Социология. Социальные изменения и развитие общества

Содержание статьи

СЛУХ, способность воспринимать звуки. Слух зависит от: 1) уха – наружного, среднего и внутреннего, – которое воспринимает звуковые колебания; 2) слухового нерва, передающего полученные от уха сигналы; 3) определенных отделов головного мозга (слуховых центров), в которых импульсы, переданные слуховыми нервами, вызывают осознание исходных звуковых сигналов.

Любой источник звука – струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека – вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха.

Большинство звуков, с которыми мы сталкиваемся каждый день, довольно сложны. Они порождаются сложными колебательным движениями источника звука, создающими целый комплекс звуковых волн. В экспериментах по исследованию слуха стараются выбрать как можно более простые звуковые сигналы, чтобы легче было оценить результаты. Много усилий тратится на то, чтобы обеспечить простые периодические колебания источника звука (по типу маятника). Получающийся в результате поток звуковых волн одной частоты называется чистым тоном; он представляет собой регулярную, плавную смену высокого и низкого давления.

Границы слухового восприятия.

Описанный «идеальный» источник звука можно заставить колебаться быстро или медленно. Это позволяет выяснить один из главных вопросов, возникающих при исследовании слуха, а именно какова минимальная и максимальная частота колебаний, воспринимаемых человеческим ухом как звук. Эксперименты показали следующее. Когда колебания совершаются очень медленно, реже 20 полных колебательных циклов в секунду (20 Гц), каждая звуковая волна слышится отдельно и не образует непрерывный тон. С увеличением частоты колебаний человек начинает слышать непрерывный низкий тон, похожий на звук самой низкой басовой трубы органа. По мере дальнейшего возрастания частоты воспринимаемый тон становится все выше; при частоте 1000 Гц он напоминает верхнее до у сопрано. Однако и эта нота все еще далека от верхней границы человеческого слуха. Только когда частота приближается примерно к 20 000 Гц, нормальное человеческое ухо постепенно перестает слышать.

Чувствительность уха к звуковым колебаниям различных частот неодинакова. Оно особенно тонко реагирует на колебания средних частот (от 1000 до 4000 Гц). Здесь чувствительность так велика, что сколько-нибудь существенное ее увеличение оказалось бы неблагоприятным: одновременно воспринимался бы постоянный фоновый шум беспорядочного движения молекул воздуха. По мере уменьшения или увеличения частоты относительно среднего диапазона острота слуха постепенно снижается. По краям воспринимаемого диапазона частот звук, чтобы быть услышанным, должен быть очень сильным, настолько сильным, что иногда ощущается физически прежде, чем слышится.

Звук и его восприятие.

Чистый тон имеет две независимых характеристики: 1) частоту и 2) силу, или интенсивность. Частота измеряется в герцах, т.е. определяется количеством полных колебательных циклов в секунду. Интенсивность измеряется величиной пульсирующего давления звуковых волн на любую встречную поверхность и обычно выражается в относительных, логарифмических единицах – децибелах (дБ). Необходимо помнить, что понятия частоты и интенсивности применимы только к звуку как внешнему физическому раздражителю; это т.н. акустические характеристики звука. Когда мы говорим о восприятии, т.е. о физиологическом процессе, звук оценивается как высокий или низкий, а его сила воспринимается как громкость. В целом, высота – субъективная характеристика звука – тесно связана с его частотой; звуки высокой частоты воспринимаются как высокие. Также, обобщая, можно сказать, что воспринимаемая громкость зависит от силы звука: более интенсивные звуки мы слышим как более громкие. Эти соотношения, однако, не являются неизменными и абсолютными, как часто считается. На восприятие высоты звука в некоторой степени влияет его сила, а на воспринимаемую громкость – частота. Таким образом, изменив частоту звука, можно избежать изменения воспринимаемой высоты, соответствующим образом варьируя его силу.

«Минимальная заметная разница».

И с практической, и с теоретической точки зрения определение минимальной улавливаемой ухом разницы в частоте и силе звука – весьма важная проблема. Как надо изменить частоту и силу звуковых сигналов, чтобы слушающий это заметил? Выяснилось, что минимальная заметная разница определяется скорее относительным изменением характеристик звука, нежели абсолютными изменениями. Это касается и частоты, и силы звука.

Необходимое для различения относительное изменение частоты различно как для звуков разных частот, так и для звуков одной частоты, но разной силы. Можно сказать, однако, что приблизительно оно равно 0,5% в широком диапазоне частот от 1000 до 12 000 Гц. Этот процент (т.н. порог различения) несколько выше в области более высоких частот и значительно выше при более низких. Следовательно, ухо менее чувствительно к изменению частоты по краям диапазона частот, чем при средних значениях, и это часто замечают все, кто играет на рояле; интервал между двумя очень высокими или очень низкими нотами кажется меньше, чем у нот в среднем диапазоне.

Минимальная заметная разница в том, что касается силы звука, несколько другая. Для различения требуется довольно большое, около 10%, изменение давления звуковых волн (т.е. около 1 дБ), и эта величина относительно постоянна для звуков почти любой частоты и интенсивности. Однако, когда интенсивность раздражителя низка, минимальная заметная разница значительно увеличивается, особенно для тонов низких частот.

Обертоны в ухе.

Характерное свойство почти любого источника звука – то, что он не только производит простые периодические колебания (чистый тон), но совершает и сложные колебательные движения, которые дают несколько чистых тонов одновременно. Обычно такой сложный тон состоит из гармонических рядов (гармоник), т.е. из самой низкой, основной, частоты плюс обертоны, частоты которых превосходят основную в целое число раз (2, 3, 4 и т.д.). Таким образом, объект, колеблющийся с основной частотой 500 Гц, может также производить обертоны 1000, 1500, 2000 Гц и т.д. Человеческое ухо в ответ на звуковой сигнал ведет себя сходным образом. Анатомические особенности уха обеспечивают много возможностей для превращения энергии входящего чистого тона, хотя бы частично, в обертоны. А значит, даже когда источник дает чистый тон, внимательный слушатель может услышать не только основной тон, но и едва воспринимаемые один или два обертона.

Взаимодействие двух тонов.

Когда два чистых тона воспринимаются ухом одновременно, могут наблюдаться следующие варианты их совместного действия, зависящие от природы самих тонов. Они могут маскировать друг друга, взаимно уменьшая громкость. Это чаще всего происходит, когда тоны не сильно различаются по частоте. Два тона могут соединяться друг с другом. При этом мы слышим звуки, соответствующие либо разнице частот между ними, либо сумме их частот. Когда два тона очень близки по частоте, мы слышим единый тон, высота которого примерно соответствует данной частоте. Этот тон, однако, становится то громче, то тише, поскольку два слегка несовпадающих акустических сигнала непрерывно взаимодействуют, то усиливая, то гася друг друга.

Тембр.

Объективно говоря, одни и те же сложные тоны могут различаться по степени сложности, т.е. по составу и интенсивности обертонов. Субъективной характеристикой восприятия, в целом отражающей особенность звука, является тембр. Таким образом, ощущения, вызванные сложным тоном, характеризуются не только определенной высотой и громкостью, но и тембром. Некоторые звуки кажутся богатыми и полными, другие – нет. Благодаря прежде всего различиям в тембре мы среди множества звуков узнаем голоса различных инструментов. Ноту ля, взятую на рояле, легко отличить от той же ноты, сыгранной на рожке. Если, однако, умудриться отфильтровать и заглушить обертоны каждого инструмента, эти ноты нельзя будет различить.

Локализация звуков.

Человеческое ухо не только различает звуки и их источники; оба уха, работая вместе, способны довольно точно определять направление, откуда идет звук. Поскольку уши расположены с противоположных сторон головы, звуковые волны от источника звука достигают их не совсем одновременно и воздействуют с несколько разной силой. За счет минимальной разницы во времени и силе мозг довольно точно определяет направление источника звука. Если источник звука находится строго спереди, то мозг локализует его вдоль горизонтальной оси с точностью до нескольких градусов. Если источник смещен в одну из сторон, точность локализации чуть-чуть меньше. Отличить звук сзади от звука спереди, а также локализовать его вдоль вертикальной оси оказывается несколько труднее.

Шум

часто описывают как атональный звук, т.е. состоящий из различных. не связанных между собою частот и потому не повторяющий достаточно последовательно такого чередования волн высокого и низкого давления, чтобы получалась какая-то определенная частота. Однако фактически почти любой «шум» имеет свою высоту, в чем нетрудно убедиться, слушая и сравнивая обычные шумы. С другой стороны, любой «тон» имеет элементы шероховатости. Поэтому различия между шумом и тоном трудно определить в этих терминах. В настоящее время наблюдается тенденция определять шум скорее психологически, чем акустически, называя шумом просто нежелательный звук. Уменьшение шума в этом смысле стало насущной современной проблемой. Хотя постоянный сильный шум, без сомнения, приводит к глухоте, а работа в условиях шума вызывает временный стресс, все же он оказывает, вероятно, менее длительный и сильный эффект, чем ему иногда приписывают.

Аномальный слух и слух животных.

Естественным стимулом для человеческого уха является звук, распространяющийся в воздухе, однако на ухо можно воздействовать и другими способами. Всем, например, хорошо известно, что звук слышен под водой. Также, если приложить источник колебаний к костной части головы, за счет костной проводимости появляется ощущение звука. Это явление весьма полезно при некоторых формах глухоты: небольшой передатчик, приложенный непосредственно к сосцевидному отростку (части черепа, расположенной сразу за ухом), позволяет больному слышать звуки, усиливаемые передатчиком, через кости черепа за счет костной проводимости.

Конечно же, слухом обладают не только люди. Способность слышать возникает на ранних ступенях эволюции и существует уже у насекомых. Разные виды животных воспринимают звуки различных частот. Одни слышат меньший, чем человек, диапазон звуков, другие – больший. Хороший пример – собака, чье ухо чувствительно к частотам за пределами человеческого слуха. Одно из применений этого – производство свистков, звук которых не слышен человеку, но достаточен для собаки.

- 25.52 Кб

Типы социальных изменений

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и КА. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. П

онятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает «необратимое изменение объектов», предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т. д.

Социальные изменения различаются не только масштабом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный, нелинейный.

Циклический тип

Социология уделяет внимание повторяющимся циклическим процессам. В общественной жизни циклические процессы имеют такое же распространение, как и в природе. Существуют, как известно, астрономические циклы (день, ночь, времена года), биологические циклы (рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть). Выделяются также циклы в повседневной жизни (выходные и рабочие дни) и др. В обществе отчетливо проявляются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышение уровня благосостояния населения чередуется с его снижением и т.п. Иными словами, социальная жизнь похожа на круговорот. Каждый из процессов в обществе сменяет другой. Каждый из процессов исчерпывает свой потенциал. Социально-историческое развитие идет по кругу, что позволяет говорить об его определенной обратимости.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Каждый из циклических процессов обладает сходством между повторяющимися состояниями системы, количеством повторений в цикле. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла.

Следовательно, циклические изменения не есть в чистом виде круговые процессы. Поэтому неверными являются европоцентристские представления об абсолютном застое в XVII - XVIII веках восточных стран, как, например, Китай, история которого долгое время была типичным примером циклического развития, отторгавшего культурные и технические нововведения. И все же нынешний динамичный Китай воспроизводит в значительной степени традиционные отношения.

Современные социологи считают возможным выделить формы циклических изменений. Такими формами циклических процессов называют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Движения, или изменения, по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, то есть возвращаются к первоначальной сумме. Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле - «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления (процесса) как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время как бы возвращается в свое прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе, как по восходящему типу, так и по нисходящему. Это означает, что спиралевидный цикл изменений нельзя понимать только как поступательный, восходящий. Есть и нисходящие спиралевидные процессы, свидетельствующие о дисфункциях в обществе, о его гибели, упадке. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по XX век человек благодаря научно- техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою органическую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках качественно одной социальной системы, социологи и культурологи особенно выделяют циклические изменения, происходящие в циклической динамике социокультурных систем. Поэтому уместно кроме системно-функционального цикла, о котором до сих пор шла речь, говорить об историческом цикле. Исторический цикл, выделяемый такими мыслителями, как Д. Вико, Н. Данилевский и др., отражает единство процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем, подчеркивает определенный срок жизни общества. Концепции названных культурологов стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл).

Линейный тип

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направленный процесс. Линейный тип социальной динамики возник как результат влияния библейской историософии, иудейско-христианской традиции и превратился в общественном сознании в идею эволюционизма, в идею прогресса. Линейный прогресс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве.

Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма. Теории социального эволюционизма, несмотря на все их многообразие, представляют собой стремление осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообразной линейной космической эволюции, вбирающей в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы.

Известны классические теории социальной эволюции Г. Спенсера, Э. Дюргейма, Ф.Тенниса, а также современные теории, сформулированные Р. Ароном, У. Ростоу, Д. Беллом, 3. Бжезинским, А. Тоффлером и др. Остановим внимание на главных положениях, выдвинутых этими теоретиками, памятуя, что в предыдущих темах уже шла речь об их концепциях.

Эволюционный процесс, с точки зрения Г. Спенсера, состоит в усложнении форм общественной жизни. Общественная жизнь по мере влияния на нее разнообразных внешних условий усложняется, возрастает разнородность в подсистемах, составляющих общество. Таким образом, общество дифференцируется, и этот темп дифференциации ускоряется по мере возрастания сложности. Дифференциация означает разделение функций между частями общества, его подсистемами, развитие специализации. Эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов, способствуют интеграции составляющих общество частей. Таким образом, основная идея социального эволюционизма Спенсера - идея дифференциации и интеграции. Общество же развивается в направлении от простого, традиционного, к дифференцированному, сложному, рациональному, все более интегрированному. Э. Дюркгейм видел процесс эволюции как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой и органической солидарностью. Механическая солидарность, по Э. Дюркгейму, существует в традиционных обществах, где коллектив поглощает индивида, где существуют единые нормы поведения и ценности. Таким образом, солидарность между индивидами обусловлена единообразием социальной жизни в каждом из сегментов общества, неразвитым разделением труда, почему и названа им механической. Органическая солидарность, напротив, обусловлена развитым разделением труда, которое ставит индивидов в тесную зависимость друг от друга, ослаблением действия запретов и повышением степени индивидуальной свободы индивидов. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, источник которой кроется в углублении разделения труда и социальной дифференциации.

Ф. Теннис представил в своей книге «Община и общество» два типа общества - крестьянскую, деревенскую общину (по-немецки - «Гемейншафт») и индустриальное, городское общество («Гезельшафт»). Таким образом, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. Теннис выделил пять основных особенностей, отличающих эти общества, которые можно назвать типами взаимосвязей. Крестьянская, деревенская община предполагает, что в ней поведение индивидов и их роли обусловлены общинными принципами, традициями, религиозными ценностями, ограниченной (неразвитой) специализацией. Основная ячейка этого общества - семья, община. В городском обществе все происходит наоборот. Здесь социальные роли, поведение индивидов определяются стремлением к личной выгоде, подчинением формальным законам, выполнением специализированных формальных ролей, светскими ценностями. Основная ячейка городского общества - корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Р. Арон и У. Ростоу - авторы теории индустриального общества, которое приходит на смену отсталому аграрному, «традиционному обществу» с преобладающим натуральным хозяйством, с сословной иерархией. Индустриальное общество характеризуется не только развитой специализацией труда и системой управления, но также механизацией и автоматизацией, развертыванием научно-технической революции, массовым производством товаров для широких слоев населения.

Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриального общества», которое называют также «информационным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе основной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенная в человеке.

Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть, воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен пониматься как простое повторение в обратном порядке уже пройденных этапов. Абсолютное повторение прошлого невозможно в новых, изменившихся условиях, поэтому корректнее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в историческом процессе. История не бывает полностью обратимой.

Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития.

К ним относятся различные открытия и изобретения. Человечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.).

Нередко инновации оказываются несовместимыми с существующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. И все же бывает так, что инновация отвергается обществом. Так, например, в российском обществе вызывают недоверие такие ценности либеральной демократии, как экономический индивидуализм, неприкосновенность частной собственности и др. Если технические, материальные изобретения можно испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Поэтому социальным новшествам, например, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти законы докажут свою работоспособность.

Каковы причины социальных изменений? С некоторой долей условности можно выделить два основных подхода, которые противоположным друг другу образом отвечают на этот очень сложный вопрос. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития.

Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы.

Разница между марксистской и немарксистской школой конфликта состоит в трактовке содержания конфликта. Так, например, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что в основе современного социального конфликта лежат отношения господства и подчинения, которые пронизывают все сферы общества. Такие отношения присутствуют в семье, в студенческой аудитории, в армии и т. д. Эти отношения всегда, в любом обществе встречают естественное сопротивление. Итак, если марксизм считает базой конфликта неравенство по отношению к средствам производства, неравенство в сфере отношений собственности, то Р. Дарендорф переносит конфликт на другую почву - в сферу управления людьми. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович объясняет конфликт с точки зрения социального дарвинизма и социальной психологии, поскольку рассматривает его как выражение человеческих страстей: зависти, агрессии, неудовлетворенности, как беспощадную борьбу.

Краткое описание

Типы социальных изменений
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

Социальные изменения общества

Согласно наиболее общему определению под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое, что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции П. Сорокина. По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето, революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию - замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда lappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория, созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина, в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами - лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла - фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм - политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия «социальное развитие» и «социальный прогресс». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность - те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу, является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс, характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс - процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе, который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди.

Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Существуют законы физики, против которых не попрешь. Сила действия равна силе противодействия, например. Или принцип маятника — если маятник толкнуть в одну сторону, он обязательно качнётся в другую.

Смена маршрута

Поговорим о крайностях, в которые мы бросаемся, либо попадаем неосознанно, встав на путь самосовершенствования. Когда начинающий практик, на которого обрушилась уйма информации, полный энтузиазма, проглатывает всё, до чего успевает дотянуться, с ним зачастую начинают происходить удивительные метаморфозы.

Развиваться нужно поэтапно, шаг за шагом, изменяясь «качественно», а не «количественно»

Что случается с неподготовленной душой? У новичка происходит переоценка ценностей, меняется картина мира. Причём происходит это практически мгновенно. Времени подготовиться к таким переменам нет.

Соответственно и реакция у человека может быть разная. Общество, в котором он находится, по-разному реагирует на внезапную смену маршрута. Как правило, влияние это чаще отрицательное, потому как близкие редко принимают такие перемены и стараются «вернуть человека в жизнь», можно сказать, спасти. А у самого человека реакция будет строго обратная.

Духовные подвиги

Тут, как правило, начинается самое интересное! Та самая крайность. Человек, фактически, уходит из семьи. Нередки случаи разводов, поскольку выясняется, что вторая половина бездуховна и реально тянет назад, мешая прямиком в рай попасть.

Поведение «среднестатистического просветленного» ничем другим, кроме как собственным эгоизмом, объяснить нельзя

Либо прекращается общение с родителями. И с чувством собственной важности и исключительности адепт кидается с головой во все «тяжкие» духовной практики. То же самое с друзьями — не любят, не понимают, не поддерживают.

Может быть, такие действия будут оправданы у одного на миллион, и он сможет помочь тысячам людей «проснуться», стать лучше и добрее. Но это — исключение из правил. А поведение «среднестатистического просветленного» ничем другим, кроме как собственным эгоизмом, объяснить нельзя.

Выработайте иммунитет

В самом начале пути действительно наступает момент, когда общение с близкими становится сложным и ограниченным. И от этого никуда не деться – это нужно, чтобы набраться сил, получить определённый иммунитет от текущей действительности, утвердиться в новой позиции.

Вы возвращаетесь в общество уже с вновь приобретёнными привычками, с осознанностью, когда Вас уже сложно сбить с пути

Иначе есть очень большой риск не удержаться на этом пути, свернуть на привычную проторенную и утоптанную дорогу. Происходит такое «ограничение» гармонично, само собой.

И так же гармонично, когда Вы будете готовы, Вы возвращаетесь в общество. Но уже с вновь приобретёнными привычками, с осознанностью, когда .

Продвинутый уровень

Вот тут-то общество Ваше, возможно, несколько изменится. Кто-то отпадет сам собой, не найдя точек пересечения, а кто-то, наоборот, появится. Главное, что Вы спокойно, без паники и резких движений сможете выстроить свою среду обитания.

По-новому выстроить отношения — задача более сложная и «продвинутая», чем просто перестать общаться

Но к родным и близким это не относится. Помните о том, что родственники и близкие люди с Вами кармически связаны. И просто так, искусственно прерывая связи, Вы не решите задачи.

Эти «родство» и «дружба» вас обязательно позже нагонят. Или представьте, что будет с Вами, когда схлынет первоначальный пыл. А что, если родителей уже не стало?

Просто надо по-новому выстроить отношения, и эта задача как раз более сложна и «продвинута», чем просто перестать общаться.

Причём же тут принцип маятника – спросите Вы? Как показывает практика (любая, и духовная в том числе), если Вас сильно качнёт в одну сторону от вашей «середины» — то обязательно качнёт и в другую.

Встав на путь развития, важно остаться людьми и с людьми

Поэтапно, шаг за шагом, изменяясь «качественно», а не «количественно». Встав на путь развития, важно остаться людьми и с людьми.

Не стоит мистифицировать духовный рост и саморазвитие, это не цель — это всего лишь инструмент. Он может качественно помочь Вам по жизни и помочь миру вокруг Вас.

Самосовершенствование как цель — ограничено, но как инструмент — безгранично!

Чтобы мы узнали понравилась вам статья или нет, пожалуйста, нажмите кнопку социальных сетей или напишите ниже Ваш комментарий. Спасибо!

Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!

    Наташа. Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Они затрагивают все сферы человеческой цивилизации. Если бы в обществе не происходило изменений, то оно бы погибло.

По мнению известных социологов А.А.Радугина и К.А.Радугина социальное изменение это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Понятие “социальные изменения” в социологии используется для описания динамики в обществе.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в правах личности и т.д. Социальные изменения отличаются друг от друга как масштабом, так и глубиной.

Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы:

Циклический;

Линейный;

Нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой. Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. Каждый новый цикл не является абсолютным повторение прежнего. Циклические изменения не являются в чистом виде круговыми процессами.

Социологи выделяют следующие формы циклических изменений:

По типу маятника (простейшая форма циклического процесса; примером может являться инвестиционная политика государства);

Волновые движения (к ним можно отнести цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает);

Спиралевидные (наиболее сложная форма циклических изменений; примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе).

Линейный тип социальных изменений заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейный процесс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед в пространстве и времени. Линейные процессы частично поглощают свойства предшествующего, обогащают и развивают их.

Ярким выражением линейных изменений является идея социального эволюционизма. По мнению Ф.Тенниса, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. В своей книге “Община и общество” Теннис выделял два типа общества: крестьянскую, деревенскую общину и индустриальное, городское общество. Развитие движется от одного к другому.

Авторы теории индустриального общества Р.Арон и У.Ростоу считают, что на смену “традиционному обществу”, в котором преобладает натуральное хозяйство с сословной иерархией, приходит общество нового типа - индустриальное. Для него характерна механизация и автоматизация труда, массовое производство товаров.

Широкую известность и дальнейшее развитие во второй половине XX века получают теории “постиндустриального общества”. С точки зрения авторов этих концепций, человеческое общество в развитии проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Основной ценностью постиндустриального общества становятся знания, информация, творческая деятельность.

Линейная динамика предполагает не только движение вперед, в будущее (прогресс), но и регресс, т.е. движение по нисходящей линии в изменении общества. Линейный регресс и прогресс сменяют друг друга в историческом процессе.

Теория линейных изменений в ХХ веке подверглась критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип лишь один из многих возможных изменений.

Главным субъектом социальных изменений является человек. Роль каждого индивида в обществе реализуется по нелинейному принципу. Переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Социальные изменения в обществе неравномерны и противоречивы. В частности, противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социальных трансформаций.

2. Катя. Источники. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и “наступление” пустынь – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений. Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение “беби-бума” оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении понятия “изобретатель”. Для нас изобретатель – это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем “революционером” или “радикалом” – словами, смысл которых имеет негативный оттенок. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,– это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических ламп, ламп для радио- и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип – по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.

3. Ира. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект начала новой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем, что мы сами получили от них. В первую очередь это касается США – страны без многовековых традиций. В качестве иллюстрации приведем сатирическое описание жизни “стопроцентного американца”, вышедшее из-под пера антрополога Ральфа Линтона: “Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, – и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему свое происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лен, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шелк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами... Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке... А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочек мяса животных, выращиваемых в том же регионе...” .(Vander Zanden James W. Sociology. P. 357.) В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

По мнению исследователей, ни одно общество не стоит на месте.

Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то это свидетельствует о том, что в обществе прогресс. В противном случае имеет место регресс общества.

Прогресс - глобальный всемирно-исторический процесс, охватывающий период восхождения человечества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Регресс - локальный процесс, проистекающий в отдельных обществах в короткие промежутки времени.

Социальный прогресс может быть постепенным, его еще называют реформистским, и скачкообразный, т.е. революционный.

Реформа (от лат. reformo) - более или менее существенные изменения в отдельных сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя.

Реформы носят социальный, экономический, политический характер.

Революция (от лат. revolution - поворот, переворот) - коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества.

Революции бывают научные, религиозные, технические, экономические, политические и т.д.

Реформы и революции различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью.

Реформы требуют частичных улучшений и постепенности, а революции предполагают радикальный переход от старого к новому.

Самой величайшей революцей в истории человечества считается неолитическая. Она длилась 3 тыс. лет (ок. 5-6 тыс. - 2 тыс. до н.э.). В ходе этой революции человечество совершило грандиозный скачок.

4. Маша . Закономерности социальных изменений.

warning: Parameter 1 to node_images_edit_access() expected to be a reference, value given in /opt/lampp/htdocs/site6.my/www/includes/menu.inc on line 452.

В настоящее время основными концепциями социальных изменений являются теория систем и модель текучего социокультурного поля. Согласно основной идее теории систем, комплексное целее состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями и обособлены оттого, что их окружает, какими-то границами. На макроуровне в качестве системы может рассматриваться "глобальное общество" (человечество), на среднем уровне (мезоуровне - национальные государства и региональные политические или военные союзы, на микроуровне- локальные объединения, ассоциации, фирмы, семьи, компании друзей и т.д.. Под социальными изменениями представители школы теории систем понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри нее. Состояние системы само по себе не одномерно, оно представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных изменений:

    конечные элементы (число и разнообразие человеческих индивидов, их действий и т.д.);

    взаимосвязи элементов (социальные связи, отношения личной преданности и верности, взаимодействия, обмена и т.д.);

    функции элементов системы как целого (необходимость определенных действий для сохранения социального порядка);

    границы (критерии включения, принципы рекрутирования, условия принятия индивидов в группу или контроля включения в организацию и т.д.);

    подсистемы (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений и т.д.);

    окружение (естественные условия, соседство других обществ, геополитическое положение).

Лишь посредством комплексного взаимодействия система обретает некие общие характеристики: равновесие и неустойчивость, консенсус или несогласие, гармония или раздоры, кооперация или конфликт, мир или война, процветание или кризис. В рамках модели текучего социокультурного поля, выработанной в качестве альтернативы модели социальной системы, основные положения концепции социальной динамики обретают особую значимость. В ней под социальным изменением имеются в виду: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом обосновании изменения и процессов как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных. Между двумя точками во времени, как бы близки они ни были, движение не останавливается. Как бы не сужалась шкала, ограничивая временное расстояние между двумя "срезами" общества, это расстояние всегда будет заполнено изменениями. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурного поля - и практически совпадающие по времени и отдаленные - будут качественно различны. Типологизация социальных процессов базируется на шести критериях:

    форма или очертания, которые принимает процесс;

    итог, результат процесса;

    осведомленность населения о социальном процессе;

    его движущие силы;

    уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

    временной аспект процесса.