Стихи про лягушек.

Цели: помочь детям осознать фольклорные истоки звукоподражания, единство мира фольклора и авторской литературы; показать, что звукоподражание - это не только примета авторской литературы, но и народной литературы, на примере чешской народной поэзии в переводе Маршака; развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Оборудование: портреты С. Маршака и В. Хлебникова; карточки со скороговорками; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение любого отрывка из рассказа «Соловьи» Ю. Коваля (с. 55-57).

2. Выставка рисунков учащихся к любому эпизоду рассказа «Соловьи».

III. Подготовка к восприятию.

Ребята, попробуйте угадать, о каком писателе идет речь.

Это замечательный поэт, сказочник. Он написал много веселых стихов, сказок, песенок, загадок. Если все это собрать вместе, то получится большая-пребольшая книга. На каждой странице зазвучат разные голоса. Заговорят люди, животные, предметы. Но этот писатель не только сочинял сам, он еще и переводил стихи иностранных поэтов на русский язык.

Конечно же, вы правы,это Самуил Яковлевич Маршак.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое он перевел на русский язык из чешской народной поэзии. Откройте учебники на странице 57, прочитайте название этого стихотворения.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Разговор лягушек» (с. 57).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Симпатичный разговор, как вы считаете?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Узнаёте прием, которым пользуется поэт? (Это звукоподражание.)

А похоже это на скороговорку? (Конечно, похоже. Идет звуковая игра.)

3. Чтение по ролям стихотворения «Разговор лягушек».

4. Попытка выразительного и быстрого прочтения этого стихотворения учащимися.

V. Работа со скороговорками (с. 58).

1. Чтение и выполнение задания комментария в учебнике (с. 58).

2. Беседа с учащимися о скороговорках.

Какие еще скороговорки вы знаете?

Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков (это звукопись), которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

Недаром же говорят, что рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку!

3. Игра «Не подведи свой ряд!».

Сейчас я раздам вам карточки со скороговорками (по одной карточке на парту). Время на подготовку - 2 минуты. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого недопустилиошибок при произнесении скороговорок.

Примерные скороговорки, записанные на карточках:

1) Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

2) Краб крабу сделал грабли.

3) Течет речка, печет печка.

4) Рыбу ловил рыболов,

В реку уплыл весь улов.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

6) Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

VI. Чтение и анализ стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик» (с. 58).

1. У ч и т е л ь:

Удалось ли вам произнести скороговорки быстро и без ошибок?

Получайте в награду замечательное стихотворение русского поэта-экспериментатора Велимира Хлебникова «Кузнечик».

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

Да-а… Без консультантов-переводчиков вам не обойтись!

3. Обращение за помощью к консультантам.

Кто же готов нам помочь? (Кот Ученый и Шалтай-Болтай на с. 170 и с. 173, раздел «Совет консультантов».)

Почему не один консультант объясняет все слова, а два консультанта? Разные ли слова объясняют консультанты? Отметил ли кто-нибудь из вас какую-то логику в стихотворении? (Кот - энциклопедист, он объясняет значение жизненных реалий, которые стоят за словом, но совсем не занимается собственно художественным словом. Он объясняет не особые поэтические слова, а слова, которые уже просто не употребляются.

Шалтай-Болтай - ученый-литературовед, специалист по особому, художественному слову. Он объясняет значение слов, сочиненных самим поэтом, то есть новых слов-неологизмов («нео» - новый, «логос» - слово).)

Какие слова вас больше всего заинтересовали?

4. Беседа по содержанию (с. 59).

Подумайте, что это у кузнечика за «золотописьмо тончайших жил»? (Это красивый рисунок из тончайших линий на крыльях кузнечика.)

Как вы понимаете, что кузнечик «крылышкует»? (Это слово вбирает в себя разные оттенки значений, оно указывает на то, где именно нанесен прекрасный рисунок; намекает на воздушность передвижения кузнечика с помощью крылышек.)

Знаете, как называются слова, которые придумывают поэты и дети? (Помощь консультанта Кентавра Хирона на с. 169, раздел «Музей».)

VII. Итог урока.

Интересно ли было каждому из вас сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Вспомнить тексты считалок; подготовиться к прочтению считалок в классе.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихи про лягушек . Большая подборка стихов о лягушках для детей и их родителей.

ЛЯГУШАТА

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все -- герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били -- ать-два!
А теперь мы -- лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете -- красота!

В. Берестов

С базара

Откуда идёшь ты,
Лягушка-квакушка?
-С базара домой,
Дорогая подружка!
- а что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила КВАпусту.
КВАсоль
И КВАртошку.

Милая Квакуша!
Скоро уж рассвет;
Это твои уши
Шлют тебе привет!

Знаешь, мы не спали,
Думали всю ночь;
От тебя решили
Мы уехать прочь.

Ты, Квакуша, грязная
Ходишь по дворам;
Никогда не моешься!
Даже по утрам.

Помнишь, мы просили:
"С мылом нас помой!"
Ты нам что сказала?
"Ну-ка, марш домой!
Я, ква-ква, гуляла
В луже под мостом;
Ква-ква-ква, устала!
Ква-ква-ква, потом!"

Вот теперь мы едем,
Мчимся на моря;
Едем, чтоб помыться,
Честно говоря.

На морях чудесно!
Блошек нет и вшей;
Мы на днях слыхали -
Много там ушей!

Все они сбежали
От грязнуль, нерях;
Плавают, купаются
Утром на морях;

Те места найдём мы -
Обойдём весь свет!
Может быть, вернёмся;
Может быть, и нет.

Будем мы, Квакуша,
Смело вдаль идти;
Жалко, не простились:
С ночи ведь в пути!

Очень уж торопимся -
Едем на моря!
Едем, чтоб помыться,
Честно говоря.

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2010

Трус

Зайку спрашивает ёж:
- Что ты, заинька ревёшь?
- Очень я перепугался,
С диким зверем повстречался,
Он зелёный, пучеглазый,
Не видал таких ни разу.

Е.Чарушин Е.Шумская

Разговор лягушек

Кума,
Ты к нам?
- К вам, к вам
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
- А кого, кого, кума?
-Рака, карпа и сома.
-Как поймаешь, дашь ли нам?
-Как не дать? Конечно, дам!

Лягушата

Дождь-
Как будто
Из ушата!
В луже
Скрылись
Лягушата:
"Здесь
Немного
Подождём,
Чтод не мокнуть
Под дождём..."

Куда спешат головастики

Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним -
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот - без ног,
А тот с ногами,
Кто - налево,
Кто - направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!

Б.Заходер

Ква-ква

Выходим за ворота,
И сразу отчего-то
Пугливые лягушки
Попрятаться спешат.
А где-то есть большое
Зеленое болото,
Где очень много вежливых,
Веселых лягушат.

Где каждый головастик
Кричит прохожим: «Здрасьте!
Простите, извините
И будьте так добры,
Заранее спасибо,
Не скажет ли кто-либо:
Хорошее ли место
Нашли мы для игры?»

Прохожие, конечно,
Теряются сперва,
Потом ногами дрыгнут,
По-лягушачьи прыгнут
И закричат: «Конечно!
Все правильно! Ква-ква!»

Анатолий Мовшович

С базара

Откуда идёшь ты,
Лягушка-квакушка?
-С базара домой,
Дорогая подружка!
- а что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила КВАпусту.
КВАсоль
И КВАртошку.

Лягушонок и мышонок

В траве лягушонок
Увидел мышонка.
-Какой вы чудесный! -
Заквакал он звонко. -

Ну как вы таким
Удивительным стали?
Немало, наверное,
Вы испытали?

Мышонок сказал:
- Я родился весной
И маленький был,
Как орешек лесной.

За лето подрос,
Нагулял себе шёрстку
И на зиму зёрен
Собрал себе горстку.

Вздохнул лягушонок:
-А в жизни моей
Всё было иначе -
Гораздо сложней.

Сначала икринкою
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.

Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом.

Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.

Поймал червяка
Средь высокой травы.
И тут на полянке
Мне встретились вы!

Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.