Софья Прокофьева: Три наследницы короля. Софья Прокофьева “Три наследницы короля”

Наверное, на всем постсоветском пространстве нет человека, который не был бы знаком с творчеством Софьи Прокофьевой. И даже тот, кто не очень- то любит читать книжки, наверняка видел мультик о Лоскутике и облачке или смешной фильм о приключениях желтого чемоданчика с конфетками, которые лечат от страха.

Только недавно я прочитала книгу воспоминаний Софьи Прокофьевой «Дорога памяти» и до сих пор нахожусь под впечатлением. Какая богатая событиями жизнь, какая непростая и яркая судьба. И какой талант. Я читала далеко не все сказки Прокофьевой, но по тем, которые прочитала, сразу заметен стиль, свой собственный и непохожий на других.

И когда после знакомства с ранними произведениями сказочницы мне выпал шанс прочитать свежую, новую ее сказку, разумеется, я не преминула этим шансом воспользоваться. Шутка ли! Писательнице уже 87 лет, а она полна творческой энергии и продолжает создавать волшебные истории. Тут впору только по-доброму позавидовать и в восхищении снять шляпу.

Классика жанра

В своих ранних сказках Софья Прокофьева давала полную свободу фантазии, и никогда нельзя было предугадать, что же будет дальше. А вот в «Трех наследницах короля» мы видим очень традиционный сказочный сюжет и традиционных сказочных героев.

«Три наследницы короля» – сказка классическая. Очень классическая. Здесь нет неожиданных поворотов сюжета и каких-то особенных интриг.

Персонажи четко делятся на хороших и плохих и не отступают от своих ролей до самого финала. Злодеи злодействуют, герои геройствуют, добрые творят добро, заколдованные расколдовываются и так далее. Все так, как и бывает обычно в старых добрых сказках.

Главные героини – две юные красавицы: опасная злодейка-герцогиня Альдона и нежная, добрая принцесса-жертва Эвейна. А еще есть принц, который очень нравится обеим красавицам.

А еще есть король, который собирается выбрать себе наследницу-сироту. А еще есть эльфы, которые порхают с маргаритки на маргаритку и тоже играют далеко не последнюю роль в сюжете. Крошечные, все в зеленом.

Чем-то неуловимо напоминают диснеевских Питера Пена и фею Тинкербелл, правда? Здесь, в сказке, они весьма легкомысленные создания… Только и знают, что танцевать и веселиться среди цветов на лужайке.

В этой сказке все переплетено так же изящно, как косы у герцогини Альдоны. Здесь множество традиционных сказочных персонажей: и эльфы, и дикие гномы, и русалки с Морским царем. И сказочные приемы из старых народных сказок тоже есть: например, сцена, когда принц должен узнать свою возлюбленную, глядя на трех совершенно одинаковых девушек.

И золотая рыбка есть. И трилистник. И магия. И острова в море, и дворцы, и корабли. И церковные колокола, и призрак-монах, отец Иоанн, на высокой Ледяной горе, и волшебное кольцо, исполняющее одно желание.

Эльф, который любит ходить в церковь, – как вам такой поворот? А рядом с церковью – жгучие колдовские эликсиры, зловещие заклинания и волшебные жемчужины. Магия и религия прекрасно уживаются в одной сказке. Эклектика.

А еще в сюжете присутствует «бог из машины» – Вольный Стрелок, загадочный и незримый персонаж, который, в общем-то, и спасает положение в тех двух случаях, когда короля пытаются убить. Если бы не он, сказка закончилась бы, едва начавшись…

Наслаждение для глаз

«Три наследницы короля» – невероятно красивая книга. Просто невероятно. У меня вообще слабость к сказочным, волшебным иллюстрациям, принцессам и феям. И хотя дома уже нет места для новых книг, но новые книги все равно то и дело появляются. Тоже своего рода волшебство, с которым хорошо знакомы все коллекционеры и книголюбы.

По стилистике иллюстрации «Трех наследниц короля» близки художественному миру прерафаэлитов. И мне это очень нравится. Какие платья, какие прически, какие девушки – кровь с молоком! Главные героини – одна другой краше!

Моя любимица – герцогиня Альдона. Отрицательные персонажи всегда удаются и сказочникам, и иллюстраторам особенно хорошо. Наверное, потому, что злоба и ненависть – это, пусть отрицательная, но энергия, и этой энергией и жизненной силой проникнуто каждое действие героини, каждая ее черточка. Ну и кроме того, Альдона – просто красавица.

Да еще и ведьма! Да и еще одевается ярко и со вкусом, подчеркивая свой непростой и горячий характер. Особенно бросается в глаза ее ледяная корона. Стильный аксессуар – и единственный способ сдержать огненную злобу, пылающую в сердце красавицы.

Совсем другое дело – принцесса Эвейна. Как и положено положительному персонажу, она сдержанная и милая, на ее лице не встретить отблеска сильных чувств. Сама нежность, сама доброта. И, опять же, она тут в роли жертвы. Которую спасают, разумеется.

На одной иллюстрации она мне очень напомнила Леди Шалотт, помните, ту заколдованную красавицу, которая покидает свою башню и плывет в лодке навстречу неминуемой смерти… Особенно люблю этот образ у Уотерхауса. Не удержалась, открыла альбом, нашла репродукцию… Похоже, правда?

Мне кажется, иллюстратор сказки и хотел намекнуть на ту опасность, что поджидает Эвейну в конце ее путешествия… Провести художественные параллели… Правда, для сказочной принцессы все закончилось куда лучше, чем для бедняжки Леди Шалотт.

Извините, мы с вами раньше не встречались?

Отвлекусь от герцогини и принцессы, ведь в книге много других персонажей, которые тоже достойны внимания.

Все герои здесь изображены ярко, колоритно, в лучших сказочных традициях. Вот, например, Морской царь. Не нужно быть великим физиогномистом, чтобы сразу понять: коварный тип! Моему мужу он напомнил Хагрида. Ну да, борода лесоруба нынче в моде.

А вот Эльвира, она же бывший эльф, она же третья претендентка на роль наследницы короля. Глаз не могу отвести, любуюсь, очень люблю такой тип красоты – длинные светлые волосы, темные брови, выраженные скулы, упрямо вжатые губы, – сразу виден характер.

И до чего ж она мне напоминает Серсею Ланнистер, героиню еще одной знаменитой сказки, только для взрослых. Или это Дейнерис? Вам кого больше напоминает?

Для тех, кто разбирается в феечках

Читая «Три наследницы короля» и рассматривая иллюстрации, я то и дело вспоминала каких-то других персонажей. Ведь сказочный мир – он тесный, густонаселенный, там всё перекликается и переплетается корнями. Но самый большой сюрприз ждал меня, когда на страницах повествования появилась самая маленькая героиня – Эльфиоль.

Вот она крупным планом. Длинные волосы, длинные ушки. Самый настоящий эльф.

А вот когда Эльфиоль показана в миниатюре, рядом с персонажами- людьми, она совершенно преображается. И ушки исчезают, и стрижка появляется почти мальчишеская. Я не сразу поняла, кого же Эльфиоль напоминает мне на этих маленьких изображениях. А когда поняла, то сначала глазам не поверила.

Ба! Какая встреча! Да это же мои любимые цветочные феи авторства английской художницы и поэтессы Сесиль Мэри Баркер! Какими судьбами они очутились здесь, на сумрачном острове Тенорис?

Не доверяя себе, я даже достала с полки книжку с цветочными феями и свою коллекцию открыток. Последние сомнения пропали. В книжку «Три наследницы короля» каким-то волшебным образом залетели две малютки- феи из совсем другой книжки!

© С. Прокофьева, 2016

© К. Прокофьев, иллюстрации, макет, обложка, 2016

© ИД «Флюид ФриФлай», 2016

Произведения Софьи Прокофьевой, которые знает и любит не одно поколение читателей, отмечены многими международными наградами. В их числе премия Кодаи в Японии за лучшую книгу для детей, премия ФИПРЕССИ, Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» и др. Сказки Софьи Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. По многим её сказкам и пьесам сняты художественные и мультипликационные фильмы. Экранизированная повесть Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.) получила три премии на международных фестивалях, в т. ч. серебряную медаль «Венецианской биеннале» и диплом «За лучший художественный фильм для детей» на V Международном детском кинофестивале в Тегеране. Она является автором сценариев, по которым создано около двадцати короткометражных и три полнометражных мультфильма: «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», игровые детские художественные фильмы – «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым», а также психологический фильм-драма «Без свидетелей», поставленный Н. Михалковым по её пьесе.

«Я выбрала сказку как убежище, где могу быть наиболее искренней. Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждёшь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама».

Софья Прокофьева

«В сказке меня привлекают глубина, тайна, возможность передачи самых сокровенных мыслей».

Софья Прокофьева

«Порой кажется, что фантазия автора поистине неисчерпаема. Прекрасные сказки Софьи Прокофьевой завоевали своё прочное место в детской литературе. Поэтичные, полные тайны и романтики, они живут своей собственной жизнью, ни с чем не соперничая. Порой они напоминают старинные легенды, но забавные персонажи, лёгкий умный юмор делают их всегда близкими и современными».

Яков Аким

«Что ни сказка – такие фантазии-придумки, такие необычные, такие неслыханные-невиданные герои этих сказок! Вы читали? Если не читали, то я вам завидую: столько интересного и увлекательного у вас впереди».

Ирина Токмакова

«Многие видят как красиво небо, как оно изменчиво и неповторимо, но пухлые гномы и невесомые птицы там уже не живут… Хотя, это относится не ко всем. Некоторым людям удаётся непостижимым образом не растерять детскую фантазию в веренице лет. Именно из них и выходят сказочники…»

Грешак С.И.

Великая печаль на острове Тенорис, и с этого начинается наш рассказ

Умерла, умерла прекрасная королева Иверенда!

Как печально звонят колокола во всех храмах, провожая королеву в путь, конца которого не знает никто.

Все женщины и девушки в городе надели темные скорбные одежды. Они сдерживают рыдания, чтобы их печаль не легла еще большей тяжестью на сердце овдовевшего короля.

Смотрите, люди добрые! Король Иверенд поседел за одну ночь. Опустив голову, он идет за гробом своей усопшей супруги. Розы, окружившие её прекрасное лицо, кажутся мертвыми, а королева как будто уснула, такой покой на её лице, и легкая улыбка светится у неё на губах.

Короля под руку поддерживает его друг, сгорбившийся от старости граф Тельрамонд. Ещё малым ребенком играл король Иверенд у него на коленях, стараясь дотянуться ручонками до золотой цепи у него на груди.

А когда подрос молодой король, рука об руку сражались они с жестокими Уриэгами, издавна мечтавшими захватить остров Тенорис, прославившийся своими золотыми россыпями в горах.

Левой рукой опирался король о плечо юной принцессы Эвейны. Была она такой хрупкой и нежной, что порой казалась ребенком. Все, кто один лишь раз увидел её прелестное лицо, уже никогда не могли забыть его. В глубине её глаз будто бы были рассыпаны драгоценные камни. А бледное личико поражало своим неизъяснимым очарованием.

Вот горестная процессия направилась через Эльфийскую поляну к храму на холме. Эльфийская поляна заросла невысокой травой, отливающей серебром и шёлком. Из травы выглядывали маргаритки и колокольчики. Эльфы в разноцветных одёжках перелетали с одного цветка на другой.

Раньше король нередко любил отдыхать на Эльфийской поляне. Его забавляли лукавые, шаловливые, всегда беспечные эльфы. Одна ножка босая, на другой крошечный сапожок из мягкой кожи. Так уж повелось у эльфов.

Но сейчас король даже не посмотрел на стайку крылатых малюток. Ну а сами эльфы, уронив две-три слезинки, отлетели от гроба и начали снова свой беспечный весёлый танец. Эльфы не умеют долго грустить.

Только один эльф в голубом платьице зарылся в светлые кудри принцессы Эвейны. Едва заметит невольную слезу на щеке принцессы, тут же ладошкой вытрет её, а сам еле сдерживает рыданья.

– Тихо, тихо, Эльфиоль, дорогая, – прошептала принцесса Эвейна. – Все мы скорбим о прекрасной доброй королеве Иверенде…

Наконец король, а за ним все приближённые подошли к мраморной усыпальнице.

Прощальный поцелуй, и прекрасное лицо королевы закрыли тончайшей белой вуалью.

Отзвенели поминальные колокола. Слуги почти что на руках вынесли короля из усыпальницы. Вот он, Эльфийский луг, полный солнечного света, радости и счастливого веселья. Но король ничего не замечал. Всё застилали слёзы отчаянья.

В это время над поляной пролетела угольно-чёрная, словно обгоревшая, Ласточка. Она что-то прощебетала и скрылась.

– Ласточка – Вестница несчастья! – заговорили люди в толпе. – Какой ещё нам ждать беды? Какой ещё напасти и невзгоды?..

Все с тревогой проводили глазами чёрную Ласточку.

Эльфиоль, которая знала язык птиц, прошептала на ухо принцессе Эвейне:

– Скоро опять зазвучат поминальные колокола – вот о чём поведала нам Ласточка.

Непривычная тишина царила за столом в пиршественном зале. Здесь собрались самые близкие друзья короля, верные соратники по оружию.

Наконец встал граф Тельрамонд, которого король часто называл своим старшим братом. Граф поднял золотую чашу, и тысячи лучей заиграли на её узорах, освещая зал.

– Солнце на своей огненной колеснице каждый день совершает свой предназначенный путь. На смену ему выплывает луна, и ангелы щедро рассыпают по небу лучистые звёзды. Жизнь продолжается. Ты ещё достаточно молод, мой король! Я не тороплю тебя, Боже упаси! Но пройдет время, и ты должен избрать себе новую супругу, чистую сердцем и светлую помыслами!

Резко поднялся король и заговорил с неожиданной силой:

– Прости меня, мой старый друг, но этому не бывать. Никогда я не встану перед алтарём с новой избранницей, никогда не обменяюсь с ней обручальными кольцами. Но слушайте меня все, потому что, как я сейчас скажу, так и будет! Я и моя возлюбленная королева Иверенда мечтали о девочке. Но нашу дочь ещё во младенчестве призвал Господь в свои небесные чертоги. Печалилась и не могла утешиться моя прекрасная любовь королева Иверенда. В память о её тоске и скрытых от меня тайных слёзах я возьму в замок девушку с любящим сердцем и безгрешной душой. Если она будет из простого сословия, я научу её ходить легко и плавно, говорить негромко, но вместе с тем повелительно, научу её благородной простоте в каждом слове и жесте, которая отличает принцессу от прочих женщин. Но она должна быть сиротой, чтобы я мог стать её отцом, а память о королеве Иверенде стала бы памятью о её матери. И вот, когда я умру, она станет вашей владычицей, законной наследницей острова Тенорис…

Это новая сказка писательницы, по произведениям которой поставлены знаменитые мультфильмы «Часы с кукушкой» (1973), «Лоскутик и облако» (1977), «Маша больше не лентяйка» (1978), нестареющие сказочно-фантастические картины «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970) и «Пока бьют часы» (1976) и, наконец, камерная драма «Без свидетелей» (1983). Первые произведения автора вышли ещё в 1957 году, так что её читали в детстве не только родители нынешних детей, но и дедушки с бабушками… «Три наследницы короля» - красивая повесть, в которой традиции классической сказки где-то старательно соблюдаются, где-то остроумно нарушаются, а где-то соединяются с сюжетными приёмами современной мультипликации.

Королева островного государства умирает, не оставив супругу наследников. И тот решает удочерить юную девушкусироту и воспитать из неё будущую правительницу. На это претендуют надменная и невероятно красивая герцогиня Альдона и скромная принцесса с соседнего острова Эвейна. История усложняется, когда и сам король оказывается при смерти.

По названию внимательный читатель может догадаться, что наследницей станет какая-то третья девушка, однако этот сюжетный поворот - весьма неожиданный. В дело вмешается загадочный Вольный стрелок, который, как и его стрелы, может проникать сквозь мраморные стены. И, как в традиционной сказке, все получат по заслугам: добрая Эвейна будет счастлива, а злая Альдона - наказана.

Вердикт


Мамы и бабушки, смотревшие в своё время «Приключения жёлтого чемоданчика», могут смело предлагать эту книгу своим детям и внукам. Это добрая и элегантная сказка.

Итоговая оценка: 8 баллов из 10!

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Прокофьева Софья Леонидовна Книга, которую ждали! Новая сказка от всемирно признанного мастера литературы для детей Софьи Прокофьевой. Каждая новая сказка Софьи Прокофьевой - долгожданный подарок для юных читателей и их… - Флюид, Детская линия 2016
    1386 бумажная книга
    Софья Прокофьева Каждая новая сказка Софьи Прокофьевой - долгожданный подарок для юных читателей и их родителей. И вот этот подарок перед вами! "Три наследницы короля" приглашает васв волшебный сказочный мир, который… - Флюид ФриФлай, (формат: 80x90/8, 112 стр.) 2016
    1047 бумажная книга
    Прокофьева С. Новая сказка от всемирно признанного мастера литературы для детей Софьи Прокофьевой. Каждая новая сказка Софьи Прокофьевой - долгожданный подарок для юных читателей и их родителей. И вот этот… - Флюид "ФриФлай", (формат: Твердая бумажная, 112 стр.) 2016
    995 бумажная книга
    Прокофьева Софья Леонидовна БИСС Прокофьевой 2018
    566 бумажная книга
    Прокофьева Софья Леонидовна На острове Тенорис, известном своими золотыми россыпями, овдовевший король Иверенд объявляет о поиске новой наследницы. Однако внезапно здоровье короля ухудшается, и все его близкие - прибывший… - Мещерякова ИД, (формат: Твердая бумажная, 112 стр.) БИСС Прокофьевой 2018
    507 бумажная книга
    На острове Тенорис, известном своими золотыми россыпями, овдовевший король Иверенд объявляет о поиске новой наследницы. Однако внезапно здоровье короля ухудшается, и все - (формат: Твердая бумажная, 112 стр.)
    600 бумажная книга
    Прокофьева Софья Леонидовна Книга, которую ждали! Новая сказка от всемирно признанного мастера литературы для детей Софьи Прокофьевой. Каждая новая сказка Софьи Прокофьевой - долгожданный подарок для юных читателей и их… - Флюид, Детская линия 2016
    1478 бумажная книга
    Прокофьева Софья Леонидовна Три наследницы короля. Сказка для детей Книга, которую ждали! Новая сказка от всемирно признанного мастера литературы для детей Софьи Прокофьевой. Каждая новая сказка Софьи Прокофьевой - долгожданный подарок для юных читателей и их… - Флюид, (формат: Твердая бумажная, 112 стр.) Детская линия 2016
    1308 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - (царствовал 1589 1610) французский король, третий сын Антона Бурбонского и Иоанны д Альбре (Jeanne d Albret), дочери и наследницы короля наваррского и беарнского; род. 14 декабря 1553 г. в замке По. Наследник наваррский по своей матери, Г. был… …

      - (царствовал 1589 1610) третий сын Антона Бурбонского и Иоанны д Альбре (Jeanne d Albret), дочери и наследницы короля наваррского и беарнского, род. 14 декабря 1553 г. в замке По. Наследник наваррский по своей матери, Г. был первый принц крови… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

      Швеция - (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора

      I Расположение, границы, пространство. Королевство Ш. занимает большую, восточную часть Скандинавского полуострова, западную часть которого занимает соединенное с Ш. личной унией королевство Норвегия. Площадь обоих государств вместе равняется… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      У этого термина существуют и другие значения, см. Княжна Тараканова (значения). Княжна Тараканова … Википедия Замок Курсийон - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/13 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

      Швеция в 1900 году История Швеции … Википедия

    Софья Прокофьева

    Три наследницы короля

    © С. Прокофьева, 2016

    © К. Прокофьев, иллюстрации, макет, обложка, 2016

    © ИД «Флюид ФриФлай», 2016

    * * *

    Произведения Софьи Прокофьевой, которые знает и любит не одно поколение читателей, отмечены многими международными наградами. В их числе премия Кодаи в Японии за лучшую книгу для детей, премия ФИПРЕССИ, Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» и др. Сказки Софьи Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. По многим её сказкам и пьесам сняты художественные и мультипликационные фильмы. Экранизированная повесть Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.) получила три премии на международных фестивалях, в т. ч. серебряную медаль «Венецианской биеннале» и диплом «За лучший художественный фильм для детей» на V Международном детском кинофестивале в Тегеране. Она является автором сценариев, по которым создано около двадцати короткометражных и три полнометражных мультфильма: «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», игровые детские художественные фильмы – «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым», а также психологический фильм-драма «Без свидетелей», поставленный Н. Михалковым по её пьесе.

    «Я выбрала сказку как убежище, где могу быть наиболее искренней. Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждёшь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама».

    Софья Прокофьева

    «В сказке меня привлекают глубина, тайна, возможность передачи самых сокровенных мыслей».

    Софья Прокофьева

    «Порой кажется, что фантазия автора поистине неисчерпаема. Прекрасные сказки Софьи Прокофьевой завоевали своё прочное место в детской литературе. Поэтичные, полные тайны и романтики, они живут своей собственной жизнью, ни с чем не соперничая. Порой они напоминают старинные легенды, но забавные персонажи, лёгкий умный юмор делают их всегда близкими и современными».

    Яков Аким

    «Что ни сказка – такие фантазии-придумки, такие необычные, такие неслыханные-невиданные герои этих сказок! Вы читали? Если не читали, то я вам завидую: столько интересного и увлекательного у вас впереди».

    Ирина Токмакова

    «Многие видят как красиво небо, как оно изменчиво и неповторимо, но пухлые гномы и невесомые птицы там уже не живут… Хотя, это относится не ко всем. Некоторым людям удаётся непостижимым образом не растерять детскую фантазию в веренице лет. Именно из них и выходят сказочники…»

    Грешак С.И.

    Великая печаль на острове Тенорис, и с этого начинается наш рассказ


    Умерла, умерла прекрасная королева Иверенда!

    Как печально звонят колокола во всех храмах, провожая королеву в путь, конца которого не знает никто.

    Все женщины и девушки в городе надели темные скорбные одежды. Они сдерживают рыдания, чтобы их печаль не легла еще большей тяжестью на сердце овдовевшего короля.

    Смотрите, люди добрые! Король Иверенд поседел за одну ночь. Опустив голову, он идет за гробом своей усопшей супруги. Розы, окружившие её прекрасное лицо, кажутся мертвыми, а королева как будто уснула, такой покой на её лице, и легкая улыбка светится у неё на губах.

    Короля под руку поддерживает его друг, сгорбившийся от старости граф Тельрамонд. Ещё малым ребенком играл король Иверенд у него на коленях, стараясь дотянуться ручонками до золотой цепи у него на груди.

    А когда подрос молодой король, рука об руку сражались они с жестокими Уриэгами, издавна мечтавшими захватить остров Тенорис, прославившийся своими золотыми россыпями в горах.

    Левой рукой опирался король о плечо юной принцессы Эвейны. Была она такой хрупкой и нежной, что порой казалась ребенком. Все, кто один лишь раз увидел её прелестное лицо, уже никогда не могли забыть его. В глубине её глаз будто бы были рассыпаны драгоценные камни. А бледное личико поражало своим неизъяснимым очарованием.