Стихи о ветре для детей. Конспект занятия ОД в подготовительной группе: Кладовая ветра

Стихи о ветре, а также загадки, пальчиковая гимнастика, веселая зарядка и развивающие задания для детей. Учимся, играя!

Сегодня мы заканчиваем наши игры-беседы о ветре с малышами. Наши дети уже много знают о воздухе и ветре — были и опыты, и сказки, и игры, и и логические задачки. А сегодня – стихи и загадки, и тоже о нем – осеннем ветре.

И только сегодня я вдруг задумалась – а почему именно о ветре мы говорили в последнее время! И поняла, что это очень просто объясняется! Золотая осень прошла, зима еще не наступила, за окном – серость, ветер и дождь. Неуютно и нерадостно. А ведь, оказывается, ветер тоже может быть интересным! Давайте вместе с детьми вспомним детство и поиграем с ветром! И может быть, улыбнемся миру, и поймем, что ветер, даже холодный – это тоже замечательно!

Кладовая ветра. Тимофей Белозеров

Спросите у малыша, что хранится в кладовой (на даче, в деревне, в квартире). Зачем люди делают кладовые? Интересно, а что же хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить, и зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Пусть малыш порассуждает и пофантазирует вместе с Вами.

Поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там… догадайтесь что? Вот что!

Чего ни натаскано в старый овраг!

Хранится в овраге ночной полумрак,

Тугие серёжки — подарок берёзы,

Цветы иван-чая, кукушкины слезы,

Зелёные, жёлтые бусы дождя,

Перо куропатки на шляпе груздя.

Сюда, как на дно сундука, спозаранок

Накиданы ветром холстины тумана,

В ручье, на голубеньком ситце волны,

Мерцает старинная Брошка Луны…

Что же увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы Ваш малыш хотел ветру подарить и положить в его кладовую? И зачем это нужно ветру? Эти вопросы побуждают малыша высказывать свое мнение, а не чужое (ведь здесь нет однозначного ответа!) Односложно «да» или «нет» на вопросы тоже не ответишь, необходимо говорить развернутыми красивыми фразами, а это очень полезно и для развития творческого воображения, и для развития речи детей!

Предложите малышу нарисовать сказочную кладовую ветра, придумать, где она находится, как ее можно изобразить и что в ней будет храниться.

Веселая гимнастика «Непоседа – ветер»

А теперь давайте отдохнем! И сделаем веселую зарядку! Эту гимнастику можно проводить даже с самыми маленькими детишками, побуждая их повторять простейшие слова: «ква-ква-ква», «муууу».

Непоседа-ветер

Знает всё на свете (машем руками над головой).

Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква» (предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать как она)
Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает,как кричит ворона: «Кар-кар-кар». (ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (ребенок показывает рога коровы и мычит муууу)

Как ветер помогает мельнице работать

Спросите ребенка,а есть ли «работа» у ветра? Как он людям, зверям, птицам помогает? (об этом мы уже говорили с малышом – см. статью ) Да, оказывается, у ветра есть очень важная работа – помогать крутиться мельницам, разносить семена растений, мести улицы, доносить запахи и звуки, помогать летать парашюту и воздушному змею и много других важных работ.

Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким

Покажите на картинке ребенку мельницу. Мельницы встречаются во многих сказках и мультфильмах («Круть и Верть», «Разные колеса», «Кот в сапогах» и др.), но не всегда дети знают, зачем они нужны. Объясните, что на мельницах мелют зерно. И из зерна получается мука. Из муки пекут хлеб, пирожки, булочки.

Погляди — в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.


Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»

Сделайте с малышом пальчиковую гимнастику «Ветер и мельница»

Начинаем произносить слова четко, в ритме, и постепенно ускорять ритм. Делаем вращающие движения руками перед грудью: «Мельница, мельница мелет муку, мелет, мелет, мелет, мелет (ускоряем темп). Ветра нет, остановилась мельница. Снова ветер подул, закрутилась мельцица, заработала (делаем движения руками в ритм слов: » мелет, мелет, мелет, мелет»). Ветер сильнее подул. Очень быстро крутим руками под быстрое произнесение слов.

Намололи мы муки (пальчики сжать в кулачки, стучим кулачком одной руки о кулачок другой руки)
Вот — огромные мешки! (руки в стороны – вот какие мешки огромные!)

Из муки, из муки

Напекли мы пирожки! (ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую – «печем пирожки»)

От колоска до хлеба

Если ребенок отказывается от хлеба или недолюбливает его, прочитайте ему за обедом эти строчки:

Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой,

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил,

А ты разок лишь откусил.

Мельник

Спросите малыша, кто работает на мельнице? Мельник! Что он делает? Мелет зерно. Спойте старинную русскую колыбельную про мельника.

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

Красивая колыбельная, правда? И в пении колыбельных незаметно воспитание ребенка шло — вот дружная семья, много детей, и потому и рот смеется, и душа радуется!

Что делает ветер? Где спит ветер?

Мы уже знаем, что у ветра как и у людей есть очень важная работа. А что же он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот одно детское стихотворение о ветре и его любимых занятиях.

Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул. (М. Придворов)

Второе стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет с вертушкой) :

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).

Предложите малышу посмотреть в окно, прислушаться и попробовать угадать, есть ли сегодня на улице ветер.

Как нарисовать ветер? Речевое упражнение

Можно ли нарисовать ветер? Мы уже пробовали передать линией разного настроение ветра в детской сказке – см. А какого же цвета ветер? Предложите малышу спросить у ветра, какого он цвета.

Повторяем вместе с малышом первые две строчки:

Скажи-ка нам, ветер,

Какого ты цвета?

Удивитесь, что ветер не отвечает. Почему? Попробуйте спросить потише – шепотом – еле слышно. Потом громче – еще громче – еще громче — очень громко. Если ребенок сразу же после тихого звука закричит очень громко, то остановите его так: «Ой, испугался ветерок! «Кто это там так страшно кричит?!» — и спрятался». Давай его тихонько позовем – пусть он привыкнет к твоему голосу. А теперь чуть громче и т.д. с увеличением громкости. Такое упражнение учит ребенка регулировать силу голоса от тихой к громкой и наоборот. В конце упражнения скажите: «Вот и услышал ветер наш вопрос и ответил нам» и прочитайте стихотворение голосом ветра.

Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня. (В. Лунин)

Почему ветер может быть разного цвета? (вспомните, что ветер – это перемещение воздуха, а воздух прозрачный и цвета не имеет). Когда ветер снежного цвета? (Зимой, во время вьюги и метели). Когда ветер цвета рассвета? (Утром). А цвета заката? (Вечером). Когда ветер цвета огня? (Например, когда ветерок играет с пламенем костра или с пламенем свечи). Расскажите ребенку, что ветер может быть очень опасным во время пожара, потому что он быстро разносит огонь по лесу. Поэтому во время пожара стараются засыпать огонь, чтобы ветер его не разносил дальше.

Какой бывает ветер? Ветры, бури, ураганы

Спросите ребенка, какое время года наступит после осени? Какой праздник нас ждет зимой? Знает ли он, с кем дружат зимние ветры? Нет? Зимние ветры – это главные помощники нашего любимого … Деда Мороза! Не верите? Тогда послушайте стихотворение!

Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
-Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе:
Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели улетели —
Застонали, засвистели,

Хлопотали до утра —
Всё убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели!

Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.
Захотел проверить сам
По лугам и по лесам:
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы?

— Да,- ответили метели,
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях
Ни листочка на ветвях.

Только ёлочка одна
Да пушистая сосна
Подчиняться не хотят
И зелёные стоят! (Нина Артюхова)

Кто же помощники Деда Мороза? Как называют зимние ветры? (Вьюги, метели) Что они делают, как помогают зиме? Можно инсценировать это стихотворение с ребенком или группой детей, дав в руки малышам свой прозрачный шарф или платок, которым они будут кружить и закрывать землю снегом. Можно дать каждому в руки серебристый новогодний дождик. Вы читаете стихотворение, а дети изображают вьюги и метели. У них это замечательно получается! Они и завывают, и кружатся, и танцуют, и мурлыкают, и получают огромнейшее удовольствие от такой роли Помощника Самого Деда Мороза!!!

Ну а если захочется призвать настоящих помощников Деда Мороза – ветры, бури и ураганы, то тогда нам помогут слова С. Маршака

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

Очень полезно выучить это стихотворение с ребенком и читать его наизусть во время прогулки, помогая зиме поскорее к нам прийти и призывая зимние ветры! Текст стихотворения замечателен тем, что в нем встречаются практически все названия ветра – буря, ветер, ураган, вихрь, вьюга, буран.

Игра «Ветер бывает разный»

В эту игру лучше всего играть с группой детей. Мы будем все вместе изображать ветер. При игре в группе детей даже застенчивые дети забывают про свою застенчивость и раскрепощаются. Но можно играть и взрослому и с одним малышом вместе.

Сначала ветерок чуть-чуть дует (трем одной ладошкой о другую и слушаем этот звук), но вот он усилился (трем сильнее), затрещали деревья (хлопаем по коленям), началась буря (изображаем звуком, вытягивая губы вперед трубочкой, задача – тянуть звук как можно дольше, можно менять высоту звука, громкость по сигналу), поднялся ураган!!! (присоединяем к звуку движения рук – как будто качаются деревья). Ветер стал стихать (снова «шуршим» — трем ладошки друг о друга). Ветер стих (сидим, не шелохнувшись и слушаем ТИШИНУ).

Стихотворение – логическая загадка для детей о ветре.

Предложите ребенку послушать стихотворение о ветре и догадаться, сильный ветер был ночью или слабый.

Ветер дул всю ночь,
Шумели
Ели,
Морщилась вода.
Сосны
Старые
Скрипели,
Ивы
Гнулись
У пруда.
Выло.
Дуло,
Завывало,
А когда пришел
Рассвет,
Ветра
Будто не бывало,
Будто не было<
И нет (С. Козлов)

В ветреную погоду напомните ребенку это стихотворение, послушайте, как завывает ветер, посмотрите как гнутся деревья. Спросите малыша, как называется такая погода (ветреная). А как называется погода, когда идет дождь (дождливая). А когда светит солнце? (солнечная).

Ветрено,
Ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Берёзовый,
Жёлтый лист и розовый,
Красный
Разноцветный,
Старый лист газетный…
Солнечно,
Ведренно…
<Ветрено,
<Ветрено! (И. Токмакова)

Загадки о ветре для детей

Загадайте малышу одну из загадок о ветре. Не подсказывайте ответ. Лучше помогать наводящими вопросами (Кто и что умеет летать? О чем еще говорится в загадке?)

Для малышей 3-4 лет подходят загадки с однозначным ответом в стихах. Для детей 5-6 лет – загадки-метафоры, в которых ветер сравнивается с человеком («рукавами махнул – деревья нагнул»)

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?

Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Неизвестно где живет.
Налетит — деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.

Летает часто он кругом,
Деревьев много поломал,
Но никто, нигде и никогда
Его не видел, не держал.

Не зверь, а воет.

Крыльев нет, везде летает

Рукавами махнул - деревья нагнул.

А в конце наших игр с ветром я хочу подарить всем читателям «Родной тропинки» колыбельную. Не простую – а… ветровую! Почему «ветровую»? Потому что автор этой колыбельной – Ветер!

Колыбельная ветровая. С.М. Городецкий

Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю,
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай.<
У меня на чистом поле
Алы цветики не спят.
У меня на синем небе
Звёзды ясные блестят.
Ждут, когда к ним прилечу я,
«Спите тихо» им скажу.
Улетать-то не хочу я,
В эти оченьки гляжу
Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю.
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай!

Надеюсь, Вам понравилось наше знакомство с ветром – и игры, и логические задачки, и сказки, и опыты, и стихи! Пишите, о чем бы Вы еще хотели узнать на «Родной тропинке»! Всегда рада Вашим комментариям, вопросам и пожеланиям!

Конспект НОД в ДОУ для детей 6-7 лет "Кладовая ветра".

Образовательная область -познавательное развитие.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Кладовая ветра».

Цель: ознакомление детей с образованием ветра.
Обучающие задачи: изучить свойства ветра, используя стихотворные тексты; объяснить детям, откуда берется ветер, используя игры, опыты, речевые упражнения, сказки, задания; использовать прием ТРИЗ (ветер- это хорошо или плохо).Познакомить с его свойствами. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи: выполнять правила игры.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; таз с водой, бумажные кораблики; веер, свеча, змейка (круг, разрезанный по спирали и подвешенный на нить).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о ветре, познакомимся с ним поближе и поймем, что ветер, даже холодный, это тоже замечательно.
Скажите, а у вас на даче, дома, в квартире есть кладовая? Зачем людям нужна кладовая? (Там хранятся старые вещи, туда кладут летом зимние вещи, а зимой летние, там хранятся запасы на зиму, которые делают бабушка и мама.)
Воспитатель. Интересно, а что хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить? Зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Давайте порассуждаем, пофантазируем вместе с вами. Вот однажды поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там…догадайтесь, что? А вот что.
(На экране мультимедийного оборудования изображение оврага.)
Чего не натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие сережки- подарок березы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зеленые, желтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны
Мерцает старинная брошка луны…
Воспитатель. Что увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы вы хотели подарить ветру и положить в его кладовую? (Дети рассуждают, фантазируют.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем, откуда берется ветер. Я вам предлагаю поиграть с корабликами.
Опыт-игра « Кораблики».
(Воспитатель вносит в группу таз с водой и предварительно сделанные вместе с детьми бумажные кораблики.) Подходите поближе и опустите свои кораблики на воду и подуйте на них.
Воспитатель. Почему кораблики поплыли? (Их толкает ветерок.) Откуда взялся ветерок? (Это мы выдохнули воздух.)
(Воспитатель предлагает устроить соревнования для корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (таз лучше брать квадратной формы.) Кораблики для этой игры можно сделать и из скорлупы грецкого ореха с парусом на полочке-зубочистке, прикрепленной пластилином.)
Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С.Пушкин)
Воспитатель. Молодцы, очень хорошо поиграли с корабликами. А сейчас нас ждет следующий эксперимент.
Опыт - игра «Веер».
Воспитатель. Я предлагаю вам сделать веер из полосок бумаги. Возьмите каждый у себя на столе бумажный лист и сложите «гармошкой». Вот так получился у вас веер. А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель. Что вы чувствовали? Для чего нужен веер? (В жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам.)
Воспитатель. Помашите каждый своим веером над тазом с водой. Что происходит в тазу с водой? Откуда взялись волны? (От ветра.)
Загадка про веер.
Дует ветер - я не дую,

Дует он – не дую я.
Но тогда, когда я дую,
Дует ветер на меня.
(Веер)
Воспитатель. Молодцы и нас с вами ждет следующий этап.
Опыт-игра «Откуда берется ветер?»
(Воспитатель приносит свечу и змейку. Змейку сделать очень просто: берется круг из тонкой бумаги и разрезается по спирали, затем получившуюся заготовку подвешивает на нить. Зажигает свечу и предлагает детям подуть на нее.)
Воспитатель. Почему отклонилось пламя? (Дует ветер.)
(Воспитатель помещает змейку над пламенем свечи.)
Воспитатель. Что происходит со змейкой? (Она начинает вращаться.) Почему она вращается? (Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.)
Почему же ветер дует в разные стороны? (Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается ветер в природе.)
Вывод: ветер - это движение воздуха. Теплый движется вверх, а холодный вниз, и они стремятся поменяться местами.
Воспитатель. А теперь внимательно послушайте рассуждение, или познавательный рассказ для детей о ветре великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Отчего бывает ветер (рассуждение)».
Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится.
Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же мы откроем дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.
Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, -тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом –теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Воспитатель. Вот так знакомили детей с ветром в 19 веке. А вы знаете, ребята, что ветер умеет работать! Оказывается, ветер-работяга: он помогает кружиться мельницам, разносит семена растений, метет улицы, доносит до нас запахи, звуки, помогает летать парашюту, воздушному змею…
Ветер, ветерок, ветрище…
Ты чего по свету рыщещь?
Лучше улицы мети,
Или мельницы круги!
Погляди – в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
(Я.Аким)
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница».
Мельница, мельница, Дети четко произносят слова, постепенно ускоряя ритм.
Мелет муку, мелет, Дети делают вращательные движения руками перед грудью.
Мелет, мелет, мелет…
Ветра нет- остановилась мельница.
Снова ветер подул-закружилась мельница. Очень быстро крутим руками под быстрое произношение слов.
Мелет, мелет, мелет… Пальцы сжаты в кулак, стучим кулачками.
Ветер сильнее подул.
Намололи мы муки Руки в стороны - вот какие мешки огромные!
Вот огромные мешки!
Из муки, из муки. Ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую- печем
Напекли мы пирожки! «пирожки».
Воспитатель. Мы знаем, что у ветра, как у людей, есть важная работа. А что он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот послушайте стихотворение о ветре и его любимых занятиях.
Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчесывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Все отметил, все учел,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчел.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошел волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами,
Повозился и уснул.
(М.Придворов)
Воспитатель. А еще одно стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его. (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет вертушкой.)
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Все я видел. Только ветер
Меня, видно, не заметил.
(Г.Лагдзынь)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть в словесную игру «Подбери словечко». (Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают.)
- Что может ветер? (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)
Ребята, ветер многое умеет делать. Может ли он навредить человеку? (Да, разрушает дома, ломает деревья, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.)
- Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы.)

Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить.

Она правдива, потому что поэт искренен.

Она проста, но это кажущаяся простота - за ней большая работа.

Прочти эту книжку! Ты будешь рад...

/Елена Благинина/

Утро
Пролилась на перышки синице
Зябкая ночная синева...
Из лощины вытекла лисица,
Забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока
Хвост, как ручку от сковороды.
В темноте, на дно травы глубокой,
Ухнули лосиные следы.

Задрожал осинник хлопотливый,
Вышли козы, ягель теребя...
И синица гордой и счастливой
На вершине Чувствует Себя.

Лето
Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова...
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!

В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков...

На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.

Лето, лето...

С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки Выходят Острова!

Лесная сказка
Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...

В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану
Вернусь
И в травах
Утону...

Тропинка
Соскользнула с насыпи тропинка
И, у светофора за спиной,
По лесам, пригоркам и ложбинкам
Вьётся в травах порванной струной
У крыльца, у твоего порога,
За оградой в поле и в степи,
Ты услышишь, как поёт дорога,
Только на тропинку
Наступи.

Безымянная речка
На речке-невеличке
Мне весело всегда.
Течёт, течёт водичка,
Сверкает, как слюда.
Звенит струёй студёной.
В овражке под горой,
В густой траве зелёной
Укрылась с головой...
Пускай мала речонка,
Но у неё дела:
Она для пастушонка
Прохладу принесла,
Синицу искупала,
На влажном берегу
Немного поиграла
С ромашкой на бегу.
А в жарком поле дальнем,
Откинув ржавый лист,
Её воды хрустальной
Напился тракторист.
Речушка вьёт колечки,
На камушках дрожит...
Она в большую речку
За именем Бежит!

В поле
Ветры клонят медуницу
Спелой озимью горчат...
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок,
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди - овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади - железный топот
И людские Голоса...

Вечером
Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я коня нахожу.
В чёрном ворохе туч,
На сердитом ветру,
Вместе с буркой
Я молнию-шашку беру.
И уже страшновато
И радостно мне
Мчаться в красный закат
На лихом Скакуне!

На горе
На горе - берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом лишь чуть трава поплоше
Солнце бьёт по розовым щекам.

В ночном
Синий лес во мраке тонет,
Засыпает до утра.
Дремлют спутанные кони
В дыме нашего костра,
В углях тлеют головешки,
Гаснут бабочки в огне.
Из золы бочок картошки
Прямо в руки
Метит мне.

Летний полдень
Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
За оградой
Пыльной полог
Прогибают ветерки,
Воздух мягкий,
Словно щёлок,
Наплывает
От реки...

Тем, кто болен дорогой
Вы таскали шишки из костра
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб, А вот моя рука.

Сосна
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.

На отмели
Домик в три окошка,
Прясло, огород.
Старицу дорожка
Переходит Вброд.
Там, Среди приволья
У реки Исеть,
Светится на кольях
Седенькая сеть.
Бакен полосатый
Сохнет на песке,
Босые ребята
Ластятся к реке.
В шубе длиннополой
Бакенщик Федот,
Слушая "Спидолу",
Чинит Перемёт...

Другу-читателю
Если я
Писать стихи
Для тебя устану,
То подамся в пастухи
В Русскую Поляну .
Выйду поутру с рожком,
Заломлю папаху,
Опояшу ремешком
Белую рубаху.
Уроню на лебеду
Кнутика шелковье,
Заиграю на ходу
Что-нибудь Коровье.
И пробудится народ,
И начнёт зариться,
И телята у ворот
Навострят Копытца.

Тополек-парашютист
- До свиданья, листва, и покой, и уют,
И надёжная крыша от гроз!
По зелёной подвеске скользнув, парашют
Тополиное семя унёс. -
Пусть минует тебя неудача-напасть!
Зашумело в горячей листве: -
Поднимись в синеву, чтоб на землю упасть,
Чтоб годами шуметь
В синеве!

Находка
Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной.
В солнечных веснушках,
В красном пояске,
Он сиял, искрился
На речном песке.
От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи в реку - плюх!..

Дождь
Дождь идёт по городу вразвалку
Шумный и высокий,
Как верста!
Залил синим светофор-мигалку,
Смыл зевак с чугунного моста.
Разогнал торговок на базарах
Выстрелом из огненной пращи,
На прохожих, молодых и старых,
Разукрасил бисером плащи.
В закоулках сумрачного парка
Растолкал седые тополя,
А потом под радужную арку
Зашагал Окраиной В поля!

На даче
Приехал я на дачу,
Живу среди берёз.
Хочу - сижу рыбачу,
Хочу - ловлю стрекоз.
На солнечной опушке,
В ладонях гамака,
Сочувствую кукушке,
Смотрю на облака.
Другим - учить уроки,
А я в березняке
Под болтовню сороки
Качаюсь
В гамаке!

Кладовая ветра
Чего ни натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие серёжки - подарок берёзы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зелёные, жёлтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны,
Мерцает старинная
Брошка
Луны...

Тучка
Лежит на нёбе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить.

Она правдива, потому что поэт искренен.

Она проста, но это кажущаяся простота - за ней большая работа.

Прочти эту книжку! Ты будешь рад...

/Елена Благинина/


Пролилась на перышки синице
Зябкая ночная синева...
Из лощины вытекла лисица,
Забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока
Хвост, как ручку от сковороды.
В темноте, на дно травы глубокой,
Ухнули лосиные следы.

Задрожал осинник хлопотливый,
Вышли козы, ягель теребя...
И синица гордой и счастливой
На вершине Чувствует Себя.


Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова...
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!

В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков...

На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.

Лето, лето...

С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки Выходят Острова!


Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...

В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану
Вернусь
И в травах
Утону...


Соскользнула с насыпи тропинка
И, у светофора за спиной,
По лесам, пригоркам и ложбинкам
Вьётся в травах порванной струной
У крыльца, у твоего порога,
За оградой в поле и в степи,
Ты услышишь, как поёт дорога,
Только на тропинку
Наступи.

На речке-невеличке
Мне весело всегда.
Течёт, течёт водичка,
Сверкает, как слюда.
Звенит струёй студёной.
В овражке под горой,
В густой траве зелёной
Укрылась с головой...
Пускай мала речонка,
Но у неё дела:
Она для пастушонка
Прохладу принесла,
Синицу искупала,
На влажном берегу
Немного поиграла
С ромашкой на бегу.
А в жарком поле дальнем,
Откинув ржавый лист,
Её воды хрустальной
Напился тракторист.
Речушка вьёт колечки,
На камушках дрожит...
Она в большую речку
За именем Бежит!

Ветры клонят медуницу
Спелой озимью горчат...
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок,
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди - овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади - железный топот
И людские Голоса...

Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я коня нахожу.
В чёрном ворохе туч,
На сердитом ветру,
Вместе с буркой
Я молнию-шашку беру.
И уже страшновато
И радостно мне
Мчаться в красный закат
На лихом Скакуне!

На горе - берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом лишь чуть трава поплоше
Солнце бьёт по розовым щекам.

Синий лес во мраке тонет,
Засыпает до утра.
Дремлют спутанные кони
В дыме нашего костра,
В углях тлеют головешки,
Гаснут бабочки в огне.
Из золы бочок картошки
Прямо в руки
Метит мне.

Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
За оградой
Пыльной полог
Прогибают ветерки,
Воздух мягкий,
Словно щёлок,
Наплывает
От реки...

Вы таскали шишки из костра
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб, А вот моя рука.

Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.

Домик в три окошка,
Прясло, огород.
Старицу дорожка
Переходит Вброд.
Там, Среди приволья
У реки Исеть,
Светится на кольях
Седенькая сеть.
Бакен полосатый
Сохнет на песке,
Босые ребята
Ластятся к реке.
В шубе длиннополой
Бакенщик Федот,
Слушая «Спидолу»,
Чинит Перемёт...

Если я
Писать стихи
Для тебя устану,
То подамся в пастухи
В Русскую Поляну.
Выйду поутру с рожком,
Заломлю папаху,
Опояшу ремешком
Белую рубаху.
Уроню на лебеду
Кнутика шелковье,
Заиграю на ходу
Что-нибудь Коровье.
И пробудится народ,
И начнёт зариться,
И телята у ворот
Навострят Копытца.

- До свиданья, листва, и покой, и уют,
И надёжная крыша от гроз!
По зелёной подвеске скользнув, парашют
Тополиное семя унёс. -
Пусть минует тебя неудача-напасть!
Зашумело в горячей листве: -
Поднимись в синеву, чтоб на землю упасть,
Чтоб годами шуметь
В синеве!

Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной.
В солнечных веснушках,
В красном пояске,
Он сиял, искрился
На речном песке.
От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи в реку - плюх!..

Дождь идёт по городу вразвалку

Мир приключений №7: Сборник фантастических и приключенческих повестей и рассказов / Москва: Детская литература, 1962. СОДЕРЖАНИЕ: А. Казанцев. Внуки Марса. Рисунки Г.Макарова……3. Г. Голубев. По следам ветра. Рисунки Е.Мешкова……81. Е. Рысс. Остров Колдун. Рисунки М.Хабленко……131. О. Бердник. Пути титанов. Рисунок О.Коровина……205. С. Гансовский. Хозяин бухты. Рисунок И.Прагера……253. А. Кулешов. Сплетенные кольца. Рисунок Л.Дурасова……264. Ю. Давыдов. Забытые путешественники. Рисунок Ю.Ракутина……285. Н. Коротеев. По ту сторону костра. Рисунок Л.Дурасова……301.…

Чукотская сага Юрий Рытхэу

Впервые этот сборник был выпущен в 1953 году и назывался «Люди нашего берега». В его состав вошли рассказы: «Окошко», «Люди с того берега», «Тэгрынэ летит в Хабаровск», «Анатолий и Инрын» (новое название «Товарищ»), «Трубка мира», «Старый Мэмыль смеётся последним», «На шхуне «Мэри Сайм»», «Новогодняя ночь» (новое название «Рождественская ночь»), «Судьба человека», «Соседи на десять суток». В этот сборник включены новые рассказы: «Двадцать банок сгущёнки», «Пять писем Вали Крамаренковой», «Последняя яранга», «Песня о двух ветрах». Рисунки Т. Толстой

Бегущий за ветром Халед Хоссейни

Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора – живым классиком. «Бегущий за ветром» – проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно. Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого –…

Семя ветра Александр Зорич

После того, как в страшной междоусобной резне был полностью уничтожен Дом Конгетларов, виртуозных наемных убийц и непобедимых воинов, последний боец павшего Дома Герфегест укрылся в горном святилище, чтобы охранять родовой магический артефакт – Семя Ветра. Однако и здесь ему не удается найти покоя. Маги Круга Земель пытаются завладеть Семенем Ветра для великой войны, в которой может не оказаться победителей. Герфегест Конгетлар попадает в круговорот кровопролитных интриг, в которых один за другим рушатся гордые Дома Синего Алустрала...

Демон ветра Роман Глушков

Суровы и беспощадны законы Святой Европы, где уже несколько веков после глобального катаклизма, сокрушившего современную цивилизацию, властвуют всемогущие Пророки при поддержке Ордена Инквизиции. Для Божественных Судей – инквизиторов – не существует неприкасаемых. Однако им бросает вызов Демон ветра – неуловимый воин Сото Мара. Для него также не существует неприкасаемых, поскольку единственные законы, какие он соблюдает, – это законы воинской чести своих предков.

Ветры империи Сергей Иванов

Трилогия Сергея Иванова – это причудливый мир, где мотивы классической фэнтези и приключенческой фантастики переплелись настолько тесно, что разделить их практически невозможно. Огнем и мечом проходит война по землям Империи – но еще страшнее веют над Империей странные ветры. Ветры магии. Ветры опасности. Ветры Судьбы. Ибо древнее проклятие наложено. Прошлое начинает месть Будущему. Железный зверь вырывается на волю. Сквозь опасности и погибель бредут по землям Империи – воители Эрик и могучий Горн, женщина-богиня и император, утративший…

Говорящий с ветром Урсула Цейч

«Говорящий с ветром» - роман, который открывает трилогию о Шейканах книжной серии SpellForce, написанной по мотивам одной из самых популярных фэнтези-стратегий в истории компьютерных игр и впервые издающейся на русском языке. Главный герой Горен во что бы то ни стало должен противостоять злу! Поклявшийся отомстить собственному отцу за убийство матери, он уже ни за что не свернет с этого пути. Шейканы - необыкновенный народ воителей, их воинское мастерство непревзойденно, перед ними трепещут все остальные народы. Их происхождение связано с древним…

Воины ветра Дмитрий Янковский

Несправедливо осужденный трибуналом Воин Ветра, офицер воздушного флота Российской империи Егор Сморода поставлен перед выбором: сгнить на каторге или присоединиться к членам загадочного Института прикладной Экзофизики, которые при помощи невероятного оружия очищают город от вампиров, демонов, оборотней и другой агрессивной нежити. Однако после того как Сморода вступает в подпольную организацию «охотников за привидениями», выясняется, что ставки в этой игре гораздо более высокие, чем ему казалось вначале. Впрочем, беглому каторжнику уже…

Баллада о встречном ветре (сборник) Виталий Пищенко

Пищенко В. Баллада о встречном ветре: Фантастические повести и рассказы. / Худож. С. Астраханцев. М.: Молодая гвардия, 1989. - (Библиотека советской фантастики). - 270 стр., 1р. 30к., 100 000 экз. - подписано к печати 03.04.89 г. В книге сибирского прозаика Виталия Пищенко представлены разноплановые произведения: здесь и приключенческая фантастика, и попытка приоткрыть внутренний мир космолетчика будущего, и юморески. В книгу вошли рассказы «Миров двух между…», «Баллада о встречном ветре», «Колобок», «Взятка».

Дорога ветров Тэд Уильямс

Роман "Дорога ветров" продолжает культовую эпопею Тэда Уильямса "Орден Манускрипта", имевшую грандиозный успех и вызвавшую массу подражаний. Ее по праву ставят в один ряд с "Властелином колец" Дж.Р. Толкина и называют "Войной и миром" в жанре фэнтези. Новые испытания выпали на долю Саймона. Верный данному слову, он снова отправляется в путь, сопровождая принцессу в полном опасностей путешествии через разоренный войной Светлый Ард. Судьба не балует героев, но их спасает вера в то, что уже совсем скоро счастье переменится и совершится новый поворот…

Ниал из Земли Ветра Личия Троиси

Несчастье грозит всплывшему миру. Страна за страной попадают под иго Тирана и его армии монстров. Только одна девочка способна предотвратить гибель мира: Ниал, Всадница Драконов из Страны Ветра. Ниал - особенная. Наверное, нет никого более, кто мог бы уподобиться ей: большие фиолетовые глаза, острые уши и синие волосы. Ее воспитал воин, живущий в Стране Ветра в Городе Башен. Она играла со своими друзьями, те даже выбрали ее своей предводительницей за силу и ловкость. Детство Ниал прошло беззаботно, только ее странные мысли бросали тень на нее. Почему…