Сравнение братьев остапа и андрея. Н

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея по повести Николая Гоголя 8220 Тарас Бульба 8221

Есть в истории украинского народа могущественный и прекрасный период: это - запорожское казачество. О нем написано немало интересных произведений, и один из наилучших - повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. Изображая героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение, автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. Это были лучшие люди в свое время и верные сыновья Украины, крепкие духом, богатые умом и глубоким патриотичным чувством. Среди свободного общества запорожцев-богатырей центральное место в повести занимают образы старика казака Тараса Бульбы и двух его сыновей - Остапа и Андрея, очень непохожих ни внутренне, ни по своим характерам. Думаю, что именно этот контраст помогает Гоголю лучше нарисовать казацкую действительность, принудить нас, читателей, задуматься над собственным характером и поступками.

Впервые мы встречаемся с Остапом и Андреем на их родном родительском дворе. Сначала нас может больше привлекать образ Андрея, так как сравнительно с суровым Остапом он более чувствительный, нежный. Даже мать сильнее жалеет и любит именно его. И вот из страниц повести возникает история жизни каждого, и наше отношение постепенно изменяется. Мы понимаем, что общие в братьев лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота”, которая поразила даже отца. Сам же Тарас сумел привить сыновьям интерес к казацкой жизни, воспитать в них храбрость, ловкость.

Но эти качества характера в братьях совсем разные: хотя Андрей и отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. В нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. Совсем другой - Остап, который еще из бурсы выделялся ясным умом и крепкой волей. Честный и храбрый, он предстает перед нами преданным товарищем: “Он был добр в такой мере, в который можно было быть с таким характером и в тогдашнее время”..

Как только юноши попадают в Запорожскую Сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. Но и здесь их храбрость не одинаковая: Остап - спокойный и всегда уверенный в себе; за умную храбрость казаки ценят его и недаром выбирают шалашным атаманом после гибели Бородатого. А вот храбрость Андрея оказывается безздравомыслящей и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что бросается в бой.

Остап твердо знает, ради чего он живет, ведет борьбу; его вдохновляет безграничная любовь к родной земле и товарищам, ненависть к врагам и стремление защищать отчизну. Вот что делает Остапа настоящим героем! У Андрея же нет искренней любви к родине и друзьям, и потому слепая любовь к дочери врага быстро превращает его в предателя. Он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “А что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого!”. И вот стоит он, трусливый, никчемный, перед судом своего отца. Позорной была его жизнь, позорная и его смерть… и здесь же мы видим Остапа в последнем жарком бою, после которого он попадается в плен. Терпя нечеловеческие страдания, он даже не простонал; достойной и величественной была его смерть.

Прочитав повесть, я задумался над тем, как собственные идеалы и цель человека отражаются на ее судьбе. Перед нами два брата, сына одних родителей, одной земли. Но насколько они разные, так как разные в них святыни! Мы убеждаемся, что лишь искренняя любовь к отчизне, честное служение ей возвеличивает человека, а коварность и малодушие делает ее никчемной. Я уверен, что, как и меня, каждого читателя захватывает образ Остапа, заряжает стремлением быть похожим на него. Андрей же, кроме отвращения, ничего в сердце не вызывает; и мы понимаем, что он - лишь унизительное исключение из многочисленной армии украинских сынов - защитников нашей знаменитой Украины.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного красивым, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, действительно присущим разным историческим эпохам.

Тарас Бульба — замечательная работа гениального автора. Данная работа вышла из-под пера , который на страницах повести знакомит нас с молодыми людьми. Их образы сопутствуют нам через все произведение. Вокруг них происходят важные события и с их помощью раскрывается тематика любви к Родине, открываются человеческие ценности. Это сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий, чье сравнение мы и сделаем.

Андрий и Остап — два брата, которые воспитывались одинаково. Они играли в одни и те же игры, получали одни и те же знания. Но, как говорится, не бывает одинаковых детей, так и здесь братья Остап и Андрий были совершенно разными.

Уже в духовной семинарии, где мальчики получали свое образование и где в них закладывались духовные ценности, можно было увидеть отличия их характеров.

Остап и Андрий краткая характеристика героев

Так, давая кратко характеристику братьям, можно сказать, что старший Остап был добрым, прямодушным, верным товарищем, который никогда не предводительствовал, но и не выдавал шалости своих друзей. Это человек с твердым характером, для которого не были страшны розги. Все наказания Остап принимает с достоинством. Учится неохотно, и даже несколько раз убегает, пока отец не пригрозил ему лишением возможности попасть на Запорожскую Сечь. После этого парень взялся за ум и не хуже других закончил бурсу.

Младший Андрий напротив, грызет науку с удовольствием, сама же учеба дается ему легко. Это мечтатель и романтик. Он любит ходить по улицам, любуясь окружающей красотой, он открыт для любви. В отличие от своего брата, он часто становится предводителем каких-либо затей, при этом всегда старается увильнуть от наказаний.

Разница характеров двух братьев проявилась, когда по сюжету парни с отцом попадают к казакам в Запорожскую Сечь. Два крепких, здоровых молодца, хорошего телосложения. Они были на хорошем счету, были отличными стрелками, физически развитыми воинами. И уже скоро у них появилась возможность проявить себя в бою.

Сравнивая двух героев, мы видим в битве с поляками Остапа, который хладнокровно рассчитывает возможную угрозу. Все действия Остапа рассудительные, а его поведение спокойное. Ему удается найти выход из любой ситуации. Младший брат же бросается в битву с головой, обо всем забывая. Для него битва — наслаждение, для него свист сабли или пули, что музыка, которая опьяняет. Отец был горд сыновьями, и несмотря на то, что они были разными, видел в них отважных казаков. Но в осажденном городе, Андрий встречает девушку полячку, которую видел ранее. Чувства к ней проснулись, и ради любви, он предает Родину, становится изменником, бросает своих товарищей и переходит на сторону врага. Такие поступки не прощались. Убивая своего сына, не простил его и несчастный отец. Остап же остается верен своему долгу, и погибает от рук врага в сражении, как герой.

Мое отношение к Остапу и Андрию

Познакомившись с характеристикой Остапа и Андрия, я не могу сказать кто мне ближе, и на чьей стороне оказалась я. Оба брата являются положительными героями с разной судьбой. Просто младший брат не сумел пойти против возникшего чувства и ради него он решился на предательство. Но за это я не берусь его судить. Кто его знает, как бы поступили мы, и что бы мы выбрали, будучи на месте Андрия. А вот старшего сына очень жалко, ведь его ожидала жестокая смерть, которую он встретил с гордо поднятой головой.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

А какую оценку поставите вы?


Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник» Сравнительная характеристика Онегина и Ленского в романе Евгений Онегин

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

Андрий не надуманный манекен, приставленный ради эффектного контраста к Остапу. Они оба вполне реальные и живые дети своей среды, своей эпохи, только наделены различными задатками.

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?

» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников».

Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Героическая борьба порабощенного украинского народа восхищает и сегодня. Мы узнаем о ней из многочисленных казацких дум, песен, исторических исследований и литературных произведений. Одной из лучших прозаических работ, воспевающих патриотизм и преданность своему делу, является «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Сравнительные и Андрия, главных персонажей книги, мы подадим в нашей статье.

Сюжет повести

«Тарас Бульба» - повесть фантастическая, а герои ее вымышленные. Хотя сюжет был позаимствован Гоголем из жизни. Остап и Андрий - братья, которых разделила война, но они имели своих прототипов. С писателем учился Григорий Ильич Миклуха, родственник некоего Емельяна. У него было еще два брата, один из которых предал родину, влюбившись в польку, а другой погиб, пытаясь привести к отцу предателя. Также прототипом атамана Тараса можно считать и который, по преданию, убил двух сыновей от полячки-жены. Но история эта вымышленная, так как женат Иван был на русской.

В повести Тарас Бульба постает отцом, который одинаково любит своих детей, но долг перед родиной для него превыше всего. Можно только посочувствовать родителю, который видит, как его потомок предает все, ради чего он боролся, то, ради чего он потом и сгорел на костре. Пережив своих детей, он также умирает, но без страха и без сожаления.

Младший Андрий

Повесть действительно сложная, полна противоречий и философии, радости и трагизма. А еще она буквально переполнена удачными фразами, остроумными выражениями, народной мудростью. Она написана мелодичным языком, а сквозь строки читается любовь к родной земле. И всем своим произведением автор пытается передать читателям свою убежденность в счастливом завтра, которое обязательно наступит.