Сообщение о краеведах. Кто такой краевед

КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта - от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома главным образом силами местного населения. Краеведение опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретические научные положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций. Краеведение - комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) краеведения - историческое, литературное, географическое краеведение и др. Как учебная дисциплина краеведение включается в школьные программы, преподаётся в вузах.

Краеведение в 18 - середине 19 века . Как научное знание краеведение начало формироваться в России с 18 века (сам термин «краеведение» вошёл в употребление лишь в начале 20 века). Важную роль в становлении краеведения сыграла деятельность В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера, М. В. Ломоносова (разработанная им в 1760 анкета для «сочинения нового исправленного Российского атласа» - первая программа краеведческого изучения России) и др. Первым членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук в 1759 избран за свои краеведческий труды П. И. Рычков. В 1759 создано первое краеведческое общество - Архангельское общество для исторических исследований. Целый ряд материалов краеведческой направленности был опубликован в трудах возникшего в 1765 году Вольного экономического общества. Сенатским указом от 1(12).11.1777 предписывалось подготовить топографические описания всех губерний России (проведены в 1784-86; составлялись по единой программе, в которой, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривалось изложение вопросов местной истории). В 1782 в Иркутске возник первый местный музей - Музей естественных произведений. С конца 18 века появлялись десятки сочинений по истории отдельных краёв, городов, монастырей, издавались описания путешествий, статистические труды. В 1800 с изданием труда Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» «местнография» утвердилась как самостоятельная отрасль исторического знания.

В 1-й половине 19 века значительную роль в привлечении интереса к местной истории и источникам её познания сыграли труды Н. М. Карамзина «История государства Российского» (особенно примечания к ней; 1816-29) и «Записка о московских достопамятностях» (1818), которую можно признать образцом путеводителя. Важную роль в развитии краеведения сыграла деятельность губернских статистических комитетов. В приложениях к выходившим в подавляющем большинстве губерний «Губернским ведомостям» публиковались материалы по истории края и информация об исторических памятниках. Распространению «краеведных» знаний способствовала и РПЦ, прежде всего изданием историко-статистических описаний епархий, организацией комиссий, изучавших памятники церковной старины (со 2-й половины 19 века - введением обычая составления церковно-приходских летописей). Продолжали возникать местные музеи, в том числе музей при Управлении Колывано-Воскресенских заводов (Барнаул, 1823), Астраханский губернский Музеум (1837) и др. Со 2-й четверти 19 века в краеведческих исследованиях стали принимать активное участие политические ссыльные. С усилением интереса к изучению народного быта организовывались этнографические экспедиции, а также система анкетирования разного рода. При активном участии созданного в 1845 году Русского географического общества (РГО) издавались различные сборники материалов по краеведению.

Краеведение во 2-й половине 19 - начале 20 века. С 1860-х годах инициатива краеведческой работы перешла к местной общественности; в неё вовлекалась интеллигенция, она поддерживалась местными благотворителями (из дворян, а затем и из купечества). При этом важную роль в развитии краеведения играли крупные научные общества, в частности Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (1863), много способствовавшее организации провинциальных музеев. В изучении археологических и архитектурных памятников велико значение Московского археологического общества (1864), организовывавшего в «исторических городах» России в 1869-1911 археологические съезды. В 1884 году учреждены первые губернские учёные архивные комиссии, издававшие свои труды и много сделавшие для организации местных музеев, архивов, для составления словарей уроженцев и деятелей своего края. Тематика местных изданий (обычно малотиражных) многообразна; возникали и серийные издания (в том числе публикации документов). Развитию краеведения на местах способствовали сводные труды под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. с подробным описанием отдельных регионов страны.

Увеличилось число краеведческих обществ, в основном находившихся в губернских городах (Общество изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Общество любителей изучения Кубанской области, Екатеринодар, 1897; Вологодское общество изучения Северного края, 1909; Костромское научное общество по изучению местного края, 1912; Общество изучения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественноисторический характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-11). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведческих объединений между собой и с научными обществами и учёными Санкт-Петербурга и Москвы. К 1917 в России существовало около 300 обществ краеведческого характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологические комитеты, другие провинциальные научные общества).

По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистических комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологический и кустарный музей, 1903), при научных и научно-просветительных обществах (при Обществе исследователей Астраханского края, 1888; при Обществе изучения Смоленской губернии, 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах городского самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т. п. В 1887 на 7-м археологическом съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к началу 20 века, отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественноисторический, исторический (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографический, нумизматический, художественный, художественно-промышленный. С начала 20 века в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 году составляло, по разным источникам, от 65 до 94.

Предпринимались попытки включить краеведческие знания в программы школьного образования (в методических трудах педагогов, в частности Д. Д. Семёнова, с середины 19 века для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).

Краеведение в 1920-30-е годы. 1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения, когда оно воспринималось и как сфера научной и научно-просветительной деятельности, и как широкое общественное движение. В 1921-1930 один раз в три года проводились всероссийские (с 1924 всесоюзные) краеведческие конференции, посвящённые проблемам краеведческого движения и результатам краеведческих исследований (наряду с ними систематически созывались краевые, губернские, областные, уездные и волостные; всего к середине 1927 состоялось свыше 100 научных краеведческих конференций). На 1-й краеведческой конференции (1921), созванной Академическим центром Наркомпроса, первоочередными задачами краеведения были признаны охрана и собирание разнообразных памятников, раскрывающих специфику регионов. Был создан координационный и научный центр - Центральное бюро краеведения (ЦБК), принято решение о выпуске специального периодического издания (в 1923-29 выходил журнал «Краеведение», ответственный редактор академик С. Ф. Ольденбург, с 1926 совместно с Н. Я. Марром; в 1925-29 также журнал «Известия Центрального бюро краеведения»). На 1-й и 2-й (1924) краеведческих конференциях работали музейные секции, обсуждавшие проблемы краеведческих музеев: их структуру, обусловленную комплексным характером краеведения, цели и задачи, определявшиеся как накопление, изучение и популяризация краеведческих материалов. Подчёркивалась необходимость их сотрудничества с другими краеведческими организациями. Развитию краеведения уделяли значительное внимание органы государственной власти, оказывая и материальную поддержку, а также пресса.

Большинство дореволюционных краеведческих обществ продолжили свою активную работу и в этот период (например, «Старая Москва», возглавлявшаяся П. Н. Миллером и А. М. Васнецовым и др., естественноисторические общества - Архангельское, Костромское, Вологодское, Ярославское и др.). Ряд местных обществ истории, археологии и этнографии, археолого-этнологических комиссий образовались на базе упразднённых губернских учёных архивных комиссий (в Ставрополе, Симферополе, Нижнем Новгороде и др.) и возглавлялись бывшими председателями этих комиссий. Губернские краеведческие общества сосредоточили наиболее квалифицированные научные кадры, продолжавшие традиции дореволюционных обществ. Новым явлением в 1920-х годах было учреждение большого числа уездных и волостных организаций, как правило, являвшихся отделениями губернских. Местные краеведческие общества возглавляли такие известные учёные, как В. И. Гошкевич (в Херсоне), А. И. Маркевич (в Симферополе), А. Я. Садовский (в Нижнем Новгороде), В. И. Смирнов (в Костроме), М. И. Смирнов (в Переславле-Залесском), С. Д. Яхонтов (в Рязани) и др. Наряду со старыми организациями, плодотворно работали общества «Старый Петербург» (1921; с 1925 - «Старый Петербург - Новый Ленинград»), Общество изучения русской усадьбы (1922) и др. Они исследовали усадьбы, монастыри, открывали в них музеи. Деятельность и структура краеведческих обществ определялись «Нормальным уставом научных, литературных и научно-художественных обществ, не преследующих целей извлечения прибыли и состоящих в ведении Главнауки и Наркомпроса» (1923). В 1923 в РСФСР насчитывалось 516 краеведческих организаций, в 1929 - более 1,5 тысячи (под это определение подпадали собственно краеведческие общества, кружки, музеи, а также некоторые научно-исследовательские институты, биологические и метеорологические станции). Краеведческие организации разных уровней [краевые, губернские (областные), уездные] регулярно проводили свои съезды. Более 150 краеведческих организаций в 1920-х годах имели свои периодические издания.

Краеведы сыграли важнейшую роль в сохранении памятников истории и культуры, частных коллекций (особенно в усадьбах, покинутых хозяевами после Октябрьской революции 1917), пополнении собраний государственных музеев, архивов, библиотек, организации новых музеев. Основные поступления шли в коллекции мебели, керамики, фарфора и стекла; живописи, рукописных и старопечатных книг (Дмитровский, Курский, Воронежский и другие музеи). В 1923 году музеи бывших губернских учёных архивных комиссий и статистических комитетов, а также образцовые музеи «краеведческого характера» (Дмитровский, Переславский) получили статус общегосударственных и были включены в соответствующие списки, поступив в ведение Главного управления научными, художественными и музейными учреждениями Главнауки Наркомпроса. Кроме того, в эти списки вошли как наиболее органично сложившиеся Казанский, Вятский, Пермский, Вологодский, Нижегородский, Астраханский, Смоленский, Уфимский и другие музеи. Из государственного бюджета финансировались научная обработка и охрана музейных коллекций, прочие виды работ - из местных средств. Остальные местные музеи финансировались из фондов местных бюджетов; управление ими осуществлялось губернскими комитетами по делам музеев и охраны памятников (губмузеями) при отделах народного образования. В среднем каждый пятый музей выпускал свои издания, среди которых преобладали краеведческие периодические и непериодические научные и научно-популярные сборники. При краевом музее в Екатеринославе существовала кафедра краеведения (заведующий Д. И. Эварницкий). Преобладавшее в краеведческой и музейной литературе этого периода понимание местных музеев как «провинциальных академий наук», «живых энциклопедий края» свидетельствовало о том, что им отводилось место своеобразных культурных центров, сосредоточивавших и популяризировавших краеведческие материалы и знания.

Широко развернулась экскурсионная работа, научно-методическими центрами которой стали Московский и Петроградский экскурсионные институты, связанные с культурологической проблематикой, созданием представлений об «образе», «душе» города (труды И. М. Гревса, Н. П. Анциферова), о «культурном гнезде». Большое внимание уделялось повсеместному внедрению краеведения в школьное образование. Краеведческая тематика занимала значительное место в программах обучения в провинциальных вузах. Особенно заметно краеведение содействовало подъёму культуры в национальных регионах страны и изучению прошлого населявших их народов (например, труды П. Н. Луппова об Удмуртии и др.). В ряде городов были созданы институты краеведения, в регионах готовились отдельные издания энциклопедического типа (Сибирская советская энциклопедия).

Из-за своей роли в культурной жизни регионов краеведческие музеи одними из первых испытали идеологическое давление советской власти. Положение о губернском музее, разработанное Наркомпросом в 1925 году, предусматривало обязательное включение в название музея слова «краеведческий» и единую структуру музея, который должен был состоять из отделов: естественноисторического, культурно-исторического, социально-экономического и революционного (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). В результате реорганизации музейной сети на местах во 2-й половине 1920-х годов произошло механическое объединение различных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи, руководство ими возлагалось на политико-просветительные отделы местных исполкомов.

В условиях идеологической перестройки науки в СССР и отказа от изучения и преподавания истории многие видные учёные именно в трудах краеведческой направленности получили возможность вести разработку проблем истории города, торговли, промышленности (Н. М. Дружинин, М. Н. Тихомиров в Москве, С. И. Архангельский в Нижнем Новгороде, А. Н. Вершинский в Твери и др.), сельского быта и изменений, происходивших в деревне после установления советской власти (М. Я. Феноменов, К. В. Сивков и др.), культуры провинции (П. М. Дульский в Казани, С. Д. Яхонтов, А. А. Мансуров в Рязани, А. М. Путинцев в Воронеже, и др.), взаимосвязи общества и природы (Д. О. Святский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский). В рамках краеведения много было сделано для развития источниковедения и архивоведения (С. Н. Чернов, И. Л. Маяковский), библиографии, методики этнографических наблюдений (В. В. Богданов, Ю. М. Соколов и др.) и археологических исследований, для выявления, описания, атрибутирования памятников истории и культуры, музейных предметов, совершенствования приёмов их реставрации. В рамках краеведения формировались научные направления, которые позднее получили названия «история повседневности» и «экология культуры».

В разработку краеведческой проблематики (как в общеметодологическом, так и в конкретном плане) были вовлечены крупнейшие учёные Москвы, Петрограда (Ленинграда), других крупных научных центров: историки С. В. Бахрушин, М. М. Богословский, С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, С. Ф. Платонов, А. А. Спицын и др., языковеды Н. М. Каринский, Н. Я. Марр, Д. Н. Ушаков, литературовед Н. К. Пиксанов, географы и геологи Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. П. Павлов, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, библиограф Н. В. Здобнов, искусствоведы В. В. Згура, А. И. Некрасов, А. М. Эфрос и др. Наряду с ними, авторами трудов о предмете и задачах краеведения, его методике стали ведущие краеведы Н. П. Анциферов, А. В. Бакушинский, И. М. Гревс, Н. А. Гейнике и др.

В конце 1920-х - середине 1930-х годов отечественными краеведами разрабатывались проекты региональных энциклопедий, были подготовлены и опубликованы некоторые их словники-проспекты. Однако лишь единичные региональные энциклопедии увидели свет (Сибирская советская энциклопедия, т. 1-3, 1929-33, 4-й том опубликован в Нью-Йорке в 1992; «Челябинская область», в 3 тт., 1939, т. 1).

Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразного развития научной мысли, государственная власть стремилась подчинить краеведение политическому диктату. К концу 1920-х годов чётко определилась тенденция свести краеведение к удовлетворению насущных и утилитарных хозяйственных и политико-просветительных нужд и тем самым противостоять свободному развитию историко-культурного направления в краеведении. В 1929 году начался разгром краеведения и арест его видных деятелей по «академическому делу», «краеведов делу» и пр. 4-я краеведческая конференция (1930) поставила вопрос о «перестройке всей краеведческой работы в помощь социалистическому строительству», что на практике привело к формализму и снижению научного уровня краеведческих исследований. Основой нового краеведения провозглашались низовые краеведческие ячейки, формируемые в районах по разнарядкам. Эти решения подтвердил и 10-й пленум ЦБК (январь 1931). Многие историко-бытовые музеи (прежде всего в усадьбах и монастырях) были закрыты, памятники старины (особенно храмы) стали интенсивно разрушать, коллекции рассредоточивались, из обращения были изъяты прежние издания краеведов, содержание краеведческих периодических изданий изменилось. Новым печатным органом ЦБК и краеведческой секции Коммунистической академии стал журнал «Советское краеведение» (1930-36). В 1931-33 при Коммунистической академии действовало Общество краеведов-марксистов (ОКРАМ; председатель И. Г. Клабуновский - директор Информационного отдела Главного управления организации и планирования Наркомпроса РСФСР), задачей которого стало поставить «краеведное движение на те рельсы, которые нужны нашему советскому строительству». ОКРАМ стало одним из основных инструментов борьбы с традиционным краеведением. В 1932 году основан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы (в 1966-68 Научно-исследовательский институт музееведения и охраны памятников истории и культуры, в 1968-92 Научно-исследовательский институт культуры, с 1992 Российский институт культурологии). Созданные на местах бюро краеведения вскоре показали свою полную несостоятельность, в результате чего в 1934-35 возникли оргбюро по созданию краеведческих обществ, во главе которых обычно стояли председатели плановых комиссий или заместители председателей исполкомов. Был утверждён типовой устав общества изучения края, но желаемого возрождения краеведения не произошло, так как краеведческая сеть и кадры уже были потеряны.

Негативные последствия для развития краеведческих музеев имели решения 1-го Всероссийского музейного съезда (1930), в соответствии с которыми типовая структура краеведческих музеев (включали 3 отдела - природы, истории, социалистического строительства) должна была облегчить реализацию установок, обязывающих все музеи раскрывать «всеобщие законы диалектики... иллюстрировать конкретные положения, высказанные классиками марксизма-ленинизма». Краеведческие музеи, как самая значительная группа в музейной сети страны, были в массовом порядке вовлечены в проведение различных агитационных и политических кампаний (по поднятию урожайности, предвыборных и др.), в том числе через внемузейные формы, главным образом передвижные выставки. В результате краеведческие музеи утратили возможность полноценно заниматься научно-координационной деятельностью в области краеведения.

Окончательно краеведческое движение как форма культурной общественный деятельности исчезло после постановления СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» (10.6.1937). Согласно последовавшему за этим указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» (1938) ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах как «крайне засорённые врагами народа».

Краеведение в 1950-е - середине 1980-х годов. В условиях либерализации политической и культурной жизни в стране в середине 1950-х годов возродился интерес к краеведению. Особенно интенсивно оно начало развиваться в национальных регионах, где краеведение было связано с работой по написанию истории отдельных народов. Возобновилось изучение истории отдельных городов, мемориальных достопримечательностей. По всей стране активизировалась деятельность краеведческих музеев: возобновились регулярные экспедиции по изучению местной истории, оживилась издательская деятельность (практически каждый областной музей имел собственное издание). Однако краеведческие музеи были ориентированы на постоянные перестройки экспозиций к очередным юбилейным датам. При комплектовании фондов основное внимание уделялось материалам, которые должны были демонстрировать успехи социалистического общества. В результате интерес посетителей к краеведческим музеям заметно снизился, они оказались не в состоянии конкурировать с получившими, начиная с 1950-х годов, распространение музеями-заповедниками, музеями под открытым небом (этнографическими, деревянного зодчества и др.). Одной из новых форм развития краеведения стало создание общественных музеев.

Отечественные краеведы сыграли ключевую роль в деятельности созданного в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческая тематика занимала всё большее место в программах педагогических вузов, создавались учебные пособия по краеведению, увеличилось число издаваемой краеведческой литературы. Важное место краеведческая информация заняла в энциклопедиях национальных республик СССР, а также в изданиях по региональной истории союзных республик (например, «Icтopiя мicт i ciл Украïнськоï РСР», т. 1-26, 1967-74).

Краеведение с середины 1980-х годов . В середине 1980-х годов возродилась традиция созыва краеведческих конференций, прежде всего на региональном уровне. Одновременно начали проводиться всесоюзные (с 1995 всероссийские) конференции по историческому краеведению и изучению культуры российской провинции (1-я состоялась в Полтаве в октябре 1987; 2-5-я - в Пензе в 1989, 1995, 2000, 2001). В 1990 году создан Союз краеведов России [председатель С. О. Шмидт (с 2007 почётный председатель), с 2007 - В. Ф. Козлов] - добровольная общественная организация краеведов и краеведческих объединений, создаваемых в регионах.

В этот период возродился ряд краеведческих организаций, существовавших до 1917 и в 1920-х годах (например, Общество изучения русской усадьбы), возрос интерес к изучению и публикации наследия краеведов прежних лет. С начала 1990-х годов начался новый период в развитии краеведческих музеев: принципиально менялось содержание экспозиций, которое вышло за пределы социально-экономической истории 20 века. Многие из краеведческих музеев возвратили себе роль важнейших центров изучения местной истории в регионах, однако некоторые музеи закрылись, попав в тяжёлое экономическое положение, ряд музеев по решению местных властей лишился экспозиционных помещений.

Расширилось преподавание краеведения в вузах; в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга образованы специальные краеведческие подразделения: в 1997 в Историко-архивном институте РГГУ создана кафедра региональной истории и краеведения, в 2007 - кафедра москвоведения; в 2002 в Санкт-Петербургском государственном университете основана кафедра исторического регионоведения. Они организуют всероссийские конференции по краеведению. Крупными центрами развития краеведения становятся Воронеж, Иркутск, Омск, Оренбург, Тверь, Тула и др.

С конца 1980-х годов возродилось такое направление краеведения, как создание региональных энциклопедий. К 2008 году практически во всех регионах Российской Федерации существует своё энциклопедическое издание. Издания этого типа имеют различный уровень охвата информации: от субъекта Российской Федерации до отдельного района, города и даже городского района. Для издания некоторых региональных энциклопедий созданы специальные научные учреждения (например, Институт Татарской энциклопедии).

В 1990-2000-е годы резко возросло число местных краеведческих изданий всех видов (книг, периодических изданий и пр.), научных конференций (всероссийских и региональных), краеведческая тематика стала преобладающей на конкурсах школьных сочинений на исторические темы, с 2005 проводятся конкурсы краеведческой литературы. Бурный рост переживает церковное краеведение.

В Западной Европе и США исследования, подобные краеведческим, ведутся в рамках научных школ локальной истории и микроистории.

Лит.: Краеведные учреждения СССР. 2-е изд. Л., 1927; Соловьев К. А. Краеведные музеи РСФСР // Советский музей. 1932. № 6; Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX в. (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Формирование государственной музейной сети (1917 - I половина 60-х годах). М., 1988; Моисеев А. М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. 1967. № 6; Милонов Н. А. Литературное краеведение. М., 1985; Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М., 1987; Первая Всесоюзная научная конференция по историческому краеведению. К., 1987; Мамонтов А. В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. 2-е изд. М., 1989; Филимонов С. В. Краеведение и документальные памятники (1917-1929 годы). М., 1989; он же. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). М., 1991; Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. К., 1991; Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992; Историческое краеведение. Пенза, 1993; Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996. Кн. 1-2; Малые города России: проблемы истории и возрождения. М.; Переславль-Залесский, 1998; Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России. М., 1999; Методология региональных исторических зарубежных исследований: [российский и зарубежный опыт]. СПб., 2000; Отечественная культура и развитие краеведения. Пенза, 2001; Преподавание краеведения и москвоведения в высших учебных заведениях. М., 2001; Les Etudes regionales en Russie (1890-1990). Origines, crise, renessaince. Р., 2002; Краеведение в России. История. Современное состояние. Перспективы развития. М., 2004; Проблемы создания региональных энциклопедий. СПб., 2004; В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. М., 2005. Кн. 1-2; Тихомировские чтения 2004 г. «Источники по историографии краеведения» // Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005; Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития. М., 2006.

1.1. Понятие краеведения

"Краеведение" - это не только форма общественного движение, но и наука, научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика, которая используется широкими слоями общественности; это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы и общества своего края.

Туристские организации и общества определяют "краеведение" как созидательную деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социо-культурных и экологических условий жизни своего края. Краеведение – это и изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географического положения и культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

По определению академика С.В. Колесника, краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. Существуют и другие определения, например, краеведение – это научно-популярная деятельность и способ освоения историко-культурных ценностей, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы, общества своего края. В своих исследованиях краеведение использует данные разных наук – геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и других. Под малой территорией понимается административный район, город, село и пр. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае комплексно, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.

1. Страна, местность, область.

2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).

3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.

В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).

Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:

      Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;

      Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);

      Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);

      Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);

      Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).

Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.

В краеведении выделяют несколько направлений:

    Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).

    Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).

    Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.

    Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.

    Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.

Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения - это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов - это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба - важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее - мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм - собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России - многотысячелетнего уклада жизни человека - в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения - подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода - одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» - первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг - ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров - ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов - автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) - создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки - это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед - это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края - краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края - опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, - тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.

ТЕМА УРОКА:
«».

Цель: сформировать представление о краеведении

Задачи:

Образовательная:

Изучить основные понятия краеведения как науки

Развивающая:

развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия

Воспитательная:

повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение

Оборудование: физическая карта Казахстана,карта СКО, карта Есильского района, карта с.Александровка

Методические приемы:

Формы работы: индивидуальная

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: « Что изучает предмет краеведение? ».

II . Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений:

Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение?

По определению академика С.В.Колесника, краеведение- это такая дисциплина, которая всесторонне изу­чает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.

Под малой территорией подразумевается административ­ный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское посе­ление и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процес­сы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее ска­зывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возмож­ность детальнее выяснить особенности природы, а также жиз­ни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследо­вание должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.

Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:

    Усадьба;

    Деревня (улица);

    Район (область);

    Область (край)

Изучение малых территорий не только не заслоняет знакомство с "большой историей", то есть с историей отечества, и даже всей человеческой цивилизации, а, наоборот, облегчает это знакомство через познание жизни нескольких поколений любой семьи, в том числе, и, прежде всего - своей.

Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.

Когда говорится о всестороннем изучении края, то, преж­де всего, имеется в виду:

    изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, жи­вотный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, не­которые из них частично обусловлены человеческой деятель­ностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, из­менение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);

    историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);

    экономическая жизнь, связь между природной средой и хо­зяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хо­зяйственное строительство и т. д.;

    культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, худо­жественные промыслы).

Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.

III . Закрепление изученного материала

Что будет являться объектом исследования в нашем предмете?

Ребята, а теперь скажите, что вы знаете о своем родном крае?

IV . Домашнее задание

Записи в тетрадях

Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.

Задачи курса «Краеведение» :

    Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

    Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в Республике Беларусь.

    Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов и ПТК, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

    Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, ведения фенологических наблюдений, составления тематических туристско-краеведческих карт.

    Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов.

    Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

    Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм).

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.

    Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. ((научный подход к изучаемым явлениям)). научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

    систематичность и последовательность , который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению своего края, так и из особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов..

значительно облегчает работу, помогает им лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.

    Комплексность ---- краеведение как комплекс научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное изучение направлено на привлечение к краеведческой работе большого числа людей разных профессий. Таким образом, при изучении края необходимо рассматривать природу и все стороны жизни края (историю, население, экономику, культуру) во взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

    региональность, базирующаяся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий..

    Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

    историзм предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

    Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.

Направления краеведения:

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.

Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø население края;

Ø населенные пункты.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Топонимика – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение.

    Организационные формы краеведения (государственное, общественное, школьное).

В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.

Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

    Объекты изучения краеведения. Природа, население, хозяйство, история, археология, литература.

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

    Природа . Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

    Население . Демография социально-экономическая – научная отрасль, изучающая население, его географию, структуру, состав, количественную и пространственно-временную динамику, воспроизводство (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) в их общественно-исторической обусловленности.

При характеристике населения края рассматривают ее численность, естественное движение, миграцию, состав (половозрастной, социально-профессиональный, этнический, религиозный), размещение и расселение – городское, сельское; происхождение названий поселений и др.

3. Хозяйство . При изучении хозяйства рассматривается вся система отраслей, входящих в сферу материального и нематериального производства, которые получили развитие в крае (селе, городе, районе, области).

Отрасли народного хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы – объединения отраслей хозяйства, связанных единой целью развития (топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, агропромышленный, строительно-промышленный, социальный, транспортный).

    Источники краеведения (краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные, этнографические, исторические, полевые наблюдения и исследования).

Печатные источники. Литературные печатные источники многообразны: монографии и научные сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика, периодические издания (газеты, журналы и др.).

Главной универсальной энциклопедией является Белорусская советская энциклопедия в 12 томах

Из отраслевых - издание «Энцыклапедыя прыроды Беларусi» в пяти томах, выпущенное в 1983-1986 гг.

В Беларуси изданы научно-популярные книги, справочники, путеводители разного объема, профиля и содержания: по областям, городам, мемориалам, туристским маршрутам, заповедникам, памятникам природы и др.

издана "Чырвоная кнiга Рэспублiкi Беларусь".

Много ценных сведений по природе Беларуси содержится в научно-популярном журнале "Родная природа", газете "Экологический бюллетень"

Статистические источники . Важным источником краеведческой информации являются материалы государственной статистики.

Периодически проводимые переписи населения дают информацию о численности, естественном движении, демографическом и национальном составе, расселении населения в крае

Центральное статистическое управление выпускает статистические сборники по населению, хозяйству отдельных областей и республики в целом.

Картографические источники . В краеведческих исследованиях карты служат не только как источник информации, но и как результат исследований, синтезирующих информацию, полученную другими методами. Карты отличаются по масштабу, содержанию, охвату территории.

На специализированных картах отдельные компоненты и элементы показываются с наибольшей подробностью.

Анализ общих и тематических физико-географических карт дает возможность получить конкретные сведения о тектонике и геологическом строении, рельефе, климате.; почв, растительности.

Сопоставляя различные типы физико-географических используя метод наложения, можно устанавливать взаимосвязь между компонентами и элементами природы, выявлять территориальные отличия.

Архивные источники. Государственные архивы являются хранителями документального многовекового наследия народа.. Она включает два центральных архива в Минске (Национальный исторический архив Беларуси, Национальный архив Республики Беларусь), а также областные, городские и районные.

В фондах центральных и областных архивов сохраняются материалы, характеризующие природу и все стороны жизни края: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, культуру, искусство и т.д.

В фондах областных архивов содержатся материалу дореволюционного периода, раскрывающие работу бывших губернских учреждений, управления жандармерии губернского статистического комитета, казенной и контрольной палат и т.д.

Ценные материалы находятся в архивах при музеях, библиотеках, личных архивах граждан.

Устные источники. Этот вид информации может быть существенным дополнением к другим источникам. К числу устных источников краеведческих сведений относят беседы с интересными людьми, старожилами края. Они являются хранителями разнообразной информации по истории, природе, населению, его быту и культуре. Важно также изучение устного народного творчества: сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

Полевые наблюдения и исследования . Источником информации являются также материалы полевых исследований и наблюдений. Во время полевых исследований могут изучаться населенные пункты и хозяйственные объекты. Метод визуальных наблюдений может дать положительные результаты лишь в сочетании с другими методами изучения своего края.

7. Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).

Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.

Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.

Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

Геологическое строение, полезные ископаемые .

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

Климат.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Воды.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

    Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.

    Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.

    Выяснить, какие типы озер имеются в области.

    Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.

    Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.

    Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.

    Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.

    Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.

    Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.

    Определить мощность льда по гидрометрическим створам.

    Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.

    Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).

    Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?

    Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

    Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.

    Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.

    Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).

    Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ растительности и животного мира.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

    Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

    Геологическое строение и полезные ископаемые.

    Рельеф, факторы рельефообразования.

    Климат. Климатические ресурсы.

    Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

    Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

    Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

    Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

    Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

Растительность . Описать природную растительность в пределах своего города, села, школы, дома. Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.

    Описать растения геоботанической площадки.

    Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

Животный мир . Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.

    Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.

    Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.

    Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.

    Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.

    Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?

    Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.

    Выявить влияние животных на ландшафт.

    Особо охраняемые природные территории и объекты. Красная книга Республики Беларусь. Фенологические наблюдения. Составление программ изучения территории и объектов.

В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).

ООПТ: