Социальные изменения и пути развития общества. Издательский дом «Питер» — Электронный каталог

Социальные объекты и процессы, составляющие общество как социальную систему, непрерывно изменяются: совершенствуются или, наоборот, деградируют, порождая сложные противоречия, которые стимулируют развитие общества в целом, и его относительно самостоятельных частей.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

Отдельные, частные изменения в обществе постепенно, за счет накопления различий и их последующей интеграции превращаются в глобальные изменения. Они отражаются:

В накоплении и передаче опыта предшествующих поколений;

В способах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

В социально-классовой структуре общества;

В характере взаимоотношений между индивидами и социальными группами.

В основе социальных изменений лежат противоречия, связанные с несовпадением интересов и целей индивидов и разных социальных групп. Если противоречия своевременно не устраняются, возникают социальные конфликты, которые ведут к дестабилизации общества в целом. Разрешение противоречий происходит через определенные изменения в структуре и функциях социальных общностей.

Нередко сложности возникают в отношениях между личностью и обществом, связанные с неспособностью людей, воспитанных в иных общественных отношениях, адаптироваться к условиям жизни.

Проблема социального выбора рельефно проявляется в кризисе социальных ролей, т.е. стереотипов поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям тех или иных социальных функций.

Социальное развитие - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию.

Существуют два пути развития общества: эволюционный и революционный.

Социальная революция в отличие от реформы - это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, и социальных групп, которые не устраивает их второстепенное место в обществе.

В противоположность разрушительным социальным, революциям возможен эволюционный (реформистский) путь развития общества. Он предполагает:

Постепенное проведение изменений под контролем властей;

Поэтапное улучшение социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

Стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных обсуждений);

Законодательный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Реформистский путь развития общества - это мягкий и наиболее целесообразный способ устране­ния социальных противоречий, направленный на созидание, а не на разрушение.

3.3 Социальная деятельность и социальное взаимодействие

Социальная деятельность - регулярно повторяющееся вмешательство индивидов или групп людей (субъектов деятельности) в социальные процессы (объекты деятельности) с целью изменить и подчинить их своим интересам. Это форма активного взаимодействия человека с социальной средой, сознательно направленного на преобразование внешних условий его существования, а также изменение взглядов, мировоззрения, ценностных ориентации окружающих людей.

Субъекты социальной деятельности - это исполнители конкретных действий. Среди них могут быть: отдельные личности; социальные группы; социальные организации и социальные институты.

Объекты социальной деятельности в данном контексте не что иное, как социальные процессы на всех структурных уровнях функционирования общества.

Социальную деятельность составляют конкретные социальные действия (поступки, акции, шаги), организованно (преднамеренно) или стихийно (спонтанно) осуществляемые людьми с желанием вызвать те или иные социальные последствия (результаты). Иными словами, социальные действия могут осуществляться индивидами или группами людей намеренно, целенаправленно или, наоборот, спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств.

Действие следует отличать от поведения. Поведение - это совокупность действий, совершенных индивидом. Определяя, скажем, поведение школьника учитель дает обобщенную оценку совершенных им действий (поступков). Иначе говоря, поступки характеризуют поведение индивида.

Социальное взаимодействие , или интеракция, предполагает регулярное влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактанты. Их интерактивные действия непременно должны быть направлены друг на друга.

Многообразие форм социального взаимодействия в значительной степени детерминируется разнообразием социальных связей между субъектами взаимодействия.

Социальные связи - это взаимозависимости индивидов друг от друга, сложившиеся в процессе совместной деятельности. Социальные связи могут проявляться как социальные контакты (кратковременная, неглубокая связь) или как социальные отношения (сложная система социального взаимодействия, когда поведение одних является причиной деятельности других).

Социальные отношения - это устойчивые, опосредованные формы социального взаимодействия, которые складываются в рамках деятельности социальных общностей и социальных институтов.

Социальные отношения различаются по своему составу и характеру связей:

Между индивидами, например любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность;

Между группами (классами, этническими группами, социальными институтами и другими общностями) по поводу одинаковых или противоположных интересов, часто связанных с распределением результатов общественного труда. Социальные отношения отличаются от простого взаимодействия тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Общество - это динамическая система, которой присущи такие характеристики, как изменение, развитие.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о социальном прогрессе. В противном случае имеет место социальный регресс. Социальный прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Социальный регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени. В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные.

Социальное развитие (прогресс) - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию. Социальное развитие в современном обществе называется модернизацией. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Выделяют два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»).

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII века – первой половины XIX века. Такой вид модернизации начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Главная цель, предпринимаемая правительством - преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости страны. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Примеры: Россия (петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века), Япония (вторая половина XIX и XX веков).

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Социальные изменения и социальные противоречия

Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления:

● в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколений;

● в методах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

● в социально-классовой и профессиональной структуре общества;

● в динамичности социальных норм и ценностей, регулирующих процессы в обществе;

● в характере взаимоотношений между индивидами и многочисленными социальными группами и социальными институтами.

Особые трудности возникают в отношенияхмежду личностью и обществом, когда происходит динамичнаятрансформация социальных отношений, то есть коренное изменение норм и ценностей во всех сферах жизни общества на протяжении короткого промежутка времени. Такие процессы, например, особенно ярко проявились в новых государствах, созданных на территории бывшего Советского Союза сразу после его распада. Социальные изменения в сложившихся условиях неизбежно сопровождали сложные и трудноразрешимыепротиворечия , которые все еще дают знать о себе и в настоящее время.

Социальные противоречия – это столкновение между собой интересов и целей индивидов, различных социальных групп и общества в целом. Противоречия имеют тенденцию накапливаться и усиливаться, если их своевременно не устранять. В этом случае возникнут социальные конфликты , которые могут привести к дестабилизации общественных отношений.

В социальных системах переходного типа, в условиях интенсивной трансформации социально-экономических и политических преобразований общественных отношений, противоречия носят комплексный характер и отличаются высокой динамичностью.

Например, данные анкетных опросов населения одного из областных городов Беларуси показали, что оценки респондентами основных социальных проблем за последние десятилетия распределяются далеко не однозначно. Ниже изложены результаты сравнительных исследований, которые проводились с участием автора по репрезентативной выборке в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 и 2005 годах.

В 1980 году среди наиболее существенных вопросов, требующих немедленного разрешения, на первом месте респонденты назвали «жилищное строительство». Так считали 62% опрошенных. Далее, нерешенные в городе проблемы ранжировались в следующей очередности: «улучшение снабжение продовольственными товарами» (51%), развитие городского транспорта» (46%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (42%). Другие перечисленные в анкете проблемы оказались для респондентов менее актуальными.

Через пять лет, в 1985 году для жителей города особенно важным стало: «жилищное строительство» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (52%), «улучшение работы лечебных учреждений» (52%), «улучшение снабжения продовольственными товарами» (37%) и «увеличение ассортимента промышленных товаров» (35%).

Характерными для своего периода стали ответы 1990 года. В числе самых приоритетных проблем респонденты назвали: «улучшение снабжения продовольственными товарами» (87%) и увеличение ассортимента промышленных товаров» (79%). Актуальными оставалось «жилищное строительство» (67%), «улучшение работы лечебных учреждений» (48%) и «борьба с пьянством, хулиганством, другими антиобщественными явлениями» (30%).

Резко отличаются от традиционных оценок ответы 1995 года. Проблема «борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» выходит в общественном мнении населения города на первое место (73%). Причем, акцент, видимо, делался на последней части этого фактора, включающей в себя борьбу с преступностью. Очень беспокоило респондентов в это время «улучшение работы лечебных учреждений» (71%), «жилищное строительство» (70%) и снова – «развитие городского транспорта» (55%). В 1985 и 1990 годах последней проблемой были озабочены только 18 и 15% жителей города, соответственно.

Данные опроса, проведенного в 2000 году, ранжируются в иной последовательности: «улучшение работы лечебных учреждений» (91%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (80%), «жилищное строительство» (74%), «развитие городского транспорта» (64%).

Заметная положительная динамика обнаруживается в ответах 2005 года: «улучшение работы лечебных учреждений» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (44%), «жилищное строительство» (51%), «развитие городского транспорта» (44%).

В условиях непрерывных перемен в обществе усложняется адаптация конкретных индивидов к новым, быстро меняющимся условиям и жизненным принципам. Постоянно возникает проблема социального выбора, которая рельефно проявляется, когда индивид примеряет на себе новые социальные роли, то есть такие стереотипы поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям конкретных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным приспособиться к непривычным для них социальным ролям (например, предпринимателя, фермера и т.п.). Чтобы освоить эти роли, а они часто противоположны тем, к которым людей «обучали» с детства, необходима определенная социальная гибкость и ловкость .

Не всем удается найти себя, свое «Я» в этой ситуации. Особенно трудно приходится поколениям зрелого возраста. Отсюда их стремление реставрировать (реанимировать) прежние социальные нормы , то есть такие правила поведения и такие формы социального контроля , которые бы компенсировали дефицит индивидуальной активности и личных способностей по адаптации к новым ценностям.

Выбор идеалов, приспособление к нетрадиционным социальным ролям, усвоение новых норм и ценностей можно рассматривать как непрерывно продолжающаяся социализации личности или точнее–ее ресоциализация . То есть, этот процесс связан уже не столько с воспитанием личности, сколько с ее «перевоспитанием». Он затрагивает интересы всех членов общества, независимо от возраста и социального положения и требует всестороннего социологического анализа.

Поэтому так важна информаци я о положительных изменениях и проводимых мероприятиях, направленных на устранение противоречий в социальном развитии конкретно каждого населенного пункта. Данные социологических исследований здесь могут занять исключительно важное место.

Уровни социального развития общества

Социальное развитие общества, то есть, необратимые изменения в направлении качественно нового состояния его структуры и функций, или, иначе, это поступательное движение общества от низших форм к более высокому уровню.

В обществе может наблюдаться ускоренное совершенствование или, наоборот, в нем может присутствовать деградация и разрушение . Существуютразличныеуровни (этапы) развития общества

1. Становление социальной системы. Типично после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Подобные процессы обычно сопровождаются:

● изменениями социальных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;

● формированием новых социальных институтов;

● переход к системе иных общественных отношений.

2. Прогресс общества, то есть перевод его в более совершенное состояние. С этой целью используются реформы , направленные на изменение социальной структуры общества и более эффективное взаимодействие между составляющими элементами. Подобные процессы нередко сопровождаются:

● противоречиями между интересами, взглядами, идеями, определяющими возможные пути развития общества;

● сопротивлением социальных групп и слоев общества, интересы которых не учтены в реформах;

● скептицизмом консервативной части общества, у которой все новое всегда вызывает сомнения.

3. Воспроизводство социальных отношений в традиционном состоянии, которое сложилось в предшествующие годы. Ставится главная задача сохранить общество в первоначальном состоянии. Это консервативный подход к социальному процессу, ориентированный на застой в общественных отношениях. Здесь в социальных процессах проявляются две противоположные тенденции:

● стремление к сохранению существующей социальной системы;

● попытки ее изменить, перевести в режим реформ или революций.

Если первая тенденция поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов, то второй вариант инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующей системы.

4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного разрушения социальной системы, связанные с кризисом власти и ее неспособностью устранять возникающие противоречия :

В таком обществе взаимодействуют социальные группы, у которых различные, часто противоположные интересы. Поэтому всегда существует ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них.

Соотношение реформ и революций

В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативный подход (от лат conserver: сохранять, охранять) – согласие с господствующими общественными отношениями. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформистский подход (от лат. reformare: преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка его подправить, используя реформы . К реформам склонны правящие группы, делая этим уступки массам, чтобы сохранить свои лидирующее положение в обществе.

3. Революционный подход (от лат. revolution: поворот, переворот) – связан со стремлением коренного, радикального изменения общественных отношений с помощью революции . Проявляется в требовании слома старой социальной системы и замены ее на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Социальная революция, в отличие отреформы – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Оно сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, с социальными группами, которых не устраивает их положение в обществе.

В канун социальных революций противоречия предельно обостряются:

● центробежные тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами;

● принятые властями решения саботируются, не выполняются;

● резко усиливается недовольство масс;

● популярными становятся лозунги, направленные на разрушение, а не на созидание;

● появляются новые, харизматические личности, которые используют недовольство масс для собственного прихода к власти.

Социальные революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и т.п. условий и факторов. В науке конкурируют различные точки зрения на причины революций.

К примеру, К. Маркс полагал, что революции происходят в результате обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по старому» и обнищание «низов», которые не хотят жить «по старому».

Известный социолог П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможности удовлетворения «базовых инстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности и творческой деятельности.

Многие современные авторы , причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанных с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.

Неизбежные разрушительные последствия социальных революций для общества нежелательны. Наиболее целесообразен эволюционный путь социальных изменений. Он предполагает:

● поэтапное реформирование социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

● постепенное проведение преобразований в обществе под контролем государственных институтов;

● стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных осуждений;

● конституционный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Все это в совокупности представляется мягким и наиболее эффективным способом устранения социальных противоречий в обществе, направленным на созидание, а не разрушение.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Социальные изменения в обществе и глобальные изменения в мире. Основные формы проявления социальных изменений.

2. Неизбежность социальных противоречий в условиях социальной трансформации общества.

3. Что такое «кризис социальных ролей»? Какими причинами он обусловлен?

4. Признаки и основные черты социального развития общества. Уровни (этапы) развития общества.

5. Какими чертами характеризуется становление социальной системы?

6. Особенности прогрессивного варианта развития общества.

7. Какие тенденции доминируют при воспроизводстве социальных отношений?

8. С какими факторами может быть связан распад социальной системы?

9. Три точки зрения на развитие общества:

9.1. Особенности консервативной позиции. Кто ее сторонник?

9.2. На каких принципах, и каких социальных группах основывается позиция консерватизма?

9.3. В каких случаях проявляется и чем обусловлены революционные изменения общества?

10. Что такое социальная революция? Как она соотносится с реформами?

12. Преимущества эволюционного пути развития общества.

Дополнительная литература к главе 4

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социологические исследования, 2003, № 11.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003, № 12.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования, 2003, № 9.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества - эволюцию и революцию.

Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социаль­но-политического строя, приводящее, в конечном счёте, к их качест­венному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться созна­тельно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа - это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ сущест­вующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

^ социальные - пенсионная реформа, реализация националь­ных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т.д.;

^ политические - изменения в политической сфере обществен­ной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

^ экономические - приватизация, меры по преодолению фи­нансового кризиса, денежные реформы;

^ в духовной сфере - реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, пат­риотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень су­щественной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в на­чале 90-х гг. XX в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в резуль­тате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ро­лей между людьми, это породило процесс дифференциации в обще­стве.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значи­мую роль играют инновации.

Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше­нием адаптационных возможностей социального организма в опреде­лённых условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества - потребности в самореализации и улучше­нии общества, повышении качества жизни.

Однако социальная эволюция при определённых обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помо­щью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую актив­ность.

Революция - захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использо­вание её для крупномасштабного реформирования всех сфер обще­ственной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в не­прерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путём постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марк­сизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социаль­ной жизни. Поэтому революции - это «локомотивы истории».

Экономической основой социальной революции является кон­фликт между производительными силами и производственными от­ношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффек­тивности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучше­ния материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улуч­шает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение ра­бочего класса. Философ отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция - это крайняя форма разрешения соци­альных противоречий. Она возникает не по желанию или произво­лу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически не­обходимой только при наличии определённых объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и пар­ламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразова­ние в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

  • неолитические (переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т. е. рождение земледелия и скотоводства);
  • промышленные (переход от ручного труда к машинному, от ма­нуфактуры к фабрике);
  • культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);
  • «зелёные» (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства, его предпосылкой

стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высоко­урожайных сортов продовольственных зерновых культур; демографические (коренные изменения в воспроизводстве насе­ления в процессе его исторического развития); научные (радикальное изменение процесса и содержания науч­ного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фунда­ментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материаль­ных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организа­ции знания).

Тест по теме «Общество. Общество и природа. Сферы общественной жизни»

1. Найдите в приведённом ниже списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

2) определённый этап исторического развития человечества

3) весь материальный мир в целом

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету

5) устойчивые стереотипы человеческого поведения

6) результаты материально-преобразующей деятельности людей

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является одним из компонентов общества как системы.

Б.Воздействие общества на природу всегда ведёт к негативным последствиям.

4) оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Основные сферы общественной жини

экономическая ……………… политическая духовная

4. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести:

1) классы, социальные группы 2) политические партии 3) мораль 4) рабочую силу

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество – это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

7. Общество в узком смысле слова – это:

1) определенный этап развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

8. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

9. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:

1) массовая вырубка лесов 2) производство «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

10. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

11. Основу экономической сферы жизни общества составляет:

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и ассоциаций предпринимателей

12. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и напишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека

2) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат социальные нормы

3) Основные сферы жизни общества достаточно автономны и в то же время неразрывно связаны

4) Изменение в одной сфере общественной жизни не влияют на другие сферы и общество в целом

Ответ: 13

13. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества

1) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти

2) идеи Просвещения подготовили социальные переворот (Французская революция 18в) и т.д.

14. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

Общество как система. Общественные отношения.

1. Какая черта не относится к обществу как системе?

1) альтернативность развития

2) незавершённость развития

3) непредсказуемость развития

4) статичность развития

2. К общественным отношениям не относится:

1) оформление документов при приёме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) осуществление кандидатом в депутаты предвыборной агитации

3. К элементам общества как системы относятся:

1) плодородные почвы

2) производительные силы

3) окружающая природная среда

4) климатические особенности страны

4. Выберите верные суждения об обществе и укажите цифры, под которыми они указаны:

1) Обществу присущи абсолютная произвольность и неуправляемость

2) Обществу присуще отсутствие конкуренции интересов и устремлений

3) Общество – это социальная организация страны

4) Общество – это социальная организация племени, народности, нации.

Ответ: 34

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах общественных отношений, и одно предложение, раскрывающее пути изменения общественных отношений.

Ответ:

1) Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

2) Общественные отношения делятся на материальные и духовные

3) Общественные отношения могут быть изменены революционным путём, или в ходе эволюции, модернизации и т.д.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие общества

1) в широком смысле

2) в узком смысле слова

2. Условия возникновения общества.

3. Основные функции общества:

1) производство материальных благ и услуг

2) распределение продуктов труда

3) регламентация деятельности и поведения

4) воспроизводство и социализация

5) развитие духовной сферы

4. Основные сферы общественной жизни:

1) политическая 2) экономическая 3) социальная 4) духовная

5. Общественные отношения:

1) материальные

2) духовные

6. Основные черты общества как системы:

7 .К наукам, изучающим общество, не относится:

1) социология 2) философия 3) культурология 4) генетика

8. К источникам саморазвития общества в перспективе не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы

2) развитие духовной сферы в направлении к идеалу

3) использование техники и новых информационных возможностей в целях совершенствовании человеческого существования

4) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека.

9. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) взаимодействие людей

10. Динамический характер общества как системы проявляется в:

1) смене этапов исторического развития

2) наличии элементов и подсистем

3) социальной стратификации

4) устойчивости основных институтов

11. «Второй природой» называют:

1) биосферу 2) общество 3) деятельность 4 ) культуру

12. И общество и природа –

1) входят в биосферу

2) подчиняются общим законам развития

3) выступают объектами изучения в обществознании

4) являются динамическими системами