Соответствие морских и сухопутных военных званий. Морские звания и погоны, что носят на плечах в вмф

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Звания в российской армии: сравнительная таблица + образцы погонов + 12 интересных фактов в тему + 7 армейских обычаев.

Даже если на уроках воинской подготовки усатый военрук заставлял вас зубрить звания в российской армии , мы уверены, что в вашей голове не отложилось ничего, кроме безудержного «ржача» на занятиях, косичек одноклассниц и первых сигарет, выкуренных за углом школы.

Пора заполнять этот пробел, чтобы с первого взгляда отличить «настоящего полковника» от «прапорщика Шматко».

Звания в российской армии? А где их «раздают»?

В российской армии все воинские звания поделены на 2 большие категории:

  • корабельные (те, которые получают бравые моряки);
  • войсковые (присваиваются «сухопутным крысам»).

Категория № 1. «Корабельные»: «Ты морячка, я моряк…»

Званиями корабельными похвастаться в российской армии могут те, кто служит в:

  • Военно-морском флоте (его подводных и надводных силах). Ох, уж эти бравые офицеры в морской форме – сколько девичьих сердец они разбили!;
  • воинских морских частях МВД. Да, да, бывают и морские полицейские!
  • охране (береговой) Пограничной службы российской ФСБ.

    Нет, они не ловят браконьеров с двумя ведрами карасей, а охраняют водные рубежы от нелегалов и прочих нарушителей.

Категория № 2. «Войсковые»: «А я люблю военных, красивых, здоровенных…».

Встретить капитана дальнего плавания в белом кителе – задача достаточно сложная, если вы не живете где-нибудь у ласкового моря. Но не надо отчаиваться!

В российской армии звания также получают в:

  • Вооруженных силах;
  • МВД (участковые и прочий милицейский «народ»);
  • МЧС (отважные «спасатели Малибу»);

    «Если вы думаете, что работа МЧС-ника – сплошной героизм и триллер, то вынужден вас разочаровать: иногда приходиться и просто проводить разъяснительную работу со священниками, чтобы не сожгли свечами церковь, а вместе с ними и старушек-прихожанок, и котов с деревьев снимать, и бабушкам рассказывать, как топить зимой печку и не задохнуться от угарного газа. Но звание, форма и социальные льготы делают работу гораздо терпимее» , – делится впечатлениями от службы Вадим из Хмельницкого.

  • Службе разведки (внешней) (ага-ага, те самые последователи Штирлица!);
  • Федеральной службе охраны;
  • других воинских подразделениях.

Все звания российской армии в одной таблице: рассеем «тьму невежества»

Чтобы вы не уснули на третьей строчке простого перечисления званий в российской армии, предлагаем вам простую шпаргалку (войсковые и корабельные звания, размещенные в одной строке, соответствуют друг другу):

Звания в российской армии:
Тип Войсковое Корабельное
Неофицерские рядовой,
ефрейтор,
младший сержант,
сержант,
старший сержант,
старшина,
прапорщик,
старший прапорщик
матрос,
старший матрос,
старшина второй статьи,
старшина первой статьи,
главный старшина,
главный корабельный старшина,
мичман,
старший мичман
Младший офицерский состав младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан
младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан-лейтенант
Старший офицерский состав майор,
подполковник,
полковник
капитан 1-го ранга,
капитан 2-го ранга,
капитан 3-го ранга
Высший офицерский состав генерал-майор,
генерал-лейтенант,
генерал-полковник,
генерал армии,
Маршал РФ
контр-адмирал,
вице-адмирал,
адмирал,
адмирал флота

Как видно из таблицы, войсковых званий на одно больше! Зато какое!

Найдите 10 отличий: погоны для разных званий в российской армии

Чтобы с первого взгляда было понятно «who is who?» в российских войсках, были введены знаки отличий – нарукавные знаки (для моряков) погоны и погоны (для всех бойцов).

1) Погоны неофицерских званий

2) Погоны офицерских званий

Топ-12 интересных фактов о званиях в российской армии

  1. Единственный, кто может командовать маршалом РФ (даже дать ему команду «Принять упор лежа!») – это Верховный Главнокомандующий, он же – Президент Российской Федерации. Причем, Верховный Главнокомандующий – должность, а не звание в российских войсках.
  2. Действующий Президент РФ Владимир Путин ушел из ФСБ в чине полковника, но теперь должность позволяет ему «строить» обладателей самих высоких военных чинов.
  3. Министр обороны командует и моряками, и сухопутными войсками. Поэтому выше адмирала флота звания в Военно-морских силах нет.
  4. Не пытайтесь выразить свое уважение к бравым воякам, старательно выписывая их звания в российских вооруженных силах с большой буквы. Дело в том, что все эти слова (от матроса до маршала) пишутся с маленькой буквы;
  5. Если посчастливилось служить в гвардейских частях, то к чину добавляется слово «гвардии», например, «гвардии полковник». Согласитесь, звучит!
  6. Даже если вы ушли в отставку или запас и тихо-мирно выращиваете огурцы на даче, за вами закрепляется ваше звание с приставкой «в запасе» или «в отставке».

    «Полковник, даже если он в отставке или запасе, все равно смутит сержанта-гаишника, остановившего его за нарушение правил дорожного движения. Бедный парень пожурит-пожурит да отпустит без штрафа. Вот и работает звание на тебя!» – со смехом рассказывает военный пенсионер Александр из Харькова.

  7. К званиям военных медиков и юристов прибавляют «юстиции» (например, «капитан юстиции») или «медицинской службы» (например, «полковник медицинской службы»).

    Это, конечно, не Джордж Клуни из «Скорой помощи», но тоже звучит замечательно!

  8. Тех, кто поступил учиться в военный ВУЗ, но пока лишь в сладких снах видит свои высокие звания в российских войсках, называют курсантами, ну а тех, кто уже успел «нюхнуть пороху» (имеет воинское звание) – слушателями.
  9. За целый год службы (срочной) максимум, что вам «светит» в российской армии – звание сержанта.
  10. С 2012 года чины главный корабельный старшина и старшина не присваивают (их просто «перескакивают»), но на бумажках они остались. Такая вот «страна чудес»!
  11. Хотя майорское звание выше лейтенантского, но по какой-то странной, необъяснимой логике генерал-лейтенант в Российской Федерации выше по чину генерала-майора.
  12. В российской армии очередное звание присваивают за личные заслуги и выслугу лет. Если о вашем светлом моральном облике, высоком уровне «боевой и политической подготовки» судить вашим командирам, то сколько надо «оттрубить» от звания до звания, мы вас сориентируем:

    № п/п Звание в российской армии Выслуга
    1 Рядовой, матрос 5 месяцев
    2 Младший сержант, старшина второй статьи 1 год
    3 Сержант, старшина первой статьи 2 года
    4 Старший сержант, главный старшина 3 года
    5 Прапорщик, мичман 3 года
    6 Младший лейтенант 2 года
    7 Лейтенант 3 года
    8 Старший лейтенант 3 года
    9 Капитан, капитан-лейтенант 4 года
    10 Майор, капитан 3 ранга 4 года
    11 Подполковник, капитан 2 ранга 5 лет
  13. Потом, чтобы получить очередную «звездочку» на погонах служить придется 5 лет. Необходимым условием также является наличие подходящей вашему новому званию должности:

    Звание Должность
    Рядовой Все вновь призванные в армию, все низшие должности (стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик-водитель, сапер, разведчик, радист и т.п.)
    Ефрейтор Штатных ефрейторских должностей нет. Звание присваивается стоящим на низших должностях солдатам, имеющим высокую квалификацию.
    Младший сержант, сержант Командир отделения, танка, орудия
    Старший сержант Заместитель командира взвода
    Старшина Старшина роты
    Прапорщик, ст. прапорщик Командир взвода материального обеспечения, старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и другие должности сержантского состава, на которых требуется высокая квалификация. Могут занимать низшие офицерские должности при недостатке офицеров
    Младший лейтенант Командир взвода. Обычно это звание присваивается в условиях острой нехватки офицерского состава после прохождения ускоренных офицерских курсов
    Лейтенант, ст. лейтенант Командир взвода, заместитель командира роты.
    Капитан Командир роты, командир учебного взвода
    Майор Заместитель командира батальона. Командир учебной роты
    Подполковник Командир батальона, заместитель командира полка
    Полковник Командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии
    Генерал-майор Командир дивизии, заместитель командира корпуса
    Генерал-лейтенант Командир корпуса, заместитель командующего армией
    Генерал-полковник Командующий армией, заместитель командующего округом (фронтом)
    Генерал армии Командующий округом (фронтом), заместитель министра обороны, министр обороны, начальник генерального штаба, другие высшие должности
    Маршал Российской Федерации Почетное звание, даваемое за особые заслуги

Не званиями едиными в российской армии живут! 7 интересных военных примет и обычаев

Звания в российской армии – тема, конечно, животрепещущая, но мы хотим рассказать и о интересных традициях, приметах и обычаях в армии:

  • об «обмывании» нового звания с ритуальным окунанием «звездочек» в стакан с водкой и сабантуем с сослуживцами не слышал разве что ленивый.

    По проведению этого важного, чуть ли магического ритуала есть целая инструкция – https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=2140415

    десантник вряд ли возьмет чужой парашют.

    Подозреваем, что примета эта возникла из-за того, что как бы ты не любил братана Серегу, который спит с тобой в казарме на соседней койке, ты никак не можешь быть уверен, что он подготовит парашют также тщательно, как и ты;

    «Пусть я до сих пор чувствую косточками каждый неудачный прыжок и кряхчу на плохую погоду, но десантура – это то, что сделало из меня настоящего мужика. И дело не в погонах, льготах и нормальной пенсии, а в том, что именно там я научился делать что-то через «не могу», узнал, что такое настоящая мужская дружба и попутешествовал, благодаря службе, по всему миру. У меня была шикарная, насыщенная молодость без мобильного, Интернета и пафосных кофеен» , – делится воспоминаниями Владимир из Пензы.

  • от одной спички нельзя прикуривать трем и больше бойцам.

    Бывалые говорят, что за это время у снайпера будет масса времени, чтобы открыть прицельный огонь;

    подводники не бреются во время боевых заданий.

    Ну а что, барышень-то на подводной лодке днем с огнем не сыщешь, вот и не перед кем красоваться;

  • подводники не жалуют цифру 9 , так как много аварий произошло с лодками, в номере которых эта самая «девятка» была (К-9, К-129,К-159 и т.д.);
  • купание десантников на день ВДВ в фонтанах – это из серии «Понять и простить»;
  • первые свои «прыжки» десантники совершают с табуретки, зажав между коленями коробок спичек.

    Само собой, приземлиться нужно мягко, а спички не должны упасть на пол;

    выпускники военных вузов после официальной части выпускного вечера прячут под каждый погон несколько купюр.

    Получает деньги курсант младших курсов, который первым отдаст честь новоиспеченному младшему лейтенанту и поздравит с присвоением звания.

Все погоны и звания Российской

Федерации в одном видеоролике:

Надеемся, что статья помогла вам «открыть Америку» званий в российской армии и разобраться с этим интересным вопросом раз и навсегда.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Следует напомнить, что служба в некоторых силовых структурах, приравнивающаяся к воинской службе, является не менее престижной и желанной, но попасть в такую структуру зачастую можно после прохождения срочной службы. Причем армейские будни в элитных войсках являются ключом к любому трудоустройству.

Морской флот в мечтах юношей занимает такой же статус, как и ВДВ , спецназ или МП. Мечта может не только осуществиться, но и привести к серьезному карьерному росту, если выполнить несколько не таких уж сложных требований.

Следующим шагом, который может существенно приблизить парня к службе на флоте, является заявление в военкомате. И все же решающим моментом окажется спрос на молодое пополнение, который определяется уже в распределительном пункте. Как говорят на армейском сленге, все зависит от наличия покупателя.

Значение морского флота в обороне страны

Даже посвятив статью вопросу, охватывающему звания на флоте и в морской пехоте России, без упоминания заслуг этого рода войск в обороноспособности государства не обойтись. Учитывая тот факт, что протяженность морских границ России составляет около 40 тысяч километров, предотвратить угрозу с моря может только надежный мощный флот.

В зависимости от пунктов базирования различают северный флот, черноморский, тихоокеанский, балтийский и каспийский. Суверенитет страны – это гарантия безопасности каждого ее гражданина. ВМФ имеет достаточно сложную структуру, он представлен подводными и надводными силами, морской авиацией и морской пехотой. Каждое подразделение имеет свою персональную задачу, военнослужащие носят отличительную форму, да и в званиях тоже есть определенные различия.

Воинские звания в российской армии

В армии существует четкое распределение прав и обязанностей всего личного состава. Причем строгая иерархия реализуется через воинские звания . Все эти звания можно разделить на два вида: войсковые и корабельные. Причем войсковые звания не обязательно присваиваются только в сухопутных войсках. С другой стороны, корабельные звания не только у тех, кто служит на корабле.

Два вида званий лишь отличаются по произношению, но общая структура иерархии одинаковая. Так, можно выделить неофицерский и офицерский состав. Каждому войсковому званию будет соответствовать определенное корабельное звание. Соблюдать субординацию военнослужащим позволяют погоны .

Морские звания по возрастанию

Для большей наглядности следует не просто перечислить все корабельные звания, но еще и провести аналогию с войсковыми, так как именно последние достаточно подробно изучаются еще в курсе ОБЖ раздела начальной военной подготовки. Становится понятным, почему среди подрастающего поколения возникает путаница именно при попытке расстановки по возрастанию иерархических рангов в ВМФ , ведь на морские звания с их погонами в школе вообще не отводится времени.

Самое младшее звание, который получает моряк при зачислении на службу – это матрос . С 1946 года данное звание было переименовано из ранее существовавшего «краснофлотец», что соответствует и до сих пор рядовому в сухопутных войсках. На погоне матроса красуется всего лишь буква «Ф», соответствующая принадлежности флоту.

За отличные достижения на срочной службе матрос может быть повышен до старшего матроса. Они стоят на одной ступеньке с ефрейторами и могут назначаться на должность командира отделения. Погон старшего матроса содержит одну металлическую полоску или матерчатую лычку золотистого цвета.

Повышение ранга на флоте подразумевает присвоение звания « старшина 2 статьи ». С него начинается сержантский состав, а в войсковых названиях оно позиционируется, как младший сержант . Две полоски на погоне абсолютно аналогичны соответствующему сухопутному званию. Отличие заключается только в расцветке.

До сих пор рассматриваемые корабельные звания хоть каким то образом были созвучны с сухопутными. Чисто морской термин – мичман означает звание, которое присваивается военнослужащему после окончания соответствующей школы. На суше аналогичные положения действуют для прапорщиков. Мичман и старший мичман на погонах имеют соответственно по две или три звезды, расположенные вдоль.

Офицерские звания начинаются с лейтенанта. На данной ступени ранжирования никаких отличий нет, даже погоны одинаковые. Вдоль погона идет золотистая полоска, которая обозначает группу младшего офицерского состава. У младшего лейтенанта одна звездочка, у лейтенанта – две, а у старшего лейтенанта – три. Три звезды располагаются треугольником, две поперек погона и одна – вдоль.

Морское звание, венчающее группу званий младших офицеров, в отличие от общевойскового звания « капитан », значится, как капитан-лейтенант . Две звезды поперек погона и две вдоль дают право получать должность командира боевого корабля. Присваивается звание капитана-лейтенанта старшему лейтенанту только после 4 лет службы.

Старшие офицерские звания начинаются с капитана 3-го ранга. По логике вещей понятно, что оно соответствует званию майора. На сленге моряков звание звучит, как «каптри». Соответственно, далее идет «капдва» или «капвторанг», а также «капраз» или «каперанг». Происхождение этих сокращений вполне понятно. Погоны по числу и расположению звезд напоминают лейтенантские, только статус старшего офицера подчеркивается двумя полосами, идущими вдоль.

Надо отметить, что не только в России, но и в ряде других стран звания военно-морского флота определены аналогичным образом. Высшее офицерское звание начинается с контр-адмирала. Можно сказать, что вице-адмирал - это третий человек по старшинству на флоте. Далее идут такие звания, как адмирал и адмирал флота .

Теперь перенесемся к войсковым званиям. Они в порядке возрастания представлены последовательностью: генерал-майор , генерал-лейтенант , генерал-полковник и генерал армии . Погоны их не содержат полос, но звезды, означающие градацию, по размеру больше, чем у старших офицеров. Примечательно то, что количество званий от матроса до адмирала флота такое же, как и от рядового до генерала армии. Приводить в соответствие звания войсковые и корабельные приходится по двум причинам: все они находятся в едином подчинении у маршала; при операциях, в которых участвуют одновременно несколько видов войск, для эффективности взаимодействия должно быть четко установлена схема подчинения.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Читайте также

Военно-Морской Флот, сокращённо ВМФ, название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Цели и задачи сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном

Военно-Морской Флот название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Код номерных знаков транспортных средств ВМФ -45. Название Есть два варианта написания названия флота Военно-Морской Флот Российской Федерации все слова с заглавной буквы Военно-морской флот Российской Федерации. Первый вариант рекомендуется специалистами интернет-портала Грамота.ру,

Матрос Старший матрос Старшина 2 статьи Старшина 1 статьи Главный старшина Главный корабельный старшина Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант Капитан 3 ранга Капитан 2 ранга Капитан 1 ранга Контр-адмирал Вице-адмирал

Одежда военнослужащих устанавливается указами,приказами,правилами или специальными нормативными актами. Ношение военно-морской формы флотской формы одежды является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба. В вооружённых силах России существует целый ряд принадлежностей, которые были в военно-морской форме одежды времен Российской империи. К ним относятся погоны, сапоги, длинные шинели с петлицами

Черные береты, черная смерть Прозвища этих бойцов выглядят довольно мрачно и неприветливо действительно, при встрече с такими солдатами у неприятеля сразу отпадут мысли о легкой наживе. Морская пехота России сегодня разговор об этих отважных и мужественных воинах. Заглянем в историю, узнаем, каково быть морпехом и какая это честь, а также коснемся современных военных событий. История создания Морская пехота РФ ведет свою историю уже более трех

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России. Основные изменения произошли В 1917 году, в связи с революционными событиями. В период 1922-1991 года во время существования советского флота. В момент создания

Морские шевроны и нашивки востребованы как в армейской, так и в гражданской жизни. Моряки носят нашивки с символикой кораблей и организаций, а военные - шевроны ВМФ. У каждой морской и речной службы есть своя эмблема, её размещают на одежде персонала. Нашивки ВМФ Отдельная тема, связанная с морем, - это военные шевроны флота. Нашивки морской пехоты и других подразделений подчиняются строгому регламенту.

Эмблема Военно-морских сил ВМС России Гербовая эмблема Военно-Морского флота РФ Флаги Военно-морских сил ВМС России Дата принятия 21.07.1992 Флаги ВМС России утверждены Указом Президента РФ 798 О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации от 21 июля 1992 г. Кормовые флаги, гюйс и вымпел ВМС России Военно-Морской флаг России Андреевский флаг

Морская пехота России существует уже больше 300 лет. Впервые такие упоминания о подобных подразделениях относятся к Северной войне в 1705 году. Вплоть до 1917 года они именовались морскими солдатами. К настоящему времени это по-прежнему важная часть армии, имеющая свои отличительные знаки и гимн. Немного истории Первое подразделение ВМФ было предназначено для нанесения быстрых ударов с моря во время войны со Швецией. Изначально это было относительно небольшое подразделение,

Повседневная униформа Офицеры СВ и ВВС Военнослужащие женского пола ВМФ Адмиралы и генералы ВМФ Высшие офицеры СВ Курсанты и солдаты ВМФ Офицеры ВМФ Солдаты СВ ВВС Военнослужащие женского пола СВ ВВС Парадная форма Адмиралы ВМФ Высшие офицеры СВ ВВС Курсанты и

Форма военнослужащих ВМФ России имеет свою достаточно длинную историю. На протяжении десятилетий она претерпевала и претерпевает множество изменений и появлений новых различных ее версий. В статье мы рассмотрим краткую историю формы, различные ее варианты и принципы ношения. История флотского платья История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято

Многие элементы формы морской пехоты, утвержденной в современной российской армии, перекочевали из времен СССР, но и в те далекие времена не все было так однозначно. За весь период своего существования войска морской пехоты облачались в разную одежду, поэтому за преобразованием формы удобно следить параллельно с историей войск. Как обособленный и самостоятельный род войск, морская пехота СССР была создана согласно приказу командующего ВМФ в 1940 году. Причем первоначально

ВОЕННО-МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ФЛОТСКОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ, ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ. ВОЕННО-МОРСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР. Москва-1952 Приказ Военно-Морского Министра Союза ССР Глава I Общие положения Глава II Виды флотской формы одежды и ее применение Глава III О ношении предметов флотской формы одежды Глава IV Ношение спортивной одежды и штатского

Все товары, по тегам

Связанные товары

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Костюм МПА-35 предназначен для комфортной работы сотрудников Министерства обороны в жаркую погоду. Состоит из брюк и куртки с длинными рукавами. На рукавах присутствуют усилительные накладки в области локтя. Низ куртки регулируется по объему. ХАРАКТЕРИСТИКИ Для жаркой погоды Уставной крой Для работы в штабе МАТЕРИАЛЫ Габардин (100% п/э)

Ранее производилась только в СССР Двойная вязка обеспечивает толщину изделия Материал: 100% Хлопок

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Стандартный (135х90) сувенирный настольный (на стойке) автомобильный (на небольшой стойке со скотчем)

МПА-78 Легкая куртка отлично защищает от продувания, благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Также имеются передние боковые прорезные карманы на «молнию». Рукава регулируются по ширине при помощи ленты и пластиковых пат (липучек). По линии плеча расположены фальш-погоны, застегивающиеся на кнопки. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Демисезонная куртка Министерства обороны отлично защищает от продувания благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Внешний вид. Куртка прямого силуэта на утепленной притачной подкладке, с центральной бортовой застёжкой на «молнию», с внешней ветрозащитной планкой, с кулиской по линии талии. Перед с притачной кокеткой переходящей на спинку, с верхними прорезными карманами с клапанами,застегивающимися на текстильные застежки, боковыми прорезными карманами, застегивающимися на «молнию». Рукава втачные двухшовные с притачными манжетами на эластичной ленте и пластиковыми патами (липучками) по низу, для регулировки ширины. По линии плеча расположены погоны с фальш-погонами, застегивающиеся на кнопки. Воротник -стойка. Капюшон пристегивается на тесьму «молнию», состоящий из трех частей. Капюшон по лицевому вырезу регулируется эластичным шнуром и фиксаторами. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Характеристики защита от холода защита от дождя и ветра уставной крой Материалы рип-стоп мембрана

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов ВМФ ВМФ Военно Морской Флот Российской Федерации, сокращённо ВМФ России, название военно морского флотаРоссии. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Код номерных знаков… Посмотреть все товары принадлежащие ведомству ВМФ Советского (Российского) флота. С тех пор бескозырка практически не изменялась. Первоначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (1949 г.) ради сохранения секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ). Затем вообще оставили лишь надпись « Военно-морской флот ». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается.

Тельняшка со свойствами термобелья Обеспечивает эффективное выведение влаги от тела при больших физических нагрузках Анатомический крой Плоские швы Ткань не раздражает кожу Быстро высыхает Материал: 90% CoolPass - уникальное профилированное волокно из полиэстера с повышенными капиллярными свойствами, быстро отводит влагу с поверхности тела 10% Elastane - искусственное волокно, обеспечивающее высокую эластичность изделия Вес изделия: 44-46/170-176 р-р -213 г 52-54/182-188 р-р -239 г 56-58/182-188 р-р -244 г ОБЗОРЫ: Обзор на сайте "Russel-а" Все, кому приходилось носить тельняшку по роду службы, относятся к ней очень нежно. Тельняшка Тельняшка (просторечное тельник) флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками. В российском… Узнать о Тельняшка из Энциклопедии всегда была не только формой, но своеобразным символом причастности к тому или иному братству. Туристы и путешественники, команды парусных и сплавных катамаранов тоже всегда любили эту одежду. Тельняшка Тельняшка (просторечное тельник) флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками. В российском… Узнать о Тельняшка из Энциклопедии "Active" – подарок романтикам, которым не дают покоя шорох волн, запах соленого ветра и крики чаек. Она выполнена из ткани сочетающей в себе высокую эластичность, благодаря которой термобелье термобелье (англ. thermal underwear) это функциональное нижнее белье, основным назначением которого является сохранение тепла и/или отвод влаги с поверхности тела, используется как для повседневной носки,… Узнать о Термобелье из Энциклопедии плотно облегает тело, и влагоотводящие качества. Это позволяет оставаться сухим даже при очень активном движении. Анатомический крой, плоские швы и приятная ткань направлены на то, чтобы ваша кожа как можно легче переносила ваши увлечения.

Юбка форменная м. 7122 Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп. РАЗМЕРЫ ЮБОК И ЖЕНСКИХ БРЮК РАЗМЕР Рост Обхват талии Обхват бедер 40 152,158 60,2 84 164,170 57,8 176 55,4 42 152,158 64,4 88 164,170 62 176 59,6 44 152,158 68,6 92 164,170 66,2 176 63,8 46 152,158 72,8 96 164,170 70,4 176 68 48 152,158 77 100 164,170 74,6 176 72,2 50 152,158 81,2 104 164,170 78,8 176 76,4 52 152,158 85,4 108 164,170 83 176 80,6 54 152,158 89,6 112 164,170 87,2 176 84,8 56 152,158 93,8 116 164,170 91,4 176 89 58 152,158 98 120 164,170 95,6 176 93,2 60 152,158 102,2 124 164,170 99,8 176 97,4 62 152,158 106,4 128 164,170 104 176 101,6

Штабной костюм состоит из брюк и кителя с длинными рукавами из полушерстяной ткани.

Офисная форма ВМФ предназначена для длительного повседневного ношения в условиях офиса. Ткань рип-стоп идеально подходит для длительного использования, офисная форма военнослужащих ВМФ рассчитана на зимний период. В состав костюма офисной формы входит куртка и брюки, все элементы оборудованы уплотнительными резинками. Сама куртка и боковые карманы застегиваются на молнию, на рукавах куртки и клапанах нагрудных карманов нашита липучка для быстрого крепления шевронов и особых знаков отличия. Фасон офисной формы одежды позволяет быстро одевать и снимать этот костюм, он не стесняет движений, удобен и практичен в использовании. Цвет черный Основные особенности: офисный костюм военно-морского флота и гражданских служащих МО липучки на кителе ткань рип-стоп ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рип-стоп Состав: 70/30 Плотность: 220 гр. Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: зимний вариант Дополнительно: уставная офисная форма ВМФ Дополнительно вы можете приобрести.

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.