Социологические теории молодежи. Социология молодежи как отрасль социологического знания

англ. youth, нем. Jugend. Соц.-демогр. группа, переживающая период становления соц. и психофизиолог. зрелости, адаптации к исполнению соц. ролей взрослых. Возрастные границы М. размыты и подвижны, как правило, к М. причисляют в возрасте 14-30 лет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОЛОДЕЖЬ

дифференцированная социальная группа, которая приобретает черты социального сообщества и имеет специфические социальнопсихологические, социальные, культурные и другие особенности, в том числе и образа жизни, находится в процессе социализации, имеет свой социальный возраст и в соответствии с потребностями времени должна быть творцом или зачинателем новой социальной и культурной реальности. Впервые на международном уровне термин молодежь был презставлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1985 году, который определил возрастную границу молодого человека: 15 – 24 года. Позже Всемирной Организацией Здравоохранения под понятием „молодые люди” был охарактеризован возрастной период от 10 до 24 лет. В разных странах и среди разных научных течений прослеживается дискуссионность возрастных границ: нижнюю границу молодости разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю – между 25 и 35 годами. Распространенный интерес к изучению молодежных проблем обусловил развитие новой науки – ювенологии (или юнологии), предметом изучения которой является молодое поколение. Ученые, занимающиеся проблемой молодежных субкультур и социологией молодежи, понятия «молодость» и «молодежь» рассматривают в трех аспектах: как определенный биологический возраст; как определенное состояние, обусловленное социальнокультурными критериями; как определенную группу или поколение с присущими ей ценностями. Некоторые ученые предлагают распределение возрастного этапа молодости на отдельные периоды, исходя из уровня социального созревания молодых людей, а также их отношения к разным институтам общества: подростковый – 11(12)-14 лет, юношеский – 15-17(18), молодежный – 18-25 лет. В отдельных научных трудах можно встретить разделение жизни молодого человека на три основных периода: первый – это, так называемый, период поиска, когда молодой человек определяет, кем быть, каким быть, какую профессию, специальность избрать, где реализовать свои способности; в течение второго периода человек интегрируется в общество; начинается трудовая деятельность юношей и девушек в любой сфере – на производстве, в науке, культуре и т.д.; в третьем периоде начинается интенсивный творческий труд молодого человека, завершается его социализация и становление (когда у большей части избрана профессия, получено образование, приобретены профессиональные навыки, создана семья, есть собственное жилье). Сегодня существуют несколько направлений теоретического осмысления молодежи, ее места и роли в обществе: как носителя психофизиологических черт молодости, как отдельной культурной группы со своими культурными качествами и функциями, как объекта и субъекта процесса преемственности и изменения поколений, где на первый план выходит ее социальная функция. Это сообщество, с одной стороны, характеризуется присущими ей психофизиологическими особенностями, деятельностью, которая преимущественно связана с подготовкой и включением в общественную жизнь, и с другой – это сообщество имеет собственную субкультуру, внутреннюю дифференциацию, которая отвечает социальному разделению общества. Проблемы, которые возникают в процессе социализации молодежи, разделяются учеными постсоветского пространства на две группы: 1. Социальные молодежные проблемы: определение роли и места молодежи в современном обществе; формирование ценностных ориентаций молодых людей и их моральных приоритетов; положение на рынке труда; обеспечение молодежи определенного образовательного уровня; политические ориентации и электоральное поведение молодежи. 2. Личные проблемы молодежи: поиск смысла жизни; профессиональное самоопределение; любовь; создание собственной семьи; взаимоотношения со взрослыми и ровесниками; здоровье молодых людей. Однако современными европейскими исследователями предлагается другой подход к классификации молодежных проблем: молодежные проблемы: безработица, растущая экономическая зависимость, поляризация, нестабильность рынка труда, употребление алкоголя, наркотиков, психические и психосоматические симптомы; так называемая «проблемная молодежь» - молодые люди, которые долгосрочно остаются безработными, молодые алкоголики и наркозависимые, бездомные, «дети улиц», молодые люди, которые пытаются покончить с собой, беженцы и молодые люди с тяжелыми психическими расстройствами; проблемы молодежи – созданная масс-медиа моральная паника, которая связана с молодежными проблемами, отмеченными выше, а также видеопаника - паника виртуального мира, насилие на улицах и характерная для последнего времени паника силовых манифестаций, которые устраивает молодежь. Анализ литературы по проблемам молодежи позволяет выделить несколько направлений изучения роли и места молодежи в социальном развитии общества: анализ “социального портрета” разных групп молодого поколения; изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, образа жизни и поведения; изучение особенностей адаптации молодежной категории в разных социальных сферах; изучение социальной активности молодежи, ее включение в социальное управление и самоуправление на разных уровнях; изучение моральной, социально-политической, социально-психологической культуры молодежи.

Социология молодёжи – отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

Молодёжь – социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями. Молодёжный возраст (16–29 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, индивидуальными наследственными признаками и сформированными характерными чертами. По этой причине для определœения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, ᴛ.ᴇ. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу.

Сущностные черты и особенности различных половозрастных и профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всœех областях жизни – экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовойактивности, социальную мобильность исходя из реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций.

Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

‣‣‣ 16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодёжи, материально зависящая от родителœей и стоящая перед выбором профессии;

‣‣‣ 20 – 24 года (молодёжь в узком смысле слова) – молодёжная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;

‣‣‣ 25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства.

В качестве структурных элементов также можно выделить следующие группы молодёжи:

‣‣‣ демографические (пол, возраст, семейное положение);

‣‣‣ национально-этнические ;

‣‣‣ целœевые и контактные (к примеру, всœе молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; всœе молодые люди, работающие в данной организации);

‣‣‣ по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

‣‣‣ по месту жительства (городская и сельская молодёжь);

‣‣‣ по степени общественно-политической активности (к примеру, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);

‣‣‣ по роду любительских занятий (к примеру, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);

‣‣‣ по профессиональной принадлежности .

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определœении социальных позиций молодёжи, её различных групп крайне важно исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социального состава и происхождения, материального положения родителœей, мировоззрения и религиозной принадлежности, образования и профессиональной деятельности, политических взглядов и т.п.

Специфические проблемы молодёжи как социально-демографической группы определяются тем местом в социальной структуре, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни.

Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества, только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.

Место молодёжи в воспроизводственном процессе детерминирует её основные социальные функции воспроизводственную , инновационную , трансляционную . Тем самым развитие молодёжи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства социальных структур, процессов и отношений в рамках целого общества.

При этом в разных обществах социальное развитие молодёжи, или процесс воспроизводства социальных структур, протекает по-разному. В социально-стабильных обществах процесс интеграции молодёжи в социально-профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных обществах накопление нового опыта всœегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся социальную структуру затруднён. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в условиях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодёжных проблем.

Основными направлениями исследования социологии молодёжи являются изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества – различные политические партии и организации стремятся всœевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей.

Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телœевидение. При этом, не имея политического опыта͵ молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде.

Перемены последних лет открыли возможности для развития плюрализма молодёжной самоорганизации, в т.ч. и политической. Сегодня в Республике Беларусь зарегистрировано и действует около 50 молодёжных и детских общественных объединœений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.) Наиболее массовой и влиятельной политической молодёжной организацией в республике является Белорусский республиканский союз молодёжи , созданный в сентябре 2002 ᴦ. в результате объединœения Белорусского патриотического союза молодёжи и Белорусского союза молодёжи .

Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей: сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты.

В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости . Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, их увольняют в первую очередь и т.д. Причём такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением . Для этого используются следующие аргументы :

‣‣‣ молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные группы;

‣‣‣ молодёжь определённое время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;

‣‣‣ по своей природе молодёжь более активна и мобильна, в связи с этим более способна к “самозанятости”;

‣‣‣ у молодёжи чересчур много претензий, в связи с этим её незанятость носит скорее добровольный характер;

‣‣‣ в условиях дефицита рабочих мест в социальном и экономическом плане выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.

Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные

группы молодёжи, как:

‣‣‣ выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки (так, молодые люди от 16 до 29 лет составляют 54 % зарегистрированных в Республике Беларусь безработных, причём среди них с высшим образованием только 7 %, а основная масса с незаконченным средним);

‣‣‣ лица, не закончившие обучение в высшей школе ;

‣‣‣ окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса ;

‣‣‣ неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации ;

‣‣‣ молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых, как правило, увольняют в первую очередь).

Обучение в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь “отсрочкой ” от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей. В этом смысле в Республике Беларусь имеется наиболее развитая законодательная база по сравнению с другими странами СНГ (гарантия первого рабочего места͵ распределœение после окончания учёбы, льготы молодым специалистам и т.д.). Но всœе эти мероприятия не решают многих проблем молодёжной занятости, а иногда и создают новые. Прежде всœего, государственные гарантии не позволяют молодым людям получить желаемую работу с желаемым доходом и в желаемом статусе.

В любом обществе всœегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой принято понимать культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Для отечественной молодёжной субкультуры характерно смещение акцентов с производственно-экономической и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты , распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной

степенью интенсивности:

‣‣‣ преимущественно развлекательная направленность ;

‣‣‣ “вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов;

‣‣‣ приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);

‣‣‣ слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие групповые стереотипы);

‣‣‣ внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры);

‣‣‣ слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм).

Социологические исследования показывают, что в системе досуговой

деятельности молодёжи превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства.

Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с переходным этапом в развитии общества. При этом негативные тенденции бывают преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.

Основным средством решения молодёжных проблем является выработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

Молодёжи свойственен сложный и противоречивый процесс социализации . Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей являются раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное развитие, неполнота социального статуса, профессионально-квалификационного становления.

Основная проблема современной социализации молодёжи – “ножницы” между объективными (материальными, биологическими, социальными и психологическими) предпосылками раннего формирования молодых людей как

личностей и объективными процессами замедления (отодвинутостью в старший возраст) практического включения преобладающей части молодых людей в трудовую жизнь и тем самым обретения реальных социальных ролей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для молодёжи характерна незавершённость её становления как субъекта социальной системы.

В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всœей системы общественных отношений. В переходном обществе накопление нового опыта всœегда сопряжено с конфликтами, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодёжь здесь играет важную роль. Основное противоречие в сфере социализации молодёжи - ϶ᴛᴏ противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.

В переходном обществе социализация молодого поколения приобрела следующие особенности:

‣‣‣ изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде крайне важно скорее не усвоение, а отрицание опыта старших;

‣‣‣ изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации – семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи с новыми социальными посредниками – средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями;

‣‣‣ ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизились жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту, особенно среди молодёжи, и т.д.;

‣‣‣ отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта͵ чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни.

Кардинальные изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. Уже в начале 90-х гᴦ. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в Республике Беларусь в 1999 ᴦ., показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, патриотизм и национальное достоинство. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями.

Молодёжь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой – сам данный процесс связан со значительными социальными потрясениями, всœеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой.

Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всœевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи – занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителœей и другие, – отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие – рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. По этой причине политика государства по отношению к детям, подросткам и молодёжи должна строится так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию.

Государственная молодёжная политика - ϶ᴛᴏ особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединœений, движений и инициатив.

Анализ государственной молодёжной политики в Республике Беларусь даёт возможность выявить некоторые характерные тенденции :

1. Реформирование системы образования и переподготовки молодёжи, направленное на формирование нового стиля мышления, основ экономического поведения для успешного выполнения новых социальных ролей в условиях рыночной экономики.

2. Создание необходимых материальных и экономических условий для сохранения преемственности в работе базовых государственных и негосударственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность общества, с учётом дальнейшего развития научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изменения условий и содержания труда.

3. Использование соответствующих экономических и моральных стимулов с целью создания мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодёжи в социально-значимые отрасли и регионы республики.

4. Создание необходимых правовых и финансовых возможностей для самостоятельного решения молодёжью своих проблем, развития инициативы и предприимчивости: открытия своего дела, строительства жилья и т.д.

5. Расширение возможностей для обмена опытом и знаниями с молодыми людьми из ближнего и дальнего зарубежья: упрощение въезда и выезда граждан, заграничные стажировки, учёба в других странах и т.п.

6. Создание системы стимулирования, материального и морального поощрения талантливой и творческой молодёжи, развития национального искусства и культуры.

Пути решения молодёжных проблем лежат в совершенствовании всœей системы государственной молодёжной политики как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Успешная реализация молодёжной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на базе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодёжи.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, изучая проблемы формирования молодёжи как группы населœения, играющей наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества, генерируя новые научные идеи, позволяющие понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие сегодня в молодёжной среде, социологическая наука вносит свой вклад в разработку государственной молодёжной политики.

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей.

Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социаль-ных отношений.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сфе-рах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и при-чин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Со-циология молодежи формировалась и развивалась на базе демографи-ческого разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодо-сти, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в на-стоящее время от 17 до 28-30 лет.

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества рас-хождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музы-ку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсут-ствует.

Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исто-рической ситуации в подавляющем большинстве утратили практиче-ское значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического про-теста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XX века.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей-ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоив-ших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выпол-нению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупно-сти возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологиче-ски универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

Возрастные границы молодежного возраста;

Специфика социального статуса;

Ролевые функции и особен-ности поведения;

Характеристики социально-демографической группы;

Социально-психологические характеристики;

Процесс социализации в конкретный исторический период;

Са-моидентификация и самоопределение молодежи как социальной груп-пы.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - отрасль социологической науки, предметом которой является изучение молодежи как социально-демографической группы, ее роли в общественном воспроизводстве, положения в социальной структуре и взаимодействия с другими общественными группами, особенностей ее сознания и социального поведения. Молодежные проблемы, являющиеся предметом социологии молодежи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодежных социальных проблем: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), места и роли в общественном воспроизводстве; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ соц. аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений. Другую важную область научного анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти, специфика ее социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

На разных этапах становления социологии молодежи широко использовались как общесоциологические теории, трансформированные с учетом специфики объекта исследования, так и частные концепции (см. Молодежь). Их многообразие можно свести к следующим направлениям: 1) психоаналитическое, основанное на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Определение молодежи с позиций данной научной ориентации базируется на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах 3. Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдистского направления (Р. Бенедикт, Э. Эриксон и др.). Преодолев известный биологизм Фрейда, отечественные социологи сумели осмыслить процесс развития личности молодого чел. в непосредственном его взаимодействии с социумом (В.М. Боряз, И.С. Кон). Это послужило толчком к системному исследованию процесса социализации молодежи, возрастной периодизации ее жизненного пути, социальных и социально-психологических проблем труда, образования, досуга различных категорий (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.И. Ковалева); 2) структурно-функциональное направление, объединяющее концепции, связанные со структурным анализом молодежи как социально-демографической группы. Молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли (Ш. Айзенштадт). Разработка концепций межпоколенного взаимодействия, внутри- и межгенерационной мобильности способствовала системному исследованию процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Предметом анализа стали тенденции социальной мобильности молодежи, формирования молодых пополнений рабочего класса, крестьянства и интеллигенции (М.Н. Руткевич, В.И. Староверов, Ф.Р. Филиппов); 3) культурологическое направление, рассматривающее социальные явления, в том числе и специфически молодежные, под углом зрения феноменологии человеческой культуры (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман). Субъективные проявления поведения реально действующих молодых людей фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определенных типах культуры. Соответствующие сущностные определения молодежи интерпретируются в качестве форм субкультуры (В.Ф. Левичева, А.И. Шендрик). Установление социально-субъектных характеристик молодежи лежит в основе тезаурологического подхода (В.А. Луков), в соответствии с которым важнейшими составляющими, определяющими молодежь, являются распространенные в этой группой тезаурусы, представляющие собой ценностно-нормативные и мотивационно-ориентационные комплексы. Это позволяет глубже исследовать символический и предметный мир молодых людей (одежда, сленг, символика, музыка); 4) рискологическое направление. Этот подход послужил основой концептуализации молодежи как периода неопределенности. Центральным пунктом ее социологического изучения становится риск. В основе этого подхода лежит отношение к молодежи как к жертве общества и одновременной угрозы ему (К. Роберте, Э. Ферлонг), рассмотрение молодежи как андеркласса (Р. Макдональд, Г. Уильямсон). Это способствовало углубленному изучению социального исключения молодежи (Дж. Байнер, Б. Коле). В отечественной социологии молодежи с позиций рискологического подхода разработана концепция молодежи в обществе риска (Ю.А. Зубок); 5) социальное развитие молодежи. В основе данного направления лежит концепция молодежи, в соответствии с которой ее социальную сущность как социально-демографической группы определенный особой ролью и местом в воспроизводстве и обновлении общества (В.И. Чупров). В процессе смены поколений молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым осуществляется ее социальное развитие, являющееся одним из условий расширенного воспроизводства социальной структуры общества.

В. И. Чупров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 462-463.

Литература:

Боряз В.М. Молодежь: Методол. проблемы иссл-я. Л., 1979; Молодежь России: соц. развитие. М., 1992; Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Ковалева А.И., Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М„ 1999; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М., 2002; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003.

Социология молодежи

1.2 История социологии молодежи

Развитие теорий молодежи в мире в целом и в России в частности происходит скачками. Три основных направления теоретического осмысления молодежи сложились в 1920-е -- начале 1930-х годов.

Первое направление характеризует молодежь как носительницу психофизических свойств молодости. Исследователи рассматривают не собственно молодежь, а молодость (юность) как период жизни индивида (Г. Стэнли Холл, Ш. Бюлер, В. Штерн, А. Фрейд, В. Райх и др.).

Второе направление трактует молодежь как культурную группу - через совокупность присущих ей культурных свойств и функций. (Э. Шпрангер, Р. Бенедикт, Б. Малиновский, М. Мид и др.).

Третье направление изучает молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений, здесь на первый план выходит социальная функция молодежи (социологи марксистской школы, К. Манхейм).

Взлет социологии молодежи в 1960-е -- начале 1970-х годов идет по тем же путям, прежде всего по второму (Ш. Эйзенштадт, Ф. Тенбрук, Т. Роззак и др.) и третьему (Г. Шельски, Л. Розенмайр и др.) направлениям.

Мы связываем обстоятельства скачка в теоретическом осмыслении молодежи в эти два периода с тем, что именно тогда молодежь особенно ярко проявилась через самореференцию(ссылается сам на себя) в формах молодежного движения. Теоретические предпосылки для выделения молодежи как объекта специального исследования имелись еще в XIX веке, тем не менее, они не реализовались в теориях молодежи.

Ранние российские исследования

Основные направления исследований молодежи в России в начале ХХ века отражают новые процессы, которые разворачиваются в динамичных условиях революционных перемен. Молодежь -- активный участник трех русских революций, а всякое революционное преобразование в масштабах всего общества ведет к обновлению правящей элиты за счет прихода молодых поколений политиков, общественных деятелей.

На новом общественном фоне исследования молодежи пошли по трем основным направлениям.

Разработка проблем рабочей молодежи. Эта категория в дореволюционный период российской истории фактически была вне поля научных интересов. В 1920-е годы формируется обширная литература по изучению рабочего подростка, молодых рабочих в аспекте психологии, педагогики и социологии.

Исследование учащейся молодежи. В 1920-е годы здесь обнаруживается стремление к интегральным обобщениям чаще всего на основе педологических концепций. При всей спорности этих концепций в их рамках сложились важнейшие для последующих исследований молодежи теоретико-методологические позиции таких крупных ученых, как П. П. Блонский (1925), Л. С. Выготский (1928). Следует назвать концепцию детского и юношеского коллектива (Макаренко, 1983). Сегодня в российской науке она воспринимается неоднозначно. Нападки на Макаренко как на разработчика концепции воспитания, ведущей якобы к тоталитарному подчинению личности, особенно характерны для начала 1990-х годов.

Исследование молодежного движения. В 1920-е годы отмечается необыкновенное внимание к этому вопросу. Во-первых, именно тогда зачатки молодежных движений обретают ясную организационную форму на разных полюсах идейно-политического спектра. Быстро развиваются политические молодежные организации, другие организованные формы молодежной активности. Идет рост контактов молодежных организаций на международном уровне, формируются международные молодежные объединения. Во-вторых, в ранний период советской истории социальная субъектность молодежи обладает огромным потенциалом возможностей и имеет многообразные формы воплощения. Активность как черта личности и коллектива востребована, является важнейшей идеологической установкой, она не может быть на обочине и научного осмысления.

Исследование второй волны

Для современного знания о молодежи большое значение имеют исследования -- теоретические и эмпирические, -- которые проводились с середины 1960-х годов, когда возникли новые условия для развития в СССР общественных наук, возродилась социология, существенно изменилась ситуация в психологии и педагогике и т. д. Созданная в 1964 г. при Центральном Комитете комсомола группа социологии стала первой (после длительного, на несколько десятилетий перерыва) в стране собственно социологической лабораторией, и не случайно развитие в СССР социологии как науки теснейшим образом связано с разработкой проблем молодежи, с обеспечением исследований, проводившихся по инициативе и при организационном и финансовом обеспечении комсомольских органов (Социология молодежи, 1996).

Эмпирические исследований по молодежной проблематике в 1960-1980-е годы приобрели огромный размах. Проведение всесоюзных, региональных, местных опросов молодежи вошло в постоянную практику партийной и комсомольской работы. Научные коллективы и отдельные ученые специализировались на различных тематических блоках, из которых наиболее активно изучались проблемы труда и трудового воспитания молодежи, идейно-политического воспитания, общественной активности, ценностных ориентаций молодежи, жизненного старта и т. д. (Н. М. Блинов, Б. А. Грушин, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, И. С. Кон, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, и др.)

Для сегодняшнего состояния исследований проблем молодежи особое значение имеет то обстоятельство, что уже несколько десятилетий изучением молодежной проблематики как базовой для себя параллельно занимаются -- иногда в конкуренции научных школ, но чаще в совместной работе, -- во-первых, академические институты, и прежде всего социологические институты АН СССР, затем РАН, во-вторых, ведущие университеты и вузы страны -- в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), и других городах России и, наконец, в-третьих, крупнейший специализированный научный комплекс в области изучения молодежных проблем, расположившийся в московских Вешняках, -- Высшая комсомольская школа (1969-1990) и ее Научно-исследовательский центр (1976-2002), позже созданный на этой базе Институт молодежи (1991-2000), Московская гуманитарно-социальная академия (2000-2003), а ныне Московский гуманитарный университет (с 2003 г.).

Особой формой развития научного знания о молодежи стали государственные доклады о положении молодежи в Российской Федерации. Первый доклад был подготовлен под научным руководством И. М. Ильинского в 1993 г., второй -- под научным руководством И. М. Ильинского и А. В. Шаронова 1995 г., (остальные В. А. Луков 1996 г., В. А. Родионова и Б. А. Ручкина,Э. Ш. Камалдиновой, седьмой -- Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова в 2003 г.). Государственные доклады (а по их модели -- и региональные доклады) определили современный механизм сбора и анализа огромной по объему и разнообразной по содержанию информации о молодежи.

После распада СССР и коренной трансформации социального строя в России в исследованиях молодежи наметились новые тематическое области.

Во-первых, возникли и получили на базе исследований проекты по организации социальной работы с молодежью в новых условиях. На этом направлении исследований большое значение стало придаваться анализу мирового опыта социально-молодежной работы, его адаптации к российским условиям (Колков, 1997).

Во-вторых, существенно расширилась исследовательская практика в изучении различного рода проблемных точек в положении молодежи. В учебных пособиях по социологии молодежи стали специально выделяться обширные разделы о девиантном поведении молодежи; появились обстоятельные исследования по наркотизации, алкоголизации молодежи и т. д. Активно изучается влияние на молодое поколение новой информационной ситуации.

История социологии, ее основные понятия

Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. В это время зарождается ряд социологических школ и направлений. 1) Представителями социологической теории народников являются М.А. Бакунин, П.И...

До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась "социальная физика"...

История становления социологии

В XIX веке бурно начинает развиваться русская социология. Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу...

Методы социологии. Информатизация общества

Метод в социологии -- это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности...

Основы социологии

Основы социологии знания как отрасли социологической науки

Современные теоретические представления о структуре социологического знания отражают как реальную структуру сложившегося на сегодняшний день социологического знания, так и полуторавековую историю развития научных знаний об этой структуре...

Особенности применения математических методов в социологии

Вся история конкретных социальных исследований в нашей стране была связана со все более широким и более специализированным использованием математики. Впервые классификация методов исследования приводится в 1918 г...

Причины и условия возникновения социологии

Психологическое направление в российской социологии

Психологическое направление в зарубежной социологии зародилось в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п...

Первые примитивные элементы науки управления, то есть попытки этого явления, можно найти у Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым...

Феномен интернет-зависимости: социологический анализ

Современное поколение российской молодежи формируется в условиях становления информационного общества, с которым связаны процессы ускорения темпа жизни, разрушения традиционных инсти­туциональных механизмов социальной регуляции...