Социология массовых коммуникаций как отрасль социологии. Социология коммуникаций

Считается, что интерес к социальным явлениям и процессам возник у человечества одновременно с установлением общества. Во всяком случае, специалисты отмечают в самых ранних источниках и текстах Древнего мира интерес к социальным проблемам, этот интерес выражен в пристальном внимании древних к проблемам политики, государственного устройства и этики. Но как наука, социология сформировалась относительно недавно. При этом не были синхронно включены в предметную область данной дисциплины все сферы социальной действительности. Так коммуникация стала объектом научного социологического интереса, хотя и играя на протяжении всей истории существования человечества одну из самых важных ролей в социализации, только в ХХ веке. Различные научные направления психологии, лингвистики явились истоками для ее изучения, а также идеи социального конструктивизма, которые рассматривают как часть социальной деятельности людей формирование социального знания. Социология массовых коммуникаций, несмотря на свою юность выступает одним из самых заметных научно-исследовательских направлений.

Внимание ученых в начале ХХ века было привлечено к деятельности массовой коммуникации или МК, как к формирующемуся виду социальной деятельности. Первым такой интерес проявил Макс Вебер, он с позиций социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Проявление интереса в направлении проблем деятельности массовой коммуникации, выказанное Максом Вебером не осталось без внимания и ответа со стороны довольно широкого круга зарубежных социологов в середине 40-х гг. Теперь же эта область социологии особо актуальна и в междисциплинарной, и во внутридисциплинарной матрице социологии.

Под определение междисциплинарной матрицы социологического знания подпадает вся совокупность в их взаимосвязи родственных социологии дисциплин. В тесном сотрудничестве с другими дисциплинами, родственными ей, таким как психология, социальная психология, экономика, антропология, политические науки и этнография, образует социальное знание - некую подсистему целостной системы научного знания. Понятия и категории родственных дисциплин переходят из одной в другую, обмениваясь результатами исследований, методами и теоретическими выводами.



Исследуется как социальный процесс массовая коммуникация многими науками, как гуманитарными, так и социальными. Политология как наука, проявляет значительный интерес к исследованию этого феномена, имея интерес в знании поведения человеческих масс и их отношения к предлагаемым обществу процессам достижения и удержания власти. Заметный вклад в формирование социологии массовой коммуникации внесли результаты исследований в области психологии такие исследователи, как А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, в области лингвистики такие исследователи, как Дж. Р. Серль, Д. Вандервеккен, М. М. Бахтин, в области теории информации и кибернетики таковыми были - Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир.

Социология представляет собой, при рассмотрении ее со стороны внутридисциплинарной матрицы, некоторую совокупность ее отраслевых направлений, тематических областей и сфер, выделившихся в процессе дифференциации социологического знания, нынче определяющие сложную систему.

Одним из отраслевых направлений социологии является социология массовой коммуникации, она вобрала все сквозные элементы, которые присущи всей структуре социологического знания. Структура же социологического знания составлена из многих уровней: общая теория, научная картина мира, специальная теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, прикладное исследование.

Вся совокупность общетеоретических и философских категорий дает научную картину мира, описывая реальность, которую изучает социология массовой коммуникации. К этому относятся такие представления и понятия:

· общество как целостная система;

· деятельность, объект и субъект деятельности;

· потребности и интересы, которые в деятельности людей выступают побудительными силами;

· сущность, явление, содержание и форма, системно раскрывающие процесс массово-коммуникативного воздействия на человеческие массы;

· функции и функционирование;

· сознание, массовое сознание и общественное мнение.

Положенная в основу социологии массовой коммуникации картина мира, включает в себя:

· теоретическое представление об особенностях психологического восприятия информации;

· особенности самой информации;

· ценности, составляющие основу целей, реализуемые в процессе массово-коммуникативной деятельности;

· язык и текст как средства актуализации информации.

Общая теория социологии, основанная на научной картине мира, определенной философией и спектром всех других общественных наук, раскрывает большой фрагмент реальности, который социологией массовой коммуникации изучается. Массовая коммуникация или МК, как социальный процесс выступает таким фрагментом, если ее рассмотреть в контексте ее отношения к обществу и к другим его подсистемам, как подсистему в целостной системе общества. Посредством этой теории, создаются модели абстрактных объектов исследования и объясняются их связи с иными, но подобными объектами и предсказываются возможные изменения этих связей, объясняются особенности социальной структуры и социальной дифференциации, являющиеся чрезвычайно важными понятиями при изучении массовых коммуникаций, ее субъектов и объектов, а также вводится понятие массовой коммуникации как социального института.

Специальная или частная социологическая теория, основанная на общей теории как методология научного познания, создает модели конкретных явлений и процессов, которые реально существуют в обществе. Она объясняет существующие между этими конкретными явлениями и процессами связи, при этом прогнозируя для данных связей возможные изменения. Социология массовой коммуникации, выступая частной теорией, ведет разработку соответствующего категориального аппарата, с помощью которого ведется исследование полного спектра деятельности массовой коммуникации:

· определение и изучение субъектов и объектов конкретных уровней массово-коммуникативного процесса;

· анализ средств деятельности, свойственных массово –коммуникативному процессу;

· исследование влияния и взаимосвязи массовой коммуникации с определенными подсистемами общества;

· определение роли массовой коммуникации на различных этапах общественного развития.

Частной социологической теорией определяется место и роль МК в социальном развитии общностей, процессов, ситуаций и отношений.

Система массовой коммуникации является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Массовая коммуникация выступает специфическим макромеханизмом в общественной среде. Именно она в значительной мере обеспечивает целостность человеческого сообщества. Ее функция - поддержание всеобщего и универсального связи между людьми, государствами и культурами настолько важна, что ее трудно переоценить. В социологии массовая коммуникация интерпретируется как элемент социального общения, социального обмена или социального взаимодействия. Общим в этих описаниях является то, что речь идет о символических формы взаимосвязи в обществе, представляют в первую очередь знания, ценности, нормы, значение.

Массовую коммуникацию социологи определяют как целостную систему социокультурной взаимодействия, проявляется в символических формах, образах, образцах, которые распространяются, обмениваются, воспринимаются и понимаются обществом во всех своих уровнях (индивид, группа, сообщество) через призму индивидуальной, массовой и корпоративной сознания. Это систематическое распространение информации через соответствующие средства.

Коммуникация (от лат. Communicatio) означает, передача, возникшее из потребностей людей в общественной жизни. Это общение между индивидами, группами, элементами социального института, в процессе которого они обмениваются сообщениями, собственными и чужими мыслями с помощью символических знаков, символов и, прежде всего, языка, благодаря средствам массовой коммуникации.

Макрокомуникативни процессы осуществляются с помощью средств или каналов массовой коммуникации - прессы, радио, телевидения, кино, видеосистемы, спутниковых и компьютерно-сетевых систем. Это также компоненты массовой коммуникации.

Под средствами массовой коммуникации понимается система имеющихся современных каналов связи: пресса, телевидение, радиовещание, электронные системы связи, с помощью которых приходится разнообразная информация к широкой общественности, общества. Это - относительно самостоятельная система, которая характеризуется многообразием компонентов как материального содержания (средства, материалы, установки), так и социального (профессиональные кадры), и организационного (содержание, методы, формы реализации деятельности) содержания. Это средства распространения информации, которая характеризуется обращенность к массовой аудитории.

На всех этапах развития общества для реализации и удержания власти, политики, идеологии, правящие круги любого государства или структуры старались как можно быстрее и эффективнее довести максимум "нужной" информации к максимальной части общества. Средства массовой информации и сегодня обеспечивают субъектам политики большие возможности для реализации цели политики, служат соответствующим социальным силам, выступают мощным фактором реализации политических и правовых норм, правил, принципов и т. Д. Поэтому массовую коммуникацию определяют и как фундаментальное состояние современного общества, в котором сложная структура социального и культурного пространства воплощена в символических формах, образах, значениях, доступных для восприятия и понимания людьми.

Массовая коммуникация - как состояние общества - проявляется и функционирует благодаря своим средствам, с которыми имеет признаки социального института. Только вместе они формируют сложные и разветвленные системы, в которых циркулируют современные знания о мире и ценностные картины его.

Массовая коммуникация никогда не оставалась без внимания социологии. Проблема изучения ее заключается в выявлении отношения ее к существующим политическим и государственных сил, к миру бизнеса, элиты, других групп, сообществ и интересов, которые влияют на общественность и одновременно претерпевают обратное влияние них.

Социология массовой информации - отраслевая социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия действия.

Социология массовой коммуникации ставит целью всесторонне и основательно раскрыть методы и средства самого разнообразного влияния средств масс-медиа на общественное сознание, с тем, чтобы определить закономерности, возможности и границы влияния их на общественное сознание.

В социологии сложилось несколько направлений изучения массовой коммуникации. Один из них признает силу и тотальность воздействия средств массовой информации (СМИ) на инертную и пассивную аудиторию, прививая ей желаемые (для правящих кругов) взгляды и установки. По другой версии, признается частичный, ограниченное влияние СМИ на сознание и поведение публики.

Объектом социологии "масс-медиа", является, прежде всего, читатели, зрители, слушатели, с их интересами, потребностями - аудиторная система, которая, кстати, имеет достаточно текучий характер.

Важным элементом изучения социологии СМИ есть и текстовый материал - содержание и форма самой информации. В эмпирических исследованиях массовой коммуникации используются почти все методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ документов, однако главным методом исследования, который используют в данной области, - является анализ документов - как традиционный качественный, так и количественный (контент-анализ). Контент-анализ текстов массовой информации проводится по всем правилам социологического исследования.

Объектом исследования, как правило, выступает текстовая информация, массив сообщений, которые транслируются прессой, радио, телевидением и т. Д.

Предметом контент-анализа той или иной степени выступают: состояние, тенденции развития социально значимого содержания СМИ (политические ценности, историко-культурные факты и т.д. - все, что может интересовать аналитика. Объектом социологических исследований СМИ также и кадровый состав средств массовой информации (журналистские кадры, популярность издательств, телерадиоканалов).

Коммуникация возникла из потребностей индивидов в общественной жизни. Это общение между людьми, в процессе которого они обмениваются сообщениями, мыслями - с помощью языка или других знаков.

Первые средства массовой информации (от лат. - Information - разъяснение, в общем смысле - сведения о чем-то) в историческом аспекте связываются с деятельностью людей, с необходимостью передать в письменной форме (приказы, сообщения) информацию о соответствующих событиях, фактах, через специально предназначенных людей (гонцов).

Первым официальным и принципиальным средством СМИ была газета (сначала рукописная, затем - печатная). Свои черты и признаки социального института она приобретает постепенно. (Название «газета» идет от названия мелкой монеты - gazzetta, - какой в Венеции в XVI в. Платили за рукописный отчет о текущих событиях).

Впоследствии, в Европе появляются первые периодические печатные издания: французская "Ла Газетт", английские "Ньюсбукс", голландские "Ко-рант" ("Современные события").

В России первая печатная газета датируется 1702, когда появляются "Петровские Ведомости", "Ведомости" Петра I (название она не была постоянной). Пресса отражала политические события, была источником информации об общественной жизни и др.

В первой половине XIX в. большинство населения Европы и Америки получила доступ к печатным новостей. Приобретала распространение дешевая, "копеечная", пресса. Американская "Сан", английский "Дейли телеграф", французская "Ле пресс" начали выходить массовыми тиражами.

Производство новостей и газет все больше становится индустриальным по характеру, однако газета пока нейтрально освещает различные сообщения, без какого-либо претендовать на идеологический средство. В дальнейшем выяснилось, что небольшие яркие газетные сообщения имеют способность не только освещать состояние или новости общественной жизни, но и создавать социально значимые образы действительности с помощью особых литературных жанров, новых правил составления текстов и т. П.

Создавался новый стиль вербальной культуры и общения. Газета могла сделать все: "убить без выстрела", "зажечь вражду", "создать конфликт" и т. П., Могла выступать тонким и мощным средством воздействия на массовое сознание.

В начале XX в. "семью" средств масс-медиа пополнило радио, которое быстро продемонстрировало уникальную способность подачи информации в любые отдаленные районы. В Украине первая радиопередача вышла в эфир в 1924

Во всем мире начали внедряться различные технические новшества. С 50-х годов получила массовое распространение система "FM-paдio", которая значительно расширила возможности радиовещания.

Однако наибольший эффект имело изобретение телевидения, эпоха которого началась с конца 30-х годов. Уже более полувека телевидение воспринимается как мощное средство воздействия на сознание и образ жизни. Аудиовизуальные образы, которые до этого отдавали прерогативу кино, превратились в первоочередном по значению, легкостью усвоения и привлекательностью носителя социальной информации. Миллионы людей в разных регионах мира одновременно становятся свидетелями важнейших событий, которые происходят в любом месте.

Появление и широкое распространение компьютерной техники также оказало своеобразную революцию в системе средств массовой информации. Сегодня "Интернет" и другие формы электронной информации активно вливаются в "рынок" воздействия на массовое сознание.

Дальнейшее распространение электронных средств связи, развитие спутникового и кабельного телевидения, видеотехники узалежнюе современного человека от коммуникативной сети. Аудиовизуальная и электронная коммуникация является постоянным фактом жизни человека, а абстрактный мир, который "создается" ею, достаточно легко "усваивается" индивидом, воздействуя на его сознание.

Массовая коммуникация всегда выступает и как влиятельная сила, и как влиятельный элемент в сложной социокультурной системе. Прежде всего СМИ попадают под контроль со стороны института власти (государства, правящих элит, политических партий), который осуществляется механизмом цензуры, другой контроль со стороны объектов управления. Она также испытывает влияние со стороны капитала, экономических и коммерческих структур, которые "совершенствуют" и "развивают" технологии макрокомуникаций.

Культура, которая, прежде всего, "генерирует" и "селекционирует" элементы СМИ (образцы, ценности, нормы, стили и др.) Является едва ли не самым главным фактором развития масс-медиа. Двусторонними являются взаимоотношения между массовой коммуникацией и "потребителями" ее - целевой аудиторией, - той частью общества, которая воспринимает соответствующую информационную систему.

С одной стороны, СМИ выступает как "обьективатор" общественного мнения, как элемент власти, социального контроля. С другой стороны, массовая коммуникация учитывает информационные, коммуникативные, ценностные потребности и интересы аудитории.

Массовая коммуникация, таким образом, укореняется в повседневность, привлекая общество к информации, и выполняет особые функции в общественном развитии. Прежде всего она "свидетельствует" образы социальной структуры, ценности социального расслоения, культивирует имидж социальных страт и статусов, осуществляет социокультурную структуризацию аудитории, является неотъемлемым элементом социальной мобильности.

Разнообразные коммуникативные явления привлекали и привлекают к себе все большее внимание представителей различных гуманитарных наук (философия, культурология, социология и психология, лингвистика и семиотика).

Научный интерес к данной проблематике возник еще в первой половине XX в., Нашел отражение в западных теориях социологии и психологии пропаганды (М. Вебер, в частности исследовал проблемы изучения прессы), в исследованиях по массовой культуры (Г. Лассел, А. Мальте), в трудах соотечественников (Б. Грушин, Б. Фирсов, М. Лауристин).

Контрольный вопрос:

1. Место и роль средств массовой информации в жизнедеятельности общества.

Богомолова И. Н. Социология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

Костенко Н. В. Массовая коммуникация // Социология: теория, методы, маркетинг. - В 1998, №6.

Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации. - М., 1993.

Социология управления / Под ред. Пилипенко В. Е. - М.: Высшее образование, 2003.

Трескова С. И. социолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1989.

Установок, стереотипов и мнений в аудиториях. С. м. к. изучает признаки и роль коммуникатора в этом процессе; с помощью т.н. "контентного анализа" выявляет закономерности взаимодействия источника коммуникации с аудиторией в зависимости от передаваемого содержания, его классовых, идеологич. характеристик, а также способа изложения информации, интенсивности знаков и их значений, частотности повторения и т.д.; исследует аудиторию – выясняет ее и интересы, признаки непосредств. получателей информации – т.н. "лидеров мнения" – и их для дальнейшего распространения воспринятого содержания МК в малых группах; принципы, отбора аудитории в процессе МК в зависимости от надежд индивидов найти в ее содержании своих ожиданий, мнений или сомнений, поощрение своего поведения; анализирует процессы восприятия содержания, его дальнейшей умств. переработки, запоминания и, наконец, принятия или непринятия коммуникационного воздействия; изучает оптимальные пути получения искомых результатов и причины "эффекта бумеранга" – т.е. достижения результатов, противоположных искомому.

С. м. к. возникла в 1-й четв. 20 в. в США. Важную роль в ее развитии сыграли работы социологов Б. Берелсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Мертона, Т. Ньюкома, Г. Олпорта, К. Ховленда, М. Шерифа, У. Шрамма, создавших школы гл. обр. в США, Англии и Франции.

В СССР в 20-х гг. были проведены исследования В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими гл. обр. эффективность воздействия печати. В 60-х гг. возник центров по изучению проблематики С. м. к.: Сектор МК и обществ. мнения Ин-та конкретных социальных исследований, Социально-психологич. лаборатории ЛГУ, факультет журналистики МГУ, кафедра журналистики Академии обществ. наук при ЦК КПСС, кафедра обществ. психологии Ин-та обществ. наук, социологич. лаборатория Тартуского ун-та. В ПНР проблемами MК занимается Центр по печати в Кракове, в ЧССР – Ин-т теории и истории средств МК при Карловом ун-те в Праге.

Ю. Шерковин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "" в других словарях:

    СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс медиа), и для этой цели был… … Социологический словарь

    СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - (mass media of communication) методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое… … Большой толковый социологический словарь

    - (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования … Философская энциклопедия

    Социология коммуникаций отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с… … Википедия

    - (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

    Исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. складывается в сер. 19 в. В этот период происходит… … Философская энциклопедия

    - (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… …

    Социология средств массовой информации - СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения… … Социологический справочник

    Смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Социология массовой коммуникации. Учебник для академического бакалавриата , Касьянов В.В.. В учебнике рассмотрена массовая коммуникация в широком социальном контексте, при этом формирование институтов СМИ раскрывается как составной элемент процесса модернизации. Приведены…

В.И. ГОСТЕНИНА

А.Г. Киселев

Социология массовой коммуникации

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим

объединением вузов

Российской Федерации

по образованию в области

международных отношений

в качестве учебного пособия

для студентов вузов, обучающихся

по направлению подготовки

(специальности) «Связи

с общественностью»

МОСКВА - АЛЬФА-М - ИНФРА-М - 2009

УДК 316.77(075.8)

Рецензенты:

доктора социологических наук, профессора В.В. Маркин (Центр региональной социологии Института социологии РАН), Г.И. Осадчая (Академический институт социальных исследований Российского государственного социального университета)

Гостенина В. И.

Г72 Социология массовой коммуникации: учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2009.- 352 с.

ISBN 978-5-98281-186-8 («Альфа-М») ISBN 978-5-16-003707-3 («ИНФРА-М»)

Рассматриваются теоретические аспекты и особенности функциони­рования массовой коммуникации в социологическом ракурсе. Приводятся программа курса «Социология массовой коммуникации», цели и задачи изучения дисциплины, тесты для контроля знаний студентов, вопросы к зачету и экзамену, темы курсовых работ, а также темы лекций и семинарских занятий.

Для студентов, обучающихся по специальности «Связи с обществен­ностью», аспирантов и преподавателей, работников СМИ и PR-служб.

УДК 316.77(075.8)

ББК 60.56

ISBN 978-5-98281-186-8 («Альфа-М») © Гостенина В.И., Киселев А.Г., 2009

ISBN 978-5-16-003707-3 («ИНФРА-М») © «Альфа-М» ; «ИНФРА-М», 2009

Предисловие

Настоящее учебное пособие, предназначенное для студентов всех форм обучения по специальности «Связи с общественностью», разработано в соответствии с государствен­ным стандартом высшего профессионального образования.

Пособие посвящено современным проблемам массовой коммуникации, которые авторы излагают с социологических позиций, привлекая для этого теоретические разработки уче­ных - социологов, культурологов, психологов. Спектр рас­сматриваемых информационных, телекоммуникативных, PR-и Интернет-коммуникаций охватывает значительный период времени и представляет генезис не только массовой коммуни­кации, но и самих социологических технологий создания и вы­ражения общественного мнения.

Авторы исследуют массовую коммуникацию в глобальном социуме и представляют социологические методы изучения массовой и целевой аудитории, различные модели коммуника­тивного взаимодействия, соотношение проблем формирова­ния и выражения общественного мнения в медийном поле со­временной России.

Многие главы посвящены проблемам информации, кото­рая в современном мире обусловливает выбор образовательно­го пространства, определяет степень проникновения обучае­мого в ту или иную теоретическую и практическую сферу. Именно информация предполагает наличие свободы мысли­тельно-коммуникативной деятельности. Исходя из этого книга подготовлена с соблюдением правила верификации исследуе­мых проблем. Материал каждой главы отражает связь общест­венных проблем и личных забот. Понимание такой тесной свя­зи «большого с малым» развивает социологическое воображе­ние, способствует уяснению технологии формирования общественного мнения.

Особо следует подчеркнуть, что учебная книга подобного широкомасштабного плана была бы невозможна без использования работ ряда известных российских авторов: профессо­ров Ф.И. Шаркова, Л.Н. Федотовой, СВ. Бориснева, а так­же классических трудов по социологии массовых комму­никаций Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Г. Лебона, А. Тоффлера, Х.М. Мак-Люэна, П. Лазарсфельда, Г.Д. Лассуэла и др.

Пособие включает планы лекций, семинарских занятий, тесты по изучаемым темам, примерные вопросы к экзамену и примерную тематику курсовых работ (приложения 1-6), ре­комендуемую литературу для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, а также глоссарий.

Учебное пособие построено таким образом, что может быть интересно как студентам, лишь приступающим к освоению ос­нов коммуникации и социологии, так и аспирантам и препода­вателям вузов, специализирующимся на проблемах социоло­гии коммуникаций, социологии управления, информацион­ных и коммуникативных систем и технологий.