Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Пришел поесть? Закажи то, чего никогда не ел

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Спонтанность

Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность – это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность – это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности. Спонтанность может ассоциироваться с выстрелом или вулканическим выбросом. Через спонтанные выбросы разрешается напряжение мысли или чувства, без спонтанности мышление и чувство теряют силу, лишаются энергии. Как пуля останется в стволе без взрыва пороха, так и витающие в затуманенном мозгу новые мысли, идеи или ассоциации не достигнут сознания. Спонтанность может ассоциироваться и с понятием фонтан, ибо в этом процессе есть общие черты потока: выброс вверх, распадение на отдельные струи, насыщенность энергией вначале и потеря энергии после достижения высшей точки. Спонтанность может выражаться одиночными всплесками, редкими выбросами мыслей, идей, ассоциаций. Спонтанность создает впечатление хаоса до тех пор, пока разум не начинает связывать ее. Спонтанность есть высшее выражение индивидуальности. Из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряженный союз новизны и идеала. Путь к идеалу совершенного творения лежит через всплески спонтанности. Когда нет спонтанности, тогда обнаруживает себя нерешительность и колебание между альтернативными решениями. Без спонтанности развитие смысловых структур происходит по традиционному пути стереотипных решений. Так утрачивает себя творческий поиск. Чтобы понять, что представляет собой такой сложный психический процесс как спонтанность, рассмотрим, какова роль этого психического процесса в творческой деятельности. Возьмем для примера развитие информационно-смысловой структуры. Обозначим ее через S . Предположим, что эта структура состоит из десяти понятий а i А (i = 1,10). Все эти понятия связаны между собой множеством связей b j B (j = 1,n ). Развитие начинается с актуализации основной цели или даже с возникновения ряда целей. Общий процесс творчества протекает с нарастанием напряженности в структуре. Но достижение цели в начале творческой деятельности еще неясно. Обычные стереотипные приемы поиска решения, которые запечатлены в сознании, не приносят результата.

Чтобы достичь поставленной цели в творческом процессе должен присутствовать комплекс факторов, среди которых, например, концентрация психической энергии, вдохновение, сосредоточение, интуиция. Бессознательное и психическая энергия концентрируются на данной совокупности понятий А и совокупности связей В. В этот момент спонтанность как бы «берет» часть от каждого фактора гениальности, дополняет их, соединяя все эти части в один спонтанный комплексный процесс. Допустим, родилась интуитивная идея u i , которая подсказывает как соединить два понятия, например, а 1 и а 4 связью b 4 так, что согласно этой идее, актуализируемая цель должна быть осуществлена новой связью между понятиями а 1 и а 4 . Но сознание, контролируя достижение цели, выясняет, что это был промах. И вновь цель создает напряженность в психической системе на локальном участке информационно-смысловой структуры. Вновь напряжение нарастает, так как первая идея оказалась ошибочной, тогда спонтанный поток идей, мыслей, озарений с целью поиска нового понятия или новой связи между понятиями, продолжает свою созидательную работу. Спросим: когда же поступает команда о прекращении поиска?

Эта команда поступает из сознания тогда, когда заданный сознанием критерий красоты и гармонии окажется удовлетворенным. И из множества новых связей и понятий внезапно вырисовывается желанный и неожиданный результат. Весь этот спонтанный поиск новой структуры, ее микро и макро приращений окрашивается сильными эмоциональными переживаниями. Полученная в результате новая информационно-смысловая структура запечатлевается сначала в сознании, затем в памяти, будучи спонтанно окрашена эмоциями, когда цель, наконец, достигнута. Мощное ассоциативное мышление и ассоциативное чувствование, ощущение и необычайная спонтанность озарений – отличает выдающихся представителей творческой части человечества. Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур.

Несмотря на то, что спонтанность – альтернатива детерминизму – ее поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека (Юнг, полагал, что у интровертов материал подчиняется сознательным намерениям творца, а у экстравертов материал неподконтролен автору, автор подчиняется требованиям творческого материала). Необходимо отметить, что в творчестве спонтанность всегда есть продукт бессознательных процессов. Спонтанность присутствует независимо от установки типа: экстравертной или интровертной, ибо спонтанная деятельность бессознательного есть основное условие творческого процесса. Следуя Юнгу, можно сделать вывод, что у интроверта в творческом процессе большая доля принадлежит сознанию, но тогда спонтанность как продукт бессознательного, оказывается обездоленной в творчестве. Поэтому мы вынуждены были бы предположить, что гениальный дар – это удел только экстравертного типа, но это не так. И у гения интроверта часть создаваемого им материала представляет собой продукт интенсивной деятельности бессознательного, как и у экстраверта. Бессознательное в союзе с сознанием создает те произведения, которые потом признаются гениальными. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления, поэтому психологический тип влияет на развитие структур. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития: спонтанность меняет смысловые структуры, а те в свою очередь, регулируют поток спонтанности.

Изучая процесс творчества в искусстве (поэзию), Юнг предложил парадоксальную идею о том, что убеждение в абсолютной свободе творчества, скорее всего, просто иллюзия, поскольку тот, кто творит, полагает, что плывет, «хотя на самом деле его несет невидимое течение». Можно добавить – спонтанное течение. Юнг говорит, что некоторые произведения можно рассматривать «почти как живое существо, которое использует человека лишь как питательную среду, эксплуатируя его способности в согласии со своими законами и создавая самое себя во исполнение собственной творческой цели». Если из-под пера автора сразу выходят полные и совершенные произведения, – писал Юнг, – «они входят в мир… во всей красоте и могуществе, как Афина Паллада, появившаяся из головы Зевса. Эти произведения категорически навязывают себя автору, завладевая его рукой… Произведение приносит с собой свою форму: все, что автор хотел добавить от себя отвергается, а то, что он сам не прочь был бы отбросить, навязывается ему с удвоенной силой. В то время как его сознательный ум оказывается пораженным и беспомощным перед этим феноменом, его самого захлестывает поток мыслей и образов, которые он никогда не намеревался создавать и, которые бы по его собственной воле никогда не увидели бы свет. Здесь творец не идентифицируется с процессом творчества, он осознает, что подчинен своему произведению или находится вне его…» (103, с. 321 – 324 ). Это можно было считать правильным только отчасти, так как импульсы из бессознательного, в конечном итоге, контролируются сознанием. Возникает процесс противоборства, названный динамическим принципом творчества.

Поэтому если следовать теории Юнга, то в творческом процессе бессознательное художника (художника в широком смысле), оказывает не меньшее влияние на сам процесс творчества, чем сознание. Только часть импульсов из бессознательного неизбежно контролируется сознанием. Люди далекие от музыкального творчества не подозревают, что сочинение гениальной музыки во многом связано со способностью композитора спонтанно «услышать», интуитивно почувствовать многие идеи совершенно неожиданным образом и в неожиданных ситуациях. По словам одного из исследователей творчества Бетховена, он должен был постоянно сдерживать натиск идей: «Звуки мчатся подобно вихрю», – писал он в одном из писем. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно… я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот» (Цит. по 86, с. 321 – 324).

Замечательное свойство спонтанности в том, что она инвариантна относительно любого вида творчества. Спонтанные выбросы имеют одинаковую психическую природу как для мыслей ученого и его идей, так и для музыкальных мыслей и музыкальных идей у композитора или неожиданной находки колорита цвета у живописца. Учитывая индивидуальное взаимодействие бессознательного и сознания у каждого творца, можно попытаться объяснить, как выкристаллизовывается оригинальность стиля. Прибегая к метафоре Юнга и следуя его положению, можно сказать, что рулевой в лодке, плывущей по течению, независимо от того, какой установке сознания он следует, никогда не пытается пользоваться рулем. Ясно, что это невозможно. И потому постоянство стиля объясняется индивидуальностью личности или наличием индивидуального психического фильтра и распределением вкладов личностных факторов по осям психической системы. Очевидно, спонтанно увлекаемый непонятной силой гений, неизбежно привнесет в то, что ему навязывается, какие-либо из значимых факторов своей психики. Эти существенные личностные, сознательные факторы нельзя исключить, так как они сами дадут знать о себе, противопоставляя себя навязанной силе.

Нет спонтанности, значит, разум лишен той силы, которая движет творческим процессом. В спонтанности есть две противоположные стороны: с одной стороны, для творчества необходима спонтанность, которая свободна от контроля сознания, с другой, без контроля сознания – нет и помощи разума. Спонтанность не борется с разумом, она его усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность и только сверхспонтанность неконтролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума) позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Юнг полагал, что вклад индивидуального бессознательного в творческом процессе незначителен. Фрейд, напротив, считал основой творчества именно процессы, протекающие в индивидуальном бессознательном.

В концепции структурно-осевого подхода предполагается неизбежность компромиссного решения, исходящего из весового участия вкладов различных факторов в деятельность психонейрофизиологического автономного комплекса. Поэтому спонтанность питается суммой двух неравных вкладов потоков энергий, зависимых от различных состояний психики: то поступает поток энергии из коллективного бессознательного, вытесняя энергию индивидуального бессознательного; то берет верх энергия индивидуального бессознательного, вытесняя импульсы из коллективного бессознательного.

По нашему мнению, существует возможность математически учесть влияние и тех, и других факторов: идеи Фрейда о влиянии личного бессознательного и идеи Юнга о влиянии на творческую деятельность коллективного бессознательного. В математике известно, что функция двух переменных z (х, у) зависит от обоих, если значения каждой отличается от нуля. Но когда одна из переменных равна нулю х = 0, то это означает сечение поверхности z (х, у) плоскостью ZУ. В этой плоскости мы получаем функцию одной переменной z (у). Допустим, что психическая энергия коллективного бессознательного обозначена Э к, психическая энергия личного бессознательного обозначена Э л, тогда действие суммарной психической энергии эквивалентно функции G (Э к, Э л). Но, как только мы полагаем, что художник создает произведение под влиянием тенденций личного бессознательного, тогда как коллективное бессознательное отступает, то это означает, что психическая энергия коллективного бессознательного равна нулю Э к = 0. В рамках такой модели мы можем качественно учесть обе концепции - Фрейда и Юнга, полагая, что вклад двух видов психической энергии будет различен. Независимо от того, какие слои бессознательного выплескивают из себя потоки спонтанности, природа спонтанности не становится менее трагичной, чем трагично само творчество. Это могло бы быть ахиллесовой пятой спонтанности, но диалектика спонтанности такова, что ее трагизм является ее высшим наслаждением. Ведь трагичность спонтанности лишь следствие трагичности бунта. И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

Copyright © 20 10

Очень часто мы употребляем в нашей речи слово «спонтанность». Что это с психологической точки зрения, чем она характерна и кому свойственна? Попробуем сейчас разобраться в этих терминах, а также познакомиться с ними на реальных примерах. Возможно, кто-то откроет это качество в себе или в своих близких.

Общая формулировка данного определения

Спонтанное поведение означает, что человек делает только то, чего он хочет в конкретный момент времени, и ничего более. животным и детям, именно поэтому все мы восхищаемся и теми, и другими. С возрастом подобная «резкость» и сиюминутность в поведении проходит, и на смену ей приходит заблаговременное планирование, подчинение графику (своему или чужому), и это, как утверждают психологи, уничтожает нас как личностей. Они сравнивают угасание спонтанности с причем данный термин тут употребляется не в медицинском смысле, а больше в социальном. Именно поэтому важно в зрелые годы «вспомнить», как было вам хорошо в детстве, когда вашими чувствами и действиями руководила спонтанность. Что это было наиболее точное и верное отображение вас самих и вашего внутреннего мира, не запятнанного социальными принципами.

Как и почему подавляется спонтанность

В совсем юном возрасте наши родители и воспитатели детского сада учат нас, Нам запрещают опаздывать, недоедать кашу, заставляют заправлять постели и носить конкретные вещи, которые нам чаще всего не нравятся. При этом малейшее непослушание со стороны ребенка всячески карается, а это, в свою очередь, приводит к развитию страха. Именно этот страх останавливает в нас развитие той самой, истинной личности, за счет того, что он блокирует спонтанность. Что это плохо, и что подобным образом воспитывать детей нельзя, врачи узнали не так уж и давно. Однако в этом вопросе существует множество нюансов, так как каждый из нас - часть общества, где бытуют правила и принципы, и если каждый будет исполнять свои сиюминутные прихоти, мир сойдет с ума. Однако это уже философские рассуждения, а сейчас мы попробуем стать немного свободнее сами, исходя из имеющегося.

Отбросьте рамки социума

Задумайтесь на минутку о том, что все запреты, которые крутятся в голове каждого человека, имели отношение к его детству. Сейчас вы - полноценная взрослая личность, следовательно, о них смело можно забыть. Нас беспокоит, что скажут окружающие, если мы совершим то или иное действие, так как в детстве нас пугали страхом быть пристыженным, за счет чего и заблокировалась спонтанность. Что это, если не патология, которая мешает нам жить? Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что абсолютно всем людям безразлично, что вы делаете и как себя ведете. Любой безумный поступок, совершенный вами в общественном месте, всего лишь обратит на вас кратковременное внимание, но буквально через несколько минут все об этом, и о вас в том числе, забудут. Поэтому ведите себя свободнее, не ограничивайтесь рамками детства, помните, что живем лишь один раз.

Учимся быть свободными

Развитие спонтанности в зрелом возрасте может проходить различными путями, и зависит это от особенностей вашей психики. Кто-то самостоятельно, прочитав данный материал, подумает о том, что он уже свободен, и сделает наконец то, на что ранее не решался. Другие же люди могут быть не такими сильными, и им потребуется помощь профессионала для того, чтобы открыться. В любом случае надо помнить, что существует спонтанность подсознания, спонтанность сознания и спонтанность поведения. Каждый последующий термин вытекает из предыдущего, поэтому, наладив все свои мысли, позволив себе самому быть собой, вы станете другим человеком. И, скорее всего, вся ваша жизнь преобразится, а может, в корне поменяется.

Александр Любимов


Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»

Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие - бессознательно, спонтанно.

Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток - обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть - он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.

Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.

Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания - ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты - пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу - забываешь содержание.

Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.

Управляемая спонтанность - это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.

Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский - не знаю, как это в теории, но на практике это работает.

Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.

Самое забавное - что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.

Что для этого нужно?

Первое, что нужно обычному человеку - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение - направлять этот поток в нужную сторону.

Научись отпускать себя

Первое, что нужно - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно - дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда - свалился, руку в плиту сунул - обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.

Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность - захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…

В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция - это просто нечто!

И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать - это мол удел творческой интеллигенции.

А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену - и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?

Поэтому первая тренировка - это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние - когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением - благо это вы все умеете хорошо.

«Рыба»

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.

-- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека - 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть - это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…

Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.

Скелет рыбы

Скелет - это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини…»

Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.

«Остапа несло».

И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным - чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя - как несет, так несет.

Но! Большая просьба - то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:

- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.

Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:

- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть - он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…

Если по количеству - нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 - 25 переходов.

«Скелет своей «Рыбы»

А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум - четко проговорите (про себя).

Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:

- жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини

С хвоста это будет выглядеть задом наперед:

- мини - одежда - Франция жара - тушь - косметика - похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо - тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо - тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 - 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:

С хвоста.

Из середины.

«Скелет» разговора

Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится - будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.

Хорошо отслеживать Жириновского - у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.

Восстанови «рыбу» по «скелету».

Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.

Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.

Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано - достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.

Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах - потом можно восстановить весь процесс по шагам.

Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу - там на каждый переход просто предложений больше.

Выступление по плану

Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. - вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.

Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию - это неплохо может сделать и бессознательное, - сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.

И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях - вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) - оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.

Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.

Обратите внимание, что темы - это не скелет . Темы - это про что рассказываем, а скелет - точки ассоциативного перехода.

Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.

- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода - а вы знали, что арбуз - ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый - розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.

- Арбузы любят все - взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.

- А равенство - это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.

- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт - очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.

- Моделью для самолётов были птицы.

- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап - крылья, вместо шерсти - перья, вместо пасти - клюв.

- И произошли птицы от динозавров. А д инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.

- И нефть сейчас - один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти - штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть - как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море - то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.

Первый результат тренировки - понимание, что любую тему можно связать с любой другой.

Усложняем

Сделаем это упражнение чуть более интересным.

Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки :

  • Сибирь - ценности;
  • чайник - люди;
  • компас - время;
  • олово - процесс;
  • прибавленная стоимость - место;
  • дежурство - вещи.
  • орангутанги - не нравится;
  • кирпич - важно;
  • скрепка - сомнение;
  • строительство - согласие;
  • США - активность.

А что потом?

Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» - они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.

Умение хорошо говорить - это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.

Если этот рубеж преодолён - человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: -«Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»

Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять - семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»

Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»

Спонтанность – это психологический ресурс, обеспечивающий доступ к глубинным энергетическим источникам внутри нашей психики, это характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В этой статье мы разберем, почему спонтанность так важна.



Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Спонтанность должна быть открыта, или, лучше будет сказать, открыта заново, потому что, когда вы были ребёнком, вы были спонтанны. Вы утратили спонтанность, потому что в вас насаждалось слишком много искусственного — дисциплины, морали, добродетели, характера. Вы научились играть множество ролей; поэтому вы разучились просто быть собой.

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий. Творчество – это одно из крупных практик спонтанности. Существует множество техник развития спонтанности. Один из самых известных исследователей спонтанности, Морено, описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Спонтанность - это ресурс

Увы, спонтанность, как и сон, это ресурс, который не накапливается. Но базовые Спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Цель тренировок – это высвобождение спонтанности и ее одновременная разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека.

Если спонтанности еле-еле хватает на выполнение задачи, а на радость уже не хватает, человек серьезен, собран, напряжен. У некоторых людей это бывает иногда, а у некоторых постоянно, и не всегда задачи вторых глобальней, часто они просто не умеют расслабляться, радоваться жизни и существовать в гармонии с окружающим миром. Отсутствие спонтанности означает почти полное отсутствие наслаждения.





Спонтанность - это не импульсивность.

При этом нельзя путать импульсивность и спонтанность, это совершенно разные вещи! Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности. Спонтанность - это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение. Т.е. если вы в бешенстве и внезапно сломали карандаш, который крутили в руках, то это – импульсивность. А если вы начнете рисовать этим карандашом не зная, что вы рисуете – это спонтанность.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Ваш уровень спонтанности.

Приблизительно узнать ваш уровень спонтанности вы можете по этой шкале. Шкала Спонтанности измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкала Спонтанности:

1. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

2. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

3. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

4. Я часто принимаю спонтанные решения.

5. Я никогда не боюсь быть самим собой.

6. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

7. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

8. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

9. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

10. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

Для чего вам развивать спонтанность?

Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно... Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять.

Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья.

Важно, что спонтанность – это базовый ресурс, «доличностный» психики. Только после спонтанности и восстановления локуса контроля нужно браться за восстановление самооценки.

1. Энергия

Спонтанность – это источник энергии, это возможность действовать в условиях непределенности и эффективно справляться со стрессом. У спонтанных людей жизнь во много раз ярче, красивее и переполнено вдохновением и любовью.

Запомните, что спонтанность – это источник жизненной энергии, который нельзя принудить, заставить, подчинить, который приходит сам и уходит сам. Нет правил и протоколов, как его услилить. Если в осознанностью еще можно протокольно работать, то о спонтанности приходиться говорить весьма неопределенно. Посмотрите на детей: они полны энергии и энтузиазма, спонтанны! С возрастом спонтанности становится все меньше и меньше, потому что долг вытесняет удовольствие, мораль вытесняет чувства, а рассудок вытесняет ощущения, потому что ресурсы не прокачиваются и постепенно фрустрируются.





2. Адаптация и спонтанность

Спонтанность - качество, которое помогает нашему выживанию и адаптации. Спонтанность – это готовность к переменам. Помните, что вы живы лишь настолько, наскольно вы любите изменения? У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с неожиданным, а чаще всего – эта реакция зла. Нарушения спонтанности приводят к развитию неврозов и потере энергии. Если человек ведет себя всегда примерно одинаково, будь это "жизнь в колее", или постоянный эпатаж, выдаваемый за спонтанность - это автоматизм.



3. Легкость и игра.

Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной. Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.


4. Отношения.

Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен.

Есть по крайней мере десять качеств, которые привлекают гораздо больше внешности. И, что не менее важно, помогают сохранить отношения и сделать их счастливыми.

1. Умение слушать

Разговаривать умеют и любят почти все, а вот слушать - единицы. Если вы хоть раз общались с таким человеком, вы понимаете, о чём я говорю. Когда человек не ждёт своей очереди заговорить, во время того, как говорите вы, не перебирает в голове подобные случаи, которые подходят под тему. Разговор можно поддержать, даже не слушая, это не трудно - кивайте, говорите «угу» и не смотрите в смартфон.

А вот слушать - это целое искусство, но это всегда чувствуется и ценится. С такими людьми действительно хочется разговаривать.

Как развить умение слушать?

Старайтесь концентрироваться на том, что говорит ваш собеседник и не отвлекаться на свои мысли. Заинтересуйтесь тем, что он говорит, а если никак не получается - зачем тогда вообще разговаривать?

2. Умение быть спонтанным

Одни люди любят полную спонтанность в действиях, другие предпочитают постоянство и надежность. Но в любом случае без толики спонтанности, фантазии и неожиданных поступков «в потоке» будет скучно. Просто так, без повода, в будний день предложить сходить в ресторан (особенно если это не цветочно-конфетный период, а более-менее стабильная и почти семейная жизнь), просто так спеть, когда хорошее настроение, предложить разучить какой-нибудь танец или прокатиться на выходных на природу, чтобы найти невероятно красивое место.

Спонтанность не позволяет отношениям стать частью серых будней, делает их интересными и красочными, обеспечивает много приятных воспоминаний.

Как развить в себе спонтанность?

Чаще слушайте себя, чего хотите именно вы. Пока не важно, оценят ваши порывы или нет, главное, чтобы появились какие-то желания.

3. Делать что-то хорошо

Не важно, чего касается ваше умение - классно водить автомобиль, виртуозно играть на гитаре или бегло разговаривать на трёх языках. Людей всегда восхищает чужое мастерство, чего бы оно ни касалось.

Как научиться?

Просто найдите себе любимое дело и оттачивайте навыки до совершенства. Кстати, если у вас нет отношений в данный момент, это поможет их завести - как только вы погружаетесь в любимое дело и забываете о желании завести отношения, они волшебным образом появляются в вашей жизни.

4. Быть самодостаточным и довольным всем

Люди, которые довольны тем, что у них есть, более привлекательны, чем те, кто постоянно жалуются и мучаются от того, что им чего-то не хватает. Если вы довольны своей внешностью, вы выглядите гораздо привлекательнее, чем если считаете себя жирным уродом. Если вы довольны своей работой, никто не назовёт вас неудачником. Да и нищеброды, как отлично описано на Лурке - это не те, у кого маленькая зарплата, а люди, которые считают, что им постоянно не хватает денег.

Как научиться довольствоваться тем, что есть?

Да, это не так просто, но возможно. Для начала можно перестать сравнивать себя с другими, потом найти, что в вашей жизни идёт хорошо, и испытывать благодарность за это.

5. Отсутствие нездоровых «загонов»

Если вы следите за фигурой и стараетесь есть больше овощей - это отлично, но если выносите мозг персоналу пиццерии, требуя сделать для вас пиццу без теста - это совсем другое. Это касается всех ваших принципов и увлечений - во всём надо знать меру, а болезненная привязанность к какому-то поведению никого не радует.

Как избавиться от слишком сильных привязанностей?

Сначала надо вообще понять, есть ли они у вас. А для этого спросите у лучших друзей и родственников - пусть честно скажут, что они думают по этому поводу. Скорее всего, они даже говорили вам об этом ранее, но вы не обращали внимания.

6. Быть настоящим

Можно до бесконечно придумать себе фальшивые образы, прикрываться ими и даже вживаться в них, но люди всегда чувствуют фальшь и ценят настоящие личности. Это не значит, что вы будете простым, как два рубля. Это значит, что вы не будете скрывать свои чувства, и не будете «подделывать их». Вы открыто улыбаетесь и смеётесь, не стесняетесь своих порывов, желаний и увлечений.

Как стать настоящим?

Осознать, что в вашем образе является маской (иногда это не так просто), понять, зачем вы её надели и пересмотреть отношение к себе.

7. Способность пойти на компромисс

Умение пойти на компромисс, а главное - желание искать его, это признак того, что человек готов к долгим и счастливым отношениям. Если вы не ищете компромиссов, а заставляете партнёра во всем подчиняться вам, значит, вы его не уважаете, и рано или поздно ему это надоест. Если же наоборот, всегда подчиняетесь и уступаете, надоест вам - длительный период молчания закончится взрывом и вы сами разорвёте отношения.

Что же делать?

Всегда ставьте себя на место другого человека. Например, вы работаете дома и после работы хочется прогуляться, чтобы размять мышцы, покататься на коньках или заняться другим активным спортом. А ваша вторая половина весь день на ногах и ему или ей вообще не хочется активности ещё и в вечернее время. Вместо того, чтобы скандалить и заставлять, попробуйте представить себя на месте вашего любимого человека - вам бы захотелось куда-то выбираться после целого дня активности?

8. Забота

Почти все люди любят, когда о них заботятся (конечно, без фанатизма). Это возможность без слов сказать «я тебя люблю», «ты мне не безразличен или безразлична». Отвлечь, когда видишь, что человек грустит или спросить, что случилось и выслушать все проблемы. Если человек заболел, заботиться о нём так, как это делали бы родители. Даже просто купить любимое лакомство, просто так, когда тебя не просили об этом.

Как научиться заботиться о других?

Если вы привыкли думать только о себе, будет нелегко начать заботиться о других. Но если вы с нежностью относитесь к другому человеку, будет не так трудно придумать, чем ему помочь и какой сделать сюрприз.

9. Чувство юмора

Весёлых людей любят все, они заряжают позитивом, с ними хочется находиться рядом. Вообще, чувство юмора есть почти у всех, только оно часто не совпадает - смешными кажутся разные вещи. Но это уже зависит от воспитания, окружения и прочих факторов. В любом случае, с человеком, который чаще улыбается, чем хмурится и не прочь от души посмеяться, гораздо приятнее общаться.

Как развить чувство юмора?

Никак. Оно у вас уже есть, может быть, вы просто стесняетесь шутить при недостаточно знакомых людях или считаете своё чувство юмора странным. Это не так уж важно - если вы не стесняетесь быть собой, люди принимают вас таким, какой вы есть.

10. Быть сильным

Это ценится не только в мужчинах, но и в женщинах. Никто не хочет видеть рядом с собой размазню, которая не может справиться со своими проблемами, не то что помочь и поддержать в трудной ситуации. Внутренняя сила, возможность решать свои проблемы, не срываясь на людях, умение поддержать и помочь - это гораздо более ценно, чем приятная внешность.

Как развить в себе внутреннюю силу?

Это долгий путь самосовершенствования, когда вы решаете отныне не жаловаться на невзгоды и воспринимаете все свои проблемы, как увлекательные квесты, которые надо выполнить.