Социология и социальная работа. Плюрализм современной западной социологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: СОЦИОЛОГИЯ

Тема: СОВРЕМЕННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Моисеев В. А.

г. Южно-Сахалинск

Введение

5. Структурный функционализм

7. Концепция социального обмена

Заключение

Введение

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании.

Что же такое "социология"? В переводе с латинского societas - общество, и греческого logos, т.е. учение) - со всей очевидностью следует, что речь идёт о науке, изучающей общество

Эмпирическая социология - Это направление ориентировано на изучение конкретных фактов общественной жизни с помощью специальных методов. Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е годы в США. Причины его возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, с попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого стала социология. На нее возлагаются большие надежды. Прогресс социологии и других социальных наук дает возможность отказаться от идей социальной революции и предложить в качестве ее заменителя некоторые социальные реформы, нормализующие общественную жизнь

1. Понятие общества как основной категории социологии

Общество - это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество - целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты - группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж - индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи - этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

2. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход - целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход - масштабный - делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

3. Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия.

Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: "Методика и техника конкретных социологических исследований". Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую.

Прикладная ветвь решает практические задачи. Объект академической ветви - системное знание отдельных областей общественной жизни.

Социология эмпирическая - обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т. д.

Время становления современной эмпирической социологии относится к 20-30 гг. XX в. Если в XIX - нач. XX вв. эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов (например, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис), то в 20-30 гг. XX в. социологи-эмпирики, которые образовали новый вид профессиональной деятельности в это время, пытались представить эмпирическую социологию синонимом социологии вообще.

Задачи изучения социального устройства и развития сводились при этом к социальной инженерии, к получению конкретных практических рекомендаций по заданной теме, будь то отыскание средств повышения производительности труда на определенном предприятии или формирование общественного мнения по какому-либо вопросу.

С точки зрения методологии, этот процесс вытеснения социологической теории означал доведение до крайности социологического эмпиризма изначальных позитивистских принципов создания социологии (в противовес чисто умозрительным системам социальной философии) как положительной науки, имеющей свой эмпирический материал и непосредственно участвующей в усовершенствовании социальных отношений.

Эмпирическое знание -- разновидность знания, продуцированного на начальном этапе познавательного процесса в результате непосредственного контакта исследователя с действительностью путем ее прямого изучения с помощью наблюдений, чувственных констатации, предметных описаний, фактуальных классификаций, приборных показаний и экспериментов. Эмпирическое знание выразимо в языке наблюдений, операциональных определений, протокольных утверждений, графиков, таблиц и схем. Эмпирическое знание не порывает с живым созерцанием, с ситуативной близостью к предметным действиям. Его объекты не лишены наглядности и чувственной очевидности.

Эмпирическое знание выступает часто как система мнений, точек зрения, версий и первичных гипотез, а с содержательной стороны оно ориентировано на классификацию фактов, функционалъные связи, предметно подтвержденные зависимости и обобщения. Эмпирическое знание имеет, по преимуществу, вероятностный характер и требует для своего упорядочивания статистические методы обработки. Хотя эмпирическое знание категориально не развернуто, т. е. не все категории (например, необходимости закона всеобщности и т. д.) в нем содержательно опредмечены, оно незаменимо для формулирования качественно-количественных характеристик освоения конкретных явлений и отношений. Эмпирическое знание неразрывно связано с теоретическим знанием, является его базисом и основанием. Оно задает непосредственную информацию для научных теорий и осуществляет живую связь познания с действительностью, является действенным противоядием против схоластических спекуляций.

4. Современная западная эмпирическая и теоретическая социология

Эмпирическая социология наших дней продолжает европейскую и американскую традиции. Как самостоятельное направление она возникает в 20 - 30-е годы, прежде всего в США, где ставится вопрос об автономии эмпирии и ее методологии. Показательно здесь исследование американцев супругов Линд "Средний город", в котором на основе эмпирической методологии показана возможность проведения историко-сравнительного анализа.

Многие из проблем, с которыми имеет дело западная эмпирическая социология, актуальны для развивающейся у нас прикладной социологии, в частности проблема тесного взаимодействия социологии, психологии, экономики и других сфер научного знания. Гносеологическая проблематика в первую очередь предполагает разработку операциональных определений ключевых социологических понятий, эмпирических моделей, усовершенствование математических методов для точного измерения качественных величин. Требует обновления и теоретико-гносеологическое обоснование эксперимента, а также поиск критериев гомогенности измеряемых величин.

Практическая цель эмпирической социологии - управление, прогнозирование, информация. Современная эмпирическая социология на Западе представляет собой успешно функционирующий организм со своей системой институтов, лабораторий, отделений в политических партиях, правительственных учреждениях и в армии. Хорошо известный Институт Гэллапа был организован в 1934 г. для слежения за предвыборной кампанией. Однако он не только смог точно определить положение партийных кандидатов, но и участвовать в "организации" общественного мнения, т.е. влиять на позицию избирателей. Точность, определенность принесли славу Институту, который давно перешагнул в своей деятельности границы политической социологии. Отделения Института созданы во всех развитых странах мира и осуществляют исследования по самым разным вопросам. Оперативные группы социологов-эмпириков из ФРГ, США, Франции, а также из международных исследовательских центров и ЮНЕСКО проводят по заказам организаций и стран мобильные социологические исследования.

По числу организаций, ведущих свою изыскательскую деятельность, по числу студентов, ориентированных на прикладные сферы, эмпирическая социология далеко обошла теоретическую социологию, которая концентрируется в основном в университетах и академических институтах. Но по своему значению в миропонимании, в формировании теоретических обоснований политических и иных программ влияние теоретической социологии намного выше по сравнению с социологией эмпирической.

Теоретическая социология сегодня не является единым целым. Однако ее можно представить двумя ведущими ориентациями - аналитической и понимающей. Их объединяет общий объект исследования поведение людей и разделяет методологический подход к его изучению. В общем виде эти ориентации можно рассматривать как противопоставление натурализма с преобладающим в нем методом "объяснения" субъективизма, главным методологическим принципом которого выступает метод "понимания". Эти ориентации характеризуют всю западную социологию.

Первая ориентация опирается на традиции позитивизма и использует новые тенденции, определяющие процесс функционирования и развития социологии в развитых странах. Следствием этих процессов явилось возникновение в аналитической социологии нового направления - теоретико-поведенческой социологии, представленной в настоящее время разработками П.Блау (США) и К.-П.Оппа (ФРГ). Эта ориентация в старых и новых версиях воплощает растущее влияние позитивизма в социологии, который никогда из нее не исчезал.

Вторая ориентация представлена сегодня прежде всего феноменологической социологией, основоположником которой считается А.Шюц (1899-1959). Он шел по пути новой интерпретации веберовской категории "социальное действие" для поисков, говоря его словами, "прафеноменов социальности". Сюда же относится и символический интеракционизм, изучающий человека в мире символов, его поведение и миропонимание. Приоритет в его разработке принадлежит американским исследователям (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Т.Вильсон). Новой ветвью понимающей социологии можно считать этнометодологию Г.Гарфинкеля, смысл которой - межличностное семантическое понимание. По сути, это так называемая "социология повседневности".

Особое место в западной социологии занимал структурно-функциональный анализ в том варианте, который разрабатывали Т.Парсонс и Р.Мертон.

5. Структурный функционализм

К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902-0979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу "Структура социального действии".

Структурный функционализм - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.

В том или ином виде функциональный подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идея были в у Платона и Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в "Основаниях социологии" доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о "правильном понимании" функций как "несходных частей" политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: "Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений - отвлекаясь от их последствий то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует".

Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить "исчерпывающие эмпирические обобщения", как в еще более ранние попытки установить значение различных "факторов" в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления.

Цель теоретической деятельности Т.Парсонса - усидеть внимание к пренебрегаемым ранее "социальным элементам" социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться "адекватного" описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы "на все относящиеся к делу научно важные вопросы". А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщеаной концептуальной схемы.

Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы - как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точки зрения Т.Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-с гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К.Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.

Уже это раннее определение содержит в себе проблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет место нечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием надиндивидуального сознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость?

"Функциональное единство" социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не "сверху", не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь дли всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.).

Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия "функция". Функция - это "те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде". Дисфункция - это "те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде". В проявлении функции может быть две формы - явная и скрытая. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая ("латентная") функция этих проявлений нсимсст.

Вели Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания "социального порядка", то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфунсциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основная теорема "функционального анализа" по Мертону гласит как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То, что не способствует выживанию и адаптации, есть "дисфункция",

социология функционализм социометрия интеракционизм

6. Социометрия (микросоциология)

В 30-с годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии, или микросоциологии.

Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление социологической науки, изучающее содиопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.

Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974).

Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: "Математическое учение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результата, подученные при применении количественного качественного метода".

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: "социус" - товарищ; "метрум" - измерение; "драма" - действие. "Вместо анализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре" - так Морено сформулировал свою программную концепцию.

"Социометрия, - говорил Морено, - изучает индивидумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы". Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов в психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Важнейшими инструментами социометрического анализа являются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социаграммы, на которых во многой в базируется социометрический метод. Познакомимся поближе с используемыми методами в социометрии. Под социометрическим тестом в микросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее подучить как бы "коллективное самовыражение опрашиваемых", т.е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений занесется полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Третий инструмент - сопиограммы - дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющее дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

Причиной общественных изменений, как считал Морено, являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых "микроэлементов", называемых "социальными электронами", или "телеэлементами". С помощью понятия "теле" ("социогравитационный фактор") Морено пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения люден друг с другом, и определял его как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение "тепе" "со знаком плюс", согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение "тепе" "со знаком минус" антипатию.

Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

По мнению Морено, которое стало одним из фундаментальных положений социометрии, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций. Соответственно, социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришей к одному из наиболее утопических выводов своей теория - возможности "улучшения" человеческих отношений в рамках любой общественной системы.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый "закон насыщения". Согласно этому закону, подобно тому, как в химических растворах существует осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к "перенасыщению", или, к национальным и расовым конфликтам, розни и воине.

В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно.

В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая часть эмоциональных влечений ("предпочтений") приходится на немногих членов группы ("звезд"), в то время как большинство участников се оказываются как бы "эмоционально обездоленными" (такие зачислялись Морено в разряд "социометрического пролетариата").

Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который ев именовал "психодрамой", целью которой как терапевтического приеме выступает предоставление личности свободы самовыражения ос от напряженности современной реальной жизни. Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования.

7. Концепция социального обмена

Наиболее известными представителями данного социологического направления принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (р.1919 г.) и Питера Блау (р.1918 г.).

В своих основных исследованиях "Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967) Хоманс сформулировал основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга "вернуть человека в социологию".

По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а следовательно, "конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории... - психологические".

По мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. Поэтому существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального поведения.

Новое понимание природы я сущности социального поведения объяснялось следующим образом: "Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения или престижа). Люди, которые получают многое от других, испытывают с six стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами".

По Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый - основа второго. И различием между ними является то, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена "вознаграждающей" становятся более опосредованными.

Сущность социальных отношений в обществе Хоманс излагал следующим образом: "Секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, так представляет большую ценность для вас, чем для него".

Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период и П.Блау. В таких работах, как "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть в социальной жизни" (1964), "Американская структура занятости" (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интерахционизма и школы социального конфликта,

В вашей работе мы сосредоточили внимание на принципах, сформулированных Блау, которые являются существенными факторами динамики процесса обмена.

Принцип 1. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.

Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждении человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим направляющим их взаимным обязательствам. (Компенсацию полученных благ как необходимость для продолжения получения их Блау именовал "пусковым механизмом" социального взаимодействия).

Принцип 3- Чем чаше нарушаются при обмене взаимные обязательства, склонные к негативному санкционированию лиц, тем более нарушающих нормы взаимности

Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается.

Принцип 5. Чем больше установилось отношении обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы "справедливого обмена".

Принцип 6. Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы.

Принцип 7. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена (Социальная жизнь таким образом, полна "дилемм", решая которые, люди вынуждены менять стабильность и баланс одних отношений обмена на напряженность других, поскольку все они стремятся к поддержанию всего многообразия этих отношений.).

8. Теория символического интеракционизма

Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог, профессор философии Чикагского университета Джордж Мид (1863-1931).

Мид уделял большое внимание проблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем.

Эти ориентации Мида в значительной мере содействовали постановке им ряда новых вопросов и получению соответствующих результатов. Поэтому принципиально важным моментом социологического творчества Мида были признание им примата социального над индивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись друг другу.

Мид написал очень мало работ. Большинство его основополагающих идей можно найти только в опубликованных посмертно записях его лекций. Наиболее значительное изложение интерахционизма содержится в книге ""Разум, Я и Общество" (1934).

Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение".

Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относил жест и язык.

Рассматривая жест как специфический символ, Мид указывая, что он выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.

По мнению Мида, человеческие действия изначально носят социальный характер, он неоднократно подчеркивал, что объяснение поведения индивида возможно лишь в терминах организованного поведения общественной группы и что действия индивида необъяснимы, если их не рассматривать как органическое целое.

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция "межиндивидуального взаимодействия", утверждавшая, что общение людей в установки индивида на объекты (на "других" и на самого себя" порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То как индивид воспринимает окружающую социальную действительность, обусловливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид, "является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой "обобщенного другого".

Этот процесс привяли роли других людей ("обобщенного другого") особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого "Я", происхождение и структуру социального процесса.

Существенное значение для развития социологии и психологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - "ролей", которые человек играет в обществе. Причем, по Миду, анализ "ролей", которые человек дает достаточные основания для суждения не только о его повелении, но и о его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

В настоящее время влияние этого направления в каноническом виде незначительно. Более заметна методологическая роль этого направления, а именно структурно-функциональный метод в социологии (и в обществоведении в целом). Западные социологии видят в марксизме сильную социологическую школу. Так, в социологии современной Германии несколько лет назад проходила острая дискуссия по ХIII главе "Капитала" К.Маркса, обсуждается марксова трактовка отчуждения как наиболее предпочтительная в сравнении с другими. Шведский социолог П.Мэнсон в своей книге "Социология общества. Традиции, направления, перспективы" (СПб., 1992) пишет: "Марксизм - одно из важнейших течений мысли ХХ века. Наибольшее значение он имел в политике, но сыграл также важную роль в философии и в теории общества... Он включает в себя многие направления, имеющие много общего с различными традициями немарксистской теории общества и философии".

Заключение

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социология;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи" города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

Список использованной литературы

1. Большой толковый словарь (Collins). - М., 1999.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М., 1997.

5. Парсонс Т.Система современных обществ. - М., 1998.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992

7. Смелзер Н. Социология

8. Тощенко Ж. Социология.

9. Хрестоматия по истории социологии XIX-XX вв.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные направления современной западной социологии. Конфронтация социологических теорий и идей. Введение Парсонсом и Шилзом понятий адаптации, достижения целей, интеграции и латентности. Теория "социальных изменений" и "социального конфликта".

    реферат , добавлен 21.07.2011

    Современная западная социология - сложное, противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Теория структурно-функционального анализа. Анализ общества, теория социального конфликта. Направление "технологический детерминизм".

    контрольная работа , добавлен 07.01.2009

    Западноевропейская социология XIX - начала XX века. Классическая зарубежная социология. Современная зарубежная социология. Социология в России в XIX - начале XX века. Советская и российская социология. Социология жизни.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Бурное развитие эмпирической социологии в США. Общество, социум, их явления и процессы как социальные системы. Теория социального действия. Социология Г. Спенсера. Структурный функционализм. Стабильность социальных систем.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2007

    Академическая социология, классификация современных социологических направлений. Неопозитивизм, структурно-функциональный анализ Т. Парсонса. Определение социального конфликта. Символический интеракционизм - течение современной западной социологии.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2013

    Развитие социологических представлений об обществе. Западноевропейская социология XIX-начала XX века. Классическая зарубежная социология. Современная зарубежная социология. Социология в России в XIX-начале XX века. Советская и российская социология.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2008

    Функции социологии. Структура социологического знания. Происхождение социологии. Конт и Спенсер. История социологии в Западной Европе и в США. Социология в СССР. Современная российская социология. Виды и этапы социологического исследования.

    шпаргалка , добавлен 01.01.2007

    Развитие социологической мысли в Америке. Эмпирическая социология в США первой половины ХХ века. Теоретическая социология США ХХ века. Структурно-функциональная система Парсона. Основные стороны учения Мертона. Социокультурная динамика по Сорокину.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2010

    Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

Уровень, представленный специальными социологическими теориями, соединяющим теоретико-методологическим знанием с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Следует помнить, что эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий, имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий - экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности - трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Например: экономическая социология. Исследует социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений.

Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности.

Политическая социология. Изучает политические интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений. Суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности и выявить болевые точки развития политической жизни.

Социология духовной жизни общества. Исследует деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку.

Социология управления. Относится к обобщающим специальным социологическим теориям. Связана с использованием особого класса задач - механизма регулирования социальных процессов. Именно поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей. Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие -- прикладных, третьи -- теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования - высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи - молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов - теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).

Белорусский Государственный Университет

Информатики и Радиоэлектроники

Контрольная работа

По дисциплине «Социология»

Выполнил: студент БГУИР ФНиДО

6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

1) Плюрализм современной западной социологии. 3

2) Школы и направления современной западной социологии:

а) эмпирическая социология; 3

б) структурно-функциональный анализ; 5

в) теория социального конфликта; 7

г) неофрейдистские концепции; 8

д) концепция социального обмена; 10

е) теория символического интеракционизма. 12

Литература 13

Плюрализм современной западной социологии

На протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода, хотя в ряде случаев они выступали в роли комплекса теоретико-методологических и прикладных подходов, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание классического этапа западной социологии использовалось по преимуществу двояким образом: 1) как определенный банк идеи, обладающий самостоятельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности современной социологии Запада. Правильное понимание плюралистического характера эволюции современной западной социологии предусматривает осознание того обстоятельства, что эта эволюция по преимуществу характеризуется не линейным, а параллельным и многомерным развитием.

Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его неоднородного, противоречивого и неравномерного характера. Важным моментом эволюции главных школ и разновидностей современной западной социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Причем на каждом из этих уровней социологи полу-вечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену



бюрократического способа управления гуманистическим. Неофрейдистская социология Э. Фромма - один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс развитию не только психосоциологических доктрин, но и всей современной западной социологии, одной из вершин которой она, безусловно, является.

а. Эмпирическая социология

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся

социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на

проведение тех или иных социологических исследовании. Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований,

ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания

социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизацаи" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию

не между биологическими и социальными явлениями и процессами.

В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового

уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов

эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-

психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и

крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений. Характерными чертами эмпирической социологии являются: 1) отождествление научной социологии с эмпирической социология; 2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; 3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений. Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную. Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной

проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

ФАКУЛЬТЕТ РАДИОТЕХНИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №1 на

тему «Эмпирическая социология»

Выполнил: студент группы РЭТ-12-9

Джаркин А.Б.

Проверил: ст. пр. Апашев С.Б.

Алматы 2013

Введение

Данная работа посвящена изучению эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и исследованию влияния Чикагской школы на становление и развитие эмпирической социологии. В работе отражены понятие и характерные черты эмпирической социологии, причины «американизации» данного направления социологии, а также деятельность представителей Чикагской школы.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что оно дополняет и существенно расширяет спектр наших знаний по эмпирической социологии. Методологическую основу работы составляют принципы научности и объективности. Использование данных принципов позволило дать наиболее точную и объективную информацию, касающуюся нашего вопроса.

При написании данной семестровой работы была поставлена цель: охарактеризовать понятие «эмпирическая социология», изучить ее характерные черты, рассмотреть причины «американизации» эмпирической социологии и определить значение Чикагской школы в истории социологии.

Достижение поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач:

провести анализ источников и научных трудов, касающихся эмпирической социологии

дать четкую характеристику эмпирической социологии

рассмотреть причины появления эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии

показать влияние и причины «американизации» эмпирической социологии

осветить роль представителей Чикагской школы в усовершенствовании методологии социологических исследований

описать и оценить задачи, выполняемые эмпирической социологией.


Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но оформляется как самостоятельное направление лишь в 20-е гг. ХХ в. и приобретает значение, как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Ее возникновение, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, - с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством. Хотя ее роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества. Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизации" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г. Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию между биологическими и социальными явлениями, процессами.

В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т. Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р. Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;

) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

) увлечение математическими методами анализа данных, приводящими в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

Официально как направление эмпирическая социология признана после выхода в свет пятитомного труда американских социологов У. А. Томаса (1863-1947) и Ф. Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1921). Этот труд заметно отличался от проводившихся до сего времени социальных исследований в том отношении, что его авторы отказались от каких-либо общих («метафизических») теорий, а построили все исследования на фактических материалах: опросах, анкетах, личных документах - письмах, автобиографиях. Так, два тома полностью отведены под письма польских семей, причем эти письма без каких-либо комментариев сгруппированы по отношениям: муж - жена, дети - родители. В третьем томе помещена автобиография крестьянина-эмигранта, перебравшегося из Польши (г. Люботин) в США. Такой подход к исследованию, отличавшийся в полном смысле слова конкретностью, был воспринят как новое слово в социологии, очень скоро он сделался популярным в научной среде и получил название «эмпирического». Сами авторы Томас и Знанецкий, сосредоточив внимание на индивидуальной психике, ее эволюции в связи с изменением социальной среды, пришли к выводу о существовании так называемых «стойких образцов социального поведения». Этот вывод, получивший полное подтверждение и поддержку, в дальнейшем был определенным образом дополнен и доведен до масштабов научной концепции, используемой в теориях отклоняющегося поведения, криминологии, социальной нормы и патологии. Кратко суть этой концепции может быть сформулирована следующим образом. Каждому индивиду присуща сохраняющаяся на протяжении всей жизни и не зависящая от изменений экономических, социальных, бытовых, культурных и т.д. структура социального поведения, сформировавшаяся в основных чертах в раннем детстве и юности.

Другую особенность индивидуального поведения в социальной среде Томас и Знанецкий отразили понятием «определение ситуации». Оно включает, с одной стороны, индивидуальные установки, с другой - ориентацию на групповые ценности и нормы. В единстве и то и другое служит показателем приспособляемости индивида к социальной группе. Уже при своем возникновении эмпирическая социология обнаружила черты, которые в дальнейшем получили не только закрепление, но и развитие. Во-первых, «запсихологезированность»: общественные явления она рассматривает сквозь призму психологических учений и главное внимание обращает на психологическую сторону человеческих отношений. Во-вторых, заметное влияние на эмпирическую социологию оказала философия неопозитивизма.

Так, один из ее основателей Томас отрицал какие-либо общие законы в общественной жизни, они для него означали всего лишь наиболее вероятную «статистику». В-третьих, бросается в глаза утилитаризм эмпирической социологии. Многообразные и весьма разнохарактерные эмпирические исследования проводятся по заказу фирм, банков, газет, радио- и телекомпаний, государственных служб и т.д.

Причины «американизации» эмпирической социологии

эмпирический социология чикагский школа

Если иметь в виду обе разновидности эмпирической социологии - академическую и прикладную, то сначала появилась первая. Именно с университетских исследований в США произошло становление эмпирической социологии. Мы назвали страну, которая по справедливости считается родоначальницей эмпирической социологии. Почему именно США? Это интересный и важный вопрос, ответ на который поможет прояснить многие обстоятельства появления и развития эмпирической социологии.

Среди причин общего характера в первую очередь нужно назвать бурные темпы американского экономического развития в начале XX в. (вплоть до конца 1920-х гг. - появления кризиса и Великой депрессии), с которыми не могла сравниться ни одна европейская страна. В США оказались сосредоточенными громадные капиталы, стимулировавшие экономический и материально-технический прогресс. Вместе с подъемом экономики столь же быстро повышался уровень материального благосостояния работников за счет интенсификации их труда и роста его производительности. Развитие крупной промышленности и концентрация капитала приводили к углублению социальной дифференциации, усилению социальной несправедливости, коррупции и другим негативным социальным последствиям, с которыми традиционно связано развитие капитализма.

Заметно росли американские города. Массовый наплыв иммигрантов из европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских стран, стремившихся осесть в городах, придал им новый облик. Наряду с деловым центром (даун-таун) появились районы, освоенные населением с разным цветом кожи и разных национальностей, получившие соответствующие названия ("белые", "черные", "желтые", итальянские, китайские, польские и др.), возникли так называемые гетто (в которых селились дискриминированные национальные меньшинства, в первую очередь это были негритянские гетто), пригородные жилые зоны и т.д.

Вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития науки о конкретных проблемах жизни общества. Это был своеобразный "питательный бульон" для эмпирической социологии. Как учебная дисциплина она получила доступ не только в высшие, но и в средние учебные заведения, колледжи.

Быстрому прогрессу эмпирической социологии и "вживаемости" ее в ткань американского общества способствовало также сильное влияние идеологии и философии прагматизма и инструментализма, акцентировавших внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных и измеряемых эффективных результатов. Именно это направление исследований и было характерно для эмпирической социологии.

Изначально, с 1920-х гг., эмпирической социологии была присуща абсолютизация собственной роли. Она проявилась в следующих характерных чертах: а) отрыве от теории и провозглашении собственных результатов наиболее достоверными и научными; б) сведении любой научной социологии к эмпирической, отождествлении с ней; в) увлечении математическими методами и поистине слепой вере в их безукоризнен ноль; г) отказе от крупных теоретических обобщений; д) увлечении чисто социологическими методами исследования и недооценке общенаучных.

Понятно, что в целом для социологии эти черты имеют скорее негативный, чем позитивный характер. Однако они позволили в короткий срок (полтора - два десятилетия) за счет противопоставления эмпирических исследований социологическим теориям вытеснить последние с авансцены социологической науки в целом, сформировав у определенной (преимущественно деловой) части членов американского общества убеждение в том, что будущее этой науки - именно за эмпирической социологией. Впрочем, к вопросу о соотношении эмпирической и теоретической социологии мы будем неоднократно возвращаться по ходу анализа основных периодов современного этапа развития этой науки.

Чикагская школа и ее значение в истории социологии

Чикагская школа социологии - одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 - 1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом. Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются, прежде всего, органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Немаловажную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении «школы» в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем. Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче - установлению «социального контроля» и «согласия». Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между «реализмом» на макроуровне («развитие общества как целостного организма») и «номинализмом» на микроуровне («общество как взаимодействие»). В целом методологическая ориентация не противопоставляет «мягкие», этнографические методы и «жесткие», количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются. В дальнейшем значение социологии Чикагской школы сохранилось для социологии города, и в настоящее время ее идеи особенно актуальны для так называемой «энвайронментальной социологии».

Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы - представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Подобно тому, как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией - процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.

Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация <#"justify">Заключение

В ходе выполнения данной семестровой работы мы изучили понятие и основные черты эмпирической социологии, рассмотрели причины «американизации» эмпирической социологии, а также определили значение Чикагской школы в истории эмпирической социологии.

Исходя из проделанной работы, можно осуществить следующие выводы:

возникновение эмпирической социологии, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, - с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством.

характерными чертами эмпирической социологии являются: отождествление научной социологии с эмпирической социологией; разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; увлечение математическими методами анализа данных, приводящими в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития эмпирической социологии.

особенностями Чикагской школы являются: разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне; объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде; исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях; приоритет «качественных» методов исследований.

На мой взгляд, очень важно акцентировать внимание на задачах эмпирической социологии, заключающихся в описании, объяснении и прогнозировании социальной реальности. На основании вышеизложенного, следует отметить, что эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.

Современная американская социология. Сборник статей. М. , 1994. - 296 с.

Воронцов А.В, Громов И.А. История социологии ХIХ - начало ХХ века. ч. 1. Западная социология. - М., 2005

Валентина Сергеевна Сычева № 4. С. 48-56. Исторический очерк бюджетных исследований в Западной Европе и США