Сообщение о путешественнике васко да гама. Что открыл Васко да Гама: морской путь путешественника

Что открыл мореплаватель Васко да Гама и в каком году, Вы узнаете из этой статьи.

Васко да Гама является известным португальским мореплавателем эпохи Великих Географических Открытий. Он совмещал должность губернатора с вице-королем Португальской Индии. Васко да Гама открыл морской путь в Индию экспедицией 1497 – 1499 годов вокруг Африки.

Как осуществилось открытие Васко да Гама морского пути в Индию?

Свое плавание готовил весьма тщательно. Командующим экспедицией его назначил сам португальский король, отдав предпочтение ему вместо опытного и известного Диаша. И жизнь Васко да Гама закрутилась вокруг этого события. В экспедицию отправляться три военных корабля и один транспортный.

Мореплаватель торжественно отплыл из Лиссабона 8 июля 1497 года. Первые месяцы были достаточно спокойны. В ноябре 1497 года он достиг мыса Доброй Надежды. Начались сильные бури, и его команда требовала взять путь назад, но Васко да Гама выбросил за борт все навигационные приборы и квадранты, показывая, что назад пути нет.

Обойдя южную часть Африки, экспедиция остановилась в бухте Моссел — бей. Многие члены его команды умерли от цинги, а корабль, который перевозил припасы, очень сильно пострадал, и его пришлось сжечь.

Великое открытие Васко да Гама началось с того момента, как он вступил в воды Индийского океана. 24 апреля 1498 года было взято курс на северный восток. Уже 20 мая 1498 года мореплаватель пришвартовал свои корабли у Каликут, небольшого индийского городка. В его порту флотилия простояла 3 месяца. Торговля между командой Васко да Гама и индейцами шла не очень гладко, и он вынужден был покинуть берега страны «восточных пряностей». На обратном пути его команда занималась грабежами и обстрелами побережных поселков. Флотилия 2 января 1499 года подплыла к городку Магадишо, взяв курс домой. Первое путешествие завершилось в начале осени 1499 года: в Португалию возвратилось всего 2 корабля из 4, и 55 человек из 170 моряков.

Открытие Индии Васко да Гама окупило все затраты на путешествие. Привезенные пряности, приправы, ткани и прочие товары были проданы очень дорого, ведь Европа еще не видела и не знала того, что было привезено мореплавателем. Экспедиция проделала путь в 40 000 км и обследовала больше 4 000 км восточного побережья Африки. Но главные географические открытия Васко да Гама заключались в том, что он был первооткрывателем морского пути в Индию и именно он нанес его на карту. Даже сегодня это самый удобный путь в страну пряностей, пролегающий через мыс Доброй Надежды. Благодаря мореплавателю Португалия получила звание самой сильной морской державы в мире.

Корабли Васко да Гамы и их оснащение

В се источники согласуются между собой в том, что флот, или армада, снаряженный для Васко да Гамы, составляли четыре корабля, но в названиях этих судов возникают разночтения. Однако мы не дадим сбить себя с толку, если примем за верные сведения, почерпнутые у безымянного автора нашего «Дневника», у Жуана де Барруша, Лопеша де Каштаньеды, Педру Барретту де Резенде и Мануэла Фарии-и-Сусы. Согласно этим источникам, названия кораблей и имена их командиров были следующими:

«Сан-Габриэл» (флагман) – Васко да Гама, капитан-командор; Перу д’Аленкер, лоцман; Гонсалу Алвареш, капитан; Диогу Диаш, секретарь.

«Сан-Рафаэл» – Паулу да Гама, капитан; Жуан де Коимбра, лоцман; Жуан де Са, секретарь.

«Берриу» – Николау Куэлью, капитан; Перу Эшкулар, лоцман; Алвару де Брага, секретарь.

Грузовой корабль – Гонсалу Нуньеш, капитан.

Корреа и неизвестный автор дневника «Jornal das Viagens» называют «Берриу» «Сан-Мигелом», а «Сан-Рафаэл» производят во флагманы. В то же время, Л. Фигейреду де Фалсан (стр. 147) ставит «Сан-Мигел» вместо «Сан-Рафаэла». Быть может, корабль, который все прежде знали как «Берриу», перед путешествием был перекрещен в «Сан-Мигел».

«Берриу» был одним из тех юрких кораблей с латинским парусным вооружением, которыми славилась Португалия с XIII по начало XVI века и которые, после отказа от вельботов, стали активно использоваться при исследовании побережий Африки. Их грузоподъемность не превышала 200 тонн, на них ставили по две или три, а иногда даже четыре мачты. Утверждается, что грузоподъемность «Берриу» была всего 50 тонн. Свое название он получил по имени предыдущего владельца и лоцмана, у которого был куплен специально для этого путешествия.

Грузовой корабль имел более внушительные размеры. Серниджи говорит, что его грузоподъемность составляла 110 тонн, Каштаньеда уверяет, что 200. Возможно, это была так называемая каравелла редонда , «округлая каравелла». Этот тип оснащали квадратными парусами на фоке и гроте и треугольными на бизани и бушприте. Этот корабль приобрел Айреш Корреа, лиссабонский судовладелец.

Конструкция кораблей

«Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» строились специально для этого путешествия. Бартоломеу Диаш, который присматривал за строительством, отказался от каравеллы, на которой он сам совершил свои достижения, в пользу судов с квадратной парусной оснасткой и большей грузоподъемностью. Хотя они медленнее шли и были не так маневренны, зато более безопасны и удобны для команды. В то же время он заботился о том, чтобы осадка судов позволяла им ходить по мелкой воде, что предполагалось в ходе путешествия.

Дерево для кораблей было заготовлено за год в королевских лесах Лейрии и Алкасера. Когда постройка судов завершилась, король поручил оснастить их Фернану Лоуренсу, управляющему имением Минеш и одному из самых могущественных людей того времени.

До нас не дошло ни описания кораблей, сделанного в те дни, ни их рисунков, но сомнений при определении их типа не возникает. Такие корабли красочно представлены на картине, написанной по приказу дона Жорже Кабрала, который был губернатором Индии в 1549–1550 годах. Впоследствии эта картина попала в собственность дона Жуана де Каштру. Ее копия впервые была опубликована Вишконде де Журоменья, который обнаружил ее в рукописи, датированной 1558 годом. Тонко выполненная гравюра в «Истории торгового мореплавания» Линдси (W. S. Lindsay, History of Merchant Shipping (II, стр. 5)), деланная со старинной картины, тоже принадлежавшей дону Жуану де Каштру, как будто имеет тот же первоисточник, но там на грот-мачте корабля развевается флаг ордена Христа, а не королевский штандарт, чего не могло быть на флагмане. Но, по всем признакам, корабль на рисунке ближе к настоящему, чем все изображения, которые впервые опубликовал Журоменья.

Источники очень сильно расходятся в оценке грузоподъемности кораблей. Серниджи пишет, что у каждого из кораблей она была по 90 тонн. Отчасти это подтверждает Корреа, говоря, что все три корабля (включая «Берриу») были построены по одному образцу и имели одинаковые размеры. Дон Пашеку Перейра утверждает, что самый большой из них не превышал грузоподъемностью 100 тонн. Ж. де Барруш указывает значение от 100 до 120 тонн, а Каштаньеда указывает 120 тонн для флагмана и 100 тонн для «Сан-Рафаэла».

Но все источники единодушно говорят о малом размере кораблей, которые впервые достигли Индии, отчалив из европейского порта, и даже называют причину такого ограничения размеров. Несмотря на это есть основания полагать, что тоннаж (выражаясь современным языком) кораблей Васко да Гамы был значительно больше, чем принято считать. Педру Барретту де Резенде вносит поправку, говоря, что суда вмещали от 100 до 320 тонн. Линдси идет еще дальше. Согласно его утверждениям, «Сан-Габриэл» был построен в расчете на 400 пайпов, что равно 400 тоннам измеренным или 250–300 тоннам номинальным. Линдси добавляет, что Пинту Баштуш с ним согласен.

Рассматривая вопрос грузоподъемности, не следует забывать, что «тонна» в XV веке отличалась от современной. У Д’Альбертиса мы читаем, что тонелада в Севилье приравнивалась к двум бочкам, по 27,5 арробас (98 галлонов) каждая и составляла 1,405 кубических метров, или около 50 кубических футов. Бискайский тунел был на 20 % больше. Согласно записям капитана Лопеша де Мендосы, лиссабонский тунел имел 6 палмуш де гоа в длину (талья) и по 4 таких же палмуш (ладоней) в ширину и высоту (пареа ), что составляет 85 кубических футов.

Мне, правда, кажется, что это слишком много, потому что мой виноторговец рассказывал мне, что в две бочки шерри, по 108 галлонов каждая, набирается только 75 кубических футов. Во всяком случае, эти сведения говорят о том, что тонна в XV веке была значительно больше, чем в XIX.

Были сделаны две попытки реконструировать флагман Васко да Гамы или, вернее сказать, построить корабль такого типа, на каких ходили в XV веке, и сделать это как можно ближе к тем описаниям, которые сохранились на страницах исторических документов. Эти попытки предприняли заслуженные офицеры португальского флота, капитаны Жуан Браш д’Оливейра и А. А. Балдаке да Силва. Важную роль в процессе реконструкции сыграл старинный манускрипт по кораблестроению, написанный Фернанду Оливейрой ( «O livro da fabrica das Nгos» ), который представил к печати капитан Лопеш де Мендонса.

Корабли, которые в результате получились у двух офицеров, очень сильно между собой различались во многих отношениях, особенно длиной корпуса и бимсов. У корабля капитана да Силвы длина бимса составляла одну треть от длины корабля, а у Оливейры они находились в отношении один к пяти. В первом случае корабль получился широким, как подобало в то время, а во втором – стройным, почти как современный клипер. Нужно заметить, что до недавнего времени считалось, что длина парусного судна не должна превышать четырех его бимсов. Несомненно, этого правила придерживались судостроители XV века.

Размеры этого корабля следующие:

Общая длина – 84,1 фут

Ватерлиния (с грузом) – 64,0

Киль – 56,7

Бимс – 27,9

Высота борта – 17,1

Осадка, кормой – 7,5

Осадка, носом – 5,6

Метацентрическая высота над ватерлинией (с грузом) – 7,4

Водоизмещение – 178 тонн

Грузоподъемность – 4130 куб. футов или 103 тонны

Это я узнал из частного письма капитана да Силвы. Я полагал, что это трюмовый брутто-тоннаж, но посчитав тоннаж по старым правилам, я получил его значение в 230 тонн по 40 кубических футов каждая. А «экспедитивный» метод, принятый в XV веке в Венеции, дал результат в 896 ботте по 28 галлонов, то есть, примерно 250 тонеладас .

Корабль был плоскодонным, с квадратной кормой и тупым носом, украшенным фигурой святого покровителя. Вдоль бортов устанавливали руслени, чтобы уменьшить качку, когда судно идет под ветром. С носа и кормы возвышались «башни», между ними располагалась средняя часть. Однако эти «башни» не поднимались на такую безумную высоту, как на кораблях последующего периода, когда из-за них возникали трудности с управлением, а при сильном ветре нередко приходилось рубить фок-мачту и разбирать баковую надстройку.

Эти «башни» были настоящими цитаделями и порой позволяли долго защищаться команде взятого на абордаж корабля. Известным примером может послужить сопротивление арабского судна «Мери» в 1502 году.

Капитан располагался в башне над кватердеком, офицеры занимали помещения под капитанским и в баковой надстройке. Простые моряки квартировались под площадками, идущими вдоль бортов, от башни к башне. У каждого был свой шкафчик для товаров, которые предстояло выменять у туземцев. Лестницы вели с главной палубы вверх, на боевые палубы (chapitйo de rй и de vante ) обеих башен, их защищали плетеные ограждения. Румпель выводился к кормовой батарее, за капитанскими апартаментами, там же находился нактоуз. Батарея состояла из двадцати пушек. Нижняя батарея «башни» располагалась над кватердеком и состояла из восьми пушек, заряжавшихся с казенной части.

Пушки делались из кованых железных полос, скрепленных обручами, и устанавливались на вилообразные подставки. Верхнюю батарею составляли шесть бомбард, столько же было на передней «башне». Мы, наверное уже упоминали, что люди не носили огнестрельного оружия. Они вооружались арбалетами, копьями, топорами, клинковым оружием, дротиками и абордажными пиками. Некоторые офицеры носили стальные доспехи, у простых людей были камзолы и кожаные нагрудники.

Посередине корабля стояла шлюпка. К ней вдобавок обычно имелся ялик на 4–6 весел.

На корабле было три мачты и бушприт. Главная мачта поднималась над килем на 110 футов на ней развевался королевский штандарт, а алый флаг капитана вывешивался с «вороньего гнезда», в 70-ти футах над палубой. Такое же «воронье гнездо» крепилось и на фок-мачте. Во время боя на них поднимались солдаты, которые метали оттуда дротики, гранаты и горшки с порохом. Паруса использовались прямоугольные, и только на бизани парус был треугольным. Площадь парусов составляла 4000 кв. футов – и это исключительно благодаря «чепчикам», которые подвязывались к основному парусу, служа для тех же целей, для каких служат современные лиселя. На каждом парусе был нарисован крест ордена Христа.

Якоря, числом два, были выполнены из железа, с деревянным штоком и кольцом для привязывания каната.

Хозяйство делилось на три части. Средняя часть корабля загружалась бочками с водой. Сверху на них складывались бухты каната, что было очень неудобно. На корме находился пороховой склад, большая часть оружия и боеприпасов, в том числе каменные и железные ядра. Передняя часть предназначалась для хранения снаряжения. Здесь лежали запасные паруса и запасной якорь.

Нижнюю палубу переборки делили на три части. Две из них предназначались для провизии, подарков и товаров для меновой торговли. Эта «провизия», как пишет Каштаньеда, была рассчитана на три года пути, исходя из вполне солидного дневного рациона, который составляли 1,5 фунта сухарей, фунт говядины или полфунта свинины, 2,5 пинты воды, 1,25 пинты вина, 1/12 питы уксуса или 1/8 пинты масла. В постные дни полагалось по полфунта риса, мясо заменялось треской или сыром. Еще была мука, чечевица, сардины, сливы, миндаль, лук, чеснок, горчица, соль, сахар и мед. Кладовые корабля пополнялись рыбой, выловленной, когда появлялась возможность, и продуктами, приобретенные в портах (среди них апельсины, в которых нуждались пострадавшие от цинги).

Товаров было не просто мало, они оказались совершенно не подходящими для индийских рынков. Среди них: ламбель (полосатая хлопчатая ткань), сахар, оливковое масло, мед и коралловые бусы. Среди товаров, приготовленных для подарков, были рукомойники, алые шапероны, шелковые куртки, шоссы, шляпы, мавританские шапки, а кроме того всякие безделушки, вроде стеклянных бус, бубенчики, оловянные колечки и браслеты. Все это годилось для обмена на гвинейских берегах, но совершенно не ценилось богатыми торговцами Каликута. Наличных же денег, которые можно тратить, на кораблях было, по всей видимости, немного. Все эти сведения почерпнуты из писем дона Мануэла и синьора Серниджи.

После проверки временем оказалось, что самым ценным был научный результат экспедиции, если можно так выразиться. Ученый дон Диогу Ортиш де Вильегаш снабдил да Гаму картами и книгами по нужной теме, почти всеми, что существовали в то время, в том числе сочинением Птолемея и сведениями о Востоке, собранными в Лиссабоне за последние годы. Среди этих трудов, несомненно, нашли свое место и доклады, отправленные домой Перу де Ковильяном, и сведения, собранные Лукашем Маркушем, и абиссинским священником, приезжавшим в Лиссабон в 1490 году.

Астрономическими инструментами экспедицию обеспечил астроном Закуто. Считается даже, что Гама был очень доволен, что его наставлял этот просвещенный еврей. Среди этих инструментов была большая деревянная астролябия, металлические астролябии меньшего размера, а также, по всей видимости, квадранты. Ко всему этому прилагался труд Закуто «Almanach perpetuum Celestium motuum cujus radix est 1473» , который Жузе Визинью перевел и издал в Лейрии в 1496 году. Эти таблицы позволяли мореплавателям, наблюдая за высотой солнца над горизонтом, рассчитывать широту.

Еще, конечно был значительный запас компасов, лотов и склянок, а также, возможно, catena a poppa , то есть веревка, которую спускали с кормы, чтобы определить дрейф корабля, а также toleta de marteloia – графическая замена наших современных таблиц разностей широт и отшествий. Эти приспособления уже давно использовались итальянцами. Возможно также, что у Васко уже был экваториальный компас (для определения времени приливов в тех портах, куда он заходил) и компас для измерения магнитного склонения. Этот инструмент представляет собой сочетание солнечных часов с магнитной иглой. Его изобрел Пурбах в 1460 году, а усовершенствовали Фелипе Гильен в 1528 и Педру Нуньеш в 1537. Известно, что его использовал Жуан де Каштру в своем путешествии в Индию и Красное море (1538–1541). Мы склонны считать, что у Васко да Гамы могла быть разновидность такого компаса, поскольку название мыса Игольный, предположительно, появилось из-за того, что игла показала путь на север, хотя такое наблюдение точным считать нельзя.

И наконец, нужно упомянуть падраны, каменные колонны, погруженные на корабли. Три из них, по воле короля, были посвящены св. Рафаилу, св. Гавриилу и Деве Марии. Барруш и Каштаньеда пишут, что колонны были такими же, какие устанавливали Сан и Диаш во времена Жуана II. На ряде картин, написанных по приказу дона Мануэла по случаю открытия Индии, падран с мыса Доброй Надежды ( «Prasum promontorium» ) увенчан крестом, несет на себе королевский герб, изображение пеликана и дату.

Корреа же утверждает, что колонна, установленная на реке Милосердия (в «Дневнике» – река Добрых Знаков), была мраморной, с двумя геральдическими щитами. На одном был изображен герб Португалии, на другом (с обратной стороны) – сфера и надпись «Do senhorio de Portugal reino de Christ?os» («Повелителя Португалии, короля христиан»). Колонна в Малинди имела такие же щиты, но надпись ограничивалась словами «Rey Manoel» . Поскольку Корреа имел возможность видеть эти колонны, содержание надписей, скорее всего, передано верно, хотя он известный выдумщик.

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Оснащение под стать задачам Для выполнения широкого спектра задач боевым пловцам приходилось иметь на вооружении не менее широкий арсенал вооружения и технических средств.Поскольку боевые действия должны были происходить не только на суше, то помимо всех видов

Из книги Его-Моя биография Великого Футуриста автора Каменский Василий Васильевич

НП и его оснащение Наблюдательный пост должен представлять собой укрытие для личного состава, имеющее основной и запасной выходы, скрытые пути подхода и отхода для смены разведчиков, а также пути отхода на случай обнаружения НП партизанами.Важнейшим документом НП

Из книги Колумб автора Свет Яков Михайлович

Из книги Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы автора Осипенко Леонид Гаврилович

КОРАБЛИ Человечество свято чтит имена кораблей-героев. Это Магелланова «Виктория», «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова, «Резолюшн» капитана Кука, «Восток» и «Мирный» Беллинсгаузена и Лазарева, нансеновский «Фрам», легендарный ледокол «Сибиряков». Список

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение подводных лодок и обучение их экипажей Наименование Город, месторасположение Базы подводных лодок Сиэтл, Ки-Уэст, Чарлстон, Норфолк,

Из книги Крым 1944. Весна освобождения автора Ткаченко Сергей Николаевич

37. Васко да Гама?- духу бурь (1504 г.) Со всех сторон ярился жидкий ад: Там посреди кипящей котловины Валов морских свинцовые вершины Крушили мне борта, за рядом ряд. В полночном небе, устрашавшем взгляд, Где бушевала звездная лавина, Явился ты в обличьи исполина, И

Из книги Течению наперекор автора Остерман Лев Абрамович

4. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ (ОБР. 1944 г.) В целом вооружение и его типаж в пехотной дивизии вермахта характеризуется следующим образом (на начало 1944 г.) .Таблица № 1 В пехотные полки немецких ПД в конце 1943 г. поступили реактивные системы,

Из книги Путешествие в Индию автора Гама Васко да

Оснащение Института Бесславное окончание эпопеи с «широкими линиями» совпало с началом нового длительного этапа моей основной деятельности в Институте. Реконструкция здания была закончена, сотрудники всех лабораторий заняли отведенные им помещения, но... работать

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

«ROTEIRO». ДНЕВНИК ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ВАСКО ДА ГАМЫ (1497–1499 гг.) Перевод с англ. И. Летберга, Г. Голованова Введение Во имя Господа Бога. Аминь!В год 1497 король Португалии дон Мануэл, первый с этим именем в Португалии, отправил четыре судна для совершения открытий, а также

Из книги автора

КАЛКОЕН, ИЛИ ГОЛЛАНДСКАЯ ПОВЕСТЬ О ВТОРОМ ПУТЕШЕСТВИИ ВАСКО ДА ГАМЫ В КАЛИКУТ В 1502 ГОДУ Перевод с англ. Г. Голованова Вступление Нет никакого сомнения, что в этой повести, напечатанной впервые в в Антверпене около 1504 года, описано второе путешествие в Индию великого

Из книги автора

К. И. Кунин. ВАСКО ДА ГАМА

Из книги автора

Письма Джироламо Серниджи о первом путешествии Васко да Гамы Джироламо Серниджи родился во Флоренции в 1453 году. Его отец, Киприано ди Чименти, был членом Гильдии ткачей и пользовался большим уважением сограждан. Его род прервался в 1680 году.Джироламо переехал в Лиссабон,

Из книги автора

Три отчета португальцев о первом путешествии Васко да Гамы (1608–1646) Jornal das Viagens dos Portuguezes а?s Indias, 1608 г.Последний виконт Сантаренский в своих «Примечаниях к рукописям» («Noticia dos Manuscriptos», 2-е издание, Лиссабон, 1863 г., стр. 93) уделяет большое внимание рукописям, найденным в

Из книги автора

Список личного состава кораблей Васко да Гамы Офицеры и матросы для «армады» Васко да Гамы тщательно отбирались. Некоторые из них ходили вокруг мыса Доброй Надежды с Бартоломеу Диашем. Все они, как показывает этот «Дневник», пользовались особым доверием, когда положение

Из книги автора

Васко да Гама (ок. 1469–1524) Васко да Гама родился в городе Симсе в Португалии (провинция Алемтежу). О его детстве и ранней молодости не сохранилось каких-либо известий. Когда в 1493 году оказалось, что Колумбу удалось найти западный морской путь и Индию, португальской король

Из книги автора

Васко Нуньес де Бальбоа (1475–1517) Бальбоа родился в Херес-де-лос-Кабальерос в провинции Эстремадура (Испания). Проведя на родине бурную молодость, Бальбоа направился в Сан-Доминго - первую испанскую колонию, организованную в Новом Свете. Но и здесь легкомысленный молодой

Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

Васко да Гама - португальский мореплаватель. Он стал первым европейцем, побывавшим в Индии. За свою жизнь путешественник сделал несколько важнейших открытий, в том числе благодаря его стараниям было в очередной раз доказано, что Земля имеет форму шара.

Мореплаватель родился в 1460 (по некоторым данным 1469) году в приморском городе Синеш, умер 25 декабря 1524. Он отличался скверным характером. Соотечественники считали Васко жестоким и деспотичным человеком, у которого полностью отсутствовали навыки дипломатии. Но это не помешало ему стать великим человеком, а некоторые недостатки даже помогли добиться успеха. При всех своих отрицательных качествах да Гама был предельно честным и неподкупным, он заботился о своей семье и близких людях.

Происхождение путешественника

О матери Васко известно немного. Звали женщину Изабель Содре, она происходила от древнего английского рода. Одним из предков матери был Фредерик Садли, сопровождавший однажды герцога Эдмунда Лэнгли. Отцом будущего мореплавателя был Эштеван да Гама, главный судья города. В то время он командовал крепостью, которая находилась на юго-западе Португалии.

Кроме Васко, в семье было ещё пятеро сыновей и дочь. Некоторые исследования подтверждают, что Васко и его брат Паулу были рождены вне брака. Из-за этого их позднее постригли в монахи. Предки морехода были дворянами по происхождению, один из них, Алвару Анниш, служил королю Афонсу III. Он был возведён в рыцари после одного из сражений. Эштеван также увлекался путешествиями, именно ему первоначально поручили экспедицию.

Согласно исследованиям некоторых учёных, Васко получал образование в Эворе. Особенное внимание он уделял изучению навигации, астрономии и математики. Поскольку практически все рыцари того времени были морскими офицерами, в юные годы да Гама отправился на флот, где он научился управлять судном. Люди считали его бесстрашным мореходцем, уверенным в себе и своих действиях.

В 1480 году мореплаватель стал членом Ордена Сантьяго. Через 12 лет после этого он был одним из главных командующих во время сражения с французскими корсарами. Король Мануэль I был восхищён храбростью и сообразительностью юноши, поэтому без лишних колебаний поручил ему экспедицию в Индию для поиска нового морского пути. Для путешествия было подготовлено лучшее навигационное оборудование.

Первое плавание

В 1497 году мореходец отправился из Лиссабона в своё первое путешествие в Индию. Экспедиция задействовала три корабля и более 170 человек, плавание происходило через всю Африку, мимо мыса Доброй Надежды. Когда команда приплыла в Мозамбику, к ним присоединился араб Ахмад ибн Маджида. Благодаря его подсказкам экспедиции удалось сократить путь к полуострову Индостан.

Через три месяца после начала экспедиции португальцы остановились в бухте, позже её нарекли именем Святой Елены. В декабре 1947 они добрались до территории, которая сейчас является частью ЮАР. Через полгода после этого, 20 мая 1948, путешественники попали в Каликут. Местный правитель назначил Васко аудиенцию. Мореход отправился к заморину с подарками, но они не произвели впечатления на торговцев при дворе.

В течение некоторого времени да Гама пытался наладить бизнес в Каликуте, но ему не удалось достичь поставленной цели. Поэтому вскоре мореплаватель решил покинуть городок, забрав с собой 20 рыбаков, а также запасы пряностей и специй.

Возвращение из первого путешествия в Индию состоялось в сентябре 1499 года. Многие члены экипажа не дожили до этого момента, их погубила болезнь цинга. В Португалии Васко был вознаграждён, соотечественники считали его героем. Также да Гаму назначили доном и адмиралом Индийского океана, а король предоставил ему пожизненную пенсию в 1000 крузаду. Но мореплаватель мечтал стать городским сеньором. Титул удалось получить только после выхода из Ордена Сантьяго, тогда мореход примкнул к членам конкурирующего Ордена Христа. На этом сеньор не остановился, ему захотелось стать графом.

Второе посещение Индии

После возвращения из Индии Васко получил славу, признание и почести, но ему постоянно было недостаточно. В это время он женился на Катарине ди Атаиде, за время совместной жизни у них появилось шестеро сыновей и дочь.

Уже в 1499 году да Гама снова отправляется в плавание. В этот раз он взял с собой 20 кораблей. За время путешествия было убито много мусульман, Васко делал это лишь для подтверждения своей власти. Возвращается экспедиция в октябре 1503 с хорошими новостями: Мануэль I увеличивает мореходу пенсию, семья да Гамы живёт на уровне королей. Но графский титул всё ещё кажется путешественнику недостижимым.

Другие достижения

За свою жизнь Васко посетил Индию трижды. Последнее плавание было в 1502 году. Король поставил перед мореплавателем цель укрепления португальского правительства, вследствие этого было уничтожено несколько сотен мусульман. Да Гама сжёг несколько кораблей, на которых находились паломники. В Калькутте армия разгромила порт, было убито почти 40 заложников.

В 1519 году мореходец был удостоен графского титула. Добиться этого ему удалось шантажом. Васко написал королю письмо, в котором заявил, что собирается покинуть Португалию. Поскольку граждане не могли позволить себе потерять мореплавателя, Мануэль I повёл себя дипломатично, предоставив путешественнику желаемое.

Умер да Гама 24 декабря 1524 года в Кочин, небольшом индийском городке. Он внезапно слёг с болезнью во время экспедиции, после чего скоропостижно скончался. Его останки отправились в Португалию, там мореплавателя похоронили в небольшой церкви Кинта-ду-Карму. В 1880 году прах Васко перенесли в Монастырь иеронимитов, который находится в Лиссабоне.

Васко да Гама родился в 1469 году в городе Синиш, в благородной семье солдата, который верно служил королю Португалии Жуану II. Карьера исследователя у Васко да Гамы началась, после того как умер его отец, возглавлявший экспедицию планирующаяся для открытия морского пути в Азию.

флагманское судно «Сан-Габриель»

Васко да Гама принял команду из 170 человек и отправился из Лиссабона 7 июля 1497 года в составе трех судов «Сан-Габриэль », «Беррио » и флагманским кораблем « Сан-Рафаэль» . Его задачей было отыскать морской путь в Индию для установления торговых отношений, которые обеспечат Португалию дешевыми товарами. На то время товары из Азии поступали на европейский рынок, благодаря купцам из Венеции, Каира и Александрии по сухопутным путям, которые оказывались дорогими. Португалии нужен был свой собственный путь.

судно «Батавия»

судно «Сан-Рафаэль»

Плавание до мыса Доброй Надежды было благополучным. Море было спокойным, а ветер дул в нужном морякам направлении. Но как только обогнули Зеленый мыс, обрушился ураганный ветер с дождем. Лишь на короткое время буря стихала, и затем начиналась вновь. Всё это усложняло продвижение экспедиции. Заканчивались запасы провизии и питьевой воды. Несколько матросов умерло от истощения. Экипаж начал требовать развернуть корабли и взять курс на Португалию. Обессиленная, но обозленная команда подняла мятеж. Моряки хотели заковать Васко да Гаму в цепи, но ему удалось вырваться и успокоить бунтарей.

путешественник Васко да Гама

Корабли сделали стоянку у берегов Восточной Африки недалеко от Мозамбика для починки такелажа и парусов. Там у команды завязались первые торговые отношения с местными жителями. Но это продлилось не долго, так как из-за враждебного настроя туземцев, появились попытки захвата кораблей. В связи с этим экспедиция вынуждена была покинуть побережье. Вскоре 20 мая 1498 года Васко да Гама наконец прибыл в порт Каликут (сейчас Калькутта). Это город на восточном побережье Индии, где была сосредоточена торговля купцов с двух материков - Африки и Индостана. Васко да Гама проявил дипломатические способности во время проведения переговоров с индийским правителем Заторином. После вручения подарков вождю, постепенно начали меняться отношения к путешественникам. Кроме этого товары, закупленные в Африке, практически не имели никакой ценности у местных жителей. Вскоре к начали проявлять враждебность. Васко да Гама был заключен в тюрьму как пират. Едва избежав смертной казни, он смог собрать богатый груз, состоящий из драгоценных камней, золота и кораллов. Окончательно договорился вести торговые отношения между народом Заморина и португальцами (правителю очень понравились специи). После корабли отошли от берегов Индии и взяли курс на Португалию вдоль берегов Африки. Мореплаватель постепенно наносил на карту очертания материка.

возвращение мореплавателей домой

В сентябре 1499 года экспедиция в составе двух кораблей и 55 человек обессиленной команды прибыли в порт Лиссабон. Их встречали как героев. И действительно, ведь кроме ценностей, которые принесли большой доход экономике государства, Васко да Гама нанес на мировую карту более 4000 км побережья Африки от устья реки Грейт-Фиш до порта Малинди, вписав свое имя в мировую историю как первооткрывателя проложившего морской торговый путь из Европы в Индию.