Сообщение о афанасий афанасьевич фет. Когда родился и умер Фет? Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в нояб-ре 1820 года. История его рождения не сов-сем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принад-лежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получив-ший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родите-лей, и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительного ре-бенка, и он почти всю свою жизнь пережи-вал двусмысленность своего положения. Кроме того, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила цер-ковь. Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филоло-гическом факультете. В это время, в 1840 году, он и издал отдельной книгой свои пер-вые произведения, не имевшие, однако, ни-какого успеха.

Получив образование, Афанасий. Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмис-тром. Но годы военной службы можно считать периодом расцвета его поэтической деятель-ности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотво-рения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гон-чаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и плодотворной для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пе-режил трагическую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма та-лантливой и образованной. Она тоже полюби-ла его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о сво-ей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

В 1856 году увидела свет новая книга по-эта. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго на-езжая в Москву. Здесь застал его высочай-ший указ о том, что за ним наконец утверж-дена фамилия Шеншин со всеми связанны-ми с нею правами.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под назва-нием «Вечерние огни» — всего было четыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торже-ственно отмечено пятидесятилетие литера-турной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше — проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Моск-вы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

Стихи А. Фета — это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчаяния, вос-торга, высоких мыслей, нет, он писал о са-мом простом — о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечат-лениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и све-жо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил способности радоваться.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, обра-зен, музыкален. Недаром к его поэзии обра-щались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие компо-зиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широ-кую известность.

Фета можно назвать певцом русской при-роды. Приближение весны и осеннее увяда-ние, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно за-мерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

Превосходно передает Фет и «благоухаю-щую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проник-нуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки челове-ческих переживаний. Он умеет уловить и об-лечь в яркие, живые образы даже мимолет-ные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Обычно А. Фет в своих стихах останавлива-ется на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо со-держания именно в характере настроений по-эзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет дей-ствия, каждый его стих — это целый ряд впе-чатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и другие.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художни-ком с исключительно развитым чувством красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не до-пуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пей-заж — средней полосы России.

Во всех описаниях природы поэт безуко-ризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому были созданы такие поэтические шеде-вры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я при-шел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

Любовная лирика Фета — самая откровен-ная страница его поэзии. Сердце поэта от-крыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как правило, основная их тональность светлая, мажорная.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило цен-ность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений - "Лирический Пантеон". В 1845-1858 годах он служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком. По своим убеждениям А. Фет был монархистом и консерватором.

Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фет, сбежавшей от своего первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. По другой версии его отцом был первый муж Шарлотты-Елизаветы Иоганн-Петер Фет, но ребенок родился уже в России и был записан под фамилией своего приемного отца. Так или иначе, в возрасте 14 лет мальчик был признан незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета. Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в городе Верро (Выру, Эстония). В 1837 полгода провел он в московском пансионе Михаила Петровича Погодина, готовясь к поступлению в Московский университет и в 1838 стал студентом историко-филологического отделения философского факультета. Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта. В 1840 он выпустил первый сборник «Лирический Пантеон А. Ф». Особого резонанса «Пантеон» не произвел, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья!

Фет Афанасий Афанасьевич

Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 году Афанасий Афанасьевич записался в кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов - ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички. Версия самоубийства кажется наиболее вероятной: Мария была бесприданницей, и ее брак с Фетом был невозможен. В 1853 году Фет был переведен в Новгородскую губернию, получив возможность часто бывать в Петербурге. Его имя постепенно возвращалось на страницы журналов, этому способствовали новые друзья - Николай Алексеевич Некрасов, Александр Васильевич Дружинин, Василий Петрович Боткин, входившие в редакцию «Современника». Особую роль в творчестве поэта сыграл Иван Сергеевич Тургенев, подготовивший и опубликовавший новое издание стихотворений Фета (1856).

В 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться - с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве. В 1857 женился на немолодой и некрасивой Марии Петровной Боткиной, получив за ней солидное приданое, позволившее приобрести поместье в Мценском уезде. «Он сделался теперь агрономом - хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл... о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С. Тургенев. И действительно, в течение долгого времени из-под пера талантливого поэта выходили только обличительные статьи о пореформенном состоянии сельского хозяйства. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», - написал Фет в письме к Николаю Николаевичу Страхову, намекая на отсутствие интереса и непонимание со стороны современников, увлеченных гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем же: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - так звучит хрестоматийная оценка Николая Гавриловича Чернышевского.

К литературному творчеству Афанасий Фет вернулся лишь в 1880-х годах после возвращения в Москву. Теперь он уже был не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. Он снова сблизился со своими старыми друзьями: Полонским, Страховым, Соловьевым. В 1881 увидел свет его перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя - первой части «Фауста», в 1883 - сочинений Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Небольшими тиражами выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни». В 1890 году появились два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий, «Ранние годы моей жизни», был опубликован посмертно, в 1893 году.

К концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара.

Все творчество Фета может быть рассмотрено в динамике своего развития. Первые стихи университетского периода тяготеют к воспеванию чувственного, языческого начала. Прекрасное обретает конкретные наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между духовным и плотским мирами не существует противоречия, есть то, что их объединяет - красота. Поиск и раскрытие красоты в природе и человеке - вот основная задача раннего Фета. Уже в первом периоде появляются тенденции, характерные для более позднего творчества. Предметный мир станл менее четким, а на первый план вышли оттенки эмоционального состояния, импрессионистические ощущения. Выражение невыразимого, бессознательного, музыки, фантазии, переживания, попытка ухватить чувственное, не предмет, а впечатление от предмета - все это определило поэзию Афанасия Фета 1850-1860-х годов. Поздняя лирика писателя складывалась во многом под влиянием трагической философии Шопенгауэра. Для творчества 1880-х годов характерна попытка уйти в другой мир, мир чистых идей и сущностей. В этом Фет оказался близок эстетике символистов, считавших поэта своим учителем.

Афанасий Афанасьевич Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года, в Москве.

"Его статьи, в которых он ратовал за интересы помещиков, возбуждали негодование всей передовой печати. После долгого перерыва в поэтической работе, на седьмом десятке своих лет, в 80-х годах Фет выпускает сборник стихов "Вечерние огни", где его творчество развернулось с новой силой.

Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" - так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворения Афанасия Фета

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Казалось бы, что ж? Отзвучала
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.

Музе

Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила еще томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?

Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.

Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя дуновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов и славы и любви,
И нежным именем, едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.

Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила,
В степи кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью,
Через леса, через поля, -
А подо мной весенней дрожью
Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени?
К чему мгновенный сей недуг,
Когда ты здесь; мой добрый гений,
Бедами искушенный друг?

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы, -
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Прости и все забудь в безоблачный ты час,
Как месяц молодой на высоте лазури;
И в негу внешнюю врываются не раз
Стремленьем молодым пугающие бури.

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, -
Былинки не найдешь и не найдешь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветер с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
1891.

Афанасий Афанасьевич Фет - цитаты

Ночь. Не слышно городского шума. В небесах звезда - и от нее, Будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное мое.

Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Встречу ль яркую в небе зарю, Ей про тайну свою говорю, Подойду ли к лесному ключу И ему я про тайну шепчу. А как звёзды в ночи задрожат, Я всю ночь им рассказывать рад; Лишь когда на тебя я гляжу, Ни за что ничего не скажу.

Из тонких линий идеала, Из детских очерков чела Ты ничего не потеряла, Но всё ты вдруг приобрела. Твой взор открытей и бесстрашней, Хотя душа твоя тиха; Но в нём сияет рай вчерашний И соучастница греха.

Замечательный русский поэт, который работал переводчиком, писал стихи и мемуары, Афанасий Фет родился в 1820 году. Так началась у Афанасия Фета краткая биография. Родился он в Орловской губернии. Его биологическим отцом был Иоганн Фет — немецкий чиновник, однако воспитывал мальчика дворянин Шеншин, с которым мать поэта сбежала, будучи в положении.

Афанасий Афанасьевич Фет краткая биография

Все было ничего, пока в 14 лет российские власти не обнаружили незаконность происхождения будущего поэта и не отобрали титул. Шеншин отправляет ребенка в городок Верро, чтобы мальчик обучался в пансионате, и в это время добивается признания Афанасия сыном чиновника из Германии. Так Афанасий из русского гражданина превратился в иностранца. Вот только Афанасий Фет решил восстановить гражданство России и вернуть титул дворянина.

Далее жизнь Афанасия Фета и краткая биография продолжается в университете Москвы, куда он поступает на филолога. Обучаясь в ВУЗе он впервые пробует себя в качестве писателя. В 1840 году, в возрасте двадцати лет выходят первые его стихи. С тех пор Фет постоянно публикуется. Университет Афанасий закончил в 1844 году. После университета поступает на военную службу, в надежде возвратить гражданство и титул. Сначала службу проходил в Херсонской губернии, затем перевелся под Петербург.

Во время службы выходят второй и третий сборник его работ. Однако служба никак не повлияла и дворянином он так и не стал. В 1858 году он ушел в отставку. После чего Фет вместе с женой, на которой он женился за год до отставки, покупает землю и становится помещиком. Занимаясь хозяйством, Фет продолжает писать. Так выходят новеллы, очерки из-под пера Афанасия Фета, а также писатель издает цикл стихотворений «Из деревни».

Рассматривая биографию Фета и ее краткое содержание, стоит отметить то, что поэт все-таки получил дворянский титул, он вернул фамилию Шеншин, как вернул свои права на наследство. Произошло это в 1873 году.
Жизнь Фета и краткая биография для детей завершается последними мгновениями его жизни, которые он провел в Москве. В 1892 у писателя остановилось сердце.

Афанасий Афанасьевич Фет – родился в 1820 году, а умер в 1892.

Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями. Творчество Фета принято считать виртуозно – экспериментальным. Автор любил инновации и часто применял их в своих произведениях. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году Шеншина. (Русская фамилия Фета)

Афанасия Афанасьевича признавали одним из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой. Для поэта было характерно посвящать свои стихотворения природе. Каждый пейзаж символизирован: весна – молодость, пора безудержной любви; осень – старость, увядание жизни; ночь – беда, действие тёмных сил; утро – восход всего нового и доброго.

Ещё одной особенностью для творчества Фета является использование различных повторов – анафора, эпифора, рефрен. Это помогало поэту усилить передачу ощущений. В жанровом отношении Фет тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре, циклизации.

Поэт «раскрепостил» слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую и фонетическую нагрузку. Это было новаторство Афанасия Афанасьевича в отношении к художественному слову.

Подробнее биография Фета

Афанасий Фет - переводчик и поэт-лирик. Его стихи уже несколько поколений являются частью школьной программы.

Он родился в 1820 году в селе Новосёлки, что неподалеку от Мценска - уездного города Орловской губернии. В селе находилось имение его отца, отставного военного Афанасия Неофитовича Шеншина. Он обвенчался заграницей в 1820 году с его будущей матерью, Шарлоттой Фет, которая носила фамилию бывшего мужа. Именно эта фамилия и досталась её сыну: когда мальчику исполнилось 14 лет выяснилось, что православное венчание было совершено после того, как Афанасий появился на свет. Духовная консистория лишила мальчика фамилии отца, а вслед за этим - дворянских привилегий.

Фет получил хорошее домашнее образование. В 14 лет его отправили в немецкий пансион города Верро, что ныне в Эстонии.

В 18 лет поступил в Московский университет на юридический факультет, но скоро перешел на факультет словестности. Обучался 6 лет: с 1838 по 1844 годы.

Именно во время обучения в университете Фет публикует первые стихи. Его дебют состоялся в 1840 году: сборник стихов «Лирический пантеон» появился в печати. Он начинает сотрудничать с «Отечественными записками» и «Москвитянином».

После окончания университета поэт решил попытаться вернуть себе дворянское звание, поступив на службу кавалеристом в армию в 1845 году. Уже через год ему присвоили офицерское звание. Но, к сожалению, он так и не получил дворянскую грамоту, её давали только со звания майора.

Это был тяжелый период в жизни Афанасия Фета. Он сильно переживал из-за смерти его возлюбленной - Марии Лазич. Она погибла при пожаре. В это время он посвятил её множество стихов.

В 1853 году он был переведен в гвардейский полк, который находился в Санкт-Петербурге. Там он сблизился с кружком журнала «Современник». В него входили: Тургенев, Дружинин, Некрасов. Особую роль занимала дружба с Тургеневым, который помог составить и опубликовать новое издание стихов Фета в 1856 году.

В 1857 году Фет женился. Его избранницей была Мария Боткина - сестра литературного критика Василия Боткина. Мария не отличалась особенной красотой, но зато имела за собой большое приданное. Именно эти средства позволили поэту купить имение Степановка. Он решил выйти в отставку и заняться обустройством имения, которое было немаленькое: 200 десятин земли. Его друзья расценивали этот поступок, как измена литературе. Действительно, из его пера стали выходить только заметки о сельском хозяйстве и небольшие литературные очерки. Фет объяснял это тем, что его творчество никому не интересно.

К творчеству писатель вернулся только спустя 17 лет, когда продал улучшенное имение и купил дом в Москве. Теперь он был не бедняком, а известным орловским помещиком. Писатель снова примыкает к своим друзьям. Он усиленно занимается переводом классической немецкой литературы.

К 1892 году состояние поэта стало резко ухудшаться: он стал задыхаться, испытывая ужасные боли, у него почти пропало зрение. В последние месяцы жизни он часто думал о самоубийстве. Умер 21 ноября 1892 года.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году и оставил этот мир спустя практически целый век, прожив невероятно насыщенную жизнь до 1892 года. По большей части лирика Фета относилась к теме природы или любви. Эти темы являются довольно распространенными, но поэт не был банальным и смог создать ряд действительно выдающихся произведений.

Фета нередко называли поэтом-музыкантом, ведь он создавал стихи, которые становились основой для романсов. К слову, романсы на стихи Фета пользуются популярностью до сих пор и звучат со сцены.

Сначала Фет обучается в пансионе на территории Эстонии, а после этого поступает на факультет словесности в Московском университете. В городе поэт начинает общаться с различными представителями творческой элиты и приобретает некоторую популярность, произведения Фета хвалил Гоголь и многие другие величины того времени.

Произведения Фета по большей части наполнены некоторой легкостью и как бы отрешенностью от этого мира, однако судьбу самого поэта трудно назвать безоблачной. Он остался без титула и для того чтобы вернуть себе статус, поступил в 1844 году в армию, где прослужил до 1858 года. Именно там он написал множество великолепных произведений, в том числе и посвященных Марии Лазич, которую он любил целиком и полностью и довольно трагически потерял.

На самом деле творчество Фета во многом следует оценивать именно через отношения к Лазич. С этой девушкой поэта связывали взаимные чувства, но молодой и честолюбивый Фет тогда не мог взять себе супругу из бедной семьи, будучи сам не полностью состоявшимся. Замужество не состоялось, а Лазич трагически погибла от огня и в итоге Афанасий Афанасьевич непрестанно винил себя в этой ситуации и оставался верен Марии на протяжении всей своей жизни, хотя потом и завел семью.

Вышедший в отставку Фет работает мировым судьей и занимается творчеством, пишет не только стихи, но и переводы, он также создает книгу воспоминаний. Все эти дни поэт по большей части проводит в приобретенным для себя имении, которое имело большое значение в его судьбе. Скончался Фет от сердечного приступа в Москве.

Творчество

Особенная и осложненная во многом, судьба со своими драматическими событиями характерна для творчества Фета.

У Афанасия Афанасьевича была долгая и беспокойная жизнь. Появился он и рос в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его супруги Шарлотты Беккер. В 14-летнем возрасте мальчик узнал, что был рожден вне брака. Когда он учился в немецком пансионе, находившемся в одном из городов Прибалтики, Афанасию пришло письмо, где говорилось, что теперь юноша будет жить под фамилией Фета. И тогда поэт почувствовал на себе все тяжелые последствия, которые были связаны с его новой фамилией. Именно здесь Фет почувствовал первые порывы к поэтическому творчеству.

Свои творения Афанасий Афанасьевич продолжал сочинять с особым усердием и в пансионе профессора Погодина, где готовился к экзаменам в Московский университет. Первым благословил на его занятия творчеством Гоголь. Радостный Фет решает выпустить свои стихи отдельным сборником, заняв немного денег у прислуги. Книга «Лирический Пантеон» все-таки была опубликована в 1840 году и получила одобрительный отзыв со стороны Белинского. Одобрение этого литературного критика помогло Фету реализовать свои возможности на литературном поприще и дальше. Поэт принимается усиленно печатать свои сочинения в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

В 1845 году Фет резко меняет свою судьбу, отбыв из Москвы и поступив на службу в один из полков в Херсонской губернии. Теперь он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым хоть немного вернуть себе утраченное. Однако его творческая деятельность ослабевала. До дворянства ему так и не удалось дослужиться, и в 1853 году он переводится в полк, находящийся недалеко от Петербурга. В 1856 году выходит переработанный сборник стихов, получивший высокую оценку со стороны Некрасова. И Фет начинает развивать активнейшую литературную деятельность. Он пробует себя в художественной прозе. Переводит труды Гейне, Гете. В 1857 году сочетается законным браком с дочерью богатейшего московского чаеторговца Марией Боткиной и выходит в отставку. В последствии купив небольшое имение, он становится мценским помещиком и продолжает писать. В 1863 году он издает новое собрание своих работ в двух частях, которые так и остались до конца нераспроданными. Дальше он покупает еще одно поместье-Воробьевку и его избирают в уезде мировым судьей. Но Фет не оставил литературу. В 1883 году он выпускает книгу «Вечерние огни». Далее под этим же названием вышли сборники и в 1885,1888 и 1891 годах.

Друзья организовали торжественный юбилей, посвященный 50-летию поэтической деятельности Афанасия Афанасьевича. Однако ограниченность читательской аудитории вызвала у него горечь и печаль. С некоторых пор Фета стали мучить старые недуги. И 21 ноября 1892 года поэт покончил жизнь самоубийством. И в наше время стало вероятно, что лирика Фета доставляет читателям огромное эстетическое значение.

3, 4, 6 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Гаврилин Валерий Александрович

    Известный русский композитор родился 17 августа 1939 года. Семья композитора была среднестатистической, рабочей. Мама занимала должность директора детского дома, а отец – работал в сфере образования

  • Игорь Васильевич Курчатов

    Игорь Курчатов – советский физик, создавший основы атомной энергетики, изобрёл первую в СССР атомную бомбу. Игорь Васильевич Курчатов появился на свет 21 февраля 1903 года в Симском Заводе.

  • Иван Федорович Крузенштерн

    Иван Крузенштерн – русский мореплаватель, совершивший первое в России кругосветное плавание. Иван Фёдорович Крузенштерн появился на свет 8 ноября 1770 года в маленьком поселении Хаггуд

  • Редьярд Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт, получивший широкую известность благодаря произведениям «Книга джунглей» и «Ким», а также многочисленным стихотворениям.

Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: "Вечерние огни" (сборники 1 — 4, 1883 — 91). Многие стихи положены на музыку.

Биография

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покинул Москву и поступил Да военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи.

Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной.

В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей "неслыханную цену" за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)

В 1888, в связи с "пятидесятилетием своей музы", Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни".