Старообрядческий деятель дмитрий сироткин. Дмитрий васильевич сироткин

) - коммерции-советник , один из крупнейших судостроителей и судовладельцев России , председатель совета Общества страхования судов, член совета Московского банка, член правлений ряда транспортных и нефтепромышленных компаний. Нижегородский городской голова (1913-1917). Председатель совета Съездов судовладельцев Волжского бассейна. Известный деятель старообрядчества начала XX века , председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия , председатель совета Нижегородской общины.

5-й Городской голова Нижнего Новгорода
29 марта 1913 года - 12 сентября 1917 года
Предшественник И. В. Богоявленский
Преемник В. Г. Ганчель
Рождение 1865 / 10 мая 1864
деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии
Смерть 1946 / 13 июля 1953
Белград , Югославия
Отец Василий Иванович Сироткин
Мать Вера Михайловна Сироткина

Биография

В 1917 году Сироткин строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне - ул. Минина), при которой на свои средства содержал церковный хор.

Городской голова

29 марта 1913 года Сироткин избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.

Второй раз избирался городским головой на 1917-1920 гг. Выборы состоялись 7 февраля 1917 года, а уже в начале сентября Д. В. Сироткина сменил городской голова Временного правительства .

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Видные нижегородцы-старообрядцы. Дмитрий Васильевич Сироткин August 1st, 2013

Начать рассказывать по знаменитых нижегородских старообрядцев, я решил не со всем знакомого Николая Бугрова, а с человека, который внес не меньший вклад в развитие Нижнего Новгорода и поддержание старообрядчества в начале 20 века. Речь пойдет о Димитрие Васильевиче Сироткине , одном из крупнейших судовладельцев в России и вообще очень видном купце и деятеле. Как и большинство крупных купцов-староверов, он никогда не забывал про свою духовную принадлежность, он являлся председателем совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, а также председателем совета Нижегородской общины. Вроде кажется, что ничего особенного? А ведь стоит напомнить, что в начале 20 века в России насчитывалось ни мало ни много, а около 20 000 000 староверов!

Мне хотелось бы рассказать даже больше не о том, кем являлся этот выдающийся человек, в про то, что после него осталось в нашем городе, особенно то, о чем вы, скорее всего, и не догадываетесь. Именно про это и будет рассказ. Для тех, кто интересуется самой личностью Сироткина, можно почитать про него, а я же хотел начать свой рассказ с одного внешне неприметного дома, расположенного в самом центре города - на улице Минина. Возможно, многие нижегородцы там бывали - сейчас там находится банк ВТБ24. Изначально же это был дом героя моего рассказа, да не просто дом, а с домовой старообрядческой церковью. Но и это не самое интересное - самая соль в том, что замазанные советской властью штукатуркой фрески на потолке этой церкви были найдены и полностью вскрыты. Однако это не мешает банку заниматься своими делами под таким потолком...



Табличка на доме

Вот так он выглядит с боковой улочки, где, собственно, и находится вход на второй этаж - именно так и располагаются фрески.

Сами фрески хоть и выполнены в начале 20 века, однако выдержаны в лучших традициях дониконовской живописи. Смотрите сами, какая красота!

Начальник охраны банка рассказал мне, что когда "отмывали эти фрески", потратили несколько ящиков водки!
На левой половине расположены фрески с библейскими мотивами.


На правой - древо старообрядческих духовных лидеров



Небольшая вертикальная панорама.

Кстати, имеет место такой факт, что 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен, но так как служили новообрядческие священники, городской голова, коим являлся в то время Сироткин, демонстративно не крестился.
Сейчас перед его усадьбой на Верхне-Волжской набережной стоит памятник, а в самой усадьбе располагается художественный музей (по его же и распоряжению там открытый)


Дубовая входная дверь. Деталь

Эта усадьба расположена прям за зданием с домовой церковью.

Не знаю, какими здесь были интерьеры во время жизни в особняке Сироткина, но сейчас это один из наших лучших, пусть и небольших, музеев. Кстати, к своему стыду, я сам посетил этот музей первый раз и был крайне удивлен наличию работ фламандского Возрождения и даже Брейгеля! Правда, Младшего. И, да, у нас есть Ренуар!=)

И пусть здесь практически нет никакой мебели того времени, все равно чувствуется тот размах, с которым жили в этом особняке.


Потолок

Вид из окна

Мои любимые фламандцы!


Брейгель

Ещё один особняк Сироткина - великолепный дом на Ильинке - эдакой нижегородской купеческой слободе. Как и большинство некогда шикарных домов на этой улице, он находится в крайне печальном состоянии. Причем сейчас он огорожен любимым всеми нижегородцами синим забором и доступа к нему вообще нет.

На заборе висит информационная табличка. Вот вот должны сдать, на фото видно его готовность...

Кстати, здание Меда на Минина - то же построено Сироткиным

Вот такая вот страничка истории нижегородского старообрядчества. И это лишь малая часть того, что делали для города эти люди - меценатов среди них было порядочно.


деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии

Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин ( / , деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии - / , Белград , Югославия) - коммерции-советник , один из крупнейших судостроителей и судовладельцев России , председатель совета Общества страхования судов, член совета Московского банка, член правлений ряда транспортных и нефтепромышленных компаний. Нижегородский городской голова (1913-1917). Председатель совета Съездов судовладельцев Волжского бассейна. Известный деятель старообрядчества начала XX века , председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия , председатель совета Нижегородской общины.

Биография

В 1917 году Сироткин строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне - ул. Минина), при которой на свои средства содержал церковный хор.

Городской голова

29 марта 1913 года Сироткин избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.

Второй раз избирался городским головой на 1917-1920 гг. Выборы состоялись 7 февраля 1917 года, а уже в начале сентября Д. В. Сироткина сменил городской голова Временного правительства .

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Д. В. Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в Народного университета .

После революции

Осенью 1917 года от «Политического союза старообрядческих согласий» вошёл в состав Временного совета республики («Предпарламента»). В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был.

В 1918-1919 годах находился на Белом Юге, в основном в Ростове-на-Дону . Играл важную роль в местных предпринимательских кругах. В конце 1919 года уехал во Францию . В 1920-е годы поселился в Югославии вместе с семьёй, где жил доходами от эксплуатации двух небольших пароходов. О последних годах его жизни практически ничего не известно.

25 мая 2011 года на белградском кладбище был открыт памятник на могиле Д. В. Сироткина, который изготовили в начале 2011 года по заказу администрации Нижнего Новгорода . Эскиз надгробия выполнен нижегородским архитектором Зоей Рюриковой, а работы финансировались ОАО «Завод Нижегородский теплоход» - судостроительным предприятием, которое было основано Дмитрием Сироткиным сто лет назад. В 2012 году в Нижнем Новгороде был установлен памятник Сироткину, напротив его бывшего особняка на Верхневолжской набережной.

Дата рождения и дата смерти

Даты жизни Сироткина (1865‑1946) приведены в академическом собрании сочинений Горького (посвя­тившего Сироткину немало места в своем очерке «Бугров») . Эти же сведения, за неимением иных надежных источников, были воспроизведены и в выпущенном в 1996 году энциклопедическом справочнике . Однако, согласно исследованию Арсеньева А.Б. и Нехотина В.В. датой рождения следует считать 10 мая 1864 года, а датой смерти - 13 июля 1953 года.

Наличие адреса на письмах Сироткина значительно облегчало дальнейший поиск. Согласно материалам белградских актов гражданского состояния, Д. В. Сироткин скончался 13 июля 1953 года в Белграде. Год его рождения, согласно этим же документам и надписи на могильной плите - 10 мая 1864, а не 1865. Последняя дата, опять же практически общепринятая в России, была получена по документам, которые Сироткин заполнял в качестве нижегородского городского головы там, как было тогда принято, указывалось число полных лет, а не год рождения, что нередко приводит к погрешностям при подсчетах.

Напишите отзыв о статье "Сироткин, Дмитрий Васильевич"

Примечания

Литература

  1. Селезнев Ф. А. Д. В. Сироткин и всероссийские съезды старообрядцев в начале ХХ века // Отечественная история.2005. № 5. С.78-90.
  2. Loskoutoff, Yvan, "Les caricatures de Dmitrij Vasilievic Sirotkin, dernier maire de Nijnij-Novgorod avant la Révolution", Revue des études slaves, 85, 2014, p. 41-56.

Отрывок, характеризующий Сироткин, Дмитрий Васильевич

Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Расходившееся звездой по Москве всачивание французов в день 2 го сентября достигло квартала, в котором жил теперь Пьер, только к вечеру.
Пьер находился после двух последних, уединенно и необычайно проведенных дней в состоянии, близком к сумасшествию. Всем существом его овладела одна неотвязная мысль. Он сам не знал, как и когда, но мысль эта овладела им теперь так, что он ничего не помнил из прошедшего, ничего не понимал из настоящего; и все, что он видел и слышал, происходило перед ним как во сне.
Пьер ушел из своего дома только для того, чтобы избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его, и которую он, в тогдашнем состоянии, но в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, – а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противоположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича. Когда он, в мертвой тишине кабинета, сел, облокотившись на руки, над запыленным письменным столом покойника, в его воображении спокойно и значительно, одно за другим, стали представляться воспоминания последних дней, в особенности Бородинского сражения и того неопределимого для него ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они. Когда Герасим разбудил его от его задумчивости, Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие в предполагаемой – как он знал – народной защите Москвы. И с этой целью он тотчас же попросил Герасима достать ему кафтан и пистолет и объявил ему свое намерение, скрывая свое имя, остаться в доме Иосифа Алексеевича. Потом, в продолжение первого уединенно и праздно проведенного дня (Пьер несколько раз пытался и не мог остановить своего внимания на масонских рукописях), ему несколько раз смутно представлялось и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта; но мысль эта о том, что ему, l"Russe Besuhof, предназначено положить предел власти зверя, приходила ему еще только как одно из мечтаний, которые беспричинно и бесследно пробегают в воображении.
Когда, купив кафтан (с целью только участвовать в народной защите Москвы), Пьер встретил Ростовых и Наташа сказала ему: «Вы остаетесь? Ах, как это хорошо!» – в голове его мелькнула мысль, что действительно хорошо бы было, даже ежели бы и взяли Москву, ему остаться в ней и исполнить то, что ему предопределено.

5-й Городской голова Нижнего Новгорода

Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин ( / , деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии - / , Белград , Югославия) - коммерции-советник , один из крупнейших судостроителей и судовладельцев России , председатель совета Общества страхования судов, член совета Московского банка, член правлений ряда транспортных и нефтепромышленных компаний. Нижегородский городской голова (1913-1917). Председатель совета Съездов судовладельцев Волжского бассейна. Известный деятель старообрядчества начала XX века , председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия , председатель совета Нижегородской общины.

Биография [ | ]

В 1917 году Сироткин строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне - ул. Минина), при которой на свои средства содержал церковный хор.

Городской голова [ | ]

29 марта 1913 года Сироткин избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.

Второй раз избирался городским головой на 1917-1920 гг. Выборы состоялись 7 февраля 1917 года, а уже в начале сентября Д. В. Сироткина сменил городской голова Временного правительства .

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Д. В. Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в Народного университета .

«Был полезен своей родине…»

Д.В. Сироткин родился в деревне Остапово близ села Пурех Балахнинского уезда нижегородской губернии в многодетной семье крестьян-старообрядцев. Малоземелье и скудость почв не давали его отцу Василию Ивановичу возможности прокормить семью. Наряду с крестьянством он занимался торговлей. Скупал зимой изделия местных кустарей и весной сплавлял их в низовье. В одну из поездок он купил в Саратове старую паровую машину и построил деревянный товаропассажирский пароход, назвав его «Многострадальный». Судно начало работать с большим успехом и в несколько лет окупило себя.
Записавшись в купцы и переехав в Нижний Новгород, Василий Иванович завел и другой пароход, назвав его в память об отмене крепостного права «Воля». На этот пароход подросток Дмитрий Сироткин был определен на должность матроса-чернорабочего. Он выполнял самые разные работы – от поваренка до капитана, досконально изучив практику судоходства. К 25 годам стал командиром на судне отца, который к тому времени практически разорился. Единственным способом сохранить хотя бы часть отцовского имущества был переход семейных капиталов от отца к сыну. После банкротства Сироткин-старший отошел от дел, а Дмитрий Васильевич женился на Марии Кузьминичне Четверговой, дочери богатого пароходовладельца. С помощью тестя, который дал зятю в долг денег, Дмитрий Васильевич основал свое собственное дело.
Тестю его не пришлось жалеть о деньгах, выделенных зятю, т.к Сироткин младший очень скоро приумножил этот капитал и стал владельцем нефтеналивной транспортной компании. Кроме перевозки обычных грузов, Сироткин занялся выгодным делом – фрахтом каспийской нефти.
Весь день Д.В. Сироткина был расписан по минутам. Он следил за всеми техническими новинками, постоянно повышал свой культурный уровень. Среди его покупок значатся книги и Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Дела у хваткого молодого купца шли бойко. Благосостояние его повышалось. А скоро повысился и социальный статус тридцатилетнего предпринимателя. В 1897 г. его избрали гласным Городской думы и членом ряда думских комиссий, за что в апреле 1906 года был «всемилостивейшее» пожалован медалью «За усердие».
Дмитрий Сироткин был дружен с А.М. Горьким и совместно с ним в бывшем доме купца Ф.П. Переплетчикова (ул. Кожевенная, 11) устроил чайную-читальню для бедняков, получившую название «Столбы». В «Столбах» устраивались лекции и концерты, действовала бесплатная лечебница.
В 1907 году было образовано «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Д.В. Сироткина». Оно становится одним из крупнейших по Волге, в него вошло 15 пароходов и 50 барж. Сам Дмитрий Васильевич стал видной авторитетной фигурой в судоходном деле всего Поволжья. Его избирают председателем биржевого комитета, а с 1908 года он – бессменный председатель совета судовладельцев Волжского бассейна. Таким образом, Нижегородское купечество официально признало Дмитрия Васильевича своим лидером.
Кроме того, с 1899 года он являлся председателем совета всероссийских съездов старообрядцев белокриницкой иерархии.
Для своих единоверцев-старообрядцев Дмитрий Васильевич при собственном доме на Ильинке устроил молельню и богадельню. А после смерти матери в 1902 году он возвел в память о ней странноприимный старообрядческий дом на ул. Жуковской (ул. Минина).
В 1910 году Сироткин объединил свои капиталы с тремя другими пароходствами. Новое огромное пароходство «Волга» имело 6 млн. рублей уставного капитала. Сироткин избирается его директором-распорядителем. За два года капиталы пароходства под его руководством увеличились в два раза.
Угол Откоса и Семинарской площади в начале ХХ в. украсило здание конторы пароходного общества «Волга» в стиле русского классицизма, возведенное по заказу Д. В. Сироткина. Строилось это здание одновременно с его особняком на Откосе. (В настоящее время здесь находится главный корпус Нижегородской государственной медицинской академии).
Как и подобает лидеру, он смело брался за новые начинания, реализуя, казалось бы, фантастические проекты. Одним из них стало открытие пароходного сообщества (впервые в истории!) по Аральскому морю.
Сироткин был новатором и в технической сфере. В конце 90-х годов он построил несколько деревянных барж новой конструкции, которая до настоящего времени остается непревзойденной по своим судоходным достоинствам.
Но этим баржам было далеко до грандиозной железной «Марфы-Посадницы», которая была изготовлена в 1907 году и произвела в баржевом судостроении настоящий переворот. Это было наливное судно грузоподъемностью более 8 тысяч тонн, дававшее от 50 до 100% экономии. Ею заинтересовались в Германии. В России крупнейшая фирма Нобеля заказала серию судов такого типа.
После 1907 года Сироткин стал общепризнанным лидером волжских пароходчиков, одним из крупнейших нефтяных дельцов.
Дмитрий Васильевич задумал модернизацию всего флота общества «Волга», заменив на буксирах паровые двигатели на более экономичные тепловые (дизели). Компаньонам общества «Волга» Сироткин предоставил убедительные расчеты о необходимости создания собственного машиностроительного завода, который в 1912 году был заложен на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, на так называемых Фофановых горах. Назывался он - «Нижегородский теплоход».
Его энергии и широты ума хватало не только для предпринимательства.
15 мая 1913 года Д. Сироткин заступил на пост городского головы (мэра) Нижнего Новгорода. Он отказался от положенного по должности жалованья (750 рублей в месяц), предложив эти деньги тратить на городские нужды.
Осуществить все планы нового головы по благоустройству Нижнего Новгорода помешала война, но, несмотря на объективные трудности, Дмитрий Васильевич добился многого. В годы его руководства городом Нижний выкупил в свою собственность трамвайное хозяйство, в верхней части города вступила в действие канализация, на Большой Покровской было устроено электрическое освещение, городская дума приняла обязательное постановление о порядке содержания в исправности садов и бульваров.
При его живейшем участии в Нижний Новгород был эвакуирован Варшавский политехнический институт, ставший после революции основой Нижегородского университета, открыто два училища – Коммерческое и Речное, а также Учительский институт.
В 1913 году по проекту братьев Весниных начал строиться новый особняк на Откосе (Верхне-Волжская Набережная, 3), который хозяин планировал передать в дар городу под художественный музей. Дом Сироткина относится к памятникам архитектуры федерального значения, поскольку является шедевром русского неоклассицизма и относится к лучшим образцам предреволюционной архитектуры. (В 1992 г. в связи с начавшейся реставрацией Художественный музей выехал в кремль – в бывший губернаторский дворец. В экспозиции художественного музея имеются вещи из коллекции Сироткина: великолепное собрание шалей и платков, фарфор, образцы русского народного костюма).
Созданные в это время городской и биржевой военно-промышленные комитеты возглавил он же и предложил выслать на позиции чертежи и руководства для устройства фронтовых бань. Вместо дорогих и неудобных овчинных шуб по его распоряжению стали изготавливать для воинов ватные костюмы.
В дни Февральской революции он приветствует демократические перемены в России. Хотя революционная сумятица и бестолковщина Временного правительства были не по душе Дмитрию Васильевичу, он не оставлял общественную работу до прихода к власти большевиков.
Осенью 1917 года от союза старообрядцев он был избран членом Временного совета Российской республикипредставительного органа власти, который должен был функционировать до созыва Учредительного собрания.
После Октябрьской революции Сироткин находился на юге России. 15 октября 1918 года, будучи в Крыму, принимал участие в совещании с кадетскими лидерами и миллионером П.П. Рябушинским о способах борьбы с большевиками.
В 1919 году Сироткину с семьей удалось эмигрировать. Обосновался он в Югославии, где приобрел небольшой пароход, курсировавший по Дунаю. Тосковал по России, по Волге, писал об этом своему давнему другу М. Горькому.
Умер знаменитый пароходчик в 1953 году. Похоронен на белградском кладбище «Ново Гроблье».

Н. А. Жехарева,
зав. сектором редкой книги ЦГБ

Список использованной литературы:

  1. Абрамов Д. «Хитрый Митрий // Монитор. – 2002. – № 14 (апр.). – С. 28.
  2. Арсеньев А., Нехотин В. Дмитрий Сироткин. Письма в Россию / А. Арсеньев // Нижний Новгород. – 1998. – № 10. – С. 210-213.
  3. Блохина В. Голова – всему голова // Нижегородская ярмарка. – 1994. - № 12. – С. 15.
  4. «…В Нижнем дома каменные, а люди железные…». – Н. Новгород, 2005. – С.24.
  5. Внутренний вид и убранство домовой старообрядческой церкви купца Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде в фотографиях начала ХХ века // Нижегородская старина. – 2004. – вып.8. – С. 3 обл.
  6. Воронова В.Е. Незаурядная личность // Вестник культуры Нижегор. обл. – 1997. – № 3. – С. 48.
  7. Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства ХIХ – начала ХХ века. – Н. Новгород, 2008. – С. 284.
  8. Казаев И. Сироткин, городской глава // Нижегородский рабочий. – 1998. – 20 марта. – С. 6.
  9. Макаров И. Карман России. – Н. Новгород, 2006. – С. 568-600.
  10. Макаров И.А. Пароходовладельцы Сироткины / И.А. Макаров // Каждый род знаменит и славен: Из истории нижегородского предпринимательства XVII – начала ХХ века. – Н. Новгород, 1999. – С. 202-220.
  11. Макаров И.А. Сироткины // Нижний Новгород. – 1998. - № 2. – С. 196-209.
  12. Маркидонова Е. Либо расстрел, либо сума // Курс Н. – 2002. – № 12-13 (март). – С. 23.
  13. Маркидонова Е. Последний мэр старого Нижнего // Курс Н. – 1998. - № 39 (окт.). – С. 16.
  14. Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего. Каждый дом – своя судьба. – Н. Новгород, 2007. – С. 54-55, 142
  15. Ниякий В. Герой для эпопеи // Экономика и жизнь. – 1996. – 18 июля. – С. 12-13.
  16. Ногтева М. Отец города // Литер. Россия. – 1994. – 5 авг. – С. 16.
  17. Последний приют последнего предсоветского градоначальника // Город и горожане. – 1999. – № 35 (2-9 сент.). – С. 18.
  18. Седов А.В. Д.В. Сироткин / А.В. Седов //Нижегородский край: факты, события, люди. – Н. Новгород, 1997. – С. 251-253.
  19. Селезнев В. Дмитрий Васильевич Сироткин // Нижегородский рабочий. – 1999. – 18 февр. – С. 6
  20. Селезнев Ф. Нижегородский «олигарх» и его дом / Ф. Селезнев // Нижегородская правда. – 2004. – 28 октября.
  21. Селезнев Ф.А. «Был полезен своей родине…» / Ф.А. Селезнев // Нижегородская старина. – 2004. – вып. 9. – С. 12-18.
  22. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в начале ХХ века (1900-1916 годы). – Н. Новгород, 2001. – С. 30-34.
  23. Смирнова Л.М. Нижний Новгород до и после. Историко-литературные очерки. – Н. Новгород, 1996. – С. 94-95.
  24. Терехова Е. Нижегородское купечество // Курьер. – 1993. – № 44. – С. 3.