Содержание формы и методы внутришкольного контроля. Контроль как функция внутришкольного управления

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)

Внутришкольный контроль

Формы и методы проведения ВШК

Решетникова И.В.,

зам.директора по УВР

Зугресской ОШ № 9

07.12.2016

Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим

Дэниел Уэбстер (американский политический деятель конца Х IX века)

Вопрос планирования, организации и проведения ВШК – один из наиболее сложных в системе работы администратора, предусматривающий четкое понимание как самим администратором, так и членами педагогического коллектива целесообразности, системности, рациональности проведения тех ли иных контролирующих мероприятий, а также обязательный учет требований соблюдения психологического комфорта в коллективе школы. Как проверить все сферы жизнедеятельности школы, как спланировать ВШК, как учесть все особенности коллег, смотивировать их на совместную результативную работу? Думаю, с такими или подобными вопросами сталкивался каждый из нас, особенно в начале работы как администратора.

Вашему вниманию предлагаю свое видение по планированию и осуществлению ВШК.

И вначале, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Козленок, который научился считать до 10».

Почему животные негодовали на козленка за то, что он себя и их считал? (не понимали целесообразности этого действия)

Что заставило животных изменить свое отношение? (общая цель – чтобы корабль не потонул, нужно посчитать присутствующих на нем).

По сути, школа – это своеобразный корабль, который без четкого понимания направления и инструментария движения может просто погибнуть. И именно контроль является тем инструментарием, который позволяет школе двигаться в нужном направлении.

Однако пока у членов команды не будет понимания, зачем все держать под контролем, не будет слаженности в работе, даже возможен определенный бунт. Вопросы непринятия учителями контроля, конечно, можно объяснить с точки зрения психологической самозащиты. Какие ассоциации у вас возникают со словом контроль? (положительные или отрицательные, что-то не приятное, вызывающие дискомфорт). Попробуем увидеть слово «контроль» с положительной стороны (прием «Ассоциации»):

К – качество, креативность, команда

О – оптимизм, оценка,

Н – надежда, нормы, надежность

Т – труд, толерантность

Р – рациональность,

О – организация, ответственность

Л – лидерство, любовь Ь

Все названные вами слова в большей мере несут в себе положительный заряд и вселяют веру, что не все уж так плохо.

А теперь немного теории. Основной теоретический блок уже был предоставлен Викторией Владимировной, поэтому остановлюсь лишь на ключевых позициях.

Внутришкольный контроль – это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на повышение качества результатов учебно-воспитательного процесса, стимулирование роста профессионального мастерства педагогов и успехов учащихся.

Планируя ВШК, администратор должен четко различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля. Выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы). Так, например, если М/О ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Форма контроля – это способ организации контроля.

При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных учреждениях применяют шесть различных форм контроля:

    персональный;

    классно-обобщающий;

    предметно-обобщающий;

    тематически-обобщающий;

    обзорный;

    комплексно-обобщающий.

При этом фронтальный контроль предусматривает такие формы контроля, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий;

обзорный; комплексно-обобщающий. Тематический контроль реализуется в таких формах, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий.

Перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

    наблюдение ;

    анкетирование,

    анализ;

    беседа ;

    изучение документации ;

    хронометраж ;

    устная или письменная проверка знаний;

    подготовка и обработка диагностических схем для составления отчетности.

ВШК, в моем понимании, - это инструментарий управления школой. Его эффективность напрямую зависит от правильности и целесообразности выбора объектов контроля. Этого возможно добиться, если ВШК будет осуществляться на мониторинговой основе, поскольку мониторинг не только сбор статистических данных, но и их анализ, и построение работы всего коллектива над ликвидацией выявленных недостатков в тесной взаимосвязи всех участников УВП.

Работа по ВШК начинается не с постановки цели контроля, выбора форм и методов контроля, а с изучения законодательной базы функционирования образовательной организации, определения миссии школы, методической проблемы школы. Именно эти позиции определяют направления деятельности педагогического коллектива и приоритетные объекты контроля.

Качественное функционирование школы зависит от таких составных: «Условия функционирования и развития образовательной сферы», «Образовательные процессы», «Образовательные результаты».

Предлагаю определить, какие из направлений вашей работы можно отнести к каждому аспекту деятельности школы.

      • Государственная политика в сфере образования

        Охват детей обучением

        Обеспечение образовательных потребностей детей

        Система воспитательной работы

        Материально-техническое обеспечение УВП

        Учебно-методическое обеспечение УВП

        Кадровая политика школы

  • Школьный центр тестовых технологий

«Образовательные процессы» предполагают следующие направления работы:

      • Реализация Республиканских образовательных программ

        Реализация школьных программ, проектов

        Психологическое сопровождение УВП

        Эмоционально-ценностная ориентация учащихся, учителей, социализация учащихся

        Состояние здоровья, физического развития участников УВП

        Внедрение информационных технологий

  • Внедрение технологий измерения качества образования

«Образовательные результаты» предполагают следующие направления работы:

      • ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

        Олимпиады, МАН, конкурсы

        Международные сравнительные исследования

        Аттестация учителей, уровень профкомпетентности

        Профессиональные конкурсы учителей

        Результаты учебных достижений учащихся

        Уровень сформированности метапредметных компетентностей

        Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг среди учеников, родителей, общественности

  • Результаты воспитательной работы

Обозначенные направления являются так называемыми индикаторами эффективности работы школы, каждый имеет свои составные, что и определяется администрацией школы как объекты контроля. Формируется своеобразная программа мониторинга функционирования школы, в которой определяются объекты контроля, инструментарий, частота измерений, форма анализа, ответственный администратор,

Пример:

Индикатор

Составные индикатора

Инструментарий

Частота измерений

Форма анализа

ответственный администратор

Ответственные педагоги

«Условия функционирования и развития образовательной сферы»

Охват детей обучением

Кол-во детей школьного возраста по микрорайону

2 раза на год

Ситуативный анализ

Кол-во детей мик-на, обучающихся в школе

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей мик-на, обучающихся в других учебных заведениях

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей, обучающихся индивидуально

Анализ документации

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Классные руководители

Социальный статус семей детей, обучающихся в школе

Социальный опрос, работа с документами

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по ВР, социальный педагог

Классные руководители

Социокультурные условия розвития образовательной среды

Микро-исследование

1 раз на год

Аналитическая справка

ЗД з ВР

Классные руководители

«Образовательные процессы»

Внедрение образовательных инноваций

Наличие новых учебных курсов и программ

Экспертная оценка

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Современные инновационные технологии в обучении и воспитании

Изучение документации, наблюдение, обобщение ППО

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение гармоничного развития личности ребенка средствами учебных предметов

Экспертная оценка

1 раз в год

Экспертиза

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Формувание ключевых компетентностей и УУД средствами учебных предметов

Диагностика уровня сформованности компетентностей

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Вариативность образования

Анализ школьной документации

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение внутренней и внешней документации

Экспертная оценка, посещение уроков

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

«Образовательные результаты»

ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

Результаты ГИА, ЭГИ по предметам, по школе, в сравнении с другими школами города

Анализ статистических данных

1 раз в год

Ситуативный анализ, годовой анализ работы школы

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и ГИА

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и переводных экзаменов

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители 6,7,8,10 классов

Поступление в техникумы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление в вузы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на бюджетную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на контрактную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Конечно, при составлении данной программы следует учитывать результаты годового анализа работы школы, конкретные задачи, поставленные на учебный год перед коллективом как со стороны государства, Управления образования, так и принятые на августовском педсовете.

Следующий этап – составление помесячного (понедельного) плана внутришкольного контроля – своеобразная выборка направлений работы на месяц и определение персонального охвата педагогов по каждому вопросу, при этом необходимо предусмотреть охват каждого педагога (не допустить, чтобы один учитель постоянно был под проверками, а кто-то относительно отдыхал). Каждому месяцу учебного года присваивается соответствующий номер (например, сентябрь – 1, октябрь – 2 и так далее). Перечень направлений работы школы и ВШК ранжируется по неделям и записывается по порядку. Определяются объект контроля, вид контроля, методы и формы контроля, сроки реализации, ответственный администратор (согласно функциональным обязанностям) и обязательно формы презентации результатов контроля. При этом составляется вот такая таблица

Вид контроля

Методы, формы контроля

Сроки контроля

Ответственный

Формы презентации результатов контроля

Отметки о выполнении

    Сентябрь

1.1

Учебные планы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

Педсовет, приказ об утверждении УП

1.2

Выполнение лицензионных требований по охране труда, БЖД, кадрового обеспечения школы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

1.3

Выполнение порядка приема на обучение

по программам начального, основного, среднего общего образования

ТК

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

1.4

Календарно-тематическое планирование по предметам, факультативам, спецкурсам

Учебно-методическая деятельность

Фр.К

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.5

Проверка личных дел учащихся

Школьная документация

Фр.К

Изучение документации

2 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.6

Проверка уровня адаптации обучающихся 1-х классов к учебному процессу

Учебно-методическая деятельность

КОК

Посещение уроков, изучение документации, псих. тестирование

4 неделя

ЗД по УВР

Круглый стол

1.7

Планирование воспитательной работы по классам

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при директоре

1.8

Планирование работы кружков, секций

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

1.9

Оформление социальных паспортов классов

Школьная документация

ФрК

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.10

Система работы классных руководителей с детьми, состоящими на контроле всех уровней

Профилактическая работа

ПК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.11

Занятость обучающихся в сфере дополнительного образования

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.12

Работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике правонарушений

Внеурочная уч.-воспит. деятельность

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.13

Организация питания обучающихся

Оздор. функция школы

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.14

Организация работы педагогического коллектива в рамках месячника «Всеобуч»

ФрК

Изучение документации

4 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. директоре

Далее составляется график внутришкольного контроля: в соответствующие колонки – недели месяца – вносятся номера вопросов на контроле напротив фамилии учителя, которого планируется проверить. Именно при составлении графика видны неточности планирования, которые нужно будет скорректировать. Распределение педагогов в графике осуществляется по м/о, что помогает отследить и охват м/о различными видами контроля.

График внутришкольного контроля

пп

Ф.И.О. учителя

сентябрь (1)

октябрь (2)

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Бессчастнова Е.А.

1,2,4

2

Клименко Л.И.

3

Турбина Н.Л.

6,7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

4

Остапец А.О.

6,7,9-13

13,14,15,16,17

………….

13

Печникова Т.К.

1,2

13,15

14

Дорофеева О.Н.

7,9-13

13,14,15,16,17

15

Преображенская Н.В.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

16

Лидовская Е.И.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

………….

26

Максимова Г.А.

1,2

14,15,20

27

Харебина С.Ю.

7,8, 9-13

13,14,15,16,17

28

Дорошко С.А.

0,14

Что смущает в данной таблице? – загруженность 4-х недель каждого месяца, отсутствие контроля на 3 неделе сентября. Производятся соответствующие коррективы и в графике, и в плане ВШ контроля.

Работа трудоемкая, требующая внимания и слаженной работы всех членов администрации школы. Желательно такие планы и графики составлять на год, тогда минимизируется опасность забыть провести контрольную сверку (например, адаптация 1,5 классов – 1 этап – сентябрь, и если нет кричащих проблем есть риск не проверить успешность работы коллектива по данному вопросу в марте-апреле; а ведь за полгода может многое измениться и не всегда в лучшую сторону). ВШК в полном объеме вывешивается на компьютере в библиотеке, каждый учитель имеет возможность с ним ознакомится. На стенде в учительской вывешивается план и график ВШК на четверть.

И возвращаясь к вопросу взаимодействия администрации и коллектива по реализации плана ВШК. Направления работы, вопросы контроля, формы и методы контроля рационально обсудить еще в августе, на первом инструктивно-методическом совещании или педсовете. Также важным помощником в реализации задач ВШК можно считать Положение о ВШК, которое разрабатывается администрацией, обсуждается на школьных м/о, корректируется и утверждается на педсовете. Такой подход позволяет объединить усилия всего коллектива по созданию оптимальных условий функционирования школы.

Одним из ведущих индикаторов работы школы по созданию оптимальных условий функционирования и развития образовательной сферы по праву считается «Кадровая политика». Определить эффективность данного индикатора можно путем проведения персонального контроля. Хорошо известная фраза «Кадры решают все» актуально звучит и в образовательной сфере, поскольку от уровня профессионализма, предметной компетентности, психологической грамотности зависит уровень учебных достижений обучающихся, их индивидуальное становление, эффективность деятельности школы. Для самого учителя персональный контроль – средство самоуправления, стимул его становления. Следует отметить, что персональный контроль может быть как тематическим, так и фронтальным. Это будет зависеть от задач, определяемых для персонального контроля.

При планировании персонального контроля следует учитывать такие способы управленческой деятельности, как дифференциация и индивидуализация. Эффективность персонального контроля существенно повысится, если в течение учебного года проводится анализ продуктивности деятельности каждого педагога, даются конкретные методические рекомендации, после чего регулярно заслушиваются отчеты педагогов об их выполнении.

При проведении персонального контроля рекомендуется дифференцировать педагогов на следующие группы:

    учителя высокого уровня профессионализма, новаторы;

    учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях;

    учителя, нуждающиеся в методическом контроле;

    учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью;

    вновь принятые учителя;

    молодые учителя.

Программа персонального контроля:

Группы педагогов

Цель контроля

Вопросы контроля

Методы контроля

Частота контроля

Выход на результат

Исполнитель контроля

1.Учителя-новаторы

распространение педагогического опыта, определение уровня педагогического искусства (новые идеи, технологии)

умение обобщать свой опыт

Тестирование, экспертиза педагогической деятельности, изучение документации

2 раза в год

Презентация опыта (представление на присвоение звания)

Сам педагог (самоконтроль), администрация

2. Учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях

Определение уровня продуктивности педагогической деятельности

уровень овладения современными педагогическими технологиями

собеседование, посещение уроков по приглашению учителя

1 раз в четверть

анализ реализации методической проблемы

ЗД по УВР, рук-ли МО

3. Учителя, нуждающиеся в методическом контроле

Оказание методической помощи, повышение профессиональной квалификации

способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности

посещение уроков, собеседование, тестирование, изучение документации

1 раз в четверть

Аналитическая справка

ЗД по УВР, рук-ли МО

4. Учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью

Определение уровня профессионализма, оказание методической помощи

посещение уроков, мероприятий, собеседование, изучение документации

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

5. Вновь принятые учителя

Установление уровня профессионализма вновь принятого педагога, прогнозирование его педагогического потенциала

результаты работы учителя и средства их достижения

анкетирование, изучение документации, посещение уроков

1 раз в четверть

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

6. Молодые учителя

Оказание методической помощи, прогнозирование педагогического потенциала молодого учителя.

качество учебно-воспитательного процесса на уроке

посещение уроков, собеседование, Школа молодого учителя, документация

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР, рук-ли МО

Ориентировочные вопросы персонального контроля:

    соблюдение законодательства в области образования;

    соблюдение требований ГОС,

    осуществление государственной политики в области образования; использование методического обеспечения;

    соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

    выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

    уровень овладения учителем современными педагогическими технологиями, эффективными формами, методами и приемами обучения;

    уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

    результаты работы учителя и средства их достижения;

    повышение профессиональной квалификации, формы обучения;

    создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

    умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

    способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; (умение делать выводы, принимать управленческие решения ).

    умение скорректировать свою деятельность;

    умение обобщать свой опыт;

    умение составлять и реализовывать план своего развития;

    степень самостоятельности учащихся;

    уровень сформированности предметных, ключевых компетентностей, УУД обучающихся;

    качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

    дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

    наличие системы контроля и учета знаний;

    уровень требований к знаниям учащихся;

    стиль взаимоотношений с учащимися;

    дисциплина на уроке;

    методы активизации познавательной деятельности школьников на уроке;

    работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания);

    работа со школьной документацией;

    совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

Методы персонального контроля:

    собеседование или тестирование по вопросам теоретической и методической подготовки педагога;

    ознакомление с документацией педагога в соответствии с его функциональными обязанностями (календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, планирование воспитательной работы, планирование самообразовательной деятельности над методической проблемой, планирование работы факультативов, кружков, внеклассной работы по предмету; классные журналы, личные дела обучающихся класса, материалы по ОТ и БЖД и т.д.);

    изучение состояния ведения тетрадей, дневников;

    материалы мониторинга по предмету с аналитическими выводами;

    посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

    экспертиза педагогической деятельности;

    тестирование, анкетирование обучающихся;

    проведение административных контрольных работ;

    анализ самообразовательной деятельности педагога;

    презентация материалов работы педагога за изучаемый период;

    анализ участия педагогам в различных формах методической работы, профессиональных конкурсах и т.д.

При проведении персонального контроля педагоги должны знать сроки контроля и критерии оценки их деятельности; цель, содержание, методы контроля, формы презентации результатов контроля, с чем они знакомятся в начале учебного года. Также учителя должны быть своевременно ознакомленным с выводами и рекомендациями администрации.

Результаты персонального контроля оформляются в виде аналитической справки. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и рекомендации. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Под итоговым материалом педагогическим работником ставится подпись, удостоверяющая то, что он поставлен в известность о результатах проверки, здесь же он может выразить своё несогласие. Справка по персональному контролю заслушивается на совещании при директоре, на педсовете, материал включается в раздел годового анализа работы школы за учебный год. На основании справки издается соответствующий приказ.

«Рефлексия» (Слайд Мудрец). .

Шел мудрец, а навстречу ему три человека. Они везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве Храма.

Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора?

Самостоятельная работа

Тема: Модель организации внутришкольного контроля

Выполнила: Капарова Ш.Х

Должность: зам.директора по УР и

учитель начальных классов

Место работы: г.Экибастуз КГУ СОШ №21

Модель организации внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Т.к. современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленных на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:

    координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;

    предупреждения возможных ошибок;

    оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

    что будет объектом диагностики и контроля

    кого мы будем диагностировать и контролировать

    какими формами и методами

    как оформим итоги контроля

    какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

    При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.

    Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.

    Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.

    При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

    В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.

    Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.

    Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.

    Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

    методы, формы организации ВШК;

    распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;

    установление сроков контроля и др.;

    как будут оформлены результаты контроля;

    где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

Входной организуется

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

Целевой

по проверке отдельных направлений.

Итоговый

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

Отсроченный

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

«Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

    Положение о внутришкольном контроле.

    Положение о внутришкольном мониторинге.

    Положение о стимулировании.

    Модель качества образования.

    План внутришкольного контроля.

    Циклограммы контроля.

    Графики ВШК.

  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

    Обоснование проверки.

    Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).

    Организация сбора информации о состоянии объекта.

    Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

    Принятие управленческих решений.

    Определение сроков последующего контроля.

    Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

    аналитическая справка;

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

    педсовете;

    совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;

    заседаниях МО;

    Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

    Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.

    Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.

    Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.

    Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.

    Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.