Социальные изменения и развитие общества. Развитие общества

- 207.13 Кб

ФЕДИРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНОСВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

(Финансовый университет)

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социология»

На тему: «Социальные изменения и пути развития общества»

Работу выполнила: Степанова Е.И.

Группа:№1

Факультет: бакалавр экономики

Личное дело №: 100.25/120218

Преподаватель: Голичев В.Д.

Введение 3

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение социальных изменений и различные пути развития общества.

1 Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и другое.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до начало ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» 3 . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Общество - это динамическая система, которой присущи такие характеристики, как изменение, развитие.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о социальном прогрессе. В противном случае имеет место социальный регресс. Социальный прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Социальный регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени. В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные.

Социальное развитие (прогресс) - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию. Социальное развитие в современном обществе называется модернизацией. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Выделяют два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»).

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII века – первой половины XIX века. Такой вид модернизации начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Главная цель, предпринимаемая правительством - преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости страны. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Примеры: Россия (петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века), Япония (вторая половина XIX и XX веков).

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шикун А.И.
Основы социологии: электронное пособие для студентов вуза / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 133 с. Рассматриваются осн

Возникновение и этапы развития социологии
Ключевые понятия:социология как наука о социальных системах; предпосылки возникновения социологии; этапы и тенденции развития социологии; современные теории:

Предпосылки возникновения социологии
Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал исп

Этапы развития социологической науки
Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа: Первый этапсвязан с появлением первых социоло

Объект, предмет и уровни социологического знания
Ключевые понятия:объект, предмет и категории социологии; социальный, общественный, социетальный;функции и уровни социологического знания; фундаментальная соц

Функции и специфика социологии как науки
Функции социологии весьма разнообразны. Тем не менее, их можно свести к трем основным: 1) теоретико-познавательная (гносеологич

Уровни социологического знания
В соответствии с различными уровнями организации и функционирования общества выделяют основные уровни социологии: 1) макросоциология

Понятие общества в социологической науке
Ключевые понятия: общество как объект социологии; социальные системы; социальные общности, массовые и групповые общности; типология и сферы жизни общества; с

Общество – объект социологического знания
Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общество»: 1. Это устойчивая, культурно-историческая форма организации жи

Основные типы и сферы жизни общества
Типология обществаможет быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствую

Социальные группы и социальная стратификация
Ключевые понятия: социальные группы и социальная стратификация; социальная структура; признаки социальных групп; типология групп, большие и малые группы; вид

Социальные группы в структуре общества
Социальная структура (от лат. structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ни

Типология социальных групп
Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей: 1. Социальные классы и слои общест

Виды и формы социальной стратификации
Современныетеории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои

Национально-этнические и расовые различия
Ключевые понятия: этническая структура, национально-этнические группы; нация, народность, этнос; этнические меньшинства; плюралистические общества, национали

Национально-этнические общности людей
Изучение социально-экономических, социально-политических, духовно-идеологических, социокультурных проблем развития наций и народностей осуществляет социология национальных отношений, или ее еще наз

Национализм, регионализм, расизм
Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических

Пути разрешения национальных противоречий
Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты,

Место национально-этнической дифференциации общества в социальной структуре современного общества
3.Что изучает этносоциология? 4. Дайте определения понятий «нация» и «народность». 5. Что такое «национальность».


Ключевые понятия: социальная деятельность;социальные организации и социальные институты; субъекты и объекты социальной деятельности; признаки организаций, ви

Субъекты и объекты социальной деятельности
Взаимодействие с окружающей средой с целью ее преобразования осуществляют субъекты деятельности, непосредственно влияющие на окружающие социальные процессы.

Признаки и виды социальных организаций
Социальные организацииимеют ряд общих признаков, среди которых можно выделить следующие основные: 1) упорядоченное состояние конкретного социального об


Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные базисные потребности. Это стремление выливается в определенн


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования

Понятия семьи и брака
Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не

Социальные функции и типы современной семьи
Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи, которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, обществ

Ролевые отношения и структура семьи
В семье формируются различные социальные роли, складываются определенные ролевые отношения. Каждый член семьи выполняет специфические

Быт и образ жизни в современном обществе
Можно выделить три основные формы быта, наиболее часто исследуемые социологами: 1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства

Здоровый образ жизни
Социокультурнаяактивность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.


Ключевые понятия: образование и культура; социология образования; экономические, социальные, культурные функции образования; уровни образования; особенности образования в ра

Функции и уровни образования
Основные функции образования можно подразделить на три основные группы: экономические, социальные и культурные. Функции образования могут выступать в качеств

Особенности образования в других странах
Результаты исследования отечественной системы образования желательно сопоставлять с опытом совершенствования системы образования в других странах. Например, во Ф

Социологические теории образования
В социологии известны различные теории современного образования. Они часто рассматривают образование в связи с социальным неравенством. Например, Базиль Бернштей

Роль духовной культуры в социализации личности
Духовная культура –это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, взглядов, оценок, моделей поведения людей. Иначе говоря,это зафиксир

Общественное мнение и средства массовой информации
Ключевые понятия: общественное мнение, объект и субъект общественного мнения; функции общественного мнения; предмет социологии общественного мнения; средства массовой информ

Понятие и структура общественного мнения
Термин «общественное мнение» функционирует в качестве одной из характеристик социального взаимодействия, по меньшей мере, более восьми веков. Полагают

Особенности функционирования общественного мнения
Влияние общественного мнения на социальные процессы осуществляется через реализацию его основных функций. Функции общественного мнения разнообразны:

Типология средств массовой информации
Массовая информация – это сообщения, ориентированные на большую по численности аудиторию. Они выражаются в различных формах: ●

Влияние СМИ на общественное мнение
Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях созд

Управление социальными процессами
Ключевые понятия: социальный процесс и социальное управление; уровни социальных процессов; общественное сознание и идеология в социальном процессе; структура социального упр

Социальный процесс как объект управления
К понятию социального процесса возможны два основные подходы: 1) социальный процесс – это случайный (статистически в

Структура социального управления
Социальное управление – это многогранный, структурно сложный вид человеческой деятельности. Его можно представить: во-первых, как механизм, с помощь

Принципы и функции управления
Управление обществом и отдельными социальными группами осуществляется на основе накопленного практического опыта, который фиксируется как принципы управления

Социальное взаимодействие и социальные отношения
Ключевые понятия: социальное взаимодействие; социальные связи и социальные отношения; виды и формы социального взаимодействия; социальные интересы и потребности; социальные

Виды и формы социального взаимодействия
Взаимодействие, то естьинтерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах. 1) межличностное (непос

Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация(от лат. communication: обмен, связь, разговор)– это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт

Виды социальной коммуникации
Можно выделить основные виды коммуникации: 1. Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает: χ

Личность как объект и субъект социальных отношений
Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, эта

Личность в системе социальных отношений
Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в ролиобъекта

Этапы социализации личности
Социализация– это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодейств

Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида

Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и

Труд как форма социального взаимодействия
Ключевые понятия: труд и трудовая деятельность; социология труда; структура труда; содержание, формы и характер труда; разделение труда; виды и условия труда; стимулы к труд

Структура и функции труда
Структура труда включает в себя следующие основные элементы: 1) личностные компоненты производительн

Социальные проблемы трудовой деятельности
Существенной характеристикой трудового процесса являются условия труда – совокупность технико-организационных, социально-экономических и естественно-природных факто

Социальные конфликты, способы их разрешения
Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения соци

Виды и формы социальных конфликтов
Конфликты подразделяют на виды, в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают: 1) экономические

Причины и пути преодоления конфликтов
Многообразные причины конфликтов, то есть, факторы, определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

Социальные изменения и социальные противоречия
Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления: ●в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколен

Соотношение реформ и революций
В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции: 1. Кон

Методологические подходы к социологическому исследованию
Ключевые понятия:социологическое исследование, его виды и формы; программа исследования, функции и структура программы; проблемы, объект и предмет исследования; цель, задачи

Виды и формы социологического исследования
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований: 1.Фундаментальныеисследования

Структура и функции программы исследования
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-мето-дические и организационно-управле

Обоснование проблемы исследования
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования. Проблема исследования(от греч. probl

Определение объекта и предмета исследования
Реальным носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования. Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в кото

Формулирование целей и задач исследования
Каждое научное исследование должно быть целенаправленными, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяж

Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования, которые должны предшествовать любом

Интерпретация основных понятий
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных, понятий, используемых в исследовании. Интерпретация понятий – это

Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия: социологические данные, информация, метод; методы сбора информации; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность; репрезента

Определение методов сбора информации
Использование наиболее эффективных методов сбора информации является важнейшим условием успешного проведения исследования в каждом конкретном случае. Методы сбора информации

Определение методов обработки информации
После сбора информации наступает ее обработка. Этот этап довольно трудоемкий, требует применения технических средств и специальных приемов. От него в значительной степени зависят ко

Анализ и обобщение информации
После обработки собранных данных наступает самый сложный и ответственный этап: анализ и обобщение информации. Анализ

Планирование социальных экспериментов
В социологическом исследовании на заключительном этапе всегда желательно предусмотреть эксперименты, направленные на проверку полученных выводов. Полезно проводить эксперименты по в

Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность»и «выборочная совокупность»
9. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? 10. Какие данные необходимы для формирования выборочной совокупности?

Организация социологического исследования
Ключевые понятия: организация исследования; основные организационные принципы проведения работ; стратегический план исследования, виды стратегического плана;

Принципы и способы организации исследования
Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продум

Календарный план и этапы исследования
Важнейшим элементом стратегического плана является календарный план, в котором, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования, перечисляются важн

Кадровое обеспечение исследовательского процесса
Обучение исполнителей работ в целях повышения их компетентности является обязательным условием подготовки к проведению исследования. Для этого составляется соответс

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества - эволюцию и революцию.

Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социаль­но-политического строя, приводящее, в конечном счёте, к их качест­венному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться созна­тельно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа - это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ сущест­вующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

^ социальные - пенсионная реформа, реализация националь­ных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т.д.;

^ политические - изменения в политической сфере обществен­ной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

^ экономические - приватизация, меры по преодолению фи­нансового кризиса, денежные реформы;

^ в духовной сфере - реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, пат­риотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень су­щественной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в на­чале 90-х гг. XX в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в резуль­тате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ро­лей между людьми, это породило процесс дифференциации в обще­стве.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значи­мую роль играют инновации.

Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше­нием адаптационных возможностей социального организма в опреде­лённых условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества - потребности в самореализации и улучше­нии общества, повышении качества жизни.

Однако социальная эволюция при определённых обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помо­щью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую актив­ность.

Революция - захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использо­вание её для крупномасштабного реформирования всех сфер обще­ственной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в не­прерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путём постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марк­сизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социаль­ной жизни. Поэтому революции - это «локомотивы истории».

Экономической основой социальной революции является кон­фликт между производительными силами и производственными от­ношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффек­тивности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучше­ния материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улуч­шает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение ра­бочего класса. Философ отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция - это крайняя форма разрешения соци­альных противоречий. Она возникает не по желанию или произво­лу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически не­обходимой только при наличии определённых объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и пар­ламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразова­ние в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

  • неолитические (переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т. е. рождение земледелия и скотоводства);
  • промышленные (переход от ручного труда к машинному, от ма­нуфактуры к фабрике);
  • культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);
  • «зелёные» (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства, его предпосылкой

стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высоко­урожайных сортов продовольственных зерновых культур; демографические (коренные изменения в воспроизводстве насе­ления в процессе его исторического развития); научные (радикальное изменение процесса и содержания науч­ного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фунда­ментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материаль­ных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организа­ции знания).

Издание: Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов

Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Глава 1. Общество и общественные отношения
1.1. Общество как сложная динамическая система

Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).

Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.

В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).

Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.

В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.

Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.

В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.

1.2. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду

При любом рассмотрении общества чрезвычайно важно понимание его связи с природой. Одни противопоставляют их, акцентируя внимание на их принципиальном различии, другие, наоборот, стирают грани между ними, сводя специфику общественного к биологическому. На деле же между этими крайностями располагается вся реальная сложная диалектика единства противоположностей. Общество не существует без природы, будучи ее порождением. Но и природа, Космос, Вселенная обретают свое подлинное бытие, будут дополнены обществом. Сущность этой связи не дана изначально, она формируется и осмысливается в постепенном существовании и развитии. В своем историческом движении общество проходит несколько этапов этой связи с природой.

В основе связи природы и общества лежит социальная, прежде всего, производственная деятельность людей. И если в начальный период эта деятельность была ничтожной по своему воздействию на окружающую среду, зависимой от нее, главным образом, из-за своей примитивности, технической неразвитости, то с началом научно-техниче-ской и промышленной революции, на протяжении последних двух-трех столетий идет интенсивное освоение ресурсов и энергии природы. Если вплоть до середины XX в. акцент делался на влиянии природы на общество (географический детерминизм), то к концу века человечество осознало обратную картину - антропогенное давление на природу стало почти невыносимым. На этом этапе, когда связи общества и природы наиболее противоречивы, человек не только ставит их на службу себе. Его воздействие на природу оказывается все ощутимее и нередко имеет негативные последствия. Постепенно наращивая свою власть над природой, человечество все больше попадает в зависимость от нее в погоне за удовлетворением своих все возрастающих материальных потребностей. Истощаются энергетические ресурсы природы, флора и фауна, все больше загрязняются атмосфера и мировой океан и т. п. Все это поставило человечество перед глобальной экологической проблемой: улучшая качество жизни, необходимо сохранить здоровую среду обитания. Поиск путей решения этой проблемы осуществляется в широком диапазоне - от изобретения невиданных доселе источников энергии и регулирования народонаселения до изменения социальных порядков и человеческих качеств. Пока угроза глобальных катастроф не уменьшится, поиск оптимальных решений задачи перевода связи общества и природы на уровень гармонии не завершится.

1.3. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Важной задачей обществознания является классификация основных элементов содержания такого сложного образования, как общество и выявление общих связей между ними, определение типов этих связей и т. п. Простейшим и в то же время необходимым элементом общества выступает сам человек. Не менее значимы в обществе объекты социальной деятельности - вещи и символы. Вещи необходимы для изменения, переделки и использования природных явлений в интересах людей. Наиболее важные из них - орудия и предметы труда - позволяют человеку обеспечить адаптацию к природе, а символы - понятия, знания, идеи, выступают как носители смыслов и значений, обеспечивают их хранение, накопление, трансляцию. Символы и знаки регулируют социальную деятельность людей, придают ей целена-правленность.

Вещная, физическая совместная деятельность людей образует материальное производство, где создается все необходимое для удовле-творения потребностей людей и на основе которого функционируют другие сферы общественной жизни людей - политическая, социальная и духовная. Политическая сфера регулирует общественную жизнь и социальную деятельность людей, их функционирование в соответствии с законами, используя чиновничий аппарат принуждения. В социальной сфере происходит решение проблем здравоохранения и социального обеспечения, осуществляется забота о незащищенных слоях населения, воспитание и обучение детей. Деятельность семьи, школы, учреждений культуры и образования направлена на социальную адаптацию людей, сферу их обслуживания. Важнейшей сферой общественной жизни предстает духовная деятельность людей по производству научных, религиозных, правовых и иных знаний, навыков, традиций, обрядов.

Элементы общества, типы и объекты социальной деятельности, социальные группы и институты, образуемые ими сферы находятся в сложных взаимоотношениях, взаимопроникающих связях. Изменения природных или демографических факторов сказываются во всех сферах, оказывая влияние на весь общественный механизм, на такие духовные процессы, как наука и образование. Выявление в этом многообразии функциональных связей - концептуальная задача обществознания. Марксизм таковыми считает материальные, экономиче-ские факторы, фрейдизм - физиологические, идеализм - разум, науку, просвещение.

1.4. Важнейшие институты общества

Все основные сферы деятельности человека сопровождают его вечно. Однако они конкретно-историчны, изменчивы как по содержанию, объему, так и по способам и формам функционирования. Их развитие идет путем увеличения объема и усложнения механизмов и институтов их реализации, характера их взаимодействия между собой. Во всех сферах общества существуют структуры, обеспечивающие устойчивость социальных отношений: производственные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, науки: Ведущая роль в обществе принадлежит политическим институтам власти, права, идеологии. Через эти механизмы обеспечивается стабильное функционирование всех сфер и в целом всего общества как динамичной саморазвивающейся системы. Парламент, правительство, органы власти на всех уровнях, правоохранительные органы, партии и движения, средства массовой информации призваны отстаивать интересы как всего общества, так и отдельных его групп и членов.

Государство как важнейший институт общества воздействует на все стороны его жизни, осуществляя его функционирование как целостного организма. Выполняя многочисленные внутренние и внешние функции, государство, в первую очередь, обеспечивает общественный порядок, эффективную экономику, налаживание коммуникаций, борьбу с чрезвычайными обстоятельствами, защиту государственного суверенитета и т. п.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные цели обществознания в изучении общества?
  2. Какие связи называются общественными отношениями?
  3. В чем смысл "географического детерминизма"?
  4. Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества.
  5. Что составляет содержание духовной сферы жизни общества?
  6. Что составляет политические институты общества?
  7. Объясните место государства в политической системе общества.

Глава 2. Общественное развитие

2.1. Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества

Общественная жизнь предстает как трудовая, производственная, семейно-бытовая, нравственно-эстетическая, политико-правовая, религиозная и другая деятельность людей, у которой есть объективная и субъективная стороны. Те факторы, которые ведут к изменению общества, выступают как движущие силы истории. В числе объективных - влияние географической среды (климат, рельеф, землетрясения, наводнения и т. п.).

Объективные факторы бытия людей существуют независимо от сознания и воли людей и состоят не только из природных условий жизни, но и включают удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, продолжении человеческого рода; сюда входит и обычный быт, поддерживающий здоровье людей, и т. п. Важнейшим фактором здесь являются производительные силы общества, которые выступают источником его развития. К субъективным факторам удовлетворения потребностей людей, связанным с деятельностью сознания и воли людей, в первую очередь, следует отнести явления социально-политического и духовного плана. Таковыми, например, предстают идеи, религии, наука. В этой связи одни философы говорят о материальном и духовном уровнях организации общества, полагая различные отношения между ними. Материалисты первопричину общественного развития усматривают в материальных, объективных факторах, считая духовную деятельность людей вторичной, производной от них. Маркс, в частности, считает, что не сознание людей определяет их реальное общественное бытие, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, его содержание, развитие, хотя бытие всегда испытывает обратное воздействие сознания. В марксизме исходят из определяющей роли материального производства в общественной жизни.

2.2. Ступени человеческой истории

История, общественная жизнь людей и есть их деятельность, независимо от того, какая она - объективная, неосознаваемая и независимая от сознания или субъективная, сознательно направляемая. Их единство органично, во многом зависит от глубины и адекватности понимания общественными субъектами объективных факторов развития социума.

Таким образом, исторический процесс предстает как взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. Объективные потребности людей определяют основное направление развития общества, а их осознание обществом в целом и каждой личностью в отдельности позволяет им выбирать пути общественного развития, целена-правленно действовать специальными методами, институтами и организациями для достижения определенных этапов истории. Такая сознательная деятельность позволяет людям избавиться от многих "болезненных" сторон стихийного, неорганизованного развития истории, предотвратить катастрофические, тупиковые последствия, ускорить ход истории, уменьшить людские жертвы и энергетические потери и т. п. Особенно эффективна опора на науку, которая позволяет учесть разнообразные интересы ведущих субъектов истории - социальных групп, классов, наций и т. п.

Сознательность и организованность исторического движения людей возрастают с каждым этапом истории, в которой могут быть выделены различные ступени. В самом общем виде можно говорить о дикости, варварстве и цивилизации. Маркс выделил пять формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Есть теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального или информационного общества (Д. Белл, А. Тофф-лер). Многие философы говорят о цивилизациях как о ступенях истории человечества, например А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер в своих культурологических концепциях.

2.3. Многообразие путей и форм общественного развития

В историческом процессе участвуют все люди, но поскольку удовле-творение материальных потребностей людей осуществляется трудовой и производственной деятельностью, оказываясь ведущим объективным фактором, то народные массы, классы и другие социальные группы выступают как главные субъекты истории. Важное место в историческом развитии имеет деятельность интеллигенции, духовенства, выдающихся личностей. Поскольку длительность субъектов истории неоднозначна, постольку многообразны и пути общественного развития. Так, влияние великой личности на исторический процесс может зависеть от общественного строя, от состояния общества, от потребностей момента в тех или иных качествах личности и т. д. Исторический опыт свидетельствует, что состояние хаоса, нестабильности позволяет общественному деятелю значительно больше влиять на историю, прибегая к самым крайним, революционным, военным методам изменения ситуации.

Хотя решающей силой выступают классы и слои, многое в их соперничестве зависит от лидеров, их личностных качеств и таланта. Все субъекты истории преследуют свои интересы. Это происходит противоречиво, зачастую в ожесточенной борьбе, мирным и военным путем, в постепенных преобразованиях, медленных и застойных периодах истории, а иногда и скачками - быстрыми, решительными движениями вперед.

2.4. Эволюция и революция. Революция и реформы

Как правило, история человечества, особенно в ранние периоды, развивается стихийно, медленно, постепенно, что присуще эволюционному, незаметному, безболезненному движению вперед. Революции, наоборот, знаменуют резкие качественные изменения, перевороты во всей общественной жизни - в экономической, политической, социальной и духовной ее сферах. Революции - результат активной деятельности субъектов истории, апогей конфликта социальных групп - классов и наций. В Новое и Новейшее время революции зачастую являются результатом сознательной постановки целей и целенаправленного разрешения конкретных задач выдающимися лично-стями, партиями, общественными движениями, более или менее точно воспринимающими и понимающими потребности людей, ход истории. Революции сочетаются в реальном историческом развитии с реформами, сравнительно медленными, постепенными общественными преобразованиями, осуществляемыми мирным путем, как правило, на базе достижения общественного согласия. Диалектика общественного развития такова, что оба пути развития одинаково естественно-историчны, и преувеличивать или принижать роль одного за счет другого было бы неверно. Но история XX в. с ее разрушительными войнами и революциями поучительна для человечества демонстрацией преимуществ реформ, способных решать всевозможные конфликты мирным путем, эффективно использовать научные способы управления общественными и межгосударственными отношениями.

2.5. Возможность альтернативности общественного развития

В отличие от природных закономерностей развития ход истории многовариантен и порой непредсказуем в силу взаимодействия в ней различных трудно учитываемых факторов, особенно субъективных, а также множества разнородных движущих сил.

Люди нередко могут влиять на темпы истории, зачастую избегать ее нежелательных последствий, видоизменять неизбежные события. Народы и нации могут пытаться повторить чужой положительный опыт, действовать по аналогии, но такая попытка редко достигает цели - более того, результат деятельности людей порой прямо противоположен желаемому. В основе исторического развития также лежат объективные законы и тенденции, но их проявление специфично для народов, что дает простор для социотворчества, многообразия путей и форм общественного развития, для его альтернативности.

Возможности альтернативного развития человеческого общества особенно актуальны в условиях глобализирующегося мира. Обозначились две модели глобализации: либеральная и "левая", социально ориентированная. Противники развертывающейся реальной глобализации предлагают в качестве ее специфической формы - регионализацию, которая призвана сдерживать темпы, масштабы и негативные последствия реализуемой западными странами, в первую очередь США, глобализации. Особенно остро проблема выбора путей общественного развития встала перед человечеством в связи с опасными тенденциями манипулирования информацией: от того, кто будет доминировать в информационной сфере, государство или транснациональные корпорации, во многом зависят векторы дальнейшего развития цивилизации.

Пореформенная Россия также находится перед судьбоносным выбором: идти в фарватере американской глобализации или искать свои региональные базовые ценности гражданского общества - вот основные альтернативы ее цивилизационной перспективы.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы объективных и субъективных факторов общественного развития.
  2. В чем суть марксистского понимания причин развития истории?
  3. Охарактеризуйте известные вам ступени человеческой истории.
  4. Кто выступает субъектом истории?
  5. Могут ли выдающиеся личности влиять на ход исторического развития? Приведите примеры.
  6. Почему возможны альтернативы в общественном развитии?
  7. Поразмыслите над условиями выхода России из кризиса и пер-спективами ее общественного развития.