Ст.м. Новокузнецкая

Давным-давно, когда тема метро стала мне интересна, эта станция удивляла своей странностью в отделке. Разные центральные залы и совершенно пустая путевая стена. Как оказалось, всему есть объяснения.

10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции - «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году. Но годичный срок для такого строительства был нереальным уже тогда и поэтому пуска через год никто не ждал, конечно. Ну а потом началась война и стало не до пуска.

После того, как немцев отогнали от Москвы и ситуация на фронтах стала лучше, строительство решили продолжить. Это был в первую очередь мотивационный аспект - идет война (а до переломного момента еще далеко), но мы верим в победу и строим в Москве метро!

1 января заработал Замоскворецкий радиус от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» (сейчас это станции «Театральная» и «Автозаводская») Две станции - «Новокузнецкая» и «Павелецкая» не были открыты для пассажиров из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года. А на «Павелецкой» ситуация осложнилась тем, что станцию пришлось строить по временному проекту, так как необходимый металлопрокат для нее остался на Украине, на оккупированной территории. Но об этом рассказ в отдельном материале. А сейчас давайте посмотрим на станцию «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 года на действующем участке «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина».

1. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер.

2. Как и большинство станций второй первых очередей имеет отдельно стоящий вестибюль.

3. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля - В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор - М. Семиз; скульптор - Г. И. Мотовилов. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой.

4. На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы.

5. Памятная доска. Виды следы, что раньше метрополитен был «имени Кагановича».

6. Для станции «Павелецкая» были выполнены смальтовые мозаики В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Так как Павелецкую по первоначальному проекту построить не получалось, то архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле.

7. Один из немногих наклонных ходов выполненных с архитектурными элементами. Из-за этого в нем никогда не было рекламы.

8. Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков.

9. Довольно длинный подходной коридор от центрального зала к наклонному ходу. Гермоворота были установлены позднее.

10. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 37,5 метров). Авторы проекта - супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала - 9,5 метров, диаметр боковых залов - 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов.

11. Отделка станции велась уже во время движения поездов и поэтому смогли богато украсить только центральный зал и пилоны. Путевую стену сделали в временном варианте, который остался навсегда.

12. На путевой стене были установлены временные таблички с названием станции. Кстати, изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая».

13. А вот такой станция могла быть. Увы, отстуствие зонтов вызывает проблему с водой, которая по ним стекает в дренаж и отводится. Здесь же она вся капала бы на пассажиров. Сделать полностью стыки герметичными почти не возможно.

14. Одно из больных мест на станции - это проемы, которые текут. Они выполнены из бетона с оклеечной гидроизоляцией и поддерживающей железобетонной рубашкой.

15. Описание такого проема. Станция требует ремонта гидроизоляции и это запланировано. Но вот когда будет сделано - не известно.

16. Несмотря на шикарный вид в чугуне, к сожалению, мы врядли увидим такой проект в реальной жизни.

17. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову.

18. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками, украшенные резным рисунком.

19. В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). Причем удлинение зала было выполнено в другом архитектурном стиле, что сильно портит станцию.

20. В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой».

21. Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени

22. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор - Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным.

23. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода.

24. Для пересадки со старой «Третьяковской» на «Новокузнецкую »в 1996 году был построен новый переход. Он начинается в центре зала « », далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской» существует задел под второй переход. По слухам, он был сооружен, но из-з анехватки денег не успели вынести понизительную подстанцию в северном торце «Новокузнецкой» и новый переход упирается в нее. Увы, кажется, он в ближайшем времени так и не будет зкончен.

25. Один из эскалаторов пересадки.

26. Камера в новом пересадочном коридоре около южного торца станции.

27. В архитектурном оформлении нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.


.::кликабельно::.

28. В следующем посты мы отправимся за торцевую дверку - посмотрим на знаменитые тоннели около этой станции.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метро за организацию фотосъемки.

Вопреки известному мнению, название станции "Новокузнецкая" не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, ибо тот в то время назывался Сталинск. В проекте станция носила название "Климентовский переулок", а "на выходе" станцию "окрестили" по Новокузнецкой улице. Изначально название писалось через дефис — "Ново-Кузнецкая", но потом упростили и получилось то, что мы имеем сейчас.


1. Итак, Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне "Площадь Свердлова" ("Театральная") — "Павелецкая".

2. Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова "Парад физкультурников". Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

3. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

4. Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции "Третьяковская" Калужско-Рижской и Калининской линий.

5. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральный зал "Новокузнецкой" был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции "Третьяковская". В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский); до удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно находилось в его южном торце.

6. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций.

7. На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположены мозаичные панно, выполненные В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.

8. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции "Павелецкая". Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.

9. Путевые стены покрыты чёрным мрамором (внизу).

10. Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм.

16. Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые ошибочно приписываются храму Христа Спасителя.

17. Боковые залы станции освещаются подвесными люстрами, а центральный зал бронзовыми торшерами.

18. Бронзовые скульптурные вставки работы скульптора Н.В.Томского. В центре - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро "Новокузнецкая"? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.

Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. "Новокузнецкая" запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени - пролетариев из различных профессий.

На потолочных панно станции метро "Новокузнецкая" изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества - уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи

Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой "дороги жизни" на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме "Новокузнецкой", работы Фролова можно еще увидеть на "Маяковской", а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.

Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро "Новокузнецкая" была их вторым совместным детищем после "Сокольников". Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил "ВДНХ", "Спортивную", "Измайловскую", "Щелковскую" и "проспект Вернадского".

Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для "Павелецкой", однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.

Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.

Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени - вот что такое "Новокузнецкая". Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями "Третьяковская" Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро "Новокузнецкая".

Станция Новокузнецкая - пересадочная в Московском метрополитене в составе Замоскворецкой линии . Она является центральным участком этой линии и соседствует со станциями «Театральная» и «Павелецкая». Расположена в Центральном административном округе столицы на территории Замосквореченского района.

История названия

Станция «Новокузнецкая» в проектной документации носила другое название - Климентовский переулок, названный в честь православного Храма Священномученика Климента.

В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис - «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.

Описание станции

Оформление станции «Новокузнецкая» воспевает стойкость и упорство советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тема избрана неслучайно, ведь станцию открыли в самый разгар военных действий - в 1943 году. Стены и потолок отделаны светлым мрамором, пол выстелен гранитом разных цветов. На потолочном фризе центрального зала растянулся барельеф с фрагментами боевых операций. Своды украшают шесть мозаик с изображениями тружеников тыла - садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждую мозаику освещает бронзовый торшер.

В центре эскалаторного наклона изображен щит в обрамлении оружия, знамен и лавровых венков. На щите слова: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Переход с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» украшает мраморное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Б. Покровского.

Проект оформления станции «Новокузнецкая» в послевоенные годы получил Сталинскую премию первой степени.

Технические характеристики

Станция трехсводчатой пилонной конструкции «Новокузнецкая» построена по типовому проекту и является станцией глубокого заложения (глубина 37,5 м). Центральный зал в диаметре имеет 9,5 м, боковые - 8,5 м. Авторы проекта - архитекторы И. Таранов и Н. Быкова.

«Новокузнецкая» имеет путевое развитие, состоящее из 4 стрелочных переводов и 1 станционного пути для отстоя и оборота подвижного состава. Кроме того, «Новокузнецкая» пересекается со станцией «Третьяковская».

Вестибюли и пересадки

«Новокузнецкая» имеет лишь один вестибюль - наземный. Его проектировали архитекторы В. Гельфрейх, И. Рожин и Г. Тосунов. Круглое в основании сооружение внутри облицовано «Уфалейским» мрамором серо-дымчатого оттенка. Стены украшены барельефами Г. Мотовилова и мозаикой «Парад физкультурников» В. Фролова. Подъем к вестибюлю осуществляется по эскалатору с северного торца. Он выводит к улицам Пятницкая и Новокузнецкая.

На «Новокузнецкой» есть пересадки в южный и северный залы станции «Третьяковская».

Достопримечательности

У станции «Новокузнецкая» много интересных мест. Но все же изюминкой этой части Москвы являются культовые сооружения. Храм Архангела Михаила в Овчинниках представляет первую половину ХVII века. Его построили на месте деревянной церкви, построенной веком раньше царскими слободскими овчинниками. Поначалу церковь Архангела Михаила была небольшой и ассиметричной. В начале XVIII века к ней пристроили двухъярусную колокольню, а самому храму придали черты московского барокко. В следующем столетии церковь Архангела Михаила уже была переделана под стиль ампир. В 1932 году храм был закрыт. И лишь в конце ХХ века здесь возобновились богослужения. Не менее интересен и православный Храм святителя Николая в Пыжах, являющийся памятником архитектуры XVII века. Его соорудили на месте деревянной церкви, датируемой 1593 годом. После разорения войсками Наполеона в 1812 году храм восстановили местные купцы Лямины. Во времена советской власти храм закрыли. В 1990 году его возвратили РПЦ, и храм вновь стал действующим. Еще одно культовое сооружение, достойное внимания, - Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость.

В 1688 году сюда поместили икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После того как образ прославился чудесными исцелениями, храм переименовали. С установлением советской власти у церкви «изъяли ценности», а колокола уничтожили. В 1948 году храм освятили и возобновили богослужения. Монументальность церкви придает гладкий полусферический купол с небольшими люкарнами. При храме организовали воскресные школы для прихожан, библиотеку и Центр реабилитации жертв неорелигий.

Наземная инфраструктура

У метро «Новокузнецкая» находится очень много заведений общественного питания, рассчитанных на любой вкус и кошелек. Здесь также имеются в наличии магазины, аптеки, здание ЗАГСа, гостиницы «Медея» (в двух минутах ходьбы от станции), «Аквамарин» и «Балчуг Кемпински» (10-15 минут пешком). Сферу образования в районе метро «Новокузнецкая» представляют общеобразовательная школа, Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, Академия водного транспорта, политики и права, институт экономики и физико-технический институт.

Полезные факты

Первых утренних пассажиров метро «Новокузнецкая» начинает принимать в 5:35. В час ночи станция закрывается. Первый поезд в направлении станции «Речной вокзал» идет в 5:46. Первый поезд в сторону метро «Красногвардейская» в 5:45.Здесь работают операторы «Билайн», «МТС» и «Мегафон».

Шесть мозаик с изображениями мирных советских тружеников, которые расположены на сводах станции метро «Новокузнецкая», задуманы еще в довоенное время и были предназначены для станции «Павелецкая». Их эскизы разработал известный в те годы русский художник А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде. Из осажденного города работы вывезли моряки. Панно из смальты по уцелевшим эскизам изготовил художник В. Фролов.

Не менее интересна история и скамеек из белого мрамора для пассажиров станции «Новокузнецкая». До этого они служили прихожанам в храме Христа Спасителя.

Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Открыта 20 ноября 1943 г. в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» – «Автозаводская».
Код станции: 031.
Название - по Новокузнецкой ул. и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецку , который в то время назывался Сталинск.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды. Выход из вестибюля на Пятницкую ул.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 г., в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 г. был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

В 1999 году в рамках реконструкции наземного вестибюля на этой станции был установлен последний в Московском метрополитене эскалатор с отделкой из пластиковых панелей с имитацией под дерево. Все более поздние эскалаторы отделывались панелями из нержавеющей стали.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (37,5 м) заложения. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала - 9,5 м, боковых - 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов.
Архитекторы, создавшие проект станции – супруги Н. Быкова и И. Таранов. Консультировал их Иван Жолтовский.
Инженер-конструктор М. Семиз.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления - стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы - А.Е. Зеленский, Н.В. Томский, С.Л. Рабинович и Н.М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые некоторые ошибочно приписывают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя.

На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно (см. вложенный объект). Эскизы панно изготовил А. А. Дейнека, а собирал их художник В. А. Фролов в Ленинграде. Работа началась перед войной, а завершена была в блокадном городе в 1942 году. Больной, голодный, полуослепший, Владимир Александрович отказался от эвакуации, работал в промёрзшей мастерской и сумел закончить работу. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев. Художник нашёл в себе силы дойти до пристани, проводить своё творение, а через несколько дней он умер… Мозаики предназначались для станции метро «Павелецкая», проект которой делали архитекторы Веснины. Из-за войны от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда уже готовые мозаики установили на своде станции «Новокузнецкая».

Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно. На эскалаторном наклоне - скульптурная вставка работы Н.В. Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны». В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор - Б.В. Покровский). Проект станции в 1946 г. году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».
В 1992 году был предложен проект по переименованию станции в «Замоскворечье».

Объект культурного наследия регионального значения.

Предыдущая станция на линии «Театральная» .
Следующая станция на линии «Павелецкая» .

Информация о станции.