Создание наук при петре 1 презентация. Презентация на тему Петр I

Слайд 1

Россия при Петре I

Слайд 2

Петр І 1682-1725 гг.

Слайд 3

Фактическими правителями России в 1682-1689 гг. были царевна Софья (сестра Петра) и её фаворит князь В. Голицын

Слайд 4

Правление Софьи

В 1687 и 1689 были предприняты Крымские походы под руководством В. В. Голицына (неудачные) 1689 год – подавление стрелецкого мятежа (поддерживали Софью) Софья заточена в монастырь

Слайд 5

Период обучения и взросления Петра

До середины 90-х годов – период обучения и взросления Петра – вокруг которого складывается круг доверенных лиц (в селе Преображенском и Немецкой слободе в Москве)

Овладевает науками и ремеслами

Организовал «потешные полки» – прообраз регулярной армии

Изучает азы морского дела, устраивает военные игры на суше и воде

Слайд 6

Азовские походы

Весной 1695 г. армия тремя группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг (не удачный) В январе 1696г. – указ о строительстве флота в Воронеже (за четыре месяца был создан) Азов взят, открыт выход к Азовскому морю

Слайд 7

«Великое посольство» 1697-1698 гг.

Цели посольства: Создание коалиции (союза) государств Европы против Османской империи. Нанять иноземных специалистов на службу русскому царю. Ознакомление с достижениями передовых стран Европы в различных областях. Обучить молодых дворян военному делу и кораблестроению в Европе. Закупка оружия.

Слайд 8

Реформы Петра I

Укрепление абсолютной власти Административная Сословная «Табель о рангах» Экономическая Финансовая Культура и образование Наука и техника

Слайд 9

Укрепление абсолютной власти царя

1711 г. Указ о создании Правительствующего Сената (вместо Боярской думы). Сенаторы (не чин, а должность) назначались царем и осуществляли контроль за работой государственного аппарата, финансами, правосудием 1717 – 1720 гг.: вместо Приказов – 12 Коллегий Фискалы – следили за деятельностью чиновников 1721 г. – создан Синод во главе с обер-прокурором, ведавший делами церкви: церковь подчинена светской власти

Слайд 10

Административная реформа

1708 г. – страна разделена на 8 (затем 10) губерний Губернии делились на провинции, провинции на дистрикты Губернатор ответственен только перед царем

Слайд 11

Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII века

ИМПЕРАТОР

Сенат во главе с генерал-прокурором

Синод во главе с обер-прокурором

Адмиралтейство ведало военно-морскими делами

Коллегия иностранных дел

Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами

Ревизион-коллегия составляла списки податного населения

Юстиц-коллегия ведала вопросами соблюдения законов

Военная коллегия

Коммерц-коллегия ведала торговлей

Берг-коллегия ведала горной промышленностью

Мануфактур-коллегия ведала всей остальной промышленностью

Камер-коллегия ведала сбором государственных налогов

Главный магистрат ведал делами городов

Вотчинная коллегия ведала поместьями

Слайд 12

1714 г. - «Указ о единонаследии» - уравнял в правах вотчины и поместья Дворяне обязаны передавать поместье по наследству старшему в роду – предотвращение дробления поместий

Сословная реформа

Слайд 13

«Табель о рангах» 1722г.

Особая система прохождения 14 ступеней рангов (чинов) государственной службы (от прапорщика в армии и коллежского регистратора на гражданской службе, XIV ранг – низший, до, соответственно, фельдмаршала и канцлера, I ранг – высший) Начиная с восьмого ранга, государственные служащие получали потомственное дворянство

Чины получали не «по родовитости», а по способностям и усердию «на государевой службе»

Слайд 14

Экономическая реформа

Создание крупных металлургических заводов на Урале и увеличение производства на мануфактурах Центральной и Северо-Западной России Поощрение развития промышленности, работавшей на вывоз своих товаров за границу (протекционизм) Покровительство русским купцам, вывозящим товары на рынки Европы, что создавало активный торговый баланс (политика меркантилизма), то есть вывоз (экспорт) превышал объемы ввоза (импорта)

Слайд 15

Финансовая реформа

Введение гербовой бумаги Введение подушной подати в 1718 г. вместо старого подворного обложения налогом Денежная реформа

Медные монеты Рубли Золотые монеты

Слайд 2

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Слайд 3

ПАМЯТНИК

Слайд 4

Пётр Первый

Слайд 5

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готовились в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская академия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Слайд 6

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но она, эта система, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, “вписав” его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для “казеннокоштных” студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов).

«История Петра 1» - Как царь путешествовал во времени. В Преображенском непоседливый мальчик затеял со своими сверстниками воинские игры. 19 декабря 1699 года Петр повелел изменить летоисчисление. Цель. Жизнь замечательных людей Петр I (История в картинках). От поражениям к победам. День рождения Петра. Петр был только рад оказаться подальше от мрачных кремлевских хоромов.

«Эпоха Петра Первого» - Петровская эпоха. Вспомните основные реформы петра первого. Назовите основных сподвижников петра? Тестирование. Таблица 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I. Цель урока. Каково было воспитание петра первого? Значение преобразований петра. Основные понятия. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Таблица 2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I.

«Эпоха Петра 1» - Сенат. Этикет. Передача поместья только одному наследнику. Прутский поход 1711 г. «Ассамблеи». 2. В чем заключается значение «Табели о рангах»? 2. Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ? Промышленность. Прибалтика 1710 г. Внешняя политика Петра I: Команда № 1. Живопись И.Никитин А.Матвеев.

«Внешняя политика Петра 1» - 16 мая 1703 г. – начало строительства Петропавловской крепости. Правление Федора Алексеевича. - 1704 г.– русские овладели Нарвой. Петр продолжил внешнеполитический курс Софьи и В. Голицына. - Россия выплачивала Швеции 2 млн ефимков. 1700 г. – заключение Константинопольского мира с Турцией: Азов сохранен за Россией.

«Культура и быт Петра 1» - Петр в 1700г. приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января. Главная цель реформирования образования-подготовка специалистов. Пособия по грамматике, математике, физике, словари («лексиконы»). Есть ли разница между церковным и гражданским шрифтом? Строительство Санкт-Петербурга. Портрет Г.И.Головкина.

«Реформы Петра Первого» - Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. Ключевский В. Русская история. Начало самостоятельного правления. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Петр I. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Преобразования в экономике.

Презентация на тему "Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века " по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о состоянии образования и науки в России в начале 18 века. Автор презентации: Маиров Лиуан Русланович, учитель истории.


Фрагменты из презентации

Состояние образования

В первой четверти XVIII века, при Петре I, начала формироваться государственная политика в области образования. Царь понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

Образование при Петре Первом
  • По началу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных обучаться в государственных школах не могли.
  • Петр запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.
  • Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки.
Книгопечатание

Создание системы образования потребовало издания множества книг - учебников, справочников, наглядных пособий. Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

Кунсткамера

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов. Это был первый русский музей.

Альберт Себ

Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Кунсткамера сегодня

Сегодня Кунсткамера является одним из самых известных музеев страны, а так же важнейшей достопримечательностью г. Санкт-Петербурга.

Развитие науки

  • При Петре складываются основы для развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства.
  • В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада.
  • В 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа.
  • С 1718 года в Петербурге стали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
Академия наук

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств.

Наука и техника в эпоху Пётра I Выполнили: Агеев А. Газенкамф С. Соломатов Д.

При Петре I впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов, плотин, корабельных верфей и механизмов на мануфактурах.

Аптекарский огород В 1706 году по указу Петра Первого на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, был заложен Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Выращиваемые здесь растения использовались не только для приготовления лекарств, но и для обучения ботанике студентов-медиков, будущих русских врачей.

Кунсткамера Кунсткамера, созданная в 1714 г., стала первым русским музеем. Коллекции музея постоянно требовали пополнения. В указе от 13 февраля 1719 г. фактически разработан план сбора экспонатов. Кроме монстров, костей необыкновенных птиц или рыб, указ предписывал собирать памятники материальной культуры, в том числе археологический материал.

Поиск полезных ископаемых В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба. 1703 год - открытие на Урале месторождения медных руд (Шилов). 1714 год - открытие минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска (Рябов). 1721 год - открытие месторождения каменного угля на юге России (Капустин)

Капустин Григорий Григорьевич В конце 1721 года открыл на р. Кундрячье месторождение каменного угля. С открытием залежей каменного угля Г. Капустиным начинается история угольной промышленности Донбасса. русский рудознатец

Брюс Яков Вилимович В 1702 году по его указанию была создана первая в России обсерватория. Собрал библиотеку из более 1,5 тысяч томов по математике, физике, химии, астрономии, военному делу, архитектуре, медицине, истории, богословию, художественной литературе и искусству. государственный деятель, ученый

Магницкий Леонтий Филиппович русский математик, педагог В 1703г. составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика» , тираж 2400 экземпляров. В учебнике автор впервые употребил термины “множитель”, “делитель”, “произведение”, “извлечение корня”, а устаревшие слова “тьма”, “легион” заменил понятиями “миллион”, “биллион”, “триллион”, “квадриллион”.

Ефим Никонов Построил "судомодель" и "потаенное огненное судно большого корпуса". Вооружение этой первой российской подводной лодки состояло из "огненных труб" - огнеметов и инструментов для проделывания отверстий водолазом в корпусах вражеских кораблей. Для водолаза Никоновым был изобретен водолазный костюм. Общим для всех проектов являлось применение мускульной силы для движения под водой.

НАРТОВ Андрей Константинович механик, изобретатель Участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий. Им был сконструирован и построен ряд механизированных станков, в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес.