Сообщение тютчев о поэте и поэзии. Основные темы и мотивы в поэзии Ф

Основные темы поэзии Ф.И.Тютчева

· Тема «Поэт и поэзия» («Поэзия», Нам не дано предугадать»). В стихах звучит мотив одиночества поэта, который не понят, а порой даже не услышан окружающими.

· Тема «места человека в мире» («Цицерон», «Два голоса») В лирике Тютчева утверждается вневременная ценность жизни человека. Человек является частицей природы, он растворён в ней.

· Тема России («Над этой тёмною толпой», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять»). Россия видится поэту как душа человечества. Спасение России от духовного кризиса Тютчев видит в православной традиции.

· Тема природы («Не то, что мните вы, природа», «Осенний вечер»). Явления природы воспринимаются поэтом как действия живой души: лирический герой воспринимает страдания и радости природы как свои.

· Тема любви («О, как убийственно мы любим..», «Предопределение»). Любовь – это всегда борьба, Этот « поединок роковой» может стать причиной гибели одного из любящих.

Ø Задание. Проанализируйте стихотворение Ф.Тютчева. Как это делается, можно узнать в приложении№1

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Тема 2.7 А.А.Фет(1820 – 1892)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в октябре или ноябре 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам.

Учился в немецкой школе в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина. Окончил в 1844 году словесное отделение философского факультета Московского университета. «Благословение» на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 году и получил одобрение Белинского, что вдохновило поэта на дальнейшее творчество. Его стихи стали регулярно печататься во многих изданиях.

Ради достижения своей цели - вернуть дворянское звание - в 1845 году Фет поступил на военную службу.

В 1850 году в журнале «Современник» публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков и читателей. Он был принят в среду известнейших писателей, благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1858 году Фет вышел в отставку; так и не добившись возвращения титула, он приобретает землю и посвящает себя ведению хозяйства. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении. Так продолжалось почти 20 лет.

Лишь в 1873 году Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет.

В конце 1870-х Фет снова начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название «Вечерние огни».

Лирическая тема пагубности этого «рокового поединка», жертвой которого по большей части оказывается женщина, проходит через все творчество Тютчева («Двум сестрам» (1830), «Сижу задумчив и один...» (1836), «1-е декабря 1837» и «С какою негою, с какой тоской влюбленной» (1837?), «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848), «О, как убийственно мы любим...» (1851?), «Предопределение» (1851?), «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1851—1852) и т. д.).

Во многих стихотворениях Тютчеваоткровенность увлеченного страстью сердца губительна. Она делает его беззащитным перед пошлостью толпы. В стихотворении «Чему молилась ты с любовью...» внутренний мир женщины, способной на глубокие чувства, уподобляется храму, а бездушное светское общество, преследующее ее своим лицемерным судом, рисуется как толпа, оскверняющая храм.

Мотивы опустошенного святилища или растоптанного, уничтоженного вторжением оазиса объединяют разные по теме стихотворения Тютчева: «Silentium!», «О, как убийственно мы любим...» и «Чему молилась ты с любовью...» (1851—1852).

Этот лирический мотив отражает присущее Тютчеву ощущение разрушительности моментов наивысшего душевного и творческого подъема, раскрывающих глубины духовного мира человека и ставящих его перед опасностью сделаться жертвой непонимания, недоброжелательства, осуждения. Вместе с тем, несмотря на опасности, которые несет духовный подъем, это состояние поэт воспринимает как счастье.

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымом;

Так постепенно гасну я

В однообразьи нестерпимом!...

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы — и погас!

Драматизм конфликтов любви, гибельных страстей, бурь был близок поэту. Он не мыслил счастье как спокойное существование вне бурь и борьбы. Недаром цветение весенней природы, буйство молодых ее сил он воплощал в образах грозы («Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь...»), кипения и разлива весенних вод («Весенние воды»).

Напротив, трагизм «тления», медленного, незримого, «глухого» увядания, трагизм без катарсиса, без героического взлета вызывал глубокую скорбь поэта, его ужасала «боль без отрады и без слез».

Тютчев часто рисует «крайние», кризисные ситуации, развязки напряженных конфликтов, кульминационные моменты борьбы. В философской его лирике эта особенность его творчества проявляется в том, что мысль поэта стремится к предельному лаконизму, к точной обобщающей сентенции.

Переводя изящную, законченную формулу, философский вывод на язык образов, поэт выражает свое понимание сущности, основополагающих начал жизни природы, мироздания и бытия людей. В интимной лирике Тютчева эта особенность его поэзии отражена в «сюжете» стихотворений, изображающих драматические эпизоды «поединка рокового» двух связанных взаимной любовью сердец.

Наряду с такими драматичными и драматургичными сюжетами в поэзии Тютчева значительное место занимает изображение ситуаций «непроясненного» трагизма, безмолвного, невыраженного страдания, бесследного исчезновения человеческого существования — без отклика, без признания, без отражения его в памяти.

В стихотворении «14-е декабря 1825» Тютчев рисует восстание декабристов как не принятую народом («Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена») и историей жертву, подвиг, недостойный названия героического, обреченный на забвение, следствие ослепления, рокового заблуждения.

Тютчев осуждает декабристов, но осуждение, которое содержится в его стихотворении, двусмысленно и не абсолютно. Отметая их идеалы, их политические доктрины как неосуществимые, утопичные, он изображает их жертвами энтузиазма и мечты об освобождении.

Именно в этом стихотворении Тютчев создает обобщающий образ крепостнической монархии России как «вечного полюса», пронизанного железным дыханием ночи, — образ, предвосхищающий данную Герценом символическую картину последекабрьской реакции («О развитии революционных идей в России»).

Можно отметить своеобразную перекличку образов и идей стихотворения Тютчева, посвященного декабристам, и символического стихотворения «Безумие» (1830). В обоих произведениях жизнь общества воплощается в образе пустыни — выжженной зноем земли («Безумие») или вечной мерзлоты полюса («14-е декабря 1825»). Герои обоих произведений — утописты, мечтающие победить роковую мертвенность пустыни, возвратить ее к жизни.

Они, по оценке поэта, безумцы, «жертвы мысли безрассудной». Строфа, которой оканчивается «Безумие», однако, не подводит итог мысли автора, осуждающего героя.

Более того, вопреки декларированной в начале произведения позиции презрительной жалости к безумцу, ищущему воды в пустыне, конец стихотворения, исполненные лиризма строки о скрытых под песками источниках, шум которых, как кажется герою, он слышит, может скорее восприниматься как апофеоз мечты, чем как ее порицание.

И мнит, что слышит струй кипенье,

Что слышит ток подземных вод,

И колыбельное их пенье,

И шумный из земли исход!

Недаром эта строфа напоминает начало более позднего стихотворения Тютчева (1862), возвеличивающего дар поэтического прозрения:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой —

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной...

Строфа, завершающая «14-е декабря 1825», двусмысленна, как и все стихотворение. Теплая кровь, дымящаяся и замерзающая на железном ветру, — образ, выражающий человеческую беззащитность жертв деспотизма и жестокость силы, против которой они восстали. Исследователь творчества Тютчева Н. В. Королева отмечает, что образ крови в стихотворениях поэта всегда имеет высокий и трагический смысл.

Вместе с тем последний стих этого произведения — «И не осталось и следов...» — дает основание сблизить «14-е декабря 1825» с лирикой Тютчева 40—50-х гг., в которой тема непроясненного трагизма, обыденного существования «без отрады и без слез», «глухой», бесследной гибели становится одной из ведущих.

Стихотворения, в которых отражена эта тема, — «Русской женщине», «Как дымный столп светлеет в вышине!..», «Слезы людские, о слезы людские...», «Эти бедные селенья...» — замечательны прежде всего тем, что в них дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, а в последнем — поэтическая картина жизни народа.

Поэт преклоняется перед нравственным величием крепостных крестьян, видит высокое этическое значение ежедневного подвига труда и терпения «непробужденного народа», но глубоко переживает трагизм пассивности, бессознательности своих современников и неосмысленности их существования.

Христианское смирение, покорность не соответствовали его титанической натуре, жаждавшей познания и приобщения к жизни с ее страстями и битвами. Идеал активности, существования, полного тревог и событий, раскрывающего творческие силы личности, уже в 40-х гг., у Тютчева сплетается с размышлениями о судьбе русской женщины, с уверенностью в том, что только деятельная, озаренная общественными, умственными интересами и свободным чувством жизнь может сделать ее счастливой.

Трагизм обыденной, «рутинной» жизни, лишенной «общей идеи» и значительных событий, жизни, убивающей высокие устремления и творческие силы человека, в разных аспектах раскрывали представители реалистической литературы второй половины XIX в. Немало страниц посвятил осмыслению этой проблемы Тургенев.

Тютчев, творчество которого формировалось в лоне романтического направления, в середине XIX в. вплотную подошел к пониманию «человека, стоящего перед лицом исторических потрясений», поэтически выразил психологию активного, сознательно несущего свою историческую миссию современного человека. Таким образом, он решал художественные задачи, которые в той или другой форме занимали писателей-реалистов его времени.

Обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Поэт стал участником современной драмы, глубоко потрясшей его. Тютчев был человек бурныхчувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.

Если Пушкин в своей любовной лирике неизменно провозглашает как высшее проявление эмоции целомудренное, «очищенное» гуманностью чувство, Тютчев глубоко человечную сущность любви раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной, роковой страсти.

Интересный параллелизм и контрастность можно отметить в стихотворениях Пушкина «Ее глаза» и Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг...».

Потупит их с улыбкой Леля —

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Этими стихами Пушкин определяет очарование глаз любимой женщины.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

— как бы спорит с ним Тютчев.

Выдвигая идею разрушительного начала, таящегося в стремлении к познанию и анализу, в частности в психологическом анализе, Тютчев вместе с тем пристально всматривается в душевную жизнь человека и отмечает неожиданные, непризнаваемые абстрактно нормативными представлениями об отношениях в любви проявления личности.

Уже в раннем стихотворении «К N.N.» (1830) лирический герой наблюдает любимую женщину, пытается на основании ее поступков заключить о ее чувствах, ее характере и, удивляясь этому характеру, размышляет о причинах формирования его свойств:

Благодаря и людям и судьбе,

Ты тайным радостям узнала цену,

Узнала свет: он ставит нам в измену

Все радости... Измена льстит тебе.

Подобно Фаусту Гете, субъект лирики Тютчева сочетает буйство страстей с холодным аналитическим умом. Не только любимая женщина, но его собственная личность делается объектом наблюдений поэта. В стихотворениях Тютчева, передающих сильное, подчас глубоко трагическое чувство, поэт нередко предстает как наблюдатель, пораженный зрелищем губительных, роковых и прекрасных проявлений страсти.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

За склонность к анализу, размышлению, наблюдению он готов осудить себя, отказать себе в праве на непосредственное чувство.

Ты любишь искренно и пламенно, а я —

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой...

Так обращался Тютчев к женщине, которую горячо любил, страсть к которой составила счастье и трагедию его жизни после приезда в Россию.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Ф.И.Тютчев был поэтом трагического и философского восприятия жизни. Такой взгляд на мир определил выражение всех поэтических тем в его творчестве.

Тематика лирики Тютчева

Прожив долгую жизнь, он был современником многих трагических событий не только в России, но и в Европе. Своеобразна гражданская лирика поэта. В стихотворении «Цицерон» он пишет:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир,

Он их высоких зрелищ зритель…

Понимание своего предназначения, стремление понять смысл жизни и круговорот истории отличает лирику поэта. Тютчев, рассматривая исторические события, находит в них более трагического. В стихотворении «14 декабря 1825» поэт выносит свой приговор восстанию декабристов, называя восставших «жертвами мысли безрассудной», которые

«уповали,… что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить!»

Он говорит и о том, что сами декабристы — порождение Самовластья

(«Вас развратило Самовластье»).

Поэт понимает тщетность такого выступления и силу реакции, которая наступила после поражения восстания (» Зима железная дохнула — и не осталось и следов»).

Век, в котором пришлось жить поэту — век железной зимы. В этот век законом становится

Молчи, скрывайся и таи

И мысли и мечты свои…

Идеал поэта — гармония человека и мира, человека и природы, которая дается только верой, но именно веру потерял человек.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры…

«… Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Современный поэту мир потерял гармонию, потерял веру, что грозит будущими катаклизмами человечества. В четверостишии «Последний катаклизм» поэт рисует картину апокалипсиса:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик отобразиться в них!

Поэт предпочитает не говорить о конкретных людских судьбах, давая широкие обобщения. Таково, например, стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые…

Россия и русский человек в творчестве поэта

Пожалуй, именно Тютчеву удалось поэтически выразить

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В этом четверостишии все, что мы говорим о нашей стране и по сей день:

  • который не поддается разумному пониманию,
  • особенное мироощущение, которое оставляет нам только возможность верить в эту страну.

А если есть вера, то есть и надежда.

Философское звучание произведений Тютчева

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы он ни говорил, он стремится к постижению мира, мира непознаваемого. Мир таинствен и непостижим. В стихотворении «День и ночь» поэт утверждает, что день — лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:

День — сей блистательный покров…

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам смерть страшна!

Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом.

Час тоски невыразимой!…

Все во мне и я во всем!

В тютчевской поэзии часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, в человеческом сердце

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь в заключенье, там — на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Философская лирика поэта тесно связана с . Собственно можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе «есть душа,… есть свобода,…есть любовь,… есть язык». Человек связан с природой «союзом кровного родства». Но в то же время мир природы непостижим для человека.

Небо (Мечта о гармонии) противопоставляется земле (одиночеству):

» О как земля, в виду небес, мертва!»

Тютчев-лирик умеет передать малейшие изменения в природе, подметить краткость прекрасных мгновений.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Человек же предстает перед тайной природы «сиротой бездомным».

Трагическое понимание мира Тютчевым

Трагическое мироощущение сказывается в любовной лирике поэта.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь, по его мнению, не только слияние родственных душ, но и их «поединок роковой». Трагическая любовь к Е.Денисьевой, ее смерть отразилась во многих стихах поэта

(«Она сидела на полу», «Весь день она лежала в забытьи», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»).

Продолжая , поэт говорит об огромной силе воскрешения, возрождения, которым обладает любовь

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

Непрестанный поиск ответов на вечные вопросы бытия, умение показать душу человека, затронуть тончайшие струны человеческой души делает поэзию Тютчева бессмертной.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Урок 2. Тема: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 10 класс

Цель: познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях.

Задачи:

    Показать значение творчества Тютчева, выявить основные темы и мотивы лирики.

    Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.

    Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

“Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С. Тургенев

для Тютчева жить – значит мыслить. И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Конспект биографии писателя.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно.

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.

Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.

Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.

Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”

Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.

В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.

Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.

Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.

5. Обобщения и выводы.

Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:

  • поэт и поэзия

    духовный кризис современного поколения

    свобода и счастье

    христианские мотивы.

6. Домашнее задание: наизусть 2 стихотворения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные, наполненные чувством и лирикой пейзажи.

Мир поэта загадочен. Одной из его загадок является природа, где все время происходит борьба двух противоположных сил – хаоса и гармонии. Там где в избытке царит жизнь, всегда мрачной тенью проглядывает смерть. В радостном свете дня скрывается темнота беспроглядной ночи. Природа для Тютчева – это некое полярное явление, разные полюса которого находятся в вечном противостоянии. Таким образом, одним из самых излюбленных и наиболее часто им используемых литературных приемов является антитеза («юг блаженный» – «север роковой», «тусклая земля» – «блистающее грозой небо» и т.д.).

Природа Тютчева невероятно разнообразна, красива и динамична. В лирике поэта встречаются самые разные пейзажи в разные часы и времена года. Это может быть и раннее утро в горах, и «море ночное», и «весенний первый гром», и зима, которая «недаром злится».

Также автор умело передает моменты перехода одного состояния природы в другое. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» читатель наблюдает удивительную метаморфозу, когда вечерние сумерки быстро сменяются темнотой ночи. Превращение одной картины в другую поэт рисует с помощью бессоюзных конструкций, часто употребляемых глаголов. В слове «движение» заложено понимание самой жизни, оно выступает в некотором роде синонимом бытия, жизненной энергии.

Еще одна особенность тютчевской поэзии – одухотворенность русской природы. Она словно юная красавица – так же прекрасна, свободна, способна любить, делиться своими мыслями и чувствами, вдохновлять, в ней есть живая человеческая душа.

Поэт всеми силами стремится понять это прекрасное создание вселенной – природу – и старается передать читателю картины всех ее разнообразных воплощений. Тютчев как истинный художник внимательно наблюдает за всем, что происходит в окружающем его мире, с огромной любовью создавая великолепные поэтические картины летних вечеров, осенних пейзажей, бесконечных снежных далей, весенних раскатов грома.

Во всех своих проявлениях тютчевская природа прекрасна и приковывает к себе взгляд. Даже в яростном буйстве стихий поэт видит гармонию и созидание. Автор противопоставляет природному равновесию беспорядок и разлад в человеческой жизни. По мнению поэта, люди слишком самоуверенны, отстаивая свою свободу и забывая о принадлежности к природе, о том, что они являются ее частью. Тютчев отрицает самостоятельность человека как отдельной единицы вне зависимости от природы, мира, Вселенной. Он верит в Мировую Душу, которая выступает неким фундаментом всего сущего. Забывая об этом, человек приговаривает себя к страданиям, рискуя оказаться во власти Рока. Хаос олицетворяет собой мятежный дух природы, который отпугивает людей. Человек спорит с Роком, отвергает хаос, от которого может нарушиться баланс энергии. Он всячески сопротивляется Року, отстаивая свои права.

Все творчество поэта пронизано нитью раздумий о противоречивых явлениях и вещах, наполняющих жизнь вокруг нас.

По мысли поэта, человек подобен песчинке в открытом космосе. Он находится во власти судьбы, природных стихий. Но в то же время Тютчев поощряет борьбу, мужество и бесстрашие людей, их стремление к подвигу. Несмотря на хрупкость человеческой жизни, людей охватывает огромная жажда полноты бытия, великое желание идти вперед, подниматься ввысь.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс

    Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)

    Картина Татьяны Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» - одна из самых известных ее работ.

  • Сочинение по комедии Ревизор Гоголя

    Окунаясь в творчество Гоголя, можно легко удивиться его мистическим произведениями вроде «Вечера на хуторе близь Диканьки», но Николай Васильевич не остановился на одних лишь мистических повестях

  • Бедность - это уровень жизнь, полная противоположность богатству. Тех кого коснулась бедность, не имеют совсем или имеют минимальную возможность приобретать необходимые атрибуты для жизни,

  • Сочинение Описание неба 3, 5 класс

    Небо – это бездонная синяя глубина, бескрайний простор, цвет, настроение и характер которого могут меняться в зависимости от времени суток, сезонных явлений или погоды.