Сообщение о одном из декабристов сибири. Переезд декабристов в Забайкалье

Общего плана размещения декабристов в Забайкалье первоначально не было. Первая партия декабристов: Волконский С. Г., Трубецкой С. П., Оболенский Е. П., Артамон Муравьёв, Давыдов В. Л., Якубович А. И. и два брата Борисовых П. И и А. И. — была отправлена в Нерчинский завод, на Благодатский рудник. Прибыли они 25 октября 1826 года, а через пять дней начали работать в руднике.

Нерчинск удивил декабристов своим роскошным Гостиным двором, построенным по указу Петра I. А Благодатка ввела в уныние. Никакой благодати здесь не было: хилые, покосившиеся избёнки, неухоженные дворы. Поначалу их было разъединили: Трубецкого и Волконского поселили отдельно от остальных, на частных квартирах. Но вскоре это не понравилось начальнику Нерчинских заводов Т. С. Бурнашеву, который усмотрел, что «преступники ходят по улицам и в тоне небезважном». 27 ноября он приказывает поместить их в казарме. Всех восьмерых разместили в одной тюрьме, разгороженной на «каюты» — маленькие «казенки-клетушки».

Начальник приказал содержать декабристов в особой строгости. У них отобрали не только бумагу, но и церковные книги. К их каземату он велел приставить четырёх часовых, которые находились там днём и ночью. Бурнашев не очень отличал декабристов от всех других. По существующему распорядку их в пять утра выводили в шахту. В ней они молотками долбили руду. А потом на носилках выносили её на поверхность.

Положение узников сделалось невыносимее, когда в феврале 1827 года надзор за тюрьмой был передан горному офицеру Рику, который из экономии перестал давать им свечи. Находиться же зимой с трёх часов вечера до семи утра без света в какой-то клетке, где можно задохнуться, представляло настоящую пытку. В ответ на просьбы о прогулках хамил, велел солдатам силой загонять их в каземат. Кроме того, Рик запретил всякие разговоры из одного отделения в другое. Декабристы объявили голодовку: наотрез отказались есть, в течение трёх дней ложились и вставали голодными. Когда об этом доложили Бурнашеву, он немедленно приехал. Его напугала их голодовка — с таким протестом отчаяния он ещё не встречался. Зарвавшегося Рика Бурнашев немедленно удалил, а на его место вызвал из Читы прапорщика Резанова. Резанов с удовольствие водил декабристов на прогулку, играл с ними в шахматы.

Весной 1827 года в Благодатку приехал генерал-майор Лепарский, ради декабристов назначенный на вновь изобретённую должность коменданта Нерчинских рудников. Лепарский, заботясь о здоровье узников, приказал посылать их работать «на чистом воздухе». Вскоре декабристов освободили от работ в шахте — заставили на поверхности перебирать руду, поставили на переноску отсортированной руды. О чём они очень сожалели. Под землёй было теплее, да и рабочий день был короче. Эта «урочная работа» была тяжелее, чем подземная, где какой-либо нормы им не устанавливалось, — необходимо было для выполнения «урока» перенести 30 носилок по пять пудов каждую. Такая работа была не каждому под силу.

На Благодатке декабристы пробыли до 18 сентября, а затем были отправлены в Читинский острог, куда прибыли 29 сентября 1827 года.

2 Читинский острог

Пока первая партия декабристов «долбила» в Благодатке руду, в Читинском остроге готовились принять остальных узников. В Читу декабристы начали поступать с 28 января 1827 года. К началу 1828 года сюда прибыло 67 человек. В 1828 году поступило ещё 13, вскоре к ним присоединили и первых восемь, томившихся в Благодатском руднике. Всего через Читинские казематы (Малый, Дьячковский и Большой) прошло 86 узников, из них 75 декабристов, трое осужденных по делу о возмущении Черниговского полка, трое — по делу о возмущении Литовского пионерного батальона, четверо — по делу Оренбургского общества и один — по делу Астраханского тайного общества. Все осужденные были помещены в один Читинский острог, так как Николай I опасался, что под влиянием декабристов возникнет общий бунт всей Восточной Сибири.

Под временную тюрьму в Читинском остроге определили два дома. Один взяли в аренду у мещанина Мокеева, другой у отставного канцеляриста Дьячкова. Ещё два дома сняли под караульни. К весне оба дома-каземата были переполнены, в них проживало человек сорок. Была великая теснота: на нарах можно было спать только на боку. Обедать приходилось на разборном «столе», для которого вносили козлы и на них настилали доски. Из-за тесноты и столпотворения Лепарский попросил Петербург приостановить присылку новых узников до окончания строительства нового каземата. Траншеи под фундамент и ров для частокола декабристы копали сами.

К осени новая временная тюрьма — большой каземат — была готова. А «американскую» по эскизу Лавинского начали закладывать в Петровском заводе. Её строительство будет идти быстрыми темпами. А пока декабристы справляли новоселье в новом каземате Читы. Каземат размером 23×13 метров разделялся на пять горниц и сени, где стояли часовые. В четырёх комнатах («Псков», «Новгород», «Москва» и «Вологда») размещалось от 15 до 20 человек. Построен он был дурно: окна с решётками были без колод, их приделали прямо к стенам. Зато в нём вместо нар стояли деревянные кровати — их заказали на свои деньги. В общей комнате стояли большой стол и скамейки. В пятой «дежурной» комнате постоянно находились два унтер-офицера, осуществлявшие надзор за узниками и следившие за исправностью несения солдатами внутреннего караула.

Так как в Чите не было рудников, то ссыльным пришлось заниматься земляными работами. Декабристы благоустраивали читинские улицы, чистили конюшни, засыпали песком овраг — Чертову могилу, строили собственную тюрьму. Зимой, в холодное время, в особом помещении мололи муку на ручных жерновах. Здесь было положено начало артельного хозяйства, общими были деньги, продукты. В часы отдыха занимались огородничеством.

В начале августа 1828 года в Чите произошло таинственное событие. Из Петербурга спешно прискакал фельдъегерь. Но никого не привез и не увёз. Шло время, в судьбе декабристов ничего не менялось. Лишь в конце сентября эта тайна была раскрыта при обстоятельствах, не совсем обычных. Генерал Лепарский вдруг появился в казарме в полной парадной форме с новой лентой через плечо. Он собрал всех в кружок и объявил, что император высочайше повелел снять с узников кандалы. Унтер-офицер тут же принёс ключи, отомкнул замки, и кандалы с грохотом полетели в угол. Впервые за полтора года в каземате наступила тишина. А то при движениях стоял вечный звон, словно от гигантских шпор. Теперь кандалы были сняты со всех.

По поводу неожиданного летнего приезда фельдъегеря выяснилось следующее. У Николая I умерла мать. Выходя после литургии из храма, он приказал снять кандалы с тех декабристов, которые достойно себя вели. Приказ был отдан 8 июля, а в начале августа фельдъегерь уже был в Чите. Повеление императора озадачило коменданта. Снять кандалы с некоторых означало обидеть остальных. Снять со всех — можно навлечь на себя гнев, лишиться места. Лепарский отписал в Петербург, что поведение у всех отменное, а потому он просит разрешения снять оковы со всех. Разрешение было получено.

С приездом жен декабристов оживилась жизнь всего острога-селения. Дома приняли благообразный вид. Как на праздник съезжался торговый люд. В открывшуюся почтовую контору тройки приходили в мыле, посылки потяжелели. В них были книги, много журналов, разные необходимые вещи. Однажды привезли даже рояль, а потом и фортепьяно. Все посылки, вся почта шла на имя жен декабристов. Все они жили на одной улице, которая у жителей получила название «Дамской», теперешняя «Аянская».

Число декабристов, заключенных в Читинском остроге, несколько изменялось: вначале их было 84, потом осталось 70 человек. Первым отсюда выехал на поселение В. С. Толстой (14 мая 1827 года). 8 Января 1828 года увезли в Петербург (в крепость) А. О. Корниловича. В апреле 1828 года вышли на поселение 11 человек, осужденных по седьмому разряду; наконец 30 августа 1829 года выехал на поселение Ю. К. Люблинский.

3 Петровский завод

Читинские узники в количестве 71 человека прибыли в Петровский завод 22 и 23 сентября 1830 года.

«Наконец, увидели мы, — описывает Петровскозаводскую тюрьму Розен, — огромное строение, на высоком каменном фундаменте, о трёх фасадах. Множество кирпичных труб, наружные стены — всё без окон, только в середине переднего фаса было несколько окон у выдавшейся пристройки, где была караульная гауптвахта и единственный вход. Когда мы вошли, то увидели окна внутренних стен, крыльца и высокий частокол, разделяющий всё внутреннее пространство на восемь отдельных дворов; каждый двор имел свои особенные ворота; в каждом отделении по 5−6 арестантов. Каждое крыльцо вело в светлый коридор, шириною в четыре аршина. В нём, на расстоянии двух сажен дверь от двери, были входы в отдельные кельи. Каждая келья имела семь аршин длины и шесть аршин ширины. Все они были почти тёмные оттого, что свет получали из коридора через окно, прорубленное над дверью и забитое железною решёткой. Было так темно в этих комнатах, что днём нельзя было читать, нельзя было рассмотреть стрелки карманных часов. Днём позволяли отворять двери в коридор и в тёплое время занимались в коридоре. Но продолжительно ли бывает тепло? — в сентябре начинаются морозы и продолжаются до июня, и поэтому приходилось сидеть впотьмах, или круглый день со свечою».

Дамы подняли такую тревогу по поводу недостаточной освещённости помещений, что царское правительство было вынуждено уступить, и, наконец, было разрешено прорубить окна на улицу в каждой камере.

Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земельные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу. Зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

Также декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями.

Хотя окна в камерах и прорубили, они были небольшими и чуть ли не под потолком. Так как для чтения в камерах было чересчур темно, то поневоле ссыльным приходилось заниматься чем-нибудь другим. Преимущественно в это время декабристы и занимались различными ремёслами, которые были ими изучены.

Праздная жизнь, которую волею-неволею должны были вести в тюрьме декабристы, не удовлетворяла их. Появилась декабристская школа. «Долгих и многих трудов стояло нам, — пишет М. Бестужев, — уговорить старого коменданта — позволить учить детей, и таким образом, делая пользу, занять себя, и употребляя благодетельно время нас тяготившее. Постоянное «не могу» было ответом. Наконец, дело уладилось: придумали законную лазейку, так чтобы и волки сыты, и овцы целы. Он согласился на обучение детей церковному пению. Вследствие этого распоряжения, Свистунов и Крюков (Николай), отличные музыканты и певцы, составили прекрасный хор певчих. А так как нельзя петь, не зная грамоты, то разрешено учить читать (только). Мы с братом взяли на себя обучение, и дело пошло так хорошо, что многие дети горных чиновников поступали первыми в высшие классы Горного института и других заведений».

В 1839-ом году кончился срок заключения декабристов в каземате Петровского завода. Очень многие из них, осужденные на меньшие сроки, оставляли Петровскзаводскую тюрьму значительно ранее.

Декабристы, выходящие из тюрьмы по окончании срока заключения, отправлялись на поселение в различные места Сибири и получали там возможность входить в более близкое соприкосновение с местным населением.

После подавления восстания декабристов, его основные организаторы и участники были сосланы в далекую Сибирь. Оказавшись на месте, дворяне-декабристы не стали проклинать царский режим и жаловаться на свою тяжелую судьбу, вместо этого они развернули в Сибири деловую активность и сколотили немалое состояние.

Сибирь – новая Америка

Сибирь стала для ссыльных новым полем деятельности с огромным количеством возможностей и перспектив. В совместной переписке они часто сравнивали эту территорию с Североамериканским континентом и считали, что при грамотном управлении она может повторить судьбу США. Так декабрист Иван Пущин писал директору лицея Царского села Энгельгарду: «Сибирь, могла бы отделиться от метрополии (России) и ни в чем не нуждаться – богата дарами царства природы».

Один из идеологов восстания Никита Муравьев считал, что Сибирь должна быть устроена по примеру Американских штатов, каждый из которых имеет определенную независимость. Единственной закрытой для декабристов сферой деловой деятельности оказалась добыча золота. Правительство не выдавало ссыльным свидетельства и не разрешало удаляться от места ссылки даже на несколько километров. Если бы ссыльные дворяне, имевшие при себе большие суммы денег, получили разрешение на участие в золотодобыче, дававшей огромную прибыль, то судьба Сибири могла бы сложиться по-иному.

В своих записках Николая Басаргин отметил: «Чем дальше мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышлёнее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Братья Муравьевы

Оказавшись в ссылке, братья Никита и Александр Муравьевы наладили деловые контакты с иркутским банкиром Медведниковым, и основным добытчиком золота Кузнецовым. Декабристы занимались кредитованием промышленников, торговлей продуктами местных промыслов, пчеловодством и огородничеством, которое особенно любили. С наступлением летних месяцев Никита и Александр все время проводили на очищенных своими руками полях, где занимались выращиванием овощей.

Переехав ближе к Иркутску, который в те времена был главным центром торговли между Россией и Китаем, Муравьевы стали под 8% годовых кредитовать иркутских дельцов и на полученные дивиденды развивать собственное дело. Коммерческий успех имела мельница Муравьевых, которая в отличие от сибирских, которые не работали зимой, функционировала в круглый год.

Еще одним делом Никиты и Александра стала ловля и обработка рыбы омуль, основного продукта питания местного населения. Доходность омуля составляла 35% годовых, до 40% прибыли давала торговля зерном.

Другие проекты декабристов

Тобольский дворянин Гавриил Батеньков еще до ссылки считал Сибирь заповедной землей, развиваться которой мешает взяточничество и произвол местных властей. В ссылке он занимался проектированием и возведением жилых и производственных зданий. Ему удалось получить землю, на которой Батеньков построил для себя дом по передовой технологии (деревянный каркас с соломенными матами между ними).

Владимира Раевского выслали в иркутское село Олонках, где дворянин быстро женился на местной крестьянке-бурятке Евдокии. Он научил жену писать и читать, а она родила ему 8 детей. Старший сын Раевского в будущем стал полковником казачьих войск.

Первым предприятием ссыльного декабриста стала перевозка вина от винокуренного завода до места его хранения и сбыта. На вырученные средства Раевский купил мельницу, дом в Иркутске, а на участке в селе Олонках выращивал нетипичные для Сибири дыни, арбузы, помидоры. Помимо этого он сеял хлеб, продавал и обрабатывал зерно, а также нанимал людей для работы на приисках. Декабрист Якубович кредитовал иркутских промышленников, а позже занял пост главного винокура на местной Александровской фабрике.

Декабристы аграрии

Несмотря на свое дворянское происхождения многие из ссыльных увлеклись сельским хозяйством. Путешественник и потомок шведских дворян Торсон, отбывающий ссылку в Бурятии, занимался обучением местных жителей грамоте и построил передовую по тем временам машину для молотьбы зерна. Декабрист Завалишин обучал сибиряков культуре земледелия и как удобрять почву. Дворянин с нуля развил большое хозяйство, в котором было 10 коров и 40 лошадей.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку, которая делала масло из конопляных семян. Муравьёв-Апостол в Вилюйске начал высаживать картошку, Шаховской занимался опытами по акклиматизации в сложных сибирских условиях овощных культур.

Особенно ссыльных поразило, что возле домов местных жителей не растут цветы и сады. Декабристы Муравьёв-Апостол, Лунин, братья Муравьёвы, Трубецкой и другие высаживали различные деревья, а сад Раевского сохранился и сегодня.

Декабристы в Сибири

Реферат по дисциплине «Отечественная история»

Введение

184 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие - книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного общества Г. Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей профессии, он “должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть исследователем)”.

Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”.

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми историографами декабристского движения. Но широкий размах научная разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.

Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа.

В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов, наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).

В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс населения.

В данной работе меня привлекла педагогическая, просветительская, хозяйственная и др. деятельность декабристов, являющихся основоположниками методики взаимного обучения в России.

Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:

1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством;

2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность;

4. Общественные кружки 30-40 х. годов в Сибири;

5. Борьба декабристов с административным произволом;

Для решения поставленных в работе задач мною использованы ряд документальных публикаций и научная литература по истории декабристского движения, также документы и литература о сибирском периоде жизни и деятельности декабристов.

Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

Бурные двадцатые и тридцатые годы XIX столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, - они несли особое значение в жизни сибирского общества.

Жившее, главным образом, своими местными интересами, отстаиванием прав, материального благополучия, временами - борьбой за лучшее будущее, оно в указанный период начинало втягиваться в круг интересов общероссийских, подчас мировых... Восстание на Сенатской площади; на юге России, восстание Польши, ссылка и пребывание декабристов в Сибири среди крестьянских поселении и одновременная переброска в Сибирь больших партий поляков-повстанцев, - дали богатый материал, над которым не могло не задуматься как городское, так и сельское население далекой окраины.

По всей Сибири от Березова, Кондинска до вод Охотского моря, с одной стороны, от пограничных крепостей с Китаем и Монголией до Якутска и Нижне-Колымска - с другой, были разбросаны места поселения декабристов. В каторгу и ссылку были отправлены не только представители дворянских фамилий, причастных к восстанию 14-28-го декабря, во многих селах и деревнях были водворены и солдаты-декабристы, плоть от плоти народной.

Интерес, проявленный к декабристам со стороны крестьян Сибири, не был временным, вызванным лихорадочной и таинственной их переброской в Сибирь. Он поддерживался бессознательно самим правительством, а также многолетним житьем-бытьем крестьян с изгнанниками земли родной.

Только устроятся некоторые из декабристов в назначенном месте ссылки, как вдруг для строгого присмотра за ними прикомандировывается казак, или приезжает курьер и таинственно увозит то Чернышева из Якутска, то Толстого из Тунки, то Кривцова из Туруханска. Или в пасхальную ночь нагрянут в Урик жандармы и увезут Лунина "на пулю в Нерчинск", или вдоль всего тракта по Лене чиновники особых поручений, либо жандармские офицеры, производят нелепые и повальные опросы, выспрашивая, не принимают ли декабристы каких-либо мер к восстанию, не агитируют ли среди населения и т. п.

Подобные факты, нарушая однообразные, серые будни хозяйственной возни селян, производили определенный эффект, заставляли крестьянина создавать предположения, отыскивать причины столь странных действий власти. Крестьянину было ясно, что сосланных декабристов, видимо, боятся, как людей опасных для государственного порядка. Все это заставляло селян внимательней присматриваться к жизни декабристов, интересоваться ими, говорить о них.

Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их товарищи, как непосредственная работа среди населения, как общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного пребывания в казематах.

Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития, декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять производительные силы края, от которых зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом отношении: страной, как Соединенные Штаты Америки.

В казематский же период жизни декабристами были организованы первые опытные участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось, несмотря на короткое лето, выращивать всевозможные овощи: цветную капусту, спаржу, дыни, арбузы, артишоки и т.д., которые не были в употреблении среди местного населения или имели очень ограниченное распространение. Причем в эту деятельность активно включились жены декабристов. Анненкова вспоминала: "Между тем, когда мы туда приехали, никто из жителей не думал пользоваться всеми этими дарами природы, никто не сеял, не садил и не имел даже малейшего понятия о каких то бы ни было овощах. Это заставило меня заняться огородом, который я развела около своего домика. Потом и другие занялись огородами".

По выходе на поселение деятельность декабристов приобретает более многосторонний характер. Те из них, которые еще в каземате предметом своей будущей деятельности избрали сельское хозяйство, с выходом на поселение приступили к организации образцовых хозяйств, устройству всевозможных опытов с тем "...чтобы раскрыть, - вспоминал Завалишин, - что край в состоянии производить, если приложить к нему рациональную систему исследований и действий".

В 1836 году из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и водворена на поселение, главным, образом, в деревнях Восточной Сибири.

Сосланные декабристы обязаны были в местах поселения "снискивать пропитание собственным трудом". Когда убедились, что рекомендуемое властью средство, без права выезда (без особого разрешения) даже за поскотину, хлеба дать не могло, декабристы, как Веденяпин из Киренска, Абрамов и Лисовский из Туруханска, Бестужевы из Селенгинска и др. в письмах к краевой власти и к самому Николаю развивают мысль, что без земельного надела мудрено вести "крестьянский образ жизни"). Правительство, засыпанное письмами декабристов и донесениями краевой власти о тяжелом положении лишенных земли поселенцев, предоставило декабристам 15-ти десятинный надел. Крестьянские общества, в силу указа 1835 года, должны были "из лучших земельных дач" отвести сенокосную и пахотную землю водворенным среди них декабристам.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, как, например, Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив и акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

В лице декабристов, живущих в селах и деревнях Сибири, крестьяне увидели, прежде всего, людей, которые вместе с народом-пахарем поднимали новь в суровом краю, делили с новоселом его редкие радости, и зачастую мыкали с ним горе неудач и разочарований, щедро преподносившихся ему капризной природой.

Спиридов под Красноярском в селе Дрокино, например, обработал несколько десятин дикой, "запущенной, можно сказать брошенной земли, такой земли, что иные крестьяне, - пишет он генерал-губернатору, - дивились моей смелости, другие утверждали, что мой труд, старания, издержки, хлопоты будут напрасны, что такая земля без особой разработки не может ничего произвести, что посеянные семена или не взойдут, или при всходах будут задавлены сорными травами. Но вопреки всем этим заключениям, все посеянное взошло, выспело и в свое время собрано".

М. Кюхельбекер, живя в Баргузине, употреблял все присылаемые ему от родных деньги на устройство хозяйства и хлебопашества.

Как хозяйственники, декабристы не только поднимали новь, улучшали земледельческую культуру, вводя, как братья Беляевы в Минусинске, посев гречи и гималайского ячменя, не только способствовали поднятию крестьянского хозяйства и усилению продуктивности крестьянского труда, но давали в этом направлении прекрасные мысли и местной власти, как, Волконский в 1840 году просил разрешить ему расчистку пустолежащих 55 десятин под пашню и пользоваться ею в течение 40 лет. Мысль, конечно, не нова. Крестьянам и инородцам всей Восточной Сибири было дозволено расчищать и удобрять из "под лесов и болот остающиеся без употребления земли для пашни и сенокосов, с правою 40-летнего владения такими участками".

Декабристы, поселенные в деревнях и селах Восточной Сибири, идя рука об руку с крестьянином, обсуждая с ним меры улучшения производительности труда, свое благополучие, прежде всего, строили на земледелии, главным образом некоторые из них им и жили. "Я полюбил хлебопашество и землю", писал Оболенский. С большим рвением отдавался агрономии Волконский.

Были, конечно, и исключения. В каком ни будь Туруханске, где земледелием не проживешь, декабристы, как Абрамов, Лисовский, - занимались, глазным образом, торговлей.

Вот почему декабристы, как общинники-земледельцы, глубоко остались в памяти крестьян. Население Восточной Сибири отлично помнит не только их усадьбы в деревнях, но и наделы. В Смоленщине крестьяне указывали два надела, принадлежавшие Бечасному. Один из наделов носит название "Жилище", там, говорили крестьяне, стоял небольшой домик, "жилье", другой "Секлетовский". Бечасный, как государственный преступник, по терминологии крестьян назывался "секретным", отсюда и участок "секлетовский"; в Баргузине указывают Карлово поле,где работал Михаил Карлович Кюхельбекер. В Братском Остроге - Муханову падь (Муханиха), вУсть-Куде - Олхонский хвост (Волконский) и т. п.

Капризная природа Сибири очень часто зло шутила над хозяйственными затеями земледельца, разбивая все его расчеты. Не мало горя и разочарований принесла она декабристам. Их письма к друзьям и родным полны подробностей их хозяйственной жизни, надежд и огорчений, связанных с земледелием. Декабристы принесли с собою в страну изгнания искреннее желание быть полезными приютившему их краю, принявшей их среде.

"Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили". Это прекрасно сформулированное Луниным назначение декабристов за редким исключением, усвоили почти все декабристы. Желанием "служить словом и примером" руководит деятельностью Бестужевых, Торсона, Спиридова, Муравьева-Апостола, Андреева, Беляевых, Завалишина и др.

Торсон оборудовал в Селенгинске небольшую, мастерскую для приготовления земледельческих орудий. Он убедил крестьян в преимуществе машины. "По просьбе земледельцев я решился устроить молотильную машину. По недостатку в мастеровых, работа подвигалась до конца октября, машина была поставлена на берегу реки для удобнейшего подвоза хлеба. После нескольких проб, когда жители увидели в полной мере ее пользу, начали молотить хлеб, то люди, незнакомые в обращении с машинами, не замедлили ее сломать".

Занимаясь изучением Забайкальского края в каземате, Д.И. Завалишин накопил огромные знания о его природных богатствах и возможностях социально-экономического развития. По выходе на поселение Завалишин ставил целью своей общественной деятельности "...способствовать усовершенствованию людей просвещением ума, возвышением нравственности, усилением энергии в деятельности на пользу общую").

Получив положенные ссыльнопоселенцу 15 десятин земли Дмитрий Иринархович создал образцовое хозяйство, на опыте которого стремился выяснить, "что истекает из неизменных условий местности, и что есть следствием только незнаний или рутины, следовательно, может подлежать изменению". На практике он убеждался: несмотря на плодородие земель, их необходимо удобрять; для борьбы с сорняками практиковать двоение пашни; наилучшая система земледелия - многопольная и плодопеременная; для повышения качества сена следует косить траву не после Прокофьева дня (8 июля), как это делалось, а после Петрова дня (29 июня), когда трава сочная и не успела еще покрыться ржавчиной. Одновременно с совершенствованием хлебопашества он практиковал выведение породы молочных коров. Учет климатических условий, рациональные методы ведения хозяйства, агротехнические нововведения, тяжелый крестьянский труд лишь некоторое время позволили Завалишину обеспечить семью необходимыми средствами. В его хозяйстве находилось 5 пар рабочих волов, 7 дойных коров, 12 рабочих и 40 нерабочих лошадей. Но гордостью Завалишина было огородничество и садоводство.

Своими удачными опытами в агрономии и огородничестве Дмитрий Иринархович делился с местным населением, вовлекая его тем самым в работу по подъему не только личных хозяйств, но и производительных сил края. В первый же год поселения он выписал большое количество семян и раздал для опыта крестьянам.

Устраивая образцовое хозяйство, Завалишин сознательно стремился к тому, чтобы оно не только обеспечивало его безбедное существование на поселении, но, главным образом, было бы полезно "общему делу". В процессе сельскохозяйственной практики, распространения грамотности, оказания медицинской помощи шло сближение декабриста с населением края.

Придавая большое значение торговли в подъеме производительных сил края, он считал, что для ее развития с Китаем по Амуру и на Дальнем Востоке необходимо совершенствовать сельское хозяйство, скотоводство, пушные промыслы и удешевлять товары собственного производства.

В другом конце Восточной Сибири (под Красноярском), в деле улучшения и усовершенствования орудий труда на помощь крестьянам приходит Спиридов. Он не только усовершенствует земледельческие орудия, принятые в Енисейской губернии, но приготовляет новые, "здесь неупотребительные, но необходимые для разрыхления и углаживания пашен".

Андреев, поселенный в далекой Олекме, со всем рвением отдается служению крестьянскому люду. Он первый строит мукомольную мельницу и в поисках за жерновыми камнями, бродит по берегам Лены. Энергичный, предприимчивый Бечасный, первый устроил в Смоленщине (в 8-ми верстах от Иркутска) маслобойку. "Коноплю до него лет 300 (?) начали садить, только из семян масло жать он научил", так говорили местные жители помнившие Бечасного. Под семя и деньги давал кому нужно. Все свозили к нему конопляное семя. Бывало и так, неурожай или что, семян кто не привезет, он не утеснял").

Еще в Чите и Петровском заводе декабристы, ведя артельное хозяйство, большое внимание уделяли, разведению овощей. Среди них были прекрасные огородники. Знание и опыт нескольких лет они принесли в села и деревни Восточной Сибири и поделились ими с крестьянами.

Декабристы выписывали огородные семена через своих родных и друзей из-за Урала, привезли их и из Петровского завода; "собранные с тюремных кустов" семена дали прекрасные овощи. Урик, Усть-Куда, Хомутово, Разводные, Олонки с прибытием туда декабристов покрылись прекрасными огородами. "До приезда декабристов больших огородов в помине не было", говорят крестьяне Усть-Куды. Декабристы познакомили крестьян и с парниками, столь распространенными ныне во многих подгородных деревнях Сибири.

Добрый пример подавал населению северной части Восточной Сибири М.И. Муравьев-Апостол. Живя в Вилюйске, он принимается за огородничество и садит картофель. Опыт его увенчался блестящим успехом. Иначе у него обстояло дело с посевом проса; быстрый рост его порадовал предприимчивого хозяина, но наступившие нежданно заморозки зло подшутили над его затеей: всходы погибли.

Прожив немногим меньше года в Туруханской ссылке - с 8 сентября 1826 года по 12 августа 1827 года Ф.П. Шаховской, несмотря на тяжелые условия ссыльной жизни, стремился принести посильную пользу приютившему его краю, посвятить себя служению общественному делу. Его энергичная натура требовала активных действий, поэтому вскоре по прибытии на место заключения он включился в жизнь туруханской деревни. Своими ценными агрономическими опытами по акклиматизации овощных культур он способствовал развитию сельского хозяйства края. Эта работа сблизила декабриста с простым народом, у которого он пользовался заслуженным уважением. Исправляющий должность отдельного Туруханского заседателя сотник Сапожников в одном из рапортов начальству сообщал: "Имею честь донести, что Шаховской от жителей, как туруханских равно и живущих от Туруханска вверх по Енисею, приобрел особенное расположение обещанием улучшить состояние их через разведение картофеля и прочих огородных овощей (чего прежде в Туруханске не было), предвозвещая им дешевизну хлеба и прочих вещей, в крестьянском быту необходимых".

В лице ссыльного декабриста туруханские жители встретили гуманного и отзывчивого человека, принимавшего близко к сердцу радости и горести окружавших его людей. Из 400 руб., присланных ему княгиней Шаховской, он заплатил недоимку за пострадавших от неурожая крестьян в размере 370 руб. Этот поступок вызвал недовольство местной администрации.М. Богданова, анализируя "Записки" Ф.П. Шаховского, сделала вывод, что автор видел в коренном населении Сибири "не диких инородцев, а таких же людей, как европейцы, с той лишь разницей, что им в те времена еще не хватало общекультурного развития и свободного национального самоопределения", и что "способность того или иного народа подняться к вершинам общечеловеческой культуры зависит не от биологических особенностей, а от условий его исторического развития".

Одновременно с совершенствованием хлебопашества декабристы (Завалишин, Бестужевы, Нарышкин и др.) занимались выведением, более продуктивной породы молочных ковров, лошадей и тонкорунных овец. Опыты по разведению мериносов производились составившейся компанией в селе Бурети (Бодайской волости, Иркутского округа) и в Минусинске. Так как и в том и в другом месте не было человека, который был бы хорошо знаком с овцеводством, то председательствующий в Совете Главного Управления Восточной Сибири, просил генерал-губернатора Лавинского перевести М. Кюхельбекера из Баргузина в Буреть и разрешить как ему, так и Беляеву поступить на службу в компанию по разведению мериносов в Восточной Сибири. Лавинский посмотрел на дело с иной точки зрения. Он не нашел удобным допускать государственных преступников к "подобным занятиям, могущим открыть для них связи с многими лицами" и вдали от полицейского надзора, быть может, влиять на крестьян, заинтересовавшихся новым делом.

Декабристы шли дальше и втягивали крестьян в занятие новыми для них промыслами. Крестьяне отлично учитывали значение в их хозяйстве новых подсобных промыслов и видя в лице декабристов людей широкой инициативы, пытались работать с ними сообща. Попытки же декабристов ввести среди крестьянства новые промыслы, зачастую разбивались о сопротивление властей.

Но, несмотря на введение правительством все новых и новых стеснений и ограничений, декабристы не прекращали своей деятельности и влияние их на сибирское общество и дела края с каждым годом увеличивалось и росло прямо пропорционально мероприятиям Николая. Его план - изолировать "государственных преступников" от трудящихся масс и замуровать их в сибирских пустынях - никогда не мог полной мере осуществиться.

Декабристы старались развить в крестьянах интерес к общественности. М.И. Муравьев-Апостол, видя, что прилегающее к селу (Вилюйску) кладбище не огорожено, что в нем бродят не только домашние животные, но и дикие звери, скрывающиеся в соседней тайге, предложил крестьянам общими силами построить прочную бревенчатую ограду.

Интересы безопасности села в пожарном отношении ставились декабристами на первом плане. В.М. Разводной и М.К. Юшневская на свои средства построили пожарную вышку, где хранились все необходимые для тушения пожара инструменты. Веревка от колокола, что висел на вышке, была проведена к дому Юшневских.

Сибирская деревня поражала декабристов полным отсутствием в ней растительности. В этом сказалась вековая борьба крестьянина-землепроходца с тайгою. Ставя починок, село, он вырубал лес в округе и не оставлял деревца у своего дома. Декабристы; поселившись в деревне, построив дома, в первую очередь убеждали крестьян в пользе разведения садов. Прекрасные сады разводят в Урике Лунин. Муравьевы, в Омске - Трубецкой; в Олонках до сих пор сохранился сад, посаженный Раевским, Старики помнят еще, как декабристы "намывали женщин дорожки подметать в этих садах", помнят, что "дорожки желтым песком были усыпаны". Живя среди крестьян, декабристы не подчеркивали своего культурного превосходства над ними. Большинство из них, живя в селах и деревнях Сибири, по костюму не отличались от крестьян. Эрман, отправляясь, с научною целью на Лену, встретив в Иркутске Раевского В.Ф., упоминает в своей работе о его крестьянской одежде, Муханов, - тот даже подал заявление начальству о разрешении ему перейти в разряд государственных крестьян.

При таком настроении декабристы не пренебрегали стародавними обычаями, господствовавшими в той или иной деревне, и, принимая живейшее участие в жизни крестьян, внимательно изучали крестьянский быт, нравы и обычаи. Свадьба Фаленберга, например, состоялась при полном соблюдении местных обычаев.

Крестьянство увидело в лице декабристов не только изобретателей, давших ему молотилку, усовершенствованный плуг, не только носителей знания и опыта, которыми они бескорыстно делились с земледельцем, но и людей, ценивших в крестьянине прежде всего человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться.

В последнем случае нельзя не отметить женитьбу на крестьянках, инородках, казачках. Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий и другие - соединяют свою судьбу с девушками-крестьянками. Женитьбу декабристов на крестьянках нельзя считать результатом неизбежной необходимости, в лице жены-крестьянки иметь лишь "экономку", на плечи которой можно было взвалить ведение хозяйства. Правда, обзаведясь домами, увеличив распашку, декабристы нуждались в женском труде, в надежных помощницах-друзьях, но выбор последний диктовался не столько необходимостью и хозяйственными соображениями, сколько влечением сердца.

Большою ошибкой было бы, конечно, рисовать взаимоотношения крестьян Сибири и живших среди них декабристов в тонах мирной сельской идиллии, ошибочно было бы и утверждение, что в течение тридцатилетнего пребывания декабристов в деревенской глуши они имели столкновения лишь с представителями сельской старшины, притеснявшей крестьян, да с кулаками-мироедами. Были у декабристов столкновения и с рядовым крестьянством. Мы имеем документально установленные факты столкновения. Напр., Фролова с крестьянами Сороковскими. Столкновение, закончившееся побоями, было предметом судебного разбирательства. От побоев и отравления умер в селе Кабанске М.Н. Глебов. Виновниками его смерти оказались унтер-офицер этапной команды И. Жуков и крестьянская дочь Наталия Юрьева. Насильственною смертью погибли, в верховьях Лены, в Манзурке - Андреев и Репин, сгоревшие в доме крестьянина, у которого они остановились на ночлег.

Декабристов в Сибирской глуши считали помещиками, богатеями, "деньги у них были пачками", говорят крестьяне. Быть может, жажда легкой наживы побудила крестьян, у которых остановились на ночлег Андреев и Репин, ограбив их, докончить с ними и поджечь дом, чтобы замести следы преступления.

К. Брюллов "Сон декабриста Волконского"

«Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», — писал декабрист М. Лунин.

Сразу же после казни пяти декабристов остальных начали увозить из Петропавловской крепости и переводить в другие казематы: Шлиссельбурга, Свеаборга, Кексгольма, Выборга и др. И сразу же, в июле, отправили на каторгу первые две партии декабристов (8 человек), среди них С. Трубецкой, С. Волконский, Е. Оболенский, А. и П. Борисовы, А. Якубович Все они были очень молоды, одному только С. Волконскому было 38 лет, а остальные были моложе. До Иркутска они добирались 37 дней, весь путь закованными в ножные кандалы. А затем их отправили в самые отдаленные и глухие места Сибири: Якутск, Туруханск, Олекминск, Витим, Верхоянск, Верхнеколымск и другие поселения.

Сибирь

А.Скино "Портрет А. Одоевского"

В те времена Сибирь представляла собой суровую окраину России. «Дно мешка, конец света» — так характеризовал Сибирь государственный канцлер Нессельроде.

Несмотря на это, декабристы разбудили и в этом глухом краю лучшие умы и интеллектуальную силу живущих там людей, оставив долгую и добрую о себе память, которую чтут в этих местах до сегодняшнего дня. Они вели просветительскую работу среди населения. О деятельности декабристов в ссылке написано очень много – около 120 тыс. научных и научно-популярных работ, поэтому понятно, что в одной статье невозможно охватить все стороны их жизни и деятельности, имена и места пребывания. В нашей статье возможно лишь контурно обозначить главные направления их деятельности в сибирской ссылке.

Места поселения ссыльных декабристов были разбросаны по всей Восточной Сибири: от Березова – до Охотского моря, от границы с Китаем и Монголией – до Якутска и Нижнеколымска. Причем места эти постоянно меняли: перебрасывали осужденных из одного места в другое. Следует учитывать также, что на каторгу были отправлены не только представители дворянского сословия и высших военных чинов, но и простые солдаты, принимавшие участие в мятеже. Кроме того, в это время в Сибири жили сосланные за участие в восстании в Польше большие группы поляков-повстанцев. Учитывая все эти обстоятельства, легко предположить, что декабристы продолжили дело борьбы с крепостничеством и самодержавием, но только в другой форме – в форме просветительской. Они видели, что сибирский край богат и перспективен, если развивать его грамотно. Начали они с малого: с собственных небольших огородов, выращивая там такие диковинные для Сибири овощи, как цветная капуста, дыня, артишоки и даже арбузы. Начало было положено в казематский период, а когда им разрешили выйти на поселение, то их просветительская деятельность намного расширилась.

Сельское хозяйство

Они приступили к организации образцовых хозяйств и вот тут оказалось, что «снискивать пропитание собственным трудом», как им было предписано, невозможно без земли. Они (Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы и др.) забросали письмами с просьбами о выделе им земли краевые власти и даже императора Николая I. Правительство вынуждено было предоставить декабристам 15-десятинный надел. А некоторые из них, как С. Трубецкой, тут же передали свои наделы крестьянам. Занимались земледелием декабристы Д. Завалишин, Спиридов под Красноярском, М. Кюхельбекер в Баргузине, братья Беляевы в Минусинске, С. Волконский, Торсон в Селенгинске. Они показывали местному населению пример грамотного земледелия, культуру и продуктивность сельского труда. И вся их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними все тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить других. Поэтому люди их уважали, до сих пор сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.

Н.П. Репин "Декабристы на мельнице в Чите"

Например, декабрист Торсон построил молотильную машину, а Д. Завалишин создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, он выводил породы молочных коров. У него было большое хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей… Он выписывал семена и раздавал их крестьянам. Он способствовал общей грамотности населения.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было здесь и огородов, а декабристы не только стали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и познакомили местных крестьян с парниками.

М. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель, Ф. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур, помогал материально крестьянам, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая.

М. Муравьев-Апостол был удивлен тем, что местное кладбище не было огорожено и по нему ходили домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды. Декабристов также удивлял тот факт, что возле домой не было ни деревьев, ни цветов, многие из них (Лунин, Муравьевы в Урике, Трубецкой в Омске, Раевский в Олонках) посадили у домов сады. Сад Раевского сохранился до сих пор.

Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а некоторые из них женились на девушках-крестьянках (Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий).

Научная деятельность

М. Гордижиани "Портрет Волконского в старости"

Николай I, отправляя участников восстания в ссылку, надеялся также и на их духовную смерть, т.к. не предполагал, что они смогут там заниматься наукой и развивать свои знания. Но случилось по-другому. Еще на каторге они составляли планы научных занятий, например, математикой серьезно занимались А. Барятинский и Д. Якушкин. Братья Борисовы вместе с Волконским составляли гербарий забайкальской флоры и коллекцию насекомых. Князь Ф. Шаховской начал работу «Записки о Туруханском крае» (завершить не удалось), в которой он исследовал местную флору и фауну, проводил фенологические наблюдения. Метеорологией занимался и вышедший на поселение в Красноярск в 1836 г. декабрист М. Митьков, он проводил свои наблюдения по просьбе академика Купфера. А А. Якубович проводил наблюдения по просьбе академика Миддердорфа. Академик на основе этих наблюдений пришел к выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части России. И. Якушкин в Ялуторовске писал философский трактат «Что такое жизнь?»

Медицина

Эта наука играла особую роль в сибирской ссылке. Многие декабристы занимались медициной под руководством их товарища врача Ф. Вольфа. Под его руководством они получили и практические навыки. О деятельности Вольфа известно больше, но и другие декабристы занимались лечением и приемом больных: П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Басаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт. В то время в сельской местности почти не было врачей, к заболевшему человеку простого звания из города доктор и не ехал, а тем более к государственному преступнику, каковыми и являлись декабристы. По данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, ко времени расселения декабристов, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Декабристы Вольф и Бобрищев-Пушкин в Тобольске принимали бесплатно бедняков из города и пригорода, за что пользовались огромной популярностью у населения.

И. Фохт, И. Повало-Швейковский занимались медицинской практикой в Кургане, Е.П. Нарышкина давала консультации и снабжала лекарствами простых людей, А. Ентальцев лечил в Ялуторовске. А М.Муравье-Апостол даже пытался облегчить положение больных проказой, которые жили в колонии в Вилюйске.

Педагогика

Неизвестный художник-декабрист "Вид Тобольска"

Во XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии: Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 г. — 40 и Томская в 1838 г.- 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение для этого края. Они открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других. Использовали лучшие наработки русской и мировой педагогики. В учебные программы декабристы вводили творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений.

Выйдя на поселение, педагогикой занялись Бестужевы, Горбачевский, Д. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, В.Ф. Раевский. В основном это были те, кто остался верен своим идеалам. Те же, кто был настроен умеренно, занимались в основном хозяйственной деятельностью: Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие, Завалишин к тому же соединял общеобразовательное обучение с производственным. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, М.И. Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других при материальной поддержке местного купца Медведева И. Якушкин в 1842 г. открыл первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири. Кроме общеобразовательных предметов там преподавалась механика, а также изучение края: часто устраивались экскурсии в поле под руководством самого Якушкина. Цель Якушкина в педагогике заключалась в том, чтобы помочь детям «осмыслить себя». За время деятельности И. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, некоторые из них были определены в средние учебные заведения — Тобольскую и Иркутскую гимназии и часто содержались на средства декабристов.

До Якушкина были попытки организовать школы в Тобольске, но Якушкину только к 40-м годам удалось сломать сопротивление местной администрации.

Следует учитывать в этой связи, что все материальные расходы по организации школ происходили за счет благотворительности, в том числе и самих декабристов, особенно А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина.

Декабристы были основоположниками женского образования в Сибири.

В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири — школа декабриста Раевского, применявшего в ней ланкастерскую систему.

Просвещением занимались и сосланные в Енисейскую губернию декабристы. В 1826 г. первым на поселение прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей.

В 1839 г. на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей.

Н.П. Репин "Портрет А. Якубовича"

В селе Назимовском обучением детей занимался А. Якубович.

Новая сибирская интеллигенция

А. Созонович "Дом И. Пущина в Ялуторовске"

Из среды декабристов, их друзей, а впоследствии и их детей образовалась сибирская интеллигенция. Так, одна из дочерей М. Кюхельбекера занималась педагогической деятельностью в Екатеринбурге. Михаил Волконский, сын декабриста Волконского, с 1872 г. был товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджио и др. – родоначальники музыкальных династий. В общем, правильно говорится, что талантливые люди талантливы во всем.

Декабрист П. Борисов "Букет сибирских цветов"

Но как же было им трудно! Жестокость следствия, тюрьмы, ссылки вызвали у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство. Только в 1831 г. его перевели в Красноярск, поместили в больницу в больницу, а в 1833 г. в Красноярск после окончания срока каторжных работ приехал его брат П. С. Бобрищев-Пушкин. Он снял квартиру в городе и взял брата.

В 1828 г. в Минусинск из Верхоянска перевели С.Г. Краснокутского. Он был обер-прокурором Сената, в тайное общество вступил из убеждения в необходимости ограничения монархии и уничтожения крепостного права. В ссылке его парализовало, но он не утратил интереса к жизни. Отличный знаток государственного права, он оказывал помощь людям разных сословий в правовых вопросах.

В Красноярске вокруг М.А. Фонвизина и последовавшей за ним его жены Н.Д. Фонвизиной сложился круг людей, близких им по убеждениям. Там же, в Красноярске, дом декабриста Давыдова также стал центром культурной жизни.

П. Соколов "Декабрист М. Лунин"

Пожалуй, нет ни одной стороны жизни, где бы не проявили себя декабристы, где бы не оставили они свой добрый след. Они не только не погибли в Сибири, но и украсили ее своим пребыванием, оставив о себе долгую и добрую память.

, .

декабрист муравьев восстание

О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала. Особенно богаты подробностями об этом периоде жизни декабристов их мемуары.

Отправка в Сибирь началась в июле 1826г.; «преступники» препровождались туда большей частью в повозках, скованными, в сопровождении фельдъегерей. Каторжные работы отбывались сначала главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда ко многим декабристам приехали их жёны. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей-декабристов свободную и обеспеченную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Памятником преклонения перед ними является поэма Некрасова «Русские женщины». Особо надо отметить Александру Григорьевну Муравьёву (жену Никиты Муравьёва), взявшую на себя передачу декабристам революционного стихотворения Пушкина - послания декабристам в Сибирь.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье, -

писал Пушкин декабристам: он верил в правоту их дела. Смелая женщина, несмотря на большой риск, передала эти стихи декабристам. От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Александр Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он писал:

Но будь покоен, бард! Цепями

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы,

Как встарь, смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт;

Из искры возгорится пламя

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Большое впечатление на декабристов произвело гостеприимство сибиряков, сочувствие и теплота, которыми встретило их сибирское население. Француженка Полина Гебль с удивлением и восторгом писала в своём дневнике о том, что на долгом пути по Сибири она как невеста декабриста встречала повсюду исключительную отзывчивость, теплоту, гостеприимство и бескорыстие сибиряков- русских и бурят.(8)

К осени 1827г. всю каторжную «колонию» декабристов перевели в Читу. Но боязнь побега заставила правительство подумать о специальной тюрьме, где декабристы были бы изолированы и не могли бы найти сообщников для пугавшего правительство побега.

Однако, в связи с этим необходимо сказать о таком событии, как заговор в Зерентуйском руднике. Он был организован в 1828г. членом Общества соединённых славян И.Сухиновым, сыгравшим значительную роль в восстании Черниговского полка.

После восстания Сухинов бежал, долгое время скрывался, был арестован и сослан на каторгу. Вместе со своими товарищами Мозалевским и Соловьёвым он отбывал каторгу отдельно от других декабристов - в Зерентуйском руднике. На каторгу Сухинов принёс самую жгучую ненависть к правительству: «Вредить правительству чем бы то ни было, - вспоминают о нём его близкие товарищи, - сделалось для него потребностью; освободить себя и всех было его любимой мыслью. Он жил только для того, чтобы до последней своей минуты быть вредным правительству. Любовь к Отечеству, составляя всегда отличительную часть его характера, не погасла, но, по словам самого Сухинова, она как бы превратилась в ненависть к торжествующему правительству». Сухинов составил план обширного заговора, имевшего целью освободить декабристов и всех остальных каторжан Нерчинского округа. Но он не искал среди самих декабристов союзников и помощников в выполнении своего замысла. Не надеясь на их поддержку, он стал вербовать сторонников из среды других каторжан, вероятно, в большинстве случаев крестьянского происхождения.

План заговора, по материалам следствия, был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание - сначала в Зерентуйском руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Товарищ Сухинова Соловьёв рассказывал, что заговорщики, готовясь к выступлению, в лесу тайком «лили пули, делали патроны, которых более 1000 было сделано»(4). Было решено в начале действий прежде всего напасть на цейхгауз, захватить солдатские ружья с патронами, затем идти в казармы, где проживают рабочие», поднять их, разбить тюрьму, освободить «колодников», а тюремных чиновников самих посадить в тюрьму и зажечь». Далее восстание должно было перекинуться на Нерчинские рудники.

Там также первым делом необходимо было захватить оружие - не только ружья, но и пушки; таков был план. Восставшие должны были дальше «проходить по заводам и рудникам, забирать в партию людей, с коими пройти свободно до читинского острога и, буде возможно, освободить из оного всех содержащихся там государственных преступников, с коими соединяясь, сделать тогда особое распоряжение…» Восстание было назначено на 25 мая 1828г. в 10 часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.

Но нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков: он выдал рудничному начальству заговорщиков и их планы. Предательство было открыто. Казаков был убит заговорщиками, но было уже поздно.

Участники заговора были арестованы и предстали перед судом. Генерал Лепарский получил полномочия действовать по законам военного времени. На следствии Сухинов «ни в чём признания не учинил» и держался исключительно стойко. По приговору он должен был подвергнуться наказанию плетьми и клеймению лица раскалённым железом. Товарищи тайно оповестили его о приговоре. Сухинов в тюрьме дважды пытался отравиться, но оба раза насильственная помощь отдаляла смерть. Накануне казни, 1 декабря 1828г. Сухинов повесился на ремнях, поддерживавших его цепи. Он прикрепил ремни к печной заслонке и задушил себя в лежачем положении. Так погиб последний декабрист, носивший замысел вооружённого восстания и до конца своей жизни горевший желанием осуществить его.

Заговор в Зерентуйском руднике заставил правительство поторопиться с тюремным строительством. Местом для новой тюрьмы был выбран Петровский каторжный завод близ Иркутска, куда декабристы были переведены из Читы осенью 1830г. Они должны были содержаться там, в камерах без окон под бдительным надзором не отходящих от них часовых.

Длительный переход на Петровский завод декабристы прошли пешком. На пути к ним пришла весть о революции 1830г. во Франции. Они встретили это известие с восторгом.

Условия каторги были, конечно, очень тяжелы. Среди декабристов были случаи психических заболеваний.

Очень тяжелым оказалось и положение ссыльнопоселенцев: каторга в Сибири, вопреки предположениям правительства, оказалась, чуть ли не более «лёгким», чем поселение. Незнакомые с условиями сибирской жизни правительственные чиновники в Петербурге руководствовались при размещении ссыльнопоселенцев лишь географической картой. Между тем часто какой-нибудь заштатный «город», назначенный для поселения, фактически как город и а природе-то не существовал, а оказывался крохотным поселком из двух-трёх юрт. Попавшие туда декабристы страдали от невозможно тяжёлых условий жизни, голода, отсутствия медицинской помощи, невозможности найти работу.

В особенно трудном положении оказались те декабристы, которым родственники по бедности ничего е могли присылать или не могли хлопотать при дворе об улучшении их участи. Большинство этой группы составляли члены Общества соединенных славян. Им помогали более обеспеченные товарищи по заключению, получавшие поддержку от семей. Вообще «славяне» держались на каторге несколько обособленно. Это подметил в своих «Записках» И.Якушкин. по его словам, славяне составляли особый кружок - «наиболее замечательный»; «…приглядевшись к ним поближе, можно было убедиться, что для каждого из них сказать и сделать было одно и то же и что в решительную минуту ни один из них не попятился бы назад».

Декабрист Михаил Сергеевич Лунин и в Сибири повёл с царизмом борьбу не на жизнь, а на смерть.

Под видом писем к своей сестре (в замужестве Уваровой) он развернул невероятно смелую противоправительственную пропаганду. В письмах он клеймил самодержавие, разоблачал его преступления, бездарность высших чиновников, давал оценку правовых институтов самодержавия. Он пытался убедить соотечественников в том, что существующий строй устарел, тормозит развитие страны, и требовал коренных преобразований. Он считал, что на каторге борьба с правительством не кончается, и смело продолжал её один на один. Письма Лунина к сестре переписывались и распространялись по России в копиях. Лунин дал разоблачающую критику на «Донесение Следственной комиссии» - отчёт следствия по делу декабристов. Рукопись сочинения Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» попало в 1841г. в руки III отделения; у Лунина был сделан внезапный обыск, он был арестован и заключён в страшную Акатуевскую тюрьму при Нерчинских горных заводах. Можно сказать, что смертная казнь Лунина была предрешена царизмом: в Акатуе были созданы такие условия, которые не мог бы вынести человек. Лунин погиб в 1845г.

По делу Лунина (в 1842г.) был арестован также член Общества соединенных славян Громнитский - секретарь, переписывавший сочинения Лунина, Громнитский был отдан под надзор местной полиции.

В ссылке И.Д. Якушкин много раз возвращался к вопросу о земельных правах крестьян и помещиков. В сибирский период своей жизни он пришел к выводу о том, что «освобождение крестьян, не предоставив в их владение достаточного количества земли, было бы наполовину обеспечить их независимость». Декабрист пришёл к мысли, что всю землю при освобождении крестьян необходимо распределить между крестьянами и передать в общинное владение. Он считал, что русской сельской общине принадлежит будущее. «Распределение поземельной собственности между крестьянами, - писал И.Д. Якушкин, - и общинное владение ею составляет у нас основные начала, из которых со временем должно развиться все гражданское устройство нашего государства».

Эволюцию претерпели и правовые взгляды Н.А. Бестужева. В 20-х годах он, как и П.И.Пестель, считал, что освобождать крестьян от крепостной зависимости нужно только с предоставления им земли. Будучи на поселении Н.А. Бестужев пришёл к выводу об уничтожении частной собственности на землю. «По-моему, - писал он в письме С.Г. Волконскому 16 февраля 1850г., - земля, воздух, вода, т.е. то, чего мы не можем создать ни одного атома, не может быть нашею собственностью». Признав, что природные богатство не могут принадлежать отдельным лицам, Н.А. Бестужев, задумываясь над вопросом о том, кому же должна принадлежать земля после уничтожения феодальной собственности на неё, писал Трубецкому: «Земля не должна принадлежать никому; она есть собственность государства, народа».

В поисках пути решения аграрного вопроса Н.А. Бестужев приходит к выводу, что земля должна принадлежать тем, кто на ней трудиться. Он исходит из демократических предпосылок признания права каждого на землю: «Каждый, до какой бы он крайности не был доведен, всегда имеет право на клочок земли, который даст ему пропитание». Н.А. Бестужев также становиться сторонником крестьянской общины. «Наши общины, - писал он, - суть не что иное, как социальный коммунизм на практике, где земля есть средства в работе».

Одним из важных итогов пребывания декабристов в Сибири, было создание программы её подъёма производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению этой программы. Следует отметить, что её создание началось несколько лет спустя после значительного события в истории Сибири - проведения реформы Столыпина (1819-1822). Помимо экономических и социальных последствий, реформа дала толчок к развитию общественного сознания сибиряков, одним из проявлений былого, в частности, создание кружка красноярской интеллигенции, сложившегося вокруг первого енисейского губернатора А.П. Степанова (1823-1831).

Одним из аспектов изучения общественного движения Сибири периода декабристской ссылки является вопрос о взаимосвязи общественных процессов, протекавших в самой Сибири, и развития декабристской мысли.

В нашей литературе главное внимание уделяется, как правило, влиянию декабристов на сибиряков. В отдельных работах встречаются попытки проследить обратное влияние. В данной статье ставится задача рассмотреть некоторые особенности этого процесса на примере красноярского кружка, а именно: исходя из имеющихся сведений о знакомстве декабристов с краеведческими произведениями красноярцев, а также их контактов, связанных с изучением края либо с развитием его производительных сил, сопоставить взгляды членов кружка с отдельными положениями декабристской программы развития Сибири.

А.П. Степанов известен как человек, проводивший в жизнь мероприятия реформы М.М. Сперанского. Он стремился к распространению просвещения в крае, был близок с рядом декабристов, поселенных в Сибири, выступал как писатель, краевед. С ним на службу в новый губернский центр прибыли чиновники из Европейской России и из сибирских городов. В 1823 г. было создано общество «Беседы о Енисейском крае», ставившие задачи исторического, географического, этнографического и экономического изучения края. Переписка с учреждениями Министерства народного просвещения, а также выявленный нами круг краеведческих произведений красноярцев, пресвященных Сибири, позволяют считать, что общество «Беседы о Енисейском крае» действовало на протяжении нескольких лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат «Письма о Восточной Сибири» А.И. Мартоса (М., 1827), «Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» И. Пестова (М., 1833) и «Енисейская губерния» А.П. Степанова (Спб., 1835). Воспоминания одного из членов кружка А.К. Кузьмина «Из подлинных записок» («Атеней», 1858, ч.2) также представляют интерес для рассмотрения данной темы, так как содержат страницы, посвященные описанию быта населения Енисейской губернии.

Декабристы оставили яркий след не только в истории революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели. Различного рода материалы убеждают в том, как разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ. «Смело могу сказать, - отвечал А.А.Бестужев, - что я не оставил ни одной ветви наук без теоретического или практического изучения, и ни одно новое мнение в науках умозрительных, ни одно открытие в химии или механике от меня не уходило».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал на то, что изолированные от культурных центров, лишённые необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

К сожалению, незаслуженно забытым в литературе остаётся вопрос о роли книги в жизни и деятельности ссыльных революционеров. Эта важная проблема одинаково интересна для книговедов, литературоведов, историков и других специалистов. Изучение круга чтения и читательских интересов ссыльных революционеров, формирования и использования их сибирских библиотек дает представление об интеллектуальной активности отдельных декабристов в различные периоды их жизни в Сибири, об оттенках их мировоззрения, о той большой и разнообразной их общественно-полезной деятельности, для осуществления которой использовались книги.

«Область наук невозбранима никому. Можно отнять у меня всё, кроме того, что приобретено наукою, и первейшее и живейшее моё удовольствие состоит в том, чтобы всегда следовать за наукою, - писал Н.А.Бестужев сестре в 1842г. - Я жалею об одном, что много полезных мыслей остались и останутся бесплодны для науки, что чтение без цели, несмотря на всю любовь к познаниям, не даст никакого результата».

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения. «Если мы, находясь в каземате, не можем [...] действовать с пользою для общества, то ничто не мешает тому, чтоб готовиться к этому действию, если снова представится нам случай к общественной деятельности», - так сформулировал Д.И.Завалишин основную программу занятий знаменитой «казематской академии».

Об увлечении математикой узников Читинского острога свидетельствует письмо А.Г. Муравьёвой от 1 мая 1828г., в котором она просила прислать учебные пособия по арифметике, алгебре и геометрии, указанные в «Каталоге библиотеки Плавильщикова»(5). В списке 26 названий русских авторов и переводных с французского, немецкого и латинского языков. Наряду с учебниками для начинающих здесь приведены и учебники для специальных учебных заведений.

Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия, хотя книжный характер освоения этой науки не мог удовлетворить узников. «Книжные пособия по этой части у нас все есть, - писал А.П. Юшневский брату. - Большую часть всего, что здесь имеем по части химии, читал, но без поверки опытом ничего почти в памяти не сохранилось»(6). О пересылке книг по химии для А.И.Вегелина в Читинский острог просила его родных М.Н.Волконская в ноябре 1828г.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством, немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и гражданский долг.

Биологией И.Д. Якушкин интересовался ещё во время учёбы в Московском университете. В Ялуторовске он продолжил свои занятия: изучил местную флору, вёл метеорологические наблюдения, много читал. О своей сибирской библиотеке он рассказывал сыну: «Их стоит на моих полках более двухсот, почти каждая из этих книг заключает в себе положение какой-нибудь отдельной науки, и я перечитываю мою небольшую библиотеку всякий раз с большим и большим удовольствием».

Много неизбывного горя и страданий пришлось испытать декабристам за долгие годы изгнания…

Один за другим уходили из жизни их друзья и товарищи по казематам Петропавловской, Выборгской, Шлиссельбургской, Кексгольмской крепостей, по Нерчинским рудникам, по Читинскому и Петровскому острогам, по глухим углам сибирской ссылки…

До глубины души потрясла всех скоропостижная смерть в страшной акатуйской тюрьме Михаила Лунина- до последнего дыхания ярого и неотступного борца против самодержавия. От Финского залива до мрачных сопок Акатуя, через необъятные российские просторы, сквозь дремучие леса Урала и сибирскую тайгу примчала Екатерина Сергеевна Лунина-Уварова памятник на одинокую могилу своего безмерно почитаемого и любимого брата.

Горькими слезами родных, мужей и подруг были оплаканы кончина Камиллы Ивашевой, Александры Муравьёвой, Катерины Ивановны Трубецкой…

Из года в год, несмотря на бдительную проверку жандармами переписки, узнавали декабристы о новых и новых жертвах неумолимого и неустанного душителя русской свободы- Николая Первого.

Узнали они, что угнан в оренбургскую ссылку певец украинского народа Тарас Шевченко. Что вместе с петрашевцами сослан на каторгу Достоевский. Что отправлен в Вятку под надзор полиции Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин, от сатирического хлыста которого багровели щёки больших и малых николаевских «помпадуров». Что только смерть избавила от заточения в Петропавловскую крепость замечательного революционного критика Виссариона Григорьевича Белинского. Что выдающийся писатель, революционер-демократ Александр Иванович Герцен, вырвавшись из жандармских когтей, вынужден был эмигрировать за границу, покинув родину, любимую всем сердцем.

В 1855 году умер Николай I.

Вступление на трон нового царя полагалось ознаменовать торжествами и «милостями».

Новый шеф жандармов нового царя, Александра II, - Долгоруков- вызвал к себе сына декабриста Волконского Михаила Сергеевича, приехавшего в это время в Москву с докладом об Амурской экспедиции.

Государь император,- напыщенно заговорил Долгоруков,- узнав, что вы в Москве, повелел передать вам манифест о помиловании декабристов с тем, чтобы вы немедленно отвезли его вашему отцу и его товарищам.- И он протянул Волконскому пакет, украшенный сургучными печатями с двуглавым орлом.

В тот же вечер Михаил Волконский выехал в Иркутск по той же самой дороге, по которой 29 лет назад его мать, Марья Николаевна Волконская, держала свой путь из Москвы в Нерчинск. В необычайно короткое время- всего за 15 дней- Михаил преодолел этот путь.

К тому времени из 121 осталось лишь 19 ссыльных декабристов. (9)

Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири. Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался на Петровском заводе: связи с европейской Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми.

Возвратившись после амнистии в европейскую Россию, некоторые декабристы, например, Оболенский, приняли участие в крестьянской реформе 1861г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря. Но были декабристы, резко отрицательно отнесшиеся к куцей крестьянской реформе, руководимой дворянами-крепостниками. Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».

Декабристы обратили внимание на несметные богатства Сибири, на такие качества её населения, как смелость и отвага, независимость в суждениях, свободолюбие. Они по-настоящему полюбили эту «страну изгнания», её народности и племена, верили в их светлое будущее и своей разносторонней деятельностью стремились приблизить это будущее.