Ст м электрозаводская. Станция электрозаводская

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771420834300005 (ЕГРОКН) Район Соколиная гора Округ ВАО Дата открытия 15 мая года Проектное название Электрозавод ( год) Тип пилонная трёхсводчатая глубокого заложения Глубина заложения, м 31,5 Количество платформ 1 Тип платформы островная Форма платформы прямая Длина платформы, м 162 Ширина платформы, м 12 Архитекторы В. А. Щуко , В. Г. Гельфрейх , И. Е. Рожин , при участии П. Г. Капланского и Л. А. Шагуриной Архитекторы вестибюлей В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин Инженеры‑конструкторы Б. Уманский Переходы на станции 11 Рубцовская (строится) Выход к улицам Большая Семёновская , Семёновская набережная , Гольяновский проезд Наземный транспорт : м3 , 59, 86, 332, 552, Т25, Т32, Т88; Н3 ; Тб : 22 Режим работы 5:30-1:00 Код станции 048 Соседние станции Бауманская и Семёновская «Электрозаводская» на Викискладе

История

Внешние изображения
Проект центрального зала. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин. 1938 год
Проект наземного вестибюля. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин. 1938 год

История проектирования станции «Электрозаводская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове . Первый проект Покровского радиуса появился в году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте - апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» - «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году .

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Проектирование «Электрозаводской» в 1939 году было заказано архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху , которые привлекли к работе своего ученика И. В. Рожина . Участие В. А. Щуко в проекте прервалось в том же году в связи с его смертью . На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» - «Измайловская» без станции «Электрозаводская». Она была открыта 15 мая того же года , став 29-й станцией Московского метрополитена.

В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции . Однако от строительства пришлось отказаться из-за начавшихся в стране экономических трудностей.

Архитектура и оформление

Вестибюль

На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники : М. В. Ломоносова , П. Н. Яблочкова , А. С. Попова , М. Фарадея , Б. Франклина , У. Гильберта .

Архитекторы вестибюля - В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин .

Станция была закрыта на реконструкцию 19 мая 2007 года в связи с необходимостью замены эскалаторов, технический срок эксплуатации которых подошёл к концу. В 2007-2008 годах был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери, восстановлены бронзовые ажурные решётки, произведена замена гранитного покрытия пола на мраморное .

Станционные залы

Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы). У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит . Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов , изредка попадаются ростры белемнитов .

Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала . В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев , но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались .

На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Изначально планировалось сделать свод орнаментным, как на «Новокузнецкой », но затем по предложению В. А. Щуко было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом из них .

Торец станции украшен барельефом с изображением знамён, в центре которого находился медальон с профилем Сталина . Профиль Сталина был убран после развенчания «культа личности » .

По окончании капитального ремонта 28 ноября года оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы - такие же, как на станциях «Трубная », «Сретенский бульвар », «Строгино », «Кунцевская » и «Славянский бульвар ». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены компактными люминесцентными (энергосберегающими) лампами .

Станция в цифрах

По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Семёновская »
05:56:00 05:56:00
05:56:00 05:56:00
В сторону станции
«Бауманская »
05:35:00 05:35:00
05:35:00 05:35:00

Расположение

Станция метро «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Семёновская » и «Бауманская ». Выход в город на Большую Семёновскую улицу.

Железнодорожный транспорт

Недалеко от станции находится платформа Казанского / Рязанского направления Московской железной дороги «Электрозаводская». Через неё проходят поезда, следующие с Казанского вокзала и на этот вокзал .

Наземный общественный транспорт

Станция «Электрозаводская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта :

  • Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются автобусы № 86, 332, 552, Т25, Т32 и троллейбус № 22
  • Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливается автобус № 59.
  • Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются автобусы № 59, 552 и Т25.
  • Остановка Метро «Электрозаводская» находится на нечётной стороне Большой Семёновской улицы. На ней останавливаются автобусы № 332, Т25, Т32 и троллейбус № 22.

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год) :

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № 59 «Авиамоторная » Карачарово Электрозаводский мост
авт. № 86 «Бульвар Рокоссовского », «Преображенская площадь » Ст. метро «Бульвар Рокоссовского» Больница Соколиной Горы
авт. № 332 «Сокольники », «Семёновская » Трамвайное депо имени Русакова Больница Соколиной горы
авт. № 552 «Семёновская » Метро «Семёновская» Рубцовская набережная
авт. № Т25 «Бауманская », «Китай город » Лубянская площадь Проспект Будённого
авт. № Т32 «Щёлковская », «Черкизовская », «Преображенская площадь », «Сокольники » Уссурийская улица Гаражная улица
авт. № Т88 «Бауманская », «Комсомольская »-радиальная, «Комсомольская »-кольцевая Проспект Будённого Комсомольская площадь
трол. № 22 «Первомайская », «Партизанская », «Семёновская », «Бауманская »

Станция в искусстве

См. также

Примечания

  1. Электрозаводская (неопр.) . Арбатско-Покровская линия . Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  2. Станция «Электрозаводская» (неопр.) . Памятники культурного наследия России. Проверено 15 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  3. Проектирование и первые очереди строительства (неопр.) . metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.

"В годы Великой Отечественной войны ни на один день не прекращалось строительство линий метрополитена. С 1941 по 1945 год была сооружена третья очередь линий метрополитена протяженностью 13,3 км и введено в эксплуатацию 7 станций. С 1 января 1943 года пошли поезда от станции "Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская", а с 18 января 1944 года - от станции "Курская" до станции "Измаиловский парк" *. "

Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год. Сегодня по случаю купил.
* - "Партизанская" .


Фото с сайта oldmos.ru

На самом деле, строительство линий третьей очереди началось в 1938 году и к июню 1941 года было готово около 70% работ. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» — «Измайловский парк» (Партизанская) без станции «Электрозаводская». Станция «Электрозаводская» была открыта 15 мая 1944 года. Название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Станция является памятником культурного наследия России.

Наземный вестибюль выполнен в форме приземистого шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом. В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М. Г. Манизер).


С сайта: metromost.com

На каждой из пущенных в эксплуатацию в годы войны станций были установлены таблички "Сооружена в дни Великой Отечественной войны".

На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Изначально образ станции связывался с расположенным поблизости Электрозаводом. В 1943 году, после возобновления работ над станцией, актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами.


Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы).

Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д.

Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала.

У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит.

Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков — наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов.

Бронзовые светильники с вентиляционными решётками с Серпом и Молотом посередине. По кругу их украшает надпись с названием станции.

Станция «Электрозаводская» расположена между станциями «Семеновская» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метро.

История станции

Метро «Электрозаводская» была открыта 15 мая 1944 года. В 2007-2008 году станция была закрыта для пассажиров. Здесь полностью заменяли эскалаторы, которые выработали свой ресурс, и меняли половое покрытие.

История названия

Название станции связано с Московским электрозаводом им. Куйбышева. В проектной документации даже встречается название «Завод им. Куйбышева».

Описание станции

Тема оформления главного зала посвящена труду советских людей во времена Второй Мировой войны. Стены украшены барельефами скульптора Г. И. Мотовилова. Путевые стены станции отделаны грузинским мрамором «салиэти» красного цвета. Этот мрамор имеет такой же возраст, как Нижнеюрский период. В камне встречается большое количество раковин аммонитов, наутилусов и белемнитов. Пилоны станции облицованы «прохоро-баландинским» мрамором. Пол устлан серыми и черными плитами и отделан по краям желто-розовым крымским мрамором «биюк-янкой». Освещение станции уникально: в 6 рядах круглых углублений центрального свода вмонтированы 318 светильников. После капитального ремонта, проведенного в 2008 году, лампы накаливания всех светильников заменили на энергосберегающие лампы, а мрамор полового покрытия заменили гранитом, сохранив при этом расцветку и узор.

Технические характеристики

Станция построена по типовому проекту и классифицируется как пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения. Станция расположена на глубине 31,5 метров. Диаметр центрального зала станции - 9,5 метров. Боковые залы немного поменьше - 8,5 метров.

Вестибюли и пересадки

Метро «Электрозаводская» имеет только один наземный вестибюль, имеющий шестиугольную форму и купол. Вход в вестибюль украшает скульптура М. Г. Манизера «Метростроевцы». Стены эскалаторного и кассового залов отделаны красным мрамором и украшены медальонами ученых, внесших неоценимый вклад в развитие электротехники. Со стен на пассажиров взирают: М. В. Ломоносов, П. Н. Яблочков, А. С. Попов, М. Фарадей, Б. Франклин и У. Гильберт. Рядом со станцией метро находится платформа Московской железной дороги, которая тоже называется «Электрозаводская». Отсюда можно попасть на ж/д станции, расположенные в Казанском направлении. Выход из метро ведет к улицам: Большая Семеновская, Семеновская набережная и Гольяновский проезд.

Наземная инфраструктура

Рядом со станцией «Электрозаводская» находятся такие высшие учебные заведения, как Московский институт международных экономических отношений и МАМИ. Здесь же расположены Российская государственная юношеская библиотека и Спортивная юношеская школа олимпийского резерва. К инфраструктуре, расположенной недалеко от станции, можно отнести и Театр Кирилла Королева. Если говорить о заведениях общественного питания, то с этим дела обстоят не очень хорошо. Недалеко от станции находится только один ресторан и одно кафе. Зато здесь есть столовая, в которой можно дешево пообедать.

Станция «Электрозаводская»

Станция была открыта для пассажиров 15 мая 1944 года в составе Арбатско-Покровской линии метро. За время существования название не менялось.

Название дано по Электрозаводу, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Рядом находится платформа Электрозаводская Казанского направления Московской железной дороги.

Пилоны облицованы «прохоро-баландинским» мрамором. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора «биюк-янкой». Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором «салиэти», вероятно, нижнеюрского возраста. В нем встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов . Барельефы на стенах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Наземный вестибюль выполнен в форме шестиугольного здания с куполом. У входа установлена скульптурная группа «Метростроевцы» (скульптор М. Г. Манизер). На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта.

По окончании капитального ремонта, к 28 ноября 2008, оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы - такие же, как на станциях «Трубная», «Сретенский бульвар», «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены энергосберегающими лампами.

Станция «Электрозаводская » расположена в