Мягкий знак и некоторые правила его употребления

1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (cp.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).

2. В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л , стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч : речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л : иллюзия.

109. ь .

1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл порывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Арс.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красными знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачужка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не откажите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письменный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)

110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каждой группы составьте по два предложения.

I. 1) Веточка - ветвь , кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) Пест - пестик , бант, зонт, мост, винт. 3) Болеть - болезнь , жить, казнить, льстить, грустить.

II. Черви-червь , гвозди, грузди, области, верфи, повести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.

111. Спишите. Объясните (устно) написание ь .

1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собрании говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов. 4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются рабочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бетон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ники, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)щины пели пес(?)ню.

На этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.

Этот знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

(Мягкий знак)

Мягкий знак - это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.

Рассмотрим картинки и назовём предметы.

Это угол и уголь.

В слове угол последний звук Л звучит твердо.

В слове уголь звук Л" звучит мягко.

На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.

Запомните: Ь - показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.

Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.

Рис. 3. Пальто

Рис. 4. Тетрадь

Рис. 5. Пень

Рис. 6. Тюльпан

Рис. 7. Соль

Рис. 8. Коньки

Пальто, тюльпан, коньки - в середине слова.

Соль, тетрадь, пень - на конце слова.

Итак, мы узнали, что мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.

Мягкий знак не обозначает звука . При фонетическом разборе мы должны это помнить.

Правила переноса слов с мягким знаком

Как известно, слова переносятся по слогам. Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.

Закрепление знаний на практике

Пальчик в слове 2 гласные А, И.

2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

Делим так: паль-чик.

Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.

3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

Делим так: Ма-шень-ка.

Допишем слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки . Проверим: ел - ель, брат - брать, мел - мель, жар - жарь, шест - шесть, банка - банька, уголки - угольки . Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.

Выпишем слова в два столбика. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй - слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль.

Проверим:

носик есть

котик зорька

курица пальма

Ваня сталь

рис пальто

осёл роль

василёк пыль

Вставим букву и разделим слова для переноса. Пальто, больница, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тоненький, беленький, серенький, учительница.

Проверим себя.

Во всех словах нужно написать мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.

При переносе слов с мягким знаком в середине отрывать его от согласного нельзя.

Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Малыши, коньки, лесок, сок, тень, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Коньки - 6 б.,5 зв.

Тень - 4 б., 3 зв.

Олень - 5 б., 4 зв.

Гусь - 4 б., 3 зв.

Портфель - 8 б., 7 зв.

Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.

На следующем уроке мы узнаем, как правильно пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, и закрепим эти знания на практике.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Samarapedsovet.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 97 С. 68.
  2. Вставьте, где нужно, мягкий знак на месте пропуска в словах: осен…, пол…яна, рул…, пул…и, пыл…ца, лож…ка, лин…ка.
  3. * Используя полученные на уроке знания, начерти табличку-напоминание о мягком знаке.

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .


Примечание. Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, напр.: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень-нефть.


§ . Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, ап- рельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.

Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.

Примечание 2. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласный л перед суффиксом - мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский. Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, напр.: кызылский,ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласные н и р перед суффиксом - твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский. Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом -ск- мягкие, в них после н и р пишется ь : день-деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь-шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом -ц- от тех же географических названий: казанцы, тюменцы, но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.


б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой), ведьме (ведьма), во тьме (тьма), резьбе (резьба), косьбе (косьба), свадьбе (свадьба), молотьбе (молотьба), серьги (серьгам), коньки (конькам), дядьке (дядька).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин(а) , напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина.

Грамматика русского языка - явление довольно сложное. Многие правила в нём базируются на логических понятиях или исторических традициях. Именно так можно охарактеризовать орфограммы, связанные с употреблением мягкого знака.

Для смягчения согласных

Одно из первых правил, с которым ученики знакомятся ещё в начальной школе, связано с буквой "мягкий знак". В словах она выполняет различные функции. Первая и главная - указывать на смягчённые В этом случае мягкий знак пишется, во-первых, в самом конце слова: лень, плетень и т.д. Исключение из данного правила составляют слова, которые оканчиваются на буквы ч, щ , эти согласные сами по себе в русском языке являются мягкими. Например: мяч, ключ, плащ, печник и т.д. Орфограмму довольно легко запомнить и применять на практике. В основном у детей она затруднений и нареканий не вызывает. Во-вторых, буква мягкий знак пишется в середине многих слов, выполняя разделительную функцию. Она необходима для отделения от твёрдого, стоящего рядом. Находясь между ними, знак является своего рода границей, например: Ванька, письмо, восьмой . Без него мягкий звук ассимилировал бы с соседним твёрдым, и слова звучали с явным "кавказским" акцентом. Глуповато, не правда ли? А мягкий знак этой ассимиляции не допускает, и слова имеют привычный нам, "правильный" облик, соответствующий нормам русского литературного языка. Но это не всё! В-третьих, "Ь" пишется в середине слова между двумя согласными для смягчения первого из них: школьница, вальщик, вольница . Если бы его не было, слова потеряли бы свою благозвучность. И наконец, четвёртый случай, когда мягкий знак пишется в словах, где стыкуются два таких же (мягких) согласных. При изменении слова первый сохраняет свою мягкость, а второй отвердевает: возьмём-возьму . Ещё важными являются такие орфограммы, как "Ь" перед йотированными согласными и перед буквой "О" в словах иноязычного происхождения: семья, вьюнок, шампиньоны, медальончик . Кроме того, не следует забывать о словах, в которых он обязателен после шипящих: ишь, вишь, лишь и др.

Глаголы и "Ь"


Важно научить школьников правильно писать мягкий знак в глаголах. Это касается неопределённой формы, а также форм второго лица и повелительного наклонения. Разберём более подробно. Итак, на конце инфинитива пишется "Ь": писать, читать, слушать . Эта орфограмма проверяется и вопросом: что делать?/что сделать? и т.д. Ещё пишется в глаголах: пишешь, сморишь, играешь, сыграешь, спляшешь и т.д. Чем они характерны? Формой 2-го лица в настоящем и будущем времени. Следовательно, чтобы ученики не ошибались, с ними нужно отработать алгоритм определения глагольных форм, умение разбираться в категориях лица и времени. Характеристика этой части речи с точки зрения наклонений также связана с правописанием. "Ь" пишется в и является одним из орфографических показателей такового у многих глаголов единственного числа и множественного: съешь, отрежьте.


Как закрепить изученное

Для твёрдого усвоения материала и успешного его употребления в письменной языковой практике учителю необходимо регулярно проводить словарные диктанты и взаимодиктанты, работу с карточками и перфокартами, самостоятельные работы и другие Обязательно своевременно и тщательно проверять тетради, вести учёт ошибок и вовремя их прорабатывть.

Логопедическое занятие проводится с младшими школьниками 1 – 3 классов.

Цель: научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Ход занятия

1. Организационный момент

На урок звонок нас приглашает.

Каждый на уроке что-то новое узнает.

2. Закрепление пройденного материала.

Задание 1. На доске написаны пары слов.

Кон – конь, стан – стань, стал – сталь, угол – уголь.

Логопед. Ребята, прочитайте пары слов. Скажите, чем различаются эти слова на письме.

Ученики. В каждой паре слов втрое написано с буквой Ь на конце.

Логопед. Есть ли другие различия (лексическое, смысловое, артикуляционное) этих пар слов?

Ученики. Эти слова различаются по смыслу.

Логопед. Значит, мы можем сделать вывод: мягкий знак не только смягчает согласную, после которой стоит, но и меняет смысл слов.

Задание 2.

Логопед. Послушайте слова и назовите в них только те согласные, которые звучат мягко.

Горько, порка, зорька, корка, Кирьян, дырка, бурьян, пырей, Веерка.

Ученики по очереди отвечают.

Задание 3.

Логопед. Ребята, послушайте слова. Сравните их по смыслу, по звучанию и написанию.

Булка – Булька, полка – полька, уголки – угольки.

Ученики. Эти слова различные по смыслу, но сходны в написании и отличаются только Ь в середине слова.

Задание 4.

Логопед. Послушайте слова. Назовите в них согласные, которые звучат мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно.

Задание 5.

Логопед. Внимательно прочитайте, перепишите в тетрадь предложения, где нужно, ставьте мягкий знак.

От супа шел пар… – Долго ноги не пар…

Миша грушу ел… – В лесу растет ел…

Пора красит.. крышу. – Маляр красит.. крышу.

Лодка села на мел.. – Вот доска и мел..

Задание 6.

Логопед повторяет правило правописания Ь знака :

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ница .

Логопед. Сейчас я буду диктовать слова, а вы их запишите и разделите вертикальной чертой на слоги.

Несколько слов логопед записывает на доске и делит на слоги.

Тюль/пан, ас/фальт, крыль/цо, письмо, горько, борьба, стальной, окуньки, раньше, меньше, больше, банька, галька.

4. Итог занятия

Обобщающая беседа

Логопед. Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных на конце слова? Какой согласный в словах – пальто, долька, пыльно – звучит мягко? Почему?

Ученики. Потому что согласные в середине слова смягчил мягкий знак.

Игровое задание «Колокольчики» (на развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова).

Логопед произносит ряд звуков, заранее договорившись с учениками, что реагировать хлопком в ладоши (звуком колокольчика) они будут только на произношение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.