Старый парк в селе чобручи.

На левом берегу Днестра, вблизи города Слободзия, раскинулось большое село Чобурчиу (Чобручи). Некогда в нем проживали до 12 тыс. человек, однако в наше время число жителей не превышает 9 тысяч. Официальной датой основания села принято считать 1753 год. Однако задолго до этой даты на этом месте жили люди, и само это место было известно еще до начала нашей эры. По преданию, еще в VI столетии до н.э. именно здесь переправлял свои войска через Днестр персидский царь Дарий I. Единого мнения у историков относительно окончательной даты зарождения села нет, однако все подчеркивают исключительное географическое расположение села как места удобной переправы. И здесь же Днестр образует рукав, Турунчук, в который отдает около 60% своей воды. Но об этом вы прочтете в одной из наших публикаций.

Селу Чобручи посвящено множество научных трудов, самым полным из которых является монография венгерского академика Шандора Сатмари «Чобурчиу». Одна из самых вероятных версий основания поселения гласит, что несколько семей из правобережного села Чобурчиу Штефан-Водского района бежали через Днестр от турецких завоевателей и основали село-дублер на левом берегу. Однако в данной публикации мы не будем более останавливаться на истории села, а расскажем вам об одной из его уникальных достопримечательностей.

В 1958 году 39-летний скульптор Дмитрий Кириллович Родин, родом из Пензенской области России, обосновавшийся здесь вскоре после окончания войны, стал инициатором и вдохновителем создания в селе необычного парка. Идея этого парка пришла к нему после того как он увидел старую Троицкую икону кисти Андрея Рублева, имеющую сложную символику. И Дмитрий Родин начал экспериментировать во дворе собственного дома. Здесь появился небольшой пруд, беседка, мостик, были высажены разные деревья и кустарники, заработал фонтан. И пока подрастали деревья в молодом парке в центре села, который с энтузиазмом разбивали жители села, скульптор вынашивал свои идеи. К их реализации он приступил в начале 70-х годов и трудился неустанно до начала 80-х. В результате, парк преобразился, в нем появилось несколько прудов с бетонным основанием, протоки, мостики, была построена ротонда, лебединый дворец, где жили несколько пар лебедей, днем плавая среди кувшинок на водной глади. Появились живописные валуны, был насыпан большой холм в центре парка и на нем возведена скала. И главное – парк наполнился скульптурами. А еще возник сначала один, затем и второй грот, который, правда, художник не успел достроить.

Скульптура «Аурика» в «Солнечном гроте»

Сразу скажем о главном и необычном. Все гроты и скульптуры сделаны не из камня, на который просто не было денег. Все сделано, точнее, вылито из бетона. И большинство валунов в парке тоже бетонные, кроме нескольких, которые художник привез из Гоянского карьера, заинтересовавшись их необычной формой. Художник лепил скульптуру в глине, затем делалась форма, в которую заливалась бетонная масса. Потом начиналась отделка поверхности бетона для того чтобы придать ему вид камня. Об этом мы узнали от дочки художника, которая до сих пор проживает в селе. Не зная этого факта, было бы трудно поверить, что это не камень, а бетон.

Но парк интересен не только этим. Вся его концепция построена на сложной символике единения основных стихий природы – воды, земли (камня), света (огня), объединенных негасимым духом искусства. Очень большое значение имела вода прудов и фонтанов, в которых отражались все эти скалы и скульптуры. Так, например, «Скала раздумий», выполненная в виде одного крыла, отражаясь в воде, образовывала фигуру летящего журавля. Но не меньшую роль играл и свет. В «Солнечном гроте», с расположенной в нем скульптурой девушки, Аурики, сквозь два отверстия пробивается солнечный свет, подсвечивая и словно оживляя изваяние. А в недостроенном «Радужном гроте» через отверстие в крыше в определенное время дня солнечные лучи, падая под рассчитанным углом, должны были создавать радугу в куполообразном фонтане над центральным отверстием в потолке.

Мы не упомянули о размерах парка. Он совсем невелик, всего 4 гектаров, но настолько интересен, разнообразен, так по-разному выглядит с разных точек обзора, что бродить по нему можно целый день и так и не разгадать все его секреты. Например, обойти вниманием автопортрет скульптора на скале на вершине холма в центре парка. Вы увидите его на двух наших фотографиях. При жизни автора парка он был покрыт сверху слоем легкого бетона, но согласно завещанию Дмитрия Родина после его смерти этот слой был снят. Произошло это в 2000 году, одновременно с присвоением парку имени Д.К. Родина и установкой стелы с табличкой. А еще под верхним слоем одного из валунов сохранился отпечаток руки художника.

Упомянем и о мемориале погибшим во время Второй мировой войны, который расположился при входе в парк со стороны Дома культуры. В его центре возвышается красивая скульптура матери с сыном работы знаменитого молдавского скульптора, родом из Фэлешт, Лазаря Дубиновского.

Бассейн с фонтанами и скульптура «Жажда» или «Коленопреклоненная»

Итак, на протяжении почти 10 лет Дмитрий Родин трудился над тем, чтобы парк обрел свое лицо, наполнился особым и даже таинственным смыслом. К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

В последующие десятилетия парк запустел, исчезли лебеди, пересохли пруды, замолкли фонтаны, поэтому в полной мере оценить красоту и своеобразие этого парка не получается. Справедливости ради скажем, что за парком все же ухаживают, чистят от мусора, занимаются очисткой деревьев, чему мы сами были свидетелями. Но появилась надежда, что в ближайшее время парк начнут восстанавливать, что вновь наполнятся пруды и протоки, забьют фонтаны, а может быть, и плавно заскользят по водной глади красавцы лебеди. Во всяком случае, председатель сельсовета, Василий Андреевич Иванов, с радостью сообщил нам, что найдены деньги и уже до нового года будет проведен целый комплекс восстановительных работ. Во время нашего последнего посещения парка мы увидели прокладку траншей для новых труб, питающих пруды и фонтаны. Так что наш репортаж пока не окончен, и мы надеемся продолжить его в следующем году и порадовать вас новыми открытиями.

Главная цель поездки в село Чобручи Слободзейского района – прогуляться в уникальном старом парке имени Д.К. Родина, который появился в селе еще в 50-е годы XX века. Мы вам расскажем, почему вам стоит на него посмотреть!

1. История

В 1953 году советский скульптор Дмитрий Кириллович Родин, приехавший в Молдавию из Пензенской области после окончания Великой Отечественной Войны, стал инициатором создания в селе парка.

Идея этого парка пришла к нему неожиданно. После того как он увидел старую Троицкую икону кисти Андрея Рублева, имеющую сложную символику. И Дмитрий Родин начал экспериментировать во дворе собственного дома. Здесь появился небольшой пруд, беседка, мостик, были высажены разные деревья и кустарники, заработал фонтан. И пока подрастали деревья в молодом парке в центре села, который с энтузиазмом разбивали местные жители, скульптор вынашивал свои идеи. К их реализации он приступил в начале 70-х годов и трудился неустанно до начала 80-х.

К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который проходил на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

2. Скалы, скульптуры и гроты

Вся концепция парка построена на сложной символике единения основных стихий природы – воды, земли (камня), света (огня), объединенных негасимым духом искусства. Очень большое значение имела вода прудов и фонтанов, в которых отражались все скалы и скульптуры. Так, например, «Скала раздумий», выполненная в виде одного крыла, отражаясь в воде, образовывала фигуру летящего журавля.

Скульптура «Юность»

Скульптура «Жажда» или «Коленопреклоненная»

Скульптура «Скала раздумий»

Но не меньшую роль играл и свет. В «Солнечном гроте», с расположенной в нем скульптурой девушки Аурики, сквозь два отверстия пробивается солнечный свет, подсвечивая и словно оживляя изваяние. А в «Радужном гроте» через отверстие в крыше в определенное время дня солнечные лучи, падая под рассчитанным углом, должны были создавать радугу в куполообразном фонтане над центральным отверстием в потолке.

«Солнечный грот» со скульптурой девушки

3. Уникальность

Уникально то, что все гроты и скульптуры сделаны не из камня (на него тогда просто не было денег). Все сделано, точнее, вылито из бетона. И большинство валунов в парке тоже бетонные, кроме нескольких, которые художник привез из Гоянского карьера, заинтересовавшись их необычной формой. Художник лепил скульптуру в глине, затем делалась форма, в которую заливалась бетонная масса. Потом начиналась отделка поверхности бетона, чтобы придать ему вид камня.

4. Автопортрет скульптора

Парк совсем невелик, всего 4 гектара, но настолько интересен и разнообразен, что бродить по нему можно целый день. Нельзя обойти вниманием автопортрет скульптора на скале на вершине холма в центре парка. При жизни автора парка он был покрыт сверху слоем легкого бетона. По завещанию Дмитрия Родина, после его смерти этот слой был снят. Произошло это в 2000 году, одновременно с присвоением парку имени Д.К. Родина и установкой стелы с табличкой. А еще под верхним слоем одного из валунов сохранился отпечаток руки художника.

Часть скалы на вершине Восточного холма, на которой скульптор вырезал свой профиль

5. Фонтаны и пруды

В парке изначально было несколько прудов с бетонным основанием, протоки, фонтаны, мостики, была построена ротонда и лебединый дворец, где жили несколько пар лебедей, днем плавая среди кувшинок на водной глади. Но сейчас пруды и лебединый дворец, к сожалению, заброшены.

Фонтанчик на скале

На большом холме в центре парка возведена скала - маленький водопад

«Лебединый дворец», где раньше жили несколько пар лебедей

Сейчас в парке-памятнике имени Д.К.Родина проводят районные фестивали и праздники

Фотографии: foto-pmr.ru, moldovenii.md.

В недавнее воскресенье съездили в село Чобручи Слободзейского района. Главной целью поездки был старый парк, который появился в селе еще в 50-е годы XX века. Интересное место с интересной и длинной историей. В 1982 году парк в Чобручах занял первое место на Всесоюзном конкурсе садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР.

1. При входе в парк — сельский Дом культуры. С утра идёт подготовка к мероприятию, в селе отмечают День защиты детей.

Небольшая справка:

В 1953 году советский скульптор Дмитрий Кириллович Родин, приехавший в Молдавию из Пензенской области после окончания Великой Отечественной Войны, стал инициатором создания в селе парка.

К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

В последующие десятилетия парк запустел, исчезли лебеди, пересохли пруды, замолкли фонтаны, поэтому в полной мере оценить красоту и своеобразие этого парка не получается.

2. Трактор на постаменте. Похожий трактор я видел у здания музея в Рыбнице.

3. Фонтанчик на скале. 1 июня в парке заработали фонтаны, их включили, видимо, по случаю праздника.

4. Как мы поняли, фонтаны в парке включают только по особым случаям, на праздники и мероприятия. Видимо, сказывается недостаток финансирования.

5. В парке уютно, тенисто и прохладно. Наверняка тут очень хорошо даже в летний жаркий полдень.

6. Композиция «Лебединое крыло».

7. Грот. Внутри — скульптура девушки.

8. На большом холме в центре парка возведена скала — маленький водопад.

9. Красиво, даже в ненастную погоду.

10. Ротонда — как в Крыму. Когда-то была очень красивой.

11. В парке несколько прудов с бетонным основанием, разнообразные протоки и мостики. Дно, правда, довольно грязное.

12. «Солнечный грот» со скульптурой девушки.

13. Девушку зовут Аурика. «Золотистая» в переводе с молдавского.

14. Еще одна скульптурная композиция.

15. Если посмотреть немного в сторону, картина открывается неприглядная. Когда-то в этом здании был «лебединый дворец», где жили несколько пар лебедей. Лебеди плавали среди кувшинок в парковых прудах. Не будем больше оглядываться.

16. Фонтаны заработали.

17. Перед входом в парк — памятник Ленину.

Впечатления сложились неоднозначные.

Заметно, что в последнее время парк пытаются восстанавливать. Когда работают фонтаны и пруды наполняются водой, парк преображается. Хотелось, чтобы фонтаны работали всегда, как это было в советские парковые времена. Увы.

Запущенность бросается в глаза. И грустно как-то становится. Понимаешь, как много мы потеряли за последние годы — и потеряли что-то очень важное. И как мало сделали взамен. А парк в Чобручах заслуживает того, чтобы быть красивым, чистым, ухоженным. Чтобы радовать сельчан и приезжающих в Чобручи гостей.