Становление государственности древнерусского государства кратко. Образование Руси

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет , где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

Положения реформы

Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение - число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы - бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием. По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй - также уплачивающие треть, а к третьей - все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой. Городской глава избирался губернатором (в крупных городах - министром внутренних дел) из числа гласных.

Итоги реформы

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема - по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

Ссылки

  • Городовое положение 1870 года (части , , , , , , , , , , , , , , , , ) и указ о его утверждении (части , и )

Литература

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городская реформа в России (1870)" в других словарях:

    Реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

    1870 реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Большой Энциклопедический словарь

    1870, реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был … Большая советская энциклопедия

    городская реформа - 1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Большой юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять… … Советская историческая энциклопедия

    В России, заменила сословные органы самоуправления бессословной Городской думой и городской управой. Гласные Городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    городская реформа 1870 г. Большой юридический словарь

    Одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские управы.… … Юридический словарь

Вскоре после принятия Положения о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено Городовое положение (16 июня 1870 г.) , которое вводило внесословную систему самоуправления в городах.

Подготовка Городового положения сопровождалась теми же серьезными разногласиями, что и Положения 1864 г. Министерство внутренних дел как главный разработчик городской реформы стояло на позициях общественной теории самоуправления, полагая, что эффективным может быть только обособленное от государства городское самоуправление. В свою очередь, Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, также участвовавшее в подготовке реформы, рассматривало городское самоуправление по-иному: как часть системы государственного устройства, в связи с чем полагало необходимым не только разграничить компетенцию городского самоуправления и государственной администрации, но и установить между ними взаимосвязь. Вместе с тем анализ накопленного опыта работы земств и новейшие достижения муниципальной науки, в частности получавшая все большее распространение государственная теория самоуправления, позволили преодолеть наиболее острые противоречия в заявленных подходах, четче и определеннее "прописать" правовой статус городского самоуправления по сравнению с земствами. В частности, городское самоуправление было наделено организационной и финансовой самостоятельностью в решении вопросов местного значения, были закреплены гарантии его независимости: одновременно была ликвидирована мешавшая работе земств изолированность новых учреждений от существовавших правительственных и общественных организаций и установлен порядок их взаимоотношений.

Городовое положение 1870 г. предоставило городскому общественному управлению заботу о городском хозяйстве и благоустройстве, а губернатору – надзор за его деятельностью. К предметам ведения городского самоуправления были отнесены: 1) дела по устройству городского общественного управления и но городскому хозяйству на основании правил, изложенных в настоящем Положении: 2) дела по внешнему благоустройству города; 3) дела, касающиеся благосостояния городского населения, включая меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров, попечение об охране народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиненных ими убытков, попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; 4) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведование ими, участие в народном образовании, а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений; 5) представление правительству сведений и заключений но предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по этим предметам; 6) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление.

С целью решения этих задач создавались учреждения городского общественного управления: городские избирательные собрания, дума и управа.

Все избиратели делились на три разряда (курии) и вносились в общий список в порядке убывания уплачиваемых ими прямых налогов в пользу города. Затем список делился на три разряда избирателей, каждый из которых платил одну третью общей суммы городских сборов. Права голоса лишались недоимщики, лишенные прав состояния по суду. Все разряды избирали равное число гласных, что являлось социально неравным принципом и обеспечивало преимущество крупных налогоплательщиков. Так, в Москве одного гласного выбирали восемь избирателей первого разряда, 38 – второго и 298 избирателей третьего разряда.

Распорядительные функции предоставлялись городской думе, которая объявлялась органом, представляющим собой все городское общество (ст. 54). За ней признавалось право входить в обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действовать его именем во всех случаях, когда закон требует по этим делам общественного постановления или приговора. Управа же являлась исполнительным органом, на который возлагалось непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного управления. В силу ст. 72 Городового положения 1870 г. управа вела текущие дела по городскому хозяйству, изыскивала меры к его улучшению, исполняла определения думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских смет (росписей), взимала и расходовала городские сборы на установленных думой основаниях и представляла в назначенные думой сроки отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей. Характерно, что такие отчеты вместе с заключением по ним думы должны были публиковаться для всеобщего сведения.

Члены управы избирались думой (ст. 82) и не нуждались в утверждении администрацией, они отстранялись от должности и передавались суду постановлением думы. Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности в зависимости от ранга города губернатором либо министром внутренних дел. Городской голова не только возглавлял городскую управу, но и являлся председателем городской думы. Дума же избирала членов торговой депутации, а также председателя и членов комиссии для оценки недвижимых имуществ, если такие органы были в городе.

Городовое положение 1870 г. установило четырехлетний срок службы городского головы и членов городской управы. При этом предусматривалась ротация состава управы: он должен был обновляться на половину каждые два года.

Городские, как и земские, органы местного самоуправления не были напрямую включены в систему государственных учреждений и не состояли в подчинении местных правительственных чиновников. Однако государственный аппарат в лице министра внутренних дел и губернаторов имел определенные полномочия по контролю и влиянию на их деятельность.

Во-первых, Городовое положение 1870 г. предусматривало создание в каждой губернии под председательством губернатора губернского по городским делам присутствия, в полномочия которого входило рассмотрение дел о незаконности определений городского общественного управления, возбуждаемых в том числе по собственному усмотрению губернатора (ст. 11). Решения в Присутствии принимались простым большинством голосов и приводились к исполнению немедленно, если в них не было установлено иное (ст. 152). Во-вторых, перед Присутствием губернатор мог поставить вопрос не только о незаконности решений органов самоуправления, но и о противозаконности действий соответствующих должностных лиц, что могло влечь за собой их отстранение от занимаемой должности. Так, например, в 1874 г. эта мера была применена в отношении уфимского городского головы П. В. Попова. В-третьих, губернатор имел возможность приостановить исполнение определения городской думы, переданного па обсуждение Присутствия, на срок не более одного месяца с момента получения им такого определения. В-четвертых, ряд постановлений городского общественного управления подлежали обязательному утверждению губернатором или министром внутренних дел. Это, в частности, определения городской думы: 1) об отдаче впервые участков земли в чье- либо исключительное пользование и об обустройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд (ст. 122); 2) о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, созданным за городской счет для сообщения внутри города, а также за стоянку судов в пределах вод, относящихся к городским землям (ст. 123); 3) о займах, поручительствах или гарантиях от имени города, в тех случаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышает в общей совокупности сумму городских доходов за два последних года. Кроме того, принятие городской думой решений по всем вопросам в сфере благоустройства города требовало согласия начальника местного полицейского управления, при отсутствии которого вопрос выносился на рассмотрение губернского по городским делам присутствия. В-пятых, губернаторы наделялись полномочиями по контролю за надлежащим исполнением городским общественным управлением тех повинностей, которые были установлены законом как обязательные для города (ст. 12). Если выяснялось, что городское общественное управление не приняло необходимых распоряжений для исполнения такого рода обязанностей, губернатор сначала "напоминал" о них, а затем – при безуспешности такой меры и по согласованию с губернским по городским делам присутствием – приступал к "непосредственным исполнительным распоряжениям за счет города" с одновременным уведомлением об этом министра внутренних дел.

Государственный контроль за городским самоуправлением данного периода характеризовался как негативными, так и позитивными проявлениями. Вместе с тем при оценке формально- юридических аспектов государственно-контрольного механизма нельзя не признать, что при относительной широте контрольных возможностей губернских и правительственных органов Городо- вое положение 1870 г. в целом ориентировано на то, чтобы создавать действенные правовые противовесы против злоупотреблений административной властью. Среди них можно назвать: а) создание специализированного коллегиального межведомственного органа (губернского по городским делам присутствия), призванного в квазиюрисдикционной процедуре решать все спорные вопросы, связанные с законностью деятельности городского общественного управления; б) исключение возможности привлечения городского общественного управления к ответственности за существо своих хозяйственных распоряжений; в) исключение прямой возможности губернаторского контроля за целесообразностью городской деятельности; г) наконец, признание за городским самоуправлением права обращаться за судебной защитой в Правительствующий Сенат (по первому департаменту) (ст. 8). Последний, как свидетельствует практика, нередко принимал решения в пользу самоуправления. Так, в одном из своих решений, Сенат прямо постановил, что городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти, по указанию ст. 5 Городского положения, действует самостоятельно, и губернатору предоставлено лишь в случае отступления со стороны общественного управления от постановлений закона передавать распоряжения его на рассмотрения губернского присутствия . На основе этого Сенат констатировал, что, отдавая участок земли во владение частного лица, городская дума не вышла из пределов предоставленной ей по закону власти и что вопрос о том, насколько это распоряжение думы было выгодно для города, подлежит окончательному разрешению ей самой, а потому входить в рассмотрение этого распоряжения не представлялось никакого законного основания. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в исторической ретроспективе сенатская практика по данным вопросам не была однородной и с 80-х г. IX в. в ней существенно усилилась позиция защиты государственного интереса.

  • ПСЗ. Собр. 2. Т. XLV. № 48498.
  • См.: Мыш М. И. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. Издание восьмое, испр. и доп. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1888. С. 14.

(реформа городского самоуправления 1870 г.) - комплекс мер, призванный дать городскому населению право на самостоятельное управление территориями города и своим хозяйством. Реформа была одной из основных в списке и давала городам независимость от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.

Подготовка к реформе началась еще в 1862 г., однако официально изменения вступили в силу лишь в 1870 г., когда был выпущен документ - «Городовое положение».

Предпосылки проведения городской реформы

После отмены крепостного права и проведения крестьянской реформы в России образовался совершенно новый тип общества и новая экономическая система, которая не могла развиваться в старых условиях. Необходимо было создать совершенно новый управленческий аппарат, отвечающий современным требованиям. Для того чтобы экономика на местах развивалась быстрее, необходимо было отдать городам больше прав.

Раньше городское управление полностью подчинялось воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли очень долго идти до регионов, к тому же они не всегда соответствовали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, поэтому были бесполезны. Для того чтобы изменить ситуацию, Александр принял решение создать местные органы самоуправления в городах.

История проведения реформы городского самоуправления

Подготовка реформы началась с разработки соответствующего законопроекта. Чтобы создать документ, были созданы специальные комиссии в губернских и уездных городах, которые должны были разработать ряд предложений для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию. Особую популярность имело предложение о выдаче избирательных прав всем слоям населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех жителей города, а не только отдельных слоев. К сожалению, подобная инициатива очень не понравилась правящему классу, поэтому разработка реформы застопорилась на несколько лет.

В 1864 г. власти все же выпустили первый вариант проекта городской реформы, который содержал некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П.А. Валуев. Проект был отправлен на рассмотрение в Государственный совет, однако распространения не получил. Лишь спустя два года Александр вынужден был одобрить законопроект и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права. Так реформа городского управления наконец увидела свет.

Содержание реформы городского самоуправления

Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами - благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосовании имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в четыре года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания (в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть).

Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел.

Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы.

Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

Итоги и значение реформы городского самоуправления Александра 2-го

Городская реформа во многом повторяла . Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности.

К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений (например, полицию), а денег на это у небольших поселений просто не хватало.

Однако, несмотря на недостатки, в целом реформа помогла России сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.

Городовое положение 16 июня 1870, - одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять х-во городов и привлечь к управлению ими верхушку города - крупную финанс. и торг. буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царем и обнародован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесословными гор. учреждениями местного самоуправления. Распорядит. органами являлись городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены гор. дум выбирались на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в. Петербурге - 250. Управы состояли из 2-3 чел. под председательством гор. головы, к-рый являлся одновременно и пред. гор. думы. Правом выбора в гор. думы пользовались лица, достигшие 25 лет, владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы пром. и торг. предприятий и купцы, вносившие гор. сборы. Рабочие, мелкие служащие и лица умств. труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избират. права. Выборы в гор. думы производились по т. н. "трехклассной" избират. системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. В результата многотысячная масса мелких налогоплательщиков избирала в думу такое же количество гласных, как неск. десятков крупных промышленников и купцов. В Петербурге, напр., в первой курии было 275 избирателей, во второй - 849, а в третьей - 16 355 и каждая курия выбирала равное число гласных. В Москве две первых курии, выбиравшие вместе 2/3 гласных, составляли только 13% общего числа избирателей. Такая система имуществ. ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Компетенция гор. обществ. управления была ограничена местными хоз. вопросами: внеш. благоустройство города, меры против пожаров, попечение о развитии местной торговли и пром-сти, здравоохранения и нар. образования ("преим. в хоз. отношении") и т. п. На гор. думы были возложены обязат. расходы по содержанию пожарной охраны города, полиции, тюрем и казарм. На эти расходы приходилось в разное время от 20 до 60% всего бюджета. Гор. доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с пром. и торг. предприятий, пошлинных сборов за клеймение весов и мер, аукционы и пр. и сборов с принадлежавших городу предприятий (торг. ряды, бани, гор. бойни и пр.). Все эти доходы не покрывали растущих расходов города. Думы и управы не обладали принудит. властью, они подчинялись строгой опеке губернатора и мин. внутр. дел. Губернатор мог наложить вето на любое постановление думы и управы. При всей своей ограниченности Г. р. все же была шагом вперед по сравнению с дореформ. организацией гор. управления. Она способствовала нек-рому улучшению гор. х-ва. Построенные на бурж. принципе имуществ. ценза выборные гор. думы и управы более соответствовали потребностям капиталистич. развития, чем прежние сословные органы гор. управления. Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. "Контрреформы") еще более сузило состав представительства в пользу крупной буржуазии и дворян и ограничило права гор. обществ. управления. Числ. состав гор. дум сокращался более чем в 2 раза. Преимущество на выборах гласных отдавалось владельцам недвижимой собственности, для к-рых имуществ. ценз был значительно повышен (до 3 тыс. р. в столицах, до 1 тыс. р. в уездных городах и 300 р. в небольших гор. поселениях). Приказчики и мелкие торговцы были совсем исключены из состава избирателей. Число избирателей резко сокращалось. Ни одно постановление гор. думы не могло быть проведено в жизнь без одобрения губ. начальства. По существу гор. самоуправление превращалось в подсобный орган пр-ва по вопросам местного х-ва. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Ср. Азии и Финляндии, где гор. думы не были созданы. Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; 2 ПСЗ, т. 45. отд. 1, No 48498; Новое городовое положение выс. утв. 16-го июня 1870 г., М., 1871; Мыш М. И., Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, 8 изд., П., 1915; Мат-лы, относящиеся до нового обществ. устройства в городах империи (городовое положение 16 июня 1870 г.), т. 1-3, СПБ, 1877; Пажитнов К. A., Гор. и земское самоуправление, СПБ, (1913); Пичета В. И., Гор. реформа 1870 г., в кн.: "Три века", т. 6, М., 1913; Шрейдер Г. И., Город и городовое положение 1870 г., в кн.: История России в XIX в., т. 4, (СПБ, 1908-09); его же, Городская контрреформа 11 июня 1892 г., там же, т. 5, (СПБ, 1909). В. В. Гармиза. Москва.

16 июня 1870 г. Александр II подписал Закон о реформе городского самоуправления в России, которая по праву стала составной частью Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей.

Принятию городской реформы предшествовала серьезная подготовительная работа, которая началась в 1862 г. по инициативе Министерства внутренних дел. Для выработки предложений на местах в российских городах было образовано 509 комиссий, на основе мнения которых в МВД был составлен первый вариант проекта реформы. Рассмотрение проектов продолжалось до 1870 г., когда третий по счету проект получил силу закона.

Реформа заменила прежние сословные органы городского управ­ления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, находившимся в русском подданстве и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств и приказчики 1-го разряда. Избирательное право было предоставлено и юридическим лицам: разным ведомствам, учреждениям, обществам, товариществам, монастырям, церквам, платившим сборы в городской бюджет. Законом предусматривалась трехразрядная избирательная система, при которой все избиратели делились на три курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Численный состав дум устанавливался с учетом количества населения от 30 до 72 чел., в Москве – 180, в Петербурге – 250. Городская дума избирала из своего состава городского голову, его заместителя, членов управы. Городской голова возглавлял одновременно и Думу, и Управу, координируя их работу. Органом надзора за соблюдением законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

Лица, имевшие право участвовать в выборах гласных городских дум, составляли в целом весьма незначительную часть населения. Так, в середине 80-х гг. в Среднем и Нижнем Поволжье их процент колебался от 7,7% самостоятельного населения в Казани до 9,6% в Саратове. И все же избирательная система обеспечила довольно прочные позиции в думах представителям торгово-промышленных кругов российских городов. Купечество крупнейших городских центров того же Среднего и Нижнего Поволжья, составляя всего лишь 2,5%–3,4% их населения, было представлено в 1884-1888 гг. в Самарской городской думе 51,4% всех гласных, в Саратовской – 62,5%, в Казанской – 66,7%, в Астраханской 68% гласных. Наряду с русскими купцами избирались в думы и представители других национальностей. Причем число их постоянно увеличивалось. Например, в Казанскую городскую думу в 1872-1874 гг. было избрано 8 татар, в 1875-1878 гг. – 12, в 1879-1882 гг. – 16, в 1883-1886 гг. – 20.


Городские органы самоуправления имели ряд административно-хо­зяйст­венных функций. Прежде всего это благоустройство города: освещение, отопление, водо­снабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др. Далее – развитие народного образования и культуры (открытие школ, библиотек, музеев, театров и пр.), здравоохранения (учреждение и содержание больниц, проведение санитарно-ги­гие­нических мероприятий). Требовало внимания оказание содействия в обеспечении населения продовольствием (организация рынков, базаров), принятие мер против пожаров и других стихийных бедствий, попечение о развитии местной торговли и промышленности, об устройстве бирж, кредитных учреждений и др. В пределах предоставлен­ной компетенции органы самоуправления обладали относительной независимостью и самостоятельностью.

Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ (торговых рядов, бань и др.), пошлинных сборов на клеймение весов и мер, аукционов и др., а также отчислений из городской казны. Реформа устанавливала ряд ограничений бюджетных прав органов самоуправления: они не могли самостоятельно вводить новые налоги и превышать установленную законом предельную норму обложения. На городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм и др.

Городские думы в новых условиях смогли добиться определенных успехов и доказать жизнеспособность органов самоуправления. Характерным примером в этом отношении являлась Казань как один из крупных административных, торгово-промышленных и научно-учебных центров Европейской России второй половины XIX в. Реализация реформ 1870 г. привела к тому, что именно представители крупного купечества стали играть значительную роль в общественной жизни Казани. Пост городского головы преемственно занимали выборные из купеческого сословия (Д.Ва­раксин, П.Прибытков, Е.Печников и др.). Под их руководством Казанская городская дума и управа немало полезного сумели сделать для города. Уже к середине 70-х гг. было замощено около половины всех улиц, в 1874 г. состоялось открытие водопровода, в том же году началось освещение улиц газовыми фонарями, в июне 1897 г. первые электрические фонари зажглись на центральных улицах города, в 1875 г. состоялось открытие конно-железной дороги, в 1899 г. в городе появился первый электрический трамвай, в 1876 г. город подключился к международному телеграфному агентству, в 1882 г. началось строительство первой телефонной станции. Много внимания новые органы самоуправления уделяли решению проб­лем развития здравоохранения, народного образования, культуры.

Создание органов земского городского самоуправления явилось важ­ным этапом становления в России гражданского общества. Впервые управ­ление общественными делами в значительной своей части было изъято из ведения чиновников и передано избранным представителям различных социальных групп населения. На смену бюрократическим принципам комплектования и функционирования органов местного управления пришла система местного самоуправления, основанная на принципах цензовой демократии. Не случайно российские либералы расценивали введение земств, а затем и органов городского самоуправления как важнейшие шаги по пути к конституционным формам правления в России. Новые органы местного самоуправления – земские и городские – вошли в историю страны как буржуазные учреждения.