Статьи про стресс известных психологов. Стресс в психологии: определение, признаки, лечение

СТРЕСС (в психологии)

(англ. stress ) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома . С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "СТРЕСС (в психологии)" в других словарях:

    СТРЕСС - в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

    Стресс-анализ - современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… … Википедия

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    Стресс (от англ. stress ‒ давление, нажим, напряжение), 1) в технике ‒ внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине ‒ состояние психического напряжения, возникающее у человека при… …

    Всякое событие, которое требует от человека тех или иных приспособительных реакций физиологических, мыслительных, эмоциональных или поведенческих. Поэтому, невозможно (и нежелательно) пытаться полностью избегать стресса. Он неизбежный спутник тех …

    Стресс - I (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) в технике внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) общее внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его изменение; 2) в психологии, физиологии, медицине, биологии состояние напряжения (прежде всего, психического), возникающее у человека при… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Зарубежный опыт психологического сопровождения сотрудников служб, в т.ч. полицейских, которым по роду их деятельности приходится принимать участие в локализации последствий экстремальных ситуаций, убедительно доказывает, что своевременные… … Энциклопедия современной юридической психологии

    СТРЕСС - стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии… … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Стресс (в технике, в психологии) - … Википедия

Книги

  • Стресс выгорание совладание в современном контексте , Журавлев А., Сергиенко Е. (ред.). Коллективная монография «Стресс, выгорание и совладание в современном контексте» посвящена фундаментальному изучению актуальных проблем современного общества, стрессовая напряженность…
1

1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР-СЭ, 2006. - 528 с.

3. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2006.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.

8. Овчинников Б.В. Профессиональный стресс и здоровье// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, - стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний - именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно - сосудистые заболевания.

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).

В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование». Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику. Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.

В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога. В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс-менеджмента.

Библиографическая ссылка

Куликова Т.И. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 180-181;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10331 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока - мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс . При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции . Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико - от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии . Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера . Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая - парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 - 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония (50/80 - 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью (± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки и условно-рефлекторной регуляции . Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности , однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий . В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

Литература:

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН. 1997. - 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. - 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» - St.Petersburg, 1999. - P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции и нейро-лингвистического программирования , которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы . В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье . Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 - 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение - “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения , данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене . Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности . Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз - ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия .

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р<0.01); артериального систолического давления с 124.2±2.1 до 116.2±2.3 мм рт. ст. (р<0.01); индекса напряжения регуляторных систем по Баевскому с 281.9±35.2 до 148.9±15.6 условных единиц (р<0.001). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам “АТ-1” позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Средний уровень ситуативной тревожности в этой группе студентов, измеренный по методике Спилбергера , уменьшился с 55.4±2.1 до 43.1±2.0 баллов (р<0.001).

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. - Воронеж, 1994. - С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. - 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1973. - 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. - №5. - С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. - Алма-Ата, 1970. - 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. - №6. - С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. - №5. - С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. - Kansas City: Outcome Publ., 1987. - 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» - St.Petersburg, 1999. - P.154-155.

Стресс в переводе с английского языка означает «напряжение», «давление». Термин вошел в научный мир благодаря канадскому врачу и ученому Гансу Селье. Сегодня это слово знакомо каждому, им обозначают любое тревожное событие, сильное переживание и волнительные эмоции. Как определяют понятие стресса в психологии?

В психологической науке существует несколько теорий изучения стрессового фактора, исходя из этого понимания, строится коррекция и методы преодоления.

Канадский ученый объяснял стресс как природную защитную реакцию. Он проводил различные опыты, в которых доказывал, что любая сложная ситуация заставляет человека приспосабливаться.

Травмирующее событие вызывает сильные переживания, у людей они выражены по-разному. Любые критические ситуации требуют для человека повышать порог приспособляемости, Селье называл это «адаптационным синдромом».

Состояние протекает в трех стадиях. Как реагирует человек в ситуации нервного напряжения по Гансу Селье?

  • Первая стадия. Испуг, страх, сильное напряжение организма. У человека начинают работать в усиленном режиме все ресурсы, сгущается кровь, увеличивается печень, повышается частота сердцебиения, дыхание становится частым, процесс пищеварения затормаживается.
  • Вторая стадия. Организм начинает борьбу со стрессовым давлением , если человек сумел благополучно выйти из критической ситуации, то организм справляется с влиянием стрессового фактора.
  • Третья стадия . Если не удается разрешить проблему и выйти из-под влияния напряженного воздействия, то начинается процесс снижения адаптации. Организм подвергается различным заболеваниям, силы на исходе, состояние у человека критическое.

Стресс в психологии Ганса Селье – это неразрывная взаимосвязь адаптации и давления любого критического фактора. Напряжение возникает, когда организму необходимо найти способы приспособления к новым обстоятельствам.

Теория стресса Павлова

Отечественный ученый И. П. Павлов разработал взаимосвязь работы нервной системы в ситуации сильной нагрузки.

Согласно теории Павлова человек под воздействием сильного эмоционального напряжения впадает в одну из двух стадий:

  1. Апатия, заторможенность . У человека снижается активность, нарушена рефлекторная деятельность.
  2. Гиперактивность . Человек возбужден, беспокоен, крайне деятелен.

Обе стадии считаются вредными для организма. На этом понятии стресса в психологии строятся многие современные исследования.

Концепция стресса Лазаруса

Если Селье выделял в своей теории в основном биологические аспекты влияния на индивида , то с развитием психологической науки ученые стали разделять стресс на физиологический и эмоциональный вид. Основоположником теории стал Р. Лазарус.

К физическим раздражителям относят:

  • погодные условия, воздействие климатических условий;
  • болевые ощущения, травмы;
  • стресс, связанный с какой-либо болезнью;
  • физические неудобства.

Что же относят к психологическим стрессовым раздражителям?

  1. Различные мелкие бытовые неурядицы , ссоры на работе, хамство, попадание в пробку.
  2. Стресс от постоянных конфликтов , скандалов с близкими людьми.
  3. Неприятное общение , травля со стороны коллектива, обиды на друзей, родственников.
  4. Проблемы на работе , безработица, монотонная, скучная деятельность, денежные проблемы.
  5. Завышенные ожидания , желание несбыточных вещей, невозможность их получения.
  6. Развод , смерть супруга, поступление в учебное заведение, экзамены и многое другое.

Психологическое напряжение оказывает на человека разрушительное воздействие, подрывается его здоровье, ухудшается самооценка и общее эмоциональное состояние. Эмоциональное давление, связанное со стрессом, в психологической науке носит название неудовлетворение социальных нужд.

Современное понятие стресса и его последствия

Сегодня стресс понимают, как защитную реакцию на какое-либо событие извне. Изучением стрессовых событий занимается психология здоровья, поведенческая медицина.

Ученые рассматривают влияние различных ситуаций на человека, последствия эмоциональных потрясений. Исходя из полученных данных, разрабатывается технология преодоления стресса, психология каждый год водит новые методики для восстановления организма.

Чем опасен стресс для человека? Выделяют следующие опасные последствия:

  • депрессия , вспыльчивость, раздражительность;
  • снижение концентрации внимания , забывчивость;
  • проблемы с засыпанием , бессонница, поверхностный, недолгий сон;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное поглощение пищи на фоне переживаний;
  • апатия , безразличие к ярким событиям в жизни.

Сильный стресс подрывает здоровье, некоторые заболевания напрямую связывают с напряжением, которое не удается снять. В травмирующей ситуации могут возникнуть проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечной деятельностью, нарушение работы эндокринной системы. В запущенных случаях нередки инфаркты, гипертония, хронический колит, повышение давления.

Методы коррекции стресса

Сегодня стресс в психологии изучается для сведения к минимуму негативных факторов, неблагоприятно влияющих на состояние человека. Если рассматривать психологию стресса и методы коррекции, то для самостоятельно изучения будет полезна книга Ю.В. Щербатых. Она носит название «Психология стресса и методы коррекции ».

Рассмотрим основные способы коррекции стрессового давления:

  • когнитивный метод;
  • музыкотерапия;
  • релаксация;
  • личностно-ориентированный метод.

В когнитивной психологии преодоление стресса рассматривается через перемену понимания окружающего мира и себя в нем. Акцент делается на познавательных особенностях человека и его психике. Метод позволяет обучиться новым способам мышления, выстроить более оптимистичную картину мира.

  • Музыкотерапия – новейший способ коррекции напряжения. Метод входит в структуру арт-терапии (лечение искусством). Использование музыкотерапии позволяет скорректировать эмоциональное состояние, снизить тревогу и улучшить общее настроение. Для музыкотерапии важно верно подобрать для человека музыкальные композиции.
  • Релаксация позволяет снять мышечное напряжение, возникшее в результате влияния стрессового фактора. После обучения техники можно восстановить организм, привести себя в норму при эмоциональном напряжении из внешнего мира.
  • Личностно-ориентированный метод позволяет корректировать проблемы в индивидуальном порядке. Но в методе также присутствует групповая и семейная терапия. В коррекции используются такие приемы психологии, как внушение и убеждение.

Стресс в психологии – это процесс для множества исследований. Термин включает различные концептуальные подходы. Для преодоления последствий стресса используют различные методики, многие техники учат человека грамотно вести себя в сложных ситуациях, новые технологии расширяют границы, наука разрабатывает все более совершенствованные способы коррекции.