Созданный в 1815 г священный союз предусматривал. Образование «Священного Союза» монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

Роспись по дереву наравне с другими видами традиционного народного творчества входит в золотой фонд отечественной культуры. Многие традиционные центры росписей в большей или меньшей степени давно изучены и успешно развиваются в насгоящее время. Большое количество публикаций посвящено хохломским (семёновским, крутецким), Городецким, северодвинским росписям, народной художественной кулыуре Ваги, Мезени, Прикамья, Печёры.

К сожалению, многие центры крестьянских росписей, имеющие локальное значение, пока ещё не получили должного освещения в научной литературе. До недавнего времени к числу таких малоизвестных росписей вологодского края относилась и шекснинская золочёнка. Это графическая роспись с яркими растительными и геометрическими орнаментами, выполненными золотым и чёрным цветом на красных фонах. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и два трепала с шекснинской золоченкой, созданных в конце XIX- начале XX века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами.

Впервые произведения с этими росписями были опубликованы сотрудником Загорского государственного историко-художественного музеязаповедника О.В.Кругловой после проведения в 1968 году экспедиции в Шекснинский и Череповецкий районы Вологодской области и последующего показа экспедиционных материалов в Вологодском краеведческом музее. Коллекция предметов с шекснинской золочёнкой в Вологодском музее была сформирована в результате нескольких историко-эгнофафических и архиографических экспедиций.

Целевые экспедиции по сбору материалов по «Шекснинской золочёнке» были совершены в 1990 и 1992 годах сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ВГМЗ. Местные жители эту роспись называли «золочёнкой». Однако в научной литературе такой термин закреплён за традиционными росписями, бытовавшими в Новоладожском уезде Петербургской тубернии. Здесь были распространены росписи с живописными «вазонами» и букетами на золотых (бронзовых) фонах, которые коренное население также называло золочёнкой. Под этим названием они и были опубликованы сотрудником Русского музея М.А.Сорокиной, тщательно исследовавшей этот центр.

Исходя из выше изложенного, было предложено традиционные народные росписи, бытовавшие в средней части бассейна реки Шексна, называть «шекснинской золочёнкой», т.к. это определение уже утвердилось в музейной практике и среди мастеров. Благодаря деятельности студии «Вологодские росписи», успешно работающей при ВГМЗ, была отработана методика письма шекснинской золочёнки. Обучение этой росписи вошло в учебную программу Губернаторского колледжа народных промыслов города Вологды. Активно с этой росписью работают мастера и художники фирмы «Надежда», занимаются развитием местной росписи и мастера Шекснинского района.

Для успешного восстановления народных росписей требуется не механическое копирование, а углублённое изучение народной художественной культуры края, знание географии росписи, особенностей развития ремёсел в данной местности, представление о рынках сбыта, экономических и культурных связях территории.

Росписи шекснинская золоченка были распространены на небольшой территории, в бассейне верховьев рек Тошки, Согожи, Углы, ка терригории Домшинского, Любомировского, Братковского и часги Чёбсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области.

Северная граница раскроем ранения росписи проходит но линии, соединяющей населенные пункты Кущуба, Чёбсара, Шексна; восточная идёт но водоразделу рек Кольдуга, Кущуба и Лухоть, то еегь практически но восточной границе Шекснинского района.

Юго-восточная граница проходит через деревни Панушино, Поповское, идёт севернее заболоченного района Большой Гуласихи. Западная - от Еремеева и Любомирова поднимается к северу - к Браткову, Цибику и уходит через Молодки до Чёбсоры.

Восточная часть района до революции 1917 года входила в состав Вологодского уезда (Марьинская, Братковская, Несгсровская, Воронцонская, Сиземская вол.), а западная часть входила в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Земли, на которых бытовала роспись, находятся на стыке границ Русского Севера и Верхнего Поволжья, что, конечно, не могло не отразиться на художественном и образном строе росписей. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках.

Тип прялок на территории в бассейнах рек Шексны и Согожи некоторые учёные относят к поволжским, другие считают разновидностью древней новгородской столбчатой прялки. К этому типу относятся согожанки, гаютинские и прялки с шекснинской золочёнкой. Прялки корневые (копыльные), более массивные, чем гаютинские, но лёгкие, так как изготовлялись из соснового дерева, а сосну не зря называют «звонкой».

В классификации А.А.Бобринского этот тип прялок не отмечен. Примечательна форма прялок. В сравнении с большими и массивными северными (каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона лёгкие, небольших размеров с маленькой трапецевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.

Формирование росписи шекснинская золочёнка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А.Рыбакова красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нём связывалось с огнём. Сочные браные узоры, называемые в данной местности «выкладами», и многоцветное выборное ткачество органично входили в праздничный женский костюм.

Раскрашивалась токарная посуда, швейки с фигурными точёными ножками, самопрялки, детали ткацких станов и даже берестяные лычки в плетёных изделиях. Образцы бранного и выборного ткачества с вышивкой цветной тамбур. Ритмичное чередование цветных полос также являлось декоративным убранством предметов. Необходимо отметить, что территория бытования росписи находилась на тортовых путях, и близость крупных городов влияла на формирование вкусов местного населения.

И, наконец, крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние на эстетическое и нравственное развитие населения. Центром духовной культуры являлся также и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (ныне затопленный Рыбинским водохранилищем).

В монастыре игуменьей Таисией была собрана библиотека из «значительного числа редких книг»". Исследуемый район имел много старообрядческих приходов. В домах старообрядцев бережно хранились старые иконы, произведения мелкой пластики: медные литые иконки и кресты с перегородчатыми эмалями. Основы художественной образности шекснинской золочёнки восходят к богатой древнерусской культуре: иконописи, рукописной миниатюре, орнаментальному оформительскому книжному искусству.

На одной из прялок на торцовой стороне в месте перехода ножки в донце нанесена круглая золотая печать, что действительно свидетельствует о влиянии книжного искусства. Орнаменты росписи отдалённо напоминают миниатюрные заставки рукописных книг. Росписи на многих прялках писались также как и иконы, по левкасу, цветовой строй близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты на бытовые предметы, а творчески переосмысляли и перерабатывали накопленный опыт, они восприняли книжную и иконописную традицию, соединили её со своим мифопоэтическим миропониманием и создали яркую декоративную роспись.

Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетёртые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. В орнаментальных композициях на ножках прялок угадываются стилизованные изображения церквей, увенчанных луковицеобразными главами или купольными покрытиями. Они перекликаются с образами храмов на древних иконах. Искусство иконописи, безусловно, наложило отпечаток на творчество мастеров росписи.

Писали, возможно, оловянным порошком, растёртым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растёртую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Росписи выполнялись по жёсткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах.

Золотой цвет росписи в сочетании с чёрным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому. Надо ли говорить, что и та, и другая роспись развивалась под воздействием древнерусского искусства, искусства иконописи. Мастера на лопастках прялок изображали раскидистый куст или переплетённые ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - «птица с оглядкой» и была больше похожа на сокола.

Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощённое, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлинённым разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными. Лопастка прялки - семантически значимая часть, на ней, как правило, изображали знаковые образы. В народной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала Солнце.

По представлениям наших предков Солнце подобно «златокрылой блистающей птице» возносится на небесный свод и озаряет землю. Из далёкого времени до нас дошла поговорка: «Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл», то еси» встало солнце, пробудились люди. В некоторых легендах птица-Солнце восседает на старом дубе. По мнению А.Н.Афанасьева, народная фантазия годовое течение времени уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-Солнце.

На прялках древо в виде раскидистого золотого куста может служить метафорическим образом иного мира (рая). На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко-изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди лист вы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды. Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шёл орнамент из полукружий, пересечённых углами с воппятыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии.

Художник словно обрамлял вход в этот сказочный мир, изображённый на семантически значимой части прялки. Городки очерчивались золотистыми и чёрными линиями, с розеткой (точкой) в середине, треугольники второго ряда городков обычно окрашивались мастерами в тёмно-зелёный или даже чёрный цвета, таким образом, выделяя ещё ярче украшение ромбовидных рисунка с внешних и акцентировались чёрными линиями, густая штриховка выполнялась вдоль краёв или посередине листьев, на плодах и изображениях птиц, что придавало незначительный объём всей композиции.

Ножка полностью или частично украшалась стилизованными растительными орнаментами с элементами геометрического рисунка в виде ромбов и треугольников с вогнутыми сторонами, петлеобразными фигурами, круглыми розетками. В рисунке часто встречаются ромбы с точками - символами засеянного поля, в народном фольклоре знака плодородия и изобилия. Росписи на ножках связаны и с земным миром.

Условно и схематично в орнамент вводились архитектурные элементы: окна, крыши, купола, шпили храмов и т.д. Такие изображения были навеяны зачастую окружающей действительностью. Западные земли Вологодской губернии отличались обилием храмов и часовен, в жилых помещениях часто устраивались сдвоенные окна, так называемые итальянские, которые давали больше света. Мастера умело вплетали архитектурные конструкции в растительный орнамент из симметрично расположенных листьев, капель, завитков. Элементы росписи подчеркивались, а н некоторых формах и заполнялись чёрным цветом, в роспись тактично вводился зелёный цвет.

Рисунок на ножке обрамлялся по краям золотыми и чёрными линиями. Боковые стороны ножек иногда расписывали завитками «с ягодкой», волнистым стеблем с листиками или плетёнкой. На оборонной стороне лопастки мастера могли указать дату создания росписи. На тех прялках, где середину лопасгки, куда привязывали куделю, очерчивали чёрной рамкой и оставляли неокрашенной, виден по границе охристо-оранжевый первый слой краски. На большей части прялок оборот лопасток вовсе не окрашен. Донце окрашивалось только частично у головки или отделялось от росписи и окраски чёрной линией.

Сохранились имена мастеров, работавших в конце Х1Х-начале XX века:

  • Дитин Григорий Леонтьевич (1875-1965), д. Кожевниково;
  • Пряжеников Иван Иванович, д. Дьяконица;
  • Ротов Иван Ефимович, д. Великая;
  • Урасков Иван Яковлевич, д. Дьяконица и
  • мастер Василий Северьянович из д. Булатово или Дьяконица.

Многообразием элементов, стройностью орнаментов, изяществом рисунка выделяются работы И.Е. Рогова и Г.Л. Дитипа.

Работали масгера по заказам, но прялочное ремесло не было поточным производством. Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметов с шекснинской золочённой.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при изучении местных видов или даже разновидностей уже известных типов росписи, открывается удивительный высокодуховный и красочный мир, мир, в котором счастливо переплелись далёкие языческие верования, житейские наблюдения и глубокие основы православия.

«Ещё совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утраз или своё значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лиштъея, казалось бы, обречённой на гибель области своей культуры, человечество тут же ощутило острую потребность в ней».

Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX – начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Приглашаем познакомиться с некоторыми из них.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.


Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.
Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, – основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.


Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.
Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.


Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.


Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».


По материалам Н. Путиловой, О. Гладышевой,
Л. Корчаговой, Т. Горбатовой, О. Оленевой.

За несколько дней до поражения Наполеона при Ватерлоо, 9 июня 1815 года, Австрия, Англия, Пруссия, Россия, Швейцария и Франция подписали «Заключительный акт» - итоговый документ Венского конгресса. Этот документ состоял из 121 статьи. Он предусматривал реставрацию французской династии Бурбонов в лице Людовика XVIII и лишение Франции всех ее завоеваний. Значительно усилили свои позиции другие европейские государства: Швейцария получала стратегически важные альпийские перевалы; в Италии восстанавливалось Сардинское королевство, к которому были присоединены Савойя, Ницца и Генуя; Австрия устанавливала свою власть над Северной Италией и Восточной Галицией, получив к тому же преобладающее влияние в Германском союзе; к России отходили земли герцогства Варшавского, исключая Краков, которому был дан статус «вольного города»; Пруссия получала Северную Саксонию, левый берег Рейна, большую часть Вестфалии, шведскую Померанию и остров Рюген; Голландия и Бельгия образовали Нидерландское королевство; Швеция получала территорию Норвегии; Англия закрепляла за собой часть бывших колоний Голландии и Франции.

После подписания венских соглашений австрийский министр иностранных дел Меттерних говорил: «В Европе есть только одна проблема - революция». Примечательно также, что и сам Наполеон, спустя неделю после поражения при Ватерлоо произнес: «Державы не со мной ведут войну, а с революцией. Они всегда видели во мне ее представителя, человека революции».

Действительно, после окончательного низвержения Наполеона в Европе возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причем средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Российский император Александр I был горячий сторонник этой идеи. 26 сентября 1815 года по его инициативе было объявлено об образовании Священного союза, а документ был подписан также императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским. К этому договору впоследствии постепенно присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи. Этот союз были призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса 1814-1815 гг. и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддержки правящих монархических династий, участники этого союза боролись со всяким проявлением революционного и национально-освободительного движения в Европе.

В 1818-1822 гг. состоялся ряд конгрессов Священного союза - в Аахене, Троппау, Лайбахе (совр. Любляна), Вероне, участники которых выразили готовность бороться со всяким проявлением революционных настроений на континенте. Так, Александр I, вопреки общественному мнению России, отказался поддерживать начавшееся в 1821 году восстание в Греции против османского владычества.

Таким образом, в это время в Европе произошла перегруппировка сил, поскольку французскую гегемонию заменило политическое господство России, Англии и Австрии. В значительной степени это равновесие сил способствовало стабилизации международных отношений. Венская система просуществовала более сорока лет, и в это время Европа не знала значительных кровопролитных войн. Тем не менее она, как и большинство политических объединений, характеризовалась обострением противоречий между великими европейскими державами, стремлением этих государств расширить сферы своего политического и экономического влияния.

ЮЛИАНА КРЮДЕНЕР

Александр уехал из Вены в 1815 г., не дожидаясь окончания всех работ Конгресса. К этому времени относится, между прочим, знакомство его с одной пожилой дамой, проникнутой мистическими идеями, - баронессой Юлианой Крюденер. Многие историки и биографы Александра придавали большое значение этой встрече в отношении усиления того религиозно-мистического настроения, какое стало проявляться у него в это время заметным образом. И сам Александр придавал этому знакомству большое значение. Но надо сказать, что склонность к мистицизму развилась в нем еще до встречи с баронессой Крюденер, и можно думать, что именно благодаря этому обстоятельству m-me Крюденер и получила к нему доступ. Решительный толчок развитию мистицизма Александра дали, по-видимому, грозные события 1812 г., но еще и до 1812 г. Александр охотно беседовал с разными монахами и «святыми людьми». Из записок Шишкова мы узнаем, что в 1813 г. между докладами о важных государственных делах Шишков - государственный секретарь - читал Александру подбор выписок из древних пророков, текст которых, как им обоим казалось, очень подходил к современным событиям, - при этом оба они обливались слезами от умиления и избытка чувств. С 1812 г. Евангелие было постоянно при Александре, и он часто как бы гадал по нему, открывая наудачу страницы и останавливаясь на совпадении отдельных текстов Евангелия с внешними фактами окружающей жизни. Впрочем, подобному мистическому настроению тогда в Европе предавались очень многие. Особенно было в ходу применение некоторых выражений Апокалипсиса к Наполеону. Огромное распространение масонства и масонских лож тоже знаменовало собой сильное развитие мистицизма. Колоссальные мировые перевороты той эпохи, очевидно, воздействовали в этом отношении на встревоженные умы современников. Как бы то ни было, это мистическое настроение Александра в 1815 г. не отражалось еще заметным образом на его социально-политических взглядах и не влекло за собой каких-либо шагов в области внутренней политики. Лишь проницательный Лагарп уже и тогда приходил в крайнее огорчение от этой новой склонности Александра.

В области внешней политики эта склонность Александра - не без участия баронессы Крюденер - нашла себе на первый раз по виду довольно невинное выражение в его предложении своим тогдашним союзникам образовать Священный союз государей Европы, который вносил бы в международные отношения идеи мира и братства. По идее этого союза, государи Европы должны относиться друг к другу как братья, а к своим подданным - как отцы; все ссоры и международные недоразумения должны улаживаться мирным путем. С некоторым сочувствием отнесся к этой идее прусский король Фридрих Вильгельм; австрийский император Франц - пиетист, бывший постоянно в руках иезуитов, подписал этот договор, лишь посоветовавшись с Меттернихом, который сказал, что это хоть и пустая химера, но совершенно безвредная. Английский принц-регент без согласия парламента не мог подписать этого акта, но вежливо выразил свое сочувствие идее Александра в особом письме. Затем мало-помалу в этот союз вступили все государи Европы, кроме турецкого султана и папы. Впоследствии в руках Меттерниха это учреждение выродилось в союз государей против волнующихся народов, но в 1815 г. такого значения союз еще не имел, и Александр был и показывал себя тогда еще явным приверженцем либеральных учреждений.

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!

Как всегда бывает при дележе добычи, победители Наполеона начали ссориться: Австрия с Пруссией - из-за гегемонии в Германии, Пруссия с Англией - из-за Саксонии, и все они с Россией - из-за Польши, так как царизм хотел присоединить Герцогство Варшавское целиком к себе («Я завоевал герцогство, - говорил Александр I, - и у меня есть 480 тыс. солдат, чтобы его защитить»), а другие державы были против чрезмерного усиления России. Разногласия накалялись. 3 января 1815 г. Англия, Австрия и Франция заключили секретный договор и начертали план военной кампании против России и Пруссии, которую решено было открыть к концу марта. Назначен был и главнокомандующий войсками трех держав - князь К.Ф. Шварценберг. В такой обстановке 6 марта «братья»-монархи узнали потрясающую новость: Наполеон покинул Эльбу и высадился во Франции. Да, аналитически сопоставив неприятие Бурбонов во Франции и распри внутри 6-й коалиции, Наполеон усмотрел в этом для себя шанс к возвращению на французский трон. 1 марта с отрядом в 1100 человек он высадился на юге Франции и за 19 дней без единого выстрела вновь подчинил себе страну. Бурбоны бежали в Бельгию. Так начались феерические «Сто дней» Наполеона.

Весть о возвращении Наполеона испугала, но и сплотила коалиционеров. Они вмиг отбросили прочь все свои распри и, по выражению В.О. Ключевского, «судорожно схватились за Россию, за Александра, готовые опять стать в его распоряжение». 13 марта восемь держав объявили Наполеона «врагом человечества» и обязались бороться с ним до победы, тем самым юридически оформив 7-ю и последнюю антинаполеоновскую коалицию.

Наполеон и на этот раз не захотел поднять Францию на революционную войну под лозунгом «Отечество в опасности!». В обычной же войне у него не хватило сил для борьбы с 7-й коалицией. 18 июня в битве при Ватерлоо союзники разбили его. Наполеон был вторично низложен и сослан теперь буквально за тридевять земель - на далекий и пустынный, почти необитаемый остров Святой Елены, где и провел в строжайшей изоляции последние 6 лет жизни (умер там 5 мая 1821 г.).

В 50-х годах нашего столетия шведский врач-токсиколог С. Форсхувуд установил путем бомбардировки ядерными частицами волос Наполеона, что император умер не от рака желудка, как считалось во всем мире, а от постепенного отравления мышьяком. По мнению Форсхувуда, отравителем был граф Ш.Т. Монтолон - агент Бурбонов.

Венский конгресс закончил работу незадолго до Ватерлоо, Его заключительный акт был подписан 9 июня 1815 г. Он удовлетворил амбиции всех коалиционеров. Россия получила львиную долю герцогства Варшавского под названием «Царство Польское» (в том же 1815 г. Александр I даровал Царству Польскому конституцию и автономию в составе Российской Империи). Австрия и Пруссия поделили между собой оставшуюся часть Варшавского герцогства и приобрели богатые земли: Австрия - в Италии, Пруссия - в Саксонии. Англия закрепила за собой Мальту, Ионические острова и ряд французских колоний. Что касается Франции, то она была низведена к границам 1792 г. и оккупирована на 5 лет. На трон ее, как и на другие европейские троны (в Испании, Пьемонте, Римской области, Неаполе, германских княжествах), возвратились монархи, свергнутые Французской революцией и Наполеоном.

Таким образом, Венский конгресс узаконил восстановление феодально-абсолютистских порядков в Европе. Поскольку же народы не захотели принимать старых королей и выступили против них, устроители конгресса договорились совместно душить вспышки народного недовольства, где бы то ни было. С этой целью они решили объединиться в Священный союз.

АКТ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА (1815 Г.)

Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира...

На сем основании их вел. согласились в следующих статьях:

Ст. 1. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику, три союзные государя почитают себя аки поставленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австрию, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть Бог, наш Божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих поданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.

Ст. 3. Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для участия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и с любовью быть приняты в сей священный союз.

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.