Союз аполлон когда. "Союз"- "Аполлон": стыковка двух систем

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Основными целями программы были:

  • испытание элементов совместимой системы сближения на орбите ;
  • испытание активно-пассивного стыковочного агрегата ;
  • проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
  • накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами .

Подготовка

Внешние изображения
Техническая документация
(из официальных материалов НАСА )
Профиль полёта
Стыковочный, обслуживающий и командный модули

Инициатором проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило NASA . Эту идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем . Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей - «Союза» и «Аполлона». 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей . Реализация проекта стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году .

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз » и «Аполлон ». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75 . А оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в СССР стыковочный узел. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных под названиями «Космос-638 », «Космос-672 » в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16 » в декабре 1974 года. Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур, а позже был разобран на комплектующие для следующих кораблей серии. Шестой экземпляр позже был дооснащён мощной многоспектральной камерой дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года последний для кораблей серии пилотируемый полёт «Союз-22 » без стыковки с орбитальной станцией.

Американская сторона репетиционных полётов и резервных кораблей по программе не производила. В это время, с мая 1973 по февраль 1974 года, ею было совершено три пилотируемых полета по программе «Скайлэб ».

Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажёрах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (СССР) и в Космическом центре им. Л. Джонсона (США) .

Решение технических задач

Внешние изображения
Групповой снимок участников программы ЭПАС

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Перед советскими и американскими учеными и конструкторами встала необходимость решения комплекса проблем, связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических кораблей, их стыковочных агрегатов, СЖО и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полётом, организационной и методологической совместимости .

Атмосфера на кораблях и переходный отсек

Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» были несовместимы, прежде всего, из-за различия атмосферы. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного ), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Системы аэроциркуляции и кондиционирования были построены на разных принципах. Сообщение между собой атмосфер кораблей привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем. Непосредственный переход из корабля в корабль по этим причинам был невозможен. Простое шлюзование не могло применяться из-за декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон».

Для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров , максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны . Для создания переходного отсека были использованы наработки по лунному модулю , в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. После выхода на орбиту «Аполлон», так же, как «забирал» лунный модуль в лунных полётах, разворачивался на 180 градусов и стыковался с переходным отсеком, «забирая» его у второй ступени «Сатурна», но в процессе стыковки и расстыковки с «Союзом» этот узел не использовался.

При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того корабля, в который осуществлялся переход . Чтобы уменьшить разницу атмосфер, давление в «Аполлоне» немного подняли - до 258 мм рт. ст. , а в «Союзе» снизили до 520 мм рт. ст. , повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с восьми часов до трёх, в течение которых пребывание космонавтов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессии и выполнить достаточную десатурацию. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека».

Обычные костюмы советских космонавтов становились пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Для решения проблемы в Советском Союзе в кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер, превосходивший описанные в литературе зарубежные аналоги (кислородный индекс составлял 79, а у волокон производства DuPont - 41). Из этого полимера была создана термостойкая ткань «Лола» для костюмов советских космонавтов. Исходные мономеры для получения термостойкого полимера были синтезированы при активном участии и руководстве известного советского химика Е. П. Фокина .

Стыковочные агрегаты

Совместимость стыковочных агрегатов требовала согласованности их принципиальной схемы, геометрических размеров сопрягаемых элементов, действующих на них нагрузок, унификации конструкции силовых замков, герметизирующих устройств. Штатные стыковочные агрегаты, которыми были оснащены корабли «Союз» и «Аполлон», выполненные по несимметричной парной активно-пассивной схеме «штырь-конус», не отвечали этим требованиям. Поэтому для стыковки на кораблях был установлен специально разработанный в КБ «Энергия » новый агрегат АПАС-75 .

Данная разработка - одна из немногих, созданных в рамках проекта ЭПАС, базовые элементы которой применяются до сих пор. Современные модификации АПАС , производимые в России, позволяют стыковаться к российским стыковочным узлам (как к активному, так и к пассивному) космическим кораблям других стран, а также производить стыковку этих кораблей с модулями МКС при условии наличия на них двух таких совместимых агрегатов .

Экипажи

Хронология совместного полёта

Старт

  • 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19 »;
  • В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон » (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б »)

Манёвры на орбите

  • 17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза-19 » и «Аполлона » (36-й виток «Союза»);
Внешние видеофайлы
Стыковка и рукопожатие

Стыковка кораблей состоялась спустя двое суток после старта. Активное маневрирование осуществлял «Аполлон», скорость сближения корабля при контакте с «Союзом» была приблизительно 0,25 м/с . Через три часа, после открытия люков «Союза» и «Аполлона», состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. .

  • 19 июля была проведена расстыковка кораблей (64-й виток «Союза»), после чего, через два витка, совершена повторная стыковка кораблей (66-й виток «Союза»), ещё через два витка корабли окончательно расстыковались (68-й виток «Союза»).

Время полёта

  • «Союз-19 » - 5 суток 22 часа 31 минута;
  • «Аполлон » - 9 суток 1 час 28 минут;
  • Общее время полёта в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.

Приземление

  • «Союз-19 » - 21 июля 1975 года
  • «Аполлон » - 24 июля 1975 года

Эксперименты

При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:

  • Искусственное солнечное затмение - изучение с «Союза»

Совместный полет космических кораблей двух стран - советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона». Советский корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым стартовал с космодрома Байконур, а ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном поднялась с мыса Канаверал во Флориде.

Два дня корабли маневрировали для занятия стыковочной позиции, готовились к беспрецедентной международной космической миссии. 17 июля на высоте 140 миль над Атлантикой корабли состыковались. Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда. «Привет, рад тебя видеть», - ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обнялись. Экипажи обменялись сувенирами. Для телезрителей мира русские и американские исследователи космоса провели экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга традиционными блюдами двух держав. Одновременно космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты.

Вместе экипажи космических кораблей провели два дня. Программа завершилась успешно: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в Союзе 21 июля, а «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.

Космическая пилотируемая программа «Союз-Аполлон»

26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских экспертов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На ней были сформированы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости кораблей.

В 1971 году состоялся ряд встреч, на которых были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств. Также была рассмотрена возможность проведения в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях, чтобы испытать создаваемые средства сближения и стыковки.

Генсек Леонид Брежнев от имени Советского Союза поддержал идею совместного полета, высказав основную концепцию: мы за мирное освоение космического пространства, за создание устройств, которые обеспечивают сближение и стыковку кораблей и совместную работу экипажей. Проект «Союз-Аполлон» был не только научным, но и пропагандистским. СССР и США хотели показать человечеству при помощи рукопожатия в космосе - «мы люди доброй воли», всё будет хорошо.

24 мая 1972 года в советской столице председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и американский президент Ричард Никсон подписали «Соглашение между ССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Соглашение предусматривало пилотируемые полеты советского и американского кораблей в 1975 году с проведением стыковки с взаимным переходом космонавтов.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание стыковочного аппарата; проверка техники и оборудования для обеспечения перехода людей с одного корабля на другой; создание перспективного универсального спасательного средства; накопление опыта в проведении совместных полетов космических аппаратов СССР и США. Кроме того, планировали изучить управление ориентацией состыкованных кораблей, корабельную связь, координацию действий советского и американского центров управления полётами, а также возможность спасательных операций в космосе.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз-Аполлон» (ЭПАС) были назначены со стороны СССР член-корреспондент Академии наук Константин Бушуев, а со стороны США - Глинн Ланни. Руководителями полета были назначены лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев и Питер Франк.

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Советским и американским специалистам необходимо было решить проблемы связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических аппаратов, их стыковочных средств, систем жизнеобеспечения и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полётом и т. д.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или андрогинно-периферийный. Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) стыковаться со стыковочным кольцом любого другого АПАС, так как обе стороны андрогинны. Каждый такой стыковочный агрегат может выполнять и активную, и пассивную роль, поэтому они полностью взаимозаменяемы.

Серьёзную проблему при стыковке космических кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. Американцы проектировали «Аполлон» под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба). Советские же космические аппараты летали с бортовой атмосферой, которая по составу и давлению была близка земной. Чтобы решить эту задачу, к американскому космическому кораблю приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки двух космических аппаратов параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» для этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль американского корабля с одним оставшимся там космонавтом должен был герметизироваться. Кроме того, обычные костюмы советских космонавтов были пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Чтобы решить эту проблему, в СССР в кратчайшие сроки создали полимер, который превосходил заграничные аналоги. Из этого полимера создали термостойкую ткань для костюмов советских космонавтов.

В марте 1973 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий - Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Через два месяца был определен советский экипаж: Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Во второй экипаж вошли Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвёртый - Юрий Романенко и Александр Иванченков.


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

Выбор Леонова в качестве «лица Советского Союза» был вполне понятен. Леонов был самым опытным и известным нашим космонавтом после Гагарина. Он первым совершил выход в открытый космос. При этом Леонов показал огромное самообладание, когда не смог обратно попасть в космический корабль из-за того, что скафандр раздулся и не пролезал в шлюзовой люк. Для нештатных ситуаций это была идеальная кандидатура. К тому же он отличался юмором, высокой коммуникабельностью, сразу же подружившись с астронавтами на совместных тренировках. В результате Леонов лучшим образом подходил для репортажей с борта корабля и последующих интервью на Земле.

В СССР построили для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из них четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных (под названиями «Космос-638», «Космос-672») в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года. В экипаж «Союза-16» вошли Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). Пятый корабль подготовили для возможной спасательной экспедиции. В Америке испытательных полетов и резервных кораблей не производили.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года. В этот день были запущены корабли «Союз-19» и «Аполлон». Советский корабль стартовал 15:20 по московскому времени. На «Союзе», после проверки бортовых систем, был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. Затем начали снижение давления из жилых отсеков, давление в корабле стало 520 мм рт. ст. Старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» - в 22:50.

16 июля после перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км. Затем американский корабль выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». Экипаж советского корабля провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом. Вечером был проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19». Экипаж провёл второй манёвр формирования монтажной орбиты. В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота - 222,65 км, максимальная высота - 225,4 км. Экипаж также проверил работу системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для процесса стыковки.

17 июля корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота - 165 км, максимальная высота - 186 км. Вэнс Бранд сообщил, что видит «Союз». Расстояние между кораблями составляло около 400 км, между «Союзом» и «Аполлоном» была установлена радиосвязь. В 16:30 началось построение ориентации перед стыковкой кораблей. Стыковка (касание) произошла в 19:09. После проверки герметичности и сближения параметров атмосферы в 22:19 произошло символическое рукопожатие командиров корабле. Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно про графику и наблюдалась на Земле по телевидению.

18-19 июля космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. 21 июля спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане. Советский экипаж благополучно вернулся на Землю. 25 июля командный модуль корабля «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Таким образом, в процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» были выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты. Следующий совместный пилотируемый полёт состоялся лишь через 20 лет в рамках программы «Мир» - «Шаттл».

Электрические модели кораблей«Аполлон» и «Союз-19».
Справа внизу виден подлинный спускаемый аппарат «Союза-19».
РКК "Энергия", г. Королев. Фото Юрия Паршинцева.

А вот спускаемый аппарат «Союза-19»
крупным планом - с личными подписями
космонавтов Леонова и Кубасова.
РКК "Энергия", г. Королёв, Музей космонавтики.
Фото Сергея Горбунова.

15 июля 1975 г. в 15 часов 20 минут московского времени с космодрома Байконур был произведен запуск КК «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а через семь с половиной часов с Восточного испытательного полигона на мысе Канаверал (США) был запущен КК «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

Программа ЭПАС – Экспериментальный полет «Аполлон-Союз» – была успешно выполнена, хотя осуществлялась двумя соперничающими космическими державами в эпоху «холодной войны». Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту. Мировая общественность, видные политические деятели разных стран рассматривали совместный советско-американский эксперимент «Союз-Аполлон» как важное историческое событие, открывающее новую эру в исследовании космического пространства, и существенный вклад в улучшение советско-американских отношений и всего международного климата.

Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26-27 октября 1970 года. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз–Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В этом «Соглашении», в частности, в третьей статье записано: «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающих стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким, как метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз–Аполлон» были назначены с советской стороны член-корреспондент АН СССР Константин Давыдович Бушуев и с американской – Глинн Ланни, руководителями полёта соответственно – лётчик-космонавт СССР Алексей Станиславович Елисеев и Питер Франк.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий – Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич, второй – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич, третий – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич, четвёртый – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Хроника совместного полёта

Время московское декретное (в скобках – полётное)

Космический корабль «Союз-19» стартовал с космодрома Байконур 15 июля 1975 года в 15:20:00,005 (00:00:00) и был выведен на околоземную орбиту в 15:28:49,8 (00:08:49,8). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 186,5 км, максимальная высота – 222,1 км, период обращения – 88,528 мин, наклонение – 51,78°.

Командир корабля «Союз-19» – Алексей Леонов, бортинженер – Валерий Кубасов.

После окончания комплексной проверки бортовых систем был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 29:51:30,5 (05:31:30,5) и отработала заданный импульс – 3,6 м/с. Параметры орбиты после манёвра: минимальная высота – 192 км, максимальная высота – 228 км, период обращения – 88,63 мин, наклонение – 51,78°.

В 21:37 (06:17) экипаж корабля «Союз-19» начал снижение давления из жилых отсеков. Эта операция, после которой давление в корабле стало 520 мм рт. ст., прошла без замечаний.

В соответствии с программой полёта старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» – в 22:50:01 (07:30:01). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 153 км, максимальная высота – 170 км. Отставание от «Союза» – около 6000 км.

Командир корабля «Аполлон» – Томас Стаффорд, пилот командного модуля – Вэнс Бранд, пилот стыковочного модуля – Дональд Слейтон.

После перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя в 02:35 (11:15) он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км.

Дополнительно к запланированной программе экипаж корабля «Союз-19» провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом и не позволил вести телепередачи с борта корабля в первый день полёта.

Сон космонавтов начался позже запланированного – около 03:20 (12:00).

В 04:31:28 (13:11:28) корабль «Аполлон» выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». После манёра параметры орбиты «Аполлона»: минимальная высота – 170 км, максимальная высота – 230 км.

Во второй день полёта экипаж корабля «Союз-19» продолжил работы с телевизионной системой, провел некоторые эксперименты, в том числе один по совместной программе (АС-1 «Зонообразующие грибки») и начал готовиться ко второму манёвру формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 15:43:40,8 (24:23:40,8) и отработала заданный импульс – 11,8 м/с. Ориентация и программный разворот прошли без замечаний.

В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота – 222,65 км, максимальная высота – 225,4 км, период обращения – 88,92 мин, наклонение – 51,79°.

Затем космонавты провели проверку работы системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для номинального процесса стыковки. Проверка прошла без замечаний.

После этой проверки в период времени 18:25–19:20 (27:05–28:00) космонавты закончили ремонтные работы с телевизионной системой. В 19:25 (28:05) была включена цветная телекамера и проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19».

В 20:30 (29:10) был проведён корректирующий сброс давления из отсеков корабля до 500 мм рт. ст.

В конце суток космонавты занимались проведением научных экспериментов.

Период отдыха у экипажа корабля «Союз-19» начался в 01:50 (34:30).

Свой третий рабочий день космонавты начали с научных экспериментов.

В 15:54:04 (48:34:04) корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота – 165 км, максимальная высота – 186 км.

В 16:01 (48:41) Вэнс Бранд сообщил, что он наблюдает корабль «Союз» через секстант. Расстояние между кораблями составляло около 400 км.

В 16:04 (48:44) между кораблями была установлена радиосвязь.

Построение ориентации перед стыковкой кораблей началось в 16:30 (49:10). Установленная орбитальная ориентация поддерживалась затем в течение 4,5 ч с хорошей точностью.

В 16:38:03 (49:18:03) «Аполлон» провёл комбинированный манёвр коррекции и перешёл на орбиту с параметрами: минимальная высота – 186 км, максимальная высота – 206 км.

В 17:15:04 (49:55:04) «Аполлон» выполнил коэллиптический манёвр, в результате его орбита стала иметь следующие параметры: минимальная высота – 294 км, максимальная высота – 205 км. При этом по высоте орбиты он находился на 20 км ниже орбиты «Союза».

В 18:14:25 (50:54:25) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз», вышел на 1,5 км впереди него.

Время 18:34:23 (51:14:23), по данным ФАИ, считается началом группового полёта, при этом расстояние между кораблями было менее 10 км.

В 19:03 (51:43) корабль «Союз-19» был переведён в режим инерциальной стабилизации и произвёл программный разворот вокруг продольной оси на 60°.

Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» зафиксирована в 19:09:08,1 (51:49:08,1), обжатие стыка – в 19:12:12,1 (51:52:12,1), почти на 3 минуты ранее запланированного времени.

Первая стыковка была успешно осуществлена при использовании стыковочного агрегата «Аполлона» в активном состоянии, т.е. с выдвинутым кольцом с направляющими. Условия начального контакта между кораблями оценивались с помощью телеметрической информации и киносъёмок. Скорость сближения «Аполлона» при контакте была приблизительно 0,25 м/с и боковое смещение кораблей около 0,082 м. Существенных угловых рассогласований кораблей не обнаружено.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» в 19:35 (52:15) был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и 19:38 (52:18) начата точная проверка герметичности. В 20:00 (52:40) тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 мм рт. ст.

Все подготовительные операции по обеспечению первого перехода были закончены в запланированное время, и в 22:12 (54:52) космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Люк стыковочного модуля «Аполлона» был открыт в 22:17:29 (54:57:29). Символическое рукопожатие командиров кораблей зафиксировано в 22:19:25 (54:59:25).

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно по программе и наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъёмки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства ФАИ о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед. Кубасов и Слейтон провели первую совместную фазу эксперимента АС-3 «Универсальная печь».

При последующих операциях по возвращению астронавтов в корабль «Аполлон» после закрытия в 01:56 (58:36) люка бытового отсека «Союза» был отмечен рост давления в тоннеле между стыковочным модулем и бытовым отсеком (после сброса давления в тоннеле до 250 мм рт. ст.) около 1 мм рт. ст..?мин.

Экипажи кораблей провели повторное открытие люков стыковочного модуля и бытового отсека и сброс давления из тоннеля между ними.

Последующий анализ, проведённый советским и американским Центрами управления полётом, показал влияние температурных колебаний при сбросе давления на последующие измерения, что не было учтено при предполётной подготовке. Методика проверки герметичности тоннеля между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» была изменена.

В связи с этими затруднениями период отдыха космонавтов начался в 03:50 (60:30) на 1,5 ч позднее запланированного времени. В дальнейшем при проверке герметичности тоннеля между стыковочным модулем и бытовым отсеком по изменённой методике трудностей не возникало.

На следующий день космонавты провели научные эксперименты. Затем начались операции второго перехода.

Люк бытового отсека космонавты открыли в 12:45 (69:25). В корабль «Союз-19» перешёл Вэнс Бранд, а в корабль «Аполлон» – Алексей Леонов.

Люк бытового отсека «Союза» был закрыт в 13:30 (70:10), и начался второй период совместной деятельности экипажей. Во время этого периода члены экипажей, перешедшие в другой корабль, были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, провели совместные телерепортажи и кинофотосъемки, символическую деятельность, физические упражнения. Второй период совместной деятельности длился 6 ч 14 мин.

При третьем переходе люк бытового отсека «Союза» был открыт в 18:57 (75:37) и закрыт в 19:28 (76:08). Во время третьего периода совместной деятельности в корабле «Союз-19» находились Алексей Леонов и Томас Стаффорд, в корабле «Аполлон» – Вэнс Бранд, Дональд Слейтон и Валерий Кубасов. Космонавты и астронавты провели совместный эксперимент АС-3 «Микробный обмен», обменялись семенами растений. В 20:30–21:00 (77:10–77:40) была проведена совместная пресс-конференция экипажей.

При заключительном, четвёртом, переходе космонавтов и астронавтов (возвращение в свои корабли) люк бытового отсека «Союза» был открыт в 22:49 (79:29).

В 00:05 (80:45) люки между кораблями были закрыты, и на этом закончилась совместная деятельность смешанных экипажей. Последний, третий, период совместной деятельности продолжался 5 ч 08 мин.

После закрытия люков бытового отсека «Союза» и стыковочного модуля «Аполлона» при четвёртом переходе давление из тоннеля между бытовым отсеком и стыковочным модулем было сброшено до 50 мм рт. ст., проверена герметичность обоих люков, затем давление в тоннеле между ними сбросили до нуля.

Период отдыха космонавтов начался в 02:30 (83:10).

В начале очередного рабочего дня космонавты провели научные эксперименты, наддули жилые отсеки корабля «Союз-19» до 800 мм рт. ст. и стали готовиться к расстыковке.

Корабли расстыковались в 15:03:21 (95:43:21). Этап полёта в состыкованном состоянии длился 43 ч 54 мин 11 с.

Через 15 с после расстыковки «Аполлон» начал выполнять первый из двух манёвров ухода от корабля «Союз», обеспечивающих эксперимент АС-4 «Искусственное солнечное затмение». Максимальное расстояние между кораблями составило 220 м. Во время этого эксперимента корабль «Аполлон» закрывал собой Солнце, а экипаж корабля «Союз-19» фотографировал. Всего было сделано 150 снимков. После этого «Аполлон» начал повторное сближение с «Союзом».

Вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19», произведена в 15:33:40 (96:13:40). Обжатие стыка закончилось в 15:40:35 (96:20:35). Кольцо с направляющими стыковочного агрегата корабля «Аполлон» при этом было втянуто. По данным телеметрической информации, при контакте скорость сближения находилась в пределах 0,15–0,18 м/с, угловое рассогласование продольных осей составляло 0,7°, рассогласование по крену 2°, боковое смещение 0,07–0,1 м.

Интервал времени между касанием и сцепкой составил 0,6 с. В течение 6 с после сцепки зафиксировано нерасчётное возмущение угловых скоростей «Союза» за счёт работы двигателей корабля «Аполлон» до 2,2 °/спо рысканию и до 0,7 °/спо тангажу. Стыковочный агрегат «Союза» успешно самортизировал полученный возмущения, выровнял корабли, и через 42 с после сцепки автоматически началось стягивание. В ходе стягивания, на 174 с после сцепки, непосредственно перед входом направляющих штырей в гнёзда, вновь было отмечено нерасчётное возмущение кораблей. Угловые скорости «Союза» доходили до 0,7 °/спо рысканию и до 2 °/спо тангажу. Корабль «Аполлон» в это время с помощью ручного управления совершал незапланированные манёвры по рысканию и тангажу, которые вызвали соответствующие возмущения. После касания стыковочных шпангоутов автоматически начали закрываться замки, и стык был обжат в 15:40:35 (96:20:35). Продолжительность процесса механической стыковки составила 6 мин 55 с. Проверка давления между уплотнениями стыка подтвердила его герметичность. Стыковочное устройство работало без замечаний.

После проведения всех проверок экипаж «Союза-19» начал готовиться к окончательной расстыковке.

Команда на окончательную расстыковку была выдана в 18:23 (99:03). Расхождение кораблей началось в 18:26:12,5 (99:06:12,5). Второй раз в состыкованном состоянии корабля находились 2 ч 52 мин 33 с.

После окончательной расстыковки в течение 16 мин «Аполлон» поддерживал расстояние между кораблями около 20 м, затем он выполнил манёвр, необходимый для проведения эксперимента АС-5 «Ультрафиолетовое поглощение». Сбор данных по этому эксперименту проводился на расстоянии 150 и 500 м по уголковым отражателям, установленным на «Союзе». В 21:42:27 (102:22:27) «Аполлон» совершил манёвр ухода в плоскости орбиты с импульсом 0,6 м/с. В результате этого в 23:09 (109:49) он прошёл над «Союзом» на расстоянии 1000 м и вновь проёл сбор данных для эксперимента «Ультрафиолетовое поглощение».

Совместный этап полёта завершился манёвром ухода и сбором данных на расстоянии 1000 м. В это время «Аполлон» следовал за «Союзом» при скорости увеличения дальности примерно 9 км за виток.

За окончание группового полёта кораблей, по данным ФАИ, принято время 23:43:40 (110:23:40), когда расстояние между кораблями стало более 10 км.

Экипаж корабля «Союз-19» отдыхал с 01:20 до 07:10 (106:00–113:50).

Затем по программе подготовки к спуску они провели тестовые включения бортовых систем корабля.

Тестовое включение СКДУ было в 13:29:00,8 (118:09:00,8), отработан импульс – 1,5 м/с. Проверка прошла без замечаний.

День возвращения экипажа корабля «Союз-19» на Землю.

В 13:10:21 (141:50:21) была включена СКДУ корабля, обеспечившая отработку заданного импульса. Ориентация и стабилизация при спуске были точными.

Спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане в 13:50:51 (142:30:51). Процесс приземления и выход экипажа из спускаемого аппарата передавались по телевидению в реальном масштабе времени.

После завершения совместных операций на околоземной орбите с кораблём «Союз-19» корабль «Аполлон» продолжил самостоятельный полёт для выполнения экспериментов, предусмотренных американской программой.

В процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты

Использованы материалы сайта http://www.mcc.rsa.ru/apollon_sojuz.htm

(Из приветственного слова к экипажам космических кораблей «Союз» и «Аполлон» генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева)

Советско-американский космический полёт «Союз» - «Аполлон» (ЭПАС) стал важным событием в истории мировой космонавтики. В период разрядки международной напряженности в 1972-1975 гг. СССР и США запустили первую совместную космическую пилотируемую программу.

Исторические предпосылки

Контакты между советскими и американскими учёными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время эти контакты сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Первое двустороннее соглашение между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было заключено 8 июня 1962 года. Однако сотрудничество в 60-х годах было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее, оно создало основу для расширения, как взаимных контактов, так и для совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.

Первые шаги к сотрудничеству

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970 – 1971 годах, когда состоялся ряд встреч учёных и технических специалистов обеих стран. Первая такая встреча по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26 – 27 октября 1970 года. Возглавлял советскую делегацию председатель Совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академик Б.Н.Петров, американскую – директор Центра пилотируемых космических полётов НАСА (ныне Космический центр имени Л.Джонсона) доктор Р.Гилрут. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Следующие встречи советских и американских специалистов состоялись в июне и ноябре 1971 года в Москве и Хьюстоне. Делегации по-прежнему возглавляли Б.Н.Петров и Р.Гилрут. На встречах были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 70-х годов пилотируемых полётов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

Начало практических действий

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз – Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» . В этом Соглашении, в частности, в третьей статье записано:

  • «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Рабочие встречи специалистов

На очередной встрече советских и американских специалистов, которая состоялась в Хьюстоне 6–18 июля 1972 года, был намечен план полёта кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. Первым стартует корабль «Союз» с двумя космонавтами, примерно через 7,5 часа стартует корабль «Аполлон» с тремя астронавтами. Через сутки (окончательный вариант – через двое суток) после старта корабля «Аполлон» производятся сближение и стыковка. Длительность полёта кораблей в состыкованном состоянии – около двух суток.

Схема полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Тип стыковочного устройства – андрогинный. С целью определения объёма работ, их выполнения и координации было создано пять рабочих групп по следующим направлениям совместной деятельности:

  1. Общая увязка проекта и программа проведения полёта (руководители: от СССР – В.А.Тимченко; от США – П.Франк).
  2. Управление движением (руководители: от СССР – В.П. Легостаев; от США – Д. Читем, Г. Смит).
  3. Конструкция стыковочного устройства (руководители: от СССР – В.С.Сыромятников; от США – Д.Уэйд, Р.Уайт).
  4. Связь и слежение (руководители: от СССР – Б.В.Никитин; от США – Р.Дитц).
  5. Обеспечение жизнедеятельности и переходов экипажей (руководители: от СССР – И.В.Лавров, Ю.С. Долгополов; от США – Р.Смайли, У.Гай).

Для обеспечения необходимого уровня совместимости взаимодействующих систем и оборудования каждой рабочей группой были установлены сроки и объём проведения основных работ по своим направлениям, включая требования к взаимодействующим системам, состав и сроки испытаний, определён необходимый объём документации.

Встречи советско-американских рабочих групп состоялись в Москве 9–19 октября 1972 года. Возглавляли эти группы технические директора проекта ЭПАС Константин Давыдович Бушуев, член-корреспондент АН СССР, и доктор Гленн С.Ланни (НАСА). В состав рабочих групп были включены советский космонавт Алексей Станиславович Елисеев и американский астронавт Томас Стаффорд. Определена дата начала полёта 15 июля 1975 года .

Центр управления полётами ЦНИИмаш – первая открытая организация в ракетно-космической отрасли страны

Для обеспечения реализации проекта ЭПАС 5 января 1973 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 25-8, в котором выражается согласие с предложением Министерства общего машиностроения СССР и АН СССР об образовании на базе Координационно-вычислительного центра (КВЦ) ЦНИИ машиностроения Советского центра управления полётом (СЦУП) с новым комплексом технических средств. В виде исключения постановление разрешало допуск в СЦУП американских специалистов, участвующих в подготовке и проведении совместного космического эксперимента.

Во исполнение этого постановления были выпущены приказы министра общего машиностроения СССР № 13 от 12 января 1973 года и директора ЦНИИ машиностроения № 2 от 25 января 1973 года об организации работ по обеспечению экспериментального полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон» и созданию на базе КВЦ советского ЦУПа по управлению полётом корабля «Союз», модернизированного для проекта ЭПАС.

Таким образом, ЦУП ЦНИИмаш стал первой открытой организацией в ракетно-космической отрасли страны.

Персональная ответственность за подготовку ЦУП к работам по программе ЭПАС и информирование общественности об этих работах была возложена на директора ЦНИИмаш Юрия Александровича Мозжорина (). Иностранным специалистам его представляли как директора Советского центра управления полётом. Начальник ЦУП Альберт Васильевич Милицин при этом назывался заместителем директора Центра.

Экипажи корабля «Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав основного и дублирующего экипажей корабля «Аполлон»:

основной экипаж – Томас Пэттен Стаффорд (Thomas Patten Stafford), Вэнс Дево Бранд (Vance Devoe Brand) и Дональд Кент Слейтон (Donald Kent Slayton);

дублирующий экипаж – Алан Лаверн Бин (Alan Lavern Bean), Рональд Эллвин Эванс (Ronald Ellwin Evans) и Джек Роберт Лусма (Jack Robert Lousma).

Управление космическими кораблями

Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП.

Для выбора последовательности запуска кораблей (первым стартует «Союз», затем – «Аполлон») учитывалось, что участок выведения корабля «Союз» проходит над населённой территорией СССР. Поскольку ступени ракеты-носителя (РН) падают на Землю, азимут запуска и программа выведения строго увязаны с расположением населённых пунктов. Так как плоскости орбит должны совпадать, то при наличии разбросов параметров орбиты первого корабля совмещение плоскостей орбит можно произвести изменением азимута запуска второго корабля. Участок выведения корабля «Аполлон» проходит над океаном, и это позволяет вносить необходимые коррективы. Кроме того, учитывались условия посадки кораблей в случае задержки старта и некоторые другие соображения.

СССР готовил к совместному полёту два корабля «Союз». Запуск второго корабля состоялся бы в случае:

  • аварийной ситуации, требующей досрочной посадки корабля «Союз» до стыковки его с кораблём «Аполлон»;
  • невывода корабля «Аполлон» на орбиту в течение пяти суток полёта корабля «Союз».

При сближении на орбите активная роль отводилась кораблю «Аполлон».

Схема стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Советская сторона высказала предложение об изменении состава атмосферы в корабле «Союз» для облегчения операций по переходу в корабль «Аполлон». В кораблях «Союз» использовалась обычная земная атмосфера и по составу, и по давлению, американцы в программе «Аполлон» с целью снижения массовых характеристик предпочли кислородную атмосферу при давлении около 260 мм рт. ст. Предложение советской стороны облегчало, но не снимало проблемы переходов членов экипажей из корабля в корабль при такой существенной разнице в атмосферах кораблей. Для окончательного решения проблемы специалистам НАСА потребовалось разработать и создать стыковочный модуль, который одновременно играл роль шлюзового отсека при выполнении этих операций.

Экипажи корабля «Союз»

В мае 1973 года были определены экипажи корабля «Союз»:

  • первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич;
  • второй экипаж – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич;
  • третий экипаж – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич;
  • четвёртый экипаж – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

Встречи российских и американских специалистов

18 октября 1973 года в Москве состоялась встреча учёных и специалистов СССР и США с советскими и американскими журналистами. Во встрече принимали участие руководители полёта Алексей Станиславович Елисеев (СССР) и Пит Франк (США).

В проекте «Союз» – «Аполлон» Баллистический центр (БЦ) ЦНИИ машиностроения, возглавляемый Игорем Константиновичем Бажиновым, впервые становится головным по пилотируемым программам. До этого он исполнял роль дублирующего Центра, а головным был БЦ НИИ-4 Министерства обороны. И.К.Бажинов назначается заместителем руководителя полёта корабля «Союз» по баллистическому обеспечению.

Тренировки экипажей

В ноябре 1973 года в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина прошли первые тренировки полных составов всех экипажей, объявленных для совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Эмблема

В марте 1974 года АН СССР и НАСА США утвердили эмблему совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Хроника событий проекта

В 1974 году советский ЦУП на практике показал себя полноценным Центром, способным решать все задачи,связанные с управлением полётов космических аппаратов. Первыми аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из ЦУПа ЦНИИмаш, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для программы ЭПАС. Они проходили лётно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция – полёт пилотируемого корабля «Союз-16».

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Васильевич Филипченко (командир) и Николай Николаевич Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматики и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Архипович Леонов (командир) и Валерий Николаевич Кубасов (бортинженер); экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Основные экипажи кораблей «Аполлон» и «Союз»: Д.Слейтон, Т.Стаффорд, В.Бранд, А.Леонов, В.Кубасов

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Проект «Союз–Аполлон» вошёл в историю как важный этап на пути освоения космоса объединёнными усилиями разных стран.

известия : Алексей Архипович, совместный полет был проведен вскоре после того, как США и СССР закрыли свои лунные программы. Правда, Америке Луна принесла яркий космический триумф, а мы даже от Земли оторваться не смогли. Советская лунная программа была строго секретной, а вы были командиром лунного экипажа. Кому во враждебной атмосфере пришла в голову идея программы "Союз" - "Аполлон"? И как лично вы чувствовали себя рядом с астронавтами, перегнавшими вас в лунной гонке?

Алексей Леонов : Идея совместного полета пришла в голову президенту Никсону, который сказал об этом советскому премьеру Косыгину. Потом к обсуждению подключились директор НАСА Флетчер и президент Академии наук Келдыш. Помимо политического значения, у программы была техническая цель. Мы летали в космос давно, но в случае аварии на орбите помочь друг другу не могли. Необходимо было разработать стыковочные узлы и адаптировать системы радиосвязи и стыковки.

Несмотря на поражение в лунной гонке, комплекса неполноценности у нас не было. По другим программам мы были впереди - строили орбитальные станции, выходили в открытый космос, вели уникальные межпланетные исследования, по той же Луне наш робот ездил и грунт на Землю привез. Кстати, когда было принято политическое решение о совместном полете, в США провели опрос: какой экипаж был бы лучшим? Люди назвали Томаса Стаффорда и Леонова. Стаффорд, который не высаживался на Луне, но подходил к поверхности на 100 метров и нашел идеальное место для посадки, в Америке даже популярнее, чем Нил Армстронг. Хотя специалисты принимали решение об экипажах по своей логике, совпадение с голосованием было приятным и говорило, что большинство не всегда заблуждается.

Почему выбрали меня? Наверное, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Я выходил в открытый космос и сумел вернуться в корабль, несмотря на аварийную ситуацию. Наша посадка с Пашей Беляевым была аварийной, мы сели в тайге, нас долго искали. Несколько раз я был командиром на станциях, которые погибали на старте, но об этом не сообщалось. В 1971 году накануне старта из-за внезапной аллергии бортинженера наш экипаж заменили на дублеров. Это были Добровольский, Волков и Пацаев - они погибли, возвращаясь со станции "Салют". Погибли во многом из-за пропагандистской глупости и ненужной гонки с американцами, летавшими на Луну.

Научный руководитель экспедиции президент Академии наук Мстислав Келдыш был гениальный ученый, я таких не видел. Однажды на корабле отказала система ориентации и нужно было срочно скорректировать работу двигателей. Инженеры убежали считать импульс на ЭВМ, а Келдыш на пачке "Казбека" карандашом стал царапать цифры и через минуту сказал: "Двадцать метров". Инженеры через полчаса от компьютера прибегают и радостно кричит: "Подсчитали - двадцать метров!"

Леонов: Когда мы открыли люки и я за руку втянул в "Союз" сначала Стаффорда, а потом Бранда и Слейтона, у нас с Валерой Кубасовым уже был накрыт праздничный стол. И были тюбики с наклейкой "Московская водка", но там был борщ. Астронавты искренне расстроились, потому что все равно никто не поверит. Но этот розыгрыш имел продолжение. Знаменитый миллиардер Арнольд Хаммер покупал тогда в СССР дорогую водку "Столичная", которая очень ценилась в США. Как только он узнал о нашем застолье, сразу потребовал заменить "Столичную" на дешевую "Московскую", а всю разницу безвозмездно предложил оставить в СССР. Настоящая акула капитализма!

Первое наше рукопожатие в космосе состоялось, когда корабли пролетали над Эльбой, где в 1945 году встретились армии СССР и США. Это совершенно мистическое и необъяснимое совпадение, потому что все было рассчитано так, чтобы рукопожатие произошло над Москвой и было показано по телевидению.

и: После полета вы приехали в МГУ и выступали вместе со Стаффордом, причем были друг у друга переводчиками. Сейчас это не проблема, но в советскую эпоху наши офицеры языков не знали напрочь. Как вы справились?

Леонов: После войны в школе я не стал учить иностранный язык, это был патриотический вызов. В военном училище тогда языков вообще не учили. Я уже Академию Жуковского закончил и знал лишь, что во множественном числе к слову добавляется буква "сы". Некоторых космонавтов из программы убрали за неспособность к языкам. Я сказал себе: не может быть, чтобы советский командир не справился с английским. Днем и ночью с магнитофоном не расставался. Учителя у нас были очень сильные. В Америке - Алекс Татищев, правнук историка. Сейчас могу дать важный совет: главное - не бояться говорить, пусть с ошибками.

С президентом Фордом я уже разговаривал без проблем. Помню, в Белом доме он сказал: "Скучно здесь, ребята, поехали ко мне домой, пивка выпьем". У него дом на берегу Потомака. Вышли из вертолета, ему все кричат: "Привет, земляк!" Зашли в пивную, официант крошки со стола фартуком смахнул. Я был в изумлении, тогда уже Хрущева и Брежнева близко видел. Брежнев мне перед полетом говорил: "Ты, Алексей, в космосе и в Америке за весь СССР отвечаешь. Мы смотрим на тебя!"

и: Вы, полковник и коммунист, обнимались с американцами в космосе, подолгу ездили с ними по СССР и по США, выпивали с президентом и никогда слова плохого о нашем идеологическом оппоненте не сказали. Не было у вас неприятностей?

Леонов: После полета министр обороны Гречко и главком ВВС Кутахов решили исключить меня из партии. Я не знал, смеяться или плакать. Мы подарили Брежневу часы "Омега" с тремя циферблатами, которые были в космосе. На пресс-конференции Брежнев, как ребенок, радовался подарку и подмигивал мне: "Леша, хорошие часы?" Я в ответ по своему циферблату стучал - отличные часы! Но по телевизору слов не было - и маршалы решили, что я показываю Леониду Ильичу, что пора закругляться. Накануне партсобрания только Келдыш, который видел сцену своими глазами, позвонил Гречко, и это спасло мою судьбу. Надо сказать, что академик Келдыш тоже сначала смеялся, не мог в идиотизм поверить, хоть и жил всю жизнь в системе.

и: Брежнев отвечал за космическую программу еще при Хрущеве и часто бывал на Байконуре. Какие у вас личные впечатления от лидера СССР, на которого пришелся расцвет советской космонавтики?

Леонов: Первый раз я увидел Леонида Ильича из скафандра. Это был август 1964 года, когда я на Байконуре показывал Хрущеву и Брежневу скафандр, в котором предстоял выход в открытый космос. До переворота оставалась пара месяцев, но Брежнев смотрел на Хрущева влюбленно. Поначалу он был энергичен и активен. Помню, в Звездном вместе с Фиделем Кастро, перекинув пиджак через плечо, быстро ходил по лабораториям, давал дельные распоряжения. В 1978 году на приеме в Кремле Брежнев меня уже не узнал: "А ты кто такой?". Ему напомнили. Брежнев обрадовался: "Это ты в космосе кувыркался". После приема он попытался выйти из зала в окно. Его было очень жалко. И страну было жалко.

и: Судя по официальным отчетам, полет "Союз" - "Аполлон" прошел идеально, но ветераны отрасли вспоминают, что все висело на волоске.

Леонов: Когда "Союз" уже стоял на стартовом столе, отказала телевизионная система. Если бы старт отложили, американцы, которые летели несколькими часами позже, могли вообще отказаться от проекта - противников сотрудничества с русскими хватало. Главный конструктор Глушко побежал звонить в ЦК. Министр Афанасьев сказал вернувшемуся Глушко: команду на старт уже дали, обратного хода нет. Только на орбите мы получили из ЦУПа инструкции по ремонту. Но инструмента не было, что по нынешнему оснащению экипажа немыслимо. Помог охотничий нож, который я накануне купил в военторге за 5 рублей 50 копеек. Работали всю ночь. После стыковки американцы спрашивают: "Почему вы сонные?" Отвечаем: "Вы тоже носом клюете". На "Аполлоне" после старта заклинило люк, и мы могли даже не увидеть друг друга. Астронавты перебирали люк всю ночь. Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось.

и: Вы изъедали Америку вдоль и поперек, бывали во всех штатах. Мы похожи на американцев или совсем разные?

Леонов: Наши народы по-хорошему бесшабашны, но американцы более расчетливы. Мне кажется, мы похожи дружелюбием, хлебосольством. Знаю, со мной многие не согласятся, но у меня множество впечатлений от российской и американской провинции. Это многонациональный, открытый народ. С ними можно быть откровенным, они выслушают чужую точку зрения, отнесутся к ней с уважением.

и: Многие наши космонавты пошли в политику, у американских астронавтов это тоже не редкость. Но ваш друг Томас Стаффорд совершил исключительный шаг. Он был активным членом Демократической партии, но вышел из нее. Почему?

Леонов: После удачного завершения программы "Союз" - "Аполлон" была разработана программа "Союз" - "Шаттл". Но президентом стал Картер, а он категорически не хотел сотрудничать с русскими. Кстати, это самый непопулярный в Америке президент. И тогда Томас Стаффорд в знак протеста демонстративно вышел из демократической партии. Потом к власти пришел Рейган, и мы со Стаффордом с ним много общались. Объясняли, что "звездные войны" - только в кино хорошо, а в жизни утопия, технически неосуществимая задача. "Звездные войны" были закрыты - может быть, наши аргументы сыграли свою маленькую роль.

и: Несколько лет назад вы участвовали в скандальной передаче "К барьеру!", где противостояли генералу-антисемиту Макашову. Не было ли в вашей позиции генетической связи с программой "Союз" - "Аполлон", когда мы учились находить общий язык с теми, кто мыслит иначе?

Леонов: Меня поразило, что среди астронавтов есть негры, пусть сейчас их принято называть иначе. И среди них были толковые ребята. Сейчас НАСА возглавляет чернокожий американец, отличный специалист, он с нашими космонавтами летал. Но тогда я не мог допустить мысли, что в экипаже окажется негр. Дикость! Теперь мне стыдно за давние мысли. Космонавты по сути профессии приходят к убеждению, что все люди на планете Земля связаны едиными планетарными узами, что нас объединяет больше, чем разделяет, что границы между людьми по большому счету неразличимы. Поэтому я отправился на дуэль с антисемитом. Передача поочередно шла в нескольких часовых поясах, и по всей России - на Дальнем Востоке, на Урале - люди с огромным перевесом голосовали за меня, против антисемита Макашова. В Москве в мою поддержку прошло лишь 8% звонков. Технологии голосования, теперь я знаю, намного превзошли космические.

Пётр Образцов Стыковка на Земле


Сигареты "Союз"-"Аполлон", выпущенные на фабрике "Ява" в Москве в 1975 году в честь совместного советско-американского полета, не были первыми сигаретами из вирджинского табака на советском рынке. Американские "Филип Моррис" продавались в буфетах некоторых творческих союзов - например, в Доме композиторов. Входившие в этот союз певцы были даже уверены, что причиной такого благоволения к деятелям голосовых связок является полезность дыма вирджинского табака для горла. Пачка таких сигарет стоила фантастически дорого - 2 рубля при цене обычных советских сигарет с фильтром копеек 20. Зато "Союз"-"Аполлон" можно было купить за 70 копеек, причем в Москве довольно свободно. Эти сигареты были изготовлены из смеси вирджинского и турецкого ("Дюбек") сортов табака, причем доля вирджинского - из-за которого, собственно, эти сигареты и пользовались популярностью - постоянно изменялась в сторону уменьшения. На излете массового производства сигарет "Союз"-"Аполлон" в 1990 году эта доля приближалась к нулю, хотя другое их отличительное свойство - незатухаемость сохранилось. Объясняется это просто: бумага, а может быть, частично и сам табак были пропитаны селитрой, при нагревании выделяющей кислород. То есть для горения табака не требуется втягивание воздуха. Точно так же "работает" дымный порох, состоящий из смеси угля, серы и селитры.

Нельзя сказать, однако, что обладание "Союз"-"Аполлоном" стало признаком особого шика. Нарождающаяся буржуазия в лице фарцовщиков, торговых воров и бюрократии все равно предпочитала настоящие западные сигареты. А генеральный секретарь Леонид Брежнев вообще курил примитивные демократические "Краснопресненские" по 24 копейки. Сейчас снова стали производить "Союз"-"Аполлон", причем даже сорта "лайтс", но они мало кого интересуют.