Сравнительная характеристика творчества тютчева и фета. Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ)

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом...» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и печалях. Она если и взглянет в небо, так только затем, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей нет дела до тайн мироздания, и нет в ее жизни места восторгам и тонким чувствам.

В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают иное, небесное происхождение поэзии.

В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам - Небесная к земным сынам... -

пишет Тютчев в стихотворении «Поэзия». Фет, посвятивший своей Музе несколько стихотворений, также видит ее в небесном одеянии:

Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

Счастлив и тревожен Ласкательный твой повторяю стих,

признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.

У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

У Фета свое представление о назначении поэта:

Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец...

Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Материал с сайта

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.

Стихотворение Афанасия Фета "Весенние мысли" пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то "Весна" Федора Тютчева -

Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей "Восходит" кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль "бесконечной любовью".

У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь...

Эпитеты к стихотворению Фета "Весенние мысли": к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

Эпитеты к стихотворению Тютчева "Весна": строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

В стихотворении Фета "Весенние мысли" есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков [л"], [л], [р].

В стихотворении Тютчева "Весна" есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. "Весна..." Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные [д], [р] и шипящие [ш], [щ], [ж].

И то, и другое стихотворение мне очень понравилось. Каждое имеет свою прелесть. Хотя все же мне ближе стихотворение Фета "Весенние мысли". Уж слишком холодна и равнодушна весна у Тютчева. Читая стихотворение Фета, я представила себе русскую девушку, простую, но все же прекрасную и дарящую любовь и теплоту.

Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф. Тютчева и А. Фета, отражающим своеобразное восприятие природы, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов.

Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на общую направленность творческих поисков поэтов, а также их индивидуальность и своеобразие.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Об этом говорит В.Н. Касаткина в монографии «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева»: «Движение в природе мыслится Тютчевым не только как механическое перемещение, но и как взаимосвязь, взаимопереход явлений, переход одного качества в другое, как борьба противоречивых проявлений. Поэт улавливал диалектику движения в природе». Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление.

В.Н. Касаткина подчеркивает: «Природа у Тютчева - живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными».

А.А. Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «В последнем программном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал свое отношение к земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна для него - прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды - вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха:

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны? …»

«Бытие матери-Земли исполнено радости: «Лазурь небесная смеется, ночной омытая росой», весенний гром «как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом», выси ледяные гор играют с лазурью неба, природа улыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как «румяный светлый хоровод», толпятся весело за весной.»

Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы она не заключала могил».

И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя, для свободы которого солнце «живей и жарче будет греть». Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.

Геннадий Никитин в статье «Люблю грозу в начале мая…» говорит, что образы, картины, чувства, заключенные в стихотворении «Весенние воды» «…представляются подлинными и живыми, они воздействуют на читателя непосредственно и глубоко, видимо, потому что находят отклик в подсознании. Согласованность и слитность смысла, слова и музыки усиливают этот эффект, проявляясь не как статичное, а подвижное, динамическое единство.

…Лирика Тютчева преимущественно не окрашена, а озвучена и приведена в движение. Природа изображается им в открытых и скрытых переходах и определяет типологию его стихов. В данном случае динамизм пьесы достигается двумя приемами, которые осуществляются и параллельно и перемешиваясь: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.

Стихотворение «Весенние воды» не велико по размеру, но в нем заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени. «Еще в полях белеет снег», а перед нашим мысленным взором уже разворачивается «румяный, светлый хоровод» «майских дней». Слово «хоровод» здесь не случайно. Оно очень старое, дремучее и сакральное. Оно призвано оживлять наше детство, игру, сказку и что-то другое, иррациональное. Оно включает нас в поэтический карнавал, в стихийное действо…»

По словам Тамары Сильман, «в этом стихотворении почти что отсутствует «нейтрально-разговорный» элемент, все оно целиком представляет собой образное воплощение весеннего пробуждения природы, причем на трех его этапах: в виде остатков уходящей зимы…, в виде бурного, безудержного разлива рек и ручьев…, и, наконец, в виде предвещающих теплую летнюю пору майских дней…».

Это стихотворение стало романсом (музыка С. Рахманинова), разошлось на эпиграфы к различным сочинениям в прозе и стихах, часть строки «Весенние гонцы» сделалось названием известного романа Е. Шереметьевой.

В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом», «повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит». Весеннее действо развернулось в высших сферах и встретилось с ликованием земли - гор, лесов, горных потоков - и восторгом самого поэта.

«С детских лет это стихотворение, его образы и его звучание слились для нас с образом и звучанием весенней грозы. Стихотворение давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы - над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России» - читаем мы в критической статье Льва Озерова «Люблю грозу в начале мая…(История одного стихотворения)» - «Шестнадцать алмазных строк русской лирики Тютчев хранил в своей душе четверть века. И это ли не чудо сосредоточенного мастерства!»

В процессе исследования критических материалов мы увидели, что в научных работах существуют два противоположных взгляда на стихотворение «Весенняя гроза». Так, например, Лев Озеров в работе «Поэзия Тютчева» говорит о том, что «в стихах поэта, вдохновленных русской природой, нетрудно уловить глубокое чувство родного пейзажа. Но и те стихи, в которых не даны признаки реальной местности, воспринимаются как пейзаж России, а не какой-либо другой страны. «Люблю грозу в начале мая…» - разве речь идет не о русской грозе? Разве стихотворение «Весенние воды» толкует не о русской природе?

Как-то не вяжется «румяный, светлый хоровод» с пейзажем Италии или Германии. Необязательно в стихах упоминать местные названия или под датой ставить место их написания. Наше чувство в данном случае нас не обманывает. Конечно же, это стихи о русской природе.»

Опровержение этого мнения мы находим в вышеупомянутой статье Г. Никитина: «Поэт рассказывает кому-то не о конкретной грозе, не о живом созерцании, а о своем впечатлении, о той музыке, которая оставила след в его душе. Это не гроза, а некий миф о ней - прекрасный и возвышенный. Некая игра природных сил, в которой акустическое начало превышает визуальное, чему содействует аллитерация, звукоподражание. Через все стихотворение проходят льющиеся, гремящие, гулко-рокочущие звуки «г», «л», «р». Географические и «национальные» приметы отходят на второй план. Ошибки и неточности в изображении («Вот дождик брызнул, пыль летит», «В лесу не молкнет птичий гам») не имеют никакого значения и тонут в общем гаме и шуме. Все подчинено общему настроению, празднику и игре света и радости. А чтобы мы не ошиблись, поэт подсказывает нам резюме:

Ты скажешь: ветреная Геба.

Кормя Зевесова орла.

Громокипящий кубок с неба.

Смеясь, на землю пролила.

Утверждение о том, что эти стихи о русской природе, такой же миф…» - и больше ни слова автор не говорит в подтверждение своего заявления, никакой аргументации.

Г.В. Чагин так же, как и Лев Озеров, считает, что тютчевские стихотворения о русской природе. Вот что он говорит по этому поводу: «Тютчева недаром называют певцом природы. И конечно, полюбил он ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной, полной цветущих садов Москве первой четверти XIX века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небес родной Брянщины.

Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал в Германии. Там родилась, ставшая знаменитой, его «Весенняя гроза». Вот как она выглядела в «немецком» варианте, впервые напечатанная в 1829 году в журнале Раича «Галатея»:

Люблю грозу в начале мая:

Как весело весенний гром

Из края до другого края

Грохочет в небе голубом!

И вот как эта первая строфа звучит уже в «русской» редакции, то есть переработанной поэтом после возвращения на родину:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

«Характер переработки, в особенности дополнительно введенная в текст вторая строфа, указывают на то, что эта редакция возникла не ранее конца 1840-х годов: именно в это время наблюдается в творчестве Тютчева усиленное внимание к передаче непосредственных впечатлений от картин и явлений природы», - писал К.В. Пигарев в своей монографии о поэте. И стихи Тютчева, в которых описываются картины природы при поездках из Москвы в Овстуг, подтверждают эти слова:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля….

В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так и названное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства, навсегда новое:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна… она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сият,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Исходя из данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой, стать ее частицей:

И жизни божески-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

Давайте обратимся к прочтению «Весны» О.В. Орловым:

«Длинное стихотворение «Весна» (сорок строк! Для Тютчева много), написанное в конце 30-х годов, развивает излюбленную философскую тему поэта: о необходимости слиться с океаном природы ради достижения блаженства, удовлетворенности. Эта идея выражена в последнем восьмистишии произведения. Предыдушие четыре строфы готовят читателя к такому выводу. Их основная мысль: божественная вечность весны, ее непереходящесть и невозмутимость. Она слетает к людям «светла, блаженно-равнодушна, // Как подобает божествам». В этом стихотворении довольно много тропов и фигур. Автор пользуется сравнениями, восклицаниями, противопоставлениями (выделяющими нужную ему деталь): «По небу много облак бродит, // Но эти облака ея».

Однако, какие же качества природы отражены здесь? О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа. Она цветами сыплет над землею… Какими «цветами» - не уточняется. Прежние, ушедшие весны названы лишь «отцветшими». Следовательно, о красках и здесь нет речи. Зато есть данный, правда только в общей форме обонятельный признак (иногда существенный у Тютчева): Благоухающие слезы. Благоухание это совершенно условное: благоухать могут только слезы божества; в стихотворении их льет Аврора.

Такое объемистое, в сорок строк, стихотворение не содержит упоминания ни о каком цвете, ни о какой краске».

По мнению Геннадия Никитина, «наиболее полным воплощением темы пробуждения природы следует признать строки «Весны» («Как ни гнетет рука судьбины…»), при чтении которых когда-то Лев Толстой приходил в такое волнение, что обливался слезами. Стихотворение состоит из пяти восьмистиший и наряду с поэтическими абстракциями содержит немало живых теплокровных примет весны. Дидактический холодок постепенно от строфы к строфе истаивает под напором бытия, воскресших сил обновления - «Их жизнь, как океан безбрежный, // Вся в настоящем разлита». И наставительный учительский тон в заключительных строчках уже не может остудить разгоряченного воображения, тем более когда автор готов принести в жертву и любимую им игру чувств, обман, и пантеизм, разлитый в начале стихотворения:

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь -

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!».

Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева - устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна, // Как подобает божествам». И как продолжение этого равнодушия возникает, также устойчивый для поэта, мотив действенного мига, проявления всех сил человеческой жажды жизни».

В очерке о Тютчеве Лев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание о типе восприятия Тютчевым явлений природы: «Обращаясь к ней, Тютчев решает все важнейшие политические, философские, психологические вопросы. Образы природы создают не только фон, а самую основу всей его лирики». И далее: «Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной». И делает это с тою же решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественных явлений».

Образы природы для Тютчева не только объекты любования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, восторг перед ее красотой совмещается в нем с сомнениями и бунтом».

В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы - зимы и молодой, веселой, озорной девушки - весны. По мнению Геннадия Никитина, данное стихотворение написано в том же ключе, что и «Весенние воды», но разница в том, что последнее «значительно сложнее в конструктивном плане, …однако набор изобразительных приемов тот же».

«Прием выдвижения субстантивированных признаков, действий, состояний на грамматически господствующее в синтагме место является у Тютчева существенным элементом, определяющим импрессионистский характер его лирики. В. Шор так определяет принципиальный подход к изображаемому миру, который получил название «импрессионистического»: «Объект должен воспроизводиться таким же, каким он воспринимается при непосредственном чувственном столкновении с ним. Т.е. со всеми теми случайными, переходящими чертами, которые были ему присущи в момент наблюдения. Нужно уметь запечатлевать его изменчивость, движение. Любое явление должно схватываться в абсолютно мгновенном аспекте».

Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь». Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира.

«Природы праздный соглядатай» - так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Именно так - как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Тютчевым, Майковым, Полонским.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот, став признанным певцом природы. Здесь проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. Л.Н. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество - способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук». Чувство природы у Фета универсально, ибо он обладает богатейшими возможностями поэтического «слуха» и «зрения». Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одухотворяя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии.

«Фет стремится к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов».

«Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.

Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).

Прав С.Я. Маршак в своем восхищении «свежестью, непосредственностью и остротой фетовского восприятия природы», «чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки», «проникновенными пейзажами», - прав, когда говорит о стихах Фета: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью».

Но тут же Маршак замечает: «Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный».

Фетовский эстетизм, «преклонение перед чистой красотой», порою ведет поэта к нарочитой красивости, даже банальности. Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т.п. Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому кругу явлений действительности. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - «кроткий серафим», глаза ее - «как цветы волшебной сказки», георгины - «как живые одалиски», небеса - «нетленные как рай» и т.п.».

«Конечно, не только конкретностью и детальностью сильны стихи Фета о природе. Их обаяние прежде всего - в их эмоциональности. Конкретность наблюдений сочетается у Фета со свободой метафорических преобразований слова, со смелым полетом ассоциаий».

«Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приемы реалистического письма. Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

«Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства».

«Фет очень дорожит мигом. Уже давно его назвали поэтом мгновенья. «… Он уловляет только один момент чувства или страсти, он весь в настоящем… Каждая песня Фета относится к одной точке бытия…» - отмечал Николай Страхов. Сам Фет писал:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Вот это закрепление «вдруг» важно для поэта, ценящего и выражающего полноту органичного бытия, непроизвольных его состояний. Фет - поэт состояний сосредоточенных, концентрированных.

Такой метод требовал необычайно обостренного вглядывания в действительность, тончайшей, дотошнейшей верности натуре, когда напряжены все чувства: глаз, ухо, осязание. Природа у Фета поражает нас правдой жизни» - так охарактеризовал пейзажную лирику Фета Н.Н. Страхов. И далее: «Фетовская поэзия состояний сиюмитных, мгновенных, непроизвольных жила за счет непосредственных картин бытия, реальных, окружающих. Именно поэтому он поэт очень русский, очень органично вобравший и выразивший русскую природу».

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод...

В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.

Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода - к земле, от природы - к жилищу человека. Сначала мы видим синеву неба и птичьи стаи, затем звучащую и цветущую весеннюю землю - ивы и березы, покрытые нежной листвой («Этот пух - не лист...»), горы и долы. Наконец, звучат слова о человеке («...вздох ночной селенья»). В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).

Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, сознавать и ощущать единство всего сущего.

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10

ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные

произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте

Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать

Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное

Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и

вопросами к ним

ХОД УРОКА

Вечная красота природы и бесконечная сила любви –

и составляют главное содержание чистой лирики.

В.С. Соловьёв

1. ОРГМОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.

Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.

2-ая группа – тема Родины.

3-я группа – тема поэта и поэзии.

4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.

2) Ответы на вопросы

5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

« SILENTIUM » * * *

Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -

И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,

Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,

Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,

Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец

Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.

Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг

Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,

Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?

Какова основная мысль первой части?

2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и

своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?

3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?

ТЕМА ЛЮБВИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *

Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,

Союз души с душой родной – Трели соловья,

Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье

И роковое их слиянье, Сонного ручья,

И… поединок роковой…

Свет ночной, ночные тени,

И чем одно из них нежнее Тени без конца,

В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений

Тем неизбежней и вернее, Милого лица,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,

1851 г. Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

1850 г.

ВОПРОСЫ

  1. 1) Выделив ключевые слова, определите общую тональность стихотворений.
  2. 2) Как Тютчев отвечает на вопрос: 2) В стихотворении нет слова «любовь», но мы

что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт

  1. 3) Кто, по мысли Тютчева, страдает речь. Нет конкретных образов героев. Опишите

сильнее? их чувства и настроения.

  1. 4) Охарактеризуйте авторскую идею стиха.

ТЕМА РОДИНЫ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

* * * «ДЕРЕВНЯ»

Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,

Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,

Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,

Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.

Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга

Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,

Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга

В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.

Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках

Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;

В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках

Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;

1855 г.

На столике близко к окошку

Корзину с узорным чулком,

И по полу резвую кошку

В прыжках за проворным клубком;

И милой застенчивой внучки

Красивый девичий наряд,

Движение бледненькой ручки

И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек

И месяца бледный восход,

Дрожанье фарфоровых чашек

И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,

Прохлады вечерней струю

И вас, любопытные глазки,

Живую награду мою!

1842 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?

2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?

3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?

4) Что общего? В чём различие?

  1. Введение. Наш мир многообразен, наполнен разными оттенками событий, вобравшие всю красоту палитры счастливых мгновений. Но, к сожалению, нравственные качества человека перестали иметь значимость в современном обществе . Пламень души, с которым жили наши деды и прадеды, перестал гореть с силой добросовестности, жажды помочь и поддержать других.

Пытаясь догнать последние новинки моды, мы рисуем себе лица, истребляя себя, совсем забывая о нашей внутренней красоте. Мы, словно сумасшедшие, бежим за стандартами общества, пытаясь быть в тренде и выглядеть богато.

В те далекие времена жить было просто. Именно в это время, когда каждый человек ценил миг прожитой жизни, когда каждый мечтал сделать благо во имя народа и совершить благородный подвиг, войдя в историю, стал рассветом серебряного века . Мы живем один раз в жизни, и почему бы не прожить ее в удовольствие себе и всем окружающим, не причиняя боли, страданий, озаряя всех своей улыбкой.

По этому поводу Омар Хайям , пишет следующее в своих «Рубаи» :

Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье –

его не подстеречь уж никогда потом.

Время несется с огромной скоростью и меняет людей, подчиняя своим правилам. Получается, что, имея плотный график работы, мы превращаемся в рабов времени, оплачивая ее полет драгоценными мечтами, живущими в нашем сердце.

Серебряный век - это не просто период, который раскрыл талантливых писателей и поэтов, а это бесценное богатство, наследие нашей культуры. Произведения, созданные легкой рукой наших собратьев, наделены волшебной силой. Чудеса, таинственность, пропитаны в каждой строчке их творения, пронзая каждую струну нашей души, размягчая материю нашего сердца.

Практически каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает важные проблемы нашего общества, но, несмотря на это каждый стих по-своему мил, прелестен и красив. Когда поэт брался за написание стихотворения, он мыслил. Но, мыслил по-своему, представлял определенный образ, картину.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, почему разные писатели, такие как А. А. Фет и Ф. И. Тютчев , давали разные качества одному и тому же предмету?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткая характеристика стихотворений об осени известных русских поэтов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, установить связь между стихотворениями, доказать, что они имеют сходство и различие, убедиться, что красота своеобразия присутствуют у обоих поэтов.

Проблема исследования. В чем сходство и различие в описании осени у разных поэтов, в ее представлении и подаче материала читателю?

Объект и предмет исследования. Стихотворения А. А. Фета «Осень», «Задрожали листы, облетая», «Какая холодная осень!"; стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Обвеян вещею дремотой».

Задача исследования. Провести сравнительный анализ стихотворений поэтов.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в основу образа осени ложится восприятие каждым отдельным человеком окружающей среды.

Методы исследования. Сравнение и анализ.

Научная и практическая значимость. Данная работа представляет собой оригинальное сравнение и анализ стихотворений об осени указанных поэтов.

  1. Анализ стихотворений Фета А. А. Афанасий Афанасьевич Фет - великий русский поэт, родился в 1820 году в посёлке Новосёлки. Настоящая фамилия Шеншин. Отцом его был Афанасий Шеншин, богатый дворянин. С матерью, Шарлоттой Фет, они поженились заграницей, так как в России это было сделать невозможно.

В 14 лет, документы признали недействительными, и мальчику пришлось взять фамилию мамы. После смены фамилии, вся привилегия богатой жизни были воспоминанием для Фета. Поэтому всю жизнь он ненавидел свою фамилию.

Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет» .

Учился он в немецкой школе, далее поступил в пансион профессора Погодина, чтобы подготовиться к поступлению в университет на факультет филологии. Уже в студенческие годы Фет проявляет свой поэтический талант, и становится знаменит благодаря своим стихам. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди»... (1842 год) был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева , «песней, сделавшейся почти народною» .

Внешность поэта была вызывающе антипоэтична: грузный, кряжистый, тяжёлый, с грубым и прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Нам кажется, что его характер и душевное состояние отразились на внешности поэта. Дело в том, что с ним случилось несчастье: его жена и единственная любовь всей его жизни погибла. Он очень сильно переживал о потери любимой, тем самым становился черствым человеком, который с трудом находил общий язык с людьми. У него было мрачное представление о жизни, что отразилось в стихах. Поэтому его поэтические шедевры стали печальными и тяжелыми.

Однако, природа всегда была интересна поэту. Возможно, именно в ней он находил силы и помощь жить дальше, после тяжелой утраты. Смотря на шумные реки, бескрайние поля и леса, ему было не так одиноко. Следовательно, если он любил природу и наблюдать за ней, значит, любил передавать её красоту в своих стихах. К таким произведениям относятся все три стихотворения, взятые нами за основу для анализа.

На момент написания стихотворения «Осень» (8 октября 1883 года) , поэту было шестьдесят три года. В своей несчастной и печальной жизни он добился многого. В его жизни наступила та пора, когда можно переосмыслить свой жизненный путь и начать наслаждаться жизнью.

Это стихотворение вторит и показывает нам о его состоянии и настроении в этот период. Хотя автор наслаждался осенью и восхищался ею, стихотворение «Осень» получилось довольно печальным. Хотя, здесь нельзя сказать однозначно. Стихотворение состоит из трёх строф, и каждому свойственно своё настроение, своя тональность. То она вызывает тоску, уныние и печаль - все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорается при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но, во второй строфе мысль с резкостью меняется, и осень предстает в другом образе, наполняясь цветом, теплом, счастьем. Контраст первой и второй картины, играя чувствами человека, заставляют увидеть ее самобытность, многоликость.

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

В третьей строфе стихотворения нет ни красок, ни печали. Автор рассказывает нейтрально, умеренно, без лишних окрасок. Особенность стихотворения в том, что автор не меняет действия или героев, а меняет эмоции, и стихотворение получается необычным и по-своему прекрасным.

Тропы и эпитеты здесь «сумрачные дни» , осень «беззвучная, хладная» , «золотолиственных» уборов. Также эпитетами являются дни «грустны» , истома «безотрадная» , «сумрачные» дни. Метафоры здесь «в крови золотолиственных уборов» ; градация здесь «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «и знойных прихотей любви» .

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Нас немного удивило и озадачило появление образа любви в этом стихотворении. Нам казалось, что осень - это образ уныния, покоя, так называемая спячка души. Но А. А. Фет пишет «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви» .

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Еще одним прекрасным творением служит стихотворение «Задрожали листы, облетая» (13 июля 1887 года) . Образ осени, является для А. А. Фета временем ухода и прощания, тем самым временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Читая это стихотворение, невольно приходят мысли о пустоте и вечности, страхе и волнении, скрывающееся в осеннем пейзаже.

Первые строки посвящены образу бури с метафорами «злая буря» , где глаголы «рвет» и «мечет» , что говорит о неблагоприятной погоде. А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, жаждущей так и подхватить жертву в любой момент. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативом и отвращением. А в роли жертвы выступают зеленые листья. Они молоды, полны энергией и не чувствуют холод наступающей опасности, но узнав ее огненные порывы, пытаются уцепиться за каждую веточки, чтобы выжить.

Автор сопоставляет молодые, наивные листочки осенней поры с бунтующей, властолюбивой бурей, создавая контраст между двумя образами. Этот процесс говорит читателю о том, что за окном царствует поздняя осень, готовящая трон для царствования зимы. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, и, читая такие строки, как бы погружаешься в атмосферу холода, страха и переживания. Все это передано с помощью олицетворений «задрожали» листы, тучи «закрыли» , буря «рвет и мечет и воет» . Эпитет здесь буря «злая».

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшися, злая

Рвет и мечет и воет в лесу .

Во второй строфе А. А. Фет повествует о маленьком, теплом гнездышке, рассказывая о крохотной птичке, которая воплощает в себе образ храбрости, стойкости и мужества. Очень интересным нам показалось то, что по контексту получается, птица не напугана бурей, не боится ее свирепости. Происходит такое ощущение, что страх приравнивается к смерти, а жизнь к мужеству. Если сравнить первую и вторую строфу, то мы увидим изменения в настроении, в подаче информации. Первая строфа строгая, зловещая, от нее веет холодом, мраком, мрачностью. Вторая, наоборот, легкая, как полет птички, теплая и мягкая, как ее гнездо.

Таким образом, гнездышко становится символом защиты и спасения от невзгод. Если глубоко вникнуть, то мы поймем, что под словом гнездышко зашифровано более масштабный смысл, затаено значение дома, крепости, защиты. В описании бури автор использует глаголы («стремительность», «несущее хищническое разрушительное начало») , которые точно передают чувство и эмоции поэта, в описании птички же - краткие прилагательные («светлогруда», «легка», «невеличка») , что способствует созданию светлого, лучезарного образа.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна .

Третей строфе присуще тоска и одиночество, ну не многие же способны пережить сильную бурю? Несмотря на черные краски осеннего пейзажа, есть маленькая искра цвета, озаряющая стих светом, красотой, легкостью. Нам ее немного жаль, все же, она одна противостоит буре, одна капелька цвета во мраке тьмы, с помощью метафоры «грохочет» громов перекличка. Эпитеты здесь мгла «черна» , гнездышко «теплое» , птичка «светлогруда, легка, невеличка» .

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Замысел этого стихотворение передается легко, просто и изящно, автор пытается убедить нас, что все трудности, которые мы испытываем, являются мелочами нашей жизни, словно туман над рекой по утрам. Если рано утром густой туман мешает выйти нам из его пелена, то через время, под огненными лучами небесного факела, он рассеется, и все будет еще лучше, чем бывало!

А ведь еще ранее, А. А. Фет в 1847 году пишет стихотворение «Какая холодная осень!" (1847 год) . В первой строфе с первой же строчки, автор восклицает о негреющей, бессердечной, бесчувственной поре. При описании картины суровой и мерзлой осени, в нашей голове, в мгновение ока воспламеняется изображение туч, как с блеском искр, цвета благородного чёрного опала, она так и морщится, показывая свое уныние с неба. Картина, поджигает нас, пробирающим до костей ветром, уносящего в вальс листьев, невольным образом заставляющего листья плясать под его дудку, с помощью эпитета «холодная осень» .

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот .

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает .

Складывается ощущение, что поэт, рассказывая о природе, повествует о внутреннем мире человека. Горящий пожар, является не потухший страстью души, холод осени - болью человека, которого не выслушали, оттолкнули. Конечно, человек будет неловко себя чувствовать, томится, угнетать себя, но свои умения, свое пристрастие бросить не сможет. Как пианист не сможет расстаться с роялем, художник с мольбертом или садовод с огородом. А близкий человек, увидевший такую боль своего друга, и пытаясь разжечь в его душе огонь, стремится показать красоту осеннего мира, чтобы тот, взглянув на окружающее его богатство, поверил в себя и понял, как прекрасен его талант и умение!

Со второй строфы, поэт, яркими словами пишет картину, с помощью эпитета «фосфорные ночи» , метафор «сияние северной ночи» . Олицетворения «светят очи» , «очи не греют» , благодаря такой подборке выразительных средств, стих получился воздушным, насыщенным, хоть и вьется он с запахом мороза и люда.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Стихи А. А. Фета воспроизвели на нас большое впечатление, его творчество приукрашивает, обогащает стихотворный сборник в нашей истории и литературе, в его стихах отражается сущность природы, внутренний мир человека. Он способен заставить человека глубоко задуматься о многих вещах, окружающие нас каждый день, да еще с такой силой, что прочитав хотя бы одно его произведение, взгляд на какое-либо явление или процесс изменится.

Сам А. А. Фет стал нашим одним из любимых поэтов, его биография показала нам, какая она, настоящая любовь, наверно, не каждый сможет сохранить верность своей возлюбленной. Также он полюбился нам своим умением дарить читателю необычные образы и картины золотой поры!

  1. Анализ стихотворений Тютчева Ф. И. Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование под руководством С. Е. Раича .

Юный Федор интересовался стихосложением и классическими языками, где его поддерживал преподаватель. Изучал древнеримскую поэзию, и уже к двенадцати годам он переводил оды Горация .

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами, небрежно одетый, часто рассеянный талантливый поэт, однако дипломат преображался во время салонного общения. Следовало Тютчеву заговорить, как окружающие замолкали, в его словах настолько было много разумного, образного и оригинального смысла.

Его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку, производило колоссальное впечатление на окружающих. Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Ф. И. Тютчев был близок с природой, и природа в его творчестве играет важную роль. Описывая пейзажи разных времен года, он оживляет явления, объекты природы, просто и ясно описывая качества, присущие предметам. В его творчестве присутствует философия. День, ночь, зима лето, в бесконечном круговороте заменяют друг друга, представая в новых образах перед читателями, открывая другие стороны своего характера.

Особенно тонко поэт в своих стихотворениях об осени, красиво описывает действия, происходящие в природе, дуновения ветра, хруст листьев, палитру осенних цветов. Но самое главное - это описание чувств. Оживляя предметы, он характеризует его со всех сторон, передает эмоции и чувства. Нежная пустота с холодной лаской осени, струится в порывах воздуха, и, подхватываясь порывами ветерка, одурманивают разум человека.

Именно подобные чувства, когда душа человека начинает снова осмысливать жизнь, когда сердце, успокаиваясь от ярких огней страсти лета, начинает остывать и смотреть на жизнь более глубокомысленно, переставая отдаваться амбициям, рождены в строчках настоящего шедевра.

Одним из таких примеров является стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 год) , которое окунает нас в мир удивительной легкости, неназойливой тревоги, прозрачной грусти и теплой надежды. Стихотворение заставляет нас задуматься о жизни. Если мы хорошо поразмыслим, то поймем, что автор сопоставляет различные проявления погоды. Вначале, он описывает тихую, спокойную погоду, а потом тревогу, страх, и заканчивает гармонией.

Нам стоит задуматься о мыслях, которые Ф. И. Тютчев пытался нам передать, а именно, умение верить и надеяться в любую неясную погоду, потому что когда-нибудь она точно прояснится. Пленительностью отмечены первые две строчки, в которых царят покой и тишина осеннего заката, озаряющие светом очаровательности. Он будто ухмыляется увяданием природы, зная, что после теплых, сухих деньков обязательно наступит суровость и дерзость непогоды.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

И на самом деле, уже в третьей строке, настроение поэта меняется. Он чувствует скрытую угрозу от движения воздуха падающей листвы, и для передачи столь тонкого предчувствия страха он использует звукописи, используя свист шипящих и ноющих согласных, а также добавляя контрастные, насыщенные цвета, добавляя капли беспокойства, используя антитезу.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Создается картина, пропитанная тревогой, страхом того, что можно будет ожидать в последующие минуты. Но вместо ожидаемого ветра, бури и дождя на смену приходит спокойствие, тишина и неподвижность. Все угомонилось. Страх и тревога развеялись вместе с лучами пылкого солнца, и на место багряному и оранжевому цвету пришла лазурь, блеск лучей сменяется легкой дымкой тумана.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Поэт олицетворяет саму жизнь, показывая насколько легко, она может измениться в любую секунду. Из сонного и неподвижного состояния порывы холодного ветра становятся предвестником будущей суровой зимы, хотя автор наполнен позитивом и пишет с чувством теплоты.

Последние строчки уже не вызывают печали, страданья, хотя имеют в наличие слова с таким же смыслом. Но сердце автора спокойно, не волнуется и не переживает, а лишь живет верой, что все закончится, все пройдет. Потому что, как бы ни была ночь темна, и сколько страхов она в себе не таила, пройдет время, и лучи солнца растворят ужас мрака, одаряя всех улыбкой своего света!

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья .

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге, с перекрёстной рифмовкой. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Эпитеты здесь «зловещий блеск» и «пестрота дерев» , «багряных» листьев, «грустно-сиротеющей» землею.

Также эпитетами являются «умильная, таинственная» прелесть, «туманная и тихая» лазурь, «порывистый, холодный» ветер. Имеется в данном стихотворении и аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев - «багряных листьев томный шепот» , свежее дыхание ветра - «и, как предчувствие сходящих бурь» , «порывистый, холодный ветер» . Олицетворение здесь - багряных листьев «шелест» .

Еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (22 августа 1857 года, по дороге из Овстуга в Москву) , которое при чтении вызывает приятное чувство, наслаждение эмоциями. Он любит природу и понимает ее. Стихотворение легкое, приятное. Автор рассуждает о взаимоотношение природы с человеком, о красоте, о необычайности этого времени года, но самое главное, он затрагивает проблему вечности.

Сравнивая дни, когда люди усердно работали на поле и осеннюю пору, когда уже на поле ни одной живой души, показывает, как быстротечно время, как изменчива наша жизнь, что через год, два или три все повторится, и так будет вечно. С первых строк мы убеждаемся его восхищением первой порой осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…

Указывая на красоту осени в этот момент, когда еще сухо, и осень только вступила в свои права, наделяет вечер теплом, и с трепетом использует сравнение «хрустальный день» , показывая чистоту, свежесть этих мгновений.

Большое внимание на себя приковывает поле. Автор показывает тесную связь между природой и человеком, при этом, рассуждая о вечности, о вечных процессах, которые раз за разом выполняется в нашей жизни.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустота. Холод. Первая строчка содержит грусть, будто опустошается, обезвоживается, но к счастью, завершающие три строчки наполняют нас радостью, мы понимаем, что до зимы далеко, и радуемся теплым, летним денькам.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Тема данного стихотворения ранняя осень. Идея - показать особенную прелесть ранней осени, стих написан с помощью средства художественной изобразительности. Например, эпитеты «бодрый» серп, «дивная» пора, «праздная» борозда, день «хрустальный» , вечера «лучезарны» . Метафоры здесь «и льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле. Метонимия здесь «бодрый серп» . Олицетворение здесь серп «гулял» . Синекдоха здесь «блестит волос» , «падал колос» . Рифма здесь перекрестная. Звукопись и аллитерация в двух строчках: (1) Весь день стоит как бы хрустальный, и (2) И лучезарны вечера...

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» (15 сентября 1850 года, Петербург) в авторстве Ф. И. Тютчева не менее насыщено чувствами осенних красок. Нестандартное описание заставляет глубоко вникнуть в смысл его стихотворения, он рассматривает красоту через уродство, и возрождение через хаос, хотя первый куплет спокоен и смирён, не предвещает бурных изменений и страстей.

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Словно усмехаясь над явлениями природы, он смеется, не видя повода, грустит и огорчается, несмотря на то, что хочет первых молниевидных туч.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч!

Третий куплет очень необычен в отличие от остальных. Если мы прочитаем эти строки поверхностно, то не осмыслим его, не поймем глубины этой строфы. Автор, олицетворяя предметы, превращает их в образы людей. Философствуя над жизнью, он сопоставляет совсем разные понятия о красоте и об уродстве. Складывается ощущение, что речь идет о периоде чувств одного человека, который любил, был привязан, и доверял близкому им человеку, но спустя время, он разочаровался в нем.

Вспомнив счастливые моменты, проведенные с этим, близким ему человеком, он осознал его важность в своей жизни. Но понял, как в одно мгновение он стал чужим человеком, как теперь стала отвратительно, мерзко общение с ним, что отзыв его чувств становится примерно таким.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!..

Стих своеобразен, чем и очень интересен с помощью средств художественной выразительности. Метафоры здесь «обвеян вещею дремотой» , «гляжу с участьем умиленным» , «блестя осенней позолотой» . Эпитеты здесь «вещая» дремота, «полураздетый» лес, деревьям «испещренным» , листьям «изнуренным» . Олицетворение здесь лес «грустит» , из летних листьев разве сотой «шелестит» , «брызнет» луч, что так «цвело и жило» , «улыбнется» раз. Размер здесь, это первые две стопы - ямб, а третья стопа - это анапест. Такие размеры придают стихотворению быструю смену событий.

Ф. И. Тютчев имеет очень своеобразный стиль, совмещая разные виды размеров, продевая одни художественные средства в другие. Поверхностно читая его стихотворения, не всегда удается понять замысел автора, прочувствовать атмосферу стихотворения, но это только улучшает его оригинальность и желание читать его стихи.

Мы были рады работать с творчеством Ф. И. Тютчева, именно через его стихи мы открывали осень в другом свете, в других красках. Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева, как яркий отпечаток будет светить в нашем сердце при виде осени, золотого листопада в золотых рощах, и при лазурном небосводе между легкими прикосновениями ветра.

  1. Сходства в описании осени. Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Эти поэты, представители «чистого искусства» , сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, то есть описывается как пейзаж.

Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна» . Если мы сравним по три стихотворения каждого из двух поэтов, то увидим как общие черты написания, так и особые черты. В частности, осень у обоих писателей склонена к раннему периоду, когда еще позолоченные листочки плавно махают нам, в знак приветствия, а небо в лучезарности своей красоты одурманивает людям головы.

По характеру, у А. А. Фета осень давит грузом тяжести угрозы, холода и льда. Несмотря на то, что его стихи словно морозная погода, проникая во все, преображают в белый иней, и до глубины души щиплет сердце, он растворяет в строчках своего стихотворения капельку любви, но не к людям, а к природе, к ее изменениям, и ее объектам.

Нам так и хочется сравнить творчество А. А. Фета в литературе с творчеством Бетховена в музыке. Но это не из-за внешнего грустного, угрюмого вида, а из-за того, что они оба имеют одинаковый стиль, как в музыке, так и в литературе. Своими массивными произведениями они утягивают человека вглубь пространства человеческого сознания, не давая никакого повода для веселья и радости. Точными аккордами, играя на струнах души, оглушают посторонние мысли и звуки, проносящие вокруг, они прямой передачей, простым звуком души доносят до нас свои чувства, которые они хотят нам передать.

Зато Ф. И. Тютчев по характеру более мягок по отношению к природе, она для него в образе легкой красоты, от которой несет обворожительностью. В его стихотворениях больше запутанности, рассеянности и сопоставления. Но, его стихи чудесны, невесомы. Он, в отличие от А. А. Фета, видит красоту в уродстве, и, восхищаясь уродством, видит отблеск прекрасного.

А. А. Фет и Ф. И. Тютчев очень глубоко философствуют в своих стихотворениях, при этом имея как общие, так и особенные черты в своих потрясающих, очаровательных, немыслимо глубоких, сногсшибательных стихотворениях.

  1. Выводы и заключение. А. А. Фет и Тютчев Ф. И. подарили нам незабываемые, бесценные сокровища. Мы должны любить и ценить каждое их произведение. Именно в стихотворениях подобных поэтов мы черпаем бесценные знания и умения.

В этой работе мы выяснили, что по Тютчеву Ф. И. любовь губит человека, она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь, приносящая только страдания. Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Оба поэта пытаются познать Создателя через природу, потому что мир - это создание Творца как для первого, так и для второго поэта. Но если Фет А. А. смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то Тютчев Ф. И. как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Мы полагаем, что имеется особенная связь между рассмотренными стихотворениями, они имеют как различия, так и сходства, причем в каждом стихотворении наблюдается свой стиль, своя красота и изюминка.

Поэтому, несмотря на то, что каждый поэт по-своему богат особенным литературным мастерством слова, каждый из них останется на страничках истории и литературы из-за того, что роль каждого поэта велика и огромна. Содержание их стихотворений имеет большую, драгоценную роль для нашего развития и воспитания.

Однако, людей, которые не знают русскую классику очень много. Мы, проделывая подобные исследования и изыскания, учимся не только анализировать и сравнивать, например, стихи. Мы узнаем больше интересного о жизни и творчестве русских поэтов.

Почему? Потому, что стихотворения русских классиков имеют скрытые богатства, одаривающее читателей, позволяют прочувствовать настроение природы, видеть прекрасное во всем окружающем.

Мы горды тем, что наша страна богата такими великими, мудрыми поэтами-философами, которые оставили после себя множество красивых стихотворений.

Поэтому, современной молодежи необходимо больше изучать и читать классику, ибо в ней открываются врата честности, доброты, умение видеть в обыденных вещах маленькое и прекрасное.

Литература:

1. Луков В. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания.// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - М.: Издательство «Московский гуманитарный университет», 2008. - № 1. - С.1.

2. Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. - СПб.: Издательство «Гиперион», 2005. - 228 с.

3. Омар Хайям. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям (дата обращения 01.11.2017).

4. Омар Хайям. Рубаи. - М.: Издательство «Новая Нива», 2009. - 112 с.

5. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. - СПб.: Издательство «Наука. Ленинградское отделение», 1990. - 138 с.

6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. - М.: Издательство «АН СССР», 1962. - 376 с.

7. Григорьев Аполлон Александрович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Аполлон_Александрович (дата обращения 01.11.2017).

8. Фет А. А. Осень. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.128.

9. Фет А. А. Задрожали листы, облетая. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.153.

10. Фет А. А. Какая холодная осень! // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.71.

11. Раич Семён Егорович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раич,_Семён_Егорович (дата обращения 02.11.2017).

12. Гораций. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гораций (дата обращения 05.11.2017).

13. Тютчев Ф. И. Осенний вечер. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.20.

14. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.79.

15. Тютчев Ф. И. Обвеян вещею дремотой. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.93.

16. Людвиг ван Бетховен. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен,_Людвиг_ван (дата обращения 05.11.2017).