Социологическое исследование бюджетов времени. Современные проблемы науки и образования

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА


Социологические исследования

на тему:

« Организация учебного процесса и бюджет времени студента»


Принял: Назипов Х.Н.


КАЗАНЬ 2004г.


1. Программа исследования…………………………………………………... 3 1.1. Введение…………………………………………………………………... 3 1.3. Раздел 2. Характеристики объекта исследования……………………… 7 1.4. Раздел 3. Цели и задачи исследования. Рабочие гипотезы…………..... 9 2. Результаты исследования………………………………………………….. 13 3. Использованная литература……………………………………………….. 14 4. Приложения ………………………………………………………………... 15 4.1. Рабочие анкеты…………………………………………………………… 16 4.2. Сводная анкета……………………………………………………………. 16 4.3. Таблица по связям………………………………………………………... 16
1.2. Раздел 1. Основные теоретические понятия. Объект и предмет исследования…………………………………………………………………... 4
1.5. Раздел 4. Методика и техника сбора первичной информации. Обработка полученных данных……………………………………………… 10

1. Программа исследования


1.1. Введение


Социологическое исследование - это специфичес­кая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в со­циологии.

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множе­ство вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научно­го исследования, в частности социологического.

Так сегодня в связи с бурно развивающейся наукой и техникой отовсюду на нас сваливается огромное количество информации. И чтобы в ней самостоятельно разобраться, нужны определённые знания, которые человек получает в течение всей своей жизни. Особенно интенсивно это происходит в студенческие годы. Также в последнее время сильно возросла потребность в высококвалифицированных специалистах. В связи с быстрым увеличением общего объема информации больше времени приходится тратить на её поиски. А во время учёбы время является определяющим фактором. Поэтому такой вопрос как «Организация учебного процесса и бюджет времени студента» на сегодняшний день является очень актуальным. На этот вопрос трудно ответить сразу, т. к. организация учебного процесса и бюджет времени студента зависят от множества факторов, которые мы рассмотрим далее. Цель данного исследования - выяснить, как зависят между собой организация учебного процесса и бюджет времени студента, а также выработать рекомендации по их улучшению и эффективности использования.


Раздел 1. Основные теоретические понятия. Объект и предмет исследования.


Программа исследования – основной документ исследования и содержит все необходимые предпосылки для проведения исследования. От качества программы зависит качество исследования. На составление программы исследования отводится до 30% рабочего времени.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника – это совокупность специальных приёмов, используемых в том или ином методе.

Методика – это совокупность технических приёмов, связанных с данным методом, их последовательность и взаимосвязь.

Процедуры – это последовательность всех операций, используемых в исследовании.

Объектом исследования называется та или иная социальная общность людей, содержащая в себе совокупность социальных проблем.

Социальная общность – это группа людей, сформированных по различным признакам и объединённая общей целью. Социальные общности формируются по различным признакам.

Предметом исследования называется та или иная социальная проблема, присущая объекту исследования.

Объектом данного исследования является группа5304.

Предметом данного исследования является “Организация учебного процесса и бюджет времени студента”.


Структурная операционализация



Факторная операционализация





Раздел 2. Характеристики объекта исследования.


1. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение окончили до поступления в ВУЗ?



2. Где находится данное учебное заведение?



3. Средний балл аттестата?



4. Успеваемость за последний семестр?




6. Возраст



7. Национальность


8. Социальное происхождение



Раздел 3. Цели и задачи исследования


Целью данного исследования является выработка рекомендаций по улучшению влияния организации учебного процесса на бюджет времени студентов.


Задачи исследования:

1. Изучить организацию учебного процесса.

2. Изучить факторы, влияющие на организацию учебного процесса.

3. Изучить бюджет времени студентов.

4. Изучить факторы, влияющие на формирование и использования бюджета времени студентов.

5. Влияние организации учебного процесса на бюджет времени студента.


Рабочие гипотезы:

1. При переходе к рыночным отношениям ухудшилась организация учебного процесса.

а) Ухудшение организации учебного процесса связано с отвлечением студента на дополнительные заработки.

б) На ухудшение организации учебного процесса влияет его коммерционализация.

2. Ухудшение организации учебного процесса отрицательно сказывается на структуре бюджета времени студента.

а) Отсутствие времени на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачётам, экзаменам отрицательно сказывается на успеваемости студентов.

б) Отсутствие времени на отдых отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости студентов.


Раздел 4. Методика и техника сбора первичной социальной информации. Обработка полученных данных.


1. Виды социологических исследований.

Классификация социологических исследований проводится по разным основаниям:

а) в зависимости от цели исследования:

Разведывательные исследования

Описательные исследования

Аналитические исследования

Социологический эксперимент

Разведывательные исследования проводятся, когда нет достаточной информации об объекте исследования или есть необходимость апробировать инструментарии исследования.

Разведывательные исследования проводятся на небольшой части объекта исследования.

Разведывательные исследования носят сопутствующий вспомогательный характер.

Описательные исследования ограничиваются лишь описанием состояния, объёма и глубины изучаемой проблемы. Они не раскрывают причинно-следственные связи, обуславливающие наличие данной проблемы. Описательные исследования носят вспомогательный сопутствующий характер.

Аналитические исследования дают возможность раскрыть причину наличия изучаемой проблемы, факторы, действующие на её функционирование, а также определить пути решения данной проблемы. Они являются наиболее комплексными и находят широкое применение на практике.

Социологический эксперимент проводится с целью разработки, испытания, доводки и внедрения модели нового состояния объекта исследования. Они требуют больших затрат времени и средств, но любые затраты впоследствии окупаются многократно.


б) в зависимости от периодичности исследования делят на:

Точечные

Повторные

Панельные

Точечные исследования проводятся только один раз. Они не дают возможность исследовать проблему в динамике.

Повторные исследования – неоднократные исследования с определённой периодичностью на одном и том же объекте по одному и тому же предмету исследования. Эти исследования дают возможность исследовать проблему в динамике.

Панельные исследования – повторные исследования, но каждый раз с опросом одних и тех же респондентов. Достоинства панельных исследований в том, что они обеспечивают постоянство источника информации.


в) в зависимости от применяемого метода сбора информации различают:

Наблюдение

Анализ документов

Опрос можно проводить в виде анкетирования и интервьюированием.

Анкетирование по форме бывает:

Индивидуальное

Групповое

Анкетирование по способу бывает:

Заочное

Интервьюирование:

По телефону

Наблюдение- ведётся наблюдение за объектом исследования для сбора необходимой информации.

Наблюдение бывает:

Включенное

Невключенное

При включенном наблюдении оно ведется изнутри объекта исследования. Объект исследования не знает, что за ним ведётся наблюдение, не подстраивается под наблюдателя и не меняет своё поведение. Данный метод даёт возможность собрать неискажённую информацию.

При невключённом наблюдении объект исследования знает, что за ним ведётся наблюдение, подстраивается под наблюдателя и меняет своё поведение. В данном случае информация искажается.


Анализ документов – это работа с официальными источниками объекта исследования по сбору необходимой информации.


2. Основные понятия прикладной социологии.

Генеральная совокупность- это объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен (локализован)

и на который распространяется вывод исследования.

Выборка – это процесс расчленения объекта исследования на части и отбор частей для исследования по определённым правилам. Выборка бывает одноступенчатая и многоступенчатая.

Выборочная совокупность – это элементы генеральной совокупности, отобранные в процессе выборки.

Единица отбора – это элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе отбора.

Единицы анализа – элементы выборочной совокупности, подлежащей изучению.

Инструментарий исследования – это методы, документы, с помощью которых осуществляется сбор информации.

Респондент – участник массовых опросов, с которого снимается информация.

Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности отражать свойство генеральной совокупности. Обеспечивается путём коллективной и качественной репрезентации объекта исследования.

Количественная репрезентация сводится к сводится к определению объёма выборки, т. е. количество людей, подлежащих опросу.

Объём выборки определяется различными способами:

1. при помощи математических формул:

,

где n-объём выборки;

N-объём генеральной совокупности;

t-коэффициент доверия (2-3)

d- допустимая ошибка выборки (2-10%)

p и q – доля изучаемых признаков

2. Объём выборки определяется на основе отчётных данных:


N 4000 1500 600 200 100 d 2 3 5 8 11


N 500 1000 3000 5000 10000 100000 >100000 n 222 280 350 370 385 398 400

Качественная презентация выборки сводится к определению групп объектов исследования, подлежащих изучению. Она осуществляется, используя различные методы и виды выборки. В социологии используется случайная(вероятностная) и целенаправленная.

Случайная выборка используется, когда каждой единице генеральной совокупности предоставляется равный шанс попадания в выборку. Целенаправленная выборка осуществляется по заданным признакам и параметрам.

Каждый вид выборки имеет свои гипотезы.

Методы случайной выборки:

Собственно случайная выборка

Механическая выборка

Механическая выборка проводится с определённым шагом выборки к:

Метод серийной выборки используется если есть возможность разбить генеральную совокупность на равнозначные серии по заданному признаку. Отбор респондентов осуществляется из каждой серии отдельно по формуле:



Метод групповой выборки заключается в том, что отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы с последующим сплошным опросом.

Метод целенаправленной выборки- стихийная выборка. Используется, когда заранее нельзя определить структуру массива респондентов. Выводы распространяются лишь на опрошенных.

Метод основного массива: опрашиваются до 70-80% респондентов. Этот метод используется в разведывательных исследованиях.

Квотная выборка используется, когда заранее известны статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Контрольные признаки берутся в качестве квот. Отбор респондентов осуществляется с соблюдением параметров квот.

Все виды выборки в процессе выборки задают правило отбора единиц отбора и могут быть использованы комбинированно в процессе выборки.


2. Результаты исследования


3. Использованная литература


1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – социс.,2004, №4. С.5-10

2. Как провести социологические исследования М. политизд. 1990

3. Краткий словарь по социологии М. политизд. 1988

4. Основы прикладной социологии М. знание, Горшков 1995

5. Рабочая книга социолога. – М. Наука, 1976

6. Яков В. А. “Социологические исследования: методология, программы, методы. М. знание 1987


4. Приложения

4.1. Рабочие анкеты

4.2. Сводная анкета

4.3. Таблица по связям


Анкета

Уважаемый респондент!

Данный социологический опрос проводится среди студентов с целью выяснения, как зависят организация учебного процесса и бюджет времени студентов. Обведите в кружок выбранный вами вариант ответа или в графе «другое___» напишите свой вариант.




















































а) мужской б) женский


1. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение вы окончили до поступления в ВУЗ?

а) общеобразовательная средняя школа

б) гимназия

д) техникум

е) другое________________

2. Где находится данное учебное заведение?

а) столица

б) город республиканского подчинения

в) районный центр

г) село, посёлок

д) другое________________

3. Средний балл аттестата?
4. Успеваемость за последний семестр?
5. Что побудило Вас поступить в ВУЗ?

а) пример моих родителей

б) пример моих товарищей

в) настоятельные требования родителей

д) самостоятельное решение

е) другое________________

6. Цель Вашего поступления в ВУЗ?

а) получить высшее образование

б) получить отсрочку от армии

в) желание заниматься наукой

г) меня привлекает студенческая жизнь

д) другое________________

7. На транспорт я ежедневно трачу:

а) до 20 минут

б) 30 минут

в) 40 минут

г) более 40 минут

д) хожу пешком

е) другое________________

8. Удобно ли составлено расписание занятий?

в) всё равно

г) затрудняюсь ответить

д) другое________________

9. В чём заключается неудобство расписания?

а) в основном занятия проходят в вечернее время

б) между парами есть “окна”

в) занятия проходят в разных зданиях

г) затрудняюсь ответить

д) другое________________

10. В среднем максимальная загруженность по расписанию в день составляет:

б) 4,5 часа

в) 6 часов

г) 7,5 часов

д) другое________________

11. На самостоятельную работу в день вы тратите

д) 5 часов

е) более 5 часов

12. В каком состоянии находится материально-техническая база ВУЗа?

а) в отличном

б) в хорошем

в) в удовлетворительном

г) в неудовлетворительном

д) затрудняюсь ответить

13. Как влияет активность студента на организацию учебного процесса?

а) очень значительно

б) значительно

в) не значительно

г) не влияет

д) затрудняюсь ответить


14. По-вашему мнению, какие факторы влияют на организацию учебного процесса?

качества

Очень значительно Значительно Не значительно Никак не влияет Затрудняюсь ответить
способности 1 2 3 4 5
дисциплина 1 2 3 4 5
прилежание 1 2 3 4 5
коммуникабельность 1 2 3 4 5
здоровье 1 2 3 4 5
тип ВУЗа 1 2 3 4 5
программа обучения 1 2 3 4 5
преподавательский коллектив 1 2 3 4 5
материально-техническая база ВУЗа 1 2 3 4 5


15. По-вашему мнению, какие факторы влияют на бюджет времени студента?

Очень значительно Значительно Не значительно Никак не влияет Затрудняюсь ответить
программа обучения 1 2 3 4 5
учебное расписание 1 2 3 4 5
городской транспорт 1 2 3 4 5
культурные учреждения 1 2 3 4 5
активность 1 2 3 4 5
наличие распорядка дня 1 2 3 4 5
потребности и склонности 1 2 3 4 5
возможности 1 2 3 4 5


16. На что и какую долю суточного бюджета времени вы тратите?

17. Как изменилась организация учебного процесса за последний год?

а) значительно улучшилась

б) незначительно улучшилась

в) не улучшилась

г) ухудшилась

д) значительно ухудшилась

е) затрудняюсь ответить

18. Улучшение организации учебного процесса за последний год связано с:

а) усовершенствованием материально- технической базы ВУЗа

б) стали доступны высокие технологии

в) появилась дополнительная возможность самореализации

г) другое________________

19. Ухудшение организации учебного процесса за последний год связано с:

а) отсутствием достаточного финансирования со стороны государства

б) коммерционализацией обучения

в) низкой зарплатой преподавателей

г) устаревшей материально технической базы

г) другое________________

20. Как влияет организация учебного процесса на бюджет времени студента?

а) очень значительно

б) значительно

в) не значительно

г) не влияет

д) затрудняюсь ответить

21. Ваш пол:
22. Ваш возраст:
а) 19 б) 20 в) 21 г) 22 д) 23
23. Ваша национальность:
а) русский(-ая) б) татарин(-ка) в) другое________________
24. Ваше социальное происхождение:

а) рабочий

б) служащий

в) управляющий

г) другое________________

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные проблемы изучения свободного времени населения. Сравнительный и статистический анализ свободного времени жителей России и США. Расчет показателей вариации, аналитическое выравнивание и многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2009

    Социология свободного времени: основные представления. Концепции, категории, подходы в исследовании структуры свободного времени, его ценностные характеристики. Прикладное исследование структуры свободного времени студентов, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2016

    Проблема использования свободного времени молодежью, ее разработанность в России. Основные причины, влияющие на особенности использования свободного времени. Организация свободного времени студентами. Методы сбора первичной социологической информации.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Структура и классификация свободного времени у различных социальных групп, его роль в процессе развития индивида. Исследование рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Задачи статистики населения, источники статистических данных. Система показателей статистики населения. Статистический анализ демографической ситуации за 2005-2007 гг. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Теоретико-методологичекие основы социологического анализа актуальных проблем студенческой молодежи в современной России. Распределение свободного времени студентами разных курсов; причины их занятости. Особенности молодежной политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

1. Особенности бюджета времени студентов

Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.

Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.

Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.

Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что

отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих сту-дентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежи-тии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недоста-точная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При система-тическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспо-собности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку система-тически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.

2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов

Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно - происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выпол-няемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При дли-тельной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неуда-чах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбуж-денном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что

экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что

временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.

Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую ра-боту еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятель-ности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.

Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор не оказываются по силам - хочется только спать.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражитель-ность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникно-вению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятель-ность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму

и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

3. Динамика умственной работоспособности

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологи-ческих процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменением внешней среды; и эндогенных (ритм сердцебиения, дыхания, кровяного давления, умственная и физическая активность, глубина сна и др. факторов. Эндогенные биологические ритмы называют биологическими часами. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологической ритмике.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливаемся деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарат а, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно-важных функций организма, тем продуктив-нее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну

Для умственной работоспособности студентов, изменения приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.) сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями, в- третьих сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой их последовательностью. В зависимости от времени подъема работоспособности первые (около 90% обследуемых) подразделяются на «утренние» и «вечерние» типы. Студенты, отнесенные к утреннему типу», так называемые "жаворонки" встают рано, с утра бодры, наиболее работоспособны с 9-10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический ритм практически совпадает с учебным режимом дневного вуза. Студенты вечернего типа или «совы», наиболее работоспособны с 18-20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения.

Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.

Работоспособность в начале учебной недели бывает настолько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности: в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации и работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца.

С началом зачетной сессии, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежеднев-ная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями, работоспособность начинает сни-жаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность в исходному уровню, а если отдых сопровождается с активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления рабо-тоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели.

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учеб-ного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуются последовательной сменой перио-дов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет значение для раз-работки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.

4 . Условия высокой продуктивности учебного труда студентов

Рассмотренные выше закономерности динамики умственной рабо-тоспособности позволяют более обоснованно строить учебный процесс. Так, лекции по наиболее сложным предметам в большинстве вузов планируются на середину недели (вторник, четверг), а практические занятия - на третью пару часов, наиболее трудоемкие и сложные работы планируются на середину семестров.

Правильная организация умственной работы и отдыха - важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя

рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха.

Русский физиолог В. Веденский говорил: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того
, что плохо работают", имея ввиду плохую организацию труда. Сформулированные им общие принципы или условия продуктивности работы необходимо учитывать при организации учебного труда.

1-е условие. Во всякую трудовую деятельность нужно "входить" постепенно, так как начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

2-ое условие. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Порывистость, форсированное напряжение не обеспечи-вают устойчивой работоспособности. Разным лицам присущ различный ритм работы, Однако ритм не есть раз и навсегда установленное качество - можно "воспитать" необходимый ритм в работе. Ритмом в работе можно назвать ежедневную работу в одни и те же часы при целесообразном чередовании ее с перерывами отдыха. В начале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент в работу втянулся, принуждение снимается, возникает привычка,

работа становится потребностью. Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать много, не перегружая себя.

3-е условие. Заключается в привычной последовательности и систе-матической деятельности. Это условие не определяет содержание работы, которое будет в течение семестра изменяться, однако оно предусматривает четкую фиксацию времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, культурные мероприятия, сон и т.д. Содержание работы на каждую неделю в значительной мере определяется графиком обязательных заданий, составленных деканатом. Сроки, указанные в графике, - это как бы вехи, по которым студент может планировать свою работу.

4-е условие. Заключается в правильном чередовании труда и отдыха, а также смены одних форм труда другими. Правильное чередование умственной деятельности с регулярным и достаточным сном является одним из определяющих условий ее аффективного выполнения. Не менее важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудо-вого дня. Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить глубокого развития утомления. В этих условиях процессы восстановления протекают эффективно. Если же продолжать работу, не обращая внимания на чувство большой усталости, то впоследствии даже продолжительный отдых не всегда в полной мере восстановит прежний уровень работоспособности. Кроме того, перемена предмета учебно-трудовой деятельности также благоприятно отражается на ней. Это условие находит отражение в чередовании различных пред-метов в учебном расписании вуза; как следствие, оно требует чередования различных по характеру учебных работ при самоподго-товке студентов - теоретических, практических, графических работ, чтения.

5-е условие. Заключается в успешной работе - систематическое (ежедневное) выпол-нение умственной учебной работы в одни и те же часы суток (тренировка, в результате которой укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объеме).

Направленность использования средств физическое культуры и спорта в процессе обучения в вузе. Активизация учебного труда при возрастающих нагрузках требует оздоровления условий режима учебы, опыта и отдыха студентов.

Приобщение к систематическим занятиям физическими упражне-ниями связано с формированием у студентов правильного отношения к физической культуре, пониманием ее социальной роли, с осознанием личной необходимости заниматься освоением определенной системы знаний для организации здорового образа жизни. Образовательная подготовка, предусмотренная программой физического воспитания, предполагает не только систему определенных знаний, но также известные умения, которые должны обязательно использоваться в практике. Если другие знания можно пополнять и черпать из книг, практического опыта, то знания и навыки в физическом воспитании необходимо осваивать путем упражнений», т.е. практически постоянно их выполняя и совершенствуя. Чтение специальной литературы выступает лишь как вспомогательный фактор.

Несмотря на интегральный характер воздействия средств физи-ческой культуры и спорта на решение общих задач физического воспитания, их можно условно дифференцировать по направленности использования: как средства нормирования двигательной активности, как средства активного отдыха и повышения умственной работоспо-собности и как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

5. Нормирование двигательной активности студентов

Одним из обязательных факторов здорового режима жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом и объединенных термином "двигательная активность".

У большого числа людей, вовлеченных в сферу умственной деятельности, наблюдается ограничение двигательной активности. С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок. Отсюда возникает важная задача - определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной активности. Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма. Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигается наилуч-шее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности.Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести и переутомлению, и резкому сниже-нию уровня работоспособности в учебе, в труде. Конечно, границы эти относительны, подвижны, и определяются многими факторами: возрастом, полом, уровнем тренированности, характером деятельности (умственная, физическая, образом жизни, темпераментом и т, п.). Снижение двигатель-ной активности вызывает

состояние гипокинезии, характеризующееся рядом существенных нарушений не только в работе различных физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека.

Учеба в вузе и занятия спортом высших достижений предъявляют к студентам высокие требования. Студентам, занятым в сфере большого спорта, необходимо учитывать, что их деятельность носит престижный характер (участие в сборной команде страны, республики, спортивного общества, вуза).

Для поддержания этого престижа им приходится тратить не только свободное, но часто и учебное время (пребывание на сборах, соревнованиях). Большие физические и умственные нагрузки приво-дят к общему утомлению, зачастую снижая, умственную работоспособ-ность студентов-спортсменов. Поэтому перед высшей школой возни-кает сложная и в то же время социально значимая задача - создать для студентов-спортсменов такой режим обучения, жизни и тренировки, который без снижения уровня спортивных достижений обеспечивал бы возможность успешной учебы. Это требует внимательного и индиви-дуального подхода к каждому из них.

Рассмотрим характеристики двигательной активности на примере женского контингента некоторых вузов (обследовано 3200 человек). За критерии активности были избраны основные естесственные движения -ходьба и бег как наиболее энергетически значимые и обла-дающие существенным воздействием на двигательный аппарат и важнейшие вегетативные системы.

Была установлена двусторонняя зависимость между уровнем двигательной активности, здоровьем и физической подготовленностью студенток. Более высокий уровень двигательной активности, способст-вует лучшей физической подготовленности, последняя стимулирует двигательную активность. У студенток старших курсов двигательная

активность была на 9-11% ниже, чем у студенток 1-2 курсов, где проводятся организованные занятия по физическому воспитанию.

Исследования показывают, что двигательная активность студенток в период учебных занятий (8 месяцев), составляет 56-65% от ее величины в период каникул, а во время экзаменов (2 месяца) - 39-46%. её уровень в каникулы можно принять за естественную потребность в движениях молодых людей, ибо в этот период сняты многие факторы (учебные занятия и самоподготовка к ним, переезды, связанные с учебой, общественная работа и др.), маскирующие или ограничивающие двигательную активность студенток. Поэтому можно обоснованно констатировать наличие дефицита движений у студенток на протяжении большей части учебного года. В выходные дни,предоставленные студентам для отдыха и восстанов-ления сил после учебно-трудовой деятельности, двигательная активность студенток снижается по отношению к среднесуточной на за счет больших затрат времени на сон (I0-II час), самообслуживание, выполнение учебных занятий (2,5-4 часа),прове-дение свободного времени в условиях малой подвижности (кино, театр, концерты, телевизор и т.п.) и крайне ограниченного использо-вания оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это снижает темпы роста физической подготовленности, не обеспечивает ее сохранение и поддержание на старших курсах после завершения обязательного курса физического воспитания. Так, при массовых обследованиях студенток IV-V курсов было установлено снижение у них уровня развития отдельных физических качеств на 45-48% от уровня, достигнутого к концу обучения на 2 курсе.

Исследования показывают, что использование средств физической культуры и спорта в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию студентов. Для этого в режиме дня должны

использоваться утренняя зарядка на свежем воздухе в течение - 20-30 мин, и более, ежедневные прогулки по 30-60 минут с использованием энергичной ходьбы со скоростью около 6 км в час в свободный от учебы день - разнообразные физкультурные мероприятия (походы, игры, развлечения и др.) продолжительностью 2-4 часа. За счет использо-вания упражнений с повышенной интенсивностью можно сохранить их объем. Так,2-часовую ходьбу со скоростью 4,5 км в час или 30 мин - игры в баскетбол исследование показало, что у студенток, использовавших в течение года подобный двигательный режим, наблюдалось увеличение на 11-21% потребности в движениях, зафиксированной в каникулярный период по сравнению с. имевшей место ранее. Ориентация студенток на новый двигательный режим оказалась эффективной и в воспитании устойчивого интереса к физической культуре, повысила активность и сознательность в использовании ее средств в быту, способство-вала развитию целеустремленности и дисциплины.

В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать "функциональное" удовольствие от их выполнения ("мышечную радость"). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологи-ческими нагрузками тем в большей степени становятся потребностью, студентов, чем более приятны и интересны они для них.

  1. Рабочая программа

    К зачету по дисциплине «Физическая культура» основы физической культуры . Учеб...

  2. Рабочая программа дисциплины физическая культура образовательная программа для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки дисциплина базовой части цикла – б 4

    Рабочая программа

    К зачету по дисциплине «Физическая культура» . Самара. Издательство «Самарский университет».2003. . Социальные и биологические основы физической культуры . Учеб...

  3. Рабочая программа дисциплины физическая культура

    Рабочая программа

    Изложения и изучения дисциплины Дисциплина «Физическая культура» изучается студентами очной формы... Теоретический раздел формирует систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре . Содержание лекций Лекция № 1. Физическая культура ...

2

1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ»

2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Время – одна из форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и потребляется (используется) в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил и характером производственных (т.е. социальных) отношений. Данный литературный обзор посвящен проблеме оптимального распределения времени студента относительно его занятости, видов деятельности и актуальности данной проблемы в студенческие годы. Многие студенты, имея слабую самоорганизацию, просто не понимают, куда уходит все свободное время, которое можно было бы потратить с умом, подойдя к вопросу с большей ответственностью. Другим же, наоборот, хочется узнать и сделать как можно больше. Бюджет времени включает в себя различные виды деятельности, дает оценку их актуальности, первостепенности и значимости; помогает наглядно увидеть вещи, требующие особого внимания, отражает динамику развития деятельности, относительно ее необходимости, и функционирования во взаимосвязи с другими видами.

студенты

бюджет времени

здоровье

профилактика

1. Андреенков В.Г. Показатели использования времени жителями города / В.Г. Андреенков, В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – С. 1-4.

2. Артемов В.А. Время населения города: планирование и использование / В.А. Артемов, Н.А. Балыкова, З.И. Калугина. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982. – 200 с.

3. Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования / В.А. Артемов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987. – 235 с.

4. Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся / В.И. Болгов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1964. – 167 с.

5. Время и его использование / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – С. 253.

6. Время населения: динамика его использования / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1992. – С. 35-41.

7. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, Н.А. Скоблина, Е.И. Шубочкина, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, М.И. Степанова и др. / Под ред. член-корр. РАМН В. Р. Кучмы // Сборник нормативно-методических документов. – М., 2013.

8. Зборовский Г.Е. Досуг: Действительность и иллюзии / Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1970. – С. 25-31.

9. Куликова О.М. Оценка экономического ущерба от заболеваемости взрослого населения региона / О.М. Куликова // Вестник института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – № 4(16). – С.39-44.

10. Куликова О.М. Онкологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ / О.М. Куликова, Г.Д. Боуш // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1(23). – С. 215-220.

11. Максимова, Т.М. Здоровье населения и социально – экономические проблемы общества / Т.М. Максимова, О.Н. Гаенко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 1. – С. 3-7.

12. Мальцев С.В. Влияние экологических факторов на развитие почечной патологии у детей / С.В. Мальцев, Т.П. Макарова, В.С. Валиев // Педиатрия. – 1997. – № 6. – С. 76-78.

13. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков / А.Г. Сухарев [и др.] // Гигиена и санитария. – 2000. – № 4. – С. 33-36.

14. Методика оценки эффективности реализации планов действий по гигиене окружающей среды и здоровья населения на муниципальном уровне: МР № 5.2.009-03; утв. ЦГСЭН в Омской области. – Омск, 2003. – 28 с.

15. Методика сбора, обработки и комплексной оценки показателей II этапа социально-гигиенического мониторинга на муниципальном уровне: МР № 5.2.002-02; утв. ГКСЭН РФ. – Омск, 2002. – 30 с.

16. Патрушев В.Д. Региональные различия в использовании бюджета времени городского населения СССР / В.Д. Патрушев // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 134-141.

17. Патрушев В.Д. Финляндия: различия и тенденции в использовании бюджета времени / В.Д. Патрушев // Социологические исследования. – 1991. – № 12. – С. 31-38.

18. Патрушев В.Д. Многомерная типология время препровождения / В.Д. Патрушев, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 1980. – № 4. – С 13-18.

19. Подоров Г.М. Рабочее и свободное время / Г.М. Подоров. – Горький: Волго-Вятское, 1975. – 78 с.

20. Показатели времени в социально-экономическом планировании / Отв. ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1981. – 134 с.

21. Региональные и национальные особенности образа жизни и использования бюджета времени населения СССР и МНР / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – 231 с.

22. Семенова Н.В. Физическая активность студентов спортивного ВУЗа / Н.В. Семенова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www..

23. Baldesberger S. Sinus node disease and arrhythmias in the long-term follow-up of former professional cyclists / S. Baldesberger, U. Bauersfeld, R. Candinas, B. Seifert, et al. // European Heart Journal Advance Access originally published online on December 7, 2007 // European Heart Journal. – 2008. – 29(1). – Р. 71-78.

24. Baldesberger S. Sinus node disease and arrhythmias in the long-term follow-up of former professional cyclists / S. Baldesberger, U. Bauersfeld, R. Candinas, B. Seifert, M. Zuber, M. Ritter, R. Jenni, E. Oechslin, P. Luthi, C. Scharf et al. // Eur. Heart J. – 2008. 1. – 29(1). – Р. 71-78.

25. Basso C. Clinical profile of congenital coronary artery anomalies with origin from the wrong aortic sinus leading to sudden death in young competitive athletes / C. Basso, B.J. Maron, D. Corrado, G. Thiene // J Am CollCardiol. – 2000. – 35. – Р. 1493-1501.

26. Chaitman B.R. An Electrocardiogram Should Not Be Included in Routine Preparticipation Screening of Young Athletes Circulation. – 2007, November 27. – 116(22). – Р. 2610-2615.

27. Choo J.K. Electrocardiographic observations in professional football players / J.K. Choo, W.B. Abernethy, A.M. Hutter // Am J Cardiol. – 2002. – 90. – Р. 198-200.

28. Corrado D. Appropriate interpretation of the athlete"s electrocardiogram saves lives as well as money / D. Corrado, W.J. McKenna // European Heart Journal Advance Access published online. – 2007. – № 10. – Р. 1920-1922.

29. Dorn G.W. The Fuzzy Logic of Physiological Cardiac Hypertrophy / G.W. Dorn // Hypertension. – 2007. – 49(5). – Р. 962-970.

В последнее время общество все чаще сталкивается с проблемой нехватки свободного времени. Это связано с непрерывным ростом темпа жизни человечества, развитием науки, нанотехнологий, и на общество «сваливается» огромное количество информации, которую нужно обработать, усвоить и правильно воспользоваться . Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются значительные временные затраты на учебный процесс, необходимость изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья. В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 65 % студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям.

Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима.

Одним из показателей здорового образа жизни и учебной активности студентов является структура бюджета времени. Суммарная продолжительность рабочего времени студентов в вузе и дома по данным литературы составляет 9-11 часов. В настоящее время изучение проблем бюджета времени ведется довольно интенсивно. В результате, это может привести к тому, что студенты из-за плохого усвоения материала не смогут стать высококвалифицированными специалистами, которые очень нужны в наше время. Для этого необходимо внимательно подойти к вопросу об организации учебного процесса и формировании бюджета времени студента. На этот вопрос трудно ответить сразу, так как он включает в себя множество факторов, в которых нам придется разобраться. И цель для нас состоит в том, чтобы выяснить, как зависят между собой организация учебного процесса и бюджет времени студента, а также выработать наилучшие рекомендации по их улучшению и эффективности использования.

Важнейшие задачи исследований бюджетов времени обычно следующие:

  1. Изучение состояния распределения всего суточного (недельного и т.д.) фонда времени на различные виды деятельности.
  2. Выявление возможностей оптимизации использования времени соответственно определенным критериям на основные виды деятельности, как-то: оплачиваемую работу, домашний труд, удовлетворение бытовых потребностей, отдых.
  3. Выявление типологических структур времяпрепровождения (всего бюджета времени, свободного времени и др.) различными группами населения.
  4. Изучение ценностных ориентаций и мотивации времяпрепровождения по группам населения, удовлетворенности условиями и использованием различных видов деятельности (связанных с трудом, бытом и отдыхом), т. е. некоторых характеристик качества жизни.
  5. Изучение тенденций и закономерностей изменений в реальном поведении по группам населения за тот или иной период.
  6. Прогноз изменений в использовании времени населением в результате осуществления тех или иных социально-экономических мероприятий.
  7. Изучение влияния на распределение и использование времени населения социально-экономических процессов и нововведений.
  8. Расчет и анализ балансов времени всего населения той или иной территории (город, область, республика, страна) для социального прогнозирования и планирования.

Понятие «бюджет времени» и «вид деятельности». Бюджет времени - это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей . Рассчитанный бюджет времени получает форму таблицы, в подлежащем которой приводится перечень видов деятельности, а в сказуемом - показатели затрат времени.

Вид деятельности - исследуемая единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфических потребностей (например: чтение, просмотр телепередач, шитье, сон и т.д.). Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха населения. Бюджет времени выступает своеобразной «моделью личности». Он является существенной особенностью, характеризующей образ жизни, быта, поведения как отдельной, так и социальной группы или даже нации в целом. Безусловно, структуру бюджета времени нельзя разбить на четкие блоки определенных занятий, оно носит многомерный характер, имеет определенные ритмы, насыщенность занятий, окрашено психическим состоянием человека, связано со многими одновременными занятиями. При изучении бюджетов времени выделяют до 100, 300 и более единиц классификации видов деятельности . Выделение каких-либо других видов деятельностей осложненно в виде невозможности оценки и учета всех видов временных затрат. Как и любая другая отрасль социологического знания, изучение бюджетов времени испытывало и испытывает воздействие теоретико-методологических установок исследователя. В разных странах и в разные периоды такие влияния исходили одновременно со стороны общемировоззренческих представлений, своего рода «постулатов» социальной философии и со стороны смежных социальных дисциплин - экономики, культурологии, социопсихологии, других отраслей социологии (социологии досуга, индустриальной социологии, социологии образа и качества жизни...). Что касается общемировоззренческой направленности, или некоторых принципов общесоциологической теории, то в России, начиная с работ С.Г. Струмилина , в данной проблематике господствовала марксистская, т.е. материалистическая теоретическая ориентация. Так же с начала нашего века, получили распространение и другие теоретико-методологические подходы. В США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильное воздействие структурно-функционалистской методологии Т. Парсонса и Р. Мертона. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности. В Германии послевоенных лет, возможно, под влиянием работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности. Социология досуга, в рамках которой в мировой социологии развивалось рассматриваемое направление, претерпевала несомненные изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. Следует отметить, что изучение бюджетов времени в условиях плановой экономики естественно ориентировано на обеспечение обратной связи: от достигнутого состояния к его изменению путем государственного регулирования.

Особенности изучения бюджета времени:

  1. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются прежде всего их социально-экономическими потребностями, складывающимися при определенных условиях труда, быта и отдыха и при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений.
  2. Все группы видов деятельности взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены.
  3. Системный подход к изучению использования времени, разработку и анализ баланса совокупного фонда времени всего населения некоторого региона.
  4. Время - одна из форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и потребляется (используется) в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил и характером производственных (т.е. социальных) отношений. Временное пространство - необходимое условие осуществления всей совокупности деятельности людей, удовлетворения их общественных и личных потребностей. В связи с этим время, как любая другая форма богатства, требует учета (изучения) и контроля за его распределением и расходованием (использованием).
  5. Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения или условиях жизни отдельных социальных групп отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей.
  6. Применения наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и др.) показателей и оценок субъективного характера - особенности ценностных ориентаций, отношения к тем или иным видам деятельности (оплачиваемый труд, домашняя работа, занятия в свободное время и др.), удовлетворенность условиями и результатом осуществления изучаемых видов занятий и др.
  7. Использование времени в обществе осуществляется в соответствии с законом экономии времени.

Важнейшие составные части суточного и годового бюджетов времени - рабочее, свободное и др. имеют относительно самостоятельное значение .

Методика изучения бюджета времени. Исследования бюджетов времени населения в отечественной социальной науке имеют давнюю историю: первые попытки использования показателей времени были предприняты в середине XIX в. известными российскими социальными статистиками Д.П. Журавским, Н.И. Зибером, Н.Н. Романовым и др. Эти исследования носили экономико-статистический характер, и акцент в них делался на изучение структуры рабочего времени в целях оценки затрат труда в рабочих и крестьянских семьях. Социологи, как отечественные, так и западные, подключились к исследованиям бюджетов времени уже несколько позже, в 20-х гг. ХХ в. Исследователи считают, что первым социологом, который ввел в научный оборот термин «бюджет времени» в начале ХХ в., был президент Американской социологической ассоциации Ф. Гиддингс. Известный русский социолог П. Сорокин в 20-х гг. прошлого века в своих исследованиях также использовал понятие «бюджет времени человека», «бюджет суток». Именно российские социологи в 1921 г. пытались использовать разработки Ф. Гиддингса при изучении бюджета времени, используя специальные карточки, включающие 24 позиции по структуре времени. Наиболее значимыми в этот период считаются обследования бюджетов времени рабочих и крестьянских семей, проведенные под руководством С.Г. Струмилина . В СССР и России с 20-х гг. по настоящее время, естественно, претерпела определенные изменения. В 1920-30-х гг. запись данных о видах деятельности и их продолжительности проводилась путем опросов за обычный, средний день. Начиная с 1960-х гг. исследователи стали прибегать к дневниковым записям: самофотографии или саморегистрации данных обследуемыми.

Продолжительность записи данных об использовании времени также претерпела изменения. В начале 1960-х гг. осуществлялись записи за 7 дней недели, позднее за 3 дня (будний, предвыходной и выходной дни), или 2 дня (рабочий и нерабочий дни), а сейчас, как правило, за один день недели так, чтобы в выборке обследуемой совокупности были пропорционально представлены все дни недели. С начала 1970-х гг. в наших исследованиях, а также в исследованиях Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР респонденту наряду с дневником для записи данных о видах деятельности стал вручаться и вопросник. Он предназначен для выявления субъективных оценок по поводу условий использования рабочего и внерабочего времени (быт и свободное время), удовлетворенности ими и т. д.

Заключение. В настоящее время структура времени населения претерпевает дальнейшие изменения, что связано в первую очередь с глобальными изменениями, произошедшими в образе жизни населения в постсоветский период. Поэтому исследования бюджетов времени нисколько не потеряли своей актуальности. При этом особенно важен анализ дифференциации структуры бюджетов времени в тех социальных группах и контингентах, в которых изменения образа жизни, занятости, досуга проявились особенно ярко. Например, существенные изменения в этом аспекте произошли у студенческой молодежи. Сейчас, в отличие от советского периода, функционируют две формы получения высшего образования: бесплатная (бюджет) и платная. В связи с этим быстрыми темпами распространяется вторичная занятость студентов, совмещающих учебу на дневных отделениях и работу для получения дополнительного заработка. Это, с одной стороны, дает возможность улучшения материального положения студентов, а с другой - может ухудшать их посещаемость и успеваемость, т.е. негативно влиять на качество получаемого образования. В структуру свободного (внеучебного времени) студентов вошла такая, ранее не наблюдавшаяся его форма, как использование интернета, причем как в целях обучения, так и для общения и развлечений. Это, с одной стороны, расширяет кругозор студентов и круг их общения, а с другой - длительное, многочасовое «присутствие» в интернете забирает время, которое могло быть использовано, например, для занятий физкультурой и спортом, общественной работой и т.д. «Бюджеты времени - отличный индикатор изменений в повседневной жизни людей».

Таким образом, новые изменения в бюджетах времени, например, студентов, требуют тщательного изучения, оценки их положительных и отрицательных сторон и выработки практических рекомендаций по оптимизации этой структуры в целях повышения качества образования, уровня здоровья и уровня жизни студентов в целом. Поэтому так важно развивать методику исследований бюджетов времени, расширять теоретико-методологические подходы к изучению времени, особенно с использованием социологических методов, не только для всего населения, но и для различных групп в его составе. Такая дифференциация объектов исследования бюджетов времени является в настоящее время актуальной научной задачей. Вопросы о том, как правильно и с пользой использовать свое свободное время, будут существовать всегда и у всех. Однако особенно остро этот вопрос стоит для студента. Ведь оно всегда неотрывно связано с учебным временем. Бюджет времени включает в себя различные виды деятельности, дает оценку их актуальности, первостепенности и значимости; помогает наглядно увидеть вещи, требующие особого внимания, отражает динамику развития деятельности, относительно ее необходимости, и функционирования во взаимосвязи с другими видами. Прослеживается история развития методики изучения бюджета времени: начиная с дневниковых записей 20 века и заканчивая настоящим временем, где используются все возможные прелести научного прогресса, как компьютерные таблицы, сводки, диаграммы, графики и т.д. Таким образом, на сегодняшний день в связи с увеличивающейся долей самостоятельной работы студентов в общем объеме учебной деятельности и необходимости продолжения формирования у студентов здорового образа жизни стоит вопрос о проведении комплексных исследований в области научного прогнозирования подготовки здоровых кадров и научного планирования учебно-воспитательного процесса. Для научных исследований нормативов бюджета времени студентов, в более широком плане необходимо скоординировать усилия всех педагогических вузов и использовать уже имеющийся опыт работы в этом направлении.

Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Ляпин В.А., Амиржанова Д.З., Игнатьева Д.В., Елохова Ю.А. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=25364 (дата обращения: 06.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - один из методов социологич. исследований, служащий способом изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени. Полученный в ходе исследования БВ представляет собой распределение времени суток (недели, месяца, года и т. д.) по различным видам деятельности разных групп людей. БВ имеет определенную структуру, определяемую видами деятельности той или иной соц. группой населения в соответствии с основными соц.-экономич. потребностями.

Бюджет времени включает:

1) рабочее время;

2) время, связанное с работой (учебой) на предприятии (учреждении, учебном заведении);

3) время на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей;

4) время на уход и воспитание детей;

5) время удовлетворения физиоло-гич. потребностей;

6) свободное время.

Затраты времени, кроме труда на предприятии (учреждении), составляют время внерабочее. Б.в. рассчитывается, как правило, в среднем на одного человека (как представителя той или иной соц. группы населения) за сутки или за неделю.

Рабочее время и время, связанное с работой, состоит из ра­бочего времени по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также времени передвижения к месту работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продол­жительность поездки на работу и передвижение пешком,

В затратах времени на ведение домашнего хозяйства выде­лены затраты на работы по дому и затраты времени на покупку продуктов, непро­довольственных товаров и услуг. В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и вре­мени на ожидание в очереди.

Наибольший вес во всем времени составляют затраты на удо­влетворение физиологических потребностей, складывающихся из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за со­бой и др.

Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с работой, а также затратами времени на физиологические потребности, покупку товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В этом смы­сле оно носит «остаточный» характер.


36. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».

Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
1. Проблемы органического характера
Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576–96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2.2–2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.
В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, – сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму.
В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.
Если ребенку 6,5 лет – повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
«Незрелость» детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
2. Проблемы воспитательного характера
Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.
Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников – шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя.
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.