Социолог определение. Институционализация социологии в России

1 Понятие и сущность социологии

Социология в общем виде - наука об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией самостоятельную науку, построенную по образцу естественных наук.

Появление этого термина ознаменовало новый период в развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали проводится социологические исследования по мере развития методов сбора социологических исследований и количественной обработки. Соц. исследования стали охватывать новые области общественной жизни – политику, культуру, право и т.д. постепенно социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

Социология – это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и развития социальных систем, также изучает более частные законы отдельных соц. сфер. Социология изучает закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает соц. поведения.

2 Возникновение социологии как науки

Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии: 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.

Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

3 Развитие социологии в России

Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

Географическое направление было представлено Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. Михайловский доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами.

Психологическое направление - Петражицкий, социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера.

Плеханова развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Сорокин представитель неопозитивистского направления в социологии, вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики.

4 Объект, предмет и методы исследования социологии

Объект науки – избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество, традиционное (национальное) общество, микросообщество (социальная группа, семья), отдельная личность.

Предмет науки – логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии - познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Методы социологии – правила социального познания, технологические принципы изучения объекта или его предметных областей. Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся системы. Методы, которые используют социологи: субъективный, объективный, статический анализ, нормативный, сравнительный, исторический, метод научного анализа и верификации.

5 Основные функции социологии

1. Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.

6 Место социологии в системе общественных наук

Социология как наука граничит со многими науками:

Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни.

Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения.

Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе.

Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком.

7 Виды социологических исследований

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Виды исследований:

1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;

2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;

3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.

8 Методика социологических исследований

Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.

4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.

5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.

6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.

7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

Термин “социология ” происходит от латинского слова “societas” (общество) и греческого “logos” (слово, учение). В буквальном смысле социология – наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие “социология ” введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название “позитивизм”. Провозглашенная им “позитивная философия” сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как “схоластику” и “метафизику”.
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX – начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития.
Первым, кто дал “узкое” толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками – историей, философией, политэкономией т.д.
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет – всегда четко очерчивает сферу и цели исследования.
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет.
Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия.
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня.
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях.
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества.
Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества.
Социология – это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.

Другие авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними.
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими.
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные.
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития.
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой.
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека – творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.

Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

  • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Структура социологии и ее функции

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Прежде чем раскрыть смысл основных положений прикладной социологии, обратимся к содержанию понятия «социология» и его научному статусу. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов населения, выясняющих мнение людей по различным проблемам. Безусловно, опросы — важный инструмент исследования в социологии, а данные, полученные с их помощью, могут быть использованы в любой науке. Однако исследовательский диапазон социологии значительно шире: от сбора информации о предпочтениях избирателей в предвыборный период, причинах семейных конфликтов до разработки теорий, объясняющих особенности развития и функционирования как общества в целом, так и его отдельных структур. В массовом сознании социологию часто путают с психологией, демографией, статистикой, философией и другими науками. Поэтому представляется важным определить ее научный статус.

Термин « » образован из сочетания латинского словаsocietas - общество и греческогоlogos - наука, знание, т.е. буквально — наука об обществе. Именно в таком значении ввел в научный оборот данный термин основатель социологии французский философ (1798-1857). В обыденном представлении слово «общество» предстает как совокупность людей, объединенных по каким-то признакам или интересам, например общество филателистов, спортивное общество и т.д. На языке социологии термин «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействия людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вешах, сделанных людьми.

Поскольку социология — наука об обществе , то очевидно, что се объектом должно быть именно оно, но не просто общество, а прежде всего современное общество и отчасти прошлое, поскольку для лучшего понимания современности необходимы исторические сравнения. Это самый распространенный подход к определению социологии и предмета се исследования. Вместе с тем необходимо отметить, что объект социологии в общем совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: история, экономика, антропология, демография, политология, социальная психология и др. Она выступает в значительной степени как обобщающая наука и является теоретической и методологической базой для этих теорий. Методика и техника изучения социальной жизни, различных социальных общностей, разрабатываемые социологией, как мы увидим далее, используются другими общественными и гуманитарными науками. При изучении самых различных сторон жизнедеятельности общества всегда включается социальный аспект. Социология, разрабатывая теорию общественного развития, тем самым расширяет границы видения каждой из этих наук. Однако каждая из них имеет свой специфический предмет исследования, который всегда ограничен, однозначен в отличие от объекта.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мира. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало около 2,5 тыс. лет назад перед наиболее пытливыми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величайших философов Античности — Платон стремился изучить особенности политики как специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий.

Социальные процессы исследовались Гоббсом, Макиавелли, Дидро, Вольтером, Радищевым, Сен-Симоном и многими другими выдающимися мыслителями различных эпох и народов. Но только научное творчество французского философа Огюста Копта, который ввел само понятие «социология» и которого но нраву называют отцом социологии, как было отмечено выше, способствовало все более отчетливому выяснению предмета социологии и становлению ее как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах выдающихся ученых Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других крупнейших социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучения «социальных фактов», К. Маркс — «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «социальных действий», Г. Зиммель — «социальных взаимодействий», П. Сорокин — «социальной структуры», Т. Парсонс — «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационных процессов в системах», Э. Гидденс — «структурационных действий социальных субъектов» и т.д.

П. Сорокин подчеркивал, что социология не единственная наука об обществе, его изучают и другие науки, например история, политология, экономические научные дисциплины. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен« homo economics » во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является« homo politics », религиоведение — « homo religious ». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный пласт общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящееся человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен« homo socials ».

От психологии социология отличается тем, что она исследует не закономерности внутреннего, психического мира человека и его различные проявления — познавательные, мотивационные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социальными взаимодействиями , складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее ключевое отличие состоит в том, что первая исследует противоправное поведение, а вторая изучает все виды поведения, но с позиций его влияния на общество. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших социальных групп людей.

Следовательно, социология носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая с социологических позиций знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции и т.д.

Таким образом, социологию интересуют многообразные аспекты общественной жизни, которые характеризуются сложными социальными взаимоотношениями и связями. Они формируются на уровне отдельных личностей, личностей и групп, объединяющихся в различные общности (семейные, производственные, территориальные, политические, национальные и т.д.), находящиеся, как и личности, в постоянном движении, изменении и развитии. Динамика их изменений и развития обусловлена социальной средой.

Многие отечественные и зарубежные ученые в качестве ключевой категории социологического анализа рассматривают социальную общность, которая трактуется как взаимосвязь людей, обусловленная единством их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

К социальным общностям относятся «все (или большинство) устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. Это и семья, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональные и территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии».

— это то, где мы живем и работаем, учимся и отдыхаем: трудовые и учебные коллективы, семьи и дружеское окружение, этносы и нации, города и села и т.д. Именно общность выступает связующим звеном между личностью и обществом. Следует отметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой — сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они оказывают влияние на функционирование и развитие общественных отношений, всего общества.

Понятие «социальная общность» соединяет и такие виды организации людей, которые не имеют жесткой налаженности, носят временной характер (зрительские и молодежные досуговые группы, толпа и др.)

Обращение к социальной общности как к основной категории выделения предмета социологии позволяет объяснить состояние таких социальных субъектов, как классы, социальные слои и группы. Таким образом, в сферу интересов социологии включается прежде всего вся совокупность связей людей и отношений, которые носят название социальных.

Различают два значения термина «социальное »: широкое и узкое. Социальное в широком смысле означает все, что касается общества, синоним слова — общественное. В узком смысле социальное употребляется для характеристики взаимоотношений между субъектами, возникающих в процессах их действий и взаимодействий в социальной среде — в малых и больших социальных группах и общностях, организациях и обществе в целом. Одним из первых вопрос о выделении феномена «социальное» как специфического предмета социологической науки поставил французский социолог Э. Дюркгейм.

Следовательно, все сказанное позволяет заключить, что социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

В отечественной науке существуют и другие подходы к определению предмета социологии и его теоретического обоснования. Эта проблема продолжает оставаться дискуссионной, не имеющей до сих пор однозначного решения.

Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".