Способы снятия психоэмоционального напряжения. Как снять эмоциональное напряжение

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.


Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Положительный – эутстресс . Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  2. Негативный – дистресс . Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.

Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

Эмоциональный стресс у подростков

Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов . Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

Факторы, вызывающие стресс


Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.

Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

Причины и признаки

Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.


Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.


Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

  • Тревога без видимых причин;
  • Внутреннее напряжение;
  • Повышенная раздражительность;
  • Агрессивность;
  • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций ;
  • Подавленность, тоска, угнетённость;
  • Капризность;
  • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
  • Снижение памяти и внимания;
  • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
  • Постоянная усталость;
  • Снижение работоспособности;
  • Нарушения сна;
  • Неудовлетворённость;
  • Изменение аппетита;
  • Нарушение в поведении и восприятии мира.

Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам , пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность . Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.


Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать , хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

Cтраница 1


Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. Vassileva и др. описывают изменения артериального давления и частоты пульса у летного состава перед вылетом. Наиболее высокие показатели отмечены у командиров экипажа. Когда непосредственно перед вылетом экипаж информировали о срочной проверке летного состава на медицинской комиссии, эти показатели намного увеличивались у всего состава, но в большей степени - у командиров, несмотря на исходно более высокую частоту пульса.  

На степень эмоционального напряжения в сессии оказывает влияние значимость и трудность экзамена.  

Наличие корреляции между степенью эмоционального напряжения и сдвигами некоторых физиологических показателей, в частности частоты сердечных сокращений, отмечено в работах многих авторов.  

Руководитель работ должен уметь своевременно определить степень эмоционального напряжения подчиненных для того, чтобы не допустить появления его запредельных форм.  

Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.  


Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным затратам энергии.  

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.  

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд Преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.  

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.  

К сожалению, критерии для оценки эмоционального напряжения в периоде ожидания очень не конкретны. Целый ряд физиологических показателей (сдвиг волн ЭЭГ в сторону более высоких частот, увеличение индекса тета-ритма, увеличение амплитуды вызванных потенциалов, изменение некоторых вегетативных показателей) не всегда может доказать степень эмоционального напряжения человека в период ожидания. Эта неопределенность обусловлена тем, что в периоде ожидания возникает дезинтеграция приспособительных регуляторных механизмов в самых разнообразных системах: психической, вегетативно-гормональной, функционально-моторной. Кроме того, большую роль играют такие базисные факторы, как интеллектуальное развитие, различные генетические детерминанты, возраст и характер предыдущего жизненного опыта. От реакции всех этих систем в период ожидания зависит надежность в выполнении оператором его функциональных обязанностей. Учитывая такое многоплановое отраженна процесса ожидания в различных психофизиологических коррелятах, мы в своей деятельности изучали этот процесс с помощью различных тестов: ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ, КГР, определение катехолами-нов в моче и 17-кетостероидов. Именно суммарная оценка динамических сдвигов этих показателей позволяет не только с качественной, но и количественной стороны оценить напряженность процесса ожидания и дать неспецифическую характеристику общего тонуса нервной системы.  

Психофизиологические данные подтверждают, что на степень эмоционального напряжения в сессии оказывает влияние значимость и трудность экзамена. Однако наибольшая разница между замерами температуры кожи до и после экзамена отмечена на первом экзамене (в среднем 6 9 С), хотя этот экзамен и определен студентами как легкий. Это свидетельствует о влиянии места экзамена в сессии на степень эмоционального напряжения.  

Длительность зубца Т в рабочий период у больных I группы достоверно сокращается (Р0 01), а в восстановительном периоде длительность Т не достигает исходного уровня. Поскольку это связано преимущественно с сокращением сердечного цикла у больных, измерение длительности зубца Т утрачивает значение критерия степени эмоционального напряжения.  

В связи с этим нам хотелось бы подчеркнуть, что, наоборот, изменения этого показателя являются очень чувствительным индикатором психологического состояния и по интенсивности и скорости изменений не уступают таковым у зубца Т на ЭКГ. Однако уменьшение вариационных размахов в зависимости от фазы умственной деятельности было наиболее выражено именно у здоровых людей, что связано с совершенной адаптацией нервной регуляции сердца. Сокращение разброса происходит в неактивную фазу, период, когда у испытуемого возникает внутренний конфликт вследствие невозможности решить задачу, досада, чувство неудовлетворенности, максимальное эмоциональное напряжение. Следует отметить, что это единственный из всех исследуемых вегетативных показателей, который имеет достоверные отличия в разные фазы умственной деятельности у здоровых лиц. Этот факт позволяет нам присоединиться к мнению тех авторов, которые указывают на высокую чувствительность показателя при эмоциональном напряжении. Анализ сердечного ритма с применением метода вариационной пульсометрии, используемого в космической медицине [ Баевский, 1976 ], позволил с достаточной определенностью высказаться о ценности метода для определения уровня пластичности адаптационных механизмов. Хорошо сбалансированный вегетативный гомеостаз у космонавтов отражался в активной перенастройке системы управления сердечным ритмом в соответствии с индивидуальными биоритмами и степенью эмоционального напряжения.  

Страницы:      1

Известно, что подавлять эмоции нельзя, ведь это очень вредно. Но есть же определенные рамки приличия, да и при посторонних людях не всегда можно показать все эмоции, которые бушуют внутри вас. А длительное эмоциональное напряжение приводит к неприятным последствиям.

Эмоциональное напряжение можно сравнить со стрессом , который время от времени испытывает каждый. Но дело в том, что стресс - это последствие. А вот причина - это все ваши эмоции, которые вы попытались погасить внутри себя. Конечно, можно , что очень полезно при общении с другими людьми. Но ведь не все знают, что эмоции следует не постоянно сдерживать внутри себя, а выплескивать время от времени. Если этого не делать, у человека будет эмоциональный стресс.

С одной стороны, женщинам в вопросе эмоционального напряжения намного хуже, чем мужчинам . Женщины почти всегда чувствуют внутри себя бурю эмоций, вот и получается, что держать их в эмоциональном напряжении намного легче, чем мужчин. Но ведь женщины свое эмоциональное напряжение очень часто выплескивают на других. В этом часто помогает подруга, которой можно поплакаться в жилетку.

Мужчины, в свою очередь, не такие эмоциональные, как женщины. Но ведь состояние эмоционального напряжения знакомо им также. Вся проблема в том, что мужчины не могут позволить себе выплеснуть эмоции, как это делают женщины . Женщина поплакала и забыла, а вот мужчина еще очень долго переживает свои тревоги, обиды и любые расстройства по тому или иному поводу. Поэтому бороться с эмоциональным напряжением мужчинам намного тяжелее, чем женщинам.

Эмоциональное напряжение требуется снимать. Эмоции нельзя подавлять, ведь они ничто иное как ваша внутренняя энергия . Вот и выходит, что всю вашу накопленную энергию вы оставляете в себе. Вы можете подумать, что энергию эмоций можно направить в нужное вам русло, но это не совсем так. Внутреннее эмоциональное напряжение приводит к тому, что начинаются проблемы со здоровьем. Так, постоянная усталость и стресс - это все последствия эмоций, которые вы попытались долгое время гасить в себе.

Снимать эмоциональное напряжение необходимо, ведь вы можете быть на работе или же дома, когда вы уже не будете контролировать себя и можете буквально взорваться . А показывать весь негатив любимым людям или сотрудникам, согласитесь, не очень приятно. Что же делать в таком случае?

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, вам потребуется снятие эмоционального напряжения . В этом вам помогут различные методы и стратегии, которые вы можете применять в любой ситуации. Они вам всегда помогут снять ваше эмоциональное напряжение.

Уменьшение и разбиение . Когда вы в следующий раз будете переживать из-за сложившейся ситуации, попробуйте посмотреть на нее по-другому. Не пытайтесь охватить всю проблему целиком, а разбейте ее на более мелкие части. Вот увидите, что маленькие части всей ситуации вы не будете переживать очень остро. Да и выход из проблемы можно также найти намного быстрее, чем обычно. Также можно посоветовать противопоставить вашу проблему чему-то более глобальному, более значимому. Главное, чтобы вы самостоятельно для себя уменьшили вашу же проблему.

Определенность . Очень часто эмоциональное напряжение возникает из-за некоторых неопределенностей, которые не дают вам покоя. Чаще всего причиной этому служит недостаток информации для принятия нужного решения. Не нервничайте по этому поводу, а лучше сконцентрируйтесь на том, где можно раздобыть нужную вам информацию.

Модель множественности результатов . Если вы нервничаете, что ваше дело обречено на провал, смоделируйте для себя множественность развития событий. Таким образом вы не только можете просчитать любую ситуацию, которая сложится, но также и успокоите сами себя.

Физические нагрузки . С эмоциональным напряжением вам помогут справиться физические нагрузки. Попробуйте сходить в спортзал, заняться йогой или же начните . Увидите, как вам полегчает. Если не хотите заниматься спортом, можете нагрузить себя любой другой физической работой. У вас просто не останется времени на то, чтобы переживать по поводу различных проблем.

Юмор . Вспомните, сколько уже было снято смешных фильмов, поставлено юмористических спектаклей и написано стихов о проблемах, которые знакомы каждому взрослому человеку. Это сделано не для того, чтобы выставить кого-то идиотом, а чтобы каждый человек смог оценить трудную ситуацию с комической точки зрения. Юмор всегда помогал справляться с любыми трудностями. Попробуйте и вы относиться с долей юмора к своим проблемам. Ведь вы же сами себе будете создавать положительные эмоции, что будет хорошо влиять на ваше психическое состояние.

Нервно-психическое напряжение)

в физиологии труда - состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (и первую очередь, нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Эмоциональное напряжение" в других словарях:

    эмоциональное напряжение - emocinė įtampa statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Organizmo fiziologinių funkcijų (ypač nervų sistemos) per didelės mobilizacijos būsena, atsirandanti sudėtingomis aplinkybėmis (pvz., per varžybas, rungtynes) arba atliekant… … Sporto terminų žodynas

    - (син. нервно психическое напряжение) в физиологии труда состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (в первую очередь, нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации … Большой медицинский словарь

    Энциклопедия социологии

    Напряжение (напряженность психологическая) - – эмоциональное состояние беспокойства, тревоги, готовности действовать, тревожное ожидание при экстремальных обстоятельствах; большая сосредоточенность внимания, нередко сочетающаяся с беспокойством, обусловленная ожиданием неблагоприятного для …

    Напряжение - (англ. tension) – 1. вообще – усиление нагрузки или натяжения либо само состояние такой нагруженности, натяжения; 2. субъективное и трудно описываемое ощущение эмоционального напряжения, связанное, предположительно, с сокращением мышцы, группы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НАПРЯЖЕНИЕ - 1. Вообще – усиление нагрузки или натяжения или состояние такой нагруженности или натяжения. 2. Ощущение, связанное с сокращением мышцы, группы мышц и/или связанных с ними сухожилий, мембран и связок. 3. Эмоциональное состояние, характеризующееся … Толковый словарь по психологии

    Эмоциональное выгорание в общении - Синдром эмоционального выгорания (С. э. в.) характеристика психич. состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном О. с др. людьми в эмоционально перегруженной атмосфере (термин введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    НАПРЯЖЕНИЕ - англ. tension; нем. Spannung. 1. Состояние системы, характеризующееся нарушением равновесия. 2. Эмоциональное состояние индивида или группы, характеризующееся нарушенным внутренним равновесием, тревогой, беспокойством, возбужденностью. Н.… … Толковый словарь по социологии

    НАПРЯЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ - (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Н.э. имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    См. Эмоциональное напряжение … Большой медицинский словарь

    Философская психотерапия по Саакяну (Sahakian W. S., 1976) это система, использующая представления, установки, убеждения, мировоззрение (философию жизни) человека как средство изменения, контроля или совладания с его психологическими или… … Психотерапевтическая энциклопедия