутри фасады, конечно, обшарпаны (там, где они наглухо не закрыты). Как и в Питере, разве что немного поаккуратнее. Это - реальность. А то я уже успел услышать в комментах мечтательное «Аххх! Если бы у нас так старину охраняли! Как у них!».

Вид по диагонали на фасад этого замечательного здания. Еле-еле нашел ракурс почти без искажений и широкоуголенья.

Ещё одна интересная особенность местного модерна – широкое использование архитекторами эротических мотивов. Представляю, с каким ужасом глядели на это тогдашние бабушки:)

Вот они покрупнее, барышни-то.
Видите, как изящно? Настоящая Belle Epoque!

Модерн-мотив с бараном. Тоже понравилось.

Здание на Alberta, 13.
Тоже меня сильно впечатлило. Приеду ещё раз и сниму его хорошо и целиком (это весьма непросто), в более благоприятную погоду, а пока – смотрите детали.

Это даже не маскарон, я вообще затрудняюсь определить эту композицию. Симфония архитектуры!

Решение эркера с завершающей его псевдоготической башенкой.

Замечательное здание на углу Alberta iela и Strelnieku iela.
Это, скорей, национальный романтизм, судя по стилю и орнаментам. И никаких уже вам роскошных маскаронов и перетяжеления деталями.

Заскочил в один дворик на Strelnieku iela - и поразился! Я на Петроградке???

Еще одно интересное бело-синее здание. Главный вход.

Балкон - и снова изящные барышни!

Ещё одно замечательное эротическое архитектурное решение. А какие там мрачные и грозные над ними птички, вы только посмотрите! Наверное, сторожат этих красавиц! А узор литья балкона! У меня чуть не зашкалило в глазах от восторга, хорошо фляга с коньяком рядом была:)

PS. Уточнения назначения зданий и номеров домов приветствуются.

Продолжение прогулки по блистательной Риге югендстиля воспоследует.