1 класс
Мы часто говорим детям: «Сравните предметы». А что значит «сравнить»? Первоклассник еще не знает, как это надо делать. Задача учителя – показать, как находятся общие черты и различия. Это можно делать на любом уроке.
Тема. «Сравнение предметов».
Цели. Научить ребят мыслительной операции сравнения; развивать наблюдательность; формировать умение выделять существенные и несущественные признаки предметов в зависимости от цели сравнения; познакомить с одним из правил сравнения.
Оборудование. Апельсин, мандарин, груша, морковка; рисунки с изображениями предметов, животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель организует рассматривание рисунков любимых животных, заслушивание нескольких текстов-описаний, выясняет, чей текст наиболее удачен.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель. Сегодня мы будем учиться не только описывать различные предметы, но и сравнивать их между собой. Вы, конечно, слышали и раньше слово сравнить – дома, на улице, на уроках, в школе. Вы сравнивали разные предметы, числа, слова. А можете ли вы объяснить, что значит – сравнить два предмета? Что для этого необходимо сделать?
Ученик 1. Сравнить два предмета – это значит сказать, какой из них больше, а какой меньше.
Ученик 2. Сравнить два предмета – это значит узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются.
Ученик 3. Сравнить два предмета – это значит найти в предметах одинаковое.
Ученик 4. Сравнить два предмета – это значит, найти, чем эти предметы различаются.
У. А теперь давайте подумаем, как найти сходство и различие. Перед вами апельсин и мандарин. Похожи они внешне друг на друга?
Дети. Да.
У. Вы правы, апельсин и мандарин имеют сходный признак – оба они оранжевого цвета. А теперь я положу рядом грушу. Похожа ли она на апельсин?
Д. Нет, не похожа.
У. Чем же они различаются по внешнему виду?
Д. Апельсин оранжевый, а груша желтая.
У. Я согласна с вами – они четко различаются окраской и цветом.
Учитель прикрепляет на доску рисунок. На рисунке – два ведерка: одинаковые по окраске, но разные по величине.
– Похожи ли внешне эти два ведерка?
Д. Да.
У. Чем они различаются?
Д. Одно ведерко большое, а другое – маленькое.
У. Они четко различаются размером.
Учитель кладет на стол апельсин и морковку.
– Похожи ли эти предметы? Чем?
Д. Они похожи по цвету.
У. А чем они различаются?
Д. Апельсин – круглый, а морковка – продолговатая.
У. Предметы различаются по форме. Каково же самое главное правило сравнения?
Выслушиваются ответы детей.
– Форму одного предмета надо сравнивать с формой другого, величину – с величиной, окраску – с окраской. Сравнивать предметы можно только по одним и тем же сопоставимым признакам.
IV. Закрепление нового материала
Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением кукушки.
У. Вы знаете, что кукушка откладывает свои яйца в гнезда других птиц?
Д. Да.
У. А почему птицы этого не замечают?
Д. Потому что яйца похожи.
У. Действительно, яйца похожи по величине, окраске, форме. И вот в гнезде горихвостки появились птенцы.
На доске – рисунок с изображением птенцов в гнезде.
– Найдите среди них кукушонка. Чем он отличается от других птенцов? При ответе используйте слова, записанные на доске.
На доске:
– Какие признаки помогли вам отыскать кукушонка?
Дети отвечают.
На доске – рисунки стрекозы и бабочки.
– Сравните по окраске крылья стрекозы и бабочки. В какие цвета они окрашены? Чьи крылья длиннее и у же? По каким признакам вы сравнивали предметы?
На доске – рисунки рыжика и мухомора.
– Как отличать ядовитый мухомор от съедобного рыжика? Какие внешние признаки вы должны знать?
На доске – рисунки петуха и курицы.
– Подумайте: как отличить петуха от курицы?
Дети отвечают.
V. Самостоятельная работа
Учитель раздает детям рисунки с изображениями различных предметов.
У. Сравните два предмета. Скажите, по каким признакам вы их сравнивали? При ответе пользуйтесь словами на доске.
Дети работают в парах.
На доске:
Через 5–7 минут выслушиваются ответы учеников.
VI. Итог урока
У. Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Как надо сравнивать предметы? По каким признакам мы сегодня сравнивали предметы? А по каким еще признакам это можно сделать?
Дети отвечают.
Обо всем этом нам еще предстоит разговор в дальнейшем.
Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам занимательные задания по математике на сравнение предметов по размерам и форме, которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий
- использование как дополнительный материал после изучения темы “Сравнение предметов”, при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют
развитию логического мышления, внимания, памяти, развитию логической операции - сравнение.
Задания предназначены
для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
С помощью этих заданий дети учатся сравнивать предметы по размерам (задания с 1-4)
Задания с 5-7 учат сравнивать предметы по форме.
Задание №1
Нарисуй воздушный шарик. Нарисуй синий мяч, который больше воздушного шарика. Нарисуй красный мяч, который меньше воздушного шарика.
Задание №2
(сравнение предметов по размерам)
Пусть к доске выйдет например Лена. Есть ли у нас в классе кто-нибудь из девочек такого же роста, как Лена? А из мальчиков?
Задание №3
(сравнение предметов по размерам)
У учителя на столе стоят предметы разной высоты. Среди них есть стакан. Подбери предмет такой же высоты, как стакан; ниже стакана; выше стакана.
Задание №4
(сравнение предметов по размерам)
Рассмотри модель циферблата часов. Какая стрелка длиннее: часовая или минутная? Какая стрелка короче?
Задание №5
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Разложи фигуры в разные группы по форме.
Задание №6
(сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники) разных размеров. Отбери фигуры каждой формы и разложи их в ряд в порядке увеличения размеров-начиная с самой маленькой и кончая самой большой.
Задание №7
(сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Раскрась фигуры разными цветами так, чтобы фигуры одной и той же формы было раскрашено карандашом одного цвета.
Снежана Фирсова
Конспект занятия по математике «Количество и счет. Сравнение предметов по величине»
Паспорт НОД
Группа : средняя группа
Место проведения : групповая комната
Продолжительность занятия : 20 мин
Образовательная область «Познавательное развитие» : формирование элементарных математических представлений .
Тема : «Количество и счет . Сравнение предметов по величине ».
Тип занятия , форма проведения : занятие по закреплению и применению математических представлений в форме игровой встречи Умников и Умниц.
Задачи :
1. Образовательные
1.1 Формировать представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета в пределах 5 .
1.2 Продолжать сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями : длинный, широкий, короткий, узкий.
1.3 Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг) .
2. Развивающие
2.1 Развивать психические процессы : внимание, память.
2.2 Развивать речь детей : употреблять в речи слова длиннее, короче, уже, шире, больше, меньше.
3. Воспитательные
3.1 Воспитывать умение действовать в коллективе.
3.2 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основной дидактический метод : практический
Частные методы и приемы :
1. Практические : выполнение детьми практических заданий с наглядным материалом , сравнение (наложение, приложение, упражнение с элементами соревнования.
2. Словесные : объяснение игровых упражнений, вопросы, указания, пояснение, речевой образец, контроль и оценка.
3. Наглядные : напоминание и показ способов выполнения задания, практических приемов.
4. Игровые : сюрпризный момент
Ресурс НОД :
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой, М. А. Васильевой,М : Мозаика-Синтез,2016
2. Помораева И. А., Позина В. А.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий . – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 С.
Консультация с преподавателем
«Теории и методики математического развития »
Дидактические средства :
1. Демонстрационный материал : машины (5 шт., куклы (5 шт., 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора – с шарами, 2 набора – с кубами; количество шаров и кубов равное количеству детей ).
2. Раздаточный материал : круги (по 5 штук для каждого ребенка, квадраты (по 5 штук для каждого ребенка, «ледяные дорожки» , изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт. на каждого ребенка, «снежные комочки» разного размера (по 2 шт. для каждого ребенка) .
1. Организационное начало занятия
1.1 Приветствие (0,5 мин)
1.2 Размещение детей : сначала полукругом, а потом за столами (0,5 мин)
1.3 Считалочка «1,2,3,4,5-можно все пересчитать» (1 мин)
1.4 Мотивация : игровая с использованием сказочного персонажа Совушки-мудрой головушки (1мин)
2. Основная часть
2.1 Упражнение в счете предметов до 5 (3 мин)
2.2 Упражнение в (1 мин)
2.3 Уравнивание групп предметов по количеству (3 мин)
2.4. Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение количеству (2 мин)
2.5. Игровое упражнение с элементами соревнования «Разложи фигуры» (4мин)
2.6. Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение «ледяных дорожек» по двум признакам величины (длине и ширине) (2 мин)
3. Окончание занятия
3.1 Подведение итогов, оценка детской деятельности (1 мин)
3.2 Рефлексия (1 мин)
Ход НОД:
1. Организационное начало занятия
Сколько лапок у котенка?
Сколько глазок у мышонка?
Сколько ног у воробья?
Сколько в комнате углов?
Сколько пальцев на руке?
Сколько пальцев на ноге?
Добрый день, ребята.
Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
К нам в гости прилетела Сова.
Правильно, к нам в гости прилетела Совушка - мудрая головушка. Она к нам сегодня прилетела не просто так, она хочет нас познакомить с миром математики , сейчас сова превратит вас в умников и умниц, и мы можем отправляться с вами в мир математики (сова прикасается волшебной палочкой к детям) . Умники, садитесь за те столы, а умницы за эти.
2. Основная часть
2.1 Упражнение в счете предметов до 5
Смотрите-ка, у вас на столах что-то лежит под салфеткой. Хотите узнать, что там? Мне тоже не терпится узнать что там. Так давайте же посмотрим под салфетку. Что здесь лежит?
Под салфеткой умников лежат машинки, а под покрывалом умниц лежат куклы.
Да, у умников под салфеткой лежат машинки, а у умниц куклы. Умники сосчитайте сколько у вас на столе машинок, а теперь умницы сосчитайте сколько у вас на столе кукол.
Сколько машинок на столе?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять машин.
Правильно умники.
Сколько кукол на столе?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять кукол.
Правильно умницы, какие вы все молодцы и умники и умницы.
Умники и умницы, наши куклы собрались поехать в гости к своей подруге к кукле-Кате, давайте посмотрим всем ли куклам хватит машин. Всем хватило машин?
Машин хватило всем куклам.
2.2 Упражнение в сравнении групп предметов по количеству
Правильно умницы и умники, всем куклам хватило машин, но одна машина осталась лишней, так чего же больше 5 машин или 4 куклы?
5 машин больше, чем 4 куклы.
Правильно 5 машин больше чем 4 куклы. А чего меньше 4 куклы или 5 машин?
4 куклы меньше, чем 5 машин.
Молодцы, конечно 4 куклы меньше, чем 5 машин.
2.3 Уравнение групп предметов по количеству
Умники и умницы как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну? Вызывается умник Александр, покажи нам первый способ как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну (добавляет одну машину) . По сколько стало кукол и машин?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять кукол. Одна, две, три, четыре, пять – всего пять машин. Стало 5 кукол и 5 машинок.
Правильно, молодец, по 5 (убираю одну куклу) . Со стороны умниц вызывается умница Полина, покажи нам как еще можно сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну.
Я убираю одну машинку.
Правильно. По сколько стало кукол и машин?
Давайте сосчитаем кукол : Одна, две, три, четыре – всего четыре куклы. Теперь сосчитаем сколько машинок : Одна, две, три, четыре - четыре машины. Стало 4 куклы, 4 машинки.
Молодец, Полина, по 4 куклы и по 4 машинки. Вы так хорошо считали и сравнивали , какие вы молодцы, и умники, и умницы.
2.4 Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение и уравнивание геометрических фигур по количеству
У Совушки – мудрой головушки для вас есть задание, сейчас я его для вас прочитаю : «Умники и умницы, вы должны узнать, чего у вас на столах больше, кругов ли квадратов. У вас на столах лежат карточки, на верхнюю полоску карточки разложите круги, а на нижнюю полоску разложите квадратики. Чего на карточке больше, а чего меньше кругов или квадратов?
Один, два, три, четыре – всего четыре круга. Один, два, три, четыре, пять – всего пять квадратов. Квадратов больше чем кругов.
Молодцы умники и умницы квадратов больше чем кругов, а чего меньше квадратов или кружочков?
Правильно, кругов меньше чем квадратов.
Мне так нравится как вы все хорошо выполняете задания, так хорошо знаете геометрические фигуры и так замечательно умеете сравнивать чего больше , а чего меньше, какие же вы все умные,
сова и я вами очень довольны.
2.5 Игровое упражнение с элементом соревнования"Разложи фигуры".
А теперь давайте всё отложим в сторону. Совушка-мудрая головушка хочет поиграть с вами в одну очень веселую игру : Умники и умницы, вы должны собрать для Совушки урожай из геометрических фигур : из кубов и шаров, я буду вам очень благодарна. Команда умников будет собирать урожай на этой стороне ковра, а команда умниц на той, вы должны собрать кубы в одну корзину, а шары в другую, начали. Какие молодцы, все собрали урожай для Совушки-мудрой головушки. А теперь давайте сравним , правильно ли собран наш геометрический урожай.
Урожай умниц будет проверять умник Юрий, а урожай умников будет проверять умница Арина.
Так, так, так, в корзинку с кубами попал шар, что с ним нужно сделать?
Переложить его в корзину с шарами.
Правильно ребятки. Умники и умницы, вы очень хорошо умеете собирать геометрический урожай, а как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Хоть и были маленькие ошибочки, Вы очень большие молодцы.
2.6 Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение «ледяных дорожек» по двум признакам величины (длине и ширине)
Умники и умницы, какое сейчас время года?
Правильно, а во что вы любите играть зимой?
Кататься на санках, играть в снежки, кататься по ледяным дорожкам.
Как много всего можно делать зимой интересного, посмотрите-ка Совушка-мудрая головушка приготовила для вас ледяные дорожки, сравните их , какая из них длиннее, а какая короче. Покажите мне все длинную дорожку, а теперь покажите короткую дорожку, молодцы, теперь я хочу увидеть широкую дорожку, а теперь узкую. Всё правильно, как можно назвать длинную и широкую дорожку?
Большая дорожка.
Молодцы, большая, а узкую и короткую дорожку?
Маленькая дорожка.
Правильно маленькая. А теперь умники вы должны прокатить снежный комочек по большой дорожке, а умницы по маленькой дорожке. Как замечательно вы катаете снежные комочки по ледяным дорожкам. Молодцы ребята.
3. Окончание занятия
Совушке-мудрой головушке и мне сегодня очень понравилось что вы все были очень дружными, умными и хорошо справились со всеми заданиями. Вы настоящие умники и умницы, все молодцы.
Совушке-мудрой головушке пора лететь в свою страну. Поэтому она сейчас вас снова превратит из умников и умниц в мальчиков и девочек. Давайте все попрощаемся с совой.
Ребята, что вам из занятия запомнилось и понравилось больше всего? Девочки, как вы думаете, можно ли мальчиков назвать умниками? Мальчики, можно ли девочек назвать умницами? Вам понравилось быть умниками и умницами?
Создание коллаборативной среды .
Звонкий прозвенел звонок, начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите, всё ль на парте, посмотрите.
Все ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка.
Знает каждый ученик, будет нужен и дневник.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Устный счёт
Счет от 1 до 10 (прямой и обратный)
Называть число
Соседи чисел;
Назвать последующее, предыдущее число;
Состав чисел (на доске)
Работа по карточкам
Объем - это количественная характеристика пространства, занимае-мого телом или веществом.
Например, взять два сосуда: стакан и «непроливашку».
В какой из сосудов можно налить больше воды?
Как это можно сделать? (провести сравнение парами)
Решение: наполнить один из сосудов и перелить воду во второй сосуд. Если во втором сосуде еще осталось свободное место, значит, первый сосуд меньше по объему, чем второй, и наоборот.
Вы сравнивали предметы по объему. Объем сосуда - это пространство внутри сосуда, которое можно наполнить жидкостью. Сравнить объемы сосудов по количеству израсходованной жидкости.
Всегда ли для сравнения по объему необходимо переливать жидкость? -Иногда можно сравнить объемы сосудов визуально. Например, объем ведра меньше объема бочки.
Какие предметы можно сравнивать по объему?
Свойством объема обладают не только сосуды, но и другие предметы, не предназначенные для жидкости.
У коробки тоже можно измерить объем, потому что она тоже имеет пространство внутри и вмещает в себя предметы.(Продемонстрировать разные коробки. В качестве мерки можно взять кубики и сложить их в одну коробку, заполнив ее до краев. Затем переложить эти кубики во вторую коробку.)
В какую коробку кубиков вошло больше? В какую меньше? По какому признаку вы сравнивали?
Вывод: если предмет не предназначен для жидкости, то меркой могут являться маленькие кубики или другие предметы.
Физминутка - интерактивная
Работа по учебнику
Определить объемы кувшина и коробки.
-Р ассмотрите иллюстрацию в учебнике и ответьте на вопросы:
Чем можно заполнить пространство внутри кувшина? (соком, водой и т. д.)
Сколько стаканов воды помещается в кувшин? (8 стаканов)
Сделайте вывод, каков объем кувшина? (8 стаканов)
Чем можно заполнить пространство внутри коробки? (кубиками)
Сколько кубиков нужно для заполнения коробки? (15 кубиков)
Каков объем коробки? (15 кубиков)
Чем являются стакан и кубик для данного измерения? (мерками)
8 стаканов; 15 кубиков.
Сравни объемы двух сосудов. (Выполнение задания фронтально.) Беседа по иллюстрации в учебнике.
а) объем бутылки А больше объема бутылки Б, потому что в А помещается 6 пиал жидкости, а в Б - 5 пиал;
б) объем ведра В меньше объема ведра Г, потому что в В помещается 3 бутылки жидкости,
а в Г - 4 бутылки.
Реши. Выполнение задания парах.
Для определения объема фигуры учащимся нужно посчитать количество маленьких кубиков, из которых состоит фигура. При возникновении затруднений с выполнением можно спросить:
Сколько маленьких кубиков помещается в первой (во второй, третьей) фигуре?
7 кубиков; 6 кубиков; 8 кубиков.
Попробуй. Практической целью данного задания является развитие исследовательских навыков у детей. Выполнить задание в парах.
Ответ
Варианты: в пределах 25-30 ложек, в зависимости от размеров пиалы и ложки.
Работа в тетради
Выбери сосуд большего объема.
В изуально сравнить два сосуда. В котором из них пространство внутри больше? Объясните свой выбор и закрасьте красным карандашом этот сосуд.
Посчитай число маленьких кубиков в каждой фигуре.
О пределить объем каждой фигуры и записать результат числом. Затем они должны узнать, есть ли среди фигур равные по объему. Выполнив задание, ребята придут к выводу о том, что фигуры, разные по форме, могут иметь равные объемы.
а) 7 кубиков; б) 8 кубиков; в) 7 Кубиков. Фигуры а) и в) имеют равный объем.
В какой ковш поместится больше воды? Выполняя данное задание, первоклассники должны раскрасить тот сосуд, объем которого больше.
Сравни объем сосудов.
Для заполнения какого из трех сосудов потребуется меньше воды, и обвести его.
учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.
Рефлексия
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Подумайте и ответьте на вопросы:
В чайник помещается 30 пиал воды. Каков объем чайника?
Объем коробки равен объему 20 кубиков. Сколько кубиков помещается в коробку?
Как вы думаете, нужна ли единая мерка для измерения объема?