Ссср должен опередить америку в исследовании космоса. Россия - Америка

Космическая гонка СССР и США Космическая гонка напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 годы. В число событий гонки входят запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну. Побочный эффект холодной войны.


Триумф СССР Советский Союз открыл «Космическую эру». В первом ее десятилетии () он был безусловным лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. Интеллектуальный, промышленный и организационный потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической эры решить такие сверхзадачи, как создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного предмета - вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в космическое пространство первого человека Земли Юрия Гагарина, первый полет в космос женщины - Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, мягкая посадка автоматической станции на Луну и видеопередача на Землю панорамы лунной поверхности, первое проникновение в атмосферу Венеры, первая в мире автоматическая стыковка космических аппаратов.




Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником Днём космонавтики.






Человек на луне. 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил Армстронг. «Маленьких шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» - эти слова облетели весь мир. Итак, американцы – первые на Луне. То, к чему они стремились, свершилось. В своих космических достижениях они догнали Советский Союз


Итоги космической гонки: В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты.

Публикации раздела Лекции

М ощный импульс к развитию космической отрасли дала Вторая мировая война, по итогам которой в мире появились две сверхдержавы – СССР и США. Причем Америка в конце войны обладала монополией на атомное оружие, продемонстрировав его возможности, сбросив бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Советскому Союзу надо было в кратчайшие сроки ликвидировать свое отставание в военной отрасли. Началась гонка вооружений.

РДС-1 - первая советская атомная бомба имплозивного типа с плутонием. Мощность бомбы - 22 килотонны, длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т

В течение пяти лет после войны СССР создал свою собственную атомную бомбу, одновременно работая над средствами доставки ядерных снарядов – ракетами. Дело в том, что в странах НАТО на боевом дежурстве стояли ракеты сравнительно небольшого веса, которым хватило бы считанных минут, чтобы донести смертоносный груз до нашей территории. А у Советского Союза не было военных баз близ берегов США. Нашей стране как воздух нужны были тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты с весом боевой головной части 5,5 тонны.

Такую ракету поручили строить инженеру Сергею Королеву. Это было известно лишь ограниченному кругу специалистов, связанных с ракетной промышленностью. Только после его кончины миллионы людей узнали имя главного конструктора, который фактически возглавлял все советские космические исследования в течение десяти лет – с 1957 по 1966 год.

«Сергею Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью».

Шведский астрофизик Ханнес Альвен - лауреат Нобелевской премии

С ранних лет юным конструктором владела идея построить ракетоплан – космический аппарат на ракетной тяге. Мечты Королева начали быстро осуществляться благодаря знакомству с видным энтузиастом межпланетных перелетов Фридрихом Артуровичем Цандером. Вместе с ним Королев создал при Осоавиахиме Группу изучения реактивного движения (ГИДР), которая вскоре превратилась в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Королева назначили заместителем директора по научной части.

Однако в решительную поступь советской космической науки вмешалась эпоха Большого террора. 1937 год нанес сокрушительный удар по зарождавшейся отрасли. Были арестованы почти все сотрудники РНИИ, свернуты эксперименты и исследования. 27 июня 1938 года пришли и за Королевым. От неминуемой смерти его спасла работа в так называемых шарашках, тюремных конструкторских бюро при НКВД (эти заведения детально описаны Александром Солженицыным в романе «В круге первом»).

В 1940 году Сергея Королева вернули в Москву и включили в группу Андрея Туполева, которая занималась созданием тяжелого бомбардировщика нового поколения. Через два года Королев разработал проекты самолета-перехватчика с реактивным двигателем, в 1943-м построил ракетный ускоритель для боевых истребителей. В сентябре 1945 года его вместе с другими советскими специалистами направили для изучения трофейной техники, в частности ракет ФАУ-2, в Германию, а еще через несколько месяцев в СССР была создана новая отрасль промышленности – ракетная. На ее базе и стали в дальнейшем разрабатываться космические программы. Главным конструктором ракет дальнего действия назначили Сергея Павловича Королева. Юношеская мечта стала приобретать реальные очертания.

За весьма непродолжительное время конструкторское бюро Королева разработало и осуществило запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-1, спроектировало Р-2 и Р-3, а затем первые в мире стратегические межконтинентальные ракеты Р-5 и Р-7. «Семерка» - шедевр королевской мысли - обладала рекордной стартовой массой в 280 тонн и длиной 34,2 метра.

Созданная для военных нужд ракетная промышленность занималась мирной наукой лишь опосредованно. Но Сергей Королев, никогда не оставлявший мыслей о космосе, задумался о том, чтобы отправить в космос научную лабораторию. Хотя от этой идеи пришлось отказаться, ограничившись искусственным спутником земли (ИСЗ). Дело в том, что советскому руководству нужно было во что бы то ни стало обогнать Соединенные Штаты, тоже готовившие свой спутник к отправке.

6 октября 1957 года советские газеты констатировали: «В СССР запустили искусственный спутник Земли». А все газеты мира пестрели кричащими заголовками.

В США появление спутника только подлило масла в огонь холодной войны. Американцы прикладывали огромные усилия, пытаясь расшифровать спутниковые сигналы, полагая, что это обозначения для ракетных ударов или слежения. На самом деле спутник представлял собой металлический шар с радиопередатчиком внутри. Тем не менее запуск искусственного спутника Земли доказал превосходство СССР в ракетостроении.

Хрущев заявил Королеву: «Теперь к 7 ноября запустите что-нибудь новенькое». Таким образом, конструктору дали всего пять недель на то, чтобы подготовить новый старт космического аппарата. С пассажиром на борту. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака по кличке Лайка, ставшая «первым живым космонавтом» Земли.

Для СССР запуск и околоземного спутника, и спутника с живым существом на борту был огромной пропагандистской победой и одновременно звонкой пощечиной Америке.

6 декабря 1957 года в торжественной обстановке при большом стечении народа на мысе Канаверал должен был состояться запуск первого американского спутника. Миллионы американцев прильнули к экранам телевизоров, старт ракеты должны были показать в прямом эфире. Ракета смогла подняться лишь на 1,2 м, после чего накренилась и взорвалась.

Следующим этапом соревнования стала отправка на орбиту человека. Тем более что повышение надежности летательных аппаратов делало эту задачу выполнимой. До последних дней перед полетом не было известно, кто станет первым: Юрий Гагарин или Герман Титов. 9 апреля Государственная комиссия приняла наконец решение: летит Гагарин, Титов остался дублером.

В это время американские инженеры усиленно пытались догнать СССР и сделать все возможное, чтобы первым человеком, отправившимся в космос, стал американец. Полет астронавта Алана Шепарда был назначен на 6 марта 1961 года. Счет в противостоянии шел на дни. Но экспедиция Шепарда из-за облачности и шквальных ветров была отложена до 5 мая.

Юрий Гагарин - первый космонавт

В 9 часов 7 минут 12 апреля 1961 года прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Первый человек отправился в космос. Гагарину потребовался 1 час 48 минут, чтобы обогнуть планету. В 10 часов 55 минут капсула его спускаемого модуля благополучно приземлилась возле деревни Смеловки Саратовской области. Новость о «108 минутах, которые потрясли мир», мгновенно облетела земной шар, а улыбка первого космонавта стала символом и синонимом чистосердечия, получив название «гагаринской».

Алан Шепард стал вторым человеком в космосе спустя всего четыре недели. Но его пятнадцатиминутный суборбитальный полет был разочарованием на фоне триумфа Юрия Гагарина.

Космическая гонка только набирала обороты. Чтобы утереть русским нос, американцы решили сделать ставку на освоение Луны. США начинают вкладывать огромные средства в лунную программу.

6 августа 1961 года Герман Титов стал первым человеком в космосе, который провел на орбите более суток, сделав 17 витков вокруг Земли.
14 июня 1963 года Валерий Быковский находится на орбите Земли в течение почти пяти суток – самый долгий одиночный полет.

Спустя всего два дня, 16 июня, на орбиту отправилась Валентина Терешкова, первая женщина в космосе.

В 1964 году был создан новый космический корабль «Восход», рассчитанный на многоместный экипаж.
18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.
Его отчет перед госкомиссией был кратким: «В открытом космосе жить и работать можно».

14 января 1966 года во время многочасовой операции на сердце умирает Сергей Королев. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы.

Но битва за космос продолжилась. Со временем космические корабли становились все совершеннее, появились новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полетов к постоянной длительной работе в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялись стыковки в космосе, проводились многочисленные технологические эксперименты, научные исследования земного шара, ставились рекорды продолжительности полетов. Не обошлось без трагедий.

Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе.

23 апреля 1967 года к старту готовился Владимир Комаров. Запуск прошел успешно, но затем начались неприятности, обнаружились множественные неполадки. При возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля. «Союз» летел на землю со скоростью 1120 километров в час. Шансов выжить не было.

Летом 1971 года произошла еще одна трагедия. После трехнедельного пребывания на орбите экипаж «Союза-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева начал спуск к Земле. Однако после приземления космонавты не подавали признаков жизни. Специальная комиссия, расследовавшая гибель космонавтов, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала разгерметизация кабины в безвоздушном пространстве. Новые полеты в космос после этого были отложены на два года – для работы над повышением надежности кораблей.

Американская лунная программа тем временем набирала обороты. Пока в СССР строили испытательные установки для имитации одной шестой от земной гравитации, ощущаемой на поверхности Луны, работали над спусковым модулем, который доставил бы одного из космонавтов на ее поверхность. В NASA собрали громадный «Сатурн-5», самую мощную из когда-либо построенных на тот момент ракет.

Русские тоже трудились над громадиной – ракетой Н-1. Имея 30 отдельных двигателей, она была в 16 раз мощнее, чем Р-1. И на нее возлагались надежды всей советской космической программы.

3 июля 1969 года Н-1 стартовала с космодрома Байконур, но после 23-секундного «полета» почти плашмя упала на стартовый стол и взорвалась, разрушив стартовое сооружение №1, уничтожив поворотную башню обслуживания, повредив подземные помещения комплекса. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км...

Американцы перехватили инициативу в освоении Луны. 1969 год стал годом высадки первых людей на лунную поверхность. 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил посадку на ночном спутнике Земли. Знаменитая фраза Нейла Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», облетела весь мир.

NASA на поверхности Луны.

Американские астронавты шесть раз побывали на Луне. В 70-е годы на лунный грунт были доставлены советские аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2». СССР, напротив, быстро забыл о Луне и нашел новую цель, которая могла возродить их космическую программу, – колонизацию. Способ не только летать в космос, но жить и работать там. Возможность проводить на орбите долгосрочные эксперименты.

Весь остаток 1970-х годов Советский Союз продолжал отправлять экипажи и серии космических станций «Салют» для все более длительных миссий. К середине 1980-х, пока американцы были по-прежнему сосредоточены на краткосрочных полетах в их космических шаттлах, русские были готовы совершить следующий шаг – сделать первую постоянную орбитальную космическую станцию «Мир», предназначенную для обеспечения условий для работы и отдыха экипажа, для проведения научных и прикладных исследований и экспериментов. 20 февраля 1986 года орбитальный комплекс «Мир» был выведен на орбиту и функционировал до 23 марта 2001 года.

Разработка пилотируемых кораблей нового поколения продолжалась до середины 80-х годов. Итогом многолетних трудов стала доставка в космос в 1988 году ракетой «Энергия» многоразового корабля «Буран», аналога американского шаттла. Но политические реалии того времени – кризис в СССР и последовавшее сокращение военного бюджета страны – поставили крест на этой программе. После крушения Советского Союза программа была свернута, а «Буран» перемещен на площадку для аттракционов в ЦПКиО им. Горького в Москве.

Сейчас наступила эра Международной космической станции (МКС). МКС – совместный международный проект, в котором, кроме России 13 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Наша страна была единственной, имеющей опыт обслуживания орбитальной космической станции. Только в Советском Союзе знали, что происходит с человеком, когда он долго находится в космосе. Поэтому сегодня Россия активно участвует в программе МКС, передавая свои знания. Международная космическая станция – это величайшее свидетельство достижений могущественной программы СССР в освоении космоса. Само ее существование зависело от технологий и профессионального опыта, достигнутых нами за 50 лет космических исследований. Важнейшие системы жизнеобеспечения станции основаны на тех, которые разрабатывались на «Салютах» и «Мирах». Космические скафандры – российского производства. До 2011 года единственным способом добраться до станции была капсула «Союз», установленная на вершине ракеты Р-7 - улучшенной версии той, что спроектировал Сергей Королев более полувека назад.

Ощный импульс к развитию космической отрасли дала Вторая мировая война, по итогам которой в мире появились две сверхдержавы – СССР и США. Причем Америка в конце войны обладала монополией на атомное оружие, продемонстрировав его возможности, сбросив бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Советскому Союзу надо было в кратчайшие сроки ликвидировать свое отставание в военной отрасли. Началась гонка вооружений.


В течение пяти лет после войны СССР создал свою собственную атомную бомбу, одновременно работая над средствами доставки ядерных снарядов – ракетами. Дело в том, что в странах НАТО на боевом дежурстве стояли ракеты сравнительно небольшого веса, которым хватило бы считанных минут, чтобы донести смертоносный груз до нашей территории. А у Советского Союза не было военных баз близ берегов США. Нашей стране как воздух нужны были тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты с весом боевой головной части 5,5 тонны.
Такую ракету поручили строить инженеру Сергею Королеву. Это было известно лишь ограниченному кругу специалистов, связанных с ракетной промышленностью. Только после его кончины миллионы людей узнали имя главного конструктора, который фактически возглавлял все советские космические исследования в течение десяти лет – с 1957 по 1966 год.
«Сергею Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью».
Шведский астрофизик Ханнес Альвен - лауреат Нобелевской премииС ранних лет юным конструктором владела идея построить ракетоплан – космический аппарат на ракетной тяге. Мечты Королева начали быстро осуществляться благодаря знакомству с видным энтузиастом межпланетных перелетов Фридрихом Артуровичем Цандером. Вместе с ним Королев создал при Осоавиахиме Группу изучения реактивного движения (ГИДР), которая вскоре превратилась в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Королева назначили заместителем директора по научной части.
Однако в решительную поступь советской космической науки вмешалась эпоха Большого террора. 1937 год нанес сокрушительный удар по зарождавшейся отрасли. Были арестованы почти все сотрудники РНИИ, свернуты эксперименты и исследования. 27 июня 1938 года пришли и за Королевым. От неминуемой смерти его спасла работа в так называемых шарашках, тюремных конструкторских бюро при НКВД (эти заведения детально описаны Александром Солженицыным в романе «В круге первом»).
В 1940 году Сергея Королева вернули в Москву и включили в группу Андрея Туполева, которая занималась созданием тяжелого бомбардировщика нового поколения. Через два года Королев разработал проекты самолета-перехватчика с реактивным двигателем, в 1943-м построил ракетный ускоритель для боевых истребителей. В сентябре 1945 года его вместе с другими советскими специалистами направили для изучения трофейной техники, в частности ракет ФАУ-2, в Германию, а еще через несколько месяцев в СССР была создана новая отрасль промышленности – ракетная. На ее базе и стали в дальнейшем разрабатываться космические программы. Главным конструктором ракет дальнего действия назначили Сергея Павловича Королева. Юношеская мечта стала приобретать реальные очертания.
За весьма непродолжительное время конструкторское бюро Королева разработало и осуществило запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-1, спроектировало Р-2 и Р-3, а затем первые в мире стратегические межконтинентальные ракеты Р-5 и Р-7. «Семерка» - шедевр королевской мысли - обладала рекордной стартовой массой в 280 тонн и длиной 34,2 метра.
Созданная для военных нужд ракетная промышленность занималась мирной наукой лишь опосредованно. Но Сергей Королев, никогда не оставлявший мыслей о космосе, задумался о том, чтобы отправить в космос научную лабораторию. Хотя от этой идеи пришлось отказаться, ограничившись искусственным спутником земли (ИСЗ). Дело в том, что советскому руководству нужно было во что бы то ни стало обогнать Соединенные Штаты, тоже готовившие свой спутник к отправке.
6 октября 1957 года советские газеты констатировали: «В СССР запустили искусственный спутник Земли». А все газеты мира пестрели кричащими заголовками.











В США появление спутника только подлило масла в огонь холодной войны. Американцы прикладывали огромные усилия, пытаясь расшифровать спутниковые сигналы, полагая, что это обозначения для ракетных ударов или слежения. На самом деле спутник представлял собой металлический шар с радиопередатчиком внутри. Тем не менее запуск искусственного спутника Земли доказал превосходство СССР в ракетостроении.

Генсек Хрущев потребовал: «Теперь к 7 ноября запустите что-нибудь новенькое».
Хрущев заявил Королеву: «Теперь к 7 ноября запустите что-нибудь новенькое». Таким образом, конструктору дали всего пять недель на то, чтобы подготовить новый старт космического аппарата. С пассажиром на борту. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака по кличке Лайка, ставшая «первым живым космонавтом» Земли.
Для СССР запуск и околоземного спутника, и спутника с живым существом на борту был огромной пропагандистской победой и одновременно звонкой пощечиной Америке.
6 декабря 1957 года в торжественной обстановке при большом стечении народа на мысе Канаверал должен был состояться запуск первого американского спутника. Миллионы американцев прильнули к экранам телевизоров, старт ракеты должны были показать в прямом эфире. Ракета смогла подняться лишь на 1,2 м, после чего накренилась и взорвалась.
Следующим этапом соревнования стала отправка на орбиту человека. Тем более что повышение надежности летательных аппаратов делало эту задачу выполнимой. До последних дней перед полетом не было известно, кто станет первым: Юрий Гагарин или Герман Титов. 9 апреля Государственная комиссия приняла наконец решение: летит Гагарин, Титов остался дублером.
В это время американские инженеры усиленно пытались догнать СССР и сделать все возможное, чтобы первым человеком, отправившимся в космос, стал американец. Полет астронавта Алана Шепарда был назначен на 6 марта 1961 года. Счет в противостоянии шел на дни. Но экспедиция Шепарда из-за облачности и шквальных ветров была отложена до 5 мая.

Юрий Гагарин - первый космонавт
В 9 часов 7 минут 12 апреля 1961 года прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Первый человек отправился в космос. Гагарину потребовался 1 час 48 минут, чтобы обогнуть планету. В 10 часов 55 минут капсула его спускаемого модуля благополучно приземлилась возле деревни Смеловки Саратовской области. Новость о «108 минутах, которые потрясли мир», мгновенно облетела земной шар, а улыбка первого космонавта стала символом и синонимом чистосердечия, получив название «гагаринской».
Алан Шепард стал вторым человеком в космосе спустя всего четыре недели. Но его пятнадцатиминутный суборбитальный полет был разочарованием на фоне триумфа Юрия Гагарина.
Космическая гонка только набирала обороты. Чтобы утереть русским нос, американцы решили сделать ставку на освоение Луны. США начинают вкладывать огромные средства в лунную программу.
6 августа 1961 года Герман Титов стал первым человеком в космосе, который провел на орбите более суток, сделав 17 витков вокруг Земли.
14 июня 1963 года Валерий Быковский находится на орбите Земли в течение почти пяти суток – самый долгий одиночный полет.

Спустя всего два дня, 16 июня, на орбиту отправилась Валентина Терешкова, первая женщина в космосе.
В 1964 году был создан новый космический корабль «Восход», рассчитанный на многоместный экипаж.
18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.
Его отчет перед госкомиссией был кратким: «В открытом космосе жить и работать можно».
14 января 1966 года во время многочасовой операции на сердце умирает Сергей Королев. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы.
Но битва за космос продолжилась. Со временем космические корабли становились все совершеннее, появились новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полетов к постоянной длительной работе в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялись стыковки в космосе, проводились многочисленные технологические эксперименты, научные исследования земного шара, ставились рекорды продолжительности полетов. Не обошлось без трагедий.

Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе.
23 апреля 1967 года к старту готовился Владимир Комаров. Запуск прошел успешно, но затем начались неприятности, обнаружились множественные неполадки. При возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля. «Союз» летел на землю со скоростью 1120 километров в час. Шансов выжить не было.
27 марта 1968 года в ходе обычного учебного полета на истребителе погибает Юрий Гагарин.
Летом 1971 года произошла еще одна трагедия. После трехнедельного пребывания на орбите экипаж «Союза-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева начал спуск к Земле. Однако после приземления космонавты не подавали признаков жизни. Специальная комиссия, расследовавшая гибель космонавтов, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала разгерметизация кабины в безвоздушном пространстве. Новые полеты в космос после этого были отложены на два года – для работы над повышением надежности кораблей.
Американская лунная программа тем временем набирала обороты. Пока в СССР строили испытательные установки для имитации одной шестой от земной гравитации, ощущаемой на поверхности Луны, работали над спусковым модулем, который доставил бы одного из космонавтов на ее поверхность. В NASA собрали громадный «Сатурн-5», самую мощную из когда-либо построенных на тот момент ракет.
Русские тоже трудились над громадиной – ракетой Н-1. Имея 30 отдельных двигателей, она была в 16 раз мощнее, чем Р-1. И на нее возлагались надежды всей советской космической программы.
3 июля 1969 года Н-1 стартовала с космодрома Байконур, но после 23-секундного «полета» почти плашмя упала на стартовый стол и взорвалась, разрушив стартовое сооружение №1, уничтожив поворотную башню обслуживания, повредив подземные помещения комплекса. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км…
Американцы перехватили инициативу в освоении Луны. 1969 год стал годом высадки первых людей на лунную поверхность. 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил посадку на ночном спутнике Земли. Знаменитая фраза Нейла Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», облетела весь мир.


Американские астронавты шесть раз побывали на Луне. В 70-е годы на лунный грунт были доставлены советские аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2». СССР, напротив, быстро забыл о Луне и нашел новую цель, которая могла возродить их космическую программу, – колонизацию. Способ не только летать в космос, но жить и работать там. Возможность проводить на орбите долгосрочные эксперименты.
Весь остаток 1970-х годов Советский Союз продолжал отправлять экипажи и серии космических станций «Салют» для все более длительных миссий. К середине 1980-х, пока американцы были по-прежнему сосредоточены на краткосрочных полетах в их космических шаттлах, русские были готовы совершить следующий шаг – сделать первую постоянную орбитальную космическую станцию «Мир», предназначенную для обеспечения условий для работы и отдыха экипажа, для проведения научных и прикладных исследований и экспериментов. 20 февраля 1986 года орбитальный комплекс «Мир» был выведен на орбиту и функционировал до 23 марта 2001 года.
Разработка пилотируемых кораблей нового поколения продолжалась до середины 80-х годов. Итогом многолетних трудов стала доставка в космос в 1988 году ракетой «Энергия» многоразового корабля «Буран», аналога американского шаттла. Но политические реалии того времени – кризис в СССР и последовавшее сокращение военного бюджета страны – поставили крест на этой программе. После крушения Советского Союза программа была свернута, а «Буран» перемещен на площадку для аттракционов в ЦПКиО им. Горького в Москве.
Сейчас наступила эра Международной космической станции (МКС). МКС – совместный международный проект, в котором, кроме России 13 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Наша страна была единственной, имеющей опыт обслуживания орбитальной космической станции. Только в Советском Союзе знали, что происходит с человеком, когда он долго находится в космосе. Поэтому сегодня Россия активно участвует в программе МКС, передавая свои знания. Международная космическая станция – это величайшее свидетельство достижений могущественной программы СССР в освоении космоса. Само ее существование зависело от технологий и профессионального опыта, достигнутых нами за 50 лет космических исследований. Важнейшие системы жизнеобеспечения станции основаны на тех, которые разрабатывались на «Салютах» и «Мирах». Космические скафандры – российского производства. До 2011 года единственным способом добраться до станции была капсула «Союз», установленная на вершине ракеты Р-7 - улучшенной версии той, что спроектировал Сергей Королев более полувека назад.

российский государственный
торгово-экономический университет

Факультет ФМЭиТ

Курс 1
Группа 13 МЭ

по дисциплине «США: история, политика, экономика» на тему:

Космическая гонка между СССР и США

Работу выполнила
студентка
Грешнова

Екатерина

Игорьевна

Научный руководитель:
профессор
Доброхотов Л.Н.

Москва 2011

«Чем больше человек покоряет космос, тем больше становится его рабом»

Неизвестный.

Космическая гонка – это гонка вооружений между двумя сверхдержавами СССР и США. Принято считать, что она началась в 1957 году и продолжалась до 1975 года.

Но следует отметить, что, на мой взгляд, гонка вооружений началась за долго до того, как сформировались два противостоящих политических блока - «социалистический мир» и «капиталистический лагерь».

65исследований новых «почемучек», которых не могли удовлетворить имевшиеся вопросы, а только зарождали все новые и новые.

Несмотря на множество открытий, которые сделало человечество за всю его историю, нас всегда волновал и будет волновать вопрос «космоса», ведь чем больше мы его узнаем, тем больше возникает вопросов, ответы на которые мы не можем дать, даже с помощью всех имеющихся знаний и разработок мы бессильны; но прогресс не стоит на месте, и я верю, что вскоре человечество ответит на многие вопросы, но не на все, потому что всегда будут появляться новые.

Начало космической гонки.

Примитивные ракеты в военном деле использовались еще в XX веке в Китае. Тем не менее, современная история развития ракетостроения берет свое начало с открытия русского ученого Константина Циолковского, которым 1880х годах была разработана теория многоступенчатой жидкотопливной ракеты, способной достичь космоса. Формула, которая носит название имени этого великого ученого, используется до сих пор в ракетостроении. Также Циолковский сделал первое теоретическое описание искусственного спутника.

В 1926 году американский ученый Роберт Годдард построил первую ракету на жидком топливе./

О построении реактивных аппаратов для освоения космоса задумывались во многих странах, но особенно много ученых занималось этой проблемой в СССР и Германии. Изначально все разработки и достижения этих ученых в данной области были абсолютно не засекречены, но с того момента, когда все страны поняли, что угроза война потенциальна, они задумались над вопросом «а можно ли эти разработки применить в военном деле?» и так все началось.

После Первой мировой войны по условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь дальнобойную артиллерию, поэтому командование рейхсвера проявляло интерес к ракетному оружию. С середины 20-х гг немецкие инженеры экспериментировали с ракетами и к 1942 году, благодаря Вернеру фон Брауну, достигли существенных успехов. Немецкая баллистическая боевая ракета А-4, запущенная в 1942 году, стала первым аппаратом, достигшим космической высоты в наивысшей точке суборбитальной траектории полёта. В 1943 году Германия начала серийный выпуск этих ракет под названием «Фау-2».

2 мая 1945 года ракетный полигон в Пенемюнде перестал принадлежать Германии. В силу разных причин одна часть инженеров, документации и деталей ракет попала в США, другая – в СССР. Эта жизненно важная информация, как и опыт работы немецких специалистов, стали предпосылкой начинающейся гонки вооружений.

Таким образом, в США попал ученый Фон Браун вместе с большинством инженеров-ракетчиков. Ими была построена новая модификация «Фау-2», с помощью которой сначала изучали верхние слои атмосферы. Впоследствии на ракету «Фау-2» установили вторую ступень, названную «Капрал». Двухступенчатая ракета получила название «Бампер».

В дальнейшем американцы с каждым разом все больше и больше модифицировали их ракеты. Так с помощью ракеты исследовательской ракеты «Викинг» они смогли достичь рекордных высот и получить решение многих технических проблем, которые впоследствии были применены на ракетах военного назначения.

В то же время в СССР занимались подобными разработками, производились регулярные запуски ракет для изучения верхних слоев атмосферы. Вскоре под руководством Королёва и других инженеров из ГИРД в СССР была разработана модификация «Фау-2», получившая обозначение «Т-1». Впоследствии были созданы ракеты «Т-2» и «Т-3», последняя была разработана в 1957 году и стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой.

К этому времени и в СССР и в США было произведено ядерное оружие, которое показало свою силу в конце Второй Мировой Войны. Теперь ядерное оружие можно доставлять с помощью баллистических ракет, раньше же это было осуществимо только с помощью стратегической авиации.

«Поехали!»

В 1955 году успехи в ракетной технологии позволили США сделать заявление о том, что научно-исследовательская ракета «Авангард» сможет вывести на орбиту искусственный спутник Земли в 1957 году, и это позволит провести наблюдение Земли из космоса в рамках Международного геофизического года. СССР также заявил о возможности запуска искусственного спутника Земли в 1957 году, однако это заявление было встречено с недоверием, поскольку во всех странах считали, что СССР еще далеко до достижений США, что говорит о засекреченности испытаний, проводившихся в СССР.

7 августа 1957 года американская ракета «Юпитер» достигла высоты 960 км. Тем временем в процессе работы над «Авангардом» возникли проблемы, и стало очевидным, что США смогут запустить спутник Земли только в 1958 году. Тем временем 26 августа 1957 года СССР объявил, что третьего августа был произведён запуск «первой сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты».

5 октября 1957 года весь мир узнал, что накануне в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». С помощью запуска этого спутника СССР смог показать не только свою силу в космическом вопросе, но и сделать множество выводов из данного полета. Запуск первого потряс весь мир, но особенно США, которые даже не могли представить, что такое в принципе возможно в СССР. Но прежде, чем американцы смогли оправиться от такого поражения как морально, так и ответить в действии, 3 ноября 1957 года был запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник -2» или «1957 Бета». Следует отметить, что весь мир повергло в шок не только тот факт, что СССР снова запустил спутник, но и присутствие на нем живого существа – собаки Лайки, которая, к сожалению, была обречена на смерть из-за недостатка кислорода.

Данные успехи СССР вызволи волну негодования и политического давления на американских ученых и инженеров, но запустить первый спутник, который получил название «Эксплорер 1», им удалось лишь 31 января 1958 года.

Вплоть до 12 апреля 1961 года проводились неоднократные запуски спутников, как со стороны СССР, так и США, так же совершили полет 2, пожалуй, самые известные собаки: Белка и Стрелка, которые успешно вернулись домой.

Но именно поворотным моментом стал запуск корабля «Восток -1», совершенный 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур, когда в космос полетел первые человек в истории всей космической гонки, его имя нам хорошо известно еще с детства – это Ю.А.Гагарин. Полет первого космонавта продолжался 1 час 48 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

Полет человека в космос был не просто «пощечиной» американцам, как запуск первого спутника, но чем-то гораздо большим, они вплоть до сегодняшнего дня вспоминают это событие, как одно из главных поражений всей нации за историю существования Соединенных Штатов Америки.

Однако, американцы достаточно быстро взяли реванш и 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил до высоты 187 км суборбитальный полёт, пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.

В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космической гонке. 12 августа 1962 года был совершен первый в мире групповой космический полет на кораблях «Восток – 3 » и «Восток – 4 ». Спустя еще примерно год, 16 июня 1963 года, впервые в мире совершен полет в космос женщины – космонавта – это была Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток – 6 ».

В то время американцы тоже не теряли времени и 15 мая 1963 года был произведен последний запуск по программе «Меркурий». Гордон Купер находился на орбите 34 часа, сделав почти 22 витка. Для США это было очень серьезное достижение.

12 октября 1954 года был запущен в космос первый в мире многоместный космический корабль «Восход – 1 ».

18 марта 1965 – совершен первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход – 2 ». В этом же году СССР запустил в космос первый спутник связи.

1966 год был особенно плодотворен для СССР. 3 февраля АМС Луна – 9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, тогда же были переданы первые панорамные снимки Луны. 1 марта станция «Венере – 3 » впервые достигла поверхности Венеры, что стало первым полетом на другую планету. 3 апреля станция «Луна – 10 » стала первым спутником Луны.

1967 год. СССР выводит на орбиту спутник Космос-139, способный уничтожать вражеские космические аппараты. Проведены его успешные испытания. СССР получает первое цветное изображение Земли из космоса и проводит первую стыковку двух спутников. Подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который запретил размещение ядерного оружия в космосе.

Была разработана теория многоступенчатой жидкотопливной ракеты, способной достичь орбиты и летать в космосе (космическая ракета). Идея ступенчатой космической ракеты - полностью идея русского космизма . Ракетные ступени и формула Циолковского по сей день используется в разработках космических ракет. Также Циолковский сделал первое теоретическое описание искусственного спутника.

Первой советской научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракетных двигателей и ракет явилась государственная организация - Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), созданная в 1921 г. До 30-х годов в СССР разрабатывались ракеты на твёрдом топливе .

В этот же период ведётся подготовка теоретической базы создания космической ракеты - в 1929 году издаётся труд Константина Циолковского «Космические ракетные поезда», в котором впервые теоретически изложена технология ступеней космической ракеты, необходимых для вывода автоматических станций или экипажа космического корабля на орбиту Земли.

Осенью 1931 года при Осоавиахиме были организованы московская (ГИРД) и ленинградская группы изучения реактивного движения, объединявшие на общественных началах энтузиастов ракетного дела. ГИРД, получившая название центральной, оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР. В 1934 году ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Пропагандистские и просветительные функции возложены на вновь организованную Реактивную группу Центрального совета Осоавиахима, успешно продолжавшую работать до конца 1930-х годов и создавшую ряд оригинальных небольших экспериментальных ракет.

Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935-1937 годах .

В период Второй Мировой Войны разработки космической ракеты были приостановлены, ракетная промышленность и научный персонал занимались разработкой ракет-снарядов для военных нужд ракетной артиллерии.

По окончанию Второй Мировой Войны США сбрасывают ядерные бомбы на Японию и перед СССР встаёт острая необходимость в разработках баллистических ракет в целях военного паритета и ядерного сдерживания. В связи с чем Советский Союз стал проводить испытания приближённых аналогов немецких баллистических ракет ФАУ-2 - Р-1 . Для этих целей в Казахстане был основан первый в мире космодром .

В 1957 году в СССР была построена первая в мире многоступенчатая космическая ракета Р-7 , способная уже не только выполнять функции баллистической ракеты, но и выводить на орбиту Земли космические приборы, животных и людей. 4 октября и 3 ноября этого же года в Советском Союзе при помощи Р-7 на орбиту Земли были доставлены первые искусственные спутники. С этого момента официально начинается космическая гонка между СССР и США.

Ближе к концу Второй мировой войны советские, британские и американские военные соперничали в захвате перспективных немецких военных разработок и квалифицированного персонала. Наибольших успехов достигли американцы - в ходе операции «Скрепка» была вывезена в США большая группа немецких специалистов-ракетчиков, включая самого конструктора Вернера фон Брауна и готовых образцов Фау-2. СССР смог получить лишь фрагментированные части Фау-2, на основе которых советские специалисты создали приближенную модель Р-1 .

По окончании Второй мировой войны СССР и США вступили в эпоху холодной войны . К тому времени США обладали большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещённых на авиабазах по всему миру, в том числе вокруг СССР. В качестве ответной меры, советским руководством было принято решение развивать ракетную технику. Ракетные и спутниковые технологии могли служить как мирным, так и военным целям, и, кроме того, были весомым аргументом для пропаганды и идеологического соперничества, демонстрируя научно-технический потенциал и военную мощь страны. Ещё до начала «лунной гонки» с целью установления господства в космосе в США прорабатывались проекты лунных военных баз Лунэкс (Lunex Project) и Горизонт (Project Horizon) с нацеленными на СССР ракетами, а также проект атомной бомбардировки Луны А119 .

Через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, Соединённым Штатам удалось запустить свой искусственный спутник - «Эксплорер-1 ».

Первые запуски использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоёв атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли (пояса Ван-Аллена).

Первым полноценным специализированным спутником связи на геосинхронной орбите являлся «Syncom-2 », запущенный Соединёнными Штатами 26 июля 1963 года .

Результатом этих программ стала доступность спутниковых средств связи и информации даже для рядовых граждан.

22 июля 1951 года в 4 часа утра с полигона Капустин Яр собаки Дезик и Цыган поднялись на высоту 110 км . Это были первые млекопитающие с планеты Земля, которые преодолели линию Кармана и возвратились назад живыми.

Первым живым существом, выведенным на орбиту на советском корабле «Спутник-2 », стала собака Лайка 3 ноября 1957 года . Это был первый обитаемый объект на орбите. Возврат не планировался, СА на корабле не было. Совершив несколько витков, Лайка погибла от перегрева в апогее орбиты.

Существовавшие в СССР и США во второй половине 1950-х гг. предложения организации суборбитальных полётов пилотов на модифицированных высотных геофизических ракетах реализованы не были.

В декабре 1960 года в космос была впервые запущена культура человеческих клеток, взятых у американки Генриетты Лакс . Наблюдения показали, что человеческие клетки нормально функционируют в условиях космического полёта.

Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин . 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1 ». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник - Всемирный день авиации и космонавтики . Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».

Очень скоро второй (и одной из двух на следующие 42 года) «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт .

В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космической гонке. Ещё до запуска первого американского орбитального корабля в СССР был сделан второй полёт («Восток-2 »). Через год (11 августа 1962 года) состоялся первый групповой космический полёт («Восток-3 » и «Восток-4 »), а ещё спустя год (16 июня 1963 года на корабле «Восток-6 ») в космос полетела первая (и на последующие два десятка лет единственная) женщина-космонавт - В. В. Терешкова .

20 января 1961 года в своей инаугурационной речи президент США Джон Ф. Кеннеди послал Советскому Союзу сигнал: «Будем вместе исследовать звезды…» . За этой короткой строчкой стоял документ, в котором говорилось: «В качестве первого шага США и СССР могли бы выбрать высадку с научными целями небольшой группы (около трех человек) на Луну, а затем возвратить их на Землю…» .

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1 » (2 января ), а первым аппаратом, достигшим Луны - станция «Луна-2 » (13 сентября 1959 года).

В США была запущена программа исследования межпланетного пространства «Пионер ». Впрочем, в аспекте достижения Луны «Пионер» постоянно преследовали неудачи, и вскоре были созданы другие более сложные программы, специально ориентированные на лунные исследования - «Рейнджер », «Лунар орбитер » и «Сервейер ».

После многочисленных успехов СССР в освоении космоса, США сосредоточились на попытках вернуть статус самой технологически развитой державы и обратили свой взор на Луну. Средством обретения американского космического лидерства стала объявленная уже в 1961 году интегральная (облётная и посадочная) лунная пилотируемая программа «Сатурн»-«Аполлон» , нацеленная на достижение Луны человеком до конца десятилетия 1960-х гг.

Хрущёв получил от президента Д. Кеннеди предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуска более совершенных метеорологических спутников), но, подозревая попытку выведать секреты советских ракетных и космических технологий, отказался. Для поддержания первенства в освоении космоса советское правительство вначале выдало конструкторскому бюро Королёва разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную проработку лунных пилотируемых проектов. Только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США (в 1964 году), в СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон »-«Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н1 -Л3) к 1968 году.

Для обеспечения приоритета по первому в мире лунно-облётному пилотируемому полёту в СССР старт двухместного корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы «Протон»-«Зонд» планировался на 8 декабря 1968 года. Ввиду того, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд (7К-Л1)» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, такой рискованный полёт был отменён - несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно, для опережения США . Даже если бы разрешение было бы получено, СССР не выиграл бы первый (облётный) этап «лунной гонки» - 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (его спускаемый аппарат был сохранён системой аварийного спасения).

В нервных условиях «лунной гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полётов вокруг Луны и замалчивания о неудачах в программе Л1, в США было решено произвести рискованную перестановку в своей лунной программе. Полёт вокруг Луны был переставлен вперёд планировавшейся ранее отработки на околоземной орбите всего комплекса «Аполлон». Поскольку лунный модуль не был ещё готов к полётам, облёт было решено выполнить без него, после всего одного пилотируемого полёта орбитального корабля («Аполлон-7 ») и в первом же пилотируемом полёте ракеты «Сатурн-5 ». В декабре 1968 года Америка вырвалась вперёд в лунной гонке и выиграла первый (облётный) этап «лунной гонки», когда Фрэнк Борман , Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8 » сделали 10 витков вокруг Луны.

Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю «лунную гонку». 16 июля 1969 года с мыса Канаверал стартовал американский корабль «Аполлон-11 » с экипажем из трёх человек - Нил Армстронг , Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший . 20 июля была совершена посадка на Луну, а 21 июля Нил Армстронг совершил выход на поверхность Луны. По всему миру, за исключением СССР и КНР [ ] , велась прямая трансляция , и за этим событием наблюдало порядка 500 млн человек. В последующем США провели ещё 5 успешных экспедиций на Луну, в том числе использовали в некоторых последних из них управляемый астронавтами лунный самоходный аппарат и привозили в каждом рейсе по несколько десятков килограммов лунного грунта .

Лунно-орбитальные модули КК «Аполлон» (сверху) и Л3 (7К-ЛОК) (внизу) в сравнении

Лунно-посадочные Л3 (Т2К-ЛК) (слева) и модули КК «Аполлон» (справа) в сравнении

Хотя руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну (это предусматривалось первым постановлением 1964 года в общем, а постановлением от начала 1967 года первая экспедиция была предписана на третий квартал 1968 года), реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем . Первые два в 1969 году (до первой американской экспедиции), как и два последующих, испытательные запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя Н1 закончились неудачей. Лунно-орбитальный корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочный корабль-модуль Т2К-ЛК - три тестовых околоземных беспилотных полёта уже после первой высадки США. По программе Н1-Л3, продолжавшейся некоторое время и после триумфа США, первая советская экспедиция могла состояться только в 1975 году, а за ней - до пяти последующих.

Советские лунно-облётные и лунно-посадочные программы во многом уступали американским аналогам. Лунно-облётный корабль «Зонд» не выходил на окололунную орбиту и вмещал только двоих космонавтов. В лунно-посадочном комплексе Л3 экипаж состоял также только из двоих космонавтов, причём на Луну должен был высаживаться только один космонавт, при каждом рейсе могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта, а при лунно-посадочном корабле-модуле не было лунного самоходного аппарата. Советские корабли не имели бортовых ЭВМ , однако, в то же время имели полную автоматизацию всех этапов полёта, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, для повышения надёжности советских высадочных экспедиций предусматривалось, что для каждой экспедиции сначала на Луну в автоматическом режиме доставляется беспилотный лунно-посадочный корабль-модуль, который становится резервным для следующего пилотируемого. Также, предполагалось, что в последующих полётах космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым дооборудованным для ручного управления луноходом .

Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1 », являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб В. М. Комаров , наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин).

Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию пилотируемой лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1-Л3, был составлен новый проект Н1Ф-Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980-х гг. советской лунной базы «Звезда» , для которой уже был разработан достаточно детальный проект, включая макеты экспедиционных транспортных средств и обитаемых модулей . Однако, назначенный в мае 1974 года вместо В. П. Мишина генеральным конструктором советской космической программы академик В. П. Глушко не стал отстаивать доведение носителя пилотируемой лунной программы и развитие её самой и своим приказом, с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году фактически и в 1976 году формально. Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»-«ЛЭК» рассматривался, но также не был реализован.

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году .

Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Н. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за В. Н. Челомеем , который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники (в том числе пилотируемой), с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 (на том же «своём» носителе «Протон») и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако, Челомей попал в опалу после отстранения Хрущева от власти, что и дало, наконец, возможность развернуть программы «Протон»-«Зонд» и Н1-Л3 от КБ Королёва.

Несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой компенсации, в СССР параллельно им были развёрнуты также программы автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки «Аполлона-11» двумя советскими автоматическими межпланетными станциями («Луна-15 » и предыдущая) были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год - с помощью АМС «Луна-16 » в 1970 году, после чего доставка по несколько сот граммов лунного грунта была повторена ещё два раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973 гг) на Луну доставлялись и успешно работали в течение нескольких недель первые в мире телеуправляемые с Земли советские лунные самоходные аппараты «Луноходы ». Однако СССР к этому моменту проиграл «лунную гонку».

Выиграв «лунную гонку» и совершив до 1972 года 6 успешных высадок, США не стали ни продолжать очень дорогостоящую пилотируемую программу «Аполлон», ни предпринимать полёты к Луне автоматических аппаратов в течение более двух десятилетий. СССР продолжал исследование Луны с помощью АМС и луноходов до 1976 года, после чего также прекратил их на три десятилетия.

По окончании «лунной гонки» как в США, так и в СССР (проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны технические предложения по организации пилотируемых полётов на Марс , однако в связи с чрезмерными для одной страны затратами в стадию реального воплощения они не перешли.

В отличие от других видов исторического международного соперничества космическая гонка не была мотивирована территориальной экспансией. США не выдвигали каких-либо территориальных прав на Луну. Были заключены международные соглашения о всемирном достоянии природных объектов космического пространства.

Возникшая ещё в 1970-е гг и особенно широко разошедшаяся по миру на рубеже XX и XXI веков конспирологическая теория о «лунном заговоре США» предполагает, что полёты «Аполлонов» с американскими астронавтами на Луну - всего лишь инсценировка. Некоторые варианты этих теорий предполагают, что официальные власти СССР знали об американском обмане, но по договорённости с США скрывали его (и даже остановили собственные лунные пилотируемые программы) ради достижения экономических и политических выгод.

В некоторых теориях «лунного заговора» предполагается, что власти США скрывают информацию об инопланетном присутствии на Луне (или, наоборот, способствуют распространению дезинформации об этом присутствии).

Существуют также теории о «советском лунном заговоре», согласно которым в СССР были предприняты секретные (и закончившиеся неудачей) попытки облёта Луны и инсценировки высадки на Луну.

Ещё до запуска «Спутника-1», и СССР, и США начали разработку разведывательных спутников . У СССР была серия спутников для фотосъёмки поверхности «Зенит », разработанная на базе кораблей «Восток», у США - «Дискаверер».

Часто программы велись параллельно, многие были остановлены на стадии проектирования, по некоторым были построены только макеты.

Если дата запуска «Спутника-1» единогласно признана началом гонки, то по поводу даты окончания существуют различные мнения. Одни считают, что за конец гонки следует признать полёт «Аполлона-11» и высадку на Луну, другие - что концом гонки стала совместная советско-американская программа «Союз-Аполлон » в 1975 году . «Союз-19 » и «Аполлон» провели орбитальную стыковку, что дало возможность космонавтам соперничавших стран посетить корабли друг друга и поучаствовать в совместных экспериментах.

Ещё несколько американских астронавтов - Роберт Лоуренс, Клифтон Уильямс, Чарльз Бассетт, Эллиот Си и Теодор Фримен разбились на тренировочных самолётах в 60-е годы, и хотя в космос они не летали, их имена увековечены на «Космическом зеркале» (мемориал погибшим астронавтам на мысе Канаверал). Там же находится и имя Майкла Адамса, посмертно удостоенного звания астронавта. Как ни странно, нет там имени Джозефа Уокера - единственного, кто поднимал Х-15 выше 100-км отметки, то есть реально совершил суборбитальные полёты (дважды). Он погиб за год до Адамса, но на другом самолёте.

С 1971 года и до окончания космической гонки ни в советской, ни в американской космической программе катастроф с человеческими жертвами больше не происходило, а две катастрофы с гибелью нескольких космонавтов произошли в США с многоразовыми кораблями «Спейс Шаттл» уже после окончания «космической гонки» («Челленджер » в и «Колумбия » в гг.). В обоих случаях погиб весь экипаж (оба экипажа - по 7 человек).

В период космической гонки стремительно развивались авиакосмическая техника и электроника, однако влияние космических технологий сказалось и на многих других областях науки и экономики.

Озабоченное резким прорывом Советского Союза американское правительство предприняло ряд серьёзных шагов для ликвидации отставания. В частности, в 1958 году был принят Закон об образовании для нужд национальной обороны, согласно которому было резко увеличено финансирование образования в стратегически важных областях науки, таких как математика и физика. На сегодняшний день более 1200 школ имеют собственный планетарий .

Многие разработки того времени нашли применение и в быту. Еда быстрого приготовления, технологии упаковки и пастеризации пищевых продуктов, непромокаемая одежда, незапотевающие лыжные очки и многие другие вещи имеют своим истоком технологии, разработанные для применения в космосе.

На земной орбите находятся тысячи спутников, обеспечивающих связь, наблюдающих за погодой, ведущих геологические изыскания, а достижения микроэлектроники, сделавшие это возможным, используются теперь и на Земле - в самых разных областях, вплоть до индустрии развлечений.

В некоторой мере малой космической гонкой можно считать превращение в «космические державы» нескольких других стран, достигших начиная с 1960-х гг.

Некоторым очевидным инерционным продолжением большой американо-советской космической гонки можно считать создание пилотируемых многоразовых транспортных космических систем, введя в штатную эксплуатацию семейство ракет-носителей «Ариан », вырвалось вперёд в области коммерческих запусков, а также пыталось составить серьёзную конкуренцию паре Россия-США в области исследования космоса и стать коллективной третьей «космической сверхдержавой». У Европы имелась (но была отменена) реальная объединённая пилотируемая космическая программа по созданию запускаемых на ракете-носителе «Ариан-5» крылатого многоразового космического корабля «Гермес » и орбитальной станции «Колумбус», были технические предложения отдельных стран по созданию крылатых многоразовых транспортных космических систем следующего поколения (немецкий Зенгер-2, британский HOTOL и др.), а в настоящее время используются собственные модуль международной станции МКС и автоматический грузовой космический корабль и разрабатывается к 2018 году собственный европейский многоцелевой пилотируемый космический корабль CSTS . Кроме того, ЕКА использовало для своих астронавтов в полётах американских «Шаттлов» свой неотделяемый модуль-станцию «Спейслэб», посылало АМС к комете (первой, наряду с СССР и Японией), Марсу (с мягкой посадкой, первой после СССР и США), Венере и выступило с амбициозным планом «Аврора» , предусматривающим в конечном итоге экспедиции на Луну и высадку на Марс после 2030 года.

В настоящее время, ввиду наличия собственных нередко аналогичных и конкурирующих национальных программ, в некоторой степени можно считать, что в космической гонке, помимо Европы, участвуют также другие старые и новые «игроки». В то же время реализуется множество международных космических проектов, главным из которых является большая орбитальная станция МКС .

Наследница СССР, Россия, помимо создания ряда новых ракет-носителей (в том числе частично-многоразовых и частично-крылатых), в настоящее время ведёт разработку (к 2019 году) многоцелевого пилотируемого космического корабля «Федерация» (ППТС) и объявила о прочих планах и программах, в том числе: пилотируемые полёты вокруг Луны после 2020 года (для космических туристов) и на Луну после 2025 года. Тем самым сделана заявка на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (с Китаем, Европой, Японией, Индией), а при благоприятном стечении обстоятельств - и за выигрыш в «лунной гонке за возвращение на Луну» (с США).