Справиться с волнением и сдать егэ. Что делать, если не поступил

«В апреле мы писали пробный тест, и, когда я увидела, что допустила две ошибки, у меня случился нервный срыв. Я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию, что ничего не знаю и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами... Но я жутко нервничала, и у меня на фоне стресса даже развился гастрит, пришлось в больницу ложиться.

В общем, к лету я была, кажется, меньше готова, чем в начале года. Когда шла на экзамен по химии, меня просто трясло. В голове все перемешалось. Ну и в результате допустила несколько глупых ошибок и сдала хуже, чем рассчитывала. Думаю, оттого, что перенервничала. Смогла поступить только на платное. Летом попробую перевестись на бюджет. Если, конечно, справлюсь с волнением и сдам летнюю сессию на отлично».

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию и подсказать, как выйти из экзаменационного «клинча», наших экспертов, клинического психолога Елену Морозову и детского психолога Галию Нигметжанову.

Пережить нервный срыв

«Перед экзаменами ко мне на прием приходит особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, - рассказывает клинический психолог Елена Морозова. - Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы. В прошлом году мне пришлось работать с ученицей 11-го класса Настей. Она всегда была старательной и благополучной девочкой, но перед экзаменами вдруг перестала справляться со школьными нагрузками.

Она не могла заниматься, не хотела ничего делать, перестала общаться с друзьями, ее успеваемость резко снизилась. Но учителя и родители, вместо того чтобы разобраться, что происходит, стали нагнетать ситуацию: соберись, иначе ты никуда не поступишь, ты не думаешь о своем будущем…

Ребенку, который находится в состоянии депрессии, вместо занятий нужен отдых

Настя искала какой-то выход, и лучшее, что смогла для себя придумать, - покончить с жизнью. Она порезала себя бритвой, и только по счастливой случайности все обошлось, ее успели остановить. Вот тогда родители привели ее к психологу. Выяснилось, что Настя находилась в тяжелой депрессии и ей вместо занятий нужен был отдых, восстановление».

Психологическая помощь была оказана вовремя: взрослые перестали нагнетать ситуацию, Настя выдохнула, смогла собраться с силами и поверить в себя. В итоге она благополучно закончила школу и поступила в институт.

Не нагнетать ситуацию

Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные вопросы, чем заниматься в жизни, куда поступать, как не ошибиться с выбором. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять. Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных. В этой ситуации непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.

Помогите ребенку составить план занятий

Родители особенно и не скрывают, что их в данный момент беспокоят прежде всего высокие баллы. «Некоторые взрослые ставят перед ребенком очень высокую планку и при этом не помогают по-настоящему, - рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова. - Вся их помощь заключается в жестком контроле и критике. Чувствуя сильную тревогу, они начинают манипулировать ребенком: «Я так за тебя волнуюсь» или: «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты не имеешь права плохо сдать ЕГЭ», вызывая у него чувство вины и подрывая его и без того шаткую уверенность в своих силах».

Нагнетание ситуации усугубляет положение. Действительно ли результат, которого вы добиваетесь, стоит здоровья вашего ребенка? Взвесьте все риски. Работайте на ребенка, а не против него. Вот несколько рекомендаций родителям от Елены Морозовой и Галии Нигметжановой.

Что делать накануне экзаменов?

1. Помогайте действенно

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее. И не читайте нотаций. Помощь должна быть реальной, действенной - разобрать, проверить. Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы - занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы - восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему…

Подскажите эффективную технику запоминания. Если ребенок к весне уже выжат как лимон, помогите ему сделать паузу: вывезите на природу, дайте возможность не ходить в школу и полноценно отдохнуть.

Ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставлять одного

Если вы чувствуете, что не можете никак помочь, лучше отойдите в сторону и не мешайте. Особенно это относится к тем детям, которые всегда учились самостоятельно и могут сами регулировать свои нагрузки. Но ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставить одного. Главное - оставайтесь заинтересованными. Родительское обесценивание («у тебя не получится») только усугубляет положение. Верьте, что ребенок справится с испытаниями. Говорите ему об этом.

2. Представьте самое страшное

Чувствуя сильную тревогу, спросите себя: «Что самого страшного случится, если ребенок не сдаст ЕГЭ?» Задайте этот же вопрос ребенку, если видите, как сильно он переживает: «Что произойдет, если ты напишешь не на 100, а на 96 баллов?»

А потом вместе разберите эту пугающую ситуацию. Очень часто в трудные моменты жизни нам кажется, что возможны только два решения, два выхода - один хороший, а другой плохой. У нас всегда есть несколько выборов. Поступить в колледж и лучше подготовиться к экзаменам на следующий год. Поступить в менее престижный (желанный) вуз и попробовать перевестись… Пойти работать по выбранному направлению и поступать уже осознанно, имея опыт работы...

Скажите ребенку, что ему предстоит важное, но не единственное решение. И он может совершать ошибки

Поищите возможные решения и поживите с ними. Это поможет расширить границы горизонта, уйти от бинарности выбора. Спросите ребенка, кем он видит себя в 28 лет. Что с ним может случиться за эти годы? Поговорите о том, что путь его не сразу будет определен, и он не обязан выбирать сейчас профессию сразу на всю жизнь, что ему предстоит важное решение, но не единственное. Он может совершать ошибки. И у него всегда будет шанс их исправить.

Некоторые родители смотрят на своих детей слишком нереалистично. Они видят то, что хотят, не замечая объективной картины. «Мы планируем поступление в МГУ, это как минимум», - говорят родители мальчика, у которого в дневнике две четверки, одна тройка и 11 двоек - по всем предметам.

Поговорите с ребенком: как он сам относится к этой идее, комфортно ли ему будет учиться среди ребят, успевающих намного лучше его, по силам ли ему будет эта нагрузка, интересно ли ему это направление настолько, чтобы преодолеть все барьеры?

Чья вообще это проблема - сдача экзаменов? Ребенок - инструмент, который должен поддержать ваш статус, или он дорог и интересен вам сам по себе, как человек? Дайте ему понять, что у него есть качества, которые вам ценны и которые будут с ним всегда, независимо от его реальных достижений.

Техники, которые в день экзамена помогут погасить тревогу и сконцентрироваться. Расскажите о них вашим детям

  1. Дышите . Сделайте 10 глубоких вдохов, с выдохом, который глубже, чем вдох, чтобы следующий вдох получился еще глубже. Делайте небольшую паузу после длинного выдоха. Можно дышать со звуком. Это помогает лучше сконцентрироваться на дыхании.
  2. Разомните кисти рук - правой левую, левой правую. Во-первых, там много биологически активных точек, их массаж помогает восстановить гормональный баланс. А кроме того, когда мы волнуемся, у нас сужаются мелкие венозные сосуды. Выброс адреналина увеличивает нагрузку на сердце, оно пытается разогнать кровь и начинает страшно колотиться. Когда мы разминаем кисти, происходит расширение мелких венозных окончаний, кровоток восстанавливается.
  3. Массируйте внешнюю сторону ушных раковин обеими руками, снизу вверх, начиная с мочек ушей, потом возьмитесь за верхние кончики ушей и потяните их наверх.

Об экспертах:

Сотрудник кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, детский клинический психолог, директор общественной организации «Нелишние дети».

Детский, возрастной, семейный психолог, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт», ведущая тренингов и семинаров для подростков и взрослых.

Как правило, в школе мы достаточно легко относимся к плохим оценкам или неожиданным неприятностям, но плохие оценки в колледже или университете могут повлиять на нашу профессиональную деятельность в будущем. Возможно, вы получили не самую высокую оценку или полностью завалили последний тест или зачет - не переживайте. Лучше уделите внимание своему духовному состоянию, смиритесь с этим случаем, обретите гармонию и приготовьтесь двигаться дальше. Дзен - учение не только об успокоении. Это учение больше основано на обретении той целеустремленности и решительности, которая поможет улучшить ваше будущее. Необходимо понять, по какой причине вы получаете плохие оценки, что можно сделать, чтобы это исправить, а также как стоить вести себя, чтобы получать хорошие оценки в будущем.

Шаги

Смиритесь со своими оценками

    Возьмите на себя ответственность за свои оценки. Даже если это удар по вашему самолюбию, вам нужно понять, что только вы ответственны за те оценки, которые получаете. Конечно, у вас могут произойти конфликты с преподавателями, на оценки также могут повлиять другие посторонние факторы, но в большинстве случаев вам нужно понять, что если вы хотите что-то улучшить - нужно действовать.

    Рассмотрите эту ситуацию в перспективе. Поймите, к сожалению, неприятности в жизни случаются. Плохие оценки могут вызвать у вас панику, но вам нужно здраво взглянуть на ситуацию, чтобы смириться с ней. Вы здоровы? У вас есть близкие люди, которые вас любят, друзья, которые всегда рядом? Подумайте, насколько вы счастливый человек. Помните, что оценки, конечно, важны, но это не единственная важная вещь в вашей жизни.

    Поговорите с человеком, которому вы доверяете. Когда вы расстроены, вполне нормально обсудить эту ситуацию с другом или близким человеком. Не думайте, что вы обязаны справляться с этой ситуацией самостоятельно. Вполне понятно, что вас беспокоит то, что вы расстраиваете своих родителей, портите свою успеваемость и впечатление учителей о себе. Помните, что вы можете справиться с этим и найти необходимую поддержку.

    • Вы даже можете попробовать обратиться к психологу (в школах, колледжах и университетах обычно есть штатные психологи). Они хорошие специалисты, которые обучены помощи расстроенным и переживающим студентам.
    • Не стоит посещать форумов и социальных сетей, чтобы пожаловаться о своих "бедах" там. Ведь ваши комментарии могут увидеть другие студенты, работники института и преподаватели. Это может грозить последствиями. Поэтому лучше поговорить с другом или психологом с глазу на глаз.
  1. Сделайте перерыв. Возможно, вы ужасно устали, поэтому сейчас не время забывать о своем самочувствии. Съешьте мороженое с другом, посмотрите кино или примите пенную ванну. Займитесь чем-нибудь, что помогает вам расслабиться. Суть не в том, чтобы "убежать" от плохих оценок, а в том, чтобы обрести гармонию и спокойствие, которые необходимы для того, чтобы исправить эту ситуацию. Как только вы отдохнете и расслабитесь, вернитесь к своим оценкам.

    Напомните себе, что оценки не определяют вашу самооценку и вашу значимость. Вы - это гораздо большее, чем ваши оценки. Хорошие оценки могут помочь вам самоутвердиться, но не позволяйте плохим оценкам понижать вашу значимость. Кроме того, плохие оценки вовсе не говорят о том, что вы глупы или не способны нормально окончить университет. У каждого есть свои таланты, свои сильные стороны и хорошие качества, которые нельзя измерить одной лишь учебной программой.

    Медитируйте. Когда вы сможете уединиться в своей комнате, попробуйте на несколько минут закрыть глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Успокойте мысли и позвольте себе отдалиться от них. Старайтесь ни о чем не думать, и если вас начинают одолевать беспокойные мысли о ваших оценках, старайтесь их отбрасывать. Можно включить приятную спокойную музыку - она поможет вам расслабиться. Старайтесь уделять медитации 15–30 минут.

    • Если вам сложно уделять медитации много времени, попробуйте скачать специальное приложение для медитации (например, "PureMind: Медитация и Звуки" или "Headspace" (приложение на английском, однако 95 % слов повторяются из упражнения в упражнение, поэтому даже со слабым знанием языка стоит попробовать им воспользоваться)). В этих приложениях предлагаются определенные советы и руководства, которые помогают сконцентрироваться.
    • Йога - еще один способ расслабиться и достичь гармонии. В некоторых учебных заведениях (колледжах и университетах) есть спортивные кружки, в том числе и кружок по йоге. Узнайте, есть ли такой кружок в вашем учебном заведении, можно ли туда записаться.
  2. Если у вас случаются панические атаки, попробуйте одну из расслабляющих техник. Иногда мы чувствуем беспокойство или паникуем, но у нас не хватает времени на медитацию. В таком случае, можно попробовать воспользоваться быстрой техникой релаксации, которая поможет немного прийти в себя. Итак, оставьте все свои дела. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Представьте себе спокойное место, где вы счастливы, например, рядом с океаном или с журчащим ручьем. Эти техники помогут вам расслабиться и избавиться от переживаний, которые вас одолевают.

    Откажитесь от наркотиков и алкоголя. Некоторые люди так сильно переживают насчет своих оценок, что еще больше ударяются в веселье и гулянки, чтобы забыть об этой проблеме - так начинается порочный круг. Если вы очень волнуетесь из-за плохих оценок, старайтесь не употреблять алкоголь до тех пор, пока не расслабитесь и не почувствуете спокойствие.

    Подумайте, что пошло не так

    1. Подсчитайте, сколько времени вы уделяете учебе. Перед тем, как впадать в панику, попробуйте предположить, из-за чего вы начали получать плохие оценки. Вы учитесь в полную силу? Вы прогуливаете и пропускаете тесты? Подумайте о своих привычках касательно учебного процесса - это поможет вам понять, над чем стоит поработать.

      • Возможно, вы полностью отдаетесь учебе. Учиться изо всех сил, получая при этом плохие оценки, действительно, очень обидно. Но вы должны помнить, что сделали все возможное, чтобы преуспеть. Возможно, в следующий раз вам стоит изменить свои привычки касательно учебного процесса или попросить помощи у преподавателя.
      • Возможно, вы просто сразу сдались и не все попробовали. Что вам нужно понять, так это то, что дни, когда вы полагались лишь на свой талант и везение, прошли. Извлеките из этого урок и в следующий раз постарайтесь подготовиться получше.
    2. Подумайте, по каким материалам вы готовитесь. Еще раз взгляните на свои заметки, записи и упражнения. Какую часть (или какие задания) вы не поняли? Что говорится в учебной программе по поводу этих тестов? Подумайте, возможно, вы не поняли что-то из того, что должны были выучить (или научиться делать).

      • Возможно, вы выучили только то, что вам интересно. Если какие-то моменты показались вам слишком сложными или неинтересными, скорее всего, вы вернулись к более интересным частям материала или задания, а сложные или скучные части задания просто проигнорировали. В следующий раз постарайтесь бороться с таким желанием.
      • Возможно, вы прочитали лишь необходимый минимум к занятию. В таком случае попробуйте помимо основного домашнего задания читать дополнительный материал. Если вы не понимаете материал, отправляйтесь в библиотеку, попросите помощи у преподавателя или найдите объяснение в интернете.
    3. Обратите внимание на свою посещаемость. Некоторые преподаватели снимают баллы за то, что студент пропускает слишком много занятий. Иногда, пропуская занятия, вы упускаете ключевую информацию. Подумайте о степени посещаемости. Добавьте к этому количество пропущенных занятий.

      • Есть ли у вас уважительная причина, по которой вы отсутствовали на занятиях? У вас есть медицинская справка, подтверждающая, что вы болели? Если у вас кто-то умер, есть ли у вас копия свидетельства о смерти? Если ответ на эти вопросы отрицательный, скорее всего, ваши пропуски не были расценены, как отсутствие по уважительной причине.
    4. Примите в учет остальные факторы, которые могли на это повлиять. Если вы плохо себя чувствуете и не можете позволить себе даже какие-то базовые вещи, скорее всего, вам будет тяжело даваться учеба. В таком случае поговорите с врачом или психологом, чтобы понять, что вы можете сделать, чтобы разрешить эту ситуацию (возможно, вам понадобится взять паузу, чтобы разобраться со своим состоянием). Если сейчас не конец семестра, может быть, будет хорошим решением пропустить пару занятий, чтобы уладить эту ситуацию. Итак, ниже перечислены основные внешние факторы:

      • смерть близкого человека;
      • работа (полная или неполная занятость);
      • воспитание маленьких детей;
      • проблемы с психическим здоровьем.
      • Учтите, что повторно пройти курс обучения определенному предмету вам вряд ли удастся. Подобное возможно, только если вы повторно восстановитесь на тот же курс (то есть вам придется снова учиться целый год тому, что вы уже изучали). Однако можно поговорить с преподавателем. Наверняка он обучает студентов других специальностей по той же программе (особенно если это общая дисциплина). Если вам удастся выделить время на занятия по предмету, по которому вы отстаете, и преподаватель согласится на это, то у вас есть шанс улучшить свои оценки.
    5. Подумайте, насколько много вы общаетесь. Когда вас полностью поглощают какие-то жизненные события, вы не успеваете справляться с остальными своими делами. Возможно, у вас появился новый друг или новая девушка, которая занимает все ваше время. Может быть, вы вступили в какое-то сообщество или клуб по интересам, в котором часто устраивают вечеринки. Общественная жизнь очень важна, но если вы тратите слишком много времени на вечеринки, и у вас не хватает времени на учебники, вы можете испортить свою успеваемость.

      Встретьтесь со своими преподавателями. Проявление внимания и ответственности может помочь вам даже при учебе в колледже или университете. Преподаватели поймут, что у вас сейчас определенные трудности, и они оценят ваше желание учиться. Разговор с преподавателями поможет лучше усвоить урок, понять материал и улучшить свою работу в будущем.

      • Поговорите с преподавателями в их рабочее время или напишите электронное письмо, чтобы договориться о личной встрече. Такие дела всегда лучше обсуждать лично.
      • Хотя это может быть трудно, но вы можете подойти к этой теме спокойно и искренне. Просто скажите: "Я очень разочаровался в своих знаниях касательно последних заданий. Мне интересно, как бы я мог улучшить свои результаты. Может, вы посоветуете, как мне лучше подойти к этому заданию?"
      • Если вы будете тянуть с этим разговором до конца семестра, возможно, будет уже слишком поздно что-то менять.

    Подумайте над новым подходом к учебе

    1. Оцените общее влияние плохих оценок на свое будущее. Чтобы не переживать по поводу своих оценок, подумайте, насколько сильно они повлияют на вашу дальнейшую учебу и карьеру. Чаще всего плохие оценки не сильно влияют на наше общее образование. Если вы получите неудовлетворительные оценки за один или несколько уроков, возможно, вы ухудшите свою успеваемость. Но не расстраивайтесь - сделайте несколько глубоких вдохов и взгляните на общую картину. Составьте конкретный план, чтобы исправиться.

      Определитесь, в каких областях вы хотите развиваться. Возможно, вы поняли, что проблема в подходе к учебе. Может быть, вы поняли, что не умеете организовывать материал, что забываете о сроках сдачи. После того, как вы определили, в чем заключается главная проблема, нужно предпринять шаги для ее устранения. Примите решение что-то изменить.

      • Если вы очень забывчивы, можно купить календарь или органайзер, отметить важные даты и установить напоминания на телефоне.
      • Если у вас проблемы с распределением и организацией своего времени, можно заранее составить расписание и, завершив намеченные дела, вознаградить себя чем-то приятным.
    2. Ставьте себе новые цели. Подумайте, чего вы хотите в итоге достичь? Какую карьеру вы хотите построить? Вы хотите заработать определенную сумму? Хотите поступить в магистратуру? Составьте список целей. После того, как определитесь с целями, перечислите необходимые шаги для достижения этих целей.

      • Например, если вы хотите в дальнейшем обучаться медицине, просмотрите список предметов, которые вы будете изучать, определитесь с тем, какой должна быть ваша успеваемость на момент окончания учебы, а также с тем, как достижению вашей цели могут поспособствовать различные внешкольные мероприятия. Итак, список ваших практических шагов может быть таков: "Найти информацию о поступлении" или "Найти хорошие медицинские университеты".
    3. Подумайте, что вы могли бы улучшить. Очень важно понимать, что вы не можете изменить прошлое, но вы можете изменить будущее. Убедите себя в том, что вы можете решить свои проблемы. Когда вы поймете, что сделали неправильно, то сможете предпринять меры для улучшения своей ситуации.

    Двигайтесь дальше

      Запишитесь на консультацию к преподавателю. Если вас беспокоит тот факт, что ваши оценки повлияют на вашу учебу в будущем, поговорите с научным руководителем и составьте план действий. Возможно, предмет вам тяжело дается, и вам стоит обратиться к репетитору либо попросить преподавателя позаниматься с вами дополнительно. К сожалению, в России и других странах СНГ нет возможности свободно выбирать предметы. Составьте вместе с преподавателем (и, может быть, родителями или опекунами) план действий, который поможет вернуть прежнюю успеваемость.

      Составьте план того, как можно улучшить свои результаты. Этот план должен быть сформулирован максимально конкретно и поэтапно, он должен помочь вам преуспеть в следующий раз. Ощущение того, что вы контролируете ситуацию, поможет расслабиться и поставить себе задачи, на которые стоит ориентироваться в следующий раз.

      • В этот план необходимо включить количество часов в неделю, которое вы будете тратить на учебу, оценки, которые вы хотите получать по каждому из предметов. Опишите, как вы собираетесь справляться с разными проблемами медицинского характера, сколько часов в неделю вы будете проводить за работой, за общением и так далее.
    1. Изучите свое расписание. Если в прошлом семестре у вас были очень тяжелые предметы, возможно, у вас уже есть ответ на вопрос, почему у вас так ухудшились оценки. Даже самые умные и способные люди должны время от времени делать для себя перерывы. Возможно, и в текущем семестре расписание не сбалансировано, в таком случае вам всей группой необходимо обратиться в деканат с просьбой распределить предметы иначе. Но, скорее всего, визит к декану будет успешным лишь в том случае, если семестр только начался.

    • Если есть такая возможность, вежливо спросите преподавателя, можно ли вам посмотреть свой тест (чтобы убедиться в том, что вам верно поставили оценку). В некоторых случаях (но довольно редко) преподаватели ошибаются при проверке работы.
    • Если ситуация складывается не очень хорошо с самого начала семестра, подумайте о том, чтобы пропустить одно или несколько занятий, чтобы снизить нагрузку и взять ситуацию под контроль.
    • Поймите, что бросить учебу - это самый последний вариант, и у него множество последствий. Лучший вариант - попытаться прикладывать больше усилий и упорства, чтобы преуспеть. Пропуская занятия и бросая учебу, вы развиваете эскапизм (желание убежать от трудных ситуаций), а не твердость характера и настойчивость.

    Предупреждения

    • Никогда не причиняйте себе или кому-то другому вред в ответ на плохие оценки. Помните, это тоже пройдет.
    • Если вы недостаточно много спите или плохо питаетесь (или и то, и другое), помните, что это скажется на вас неприятным образом. Но со временем. Обратитесь за помощью к социальному работнику, если дело в финансовом положении.
    • Если вы страдаете от проблем с психическим здоровьем или от каких-то физических ограничений, которые влияют на ваш учебный процесс, не забивайтесь в угол и не страдайте в тишине. Во многих колледжах и университетах модернизируют учебные программы и создают специальные условия для лиц с ограниченными возможностями. В структуру курса и расписание вносят определенные коррективы, чтобы помочь студенту успешно пройти обучение. Попытка добиться успеха несмотря ни на что достойна восхищения, но это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе вы можете потерпеть неудачу, поэтому постарайтесь выяснить, какие условия обучения помогут вам справиться с ситуацией.
    • Избавьтесь от вредных привычек (например, чрезмерного общения и привычки недоучивать материал), потому что эти привычки становятся причиной ваших ошибок и неудач. Вместо того, чтобы следовать принципу "все или ничего" и бросать все, когда дела не идут в гору, попробуйте достигать цели постепенно.

    Что вам понадобится

    • Планировщик или органайзер
    • Встречи с преподавателями, психологом (чтобы оценить прогресс)
    • Открытый доступ к тетрадям, учебникам, онлайн-материалам и так далее (если у вас нет доступа к учебным материалам, попросите преподавателя обеспечить вас всем необходимым)
    • Найдите обычную тетрадь или блокнот на кольцах, в котором будете делать заметки. Найдите небольшой блокнот, если вы можете записывать материал с помощью сокращений и аббревиатур

Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и главная проблема на сегодняшний день, считают в Рособрнадзоре, — излишне нервное отношение к ЕГЭ родителей 11-классников, которые, сами того не желая, «накручивают» детей. Для того чтобы показать, что ЕГЭ не так страшен, даже придумали специальный . Как еще можно снизить тревожность, свою и ребенка? Рассказывает Александра Фокина, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.

Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ — наиболее страшная. Выпускники формулируют это так: «нас запугивают». К сожалению, этим действительно грешат и школа, и родители, не задумываясь глубоко о том, к чему ведет запугивание.

А оно ведет к тому, что психологи называют «детским саморазоружением». Ребенок складывает оружие. Отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсом — знаниями, навыками, способами эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Тех школьных учителей, что привыкли к отрицательной мотивации, увы, не переделаешь. Но родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

  1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.
  2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.
  3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».
  4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Приемы быстрого повышения качества учебных знаний
«Три предложения». Выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях.
«5 П» — прием работы с текстом. Когда мы проводили психологические исследования, что пугает учеников в предстоящем ЕГЭ, оказалось, что у большого количества есть страх перед колоссальным объемом, который надо, как говорят ученики, «выучить». Пугает большое количество материалов по предметам. Поможет метод работы с текстом «5 П»: каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом.
Просмотри.
Придумай вопросы.
Подчеркни ключевые слова.
Перескажи.
Проверь себя.
Учителя математики обычно добавляют еще одно П: проиллюстрируй.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

  1. Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
  2. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
  3. Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
  4. Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Обсуждение

Комментировать статью "Как сдать ЕГЭ 2017 без нервного срыва: советы психолога"

ЕГЭ -такая неприятная штука, которую надо как-то пережить с минимальными потерями. Понятно, что преподавателю ВУЗа или репетитору со стажем ЕГЭ не страшно - к нему не нужна подготовка, на общем уровне напишет хорошо. ЕГЭ по любому предмету перегруженный и с...

Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Дорогие мамы, посоветуйте пожалуйста по своему опыту как эффективнее хорошо подготовиться к ЕГЭ? Какой вариант подготовки лучше выбрать - репетиторы, курсы при ВУЗе, дополнительные в школе...

Психологическая подготовка к ЕГЭ для 11-классников и их родителей. Версия для печати. Содержание Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и...

Обсуждение

мне в прошлом году пришло на почту предложение о бесплатном часовом вебинаре накануне егэ. то ли по истории, то ли по общаге, не помню. посмотрела с девочкой. мне показалось довольно толково в принципе. если и основные все курсы так, то должно быть неплохо

Посоветуйте пособие к ОГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Посоветуйте пособие к ОГЭ. Сын переходит в 9 класс. Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории, математике, литературе, английскому.

Обсуждение

Могу вам ответить про свой английский. Со своим учениками весь год готовились прежде всего по заданиям на сайте фипи. Сделали ВСЕ. В итоге все 4 варианта писем мои ученики прекрасно знали. Аудирование тоже узнали, слушали его на уроках. Устную часть еще не сдавали, но знаю, что там все задания с фипи. Еще в течение года одолели пособия Вербицкой, Мильруда и Веселовой.

02.06.2016 07:58:12, Евгения__

Не одинаковые. Книжки для подготовки брать только фипишные и только свежие (в октябре обычно появляются и достаточно быстро могут пропасть:() а то каждый год меняется что-нибудь.
По русскому нам в школе сказали купить две книжки, в одной грамматика, в другой все остальное (могу путать, не вникаю толком, что ребенок сказал купить, то и купила)
Греков именно с таким названием [ссылка-1] и Розенталь [ссылка-2]
Учитель сказала, что и на подготовку к егэ пригодится потом.
Про остальные не скажу, английский просто книжку фипи с заданиями и диском покупала, моей больше для ознакомления она нужна была.
Математику прогоняли целый год по вариантам Ларина (свежие на сайте раз в неделю, все и решали) и по книжке свежей, соответственно, тоже.

стратегия подготовки к ЕГЭ. Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете...

Обсуждение

Осенью записывают на подготовительные курсы на весь год, брать можно даже 1 предмет, но платить сразу за 4 мес(семестр), занятия 1р в неделю, с 6 до 9. Мы ходили (ф-т биоинженерии, куда собираемся поступать) только на математику, вел председатель ДВИ по математике, ОЧЕНЬ довольны. Знакомая ходила на ВМК, брали все 4 предмета, тоже вроде понравилось. Как посоветовать, куда лучше идти - для этого надо бы походить к разным:). На "нашем" ф-те много было самостоятельных, проверочных (не только по мате-ке, но и др. предметы, одногруппники очень хвалили химию,биологию). На сайте график посещаемости-успеваемости и в администрацию можно звонить - узнавать, не гуляет ли детка:) Стоимость была 27000 за 1 предмет за семестр. Записывались осенью, начало с октября. Группу тестировали на 1м занятии для распределения по подготовленности. Было родительское собрание перед запиисью, где все преподы рассказывали о своих методах. Деньги по договору, через банк.

стратегия подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. (Вначале было тестирование, определили проблемы, каждое занятие новая тема, потом дается 10 заданий на дом, на следующий день сын обязан их выслать, за каждое неверное решение дается 2 новых...

Обсуждение

Буду стоять рядом, держать кулачки за ваших детей и, конечно же, мотать на ус.
Хоть мой и в 8-м, но я уже начинаю чувствовать, как ОНО приближается.

Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Мы это дело купили и жалеем, потому что читает она по 2.5 часа в жутко медленном темпе, как для дурачков, с бесконечными повторениями. Ее очень скучно слушать, вот прямо хоть волком вой.

А купили мы ее потому, что по отзывам ее ученики сдают ЕГЭ на 90+. .. Ну вот теперь посмотрим, что получится у нас.

Экстренная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Экстренная подготовка к ЕГЭ. Дочь в 11 классе, весь учебный год проболела, в школу ходила мало, была на индивидуальном обучении + занималась дома с репетиторами, но с перерывами на больницы.

Обсуждение

не переживайте, всё будет хорошо:-) Чтоб вас ободрить - у моей дочери биология в школе была никакая, о чем косвенно свидетельствует то, что она единственная из школы пошла её сдавать:-) Сидела сама, неделю безвылазно, сдала на 83 балла. У неё было какое-то краткое пособие типа "интенсивная подготовка к ЕГЭ" и тренировочные задания. Говорит, надо просто сидеть и планомерно прорабатывать тесты.

Моих племянников весь 11 класс мордовала училка по информатике и постоянно им твердила, что она не разрешает им сдавать ЕГЭ по этому предмету, т.к. она считает, что они сдадут его на двойку. Они на ее мнение наплевали. Весь год занимались с репетитором и сдали на балл, соответствующий четверке.
Не обращайте внимание на эту учительницу. Пусть дочь просто готовится и сдает. Тоже хотела предложить вам хорошего репетитора, но увидела, что вы не в Москве.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ - наиболее страшная.

Обсуждение

Знаете, если ребенок боится математики, то войдите на сайт mathege.ru. Там представлены абсолютно все варианты всех заданий части В. Понятно, что все там 60000 заданий ребенок и не прорешает. Но там же типовые задания, отличаются только в цифрах. Пусть прорешает хоть по 5, обретется уверенность в собственных силах, уйдет страх. Если нужно не только часть В, но и С, тогда надо по каким-то лучше решебникам готовится и постараться довести до совершенства необходимый минимум. Я думаю, что ваш ребенок не боялся бы писать ЕГЭ, если бы требовалось 1+3. Потому что этот навык у него доведен до совершенства. Надо попытаться так и в остальном, а не пытаться объять необъятное (времени на это уже нет)

Пробные написания дома и не дома, ходить на олимпиады... (правильно все ниже написали).
Единственное, я бы начинала так, как занималась с сыном, когда тот был в экстернате (то было давно, не ЕГЭ, просто подготовка к экзаменам на 5-6 класс, примерные контрольные).
СНАЧАЛА - пробные ЕГЭ дома БЕЗ ВРЕМЕНИ. Может быть, даже с обсуждением с мамой (или перетитором) заданий, лазанием в интернет, справочники... Задания подобны, разбор нескольких - это тоже подготовка. Разбор пугает? Нет? Уже прогресс. Либо видны пробелы в знаниях, которые надо подтянуть (с родителями, репетитором, но уже не самотеком).
Потом без обсуждения и справочников, но и без времени. Мама может замечать и, например, обрадовать, что уложился (или слегка нет), но ребенок не должен заморачиваться в процессе. Потом посмотреть ответы, подсчитать баллы, разобрать то, что не сделал.
Потом следить за временем, но не торопиться, просто деть сам следит, на что сколько времени ушло. А после выполнения работы посмотреть, что получилось. Если в целом уложился - молодец, так держать. Если нет - обсудить, где можно сэкономить, чем пренебречь, а что делать обязательно.
Потом до же, но на время.
Потом, как писали ниже - тренировки вне дома.
Все - при абсотном спокойствии мамы, на все не могу/не сдам/провалю/боюсь... отвечать, что сдаст, "глаза боятся, а руки делают", " у тебя получится" и т.п.
Накануне экзамена - не устраивать "повторений", наставлений... не трогать, хочет читать - пусть читает. Вместо валерианки лучше ненавязчиво "выгулять", чтобы физически слегка устал, пораньше заснул и выспался.

Обсуждение

Ну, Галя, поехали - ловите, изучайте,- это наиболее вменяемая информация из того, что есть у меня на компе в данный момент:
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического разви-тия» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения голов-ного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная не-достаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в
слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных услов-ных связей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохран-ных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность форми-рования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нор-мально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в не-обходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информа-ции; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруд-нениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

Нам всего 3,5 года. Задержку мы компенсируем постепенно. Год назад была совсем маугли, сейчас уже человек. Психическая задержка компенсируется у нас пока лучше, чем речевая. Только лепетать начала. Медикаментозно стимулируем.
А с психической я вот что заметила - чем меньше делаешь что-то специально, тем лучше. Исподволь, бессистемно, в разные стороны движемся сейчас, но все шире и шире. То целуемся и воркуем, то скачем и хохочем, пробуем - не получается, бросаем. Таокй подход противопоказан в развитии речи. Здесь главное - системность и последовательность, а не парралельность и сумбурность. Стараемся получать побольше эмоций, положительных стрессов, ищем толчковые моменты. При этом проговариваем свои ощущения: мне понравилось, я рада, ты это - а я то, проводим параллели, связи между событиями, ищем следствия и тоже проговариваем. Пассивный словарь, думаю, уже позволяет.
Наша девочка очень неустойчива в настроении, в желаниях, то соперничает до истерики, то идет на поводу бессмысленно. Учим реагировать и справляться, опять же проговаривая КАК НАДО, а не как не надо делать (говорить, поступать).

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Если ты в этом году каким-либо причинам не смог поступить в ВУЗ, тогда эта статья написана специально для тебя. Здесь мы рассмотрим ваши возможные варианты действий, если вам не удалось поступить в то или иное высшее учебное заведение.

«Я не поступил в университет, институт, ВУЗ...» — подобная фраза возникает у многих абитуриентов. Кто-то начинает рвать на себе волосы, кто-то впадает в глубокую депрессию.

В общем, нет ничего хорошего в том, что вы не смогли поступить… Или есть? Читайте далее и вы поймёте, что нет ничего ужасного в том, что вам не улыбнулась удача в этом году.

Далее мы вам расскажем о различных способах вашего времяпрепровождения, т.е. речь пойдёт о тех делах, которыми можно заняться, если вы не смогли поступить в ВУЗ. Выбирайте для себя подходящий вариант.

Самый главное «действие», если вы не поступили , — это ни в коем случае не упускать руки! Не переживайте! Это даже, скорее, не вариант действия, а внутренняя установка.

Всё нормально, вас никто не убьёт за то, что вы не смогли пройти конкурс на бюджетное место (на платную основу поступить можно практически со 100% гарантией).

Возможность для себя, в первую очередь. Для саморазвития, самообразования. Ведь большинство из ваших друзей, кто хотел поступить в университет, поступили, так?

И они сразу же, с сентября начинают методично, можно даже сказать, «топорно» посещать лекции по расписанию. Затем сдавать контрольные и зачеты с экзаменами.

Хотя мы и писали в своей статье: Жизнь студента: справка для первокурсника , что студенты могут самореализоваться в стенах университета, однако же, подобная самореализация ограничена гнётом учебы.

Учёба, учёба, учёба, лекции, лекции, лекции. И так изо дня в день. Никакой свободы! Другое дело вы, ну не поступили, что и что из этого? Зато вы имеете уникальную возможность заняться тем, чем вам по-настоящему нравиться заниматься.

Далее мы расскажем вам про некоторые из возможных занятий, а пока коснёмся практически неизбежных последствий, которые появяться практически сразу же, после того, как вы поймёте, что не смогли поступить в ВУЗ.

Армия для парней, которые не смогли поступить в ВУЗ сразу после школы, практически неизбежна. Конечно, если вы не совсем здоровый человек, то в армию вы не пойдёте. Но большинство бывших школьников, не сумевших поступить (или просто не пожелавших дальше учиться) идут в армию.

Армия, армия. Все вокруг опасаются этого слова, как будто армия - это война. Есть, конечно, неприятные ситуации и в армии (а где их вообще нет?)

Простите, вас могут также избить, когда вы учитесь в университете? Всё относительно. Поэтому, если вас судьба направила служить России, опять же, рассматривайте эту ситуацию как возможность для себя. Ведь армия - это целая школа жизни.

Если вы адекватный человек, который имеет в себе жёсткий стержень нравственности, т.е. если вы порядочный, исполнительный, справедливый и сильный духом человек, тогда вас вряд ли коснуться армейские проблемы. Сильных, во всех смыслах, людей всегда уважают и боятся.

Поэтому, если вам предстоит пойти осенью в армию, тогда за летнее время постарайтесь развить перечисленные выше качества. Также было бы неплохо стать более крепким физически.

Поэтому, пока есть время, занимайтесь физическими упражнениями, развивайте мускулатуру, станьте более выносливым (бегайте с тяжёлым грузом). Если вы заранее проделаете те вещи, которыми вам предстоит заниматься в армии, тогда вы будете уверены, что армейская жизнь будет для вас вполне сносной.

У многих студентов всегда остро стоит денежный вопрос. Они не могут заработать денег, т.к. учатся. А вы-то можете! Поэтому ещё один из вариантов действий, если вы не поступили - это пойти работать. Только сразу же предупреждаем: если вы всё-таки хотите в следующем году снова попробовать свои силы в поступлении, не ставьте работу на первое место! Работа должна быть, своего рода «университетом».

Как понять «университетом»?

Здесь под словом «университет», понимаем следующее: во-первых, работа поможет вам не отвыкнуть от графика ранних подъёмов (на неё, скорее всего, придётся также рано вставать, как вы вставали в школу), а, во-вторых, работа - это полноценный университет практики.

Ведь в обычном университете вы, по большому счёту, будете изучать почти одну теорию. Поэтому, если вы хотите поступить в следующем году в ВУЗ, тогда постарайтесь найти себе такую работу на год, которая будет близка с вашей предполагаемой специальностью в ВУЗе.

Например, вы хотите поступать на маркетолога. Тогда устройтесь промоутером или подобным специалистом, близким к маркетинговой области.

Тем самым, если вы сможете поступить в университет на будущий год, у вас будет неоспоримое преимущество перед своими «зелёными» одногруппниками. Вы уже будете на практике знать, что представляет собой работа маркетолога (промоутера).

Да и на экзамене практические навыки вам помогут вспомнить теорию, которую будут спрашивать преподаватели.

Видите — опять вы нашли для себя возможность, а не проблему. На всё можно посмотреть с разных точек зрения, помните об этом.

Если вы не поступили в ВУЗ и-за плохого ЕГЭ и вам очень хочется, чтобы в следующем году прийти в приёмную комиссию с более высокими баллами, тогда посвятите этот год подготовке к пересдаче ЕГЭ.

Как подготовиться к пересдаче ЕГЭ?

В принципе, тут можно пойти несколькими путями. Мы расскажем вам о 3-х самых распространённых.

4.1 Самостоятельная подготовка .

Конечно, самым распространённым способом будет самостоятельная подготовка. Если вы будете готовиться целый год к пересдаче ЕГЭ - вы 100% получите очень высокие баллы на пересдаче и поступите туда, куда пожелаете! Главное - методичная подготовка изо дня в день.

О том, как правильно готовиться к ЕГЭ вы можете почитать в статье: Как подготовиться к ЕГЭ за год?

Та статья посвящена тем, кто будет готовиться, параллельно учась в 11 классе. Так что у вас будет преимущество в этом плане, т.к. вы не будете разбрасывать своё внимание на разные общеобразовательные предметы, а сконцентрируете все свои усилия на конкретных предметах, необходимых для пересдачи.

4.2. Запись на групповые занятия .

Если вы предпочитаете самостоятельным занятиям групповые, тогда вы можете записаться в группу для подготовки к ЕГЭ. В этом есть определённые плюсы.

Вы всегда можете спросить у классифицированного специалиста, который будет проводить у вас занятия, все интересующие или непонятные моменты в том или ином вопросе. Правда, стоят такие курсы недёшево. Однако вас никто не заставляет посещать по каждому предмету отдельный курс.

Записывайтесь лишь на групповые занятия по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие затруднения. Например, английский язык лучше всего практиковать в группе.

4.3. Занятия с репетитором .

Также существует «промежуточный» вариант подготовки к пересдаче ЕГЭ - занятия с репетитором. Также как и при групповых занятиях, в связи с довольно дорогими услугами репетитора, старайтесь готовиться с ним лишь по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие трудности.

Математика или физика — вот типичные предметы, к экзаменам по которым лучше всего готовиться под чутким руководством репетитора.

Если при самостоятельной подготовке у вас возникнут трудности, то с ними очень трудно справиться, т.к. точные науки требуют определённого уровня знаний. Причём знаний точных, тут никак не схитрить, самому не перефразировать. Либо знаешь, либо нет. Вот почему при подготовке к экзаменам по этим предметам, нужен кто-то, кто может помочь. Этим кем-то и станет для вас репетитор.

5. Пожить для себя.

Если все вышеперечисленные варианты действий вам не подходят, тогда, скорее всего, вам нужно сделать жизненный перерыв. Может вы, и хотите поступить на следующий год в ВУЗ, но на пересдачу у вас просто уже нет ни сил, ни желания. Работать вы также не хотите. Поэтому вам остаётся только один вариант - пожить следующий год для себя.

Если у вас есть возможность в плане финансов, то вы можете отправиться в путешествие. Вам просто необходимо избавиться от депрессии в связи с вашим неудачным поступлением.

Поэтому путешествие в другую страну станет для вас не лишним. После того, как вы отдохнёте, то у вас появиться силы и вы, скорее всего, захотите заниматься тем, чем вам давно хотелось.

Например, вы давно хотели научиться работать в программе Photoshop или у вас есть мечта создать и вести свой собственный сайт в Интернете. Только как проще всего овладеть фотошопом? Как, не напрягаясь, создать свой собственный сайт?

Опять же, существует огромное количество способов овладеть этими технологиями. Но самый простой и интересный способ сделать это - учиться по видеокурсам. Вы сидите за своим любимым компьютером, и вам пошагово рассказывают что, как делать. Не правда ли сказка?

Сейчас существует огромное количество самых разных видеокурсов на самые разные темы. Вы обязательно найдёте то, что нужно именно вам!

Вот пример одного из видеокурсов по изучению программы Photoshop с нуля:

Даже, если вы целый год будете заниматься саморазвитием, самообразованием, то это тоже очень хорошо. Так что, если вы думаете, что у вас хорошие баллы по ЕГЭ и вам просто не повезло, а в следующем году вы сможете поступить - тогда посвятите этот год себе. Поступите вы в ВУЗ, рано или поздно обязательно поступите. Было бы желание!

Вывод : Даже, если вы не поступили в этом году, то не стоит отчаиваться! У вас есть все шансы сделать это на следующий год.

А пока, чтобы не терять просто так время, делайте то, что вам ближе всего. В этой статье мы рассмотрели различные варианты действий: от похода в армию до обучения во видеокурсам. На самом деле этот список можно спокойно расширить, было бы желание. Опять же, желание… Без него - никуда!

Желаем вам на следующий год успешно поступить туда, куда вы желаете и куда не смогли поступить в этот год. Желаем вам скорее стать студентом, и посещать наш сайт уже в качестве полноценного студента высшего учебного заведения!

11 -й класс, последний (уже действительно последний) звонок, выпускной, вступительные экзамены, первый курс, первая сессия… А что если после вступительных экзаменов первый курс не последовал? Об этом вы сможете прочитать в нашем исследовании. Мы опросили 3-х абитуриентов из Украины, которые не поступили с первого раза, а также получили советы психолога по этом поводу.

Саша, 19 лет, студентка биологического факультета

Я училась в историческом классе, и многие мои одноклассники поступали на юридический, экономический факультеты. Я же подала документы на факультет психологии. Первым экзаменом была биология, и я шла на нее с полной уверенностью, что все знаю: моя сестра — биолог, и мы добросовестно прошли с ней всю программу поступления. Не знаю почему, но мне поставили «3»… Плохо помню, как доехала домой. Весь день проплакала, уткнувшись носом в подушку, а вечером родители подняли меня и заставили готовиться дальше. Проходной балл в институте был 13:
это «4», «4» и «5». Или «3», «5» и «5». Думаю, шансов у меня не было. Оплачивать контракт моя семья не могла. Когда шла сдавать остальные экзамены (философию и украинский язык и литературу), то уже смирилась с тем, что не поступила.
Изменилось ли ко мне отношение со стороны одноклассников, не знаю: на встречу выпускников я не пошла. Не то, чтобы я скрывала, что не поступила, просто старалась обходить эту тему в разговорах, чтобы не расплакаться. Мама однажды упрекнула меня и этим очень обидела.
После экзаменов я решила пойти работать. Было очень тяжело сделать первый шаг, выбраться из мирка, где меня обеспечивали родители, прийти к незнакомым людям и предложить свои услуги. Я обошла несколько кафе — и везде меня были готовы принять. Это очень помогло: я поняла, что нужна не только своим родителям и сестре. В итоге я устроилась официанткой. Было интересно, я постоянно общалась с людьми. Но и сложно: смена начиналась в час дня, а заканчивалась в 11 вечера, и все это время я была на ногах. В день получала 50-70 гривен чаевых. Три месяца работы пошли на пользу: сейчас мне намного легче общаться.
В январе я записалась на подготовительные курсы при медицинском университете. Месяца за два до поступления решила, что буду поступать сразу в три места: на психологический и биологический факультеты Национального университета имени Тараса Шевченко и на биологический в Киево-Могилянскую академию. Начала усиленно готовиться, так как понимала, что слабых мест у меня быть не должно. За основу я взяла программу Шевченко: учила и вычеркивала выученные вопросы. За две недели я зазубрила 62 биографии украинских писателей. Я понимала, что могу не поступить, но знала, что это не страшно. Что жизнь, по крайней мере моя, на этом не заканчивается.
Первый экзамен я сдавала в Могилянку. И уже на следующий день знала результат — я поступила. Идя на экзамены в КНУ, уже была спокойна. Биологию на оба факультета сдала на «4». Потом был украинский на биофаке, я сдала его на «4», то есть поступила еще и сюда. Украинский на психологии прошел не очень хорошо. Мне сказали: «Вообще-то вы ответили на «2», но поставим вам «3», чтобы вы могли идти дальше». Я сказала, что никуда не пойду, если у меня будет «3». Экзаменаторы продиктовали мне 15 слов, я написала их правильно и получила «4». На философии меня выслушали, не перебивая, а в конце сказали, что у меня хорошая речь, но отвечала я неправильно, и поставили «3». Так за шесть дней я сдала пять экзаменов. Конечно, пришлось очень тяжело. Нужно было четко распланировать свой день, я знала, что расслабляться нельзя ни в коем случае. Но это дало свой результат! Мне очень нравится выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». И я благодарна судьбе, что не поступила с первого раза, так как стала за этот год намного сильнее. Теперь я знаю точно, что не пропаду, не потеряюсь. Что бы у меня в жизни ни случилось, я смогу это пережить: катастрофой это кажется только вначале.

Аня, 25 лет, аспирант Института журналистики

В детстве я хотела стать балериной. Потом — фигуристкой. После 9-го класса пошла в швейный техникум. За год до окончания учебы экстерном сдала школьные предметы, получила аттестат и подала документы в Институт журналистики — очень хотела работать на телевидении. Родители сказали, что не одобряют мое решение, но ради них не стоит менять свой выбор.
Было два экзамена — сочинение и история. Сочинение написала на «3», историю сдала на «4». Не поступила и продолжила обучение в техникуме. В следующем году сочинение сдала на «4», а вот историю — на «3». Конечно, расстроилась, но плакать — нет, не плакала. Устроилась на работу в ателье, параллельно готовилась и даже делала в свободное время сюжеты для местного телеканала. О том, что не буду студенткой, даже и не думала. Если не получилось с первого раза, получится со второго, третьего… Я была в этом уверена. И вот третья попытка. За сочинение (которое эти два года я сознательно училась писать именно так, как «надо» для поступления) мне поставили «5». Это означало, что я поступила, так как окончила училище с отличием. Даже не знаю, как бы все повернулось, если бы в третий раз дело дошло до истории… Помню, как увидела в списке, что у меня «5». Несколько раз перепроверила, а потом решила узнать, что делать дальше. Подошла к приемной комиссии. Возле нее стояла очередь из тех, кому не повезло. Я представила: они подают апелляции, а я сейчас захожу и говорю, что у меня «5». Это было бы просто издевательством. Срок подачи апелляции — два часа. Я решила подождать. Позвонила маме с таксофона, успела сказать, что поступила, и на этом связь оборвалась. В приемной комиссии мне сказали, что надо пройти практику (пять дней). Но мое счастье было настолько огромным, что даже месяц практики ничего бы не изменил.
Вечером дома накрыли стол, купили большой арбуз. Это было в июле, арбуз оказался зеленым. Но мы были счастливы.
Сейчас я работаю на телевидении и учусь в аспирантуре — моя мечта сбылась!

Маша, 23 года, стилист

До 16 лет я жила в небольшом поселке в Крыму. И сколько себя помню, очень любила делать разные замысловатые прически, стригла подружкам челки. После школы решила поступать на юрфак в Полтаве, где жили мои родственники.
Экзамены — историю, диктант и правоведение — сдала на «4», но не хватило одного балла на бюджет. А на обучение по контракту у семьи денег не было.
Конечно, я очень расстроилась. Так всегда: денег нет, жизнь накрылась. Не долго думая, подала документы в парикмахерское училище. Меня приняли даже без вступительных экзаменов. Училась два года, жила в общежитии и работала в небольшом салоне красоты, принадлежащем моей двоюродной сестре. Практика помогла мне — я окончила училище с отличием и уехала на родину.
Два года жила в Симферополе: снимала квартиру и работала в парикмахерской. В то время я мало зарабатывала, но амбиции были бешеные. «Надо что-то делать», — решила я и поменяла работу. В новом салоне быстро стала ведущим парикмахером, но чувствовала, что мне не хватает знаний. Начала посещать семинары, принимала участие в конкурсах. Завоевала второе место на чемпионате Крыма по парикмахерскому искусству, а потом и Украины.
Однажды к нам в салон пришел молодой человек. Мы познакомились. Оказалось, он из соседнего поселка. Начали встречаться. Влюбились. До сих мы вместе. Саша меня всегда поддерживает во всех моих начинаниях. Для меня это очень важно. Однажды у нас в городе проходили мастер-классы известного украинского парикмахера. Я поняла, что работаю, скорее, интуитивно, что мне надо еще многому научиться. Саша дал мне денег и сказал: «Езжай в Киев». В Киеве у меня живет подруга, которая предложила пожить у нее на первых порах. Мне повезло — буквально на второй день я нашла работу по специальности. Правда, это был почти такой же салон, как и в Симферополе, то есть никакого профессионального роста. Но вскоре я узнала о том, что один очень известный салон объявил набор специалистов. Я прошла собеседование — и меня взяли на работу! Сбылась моя мечта! Я не жалею о том, что стала парикмахером. Сейчас меня окружают замечательные люди, я занимаюсь делом, которое мне нравится. Часто езжу в Крым, к родителям и Саше. Жаль только, что пока он не может переехать в Киев, это связано с его
работой.

Работа над ошибками:

Непоступление — это в любом случае стресс, и стресс очень сильный. Особенно непоступление после 11-го класса, когда нервная система и без того истощена выпускными экзаменами.
И особенно оно выбивает из колеи тех, не просто хотел поступить, но и основательно к этому готовился.
Если эта неприятность случилась с тобой, лови подсказку от психолога.

Шаг 1. Сделать паузу
То есть временно закрыть тему поступления, чтобы эта травмирующая ситуация не раздражала психику. Выделить себе срок на то, чтобы полностью отключиться от всего, что связано с учебой, отдохнуть и восстановиться. Вплоть до того, чтобы даже не говорить на эту тему с друзьями, знакомыми и родителями. Важно уяснить: реально на следующее поступление эта «пауза» никакого влияния не имеет, а запастись силами в преддверии сложного, первого «самостоятельного» года твоей жизни, действительно нужно.

Шаг 2. Осознать, насколько вы могли повлиять на ситуацию с поступлением
Не секрет, что есть вещи, на которые не в силах повлиять ни один, даже суперподготовленный абитуриент. Например, настроение экзаменатора или коррумпированность вуза, в который невозможно поступить без взятки. В этом случае убиваться смысла нет. Лучше учесть эти особенности при поступлении в следующем году.

Нюанс: Если есть желание активно по обвинять окружающих в «провале» на вступительных экзаменах (родителей — за то, что не дали взятку, учителей — за то, что плохо учили, институт — за то, что не захотел видеть в числе своих первокурсников), имеет смысл задуматься: а сколько еще лет вы собираетесь перекладывать ответственность за то, что происходит с тобой, на других людей? То же самое касается ситуации, когда вам, в принципе, все равно, поступила вы или нет.

Шаг 3. Определить время «X»
То есть время начала ПОДГОТОВКИ к следующему поступлению. При этом важно учесть следующее: за десять лет учебы в вышем организме установился своеобразный условный рефлекс — летом ни о чем не думать и ничего важного не делать. А раз организм привык к такому режиму, имеет смысл в таком режиме и продолжать! В средине июля, когда солнце светит и все гуляют, садиться за книжки бессмысленно. Это ничего не даст, только заберет остатки сил. А первые активные действия в направлении будущего поступления лучше начинать с сентября.

Шаг 4. Понять в тот ли вуз вы поступали
Это первое, с чего следует начинать подготовку. Если вам нравится шить/петь/рисовать/писать стихи и художественную прозу, но при этом собирались поступить на бухгалтера, глубоко внутри испытывая огромное отвращение к этой профессии, то, наверное, и к лучшему, что ваша попытка потерпела фиаско. Если есть сомнения в выборе вуза, имеет смысл сходить попрофориентироваться (пройти ряд тестов, бесед, которые помогут определить склонности, способности в той или иной сфере) к психологу: может быть, даже в вашу бывшую школу или ближайшую службу занятости.

Нюанс: Если у ваших родителей есть четкое представление о том, куда вы должна поступить, а тебе это неинтересно/противно, существуют два варианта действий. Если родители совершенно «невменяемые» и не желают прислушиваться к твоим доводам — поступить туда, куда они хотят, доучиться до второго-третьего курса (в общем, до того момента, когда вам стукнет 18, и вы почувствуете в себе силы самостоятельно обеспечивать ваши нужды), бросить это неблагодарное дело и начинать жить автономно от предков. Если родители, в принципе, способны к диалогу, то рекомендуется еще раз возвратиться к разговору о поступлении. Донести до них мысль, что, быть может,вы не поступила в данный конкретный вуз именно потому, что не видите смысла тратить столько сил и энергии на то, чем не желаете заниматься всю жизнь. Объяснить, что когда человек занимается любимым делом, у него сразу же возрастает успешность деятельности. И подыскать для себя другой вуз/факультет.

Шаг 5. Честно ответить но вопрос: а нужно ли вообще тебе высшее образование?
Быть может, сейчас у вас есть реальная возможность работать, зарабатывая практические навыки, которые, как известно, за плечами не носить (например, начинать карьеру в частном бизнесе кого-то из родственников). Если вы пока сами толком не знаете, зачем вам высшее образование, и родители тоже внятно объяснить этого не могут, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни, и какую роль играет в этом высшее образование?» Реальный жизненный опыт поможет сориентироваться, какие знания тебе нужны (и нужны ли вообще).

Шаг 6. Определиться с условиями поступления
Можно провести разведку боем, отловив кого-то из студентов интересующего вуза. Отлично, если в данном вузе у вас учится кто-то из знакомых или друзей — это позволит узнать ситуацию изнутри (например, пробраться на пары и прослушать пару лекций). Если при вузе есть долгоиграющие подготовительные курсы, есть смысл на них записаться. Также можно пойти работать в этот вуз: лаборантом, методистом на кафедру. Во-первых, лучше узнаете преподавателей, во-вторых — конкретные вузовские требования как относительно знаний, так и финансовой стороны. В идеале, к Новому году вы должны уже иметь четкое представление о том, куда вы поступаете, и что вам для этого нужно. Финансовый вопрос обсудить с родителями или заработать необходимую сумму самостоятельно. Определить, какие знания необходимо «подтянуть», каким способом вы будете это делать (сами/с репетитором/на курсах), какого объема знаний вам недостает, насколько быстро вы воспринимаешь материал, хорошая ли у тебя память, сколько раз нужно повторить пройденное. И начинать активно готовиться по всем этим пунктам.

Шаг 7. Разобраться со старыми комплексами
Если вы относитесь к категории людей, страдающих оттого, что в ответственный момент все знания по непонятной причине вылетают из головы или же язык прилипает к гортани и никак не желает «выдавать» нужную информацию, крайне важно заблаговременно найти хорошего психолога и проработать все эти личные заморочки. Учтите: ни один преподаватель не будет тратить время на то, чтобы успокоить/разговорить запаниковавшего абитуриента. Можно тысячу раз выучить необходимый материал, но если комплексы остались, то они снова «вылезут» в, подобной стрессовой ситуации.

Шаг 8. Настроиться морально
Накануне поступления не делать из этого события нечто гиперзначимое. Когда мотивация зашкаливает, успешность резко падает. Иными словами, когда что-то становится слишком важным, то излишнее волнение не позволяет проявить себя полностью, отнимает нужные силы. Поэтому имеет смысл подготовить себе путь к отступлению
— подумать, а что будет, если ты не поступишь и в этом году? Естественно, не настраиваться на неудачу, а просто решить, что будете дальше делать, если вдруг такая ситуация повторится.

P.S. Пережить непоступление в глобальном смысле можно, осознав, что это ценный опыт. Неудачи, потери — неотъемлемая часть бытия. И умение с ними справляться пригодится вам. Также непоступление — это способ реально узнать ваши сильные и слабые стороны, понять, что помогает вам добиваться цели, а что мешает этому. Важно, что пока такой жизненный опыт не обходится вам слишком дорого. И в этом — главный позитив.