Солдаты Победы: дважды Герой Советского Союза Алексей Семенович Смирнов. Герои Алексей смирнов дважды герой советского союза

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Алексе́й Семёнович Смирно́в (25 января [7 февраля ] , деревня Пальцево , Тверская губерния - 7 августа , Москва) - советский лётчик-ас , дважды Герой Советского Союза .

Биография

Проявляя высокое лётное мастерство и творчество в тактике воздушного боя, А. С. Смирнов за годы войны совершил 457 боевых вылетов, провёл 72 воздушные схватки с противником, сбил 34 вражеских самолёта.

После войны

После войны гвардии подполковник Смирнов А. С. командовал авиационным полком. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1950 года - старший лётчик-инструктор по технике пилотирования ВВС Московского военного округа . В 1952 году ему присвоено воинское звание полковник . С 1954 года - в запасе. Жил в Москве . Работал киномехаником в фильмотеке РОНО Ленинградского района. Скончался 7 августа 1987 года . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище .

Награды

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за успешное командование эскадрильей и проявленные мужество и отвагу в воздушных боях в Белоруссии и в Восточной Пруссии Смирнов Алексей Семёнович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4182).

  • .

Отрывок, характеризующий Смирнов, Алексей Семёнович

Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему.
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что то запрещенное. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит… Отец ее – князь Василий… Это нехорошо», думал он; и в то же время как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. Он вспоминал ее прежние слова, взгляды, и слова и взгляды тех, кто их видал вместе. Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою.

В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на ревизию в четыре губернии. Он устроил для себя это назначение с тем, чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, и захватив с собой (в месте расположения его полка) сына Анатоля, с ним вместе заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому с тем, чтоб женить сына на дочери этого богатого старика. Но прежде отъезда и этих новых дел, князю Василью нужно было решить дела с Пьером, который, правда, последнее время проводил целые дни дома, т. е. у князя Василья, у которого он жил, был смешон, взволнован и глуп (как должен быть влюбленный) в присутствии Элен, но всё еще не делал предложения.
«Tout ca est bel et bon, mais il faut que ca finisse», [Всё это хорошо, но надо это кончить,] – сказал себе раз утром князь Василий со вздохом грусти, сознавая, что Пьер, стольким обязанный ему (ну, да Христос с ним!), не совсем хорошо поступает в этом деле. «Молодость… легкомыслие… ну, да Бог с ним, – подумал князь Василий, с удовольствием чувствуя свою доброту: – mais il faut, que ca finisse. После завтра Лёлины именины, я позову кое кого, и ежели он не поймет, что он должен сделать, то уже это будет мое дело. Да, мое дело. Я – отец!»
Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной, взволнованной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать, Пьер после этого решения не переезжал от князя Василья и с ужасом чувствовал, что каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на нее, что он не может и оторваться от нее, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу. Может быть, он и мог бы воздержаться, но не проходило дня, чтобы у князя Василья (у которого редко бывал прием) не было бы вечера, на котором должен был быть Пьер, ежели он не хотел расстроить общее удовольствие и обмануть ожидания всех. Князь Василий в те редкие минуты, когда бывал дома, проходя мимо Пьера, дергал его за руку вниз, рассеянно подставлял ему для поцелуя выбритую, морщинистую щеку и говорил или «до завтра», или «к обеду, а то я тебя не увижу», или «я для тебя остаюсь» и т. п. Но несмотря на то, что, когда князь Василий оставался для Пьера (как он это говорил), он не говорил с ним двух слов, Пьер не чувствовал себя в силах обмануть его ожидания. Он каждый день говорил себе всё одно и одно: «Надо же, наконец, понять ее и дать себе отчет: кто она? Ошибался ли я прежде или теперь ошибаюсь? Нет, она не глупа; нет, она прекрасная девушка! – говорил он сам себе иногда. – Никогда ни в чем она не ошибается, никогда она ничего не сказала глупого. Она мало говорит, но то, что она скажет, всегда просто и ясно. Так она не глупа. Никогда она не смущалась и не смущается. Так она не дурная женщина!» Часто ему случалось с нею начинать рассуждать, думать вслух, и всякий раз она отвечала ему на это либо коротким, но кстати сказанным замечанием, показывавшим, что ее это не интересует, либо молчаливой улыбкой и взглядом, которые ощутительнее всего показывали Пьеру ее превосходство. Она была права, признавая все рассуждения вздором в сравнении с этой улыбкой.
Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что то значительней того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо. Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. Тысячу раз в продолжение этого полутора месяца, во время которого он чувствовал себя всё дальше и дальше втягиваемым в ту страшившую его пропасть, Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.

Смирнов Алексей Семенович

Родился 7 февраля 1917 г. в деревне Пальцево Тверской губернии. Как большинство героев этой книги, Смирнов рано узнал нужду - разрывался между школой, хозяйством и приработками: у матери, рано потерявшей мужа, оставалось семеро детей. После окончания 7 классов в Бобровской школе колхозной молодежи Алексей работал кочегаром на паровозе, затем слесарем в тресте «Сантехстрой». В свой первый полет поднялся с аэродрома Калининского аэроклуба. В начале 1938 г. он получил направление в Одесскую военную авиационную школу, что одновременно означало призыв в Красную Армию. Через 7 месяцев школа была окончена, Смирнов получил направление в строевую часть и через год получил боевое крещение в штурмовках финских войск на Карельском перешейке.

Свою первую победу он одержал в июле 1941 г., сбив Ме-109. 14 сентября в бою над Пулковскими высотами был подбит сам, перетянул горящую машину через линию фронта и выбросился с парашютом… Из госпиталя командир звена лейтенант Смирнов вернулся в конце октября. В самом начале 1942 г. его звено было направлено на Волховский фронт, где с воздуха прикрывало Ладожскую Дорогу Жизни. Когда в марте полк был выведен на пополнение и перевооружение, на счету ст. лейтенанта Смирнова было 4 победы, одержанные на И-153.

153-й иап, где он служил, был в числе первых полков советских ВВС, полностью укомплектованных «Аэрокобрами». Полк комплектовался по штату 015/284: 2 эскадрильи, 20 самолетов. Свой ратный путь летчики полка продолжили на Воронежском фронте. 23 июля 1942 г. «кобра» Смирнова была подбита, и вновь, долетев до линии фронта, он выбросился с парашютом. Немцы обстреляли его с земли, но счастье было на стороне летчика - ветер отнес его в сторону своих. В те тяжелые, полные испытаний, горечи и потерь дни судьба сделала Смирнову подарок: в полк вернулся П. Углянский - его близкий друг и ведомый, раненный и сбитый в воздушном бою почти год назад. Отныне и до конца войны их пара была неразлучной.

В одном из боев в районе Старой Руссы пара Смирнова, прикрываемая парой Грачев - Родин, в сложном маневренном бою, используя облачность, сумела зайти в хвост четверке Ме-109 и, одновременно открыв огонь, сбить все 4 истребителя.

Победоносные бои Смирнов провел 15 марта 1943 г., сбив 2 ФВ-190. Не считая «ничьей» Углянского, случившейся в феврале, когда он сбил «фоккер» в лобовой атаке, но и сам был вынужден приземлить поврежденный самолет на лед озера Круглое, это были первые сбитые полком «фокке-вульфы». Уверенные победы Смирнова сняли ту психологическую напряженность, которая присуща людям перед ожидаемой встречей с неведомым. За 8 месяцев боев (с 1 декабря 1942 г. по 1 августа 1943 г.) из 63 сбитых летчиками полка самолетов 23 были ФВ-190.

Бесхитростный, застенчивый и скромный, как большинство его соратников, Смирнов удивлял нечастых гостей своей неподдельной искренностью. Один из них, автор Государственного гимна, писатель Сергей Михалков под впечатлением своего знакомства написал простое и запоминающееся стихотворение «Смирновы», которое посвятил ему:

…В одном из полков,

В боевой эскадрилье,

Лихой истребитель,

Смирнов по фамильи…

В воздухе, однако, от земной простоты и застенчивости летчика не оставалось и следа: его атаки и приемы боя были предельно агрессивны, коварны и расчетливы. Свой опыт по заданию командования он сжато изложил в книге «Слагаемые победы», изданной в Ленинграде в 1944 г.

В январе 1945 г. комэск гвардии майор Смирнов был назначен заместителем командира 28-го Ленинградского гиап. Свой последний, 457 боевой вылет, 72 воздушный бой он провел в небе Восточной Пруссии. На И-153, с 30 июня 1942 г. на «Аэрокобре» П-39Д-2, а с 1 августа 1943 г. - на «Аэрокобре» П-39Ку Смирнов сбил лично 34 самолета и в группе 1 самолет противника.

После войны он командовал полком, затем служил в ВВС МВО летчиком-инструктором по технике пилотирования. Освоил МиГ-15 и МиГ-17, имел классность «Военный летчик 1-го класса». В 1954 г. по состоянию здоровья демобилизовался. Жил и работал в Москве. Умер 7 августа 1987 г.

Дважды Герой Советского Союза (28.9.43; 23.02.45). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Из книги Штрафбаты по обе стороны фронта автора Пыхалов Игорь Васильевич

Михаил Смирнов ДОРОГАМИ ВОЙНЫ У каждого человека на склоне лет появляется желание подвести итоги прожитого и поведать об этом другим. Я не стану исключением. На войне я был свидетелем горечи наших поражений, испытал все тяжести фашистского плена и в полной мере ощутил

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

7.49 Ю.П. Семенов (слева) и Л.В. Смирнов

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

П. А. Смирнов. [о нем в тексте]

Из книги Арабо-израильские войны автора Смирнов Алексей Иванович

Алексей Смирнов Арабо-израильские войны Евреи - наши двоюродные братья. Мы сосуществовали на протяжении веков. Сионизм выдвинул проблему, и все стало невозможным между евреями, арабами и христианами. Мы можем жить в одном доме, но никто из нас не может захватить весь

Из книги Скифы автора Смирнов Алексей Петрович

Алексей Смирнов Скифы Почему скифы? Время скифов - это блестящий период нашей древней истории. Именем этого народа назван период, охватывающий около пяти веков, в течение которого на территории Восточной Европы, Средней Азии и Южной Сибири в развитии общества произошли

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Смирнов Владимир Васильевич Родился 4 июля 1849 года в Выборге в семье генерал-майора Василия Николаевича Смирнова (1817–1880), участника Русско-турецкой войны, георгиевского кавалера. Образование получил в Полоцком кадетском корпусе и Павловском училище, которое закончил в

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Несостоявшийся русский царь Карл Филипп, или Шведская интрига Смутного времени автора Смирнов Алексей Константинович

Алексей Смирнов Несостоявшийся русский царь Карл Филипп, или Шведская интрига Смутного

Из книги Сталинград: Записки командующего фронтом автора Еременко Андрей Иванович

Л. М. Смирнов Г. Б. Сафиулин

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Смирнов Олег Николаевич Один из лучших летчиков 31-го иап, в 1944 г. командир звена в сводной «эскадрилье охотников» Н.Краснова, что уже само по себе было признанием высокого ратного мастерства и доблести, одержавший в ее составе 10 побед.О. Смирнов родился 11 июля 1919 г. в селе

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Ю. Н. Смирнов Сталин и атомная бомба Весной 1942 г., основываясь на агентурной информации, Л. П. Берия впервые сообщил Сталину о развернувшихся на Западе работах по созданию атомной бомбы.За несколько месяцев до этого, с конца 1941 г., 28-летний курсант Военно-воздушной

Из книги Герои и трофеи Великой народной войны. Выпуск 2-й автора

Пехотного Грязовецкого полка подпрапорщик Алексей Семенович Семенов Подпрапорщик, исполняющий должность младшего офицера, Алексей Семенович Семенов, происходит из крестьян Псковской губернии, Опочецкого уезда, Жандринской волости, деревни Тарасова Гора, родился 17

автора Уборевич Иероним Петрович

П.А. Смирнов, Ф.И. Крючков. СОЛДАТ РЕВОЛЮЦИИ. Англичане, американцы, французы высадили десанты и заняли Мурманск, Кемь, Онегу, Архангельск. Посланный В. И. Лениным для инспекции северных губерний М. С. Кедров принялся организовывать отряды для отпора врагу. Но были эти отряды

Из книги КОМАНДАРМ УБОРЕВИЧ. Воспоминания друзей и соратников. автора Уборевич Иероним Петрович

И. Я. Смирнов. НАШ КОМАНДУЮЩИЙ. В феврале 1919 года в подмосковном городке Богородске (теперь Ногинск) я вступил добровольцем в Красную Армию. Попал в 307-й полк 35-й (впоследствии- Сибирской) стрелковой дивизии 5-й армии, да так и служил в нем до сентября 1923 года, пока не

7 февраля - 100 лет со дня рождения выдающегося лётчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза А.С. Смирнова

Алексей Семенович Смирнов родился в революционном 1917 году в деревне Пальцево Тверской губернии в бедной крестьянской семье, где было семеро детей. По национальности - карел. Член ВКП(б) с 1941 года. Прославился он не в победные 1943-1945 годы, а в первый период войны, в тяжелейших боях с люфтваффе, еще не потерявшими ударную мощь...

23 июля 1942 года, вылетев в составе шестёрки для прикрытия войск в район Землянска, они встретили шесть Ю-88, прикрытых двумя звеньями Ме-109. Бомбардировщики уже готовились обрушить свой груз на позиции советских войск. Не теряя времени, Смирнов атаковал лидера и сбил его. Выполнив боевой разворот, он тут же, с короткой дистанции сразил один из истребителей прикрытия. Самолёт Смирнова также был подожжён в этом бою, он покинул его с парашютом и был подобран танкеткой 27-й танковой бригады. Танкисты ранее пленили немецкого лётчика со сбитого Смирновым Ме-109, они же и подтвердили сбитие обоих немецких самолётов. За этот бой старший лейтенант А.С. Смирнов был награждён орденом Ленина.

Биография аса была обычной для того времени. Окончил неполную среднюю школу, работал слесарем на железнодорожной станции Калинин, кочегаром на паровозе, занимался в Калининском аэроклубе.

В РККА с 1938-го. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, и с декабря - лётчик в авиационных частях Московского, а затем Ленинградского военных округов.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Воевал на И-153 в составе 153-го ИАП (истребительного авиационного полка). Совершил около 50 боевых вылетов, главным образом на штурмовку.

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года (младший лейтенант) - в качестве командира звена и заместителя командира эскадрильи 153-го ИАП на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Северо-Западном и Калининском фронтах. С 22 июня по 10 марта 1943 года совершил 167 боевых вылетов, из них 36 – на штурмовку, 25 – на разведку, остальные – на сопровождение бомбардировщиков и прикрытие своих войск.

10 июля 1941 года одержал свою первую победу, сбив Ме-109. В воздушном бою был тяжело ранен, но сумел привести самолёт на свой аэродром и посадить его.

С 22 марта по 12 июня 1942 года лётчики полка осваивали поступающие нам по ленд-лизу американские истребители «Аэрокобра», а с 29 июня 1942 года, в составе 244-й бомбардировочной авиационной дивизии (как полк сопровождения), приступили к боевой работе в составе 2-й воздушной армии на Брянском, затем (с 7 июля 1942 года) на Воронежском фронте.

Писатель Сергей Михалков несколько раз побывал в полку. Их первая встреча произошла в 1942 году.

«Внимание писателя сразу же привлекла колоритная фигура бесстрашного истребителя Алексея Смирнова, слава о котором гремела по всему фронту», - вспоминал в своей книге «Боевые маршруты» Герой Советского Союза, в 1942 году заместитель командующего, а с сентября 1943 года – командующий 6-й воздушной армией, впоследствии генерал-полковник авиации Ф.П. Полынин.

Под впечатлением от встреч с лётчиком С.В. Михалков написал стихотворение "Смирновы":

"...В одном из полков, в боевой эскадрилье,

Лихой истребитель, Смирнов по фамильи..."

В воздухе от земной простоты и даже застенчивости лётчика не оставалось и следа: он становился дерзким и хватким, а его атаки и приёмы боя были предельно расчётливы и хитры.

Статьи лётчика, появлявшиеся в армейской газете «Сокол Родины» были собраны и опубликованы в небольшой книге "Слагаемые победы", изданной в Ленинграде в 1944 году.

22 ноября 1942 года 153-й ИАП был преобразован 28-й гвардейский ИАП. В мае 1943 года полку было присвоено почётное наименование Ленинградский.

Летом 1943-го Смирнов специализировался на разведывательных самолётах противника – ФВ-189, лично сбив 27 июля, 8 и 17 августа три этих чрезвычайно вёртких, удачно вооружённых и бронированных самолёта, именуемых в войсках «рамой», а иногда, из-за частого присутствия в воздухе, «старшиной фронта»… Их особенно ненавидели наши пехотинцы, «рамы» корректировавали вражеский огонь.

К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи гвардии капитан А. С. Смирнов совершил 312 боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил 13 самолётов противника.

В сентябре 1943 года полк был передан в подчинение командованию 3-й воздушной армии, действовавшей на Калининском фронте.

7 октября 1943 года во главе шестёрки «Аэрокобр» он атаковал и рассеял группу из 21 Хе-111. В результате 20-минутного боя лётчиками его шестёрки было сбито 6 Хе-111, одного из них – лидера, первым в этом бою, сбил наш ас. В октябре 1943 года гвардии майор А.С. Смирнов - командир эскадрильи 28-го гвардейского ИАП.

Самым удачным днем для А.С. Смирнова стало 9 октября 1943 года, когда, в трех боевых вылетах в район Невеля он сбил 4 немецких самолета (Хе-111, Хш-126, 2 ФВ-190) за что был награжден орденом Aлександра Невского.

Да и вообще октябрь стал для героя самым результативным месяцем – он одержал тогда 9 побед, самых значительных по сбитым типам немецких самолетов: 2 Хе111, 3 Ю-87, Хш-126 и 3 ФВ-190.

К сентябрю 1944 года Смирнов совершил 396 боевых вылетов, лично сбил 31 и в группе 1 самолёт противника. С января 1945 года воевал в должности заместителя командира 28-го гвардейского ИАП на 3-м Белорусском фронте.

Проявляя высокое лётное мастерство и творчество в тактике воздушного боя, гвардии майор А.С. Смирнов за годы войны совершил 457 боевых вылетов на И-153, МиГ-3 и «Аэрокобре», провёл 72 воздушных боя, сбил 34 самолёта противника лично и 1 в группе, кроме того 27 июня 1943 года он уничтожил корректировочно-разведывательный аэростат противника.

Около 300 боевых вылетов он совершил в паре, а позднее в группе со своим ведомым, а позднее комэском гвардии капитаном П.Д. Углянским, одержавшим 12 личных и 1 групповую победу. В воздушных боях А.С. Смирнов был трижды ранен. Среди сбитых А.С. Смирновым самолётов 2 двухмоторных Хе-111 и 1 Ю-88, три лично и одна в группе сбитая «рама» ФВ-189, 3 Ю-87, 2 разведчика Хш-126 и даже чрезвычайно редко идентифицируемый в советских истребительных полках хорошо вооружённый вперед и назад немецкий тяжёлый двухмоторный истребитель Ме-210. Всего на его счету 7 двухмоторных машин.

22 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования 28-й гвардейский Ленинградский ИАП, где воевал Смирнов, был удостоен ордена Кутузова III степени. Всего за годы войны лётчики 28-го гвардейского ИАП сбили в воздушных боях 406 самолётов противника и 105 самолётов уничтожили на аэродромах.

После войны гвардии подполковник А.С. Смирнов командовал истребительным авиационным полком. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Был одним из первопроходцев реактивной авиации. С 1950 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. Освоил МиГ-9, Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17. Военный лётчик 1-го класса. С 1952 года - полковник.

Герой Советского Союза выдающийся ас реактивной авиации Е.Г. Пепеляев, весьма ревностный в оценках лётного мастерства, отзывался о нём в превосходной степени: «Очень сильный лётчик: точный, спокойный, выдержанный».

С 1954 года полковник А.С. Смирнов в запасе.

Он жил в Москве. Работал в школе, затем на киностудии учебных фильмов. Порой приходил на празднования дня Победы, устроившись где-нибудь сбоку и прикрыв золотые Звёзды поднятой к лацкану пиджака левой рукой, оставался незамеченным.

Однажды проводивший торжественное заседание в ДОСААФ трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин заметил его, когда собрание уже началось. Александр Иванович, извинившись, остановил говорившего, пригласил А.С. Смирнова в президиум, кратко представил его присутствующим, отозвавшимся овацией, после чего предложил вернуться к регламенту заседания.

Алексей Семёнович был исключительно скромным человеком, скорее даже молчуном. «Воевал, как все, просто немного везло», - кратко отвечал он на расспросы малознакомых людей и корреспондентов.

Был женат, вырастил дочь и сына.

Дважды Герой Советского Союза А.С. Смирнов (28.09.1943, №1213; 23.02.1945, №4182) награждён: двумя орденами Ленина (14.08.1942; 29.09.1943); пятью – Красного Знамени (3.12.1941; 3.05.1942; 30.04.1943; 3.09.1944; 22.02.1955), орденом Александра Невского (11.10.1943), двумя орденами Отечественной войны I степени (15.05.1945; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (3.11.1953), медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А. С. Смирнова установлен в городе Рамешки Тверской области. Один из МиГ-23, состоявших на вооружении советских ВВС, был назван его именем.

В Государственной Третьяковской галерее находится бюст А. С. Смирнова работы народного художника СССР Н.В. Томского.

Вечная память Герою!

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Алексей Семенович Смирнов родился в революционном 1917 году в деревне Пальцево Тверской губернии в бедной крестьянской семье, где было семеро детей. По национальности - карел. Член ВКП(б) с 1941 года. Прославился он не в победные 1943-1945 годы, а в первый период войны, в тяжелейших боях с люфтваффе, еще не потерявшими ударную мощь…

23 июля 1942 года, вылетев в составе шестёрки для прикрытия войск в район Землянска, они встретили шесть Ю-88, прикрытых двумя звеньями Ме-109. Бомбардировщики уже готовились обрушить свой груз на позиции советских войск. Не теряя времени, Смирнов атаковал лидера и сбил его. Выполнив боевой разворот, он тут же, с короткой дистанции сразил один из истребителей прикрытия. Самолёт Смирнова также был подожжён в этом бою, он покинул его с парашютом и был подобран танкеткой 27-й танковой бригады. Танкисты ранее пленили немецкого лётчика со сбитого Смирновым Ме-109, они же и подтвердили сбитие обоих немецких самолётов. За этот бой старший лейтенант А.С. Смирнов был награждён орденом Ленина.

Биография аса была обычной для того времени. Окончил неполную среднюю школу, работал слесарем на железнодорожной станции Калинин, кочегаром на паровозе, занимался в Калининском аэроклубе.

В РККА с 1938-го. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, и с декабря - лётчик в авиационных частях Московского, а затем Ленинградского военных округов.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Воевал на И-153 в составе 153-го ИАП (истребительного авиационного полка). Совершил около 50 боевых вылетов, главным образом на штурмовку.

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года (младший лейтенант) - в качестве командира звена и заместителя командира эскадрильи 153-го ИАП на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Северо-Западном и Калининском фронтах. С 22 июня по 10 марта 1943 года совершил 167 боевых вылетов, из них 36 – на штурмовку, 25 – на разведку, остальные – на сопровождение бомбардировщиков и прикрытие своих войск.

10 июля 1941 года одержал свою первую победу, сбив Ме-109. В воздушном бою был тяжело ранен, но сумел привести самолёт на свой аэродром и посадить его.

С 22 марта по 12 июня 1942 года лётчики полка осваивали поступающие нам по ленд-лизу американские истребители «Аэрокобра», а с 29 июня 1942 года, в составе 244-й бомбардировочной авиационной дивизии (как полк сопровождения), приступили к боевой работе в составе 2-й воздушной армии на Брянском, затем (с 7 июля 1942 года) на Воронежском фронте.

Писатель Сергей Михалков несколько раз побывал в полку. Их первая встреча произошла в 1942 году.

«Внимание писателя сразу же привлекла колоритная фигура бесстрашного истребителя Алексея Смирнова, слава о котором гремела по всему фронту», - вспоминал в своей книге «Боевые маршруты» Герой Советского Союза, в 1942 году заместитель командующего, а с сентября 1943 года – командующий 6-й воздушной армией, впоследствии генерал-полковник авиации Ф.П. Полынин.

Под впечатлением от встреч с лётчиком С.В. Михалков написал стихотворение «Смирновы»:

«… В одном из полков, в боевой эскадрилье,
Лихой истребитель, Смирнов по фамильи...»

В воздухе от земной простоты и даже застенчивости лётчика не оставалось и следа: он становился дерзким и хватким, а его атаки и приёмы боя были предельно расчётливы и хитры.

Статьи лётчика, появлявшиеся в армейской газете «Сокол Родины» были собраны и опубликованы в небольшой книге «Слагаемые победы», изданной в Ленинграде в 1944 году.

22 ноября 1942 года 153-й ИАП был преобразован 28-й гвардейский ИАП. В мае 1943 года полку было присвоено почётное наименование Ленинградский.

Летом 1943-го Смирнов специализировался на разведывательных самолётах противника – ФВ-189, лично сбив 27 июля, 8 и 17 августа три этих чрезвычайно вёртких, удачно вооружённых и бронированных самолёта, именуемых в войсках «рамой», а иногда, из-за частого присутствия в воздухе, «старшиной фронта»… Их особенно ненавидели наши пехотинцы, «рамы» корректировавали вражеский огонь.

К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи гвардии капитан А. С. Смирнов совершил 312 боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил 13 самолётов противника.

В сентябре 1943 года полк был передан в подчинение командованию 3-й воздушной армии, действовавшей на Калининском фронте.

7 октября 1943 года во главе шестёрки «Аэрокобр» он атаковал и рассеял группу из 21 Хе-111. В результате 20-минутного боя лётчиками его шестёрки было сбито 6 Хе-111, одного из них – лидера, первым в этом бою, сбил наш ас. В октябре 1943 года гвардии майор А.С. Смирнов - командир эскадрильи 28-го гвардейского ИАП.

Самым удачным днем для А.С. Смирнова стало 9 октября 1943 года, когда, в трех боевых вылетах в район Невеля он сбил 4 немецких самолета (Хе-111, Хш-126, 2 ФВ-190) за что был награжден орденом Aлександра Невского.

Да и вообще октябрь стал для героя самым результативным месяцем – он одержал тогда 9 побед, самых значительных по сбитым типам немецких самолетов: 2 Хе111, 3 Ю-87, Хш-126 и 3 ФВ-190.

К сентябрю 1944 года Смирнов совершил 396 боевых вылетов, лично сбил 31 и в группе 1 самолёт противника. С января 1945 года воевал в должности заместителя командира 28-го гвардейского ИАП на 3-м Белорусском фронте.

Проявляя высокое лётное мастерство и творчество в тактике воздушного боя, гвардии майор А.С. Смирнов за годы войны совершил 457 боевых вылетов на И-153, МиГ-3 и «Аэрокобре», провёл 72 воздушных боя, сбил 34 самолёта противника лично и 1 в группе, кроме того 27 июня 1943 года он уничтожил корректировочно-разведывательный аэростат противника.

Около 300 боевых вылетов он совершил в паре, а позднее в группе со своим ведомым, а позднее комэском гвардии капитаном П.Д. Углянским, одержавшим 12 личных и 1 групповую победу. В воздушных боях А.С. Смирнов был трижды ранен. Среди сбитых А.С. Смирновым самолётов 2 двухмоторных Хе-111 и 1 Ю-88, три лично и одна в группе сбитая «рама» ФВ-189, 3 Ю-87, 2 разведчика Хш-126 и даже чрезвычайно редко идентифицируемый в советских истребительных полках хорошо вооружённый вперед и назад немецкий тяжёлый двухмоторный истребитель Ме-210. Всего на его счету 7 двухмоторных машин.

22 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования 28-й гвардейский Ленинградский ИАП, где воевал Смирнов, был удостоен ордена Кутузова III степени. Всего за годы войны лётчики 28-го гвардейского ИАП сбили в воздушных боях 406 самолётов противника и 105 самолётов уничтожили на аэродромах.

После войны гвардии подполковник А.С. Смирнов командовал истребительным авиационным полком. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Был одним из первопроходцев реактивной авиации. С 1950 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. Освоил МиГ-9, Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17. Военный лётчик 1-го класса. С 1952 года - полковник.

Герой Советского Союза выдающийся ас реактивной авиации Е.Г. Пепеляев, весьма ревностный в оценках лётного мастерства, отзывался о нём в превосходной степени: «Очень сильный лётчик: точный, спокойный, выдержанный».

С 1954 года полковник А.С. Смирнов в запасе.

Он жил в Москве. Работал в школе, затем на киностудии учебных фильмов. Порой приходил на празднования дня Победы, устроившись где-нибудь сбоку и прикрыв золотые Звёзды поднятой к лацкану пиджака левой рукой, оставался незамеченным.

Однажды проводивший торжественное заседание в ДОСААФ трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин заметил его, когда собрание уже началось. Александр Иванович, извинившись, остановил говорившего, пригласил А.С. Смирнова в президиум, кратко представил его присутствующим, отозвавшимся овацией, после чего предложил вернуться к регламенту заседания.

Алексей Семёнович был исключительно скромным человеком, скорее даже молчуном. «Воевал, как все, просто немного везло», - кратко отвечал он на расспросы малознакомых людей и корреспондентов.

Был женат, вырастил дочь и сына.

Дважды Герой Советского Союза А.С. Смирнов (28.09.1943, №1213; 23.02.1945, №4182) награждён: двумя орденами Ленина (14.08.1942; 29.09.1943); пятью – Красного Знамени (3.12.1941; 3.05.1942; 30.04.1943; 3.09.1944; 22.02.1955), орденом Александра Невского (11.10.1943), двумя орденами Отечественной войны I степени (15.05.1945; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (3.11.1953), медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А. С. Смирнова установлен в городе Рамешки Тверской области. Один из МиГ-23, состоявших на вооружении советских ВВС, был назван его именем.

В Государственной Третьяковской галерее находится бюст А. С. Смирнова работы народного художника СССР Н.В. Томского.

Вечная память Герою!

Николай Бодрихин

Дважды Герой Советского Союза Смирнов Алексей Семенович

Родился 7 февраля 1917 года в деревне Пальцево, ныне Рамешковский район Тверской области, в семье крестьянина. После окончания средней школы, работал слесарем на станции Калинин. В 1937 году окончил Калининский аэроклуб, а в 1938 году — Oдесскую военную авиационную школу лётчиков.

В составе 153-го истребительного авиационного полка принимал участие в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны лейтенант А. С. Смирнов в действующей армии. Сражался на Ленинградском, Воронежском, Северо-Западном, Калининском, 1-м и 2-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.

К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт). Гвардии капитан А. С. Смирнов совершил 312 боевых вылетов, в 39 воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника. 28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К сентябрю 1944 года командир эскадрильи тех же полка и дивизии (11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт). Гвардии майор А. С. Смирнов совершил 396 боевых вылетов, лично сбил 31 самолёт противника, за что 23 февраля 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего совершил 457 боевых вылетов (из них — 100 на штурмовку). В 72 воздушных боях уничтожил 35 вражеских самолётов лично и 15 — в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в 1947 году. Командовал истребительным авиационным полком, затем был лётчиком-инструктором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в городе Рамешки. Его имя присвоено самолёту из состава 28-го Гвардейского ИАП.

Самолёт горел. Чёрный дым врывался в кабину. Пот и слёзы мешали смотреть. Огонь, языкастый, жаркий, неумолимо подступал к лётчику. Знойное дыхание пожара с каждой секундой приближало трагическую развязку...

А внизу — стремительно приближающаяся, исковерканная земля, занятая врагом. «Нет, гады, не ждите моей смерти, не сдамся!» — решил Алексей Смирнов. Он крепко вцепился в штурвал, собрал последние силы. Нестерпимо болели ноги. Глаза застилала дымная пелена, и горло перехватывало от волнения. «Ну, ещё немного, тяни до наших, до наших недалеко».

Советский истребитель падал с огромной высоты всё круче. Пехотинцам и танкистам, находившимся на передовой линии, он казался горящим факелом. Сожалея о погибающем «ястребке», воины на земле, отбивающие в июльский зной атаки врага, ещё не знали, что на горящем самолёте возвращается победитель. Всего каких-нибудь полчаса назад по сигналу с командного пункта шестёрка истребителей поднялась в воздух. И там, за облаками, Алексей увидел клинья «Юнкерсов», идущих бомбить наши позиции. Их сопровождали «Мессеры». Он бросился в бой и сразу же подбил ведущего бомбардировщика. И, когда ринулся на второй, перед ним внезапно возник Ме-109. Завязался бой, короткая смертельная схватка, в которых редко выпадает ничья. И вот Алексей почувствовал, что его самолёт подбит, но не растерялся, решив мстить, наступать до последней возможности. Он позабыл о себе, он помнил одно — сдаваться нельзя, надо биться до последнего. И Алексей направил подбитый «ястребок» на фашистского аса.

С каждым мгновением самолёты сближались. Казалось, вот-вот они столкнутся. Это был поединок на выдержку, на веру, на бессмертие. В последнюю секунду противник не выдержал, изменил курс, лёг на крыло, увёртываясь от яростного натиска советского истребителя. Алексей воспользовался этим мигом и прошил противника. «Мессер», объятый пламенем, кувыркаясь, полетел вниз, а его «ястребок» тоже горел, но он не хотел сдаваться, воля его не сломлена, и Алексей всё ещё управлял летящим факелом. Всё его существо устремилось вперёд: «Только бы добраться до своих, только бы не взорвались баки!»

И, когда зелёная земля приблизилась вплотную, Алексей отстегнул ремни и перевалился через борт. Повиснув на парашюте, он услышал стрельбу. С немецкой стороны по нему били из автоматов, а наши пехотинцы и танкисты открыли ураганный огонь по врагу, чтобы защитить его. Ему опять — который уже раз — повезло: ни одна пуля не задела его, а парашют ветром подвинуло к своим.

Алексея приняли в дружеские объятия танкисты и отвезли в расположение авиационного полка, где однополчане Смирнова собирались уже с болью сердечной внести его в списки погибших. Это произошло 23 июля 1942 года на Воронежском фронте. Позади был напряжённый год войны, неравных боёв с превосходящими силами противника.

Поостынув от опасного полёта и отдохнув, Алексей Смирнов рассказал подробно все детали боя, возвращения на землю и вспомнил о таком же случае в начале войны, под Ленинградом. Немецкая авиация тогда господствовала в воздухе. Схватки происходили ожесточённые, и частенько наши лётчики не возвращались на базу.

В июле 1941 года его шестёрка истребителей прикрывала группу наших бомбардировщиков, получившую важное задание. На большой высоте появились Ме-109. Они ринулись к бомбардировщикам, чтобы сбить их с курса. Алексей повёл свою шестёрку наперерез врагам. Завязался бой. В ушах звенело от стука моторов, от треска выстрелов. В голубом небе замелькали пунктиры огненных трасс. Смирнов схлестнулся с «Мессером», не раз атаковывал его, но всё безуспешно. Оставалось только одно — пойти на опасное сближение. Алексей прибавил скорость, настиг врага и расстрелял его. «Мессер» загорелся и, объятый чёрным дымом, вошёл в штопор. И в этот момент вражеские пули прошили плоскости «Чайки» Смирнова.

Резкая боль оглушила пилота, в глазах помутнело. «Неужели всё?» — мелькнула мысль. Самолёт, накренившись, падал к земле. Стараясь не потерять сознания, напрягая последние силы, он выровнял машину, овладел управлением и повёл «Чайку» к линии фронта. От большой потери крови навалилась тупая усталость, забытье. И опять он заставил себя взбодриться, собрать всю волю, чтобы продержаться ещё хотя бы секунды. Ему всё-таки хватило последних усилий, чтобы перетянуть повреждённую машину за передовую линию и посадить её на своей земле.

Именно в те дни он написал на тетрадном листке заявление в партбюро полка: «В эти суровые и тяжёлые для Отчизны дни я имею огромное желание стать коммунистом. За великое и правое дело, за торжество коммунизма готов отдать все свои силы, а если потребуется, и свою жизнь».

Карельский перешеек, аэродром Кексгольм. Второй слева — А. С. Смирнов, в центре А. Ф. Авдеев, справа — А. Ф. Костюк, стоит — Ю. Минаев. 1941 год.

Залечив рану, молодой коммунист снова поднялся в воздух. Там, на Ленинградском фронте, лейтенант А. С. Смирнов получил первую награду — орден Красного Знамени. Так за год войны он дважды горел в воздухе и каждый раз мог погибнуть, не справившись с израненным самолётом и сам раненный. «Тебе везёт!» — говорили ему друзья. Не все понимали, что дело не только в удаче. Смирнов обладал лучшими качествами прекрасного истребителя, советского аса. Знание техники, слитность с машиной, мгновенная реакция, точный расчёт, помноженные на храбрость, и, конечно, железная выдержка и воля к победе — всё это сочеталось в простом, скромном, белокуром парне...

В томительные дни бездействия, находясь на излечении или в ожидании новой машины, он писал письма самому дорогому человеку — матери. Писал и снова возвращался в мир детства и юности.

Родился Алексей в бедной крестьянской семье. Мать, воспитывавшая без мужа 7 детей, никак не могла свести концы с концами. В лесной деревушке Пальцево семья Смирновых бедствовала больше других. Алеше рано пришлось впрягаться в тяжёлую работу. Ему хотелось учиться, но нужно было помогать матери, и у паренька хватало времени и на то, чтобы ходить в школу, и работать в своём хозяйстве, и нянчить ещё за кусок хлеба соседских ребятишек. Окончив Бобровскую школу колхозной молодёжи, Алексей уехал в Калинин, где некоторое время работал кочегаром на паровозе, а потом поступил в трест «Сантехстрой».

18-летний юноша переступил впервые порог Калининского аэроклуба, увидел самолёт, поднялся в небо и, счастливый, открыл для себя самое любимое дело, дело всей жизни. В начале 1938 года он получил направление в Одесскую военную авиационную школу, что одновременно означало призыв в Красную Армию. Через 7 месяцев школа была окончена, Смирнов получил направление в строевую часть и через год получил боевое крещение в штурмовках финских войск на Карельском перешейке.

Начало Великой Отечественной Войны он встретил на Ленинградском фронте, где летал на разведку, штурмовку и прикрытие своих самолётов. В Июле 1941 года, на биплане , одержал первую победу — сбил истребитель Ме-109. В тот день четвёрка «Чаек», которую он возглавлял, получила задание подвергнуть штурмовке мотоколонну противника. Они вышли ив цель, рассредоточились перед тем, как войти в пике, и в ту же минуту сзади и выше Алексей увидел 8 вражеских истребителей.

«Успеем», — решил командир и направил машину на колонну врага. Ведомые повторили маневр. Удар оказался точным, бомбы попали в цель. На выходивших из атаки «Чаек» набросились истребители противника. Начался бой. Сманеврировав, Алексей повёл звено в лобовую. Так они сходились трижды. Две первые атаки не достигли цели. Но при третьей Смирнов уничтожил вражеский самолёт. Лётчик Иван Тищенко в этом бою тоже сбил один Ме-109. На свой аэродром звено вернулось без потерь.

Шли фронтовые дни, недели. До перевооружения полка на он сбил 4 самолёта.

14 сентября 1941 года группа советских истребителей встретилась с 17 вражескими самолётами. В числе их было 8 «Мессершмиттов». Наши лётчики первыми навязали противнику бой и закрутилась бешенная карусель. Итог ей подвели пехотинцы. Они сообщили в полк: сбиты 3 «Юнкерса» и 2 Ме-109.

В этом бою особенно отличился старший лейтенант Алексей Смирнов. Он уничтожил 2 вражеских самолёта. Но и его не миновал огонь противника. Пришлось прыгать с парашютом. Приземлился он между нашими и немецкими позициями, на ничейной полосе. Возможно, парню пришлось бы туго, не окажись поблизости танковой бригады. Командир распорядился немедленно послать к попавшему в беду лётчику три бронированные машины. Гвардейцы вызволили Алексея и 3 дня держали в гостях. Потом на танке доставили в полк, где его ожидала награда — орден Ленина.

Однако ранение, полученное в этом бою, оказалось достаточно серьёзным — более месяца Алексей пролежал в госпитале. После лечения, в конце октября, он вернулся в полк.

В начале 1942 года его звено было направлено на Волховский фронт, где с воздуха прикрывало Ладожскую «Дорогу Жизни». Когда в марте 1942 года полк был выведен на пополнение и перевооружение, на счету Алексея Смирнова было уже 4 победы, одержанные им на биплане И-153 «Чайка».

Летом 1942 года 153-й авиаполк отправили на Воронежский Фронт, к тому времени Смирнову уже присвоили звание «Старший лейтенант». 30 июня 1942 года 153-й ИАП, где он служил, одним из первых в Советских ВВС был перевооружён на американские P-39 «Аэрокобра» и укомплектован по штату: 2 эскадрильи, 20 самолётов. На этих машинах Алексей Смирнов добился значительных успехов в боях на Воронежском, Северо-Западном, Калининском и 3-м Белорусском Фронтах, став настоящим воздушным асом.

23 июля 1942 года Смирнов повёл 6 «Аэрокобр» на перехват группы Ju-87 прикрываемой истребителями около Землянска. Внезапной атакой он уничтожил одну «Штуку» и повредил Ме-109. Но и «Аэрокобра» Смирнова была подбита, и вновь, долетев до линии фронта, он выбросился с парашютом. Немцы обстреляли его с земли, но счастье было на стороне лётчика — ветер отнес его в сторону своих. В те тяжёлые, полные испытаний, горечи и потерь дни судьба сделала Смирнову подарок: в полк вернулся Пётр Углянский (к концу войны одержал 14 побед) — его близкий друг и ведомый, раненный и сбитый в воздушном бою почти год назад. Отныне их пара была неразлучной.

В одном из боёв в районе Старой Руссы пара Смирнова, прикрываемая парой Грачёв — Родин, в сложном маневренном бою, используя облачность, сумела зайти в хвост четвёрке Ме-109 и, одновременно открыв огонь, сбить все 4 истребителя.

22 ноября 1942 года 153-й авиаполк был преобразован в 28-й Гвардейский и перемещён на северный участок фронта. Там, 15 марта 1943 года, Смирнов провёл победоносные бои, сбив 2 новейших немецких истребителя FW-190. Не считая «ничьей» Углянского, случившейся в феврале, когда он сбил «Фоккер» в лобовой атаке, но и сам был вынужден приземлить повреждённый самолёт на лед озера Круглое, это были первые сбитые полком «Фокке-Фульфы».

Схватка Алексея оказалась необычайно напряжённой. Бой шёл на горизонталях. У обеих машин — «Аэрокобры» Смирнова и немецкого «Фоккера» — оказалось одинаковое время виража. Получалось, что немец не мог зайти в хвост «Кобре», а Смирнов — в хвост FW-190. И тогда Алексей использовав свой богатый опыт в технике пилотирования, пустил в ход триммера, использовав приём внешнего скольжения... Сократив до предела радиус виража, он зашёл в хвост неприятелю и сбил его. Весной 1943 года он стал Гвардии кaпитаном и командиром эскадрильи. К маю 1943 года общий счёт уничтоженных им самолётов подходил уже к 20. Он стал одним из лучших асов полка.

2 мая 1943 года... С утра плотный туман закрыл аэродром. Но через некоторое время сквозь белую пелену начало проглядывать солнце. Командир эскадрильи Алексей Смирнов получил задание вылететь на разведку в паре с ведомым Петром Углянским. И вот они а воздухе. Курс на запад. Не доходя до Старой Руссы, пересекли линию фронта.

— По возможности в бой не вступайте, — предупредил Смирнова командир перед вылетом. — Главная задача — разведка аэродромов. Если подтвердится, что немцы перебросили в этот район группу бомбардировщиков, будет организован налёт. Данные передавайте по радио.

Вдали показался аэродром. Алексей осмотрелся. Небо было чистым, противника не видно. «Положив» машину на крыло, увидел самолётные стоянки и два пыльных хвоста от бежавших по полосе истребителей.

— На точке № 1 около 30 истребителей, — доложил он на командный пункт.

До аэродрома Волот, следующего пункта, было не больше 40 километров. Неотступно за командиром шёл его ведомый Пётр Углянский. Алексей любил его, своего верного боевого товарища. Это был опытный лётчик, упорный в бою: если уж зашёл в хвост самолёта противника, не упустит его.

Смирнов посмотрел вниз. Сверкало, отражая лучистое солнце, озеро Ильмень, дымилась Старая Русса. Несколько дней назад в этом районе вместе с Углянским они схватились с парой FW-190. С первой же атаки Алексей уничтожил ведущего. Потом сбил «Фоккера» и его ведомый.

Смирнов посмотрел на часы. Скоро должен показаться аэродром Волот. Далеко впереди лётчик увидел пару Ме-109. Они находились на той же высоте, что и наши разведчики.

— Видишь? — спросил Алексей ведомого.

Осмотревшись, он заметил ниже метров на 700 ещё четвёрку врагов.

— Вижу, — ответил Углянский. — и верхних, и нижних.

— Атакуем и сразу уходим! — скомандовал ведущий.

И они устремились на верхнюю пару. Один из «Мессеров» стал беспорядочно падать. Оторвавшись от группы фашистских самолётов, Смирнов доложил по радио о результатах разведки. На аэродроме Волот, кроме небольшого количества истребителей, лётчики ничего не обнаружили.

«Значит, главная цель впереди», — подумал Алексей и, довернув самолёт, взял курс на Гривочки. При подходе к аэродрому Алексей увидел, что его прикрывало несколько пар вражеских истребителей. Разогнав до предельной скорости свой самолёт, он направил его в свободное от «Мессеров» пространство, надеясь проскочить заслон без воздушного боя. Но немцы метнулись за ним. Алексей изменил решение.

— Бьём с ходу, — скомандовал он ведомому.

Напасть первым, ошеломить противника — излюбленный способ действий Смирнова, не раз проверенный опытом, приносивший ему победу. Алексей направил свой самолёт на ближайшую пару Ме-109. Один из фашистов отвернул, другой немного замешкался, и Смирнов ударил по нему меткой очередью. Оглянувшись, убедился, что немцы за ним не гнались. «Значит, попытаются перехватить на обратном пути», — подумал Алексей. Предположения его оправдались. Недалеко от линии фронта они встретили 4 Ме-109, но в бой вступать не стали. Горючее было на исходе. Пара советских разведчиков благополучно вернулась на свой аэродром, Смирнов доложил командиру:

— На аэродроме Гривочки не менее сотни бомбардировщиков...

Это был лишь один из боевых вылетов, совершённых отважным воздушным бойцом Алексеем Смирновым.

Уверенные победы Смирнова сняли ту психологическую напряжённость, которая присуща людям перед ожидаемой встречей с неведомым. За 8 месяцев боёв (с 1 декабря 1942 года по 1 августа 1943 года) из 63 сбитых лётчиками полка вражеских самолётов 23 были FW-190.

3 августа 1943 года северо-западнее Витебска Алексей Смирнов, во время «свободной охоты», внезапно атаковал и уничтожил один из 8 FW-190, направлявшихся в тыл советских войск. Hемецкий истребитель упал и взорвался, похоронив под обломками известного немецкого аса, командира I-й Группы JG 54 майора Герхарда Хомута, имевшего к тому времени 63 победы.

19 августа группа Гвардии капитана А. С. Смирнова вновь сошлась в воздушной схватке с лётчиками «Grunherz». Однако на этот раз противники имели равный состав — 12 против 12 и разошлись только после полной выработки горючего, потеряв 2 «Аэрокобры» и 2 «Фокке — Вульфов».

В этот день попал в плен командир 5-го штаффеля обер-лейтенант Макс Штоц (189 побед), выбросившийся из горящего «Фоккера» на парашюте. Другой ас — оберфельдфебель Хейнрих Коллер (49 побед) — погиб.

Однако, летом 1943 года такие результаты боя уже не удовлетворяли командование 28-го Гвардейского ИАП, поэтому, сразу же после возвращения группы, был устроен тщательный разбор тактических ошибок допущенных лётчиками.

Знаменитые на Восточном фонте корректировщики FW-189, известные как «Рамы», лёгкой добычей никогда не считались. Тем не менее, в августе 1943 года лётчики полка сбили 2 «Рамы».

17 августа 1943 года Гварди капитан Смирнов и Гвардии лейтенант Козловский вылетели на перехват самолёта FW-189 в районе аэродрома Дрегло. На высоте 2000 метров рацией с земли они были наведены на FW-189 в районе Отвидно, который шёл по линии фронта курсом 360°. При подходе наших истребителей, самолёт противника развернулся с курсом 270°, и ушёл вверх в облачность. Гвардии лейтенант Козловский последовал за ним, а Гвардии капитан Смирнов остался под облачностью. Самолёт противника FW-189, выйдя над облачностью, увидел, что его преследует истребитель и снова резко пробил облачность и вышел ниже неё на 150 — 200 метров, где был атакован Смирновым. После первой атаки сзади сверху FW-189 задымился, но продолжал уходить на свою территорию. После этого наши лётчики произвели поочередно 3 последовательных атаки сзади сверху и снизу. Последнюю атаку Гварди капитан Смирнов произвёл с бреющего полёта под ракурсом 2/4 после чего FW-189 горящим упал в районе станции Перетёрка.

«Аэрокобры», хотя и не часто, выполняли штурмовку наземных войск и топили плавсредства противника в озере Ильмень. Так, 21 августа 1943 года Кисляков и Быковец потопили в озере Ильмень (это озеро иногда называют Русским морем) 7 лодок.

28 сентября 1943 года за 13 личных побед, одержанных в 39 воздушных боях и 312 боевых вылетах (по данным на август 1943 года), Алексею Смирнову было присвоено Звание Героя Советского Союза.

В начале октября полк принимал участие в Невельской наступательной операции, в результате которой части Калининского фронта освободили город Невель и вышли на подступы к Витебску. В ходе Невельской операции боевой счёт 28-го Гвардейского ИАП пополнился 60 сбитыми самолётами противника, собственные потери составили: 1 пилот и 8 самолётов. Запись из Журнала боевых действий:

10 октября (в 14:50) 8 самолётов „Аэрокобра“ под командованием капитана А. С. Смирнова вылетели для прикрытия своих войск. В 15:00 на высоте 3000 метров в районе города Невель встретили 4 FW-190, с которыми завязался воздушный бой. После двух лобовых атак истребители противника вышли из боя. Через 5 минут встретили ещё 2 FW-190. Атаковав противника, лётчик Смирнов сбил одну машину, которая упала в 10 км западнее города Невель. Второй самолёт сбил лётчик Козловский. Через 5 минут вновь встретили 2 фашистских истребителя. В результате 4-й атаки одного сбил майор Исаев, второй „Фоккер“, уклонившись от боя, ушёл с набором высоты.

В 15:30 на высоте 4000 метров в районе Воронино встретили 12 Не-111. Вновь — атаки. В результате одного фашистского бомбардировщика сбил Исаев, другие, рассыпавшись и сбросив беспорядочно бомбы, ушли за линию фронта. В этом же бою, отсекая от бомбардировщиков сопровождавших истребителей, наши лётчики сбили 5 немецких самолётов. Преследовать бомбардировщиков не стали из-за исхода горючего».

Осенью 1943 года Гвардии капитану А. С. Смирнову повезло, как редко кому везло на войне — он летал и сражался с врагом над своим родным домом: деревней Пальцево Рамешковского района Калининской области.

Самым удачным днём для Смирнова стало 9 октября 1943 года, когда он сбил 4 немецких самолёта и был награждён орденом Александра Невского, 3-мя днями спустя. В конце 1943 года полк перебросили уже на 1-й Прибалтийский Фронт...

Летом 1944 года в операции по освобождению Белоруссии в полках 11-го ИАК состоялись комсомольские собрания, на которых обсуждались вопросы: «Честь эскадрильи — моя честь», «Умножим боевую славу полка», «Чему обязывают нас боевые подвиги Героев» и другие. С докладами выступали отличившиеся в боях лётчики, командиры эскадрилий и полков, Герои Советского Союза. В 28-м ГвИАП, например, на комсомольском собрании эскадрильи с повесткой дня: «Героические подвиги комсомольца Логвинова» выступил командир эскадрильи Герой Советского Союза Гвардии майор А. С. Смирнов. Он говорил о характерных чертах героя воздушных боёв, о его отваге, высокой дисциплинированности, отличном знании техники, умелом применении новых приёмов в боях. Чувство взаимной выручки у Логвинова — на первом плане. Лётчик-истребитель комсомолец Логвинов сбил 14 вражеских самолётов лично и 1 в паре.

— Учитесь воевать у отважного воздушного бойца Логвинова, — призвал Гвардии майор Смирнов молодых лётчиков.

Комсомольцы эскадрильи решили использовать опыт своего товарища в боях, быть такими же бесстрашными, как Иван Иванович Логвинов. Многие комсомольцы просились летать на боевые задания в паре с ним, чтобы в бою следовать его приёмам и метко бить врага.

23 февраля 1945 года Гвардии майор А. С. Смирнов был награждён второй медалью «Золотая Звезда» за 31 личную победу, одержанную в 396 боевых вылетах (по данным на сентябрь 1944 года).

В январе 1945 года он принял командование полком и участвовал в заключительных боях над Берлином.

Бесхитростный, застенчивый и скромный, как большинство его соратников, Смирнов удивлял нечастых гостей своей неподдельной искренностью. Один из них, автор Государственного гимна, писатель Сергей Михалков под впечатлением своего знакомства написал простое и запоминающееся стихотворение «Смирновы», которое посвятил ему:

«...В одном из полков, в боевой эскадрилье,
Лихой истребитель, Смирнов по фамильи...»

В воздухе, однако, от земной простоты и застенчивости лётчика не оставалось и следа: его атаки и приёмы боя были предельно агрессивны, коварны и расчётливы. Свой опыт по заданию командования он сжато изложил в книге «Слагаемые победы», изданной в Ленинграде в 1944 году.

В начале 1945 года полк был перемещён сначала на 3-й, затем на 2-й Белорусский фронт, а командир эскадрильи Гвардии майор А. С. Смирнов назначен заместителем командира 28-го Ленинградского Гвардейского истребительного авиационного полка.

Свой последний, 457 боевой вылет и 72 воздушный бой он провёл в небе Восточной Пруссии. Летая на И-153, с 30 Июня 1942 года, на «Аэрокобре» Р-39D-2, а с 1 августа 1943 года — на «Аэрокобре» Р-39Q, Алексей Семёнович Смирнов сбил 35 вражеских самолётов лично и 15 — в составе группы.

После войны он командовал полком, затем служил в ВВС МВО лётчиком — инструктором по технике пилотирования. Освоил реактивные самолёты МиГ-15 и МиГ-17, имел классность «Военный лётчик 1-го класса».

В 1954 году по состоянию здоровья демобилизовался. Жил и работал в Москве. Умер 7 августа 1987 года.